Архиепископ Истринский Арсений: Возлюби Бога и ближнего своего


митрополит Истринский Арсений (Епифанов)

Арсений (Епифанов)
(род. 1955), митрополит Липецкий и Задонский, глава Липецкой митрополии, священноархимандрит Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви В миру Епифанов Юрий Александрович, родился 3 марта 1955 года в посёлке Востряково Домодедовского района Московской области в семье рабочего.

По окончании средней школы служил в Советской Армии, затем нёс послушание алтарника в Никольском храме в Бирюлеве (уже с начала 70-х был прихожанином этого храма).

В 1976-1979 годах учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1983 году.

В 1983-1989 годах являлся референтом и личным секретарём митрополита Таллинского и Эстонского а затем Ленинградского и Новгородского Алексия.

28 августа 1984 года рукоположен во диакона, 28 августа 1986 года — во иерея, с 1988 года служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

13 сентября 1989 года избран епископом Ладожским, викарием Ленинградской епархии.

30 сентября того же года пострижен в монашество с именем в честь преподобного Арсения Коневского. 1 октября возведён в сан архимандрита.

5 октября 1989 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершали: митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер); архиепископы Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), Никон (Фомичев); епископы Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий (Саввин), Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан), Ульяновский и Мелекесский Прокл (Хазов), Ташкентский и Среднеазиатский Лев (Церпицкий).

20 июля 1990 года на первом заседании Священного Синода под председательством новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии.

Архиепископ Арсений (Епифанов)

25 февраля 1997 года возведён в сан архиепископа.
Курировал приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа Белгородского (1991), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991), блж. Матроны Никоновой (1998).

В 1994-1997 годах являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 года, со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии».

1 апреля 2009 года утверждён первым викарием Московской епархии по городу Москве [1].

В декабре 2010 года поручено окормление приходских храмов на территории Центрального (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) и Южного (Даниловское благочиние) административных округов города Москвы [2].

31 декабря 2011 года назначен управляющим Центральным и Южным викариатствами города Москвы и был включён в состав Епархиального совета города Москвы по должности [3].

1 февраля 2014 года возведён в сан митрополита в Московском Храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом [4].

С 23 октября 2014 года включён в состав комиссии по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви [5].

С 24 декабря 2015 года — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [6].

9 июля 2021 года был назначен правящим митрополитом Липецким и Задонским, главой Липецкой митрополии [7].

16 июля 2021 года освобождён от должности первого патриаршего викария, и от управления приходами Центрального и Южного викариатств Московской городской епархии с благодарностью за понесенные труды [8]. 30 августа того же года был также освобождён от членства в Высшем Церковном Совете [9].

29 октября того же года был утверждён в должности священноархимандрита Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря [10].

Биография священника

Митрополит Арсений Истринский родился в 1955 году в Московской области. Он появился на свет в небольшом поселке Востряково, который теперь является одним из микрорайонов в Западном административном округе столицы.

Герой нашей статьи окончил обычную советскую школу. И сразу пошел работать. Он устроился на почтамт, расположенный при Казанском вокзале в Москве. Заработав первые в своей жизни деньги, Юрий Александрович Епифанов (так его тогда звали), отправился служить в армию.

Путь к церкви

С 15 лет герой нашей статьи уже исповедовал православие. Целенаправленно церковную карьеру будущий митрополит Арсений Истринский выбрал сразу после того, как отслужил в Вооруженных силах СССР. В 1975 году, в возрасте 20 лет, он стал алтарником при Никольском храме в Бирюлево. На эту церковную должность набирали обычных мужчин из мирян. Никакого отдельного обучения и образования для того, чтобы стать алтарником, не требовалось.

Храм в Бирюлево, в котором алтарничал Арсений, был назван в честь Николая Чудотворца. Построили его вскоре после Гражданской войны, в 1924 году. Советская власть тогда еще так откровенно не препятствовала работе церкви. Поначалу он был деревянным. И сгорел дотла в 1956 году. В ближайший год его удалось восстановить и освятить. Практически тайно. Этот храм является уникальным, потому что был построен в годы Советской власти, когда священнослужителей всячески притесняли.

Учеба в семинарии

Став алтарником, будущий митрополит Арсений Истринский убедился в своем желании навсегда отдать себя церкви. Для этого в 1976 году он поступает в духовную семинарию в Москве. А после в Московскую духовную академию. Ее он окончил в 1983 году.

После этого на протяжении шести лет служит у будущего патриарха Алексия II референтом и личным секретарем. Правда, в те времена Алексий был только митрополитом. Сначала Эстонским и Таллинским, позже Ленинградским и Новгородским. Патриарший сан ему достался только в 1990 году.

К тому времени Арсений с ним расстался. В 1988 году он получил пост клирика Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Это древний православный храм, построенный еще во времена Петра I.

Между тем, он в те годы уже получил сан протоиерея.

Отрывок, характеризующий Арсений (Епифанов)

– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать? – Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь. – Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?… – Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном. Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил. Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств. Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него. – Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он. Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся. – Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному. Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому. Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю. Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским. – Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды. – Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов. – Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость. – Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека. – Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский. – Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей. – Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза. – Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l’honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.] Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною. – Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l’honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l’honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его. Доводы его были сжаты, просты и ясны. Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d’honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество. – Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение. – Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы. Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге. С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне. Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал. Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея. Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.

Епископ Ладожский

В 1989 году герой нашей статьи получил новое назначение. Он стал епископом Ладожским и викарием Ленинградской епархии. То есть помощником епархиального епископа, не имеющим собственной епархии.

В сентябре он принял монашеский постриг, получив имя Арсений в честь Арсения Коневского — православного новгородского монаха, жившего в XIV-XV веках. (Именно Арсений Коневский привез в Россию с Афона икону Божьей Матери, получившую впоследствии название Коневской. Вместе с этой иконой он обосновался на острове Коневце, расположенном на Ладожском озере. Со временем основал общежительный монастырь, который посвятил Рождеству Пресвятой Богородицы).

В это время оказалось, что не забыл своего бывшего секретаря-референта новый патриарх Алексий II. На первом же заседании Святейшего Синода, после его вступления в должность, герой нашей статьи стал митрополитом Истринским Арсением. Биография священника в дальнейшем складывалась весьма удачно. Он получил сан викария при Московской епархии.

В 1997 году был избран в секретариат Собора.

Примечания[ | ]

  1. 123456Кравченко М. И.
    Арсений // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 399. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  2. Журнал Московской патриархии. — 1987. — Вып. 1—6.
    1987
  3. Определения Священного Синода [1989.09.13: епископом Ладожским, викарием Ленинградской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита, быть прот. Г. Епифанову] // Журнал Московской Патриархии. — 1990. — № 1. — С. 29.
  4. Наречение и хиротония архимандрита Арсения (Епифанова) во епископа Ладожского // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 7. стр. 32-34.
  5. Арсений, митрополит Истринский
  6. Архиерейский собор Русской православной церкви 18—23 февраля 1997 : Русская Православная Церковь. (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 октября 2021. Архивировано 25 октября 2021 года.
  7. Синод закрепил разрушение системы времён Алексия II в РПЦ.
  8. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 декабря 2008 года. Патриархия.ru.
  9. Святейший Патриарх Кирилл издал распоряжение об изменении структуры Московской Патриархии. Патриархия.Ru, 2.4.2009.
  10. «Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви». Патриархия.Ru.
  11. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла назначены управляющие епархиальными викариатствами г. Москвы. Патриархия.Ru, 31.12.2011.
  12. В пятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия. Патриархия.Ru, 1.2.2014.
  13. Журналы заседания Священного Синода от 24 декабря 2015 года. Журнал № 89. Патриархия.Ru.
  14. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 9 июля 2021 года
  15. Распоряжение № Р-02/16 от 16 июля 2021 года
  16. Распоряжение № Р-02/17 от 16 июля 2021 года
  17. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года
  18. Журналы заседания Священного синода от 29 октября 2021 года (неопр.)
    .
    Patriarchia.ru
    (29.10.2019). — «Журнал № 140». Дата обращения: 30 октября 2019.
  19. В Неделю 2-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском монастыре г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Иоанна (Мошнегуцу) во епископа Сорокского, викария Кишиневской епархии. // Патриархия.Ru
  20. В праздник Успения Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. // Патриархия.Ru
  21. Митрополит Истринский Арсений награждён орденом Святого Страстотерпца Царя Николая

Сан архиепископа

На том же Архиерейском Соборе, где Арсений вошел в секретариат, ему был присвоен сан архиепископа. Так пошел вверх по церковной карьерной лестнице митрополит Арсений Истринский. Где служит архиепископ, знали многие прихожане.

В его Истринское викариатство, расположенное в Подмосковье (в городе Истра), приезжали из разных уголков страны за советом и отпущением грехов. Кстати, митрополит Арсений и до сих пор им руководит. Вот уже на протяжении 27 лет.

В 2009 году Арсений стал викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сменившего на этом посту умершего Алексия II. В зону его ответственности входили столичные приходы.

Обязанности митрополита

Сан митрополита Арсений получил в 2014 году. В круг его непосредственных обязанностей входит курировать столичные храмы в Южном и Центральном приходах столицы. С 2015 году митрополит Арсений входит в число членов Высшего Церковного Совета. Фактически это исполнительный орган власти, который функционирует при Русской православной церкви.

Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси занимается не только наблюдением за деятельностью приходов. Также он обязан отвечать за работу и исполнение своих обязанностей духовенством и приходскими советами при храмах, входящих в его подчинение.

Он является одним из постоянных членов комиссии, которая занимается освидетельствованием святых мощей, возвращаемых в церковь или обнаруживаемых вновь.

В последние годы комиссией была подтверждена подлинность мощей многих святых: в 1988 году Александра Невского, а в 1990-м — преподобных Савватия, Германа и Зосимы Соловецких (основатели всемирно известного Соловецкого монастыря еще в XV веке), Серафима Саровского (им была основана Дивеевская женская обитель), патриарха Тихона, руководившего Русской православной церковью в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.

В 1998 году была засвидетельствована подлинность мощей Матроны Московской (Матрены Дмитриевны Никоновой) — святой Русской православной церкви, которая, по слухам, консультировала самого Иосифа Сталина.

Награды[ | ]

Церковные

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
  • Орден преподобного Серафима Саровского II степени (8 марта 2015 года) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения
    [19]
  • Орден святителя Иннокентия Московского II степени
  • Ордена и медали поместных Православных Церквей
  • Памятная панагия (28 августа 2014 года) — во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием служения в священном сане
    [20]

Государственные

  • Орден Дружбы (11 августа 2000 года)
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (6 октября 1997 года)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»

Прочие награды

  • Орден Святого Страстотерпца Царя Николая (2019)[21]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]