Священномученик Вениамин (Казанский)
В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Вениамин (Казанский) ». Составитель Ольга Рожнева.
Священномученик Вениамин (Казанский) / Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 128 с.
Священномученик Вениамин (Казанский; 1873–1922) — митрополит Петроградский и Гдовский. О его жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох повествует эта книга.
Священномученик Вениамин, расстрелянный 13 августа 1922 года, был одним из первых священномучеников, прославленных Русской Православной Церковью после падения коммунистического режима. Имя митрополита Вениамина всегда хранилось в памяти народной, и никто из знавших его не сомневался, что он святой.
Об отношении народа к владыке Вениамину можно судить по следующему факту. Когда в 1917 году правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян, в некоторых епархиях это стало причиной нестроений и разногласий. В Петрограде же, в отличие от других губерний, страсти не разгорелись и все прошло на редкость спокойно: епархия проголосовала за епископа Вениамина с редким единодушием, что объяснялось народной любовью к нему. Он стал поистине народным избранником.
Протоиерей Михаил Польский писал: «Петроградское население огромным большинством (в том числе голосами почти всех рабочих) вотировало за владыку Вениамина. Оно давно его знало и было глубоко привязано к нему за его доброту, доступность и неизменно сердечное и отзывчивое отношение к своей пастве и к нуждам ее отдельных членов. Митрополит Вениамин, уже будучи в этом сане, охотно отправлялся по этому зову для совершения молений и треб в самые отдаленные и бедные закоулки Петрограда… Иногда он до позднего вечера выслушивал обращавшихся к нему, никого не отпуская без благостного совета, без теплого утешения, забывая о себе, о своем отдыхе, о пище…»
«Если в России в это мрачное время был человек абсолютно, искренне “аполитичный”, то это был митрополит Вениамин. Это настроение было в нем не вынужденным, не результатом какой-либо внутренней борьбы и душевных преодолений. Нет. Его евангельски простая и возвышенная душа легко и естественно парила над всем временным и условным, над копошащимися где-то внизу политическими страстями и раздорами. Он был необыкновенно чуток к бедам, нуждам и переживаниям своей паствы, помогая всем, кому мог и как умел, — в случае надобности просил, хлопотал… Его благородный дух не видел в этом никакого унижения, несогласованности с его высоким саном. Но в то же время всякую “политику” он неумолимо отметал во всех своих действиях, начинаниях и беседах, даже интимных. Можно сказать, что этот элемент для него просто не существовал. Всякие политические стрелы просто скользили по нему, не вызывая никакой реакции. Казалось, что в этом отношении он весь закован в сталь. Ни страха, ни расчета здесь никакого не было (это доказало будущее). Митрополит лишь осуществлял на деле то, что (может быть, с большим основанием) было почти невыполнимым: евангельское исключение из религиозной жизни всякой политики…»
…К владыке Вениамину явился глава обновленцев Александр Введенский в сопровождении Ивана Петровича Бакаева, петроградского коменданта. Они поставили перед владыкой Вениамином ультиматум: либо он признает обновленцев и законность обновленческого Высшего церковного управления, либо владыка и его ближайшие духовные помощники будут привлечены к суду и осуждены на смерть. Митрополит спокойно выслушал этот ультиматум и немедленно ответил категорическим отказом.
Уже 1 июня 1922 года губернский отдел ГПУ в Петрограде получил из Москвы телеграмму с приказом арестовать митрополита Вениамина и привлечь его к суду. Петроградские чекисты долго не церемонились, для них эта телеграмма была радостной и долгожданной. В тот же день митрополит Вениамин был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. Но всем, в том числе и самому владыке, было понятно, что причиной ареста стала его принципиальная позиция в отношении обновленцев и их ВЦУ.
На процессе митрополит держался мужественно, вину не признал, а свое последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. Он и перед лицом смерти оставался таким, как и всегда: сосредоточенным на молитве, спокойным, мирным. Владыка являлся центром всего громадного судебного процесса и именно за ним следили сотни глаз как его врагов, так и преданно любившей его паствы, заполнявшей, если ее допускали, зал заседаний.
За несколько дней до расстрела митрополит Вениамин (Казанский) в письме писал: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа и от своих, и от чужих». Писал еще: «Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога».
Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых, шестерым из которых смертная казнь была заменена лишением свободы. Владыка Вениамин (Казанский) был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом И. М. Ковшаровым и профессором Ю. П. Новицким.
Незадолго до расстрела митрополиту Вениамину удалось передать на волю клобук, внутри которого он написал: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным».
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Вениамина (Казанского) к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в его память установлен кенотаф.
Храмы в честь святого священномученика Вениамина (Казанского) возвели в городе Няндома Архангельской области и в деревне Янино Выборгской епархии Санкт-Петербургской митрополии. В Москве, в Зюзино возводится храмовый комплекс в честь святого.
Святый священномучениче Вениамине, моли Бога о нас!
Расстрел Митрополита
Митрополита приговорили к высшей мере наказания. В ночь на 13 августа 1922 года он был расстрелян на окраине Петрограда вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), а также мирянами Юрием Новицким, возглавлявшим Общество объединенных петроградских приходов, и Иваном Ковшаровым — юрисконсультом Александро-Невской Лавры. Перед тем как исполнить приговор, осужденных обрили и одели в лохмотья — чтобы их нельзя было узнать.
В память о них на братском участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры сейчас установлен крест. Весной 1992 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал святителя Вениамина (Казанского).
«Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду»
Митрополит Вениамин Петроградский на суде
Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., вскоре после того, как он запретил в служении прот. Александра Введенского «за самочиние и учинение раскола». Прот. Александр, надеясь уговорить владыку отменить запрет, пришел к нему домой, для усиления своих позиций прихватив коменданта Петрограда Бакаева.
Введенский подошел к святителю Вениамину под благословение, но митрополит благословения ему не дал, сказав: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду».
Тогда Введенский начал угрожать: если митр. Вениамин не отменит обличающий его указ, то владыку арестуют, обвинят в сопротивлении «изъятию церковных ценностей» и казнят вместе с близкими ему людьми.
Не получив просимого, прот. Александр написал в «Ленинградскую правду» письмо, где обвинил близких к патриарху Тихону архиереев в «сопротивлении изъятию церковных ценностей и контрреволюционном заговоре против советской власти», что и стало поводом для ареста.
Это при том, что митрополит Вениамин благословил передать для нуждающихся все ценности, не имеющие богослужебного употребления, и призвал сделать все, чтобы не допустить при этом беспорядков, ругани, тем более кровопролития:
«Я своей архипастырской властью разрешаю общинам верующих жертвовать на нужды голодающих и другие церковные ценности, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся святые престолы и что на них (священные сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища святых мощей и особо чтимые иконы).
К пожертвованиям призываю приступить немедленно и сдать таковые не позже 9/22 апреля в места, указанные представителями гражданской власти. Жертвуемым предметам должны быть составлена точная опись на месте при участии гражданских властей.
Но если гражданская власть, ввиду огромных размеров народного бедствия, сочтет необходимым приступить к изъятию и прочих церковных ценностей, в том числе и святынь, я и тогда убедительно призываю пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию…
Вскрытие раки с мощами святого благоверного князя Александра Невского. 1922 год
Со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме. Ни в храме, ни около него не уместны резкие выражения, раздраженные злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей или т. п.,
так как все это оскорбляет святость храма и порочит церковных людей, от которых, по Апостолу, должны быть удалены всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою (Еф. 4, 30).
При изъятии церковных ценностей, как и во всяком церковном деле, не может иметь место проявление каких-либо политических тенденций. Церковь по существу своему вне политики и должна быть чужда ей «Царство Мое не от мира сего», – заявил Спаситель Пилату.
Этим курсом, вне политики, я вел корабль Петроградской Церкви и веду, и идти им настойчиво приглашаю всех пастырей. Всякого рода политические волнения, могущие возникнуть около храмов по поводу изъятия ценностей, как было, например около храма на Сенной, никакого отношения к Церкви не имеют, тем более к духовенству.
Проводим изымаемые из наших храмов церковные ценности с молитвенным пожеланием, чтобы они достигли своей цели и помогли голодающим. Всегда любовно-внимательные к слову вашего архипастыря, и на этот раз послушайте его, дорогие мои.
Патриарх Тихон и митрополит Вениамин
Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжелом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва.
Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предайте себя в волю Божию. Спокойно, мирно, прощая всем сия, встретьте Светлое Христово Воскресение. Тогда скорбь ваша в радость претворится, и никто никогда не отымет этой радости у вас (Ин. 16, 20–22)».
Значение имени Вениамин
Имя Вениамин «בִּנְיָמִן» по происхождению древнееврейское. Оно встречается в Ветхом Завете в книге Бытия. Вениамином звали родоначальника одного из двенадцати колен израилевых, младшего сына Иосифа и Рахили. Вопреки воле умирающей Рахили, которая назвала рожденного в муках младенца Бенони («сын скорбей»), Иаков дал ему другое имя — Вениамин. Буквально оно переводится как «сын правой руки», «сын десницы», в переносном смысле ближе значение «сын счастья», «сын моей старости», «любимейший». Имя Вениамин в России не пользовалось популярностью. За ним закрепилось значение церковного, монашеского имени. Это косвенно подтверждают статистические данные. Хотя имя Вениамин и входило в сотню самых популярных в стране имен, на протяжении почти всего XX века, как утверждают исследователи, оно не покидало восемьдесят девятого места в списке. В 1931 году специалисты зафиксировали пик популярности имени, но и тогда на 10000 новорожденных с именем Вениамин приходилось не более восьми. Совсем другое дело Европа и Америка, где имя Вениамини (Бенджамин) пользуется популярностью по сей день.
В Германии Бенжамин распространено в сокращенной форме — Бен. Оно часто является первым из двух имен, которые дают мальчикам (например, Бен Лука) и самым популярным на сегодня именем в Германии. В Англии и США имя Бенжамин не покидает двадцатку самых популярных имен больше, чем целое столетие.
Христос в Петербурге
Уже после февральской революции 1917 г., когда епископы стали не назначаться сверху, а избираться на епархиальных съездах клира и мирян, при огромной поддержке всего верующего Петрограда на столичную кафедру был избран новый митрополит Вениамин (Казанский).
Сразу после избрания владыка Вениамин заявил:
«Я стою за свободную Церковь. Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом много от нее пострадала. И теперь накладывать новые путы на Церковь было бы большой ошибкой. Самая главная задача сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь».
Многие помнили, как, уже став епископом, владыка Вениамин, невзирая на время суток, в простой рясе без всяких архиерейских отличий, отправлялся в бедный район крестить ребенка, напутствовать умиравшего, причащать больного, как создавал в Петербурге в начале 1900-х гг. общества трезвости, какие проповеди о милосердии к ближнему он умел произносить.
Люди звали его не «Ваше преосвященство», даже не «владыка», а — «наш батюшка Вениамин».
Санкт-Петербург, вид на Александро-Невскую Лавру с северо-запада. Начало 20 века
Почему же при общем охлаждении к вере, скепсисе в отношении епископов — недоступных, далеких от народа, богатых, епископа Вениамина любили?
Еще приехав из Петрозаводска в Петербург и став студентом академии, Василий Казанский ощутил, что нужен именно среди самых беззащитных.
Никто в городе беднотой не интересовался. Денег с них никаких, сами темные, некультурные, в умственном отношении неинтересные. Куда им — Евангелие понимать!
А Василий Казанский (так звали владыку до монашества) с первого курса принимает самое деятельное участие в работе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (ОРРНП).
Невский проспект, начало 20 века
На втором курсе студент Василий Казанский ведет беседы в ночлежном доме в память императора Александра II (на мужской половине). С понедельника по среду здесь читалось и объяснялось Евангелие.
Каким был он проповедником? Митрополит Евлогий (Георгиевский), знавший его позднее, уже иеромонахом, инспектором Холмской семинарии, описывает его так:
«Это был молоденький, скромный, кроткий, улыбающийся монах, а дело повел крепкой рукой и достиг добрых результатов».
Студент Казанский с октября 1894 по апрель 1895 г. проводил с бездомными беседы, сопоставляя евангельский рассказ с реалиями современной жизни. Для владыки Христос не когда-то там, 2000 лет назад, ходил и говорил народу, а сегодня обращался к людям, страдающим от бедности, презрения, да и от своих грехов — пьянства, воровства, зависти. Врач, который пришел помочь не праведникам, а грешникам.
О характере бесед вспоминал его товарищ по работе в ночлежном доме П. Дав:
«Некоторые проповедники студенты уже после двух-трех попыток повлиять на слушателей бросают дело, отчаиваясь в успехе. Значительная часть посетителей ночлежных домов — люди, нетвердые в нравственном отношении. Заинтересовать их беседою и повлиять на них очень трудно. Очень многие из них наотрез отказываются слушать беседы. Мало того, они стараются отвлечь и других от бесед и подчинить их своему влиянию.
В столовой для бедных. Санкт-Петербург, Гавань. Фото: Карл Булла, 1911 год
Но, наряду с ними и притом значительное большинство, люди — еще не испорченные, честные работники, но вследствие разного рода несчастий дошедшие до крайней бедности. Последние сохранили еще твердую веру и стремление к добру, “жить по-Божьему”, а потому с радостью принимают предлагаемое им Слово Божие. Для них-то беседы и необходимы; слышимое ими слово утешения и увещания поддерживает их дух среди тяжелых обстоятельств».
Осенью 1895 г. Василий был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а в мае следующего года в иеромонаха. Беседы в ночлежном доме продолжались. Теперь иеромонах Вениамин мог не только рассказывать бездомным о Христе, но и совершать богослужения, и исповедовать.
Сохранилось описание начала цикла бесед 1896 г. в Санкт-Петербургском духовном вестнике. В 7 часов вечера 1 октября все ночлежники собрались в столовую, где инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии иеромонах Сергий (Тихомиров) отслужил молебен. При этом пели все вместе. Затем первую беседу предложил о. Вениамин.
Иеромонах Вениамин проводил беседы не только в петербургских ночлежных домах, но и на приходах и на заводах, в фабричных школах. Вроде говорил то же, что и другие священники в проповедях в церкви, но его тихое слово действовало.
В этих встречах с простыми людьми, в ответах на их вопросы было положено начало пастырского пути будущего священномученика, было положено и его понимание того, как переносить скорби.
В ночлежном доме; Петербург, начало 20 века СПРАВКА: Первый ночлежный дом в память Императора Александра II был открыт 6 мая 1883 в наемном помещении близ Александро-Невской лавры, по Шлиссельбургскому (ныне – Обуховской обороны) пр., 4. Первоначально в нем размещалось 35 ночлежников и 15 ночлежниц, затем число нар было увеличено соответственно до 50 и 20. 16 января 1894 он был переведен в новое помещение, рассчитанное на 210 ночлежников и 42 ночлежницы, арендованное у Александро-Невской лавры, на углу наб. Невы и Монастырки, у Благовещенского моста. В 1883–1893 ежегодные расходы по дому составляли от 900 до 1 670 руб.; за этот период дом посетило 253 108 человек. С 1894 по 1902 дом в среднем посещало около 90 000 человек в год. В 1900 прот. П. И. Силин учредил при доме Братство трезвости во имя святителя Николая Чудотворца. Дом прекратил существование в 1908.
Акафист священномученику Вениамину, митрополиту Петроградскому и Гдовскому
Кондак 1
Избранный Христом Господом на служение Ему, с юных лет воспламенивший в сердце отрока Василия искру горения пострадать за веру православно-исповедающих Его – Христа-Спасителя мира. Самым делом послежде исполнил еси желаемое,исповедуя пред неверными и свидельствуя: «Я – за Христа». Почитая твое мужество и терпение, воспеваем ти: Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Икос 1
Ангел Церкви был еси во граде святаго Петра и в севернем крае страны нашея. Христос Господь постави тя свещнице высоты служения Ему митрополии Петроградския, да спасеши стадо избранных овец Его, укрепляя их в православии, наставляя в благочестии и доброделании. Сего ради и мы, душепопечением, воспеваем тебе: Радуйся, отрок сый Богоизбранный, мученичества возжелавый; Радуйся, юноше Богобоязненный, путем побеждения страстей шедый. Радуйся, в мужа возраставый, в меру возраста Христова пришедый и в добродетелех преуспевый; Радуйся, подвигом добрым подвизавыйся, священное служение приявый. Радуйся, апостольского служения приемниче, в сане епископа добре потрудивыйся; Радуйся, паству твою Петроградскую от раскола обновленческаго охраняяй. Радуйся, мужество и терпение явивый пред безбожными гонителями веры; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 2
Видя Господь в будущем тя воеводу ратоборцев за веру Христову, посла ти духа ревности по Бозе и желание в сердце твоем Богоугодное проводити житие и мученическим исповеданием веру православную соблюсти, да со страдальцы вопиеши вечно Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом свыше просвещенный и Духом Святым одаренный, сердцем же во благочестии от младости воспитан сый, радость и утешение всем был еси. Тем же приносим тебе хвалы сицевые: Радуйся, светом благочестия от Бога озаренный; Радуйся, учением благочестия издетства напоенный. Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго; Радуйся, девственную чистоту от юности возлюбивый. Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный; Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый. Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 3
Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином – сыном десницы – наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием: Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый; Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый. Радуйся, преемниче рода священнаго; Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый. Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый; Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения. Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 4
Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем: Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю; Радуйся, многия и словесы и делы наставивый: «Вся возможно совершить со Христом и во имя Христово». Радуйся, талант свой в земле не сокрывый; Радуйся, во славу Божию и на спасение душ человеческих его употребивый. Радуйся, смирением своим духа гордыни низложивый; Радуйся, ратоборче доблий, полки невидимых врагов победивый. Радуйся, терпению житием своим вся научивый; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 5
Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, Боготочною Кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан епископа, викария Гдовского, приял еси, темже и ныне на небесех сияеши славою вечною и купно с лики праведных воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша тя православнии людие, яко светило церковное, сияющее в просвещение народа Божия на свещнице святительского, окормлявшего Петроградскую паству, и не леностно трудившегося на спасение душ человеческих, темже и слышиши таковые тебе похвалы: Радуйся, во епископа нареченный митрополитом Владимиром-священномучеником; Радуйся, хиротонисанный во святительство будущим патриархом Тихоном. Радуйся, яко притяжал еси сердца людския любве к тебе исполненныя; Радуйся, архипастырю, «батюшкой Вениамином» с любовию в народе именуемый. Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый; Радуйся, неусыпный делателю винограда небеснаго. Радуйся, пастырский долг и апостольскую проповедь восприял во епископском служении; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 6
Проповедник учения Христова воистину явился еси, священномучениче Вениамине, егда Петроградскую митрополию вручил ти Господь, словом твоим в вере наставляя, житием во благочестии верных утверждая и всех поучая с любовию пети Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияв светом Богоразумия твоего в северном крае страны нашея, святителю Вениамине, людие бо видевше тя наставника добра Божественных учений радовахуся зело и единодушне избраша тя кормчим кафедры Петроградския. Приими и от нас, угодниче Божий, похвалы сия: Радуйся, любимиче паствы твоея – народа Божия; Радуйся, в хижины бедных мира сего смиренне шел еси. Радуйся, и в святительском сане вся требы верным исполняяй; Радуйся, в нищите их прибывающих посещавый. Радуйся, архипастырю добрый, самоличне святым крещением многа чада Церкве породивый; Радуйся, Божественныя Литургии предстоятелю умиленный. Радуйся, заблудших в раскаяние приведый; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе истиннаго пастыря, показа тя образ стаду словесному во трудех твоих, в чистоте и кротости светлой души твоей, делы бо и словесы своими всех приводил еси ко благочестию. Сего ради и мы тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго тя ревнителя по благочестию видевше и безграничную преданность Церкве Христовы, паства Петроградская внимаше ти смиренному, простому и кроткому архипастырю верующих душ, в великом множестве наполняша храмы, идеже совершашася твои митрополичьи богослужения. Ведая близость твою ко Христу Богу, Ему же молитися не престай и о нас грешных, вопиющих ти хвалебно: Радуйся, избранниче народа, поставленный на кафедру Петроградскую; Радуйся, труды велия положивый ко спасению падших. Радуйся, наставниче добрый, сущим в бедах сострадавый. Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки утешитель являлся еси; Радуйся, евангельской простотой и сердечностью сияяй; Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю. Радуйся, по словеси апостола Петра стадо Божие пасый. Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 8
Странно быша неверным и нечестивым зрети, како святитель Вениамин, сей воистину воин Христов, мужественно облекшись в броню правды и преподобие истины, внегда огненным испытанием посети Господь страну Российскую, яви досточудное терпение и высокое благородство при изъятии безбожными церковных ценностей. Тем же и нас, рабов Божиих, соблюди от всех враг видимых и невидимых, воспевающих Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь бе исполнен ревностию Илии пророка, святе Вениамине, егда узрел в келии своей обновленца Александра Введенского, аки второго Иуду с вои безбожных пришедша и лицемерно благословения просяща, благословения не дал еси, но рекл ему: «Мы не в Гефсиманском саду». Живоцерковников сборище обличи, отлучив от Церкви. Поминая твое непоколебимое стояние, воспеваем ти: Радуйся, добрый пастырю стада Христова – паствы Петроградския; Радуйся, святою ревностию о спасении чад Божиих пламеневый. Радуйся, милосердствуя о голодающих добровольно, без принуждения, церковное имущество даяти предлагаяй; Радуйся, болезнуя душею о кощунниках и святотатцах, верныя от обновленцев защищаяй. Радуйся, единомысленный святому исповеднику патриарху Тихону и сподвижником его бывый; Радуйся, Православия светило. Радуйся, всякия неправды нелицеприятный обличителю; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 9
Всякие беды понесл еси, святителю Вениамине, всякие лишения, обиды и страдания претерпев, егда преемники Ирода на тя руки наложиша, и задержав, ввергли в темницу, в ней же яко и в дому Божию взывал Христу-Спасителю: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещанныя не возмогут изрещи вся болезни и раны, яже ты, яко служитель Божий явил «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темнице» и ничто из сего «не возможе разлучити тя от любве Божия во Христе Иисусе». И ныне и всегда верныя чада, поем во славу наставника своего: Радуйся, в темницу со смирением безропотно шедый; Радуйся, любовию паствы утешенный. Радуйся, яко море волнующееся, паства преданная ти, многотысячным собранием у суда ожидаше тя; Радуйся, ближняя своя паче себе возлюбивый. Радуйся, страдальцы с тобою судимыя укрепивый; Радуйся, мучеников похвало. Радуйся, святителей славо; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 10
Спасти хотя всякаго человека Господь Серцеведец, зря твою ревность: в юности бо ты лобызал пламенеющим сердцем первых мучеников и скорбел, яко не можеши приобщиться их славному подвигу, по исполнении времени посла ти желаемое, да и ты спостраждеши о имени Его – Христа Бога и со страдальцы воспоеши: Аллилуиа.
Икос 10
Стена невинно гонимым пастырем и миряном был еси, священномучениче Вениамине, с тобою судимыя ограждая от ложных наветов, самаго себя ставя ответственным за вся. Враги не возмогоша противостати мудрости и духу, вещающему твоими устами, егда ты изобличал их клеветы и явил радостное желание умереть за Христа. Мы же, премудрости и мужеству твоему дивящеся, со умилением взываем ти: Радуйся, исполненный веры и силы первосвятителю града святаго Петра; Радуйся, кроткий и дезновенный, первомученику Стефану уподобивыйся. Радуйся, цевнице духовная, Духа Святаго исполненная; Радуйся, архиереев богодухновенное украшение. Радуйся, ополчатися за тя верным воспретивый; Радуйся, до конца вспять не отвративыйся. Радуйся, яко мученицы на небесех о терпении твоем ликоваху; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 11
Пение благодарственное и хвалебное приносим ти, священномучениче, положившаго душу свою за други своя. Дерзновенною верою православнии исповедуем яко праведник и по смерти жив будет во веки, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светлосиянного светильника почитаем тя, страдальче Христов, последнее слово твое с высокой мученической кафедры беззаконного суда назидает всех и потрясает своим величием. Сия твоя, священномучениче, последняя проповедь: «не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре: жизнь или смерть, но чтобы вы в нем не провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все!». Мы же с умилением тебе воспеваем: Радуйся, узы и темницу за Христа приявший; Радуйся, единою святою просфорою вся темничные дни питавыйся. Радуйся, последнее святительское благословение в темнице соузникам архимандритам Гурию и Иннокентию давый; Радуйся, яко во временней жизни сей, любве ради ко Господу, до конца во спасение души твоея подвизавыйся. Радуйся, яко в нощи воскресного дня убиенный в знамение всеобщаго воскресения; Радуйся, яко чрез страдания сподобился причастником быти вечныя славы. Радуйся, яко во имя твое храмы Божия воздвизаются; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 12
Благодать, свыше ти данную, познавши, благоговейно лобызаем светолепное всечестнаго лица твоего изображение и умиленно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое славное и непреоборимое стояние за веру истинную, ублажаем мученическое страдание твое и приемлюще последнее писание тобою с темницы, подобно великому апостолу языков Павлу посланное учеником и сопастырем, внимаем ему, яко завещанию твоему и взываем ти: Радуйся, яко открылась тебе возможность терпеть Христа ради; Радуйся, яко при великих скорбех избыточествовало тебе утешение от Бога. Радуйся, исполненный среди самых тяжких страданиях радости и внутреннего покоя; Радуйся, за Христа претерпевший вся – темницу, суд, общественное заплевание, обречение и приговор- «повинен смерти». Радуйся, во Христе обретший жизнь, свет и покой; Радуйся, себе не жалевший для Церкви и забывший свой ум, ученость и давший место благодати Божией. Радуйся, судьбу Церкви вручивый силе веры и заповедавый всем: «веры надо больше, больше надо иметь нам веры»; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы.
Кондак 13
О, великий и преславный исповедниче Православия и страдальче, священномучениче Вениамине! Приими сие похвальное пение от нас, недостойных, любовию чтущих тя и твоя за Христа и Церковь Его святую страдания. Умоли венчавшего тя славою Господа ниспослати нам от бед, скорбей и болезней, обдержащих ны, скорое избавление. Буди неослабный молитвенник нам пред Престолом Всевышняго да в вечней жизни сподобимся с тобою и со всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
(Кондак сей глаголи трижды. И паки: Икос 1 и Кондак 1)