Кто написал житие святого благоверного князя Александра Невского достоверно неизвестно
Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского — это литературное произведение XIII века, агиографического жанра. Главный герой произведения — Александр Невский. Известно 13 редакций «Жития» XIII—XVII вв.
Самая ранняя первая редакция, составленная около 1260-х гг., сохранилась в 11 полных списках XV—XVII вв. Автором повести, вероятно, был книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси.
Автор сообщает, что лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где погребён князь Александр Невский.
Повесть о житии Александра Невского
Повесть о житии Александра Невского
– историко-агиографическая повесть о выдающемся государственном и военном деятеле Древней Руси. П. дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным, в частности начальная история памятника, взаимоотношения между его старшими редакциями – Первоначальной, Особой, Лихачевской и редакцией СIЛ.
Первым жизнеописанием Александра Невского, по мнению некоторых ученых (Н. И. Серебрянского, В. Л. Комаровича), была светская дружинная Повесть о «мужестве и житии» Александра, не сохранившаяся в первоначальном виде, но частично отразившаяся в двух редакциях П. – Первоначальной и Особой. Не ясно, однако, что из текстов этих двух редакций могло читаться в светской биографии князя. Считалось, например, что вступлением к П. являлось Слово о погибели Русской земли и что повествование о жизни Александра начиналось с похвалы князю (сохранившейся в Особой редакции жития), где он уподоблялся Александру Македонскому, Ахиллу, Дигенису Акриту. В дальнейшем текст Повести восстанавливался в основном по первоначальной редакции П., с исключением из него библейских параллелей и описания чуда с «душевной грамотой». Н. И. Серебрянский считал, что автором светской биографии Александра был его дружинник, но не из числа тех, кто принимал участие в боевых действиях князя. В. Л. Комарович предположил, что автором П. мог быть Федор Данилович или Яким, дружинники князя Ярослава – отца Александра, но не аргументировал эту атрибуцию. Основой для гипотезы о существовании древней светской биографии князя послужили наблюдения над стилистической неоднородностью первоначальной редакции П., в тексте которой соединяются две разных точки зрения – монаха и дружинника и два разных стилевых начала – церковное и светское. Слияние различных стилевых тенденций и доказывает, по мнению сторонников гипотезы, что Первоначальная редакция является церковной обработкой светской дружинной биографии князя. Гипотеза о существовании светской биографии князя строилась на ошибочной предпосылке, отрицающей возможность соединения в произведениях древнерусской литературы различных стилевых начал. Н. К. Гудзий, И. П. Еремин, У. Филипп, Ю. К. Бегунов, критикуя эту гипотезу, отмечали, что у нее нет серьезных текстологических доказательств.
Сохранившиеся списки П. о житии Александра Невского разделяются на следующие редакции.
1
. Первоначальная редакция. В научной литературе существуют разные ее обозначения: Первоначальная (В. О. Ключевский, В. Мансикка), Церковно-летописная (Н. И. Серебрянский), Летописная (В. Л. Комарович), Первая (Ю. К. Бегунов). Заглавие этой редакции варьируется: «Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Житие блаженнаго великаго князя Александра Ярославичя всеа Русии Невскаго», «Слово о велицем князе Александре Яросдавиче» и др.
Содержание первоначальной редакции П. составляют краткие рассказы об основных, с точки зрения автора, эпизодах из жизни Александра (битвы на Неве и Чудском озере, дипломатические отношения с папой римским и Ордой), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. Жизнеописание князя автор строит как житие. В соответствии с канонами жанра в предисловии он называет себя «худым», «многогрешным», «мало смыслящим», рассказ о жизни Александра начинает, как и подобает в житии, с сообщения о его рождении от благочестивых родителей. Все повествование насыщено библейскими цитатами и аналогиями; сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Иисусом Навином, Езекией подчеркивают вечный, вневременной характер деятельности Александра. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые бог призирает», подчеркивает благочестивость Александра, вкладывает в его уста молитвы и обращения к богу. Завершается первоначальная редакция описанием кончины князя и чуда с «душевной грамотой».
Наряду с агиографическими, в Первоначальной редакции отчетливо прослеживаются и традиционные черты воинских повестей: Александр прекрасен внешне, мужествен, горяч, бесстрашен. В соответствии с канонами воинских повестей князь «разгореся сердцем», узнав о приближении врага; выступил в поход «в мале дружине, не съждався с многою силою своею»; в бою «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Слава о храбрости Александра распространилась «по всемь странам», его имени «начаша… блюстися» многие народы; хан Батый признает, что «несть подобна сему князя», а жены татарские пугают своих детей словами: «Александр едет!». По словам И. П. Еремина, Александр «предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного “праведника”. Этот несколько пестрый стилистический наряд, в который подчас облекает своего героя автор жития, – еще одна с его стороны восторженная дань светлой памяти покойного князя» (Еремин
. Житие Александра Невского, с. 355).
Имя автора Первоначальной редакции неизвестно, но в тексте есть некоторые сведения о нем. Автор говорит, что многое об Александре он знает по рассказам «отець своих» («своих отець домочадец»), а сам «самовидець есмь възраста его», т. е. зрелых лет Александра. Автор не был участником Невского боя, о нем ему рассказали князь и другие участники битвы. Сведения о Чудском сражении он тоже получил от «самовидца», правда, на «самовидца» автор ссылается в той части рассказа о битве, где повествуется о чудесной помощи Александру «полка божьего». На основании этих авторских замечаний трудно установить общественное положение автора и степень его близости к князю. Еще первые исследователи П. отмечали, что автор Первоначальной редакции не мог быть новгородцем: в его рассказе нет многих подробностей и фактов, которые можно было бы почерпнуть из новгородских и псковских источников, а иногда его рассказ противоречит этим источникам. Так, автор Первоначальной редакции упоминает роль новгородцев в победе на Неве, говоря, что многие новгородцы «не совокупилися бешя», и князь выступил в поход с «малой дружиной»; согласно новгородским летописям Александр идет в поход против шведов в основном с новгородцами и ладожанами. Включение в текст нелестных для псковичей упреков в неблагодарности («О невегласи псковичи! Аще сего забудете и до правнучат Александровых, и уподобитеся жидом…») исключает возможность псковского происхождения Первоначальной редакции. Многое указывает на то, что автор был жителем северо-восточных земель, Суздаля или Владимира. Александр изображается прежде всего как Владимиро-Суздальский князь, его называют «солнцем земли Суздальской», и т. д.
Говоря об авторе Первоначальной редакции, все ученые отмечают его большую начитанность. Среди установленных источников Первоначальной редакции, помимо библейских текстов, – «История иудейской войны» Иосифа Флавия, Александрия хронографическая, «Летописец вскоре» патриарха Никифора (все эти произведения, как считает Д. С. Лихачев, могли быть известны автору через компилятивный хронограф), Девгениево деяние и др. Еще В. О. Ключевский заметил «литературное веяние старого киевского или волынского юга под этим северным суздальским пером» (Древнерусские жития, с. 70). Сопоставив Первоначальную редакцию с Галицкой летописью, Д. С. Лихачев установил сходство между ними в стиле, в манере описывать военные действия, подвиги князя, особенно в той части Галицкой летописи, где читается биография Даниила Галицкого. Первоначальная редакция, по его мнению, отражает западнорусскую, галицкую литературную традицию. Литературные связи Галича и северовосточной Руси могли осуществляться, как предположил Д. С. Лихачев, через митрополита Кирилла, который в 1250 г. переехал с юга от Даниила Галицкого к Александру Невскому. «Вне всякого сомнения, – пишет Д. С. Лихачев, – Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но прежде всего он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников» (Лихачев
. Галицкая литературная традиция, с. 52). На Кирилла автор ссылается, описывая чудо с «душевной грамотой», он передает и слова Кирилла при известии о смерти князя: «Чада мои, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской». Развивая выводы Д. С. Лихачева, Ю. К. Бегунов связывает составление Первоначальной редакции с монастырем Рождества богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело Александра, монастырь сыграл большую роль в создании культа князя. Именно здесь, в монастыре Рождества Богородицы, жил с 1250 по 1274 гг. митрополит Кирилл. Покровителем монастыря был князь Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, ему автор Первоначальной редакции уделяет особое внимание, изображая Дмитрия Александровича достойным преемником власти отца. Первоначальная редакция П., вероятно, и была составлена по инициативе Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла в 80-е гг. XIII в. книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире, галичанином по литературной школе и, возможно, происхождению. Эта редакция имела длительную рукописную традицию, она сохранилась в 13 списках XIV–XVII вв., самыми старшими из них являются списки Летописи Лаврентьевской, Псковской II летописи и сборника Государств. архива Псковской области, ф. 449, № 60. Наиболее интересный этап в рукописной истории Первоначальной редакции связан со «Словом о погибели Русской земли». Именно изучение истории текста Первоначальной редакции показало, что «Слово о погибели» – самостоятельное произведение и было присоединено к этой редакции приблизительно в 80-е гг. XV в.
Велико значение Первоначальной редакции П. для древнерусской литературы. Она явилась основным источником для всех последующих редакций памятника. На долгое время ее манера повествования явилась образцом для княжеских жизнеописаний последующего времени.
2
. Особая редакция П. (В. Мансикка называл ее Особенной, второй, Новой; Н. И. Серебрянский – Особой; В. Л. Комарович и У. Филипп – Проложной; Ю. К. Бегунов – Третьей) дошла до нас в шести списках XVI–XVII вв. Она именуется: «Успение великого князя новгородского Александра Ярославича». Многое в изложении событий из жизни князя в Особой редакции совпадает с Первоначальной и, видимо, ее составителю был известен текст Первоначальной редакции. В Особой редакции нет, однако, многих исторических эпизодов и деталей; события изображаются сжато и лаконично. В Особой редакции отсутствуют молитвы князя, упоминания об ангельской помощи, описания чудес, почти нет здесь библейских цитат и аналогий, что придает жизнеописанию князя более светский характер. В начале Особой редакции рисуется условный образ князя-воина – умного, храброго, непобедимого, имя которого «грозно на ратех». Это князь, в храбрости подобный Александру Македонскому, Ахиллу и Дигенису Акриту – этим литературным, а не библейским героям уподобляется теперь Александр, слава о его мужестве распространилась по многим странам Варяжского моря до Рима. Характеристика эта иллюстрируется тремя примерами, в условно-литературной манере, почти без исторических деталей, изображающих князя в битвах на Неве и Чудском озере, походе в Поморье. Вторая часть Особой редакции раскрывает иные стороны личности и деятельности князя. Традиционно-этикетная характеристика «благого» князя (кроткий, смиренный, приветливый, милосердный, почитающий монахов и священников и т. д.) дополняется описанием деятельности Александра по восстановлению княжества после нашествия Неврюя и одобрением его политики в отношениях с Ордой. В описании кончины и погребения князя есть много схожего с Первоначальной редакцией, но в Особой редакции отсутствует плач автора «О горе тебе, бедный человече!» и рассказ о чуде с «душевной грамотой». По предельному обобщению изображаемого и лаконичности повествования Особая редакция больше напоминает развернутую похвалу, чем жизнеописание.
Относительно времени создания Особой редакции, ее источников и взаимоотношений с другими редакциями существуют разные, иногда прямо противоположные точки зрения. В. Мансикка и Ю. К. Бегунов полагали, что Особая редакция восходит к СIЛ, и относили ее создание ко второй половине XV в. (Ю. К. Бегунов), XV – началу XVI в. (В. Мансикка). Н. И. Серебрянский датировал Особую редакцию XVI в., считая, что она не зависит от СIЛ. По его мнению, автор Особой редакции следовал в основном несохранившейся светской Повести об Александре, но под его рукой была и Первоначальная редакция П. Обе точки зрения на время создания Особой редакции текстологически не доказаны. Ошибочность гипотезы В. Мансикки – Ю. К. Бегунова о зависимости Особой редакции от СIЛ подтверждается фактами из истории текста Повести о Довмонте, все редакции которой имеют заимствования из Особой редакции П. о житии. Наличие текста Повести о Довмонте в общем протографе СIЛ и НIVЛ показывает, что и Повесть о Довмонте и тем более ее источник – Особая редакция П. были созданы до 40-х гг. XV в., и возможно даже – в начале этого столетия (см.: Охотникова В. И.
Повесть о Довмонте и псковские летописи. К вопросу о датировке Повести. – В кн.: Русская и грузинская средневековые литературы. Л., 1979, с. 182–191). Местом составления Особой редакции исследователи единодушно вслед за Н. И. Серебрянским называют Новгород. Об этом говорят постоянные указания в ее тексте на то, что Александр совершал походы с новгородскими полками, именование его «великим князем Новгородским», неоднократное упоминание о Софии Новгородской и желании князя послужить ей, определение Пскова как пригорода Новгорода и т. д., а с другой стороны – плохая осведомленность в обстоятельствах смерти князя во Владимире.
3
. Лихачевская редакция (третий вид второй редакции по терминологии Ю. К. Бегунова) озаглавлена: «О велицемь князе нашем и умнем и о крепкомысленом…». Редакция сохранилась в одном списке конца XV – начала XVI вв. (ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 71), открытом В. Мансиккой. Текст Лихачевской редакции обнаруживает сходство с Первоначальной и Особой редакциями, летописными заметками НIЛ старшего извода и редакцией П. в СIЛ. В. Мансикка, публикуя текст Лихачевской редакции, указал, что ее источниками, по-видимому, были протограф СIЛ, Особая и Первоначальная редакции П.; ее составление он относил к кон. XV – нач. XVI в. Н. И. Серебрянский считал Лихачевскую редакцию соединением текстов Первоначальной и Особой редакций, дополненных выписками из НIЛ и личными догадками редактора, и не зависящей от СIЛ. Точка зрения В. Мансикки на историю текста Лихачевской редакции развита в последнее время Ю. К. Бегуновым, но и в его работах она не получила убедительного текстологического обоснования. Вопрос о взаимоотношениях Лихачевской редакции с другими редакциями П. и о времени ее создания остается открытым.
4
. Редакция СIЛ является наиболее полным отражением общерусской летописной редакции 40-х гг. XV в. (т. е. свода 1448 г. – протографа СIЛ и НIVЛ, не сохранившегося в своем первоначальном виде). Жизнеописание Александра в составе СIЛ складывается из летописных статей 1240–1243, 1246, 1251, 1262 гг. НIЛ старшего извода и текста Первоначальной редакции, оно разнесено по годам и разбито летописными сообщениями другого содержания. Целые фразы, отдельные выражения и обороты сближают эту редакцию П. с Особой редакцией (см., например, вступление «О велицем князе», начало описания Чудского боя, сообщение о походе на чудь, перечисление границ распространения славы Александра и др.). Это сходство истолковывалось исследователями по-разному: В. Мансикка, Ю. К. Бегунов считали, что Особая редакция Жития составлена на основе СIЛ, Н. И. Серебрянский видел в Особой редакции один из источников редакции СIЛ. Подобное же противоречие есть и во взглядах на взаимоотношения редакций СIЛ и Лихачевской.
Разнородные по стилю и жанру произведения об Александре Невском составитель общерусской летописной редакции соединял не механически. Критическим было его отношение к Особой редакции, ее текст, в отличие от Первоначальной редакции, был использован не полностью, возможно, это вызвано светским характером Особой редакции П. Всему повествованию составитель свода 40-х гг. придал общерусскую направленность. Александр представлен здесь как князь всей русской земли («солнце земли Русьской»). СIЛ сохранила эти особенности общерусской редакции.
Общерусская летописная редакция П. через СIЛ и HIVЛ вошла в большинство летописей XV–XVII вв. (Никаноровскую, Ермолинскую, Типографскую, Львовскую, Воскресенскую, Симеоновскую, Новгородскую 5, Никоновскую и мн. др.)
5
. Слово похвальное или Владимирская редакция П. (заголовок: «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася»). Слово похвальное было написано, как это явствует из вступления, по инициативе митрополита Макария, который после собора 1547 г. повелел произвести изыскание чудес святого и понудил «убогаго списателя» составить житие. В 1550 г. оно вошло уже в состав ВМЧ. Автор Слова похвального неизвестен. В. О. Ключевский предположил, что им мог быть Михаил, инок владимирского Рождественского монастыря, составивший службу Александру Невскому. Ключевскому возражал В. Мансикка, отмечавший, что рассказ о кончине князя и чуде с «душевной грамотой» в службе и Слове похвальном восходит к разным версиям. С В. Мансиккой согласился Н. И. Серебрянский, добавив, что автор Слова похвального называет Рождественский монастырь «той обителью», «тем монастырем», для монаха этой обители более естественными были бы местоимения «сей», «наш». Однако нет сомнения в том, что Слово написано владимирским книжником (Владимир для него «град наш»). Автор был начитанным человеком, хорошо знакомым с агиографическими канонами, он составил правильное житие, отвечающее требованиям макарьевской литературной школы. Это проявилось в строгой композиции (традиционное вступление, биография, чудеса, похвала акафистного типа), в разработке каждой ее части, в отборе материала. В информативном отношении Слово похвальное почти ничего не добавляет к содержанию своего основного источника – Первоначальной редакции П. Из ее текста автор Слова похвального устраняет все, не соответствующее житийному характеру памятника (опущено сравнение с Веспасианом, сокращен рассказ о шести храбрецах, нет обращения к псковичам «О невегласии псковичи», рассказа о походе в Литву и т. д.), но распространяет текст Первоначальной редакции агиографическими мотивами, особенно в рассказе о детстве князя и о его кончине, он вкладывает в уста Александра благочестивые наставления, расширяет молитвы. Автор Слова похвального был знаком и с традиционными формулами воинских повестей, которыми он «украшает» описание Невской битвы и Ледового побоища. Традиционно и изложение тринадцати чудес, почти все они относятся к позднему времени и записаны со слов монахов Рождественского монастыря.
6
. Редакция Василия-Варлаама, писателя макарьевского круга, автора житий многих псковских и новгородских святых (заголовок: «Житие и жизнь и повесть о храбрости и о чюдесех, описано вкратьце, святаго великаго князя Александра Ярославичя Невьскаго, новаго чюдотворца»). В основу своей редакции Василий-Варлаам положил Первоначальную редакцию П., дополнил ее по летописи, близкой СIЛ, и распространил заимствованиями из агиографической литературы. Среди литературных источников Василия-Варлаама – жития Михаила Черниговского, написанное Пахомием Сербом, Иоанна Новгородского, Федора Ярославского, написанное Антонием, Летописная повесть о Мамаевом побоище и др.
7
. П. о житии Александра Невского особой редакции («Житие и подвизи вкупе же отчасти чюдеса прехвальнаго и блаженнаго великаго князя Александра Ярославича, рекомаго Невскаго, нареченнаго во иноцех Алексия») помещена в 8-й степени Степенной книги. Редакция Степенной книги составлена на основе Слова похвального и летописных источников, близких СIЛ, Воскресенской, Ермолинской, Никоновской летописям. Автор придал редакции характер связного исторического повествования, он сознательно избегает общих агиографических мест и риторических длиннот Слова похвального, сокращая его, по его собственным словам, «ради прочих деяний», сведения о которых он черпает из летописных источников. В летописных известиях он опускает излишние подробности и детали, изменяет слог, приводя его в соответствие с общим стилем повествования Степенной книги. Отдельные выражения и обороты этой редакции напоминают П. о житии в редакции Василия-Варлаама.
Вопрос об авторе биографии Александра в Степенной книге окончательно не решен. Н. С. Державин без особых доказательств приписывал ее Василию-Варлааму. Он не видел ничего удивительного в том, что у Василия-Варлаама почти в одно и то же время появляются два очень не похожих друг на друга произведения об Александре Невском, объясняя это различием задач – агиографической и историографической (Державин Н. С.
«Степенная книга» как литературный памятник. Опыт исследования литературного состава «Степенной книги» Миллера. Батум, 1902, с. 24, 77–78, 85–87). Убедительно оспаривая участие Василия-Варлаама в составлении Степенной книги, П. Г. Васенко считает ее редактором и составителем большинства биографий Афанасия; вопрос об авторе биографии князя в Степенной книге им специально не рассматривался, высказывались только сомнения в атрибуции, предложенной Н. С. Державиным (
Васенко П. Г.
Книга Степенная царского родословия и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1). Проблема авторства жития в Степенной книге еще требует дальнейшего исследования.
8
. Светская обработка третьей четверти XVI в. Первоначальной редакции сохранилась в списке XVI в. ГПБ, Q.I.321 (заглавие: «23 день преставление святаго и великаго князя Александра Ярославича Невьскаго. Сей бе князь великий Александр…»). В списке есть интересные дополнения: много внимания уделяется «витязям» А. Н., с подробностями, неизвестными другим редакциям, рассказывается о происхождении шести храбрецов и их подвигах в битве на Неве, в описание кончины князя включается плач его «витязей» и всей Русской земли. В остальном переработка источника заключалась, по-видимому, в сокращениях и поновлении слога, который в некоторых выражениях напоминает редакции Жития Александра Невского Степенной книги и Никоновской летописи. В. Мансикка считает новые подробности этой редакции «фантастическими», выдуманными самим автором; Ю. К. Бегунов предполагает, что он мог быть новгородцем. Составление этой редакции относят предположительно к третьей четверти XVI в.
9
. Проложная редакция жития составлена в XVI в. неизвестным автором, вошла в состав печатного Пролога, представляет собою́ сокращение жития в редакции Василия-Варлаама. Главное внимание в Проложной редакции уделено двум эпизодам из жизни князя – Невскому сражению и поездке в Орду. Они сохранены почти во всех своих подробностях. Все остальные эпизоды либо очень сильно сокращены, либо опущены совсем; нет в Проложной редакции рассказа о взятии Копорья, Ледовом сражении, литовском походе, диспуте с послами папы римского. Упрощены и многие риторические обороты Василия-Варлаама. В некоторых выражениях и деталях (описание чуда с «душевной грамотой», монашеское имя Александра – Алексей) Проложная редакция близка Слову похвальному; возможно, и оно было одним из источников этой редакции. О составителе Проложной редакции нет никаких мнений, только Н. И. Серебрянский предположил, что он, как и Василий-Варлаам, был псковичем.
Помимо рассмотренных выше, известны редакции П., составленные Ионой Думиным, Викентием, Титом (в списке ГПБ, собр. ОЛДП, № 198; редакция является компиляцией редакции Василия-Варлаама и редакции Степенной книги). Известны также особые редакции XVII в. Одна из них, дошедшая в списке ГПБ, Q.XVII.24, представляет переделку редакции Ионы Думина. Автор свободно отнесся к своему оригиналу, не только сократил его, но и стилистически поправил, главным образом упростил, многое передал своим слогом, тоже не лишенным риторических оборотов. Из новых сведений, содержащихся в этой редакции, следует отметить пополнение раздела чудес и некоторые исторические уточнения (имя великой княгини, сгоревшей во Владимирском пожаре 1237 г. – Агафья; указание на то, что во время похода Неврюя татары не взяли г. Владимира, а только его уезд, и др.). Большинство дополнений можно считать литературными, среди них особенно интересны описание облика Александра, его личного мужества и храбрости шести удальцов, мощи шведов и ангельской помощи во время битвы на Неве, предание о смерти Георгия Всеволодовича, подробности смерти Батыя и того, как «моавитянки» стращали своих детей именем Александра, видение Кирилла и др. Источники этих дополнений не изучены. В результате всех изменений текст редакции стал более светским. В. Мансикка делает вывод о владимирском происхождении автора: об этом свидетельствует и знание им подробностей Владимирского пожара, неизвестных по другим редакциям, которые он мог почерпнуть из местных преданий, а также именование Александра «владимирским чюдотворцем».
Светская редакция последней четверти XVII в. читается также в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1408. Автор ее неизвестен. Источником новой редакции П. была Никоновская летопись. Из ее летописных статей составитель выбрал четыре эпизода – Невский бой, Ледовое побоище, поездка в Орду, смерть князя – значительно сократил и видоизменил их текст, проявив стремление подчеркнуть светские, воинские доблести Александра и опустить все, что характеризует его как святого; агиографические элементы в этой редакции совершенно отсутствуют.
Изд.
:
Мансикка В.
Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. – ПДП, № 180. СПб., 1913;
Серебрянский
: Княжеские жития;
Азбелев С. Н.
Светская обработка «Жития Александра Невского». – ТОДРЛ, 1958, т. 14, с. 147–153;
Бегунов Ю. К.
1) К вопросу об изучении Жития Александра Невского. – ТОДРЛ, 1961, т. 17, с. 348–357; 2) Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965; 3) Die Vita des Fürsten Aleksandr Nevskij in der Novgoroder Literatur des 15. Jahrhunderts. – Zeitschrift für Slavistik, 1971, Bd 16, H. 1, S. 105–109.
Лит.
:
Ключевский
. Древнерусские жития, с. 65–71, 238–242, 251–258, 312–313;
Бугославский С. А.
К вопросу о первоначальном тексте Жития великого князя Александра Невского. – ИОРЯС, 1914, т. 19, кн. 1, с. 261–290;
Орлов А. С.
Александр Невский в средневековой литературе. – Вестн. АН СССР, 1942, № 4, с. 72–79;
Комарович В. Л.
Повесть об Александре Невском. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1946, т. 2, ч. 1, с. 50–58;
Лихачев Д. С.
1) Галицкая литературная традиция в Житии Александра Невского. – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 36–56; 2) Реплики: (По поводу статьи Н. В. Водовозова «Повесть XIII в. об Александре Невском» и «Повесть о битве на реке Калке»). – ТОДРЛ, 1958, т. 15, с. 499–502;
Еремин И. П.
Житие Александра Невского. – В кн.: Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. / Сост. пер. и примеч. И. П. Еремина и Д. С. Лихачева. М., 1957, с. 354–356;
Водовозов Н. В.
Повесть XIII в. об Александре Невском: (К вопросу о составе повести и ее авторе). – Учен. зап. МГПИ им. В. П. Потемкина. М., 1957, т. 67, вып. 6, с. 21–45;
Philipp W.
Über das Verhältnis des «Slovo о pogibeli Russkoj zemli» zum «Žitie Aleksandra Nevskogo». – Forschungen zur Osteuropäischen Geschichte, 1957, Bd 5, S. 7–37;
Бегунов Ю. К.
1) Житие Александра Невского в составе Новгородской I и Софийской I летописей. – В кн.: Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959, вып. 9, с. 229–238; 2) Житие Александра Невского в станковой живописи начала XVII в. – ТОДРЛ, 1966, т. 22, с. 311–326; 3) Utwory literackie о Aleksandrze Newskim w składzie łatopisów ruskich. – Slavia orientalis, 1969, rocz. 18, № 3, s. 293–309; 4) Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском. – ТОДРЛ, 1971, т. 26, с. 71–84; 5) Александр Невский в псковской литературе XV–XVI вв. – Zeitschrift für Slawistik, 1976, Bd 21, Н. 3, S. 311–318; 6) Житие Александра Невского в сборнике из собрания Н. П. Лихачева. – ТОДРЛ, 1976, т. 30, с. 60–72;
Lammiсh M.
Fürstenbiographien des 13. Jahrhunderts in dem russischen Chroniken. Köln, 1973;
Дмитриев Л. А.
Повесть о житии Александра Невского. – В кн.: История русской литературы X–XVII вв. М., 1980, с. 173–177;
Охотникова В. И.
Повесть о Довмонте и княжеские жизнеописания XI–XIV вв. – В кн.: Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980, с. 115–128.
Доп.
:
Охотникова В. И.
Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985, с. 24–29, 56–62, 138–155.
В. И. Охотникова
Родился святой благоверный князь Александр Ярославович Невский в Переяславле-Залесском
Александр Ярославович Невский — это князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, выдающийся полководец, святой Русской Православной Церкви. Родился он 13 или по старой историографической традиции 30 мая 1220 года в городе Переяславль-Залесский.
Отец Александра Ярослав в крещении получил имя Федор. Он был младшим сыном великого князя московского Всеволода III Большое Гнездо и братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича.
Великий князь Александр Ярославович Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672 год. Князь Александр княжил в Великом Новгороде, Киеве и Владимире. Известен своими военными победами над Ливонским и Тевтонским орденами. Фото:
upload.wikimedia.org
Мать святого Александра, Феодосия Мстиславна — предположительно, дочь галицкого князя Мстислава Удалого, торопецкая княжна, дочь князя новгородского и галицкого Мстислава Удалого. Она стала третьей женой князя Ярослава Всеволодовича.
У князя Ярослава был старший сын, брат Александра святой благоверный князь Феодор. В возрасте 15 лет он умер.
Князь Александр Невский родился и провел детство в Переяславле-Залесском.
Житие святого говорит о том, что его детство прошло в Переяславле-Залесском. Здесь княжил его отец и здесь же произошёл княжеский постриг Александра. Это обряд посвящения в воины и его совершил в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево-Печерского Патерика.
Старец благословил Александра Ярославича на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.
Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский. Гравюра. Святитель Симон совершил над отроком Александром княжеский постриг в Переславле-Залесском. Фото:
nne.ru
В 1227 году новгородцы попросили брата князя Ярослава великого князя владимирского Юрия отправить его княжить в Новгород Великий. Тот взял с собой своих сыновей. В следующем году он собрался в поход на Ригу и для детей назначил опекунов боярина Фёдора Даниловича и тиуна Якима.
Во время голода, который наступил зимой, опекуны с княжичами бежали из города, опасаясь расправы новгородцев над ними.
Святой князь Александр Ярославич стал князем Великого Новгорода после смерти брата Федора
Новгородцы, недовольные правлением князя Ярослава Всеволодовича, пригласили на княжение святого Михаила Черниговского. Из-за этого в феврале 1229 года он вместе с сыновьями ушел Переславль. В 1230 году Ярослав помирился с новгородцами и вернулся с детьми в Новгород.
Здесь дочь Михаила Черниговского Феодулия обручилась со старшим братом Александра Феодором. Сам Ярослав Всеволодович через два года уехал из Великого Новгорода, а на княжении в нем оставил сыновей.
Ярослав Всеволодович. Фреска церкви Спаса на Нередице близ Новгорода. Около 1246 года. Сын Ярослава Всеволодовича Александр с детства сопровождал его в военных походах. Фото:
upload.wikimedia.org
В 1233 году Федор умирает, а юная княжна Феодула удаляется в монастырь, где прославляется как преподобная Евфросиния Суздальская. Святой князь Александр Ярославич с ранних лет сопровождал отца в походах.
В 1235 году он участвовал в битве на реке Эмайыги (территория нынешней Эстонии). Здесь войска его отца победили немцев. В следующем году Ярослав Всеволодович отправился княжить в Киев, а позже — во Владимир. Вместо себя новгородские земли защищать он оставил сына Александра.
1239
в этом году Александр Невский женился
В 1239 году князь Александр женился. Его женой стала дочь Полоцкого князя Брячислава. В 1240 году первенец князя. Его назвали Василием. В это время князь участвовал в сражениях с литовцами и немцами.
В начале xiii века на русские земли двинулись монгольские орды, видя это, с благословения Папы Римского германские рыцари, кощунственно называвшие себя «крестоносцы» отправились в «крестовый поход» на Русь.
Невская битва (фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития», XIX век). Невская битва — это первая Крупная победа святого князя Александра Ярославича Невского. По ней он получил свое прозвище. Фото:
upload.wikimedia.org
Начиная с 1240 года, святому князю пришлось участвовать в нескольких сражениях, отражая их нападения. В этом году Александр принял бой со шведами. Русские летописи приписывают командование сражением в устье Ижоры рядом с Ладогой ярлу Биргеру, хотя на тот момент ярлом был Ульф Фасе, а Биргер командовал крестовым походом в Финляндию.
Именно поэтому Александр Ярославович принял бой со шведским флотом, вместе с которым приплыло несколько епископов. 15 июля он, вместе с наспех собранными отрядами ладожан и новгородцев, не дожидаясь подмоги из Владимира, наголову разбил шведов в их собственном лагере.
Юрий Бегунов
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ СВЯТОГО И БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Не в силе Бог, а в правде!
Св. Александр Невский
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
За последние десятилетия в нашей стране увидело свет немало книг, посвященных великому князю Александру Ярославичу Невскому. В том числе и в молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей», где еще в 70-е годы прошлого столетия была опубликована одна из лучших биографий великого князя, принадлежащая перу замечательного исследователя средневековой Руси Владимира Терентьевича Пашуто. Но и до, и после книги Пашуто историки, писатели, публицисты вновь и вновь обращались к личности Александра Невского и к проводимой им политике, пытаясь найти в ней ответы на многие вопросы, актуальные для нашей страны и по сей день. И это закономерно, ибо великий князь Александр Ярославич, вне всяких сомнений, одна из ключевых фигур нашей истории, а время его правления зримо отделяет историю древней, домонгольской Руси от истории Руси Московской. И очень многие черты политической жизни нашего государства, многие особенности политики московских великих князей, а затем и царей были заложены именно в княжение их великого предка.
Казалось бы, об Александре Невском написано всё. Историкам и биографам остается спорить лишь об отдельных нюансах в его биографии, о том или ином освещении давно установленных фактов, извлеченных из давно опубликованных и подвергнутых тщательному изучению источников — летописей, житий, княжеских договоров, западноевропейских хроник, записок иностранных дипломатов и путешественников. Но вот перед нами книга, в которой многие известные факты изложены по-новому, а иные из них и вовсе неизвестны исследователям жизни Александра Невского и Руси его времени. Автор книги, предлагаемой вниманию читателя, — известный петербургский ученый Юрий Константинович Бегунов, действительный член нескольких академий наук — Петровской, Международной Славянской и Русской, профессор политологии, доктор филологических наук России и Болгарии, почетный доктор Великотырновского университета имени святых Кирилла и Мефодия, член Русского Исторического общества и Ассоциации болгаристов СНГ. Его имя прекрасно известно специалистам по истории древнерусской литературы; сюжетами, связанными с именем Александра Невского, автор занимается вот уже более полувека, а его монография, основанная на кандидатской диссертации, — «„Слово о погибели Рускыя земли“ — памятник русской литературы XIII века» (1965), — в которой исследована рукописная традиция Жития святого Александра Невского и реконструирован первоначальный текст этого выдающегося памятника русской агиографии, до сих пор служит основой для большинства исследований как самого произведения, так и обстоятельств жизни его главного героя — святого и благоверного великого князя Александра Ярославича. В дальнейшем Ю. К. Бегунов опубликовал несколько десятков статей, посвященных Житию Александра Невского, биографии князя, его изображению в русской литературе и искусстве XIII–XIX веков [1]. При его участии были организованы и проведены конференции, посвященные Александру Невскому, — международная, проходившая в Санкт-Петербурге и приуроченная к 750-летию Невской битвы и Году Александра Невского (1990), и научно-практические, состоявшиеся в городе Колпине (1989, 1994, 1999). В отличие от прежних биографов Александра Невского, автор книги сумел привлечь многие новые источники, остающиеся до сих пор вне поля зрения историков. В первую очередь, это различные редакции Жития святого и благоверного великого князя Александра Ярославича, которые составлялись на протяжении XIII–XVIII веков (по данным автора, их число перевалило за 20); церковная Служба святому князю в редакциях XVI–XVII веков; написанное в XVI веке «Исповедание веры святого Александра Невского»; «Ростовский летописец» А. Я. Артынова (XIX век). При описании монголо-татарского нашествия на Русь и мер, принятых Александром Невским для отведения угрозы от Новгорода, автор привлек практически неизвестный даже специалистам так называемый «Свод булгарских летописей» (XVII век), сохранивший в том числе и летопись знаменитого татарского (точнее, булгарского) полководца XIII века Гази-Бараджа Бурундая, одного из самых заметных участников похода татар на Русь и последующего утверждения власти Орды над Русью.
Издатели книги, несомненно, отдают себе отчет в том, что эти памятники имеют позднее — как правило, даже очень позднее — происхождение, а потому степень их достоверности не может не вызывать серьезных сомнений. Наверное, кое-кто из специалистов, исследователей Древней Руси, с пренебрежением отнесется к подобным источникам, напрочь отвергнув их показания. Однако едва ли такой подход можно признать правильным. Во всяком случае, нам показалось, что читателю будет полезно и небезынтересно познакомиться с новой, насыщенной новыми, зачастую неожиданными фактами биографией одного из крупнейших деятелей средневековой России.
В заключение скажем особо о структуре книги. Значительную ее часть составляют документальные приложения — тексты двух редакций Жития святого Александра Невского, церковной Службы и другие материалы. Мы уже говорили о том, что автор книги, проф. Ю. К. Бегунов, известен прежде всего как исследователь агиографических сочинений, посвященных святому князю. А потому собранные им материалы представляют немалый интерес и немалую — в том числе и чисто научную — ценность. Все переводы древнерусских памятников на современный русский язык выполнены Ю. К. Бегуновым.
ВЫБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Александр Невский — ключевая фигура русской истории: победитель шведских и немецких рыцарей, остановивший крестовый поход на Русь, строитель Русского национального государства с городом Владимиром как центром, оберегатель Русской вольницы — Новгорода Великого и Пскова, заступник Русского народа от ордынских нашествий, создатель династии московских великих князей и т. п.
Про таких говорят: герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченный Богом. Неудивительно, что Русская Православная Церковь причислила его к лику святых: вначале — местно в Рождественском монастыре во Владимире, где он был похоронен как схимник Алексий (1263), с написанием в его честь благочестивого Жития (1280-е годы); затем — также местно — с открытием мощей святым митрополитом Киприаном (1381), с написанием «Чуда о Доньской победе», еще позже — соборно — с общерусской канонизацией в Москве в 1547 году, с написанием владимирскими иноками «Слова похвального благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чюдотворцу, в нем же и о чюдесех его споведася».
В дальнейшем, на протяжении веков, святого князя Александра Невского прославляли как «Второго Константина» и «Нового Владимира»; ему посвящали храмы, изографы писали иконы. Из-под пера древних книжников явился идеальный образ князя-святого, сына благочестивых и благородных родителей, потомков Владимира Мономаха.
Вся короткая многострадальная жизнь князя Александра — всего 43 года! — пример беззаветного служения Отечеству. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости. Говорят, что героями становятся по воле Божьей. Святой Александр Невский и был таким героем, у которого нельзя отделить героическое от человеческого, ангельское подобие от человеческого служения миру, небесное от земного, вечное от временного.
Историки, с легкой руки Г. В. Вернадского, говорят о двух подвигах Невского: во-первых, о подвиге земном, воинском, так как князь и его сподвижники спасли Русскую землю от иноземного порабощения, и, во-вторых, о подвиге духовном, так как земной воитель, ведомый Святой Софией и Святой Троицей, отстоял родную землю, народ и веру православную: не согласился на унию с Римской католической церковью, стойко защищал христиан от «поганых», установивших жесточайшее иго на Руси.
В тяжелейших условиях двойного натиска — с Запада и с Востока — произошел его Выбор.
Это был княжеский
Выбор,
к которому он готовился постепенно, всем житием своим, всем княжеским и бескорыстным служением Руси: в Новгороде (первое посажение наместником в восемь лет на Новгородском столе; он новгородский князь постоянно с 1236 года), в Переяславле-Залесском (с 1237 года), в Киеве (1249–1250), во Владимире и Суздале (1252–1263). Княжеское печалование о Земле и Роде было главным содержанием его служения. Княжеским печалованием были и пять его поездок в Орду и в Империю монголов.
вернуться 1
См. библиографию в конце книги.
За битву на Неве народ назвал святого князя Александра «Невским»
Житие святого говорит о том, что на день сражения ему не исполнилось ещё и 20 лет. Перед битвой он долго молился в новгородском храме Софии, Премудрости Божией. Выйдя из храма, он произнес свою знаменитую фразу:
«Не в силе Бог, но в правде»! При этом стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (после крещения Филипп) видел плывущую по морю ладью, а ней святых мучеников Бориса и Глеба. Борис при этом сказал Глебу: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру».
Борис и Глеб, святые князья-страстотерпцы; Икона. Россия. Тверь. XIII век. Существует предание о том, что воин Александра Невского в видении видел, как святые благоверные князья Борис и Глеб на ладье плыли на помощь своему родственнику Александру Невскому перед Невской битвой. Фото: foma.ru
После Невской битвы народ стал называть святого Александра Невским. При этом существует альтернативное мнение о том, что прозвище «Невский» относилось к нему и его детям, потому что они имели владения на Неве.
Впервые же это прозвище прозвучало во внелетописной статье под названием «А се князи русьстии» XV века, кто написал её достоверно неизвестно.
Ледовое побоище. Миниатюра из «Жития Александра Невского», входящего в Лицевой летописный свод. «Лицевой» — в названии означает «нарисованный в лицах». Ледовое побоище на Чудском озере — это главная битва святого князя Александра Невского. Фото:
upload.wikimedia.org
Однако опасность не миновала и войска ливонского ордена в 1241 году захватили Псков. Несмотря на такое событие, новгородцы, конфликтовавшие с Александром, отправили его в Переславль-Залесский.
Только после того, как немцы захватили землю вожан и Копорье, а также приблизились к Новгороду на расстояние 30 вёрст, они отправили к Ярославу гонцов с просьбой его вернуть. Отец хотел отправить вместе Александра другого сына, Андрея, но новгородцы настояли на своём.
5 апреля 1242
состоялось знаменитое Ледовое побоище — главное сражения Александра Невского
В 1241 года дружины Александра Ярославича отбили Копорье. 1242 году он дождался подкреплений из Владимира от брата Андрея и освободил Псков. Весной же этого же года состоялось решающее сражение с войсками уже Тевтонского ордена. 5 апреля состоялось знаменитое Ледовое побоище.
На льду Чудского озера войско ордена нанесло мощный удар по центру русского боевого порядка, но затем княжеская конница ударила с флангов и решила исход сражения. Согласно новгородской летописи, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду.
Путешествие во Внутреннюю Монголию
Впечатление, которое, вероятно, произвела ханская столица на князя, перекликается с другой легендой об Александре Невском — евразийской. Начало ей положили сообщения из исторического труда XVI века, содержащие в себе фактическую ошибку, а позже развитие восточная линия получила под пером историка и географа Льва Гумилева и его последователей, также погрешивших против истины. Суть построений евразийцев проста: Александр Невский ощутил духовное родство с монголами и стал подданным Орды не за страх, а за совесть. Но доказательства этой теории, почерпнутые из неклассических и поздних источников, обычно не выдерживают критики.
Тон двусмысленной «восточной аргументации» задал польский историк XVI века Рейнгольд Гейденштейн, написавший (он излагал ход войн своего времени), что прежде в Ледовом побоище на древнерусской стороне участвовали ордынцы. В наши дни это свидетельство не принимается в расчет. Дело в том, что Александр едва ли мог обратиться за монгольской помощью в 1242 году, поскольку не успел к этому времени завязать личных контактов с монголами и не имел оснований рассчитывать на их благосклонность. А Гейденштейну неоткуда было спустя три века получить сенсационную информацию, отсутствующую в других источниках. Вероятнее всего, польский автор перенес то, что ему было известно о Московской Руси, на Русь Древнюю. Но только Ивану Грозному служили вспомогательные татарские отряды, а в случае с Александром Невским, приди ему на помощь великий завоеватель хан Бату (Батый), расклад выглядел бы совершенно иначе.
В XX веке столь же неаккуратно обошелся с историческими свидетельствами и Лев Гумилев. В своих книгах он объявил Александра Невского побратимом монгольского хана Сартака, сына Батыя… но свидетельство об этом позаимствовал из незаслуживающего доверия источника — художественного романа 1940-х годов советского писателя Югова «Ратоборцы».
И все же, ища монгольские симпатии у Александра Невского, евразийцы отталкивались от действительного факта — в отличие от своего сына Василия, брата Андрея, других родственников, возглавивших мятежи против Орды, Александр большое восстание считал невозможным, а местные волнения предпочитал гасить собственными силами — то есть до прихода монголов, выступая таким образом на их стороне. Означало ли это прагматизм или преданность завоевателям не за страх, а за совесть? Во всяком случае, опыт победы малой кровью на Неве в случае с ханами Александру показался неприменимым.
После Ледового побоища хан Баты вызвал отца Александра Невского в Золотую Орду и там отравил
Современники понимали значение битвы на Чудском озере: сведения о ней появились в письменных источниках большинства государств того времени. После Ледового побоища Тевтонский Орден отказался от всех недавних завоеваний и отдал Великому Новгороду часть Латгаллии.
После этого Ярослава Всеволодовича вызвали в Золотую Орду в Каракорум к хану Батыю. Дело в том, что отец Александра Невского заключил с ханом союз, однако по приезде в Орду его там отравили 30 сентября 1246 года. Ещё одному русскому князю Михаилу Черниговскому монголы предложили пройти языческий обряд, а после отказа это сделать, его также убили.
Бюст Бату-хана в турецком городе Кайсери. Ярлык на великое княжение князь Александр Невский получил после смерти отца во время поездки к хану в Золотую Орду. Фото:
upload.wikimedia.org
Святому князю пришлось ехать самому в Орду. Из Каракорума вместе с братом Андреем он вернулся только 1249 году. Ярослав Всеволодович в своём завещании указал, что владимирским князем должен был стать Андрей, а новгородским и киевским — Александр, Батый же хоте посадить на Владимирский стол именно Александра.
Так и произошло, и в 1248 году святой князь получил от Батыя ярлык на великое княжение. При этом, обещав свою союзническую поддержку хану, он дал ему возможность возвести на престол в Монголии вождя татар-христиан (из несториан) Мункэ.
Святой князь Александр Невский отказался принять католичество.
Имеются сведения о том, что Папа римский направил Александру Ярославичу два послания. В первом послании он ссылался на труды Плано Капини, который писал о том, что его отец Ярослав Всеволодович согласился перед смертью починиться римскому престолу, а также начать вести совместную деятельность с тевтонцами в случае нападения татар на Русь.
Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм в Пскове, а также просит принять его посла — архиепископа Прусского
«Князь Александр Невский принимает папских легатов». Генрих Семирадский. 1876 год. Папа римский присылал дважды к князю Александру Невскому своих посланников, но тот отказался принять католическую веру. Фото:
upload.wikimedia.org
В 1251 году Рим отправил к защитнику русских городов двух кардиналов с буллой. Одновременно брата Александра Невского во Владимире венчал с Устиньей Даниловной митрополит Кирилл — сподвижник Даниила Галицкого.
Ему папа ещё в 1246—1247 годах предлагал королевскую корону. Что же касается Невского, то летописец рассказывает том, что после совета с мудрыми людьми он рассказал посланникам историю Руси, после чего сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Матерь римская
Политика Александра во второй половине 1240-х привела к его канонизации православной церковью как защитника восточного христианства — на языке средневековой культуры благоверного князя. Это значило: в ходе переписки с папой Иннокентием IV, убеждавшим его принять католицизм, Александр от этой возможности отказался. Предложение папа делал ему в таких словах: «Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабытыматерьРимскуюцерковьпризнали её папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению апостольскому».
Александр ответил не сразу. Между тем в письме папы утверждалось, что отец князя — великий князь владимирский Ярослав Всеволодович прежде ответил согласием — принял католицизм перед смертью: «Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской церкви, матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни».
Исследователи действительно считают смерть Ярослава Всеволодовича не до конца объясненной: иногда полагают, что он был отравлен в Орде. Расправиться с древнерусским правителем могли, если его подозревали в бунте. А условием подготовки к выступлению вполне мог бы оказаться союз с Римской католической церковью.
Основания для выбора в пользу Святого престола имелись. Падение Константинополя в 1204 году снизило престиж православного христианства в средневековом мире. В том же году болгарский правитель Калоян заключил унию с Римской церковью. На краткое время его правления Болгария оборачивается к католицизму. Подчинение папе римскому обсуждают и греки. В 1274 году император Византии Михаил VIII Палеолог ещё заключит с понтификом унию в Лионе, подписание которой будет сопровождаться символическим жестом: патриарх Константинопольский Георгий Акрополит принесет присягу папе. На этом фоне обращение Руси к католицизму не выглядело бы невероятным. Более того, из переписки следует, что и сам Александр Невский… вполне рассматривал такую возможность: «Ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание», — напоминал Александру папа прошлое, добавляя, что князь соглашался перейти от слов к делу — возвести католический собор в Пскове.
И все же, взойдя в 1252 году на престол великих князей владимирских, Александр от переговоров с Иннокентием IV отказался. Последний ответ папе звучал так : «…а от вас учения не приемляем».
Что повлияло на решение Александра — неизвестно. Но иногда называют поездку за правом на великое княжение в Каракорум — легендарную столицу Монгольской империи, что совпало по времени с началом 1250-х. Увидев главный город страны, подчинившей Русь, Александр, возможно, был подавлен и посчитал сопротивление бесчисленным ордам невозможным. После этого все переговоры с Римской церковью были свернуты как с практической точки зрения бесполезные.
Святой князь Александр Невский умер во время четвертой поездки в Золотую Орду
В 1256 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переславле и Ярославле перебили татарских откупщиков дани (баскаков). Говорят, что Невский не препятствовал этому. Кроме того, хан Берке потребовал от него провести военный набор среди жителей русских земель, так как на его владения напал ильхан Ирана Хулагу.
Для того чтобы отговорить хана от этого, князь Александр отправился в четвертую поездку в Золотую Орду. Эта поездка затянулось на год и, хотя Берке удалось уговорить отказаться от своих притязаний, Александр Невский во время пребывания в Орде заболел и уже больным выехал на Русь.
Кончина Александра Невского. Г.В. Семирадский. 1876 год. Во время своей четвёртой поездки в Золотую Орду святой благоверный князь Александр Невский заболел и по пути оттуда умер в Городце Волжском. Фото:
artchive.ru
Перед своей кончиной святой принял схизму под именем Алексий. О смерти князя существует две версии. По первой из них святой Александр Невский умер в Городце Волжском. Вторая говорит о Городце Мещёрском.
При этом споров о дате его кончины нет — это произошло 14 ноября 1263 года. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
Первоначально Александра Невского похоронили во Владимире в Рождественском монастыре. В 1724 году Петр Великий приказал мощи святого торжественно перенести в Александро-Невской монастырь в Санкт-Петербурге. В наше время основная их часть храниться в собор Троице-Сергиевой Лавры.
Святому молятся о благополучном служении, защите и мужестве
Святого благоверного князя Александра Невского в Русской православной церкви канонизировали в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года. Память его отмечается (по юлианскому календарю): 23 ноября и 30 августа (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).
Икона святого благоверного князя Александра Невского. На иконах Святого князя Александра обычно изображают в царских одеждах, доспеха и с мечом. Фото:
www.pravoslavie.ru
На иконах святого обычно изображают в царских одеждах как символ власти. Кроме того, также характерно присутствие доспехов и меча. Это символы воителя за веру. Святого также часто изображают на коне или же стоящим в полный рост.
1547
в этом году князя Александра Невского причислили к лику святых
Несмотря на то, что святой князь Александр Невский, как и все другие святые, помогает всем искреннее к нему обращающимся, принято считать, что ему лучше молиться о том, чему сам святой был непосредственно причастен в земной жизни.
Так как святой Александр защищал отечество и воевал, к нему в молитвах обычно обращаются военнослужащие о благополучном служении, защите и мужестве. Кроме того, ему молятся все о защите и покровительстве, об укреплении веры и укреплении в делах житейских, о даровании мудрости и многом другом.
Текст молитвы к святому Александру Невскому следующий:
«Скоpый помощниче всех yсеpдно к тебе пpибегающих, и теплый наш пpед Господем пpедстателю, святый благовеpный великий княже Александpе! пpизpи милостивно на ны недостойныя, многими беззаконми непотpебны себе сотвоpившия, к pаце мощей твоих ныне пpитекающия и из глyбины дyши взывающия: ты в житии своем pевнитель и защитник пpавославныя веpы был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богy молитвами непоколебимы yтвеpди.
Ты великое возложенное на тя слyжение тщательно пpоходил еси, и нас твоею помощию пpебывати коегождо, в неже пpизван есть, настави. Ты, победив полки сyпостатов, от пpеделов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых вpагов низложи. Ты, оставив тленный венец цаpства земнаго, избpал еси безмолвное житие, и ныне, пpаведно венцем нетленным yвенчанный, на небесах цаpствyющи, исходатайствyй и нам, смиpенно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечномy Цаpствию Божию шествие неyклонное yстpой нам.
Пpедстоя же со всеми святыми пpестолy Божию, молися о всех пpавославных хpистианах, да сохpанит их Господь Бог Своею благодатию в миpе, здpавии, долгоденствии и всяцем благополyчии в должайшая лета, да пpисно славим и благословим Бога, в Тpоице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Дyха, ныне и пpисно и во веки веков. Аминь».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение