Митрополит Лазарь: «Да будет праздник святой Пасхи для всех нас
радостным и мирным!»
В канун великого праздника Воскресения Христова Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь любезно согласился принять нашего корреспондента в своей резиденции и дать предпраздничное эксклюзивное интервью нашему интернет-изданию «Крымское эхо».
— Ваше Высокопреосвященство! Праздник Христова Воскресения православный народ встречает светло и радостно. Особенно этот праздник, может быть и не в полной мере осознавая его содержание, любят дети. А помните ли вы, как праздновалась Пасха во времена вашего детства, в вашей семье?
- О моей детской Пасхе у меня самые светлые, самые прекрасные воспоминания…
Уже задолго до наступления этого великого праздника мы, верующие мальчишки и девчонки, подготавливали себя к встрече этого дня. Ходили в церковь, причащались.
У меня тяга к церкви была с самого раннего детства, несмотря на то, что не было в нашей семье священнослужителей. Но вот такая семья была верующая. Да и семя Христово хорошо попало на эту почву и прорастало. И Пасху эту мы ждали с такой незабываемой радостью!
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь
Ведь и службы-то пасхальные были веселые, жизнерадостные, яркие. Вот эти пасхальные службы стелились на юные, чистые, детские сердца и давали свои всходы. А писанки, которые мы под возглас «Христос воскрес!», били друг у друга! У кого яичко разбивалось, приходилось отдавать товарищу. Мы тут и хитрили, заливая вместо содержимого яйца воск, чтобы тверже было. Озоровали, но по-доброму…
Но самое главное воспоминание — колокольный звон. Мы, дети, старались всегда проникнуть хоть ненадолго на колокольню и потрезвонить самим, чтобы сообщить всей округе о великой радости Воскресения Христа. А природа-то какая в это время! Солнце по-весеннему яркое, птички поют, ручейки журчат, вылезают из под снежного наста подснежники, все воскресает…
Так и Воскресение Христово — согревает души и маленьких и взрослых. Да и песнопение пасхальной службы звучит: «Праздников праздник и торжество из торжеств». Это торжество из торжеств радостью наполняет душу и сердце от того, что смерти-то нет. И чтобы там человек не ухищрялся своим грешным умом думать, а смерти-то нет! Господь победил смерть и он доказал своим Воскресением, что смерть побеждена, что ее нет, и каждому приходит то время, когда лежащий во гробе услышит Глас Божий.
— Пока живы наши родители, мы чувствуем себя детьми независимо от возраста. Когда вам пришлось в последнее время с вашей мамой пообщаться, и что она вам наказывала при этом общении?
— Маме моей сейчас 96-й год пошел. Живет она в Почаеве. За ней сейчас моя сестра присматривает. Приезжаю к маме регулярно. Всегда, когда встречаемся, долго общаемся, говорим обо всем, вспоминаем прошлое, вспоминаем детство. А детство было очень тяжелое, да и времена те предвоенные, военные и послевоенные были тяжелые. У мамы нас было пятеро и, слава Богу, все живы-здоровы. Ну и, конечно же, материнские слова согревают сердце. Слова два — три скажет, смотришь — и слеза катится. Иначе, по-другому и быть не может.
— А достается вам от мамы, нагоняй получаете?
— Получаю, а как же иначе без материнского нагоняя?
— А за что, если не секрет?
— А за то, что редко приезжаю. Когда расстаемся, звучит один вопрос: когда я снова приеду?
— Вы самый старший сын?
— Нет, есть брат Виктор, он старше меня, по специальности он машинист электровоза, сейчас на пенсии, живет в деревне недалеко от Почаева, на своей родине.
Вспоминая свое детство, свою маму и обращаясь памятью к прожитым мною годам, я сделал вывод, что жизнь интересна, жизнь должна быть самым что ни на есть ценным по отношению к Богу. Если ценность не будет утрачена, то жизнь прожита с пользой. Правильно говорится, что жизнь прожить — не поле перейти. В духовном смысле это очень трудно, но стремление должно быть только к этому. Другого нет и быть не может. Если жизнь с Богом и в Боге, она целенаправленна. Тогда чувствуешь, что хочется жить, и знаешь ради кого и ради чего живешь. И надо понимать, что этими моментами земными она, жизнь, не заканчивается, а переходит в другое состояние, есть ее продолжение. Этот бушлат наш, наше тело, ложится в землю, а душа не умирает, душа восходит к тому, кто нам ее дал. Вот какая глубина мироздания, созданная Богом!
— У каждого из нас есть те, кого мы относим к кругу своих близких друзей. Их-то мы в первую очередь поздравляем и с их личными праздниками, и им первым мы хотели бы в день святой Пасхи сказать теплое «Христос воскрес!». Если можно, назовите своих самых дорогих Вашему сердцу людей, которых вы поздравите в этот светлый день Пасхи не только как Митрополит, а и как друг.
— Вы видите на моем рабочем столе вот такую увесистую пачку подготовленных поздравлений. А до этого еще таких пачек прошло через мои руки не меньше десятка. Эти поздравления с Пасхой разойдутся всем моим друзьям. Потому что с этими людьми я непосредственно соприкасаюсь здесь, в нашей святой Симферопольской и Крымской епархии. Я хочу, чтобы жизнь нашей епархии была духовно красивой, чтобы духовность распространялась на всех них, а они не зажимали это поздравление в своей руке, не откладывали его, как формальное пусть и приятное для них поздравление, а приступали к делу. Вот что я пишу своим друзьям: «Да будет праздник святой Пасхи для всех нас радостным и мирным, созидающим в наших душах веру, любовь и надежду. А это труд…».
Вот это я пишу и учителям, и детям нашим, врачам и всем-всем. Все они — мои друзья. Я не могу сказать, тот больше друг, тот меньше. Они все прекрасные люди, которые творят добро во имя прославления Господа нашего Иисуса Христа воскресшего.
— И президента Украины Виктора Януковича тоже ожидает ваше поздравление?
— А как же иначе? Ведь он глубоко верующий православный христианин. За то я Бога благодарю, что президент наш — православный человек.
— Когда вы бываете в России, с кем вы больше общаетесь из российских иерархов Русской Православной Церкви?
— Встречаюсь и общаюсь со многими. Но вы же знаете, что я в свое время достаточно много лет служил за границей в Аргентине. А там сейчас епархию возглавляет митрополит Платон (Удовенко). Этот тот владыка, которого я менял в этой стране. Конечно, мне приятно с ним встретится, поговорить, в том числе и делах в той самой Аргентине, в которой я нес свой пастырский долг 14 лет, а это такой отрезок времени, за который можно было многое сделать, и удалось мне многое сделать. Я Богу благодарен за то, что имел возможность там потрудиться, чтобы оставить то, в чем так нуждались наши православные русские, украинцы, белорусы и другие славяне. Весь этот труд был направлен на то, чтобы они сохранили в своей душе святое Православие, чтобы они не только утратили это чувство, но и в полной мере постигали его глубину, чтобы жили им.
— А кто был первым иерархом православной церкви в Аргентине?
— Митрополит Никодим, изумительный человек, Ему выпала тяжелая ноша быть первым. Тогда ведь очень непростые были отношения между нашими странами. Но страна страной, а наши люди, проживающие в Аргентине, покинувшие Отечество по известным причинам, хотели остаться православными, ведь они-то были в основном верующие, и на чужбине хотели спасаться в православии своем. Владыка Никодим был первопроходцем, он сумел ценой неимоверных усилий проторить ту тропинку, по которой уже пошли другие архиереи. После него в Аргентину приехал вот тот самый Владыка Платон, о котором я уже говорил, и это был его первый период службы в Аргентине, а потом уже и я, и другие. И все мы ему, митрополиту Никодиму, благодарны за все то, что он сделал для создания и укрепления епархии, и для нас, его последователей.
— В советское время архиерея за пределами церковной ограды можно было лицезреть разве что в день выборов на избирательном участке. Сегодня совсем другое время. Церковь вышла за пределы церковной ограды, и уже не в диковинку общение архиерея со школьниками и педагогами в школах, студенческих аудиториях. Как вы считаете, насколько глубокий след оставляют в молодой душе такие общения? Как далеко может пойти православная церковь в этом общении, чтобы усилить свое воздействие на нравственное состояние молодежи? Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для этого и со стороны светского общества и со стороны самой церкви?
— Святая Церковь — это тот родной Дом, который нас воспитывает Духом Святым. Господь крепит, зиждет и сохраняет нас в этом Доме. И нам некуда уходить из этого Дома. Мы в этом Доме с Богом, Хозяином Мира, и в этом Доме должны строить взаимоотношения. Как их строить, каждый может видеть по-разному. Но Господь дал нам Святое Евангелие и указал в нем, как нам эти отношения строить в этом нашем православном Доме. Безусловно, в первую очередь мы должны думать о молодом поколении, которое сейчас и без Бога, и с Богом, многие знают и многие не знают. И им только сказать, а душа молодая тянется к светлому. А светлое — это Господь, это Христос.
И дело даже не в том, что церковь выходит за пределы церковной ограды. Церковь старается выполнить именно ту задачу, которую поставил перед нами сам Господь наш Иисус Христос. Церковь, это общество людей, объединенное вокруг Христа Спасителя. Сколько же пастырских трудов стоило, чтобы добиться этих встреч в школах и университетах, чтобы иметь возможность наставлять наших малых деток и молодежь на праведный путь.
Я искренне благодарен Министерству образования Крыма, учителям. Все мы вместе стараемся сделать многое, чтобы дать молодым понятие о содержании и сущности Православия. Это большая работа, и она должна делаться с большим вниманием и с большой любовью. Это нужно еще и потому, что если не Православие, то его место может занять нечто другое. Но ведь на дубе грушу не привьешь. Поэтому и нам нужно об этом говорить: мы славяне, мы имеем Святое Православие, и в этом Святом Православии мы должны укрепляться, жить и дышать этим Православием.
— Единство Православия сегодня для Украины одна из болевых точек. Крымчане, ее православное население, очень тяжело воспринимали те события, которые происходили в связи с угрозой раскола, особенно в последние пять лет. Немного отлегло от души после исторического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на святую крымскую землю. Люди продемонстрировали такую солидарность с Русской Православной Церковью, какой, пожалуй, и давно не видели. Это говорит о том, что на страже Православия стоит не только ведь церковь, как религиозная община, но и простые люди, которые порой и в церковь-то мало ходят. В чем, на ваш взгляд, этот феномен, если так его можно назвать? В чем секрет духовной силы Православия?
— А феномена здесь и нет! Ведь мы встречали своего Отца, Патриарха, того человека, который непосредственно и в храмах, и в своей частной молитве дома поминает нас всех, всю паству свою. А паства эта многочисленна, она во всех уголках нашей планеты. И Он возносит свою молитву за всех. И когда появляется Он, наш Отец, то в одном городе, то в другом, то Он приехал домой к своим детям, которые его, как отца своего, и встречают. Они и не должны встречать его по иному, поскольку животрепещет душа и сердце. И эта душа, и это сердце хотят соприкоснуться с человеком, который постоянно о тебе думает, о тебе молится, и который старается, чтобы вся его паства, все его последователи были Богу угодны.
Об этом неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед собравшимися на площадях, в соборах и у соборов, в своих интервью журналистам, сопровождавшим и освещавшим его пастырский визит в Украину. И глубоко верующие, и те, кто только тянется к Православию, и те, и другие почувствовали эту духовную красоту души своего Отца, который прибыл только лишь для того, чтобы помочь спастись человеку в нашем святом Православии.
— В Крыму действуют общественные организации, которые выступают за сохранение и укрепление братских связей с народом России. Они разные по степени влияния, но каждая декларирует стремление к сохранению Русской и Украинской православных церквей, как единого целого. Что бы вы пожелали лидерам таких общественных движений, как мудрый человек, как религиозный деятель, пользующийся огромным авторитетом в обществе.
— Прежде всего, раскол — это грех, страшное преступление. Поскольку то, что создавалось веками, начиная с пришествия Христа Спасителя, раскольниками разрушается, искажается, преподноситься в совершенно ином виде. Церковь спасалась на протяжении многих веков и доносила средствами Православия слова Святого Евангелия, и вдруг кто-то говорит, что мы де не согласны.
Что касается раскола на Украине, то он носит чисто политический характер. И никто в этом не сомневается. Но, чтобы победить этот раскол, те, которые инициировали его, должны в разум истинный войти и попросить прощения у святой канонической Православной Церкви, чтобы Господь простил, и священноначалие простило. Тогда, и только тогда можно уйти от опасной черты этого раскола. И другого пути нет, только через покаяние!
Конечно, в первую очередь преодолением раскола должна заниматься непосредственно сама церковь. Но если то или иной человек возглавляет ту или иную политическую или общественную силуу, сам является верующим и исповедующим Православие, то усилия таких людей, направленные на преодоление раскола — их христианский долг, и в исполнении этого долга они получают молитвенную поддержку церкви.
И тем, кто выступает за единство православия, какую бы политическую или общественную силу он не представлял, могу пожелать только одно: молится и трудиться во имя единства Православия и постоянно обращаться к тем, кто организовал раскол, чтобы взывать к их совести, к их разуму.
— Крым православный в ожидании Пасхи. Готовятся к нему и стар и мал, каждый по своему, но сохраняя традиции и обычаи, завещанные нашими предками, соблюдая каноны Святой Православной Церкви. Давней традицией стали и пасхальные послания высших иерархов церкви, обращенные к пастве. Наше издание в канун Светлого Христова Воскресения намерено их опубликовать. Кроме того, наше издание, выполняя свой нравственный долг и обязательство в рамках подписанного недавно Меморандума с Крымской епархией, открывает на своем сайте постоянно действующую православную линию. Просим на это Вашего благословения и приглашаем Вас, Ваше Высокопреосвященство, быть постоянным участником этого раздела. Что бы Вы могли пожелать нашим читателям в канун светлого праздника Воскресения Христова?
— Каждое доброе дело, которое мы стараемся совершить вместе с вами, вместе с вашим изданием «Крымское эхо», делается во имя того, чтобы вера наша православная процветала и здравствовала. А что такое вера? Вера, по слову святого апостола Павла, — исполнение ожидаемого, уверенность в невидимом. Так вот, на основе этой святой веры мы и должны с вами творить и делать доброе дело. Я хочу пожелать, чтобы те замыслы, которые намечаются у вашего издания по линии православия, были направлены на то, как сохранить, как преумножить через слово пастыря нашу веру в наших душах, особенно в душах молодых людей.
И как сберечь наше Святое Православие, чтобы быть похожими на наших великих предков. Примером для нас, крымчан, является Святитель архиепископ Лука. Он прожил тяжелейшую жизнь, прошел неимоверно тяжкие испытания, но какой след он оставил после себя! Он посвятил свою жизнь церкви, посвятил созиданию. Он написал замечательные книги, и я бы очень хотел, чтобы эти книги читала молодежь, читала и вдумывалась в то, что там написано.
Пусть тот огонек веры и правды, которое несет ваше издание, будет освещать умы и сердца ваших читателей. Бог вам в помощь и в добрый час.
Христос воскресе!
[hr]
Выступление Владыки Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского перед участниками форума Симферопольской организации движение «Русское единство»
Братья и сестры!
Молебен проводит Владыка Лазарь
Какое прекрасное обращение… Этими словами сказано абсолютно все. Мы действительно и братья, и сестры во Христе. Это не раз подчеркивал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Радостно мне сегодня, братья и сестры, быть сегодня среди вас чувствовать дыхание Святого Православия. Без него мы не сможем быть братьями и сестрами, и только оно нас соединяет и крепит. Будем же всегда помнить об этом и чувствовать локоть друг друга. Приближаются великие дни. Сегодня Вербная суббота, завтра — Вербное воскресение. Господь наш Иисус Христос, вступая в Иерусалим, все ведь прекрасно знал, для чего он вступает в этот город, город вечный, город духовный, чтобы принять смерть на земле и всех нас обожить своим Воскресением. Кому же как не нам с вами, дорогие славяне, дорогие братья и сестры, не прочувствовать именно этот момент, когда буквально через неделю мы будем дарить друг другу духовную улыбку и приветствовать друг друга вечными словами «Христос Воскресе!»
Я Бога благодарен, что я смог перед таким праздником вас всех видеть и поздравить с эти великим днем.
Мы с вами в прошлом году пережили великую радость, которой раньше на нашей крымской земле не было, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вступил на эту благословенную крымскую землю. И мы челом бьем перед его Святейшеством, что его стопы были и в благословенном Херсонесе, где он сотворил богослужение, где он вознес молитвы. Ведь он неоднократно заявлял, что его приезд, это приезд паломника, чтобы собрать всех нас и дать нам раз и навсегда почувствовать, что вместе, в единении, мы сила. А врозь мы никто. Так давайте же к этому единству, единству Святого Православия, единству Церкви Святой стремиться, и будем это единство беречь и лелеять.
Никто, никогда и ни при каких условиях это единство нарушить не может. Иначе мы будем терять себя такими, какими мы сегодня есть. Вот я и желаю, чтобы это вожделенное единство было всегда с нами. Господь сказал: «Да будьте все едины, как я, Отец ваш с вами и вы во мне!». Вот те вожделенные слова должны быть положены в основу нашего труда на этой крымской святой земле, политой кровью наших мучеников, преподобных святых. Поэтому крымская земля исконно православная. И мы с вами, православные, эту землю любили и будем любить, потому что она для нас — дыхание жизни. Я всех вас сердечно поздравляю с настоящим собранием. Думаю, что вы порешаете многие добрые дела на благо нашего богоспасаемого Крыма, святого Православия, а самое главное, на благо спасения своей души. Пусть Господь своей невидимой десницей всех нас благословляет, к добру, счастью и миру направляет. Будьте здоровы и Богом хранимы. Бог вам во всем да поможет!
В заключение своего обращения владыка Лазарь благословил участников собрания иконой Воскресения Христова и вручил эту икону лидеру движения «Крымское единство» Сергею Аксенову.
Вам понравился этот пост?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0
Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.
Пасхальное послание Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего ЛАЗАРЯ, Митрополита Симферопольского и Крымского, боголюбивым пастырям, всечестному иночеству и всем верным чадам Симферопольской и Крымской епархии
«Христос воскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся»
(Припев 9-й песни Пасхального канона)
Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Из глубины сердца, исполненного радостью о Христе, восставшем из мертвых и совоскресившем с Собою человеческий род, сердечно поздравляю вас с ПАСХОЙ ХРИСТОВОЙ, с праздником СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ и обращаюсь к вам со словами благовестия, звучащего на протяжении тысячелетий и являющего торжество христианской веры:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Величайший из праздников празднуем мы сегодня, прекраснейшее из торжеств торжествуем. Светлая пасхальная радость, сияющая в наших сердцах, согревает нас среди земных забот, вдохновляет на жизнь в добре и любви, дарует нам предчувствие собственного грядущего воскресения.
Эта радость наполняет Небо и землю, видимый и невидимый мир, сердца и души верующих во Христа. Святитель Иоанн Златоуст так изображает полноту этой радости: «Ныне веселятся Ангелы, радуются Архангелы, Херувимы и Серафимы, торжественно празднуя с нами исполненный света праздник — Воскресение Христово» («Слово на Пасху»). Воистину этот Праздник выходит за пределы видимого мира и является основанием жизни Церкви Христовой. Не случайно святой апостол Павел с такой убедительностью пишет коринфским христианам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).
Поэтому и мы ныне торжествуем и вместе с Церковью Небесной прославляем Воскресшего Христа Спасителя: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» (Воскресная стихира).
Воскресение Христово является величайшим чудом в истории мира. Своим Воскресением Господь наш Иисус Христос положил начало всеобщему воскресению. Эту истину святые отцы запечатлели в Никео-Цареградском Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Воскресший Христос вернул нам все, чего мы лишились через грехопадение наших прародителей, разрушил средостение между Богом и людьми, открыл нам врата Рая, даровал нам возможность именовать себя детьми Божиими. Поэтому Святая Церковь с таким духовным подъемом восклицает: «Сей День, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Стихира Пасхи).
Возлюбленные мои! Поистине, то, что совершилось две тысячи лет назад в Иерусалиме в пасхальную ночь, остается для нас непостижимой тайной. Человеческий ум не может до конца постигнуть всемогущество и премудрость Бога, явленные в чуде Воскресения Христова. Но в храме, особенно в ночь пасхального торжества, мы явственно ощущаем живое присутствие Воскресшего Господа. Апостолы свидетельствовали миру о том, что видели их глаза и что осязали их руки. Однако и мы свидетельствуем о том, что наполняет наши сердца – о непостижимом присутствии Воскресшего Христа в мире, о нетленном свете Его Воскресения, о ни с чем не сравнимой пасхальной радости.
Дорогие братья и сестры! Этот год — юбилейный. Исполняется 75-летняя годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы принесли большую жертву, чтобы сегодня у нас была возможность мирно жить, спокойно молиться и трудиться на благо нашего родного Отечества. В эти святые пасхальные дни я призываю каждого из вас вознести свои молитвы за тех, благодаря кому мы одержали нашу победу. Не забывайте их подвига и будьте достойны этой великой жертвы. Прилагайте все усилия к тому, чтобы на нашей многострадальной земле не проливалась больше кровь и не орошали ее материнские слезы.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Пасхой Христовой мы всякий раз как бы открываем новый период в своей жизни. Воскресший Христос обновляет нас и дарует нам новые силы для совершения всех наших дел – больших и малых.
С надеждой и упованием я обращаюсь ко всем, кто ныне молод, полон сил и здоровья: уважайте и чтите старость. Заботливое, бережное отношение к людям пожилым – это исполнение евангельской заповеди о любви к ближним (Мф. 22, 39).
Наш высокий нравственный долг – проявлять мужество и стойкость, не падать духом, но, укрепляясь дарами Пасхи Христовой, быть опорой для тех, кому особенно трудно.
Нам нужно свято хранить единство церковное и протягивать руку братской поддержки всякому человеку. Нам надлежит трудиться ради преображения мира сего, наполняя его согласием, правдой, любовью и красотой. Да, этот труд не обещает быть ни легким, ни скоротечным. Но только он по милости Божией способен победить нынешние беды и нестроения, исцелить вражду и разобщенность, избавить нас от уныния и отчаяния. Да поможет Воскресший Господь преуспеть нам на сем пути, который, верю, приведет общество наше к возрождению и процветанию.
Вновь и вновь поздравляю всех вас с великим и радостным праздником Пасхи Христовой! Пусть наша радость о Христе Воскресшем преумножается в нас, а через нас — и во всем мире. Будем же щедро делиться этой радостью с нашими ближними, нести в мир свет Христова Воскресения, вновь и вновь радостно восклицать:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ
Пасха Христова 2021 г. Симферополь
*Все используемые изображения и видео являются собственностью правообладателей.
Расскажи друзьям! Срочные сообщения – в . Подпишись! Желаете оставить комментарий? Опуститесь чуточку ниже✎.. Комментарии для сайта
Cackle
Ознакомиться с книгой в формате PDF можно здесь
В миру Ростислав Филиппович Швец. Родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье. С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию. В 1958–1961 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений. В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея. В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки. За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом. В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова. В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария. В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания. В 1992 г. назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В 2000 г. возведен в сан митрополита. Время пребывания Владыки на Крымской кафедре наполнено многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический. В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора. С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.
Лазарь (Швец)
Архиерей Украинской православной церкви (Московского патриархата) с 1980 г., митрополит Симферопольский и Крымский.
Биография
Митрополит Лазарь (Ростислав Филиппович Швец) появился на свет 22.04.1939 года в селе Комарин, основанном в ХV веке на территории современной Тернопольской области Украины.
После обучения в Почаевской лавре и Успенском Жировицком монастыре, поступил в духовную семинарию города Минска (Беларусь) в 1957 году. Через год ушел в армию.
В 1961 году стал студентом духовной семинарии в Одессе, а после — окончил духовную семинарию Ленинграда (Российская Федерация) по специализации богословие. Получил звание кандидата наук.
Карьера
Во время работы в аспирантуре духовной академии Москвы был задействован в деятельности Отдела внешних сношений Церкви. С 1971 года перешел на работу в филиале этого отдела в столице Украины.
В 1971 году в начале марта получил звание диакона, а через неделю — иерея. С этого времени на протяжении четырех лет служил во Владимирском монастыре и в Покровском монастыре для женщин.
Был назначен в 1975 году секретарем и ассистентом архиепископа Платона. Епархия находилась в Аргентине и объединяла в себе Русские православные церкви Южной и Центральной Америки.
Через три года работы за рубежом получил звание протоиерея.
В 1980 году был пострижен в монашество лавры в Почаеве и получил сан архимандрита. Одновременно с этим был назначен епископом Южноамериканским и Аргентинским, а также экзархом (представителем) Патриарха в Южной и Центральной Америке.
Через девять лет вернулся в Украину, получив должность архиепископа Каменецкого и Тернопольского.
В 1990 году участвовал на выборах в Верховную Раду Украинской РСР, но не набрал нужное количество голосов в Тернопольской области.
Получил назначение на пост архиепископа Одесского и Херсонского в 1991 году. А через год стал архиепископом Крымским и Симферопольским.
В 2000 году возведен в самый древний епископский сан – митрополита.
Введен в состав Священного Синода УПЦ Московского патриархата в 2012 году.
В 2021 году провел службу, благословил Черноморский Флот РФ и сотрудником Федеральной Службы Безопасности России.
Достижения
Имеет церковные награды первой степени (Серафима Саровского и Рождества Христова), второй и третей степеней (князя Владимира, Сергия Радонежского и Киево-Печерских монахов Антония и Феодосия).
Награжден украинскими орденами князя Ярослава Мудрого и «За заслуги», а также орденом Дружбы народов. Все награждения состоялись до 2013 года.
Слухи и скандалы
Нужно признать, что во многих источниках до вторжения Российских войск в Украину отмечалась крайне деятельная натура митрополита Лазаря. Под его управлением епархия на полуострове Крым расширилась почти вдвое, увеличив количество приходов.
После аннексии Крымского полуострова провел в 2015 году освящение камня, посвященного участникам «самообороны Крыма».
В 2021 году, как и многие руководители церкви Московского патриархата, стал делать заявления о незаконности предоставления Томоса церкви Украины и участвовать в посвященных этому заседаниях Собора УПЦ МП.
Состояние и источник дохода
Основной доход получает как один из служителей Православной церкви Московского патриархата.
Личная жизнь и семья
Не женат, детей нет.
Фото и видео
Биография
Митрополит Лазарь (Швец) родился 22 апреля 1939 года в с. Комарин Кременецкого района Тернопольской области в крестьянской семье. После окончания школы поступил послушником в Успенскую Почаевскую Лавру (в Свято-Духовский скит), затем два года жил в Успенском Жировичском монастыре Минской епархии. В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. В 1958-1961 гг. служил в рядах Сов. Армии. В 1964 году окончил Одесскую духовную семинарию. В 1968 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В том же году поступил в Аспирантуру при Московской духовной академии, которую окончил в 1971 году. В период учебы в Аспирантуре состоял референтом в ОВЦС. После окончания Аспирантуры был референтом в филиале ОВЦС в Киеве. 5 марта 1972 года митрополитом Киевским Филаретом в Киевском кафедральном соборе во имя святого князя Владимира рукоположен во диакона, а 12 марта — во пресвитера. Пастырское служение проходил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе г. Киева. В 1975 году назначен священником Аргентинской епархии и секретарем Аргентинского Архиепископа. В 1978 году возведен в сан протоиерея. В 1979 году награжден крестом с украшениями. Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 20 марта 1980 года клирику Аргентинской епархии протоиерею Швецу определено быть епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. 1 апр. 1980 года наместником Почаевской Лавры архим. Иаковом пострижен в монашество, а 7 апреля возведен в сан архимандрита. 18 апр. 1980 года во Владимирском соборе г. Киева хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского. Хиротонию совершали: митрополиты: Киевский и Галицкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий; архиепископы: Харьковский и Богодуховский Никодим, Черниговский и Нежинский Антоний, Уманский Макарий; епископы: Черновицкий и Буковинский Варлаам, Житомирский и Овручский Иоанн. 20 июня 1985 года возведен в сан архиепископа. 26 июня того же года назначен архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским. 4 октября того же года снова направлен в Аргентинскую епархию и назначен Патриаршим Экзархом Центральной и Южной Америки. За время своего пребывания там архиепископ Лазарь объединил православных соотечественников, создал архиерейский хор. Награжден правом ношения двух панагий. С 1989 г. — архиепископ Тернопольский и Кременецкий. В 1991 году стал архиепископом Одесским и Херсонским, а в 1992-м — назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. За время пребывания на Симферопольской и Крымской кафедре клир епархии вырос с 30 человек до 200, число приходов — с 50 до 350, открыто восемь монастырей. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь имеет награды: орден святого Владимира II степени (1989 год); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени; правительством Аргентины о; правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине — орденом «Дружбы народов»; за проведение Международной юбилейной конференции, посвященной 2000-летию Рождества Христова «Во всю землю изыде вещание их» Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских; Президентом Украины за миротворческую деятельность удостоен ордена «За заслуги» III степени.
Т р у д ы:
«Православно-богословский анализ интерпретаций книги пророка Даниила протестантскими теологами». (Кандидатское сочинение). Речь при наречении во епископа Аргентинского и Южноамериканского. ЖМП. 1980, № 7, с. 33. Литература:
ЖМП. 1980, № 5, с. 8; № 7, с. 32. -«-, 1981, № 2, с. 22; № 6, с. 28; № 10, с. 31. -«-, 1982, № 2, с. 15. -«-, 1983, № 1, с. 11, 23; № 7, с. 12; № 9, с. 5. -«-, 1985, № 1, с. 24; № 3, с. 24; № 8, с. 9, 29. -«-, 1986, № 11, с. 3.
МОНИТОРИНГ СМИ: УПЦ МП: разделяй и властвуй
В ноябре 2008 года случилось, пожалуй, самое неожиданное событие в церковной жизни Крыма. На заседании Священного Синода, которое состоялось 11 ноября в Киево-Печерской лавре, было принято решение о разделении Крымской епархии УПЦ МП на две части.
Пока еще никто толком не понял, что такого особенного в этом событии. Однако для сведущих людей решение Синода говорит само за себя: в УПЦ набирают силу центробежные тенденции, угрожающие ее целостности и каноническому единству с Русской православной церковью.
Кратко вернемся к решению Священного Синода УПЦ. Как уже было сказано, Крымская епархия разделена надвое: образована Джанкойская епархия, в состав которой вошли Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский и Советский районы АРК, ранее относившиеся к Симферопольской епархии. А в составе Симферопольской епархии остались Алушта, Евпатория, Керчь, Симферополь, Судак, Феодосия, Севастополь, а также Бахчисарайский, Белогорский, Кировский, Ленинский, Сакский, Симферопольский и Черноморский районы автономии. За правящим архиереем Симферопольской епархии остается титул «Симферопольский и Крымский», а преосвященный Джанкойской епархии именуется «Джанкойским и Раздольненским». Управление Симферопольской епархией остается за митрополитом Лазарем, а епископом Джанкойским и Раздольненским определено быть архимандриту Нектарию (Фролову), клирику Ровенской епархии. Вот, собственно, и все, что официально известно о решении Священного Синода. Совершенно очевидно, что узнать подоплеку этого события практически невозможно, учитывая традиционную закрытость внутренней церковной жизни.
Однако для того, чтобы проанализировать и объективно оценить такое, на первый взгляд, рядовое событие через призму происходящих внутри УПЦ процессов, необходимо в общих чертах описать ситуацию в Московском патриархате. Как уже писало ИА «Е-Крым» (см. «Угрозы и перспективы крымского православия»), в структуре УПЦ сформировались две противоборствующие группы влияния: т.н. «ортодоксы» под руководством митрополита Одесского Агафангела и сторонники создания Единой поместной церкви (ЕПЦ), поддерживаемые некоторыми «оранжевыми» политиками. Каждая из этих групп стремится расширить свое влияние на как можно большее количество украинских епархий. От конкретных результатов этой деятельности в определенной степени будет зависеть, насколько реализуем в Украине проект «Единая поместная церковь», столь широко разрекламированный Президентом Ющенко и его окружением. Что касается АРК, то Крымская епархия традиционно считается наибольшей в Украине и наиболее жестко ориентированной на поддержание канонического единства с РПЦ. Даже выходец с Западной Украины митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь за многие годы служения в Крыму настолько адаптировался к местным реалиям, что никогда не позволял себе даже намекать на разрыв УПЦ МП с РПЦ.
Поскольку 80% всей религиозной среды Крыма составляют общины УПЦ МП, быстро и безболезненно организовать вхождение Крымской епархии в состав Единой поместной церкви (если, конечно, этот проект будет реализован на практике) вряд ли удастся. А будет ли владыка Лазарь проводить соответствующую разъяснительную работу среди крымских православных верующих — это вопрос спорный. Поэтому в сложившейся ситуации может быть только два решения: снять митрополита Лазаря с занимаемой должности и заменить его другим иерархом или разделить Крымскую епархию на несколько автономных округов, во главе которых поставить «свои» креатуры. В церковных кулуарах о разделении Крымской епархии начали активно говорить еще летом этого года. Но определить тогда, из какого лагеря идет инициатива, было достаточно трудно. Сейчас все становится намного понятнее. Очевидно, что иерархи УПЦ, ориентированные на создание ЕПЦ, решили «укрепить» Крым более лояльными священнослужителями. Глава организации «Православный выбор» Юрий Егоров говорит, что в последнее время из восточных регионов страны поступают «тревожные сигналы», свидетельствующие, что часть священноначалия УПЦ пошла на сотрудничество с властями в деле украинизации. «Мы давно замечаем, что украиноязычных архиереев, родившихся на Западной Украине, направляют почему-то на Восток Украины, где русскоязычное население», — констатировал Егоров. Таким, образом, Крым не стал исключением. Во главе Джанкойской епархии поставлен архимандрит Нектарий, клирик Ровенской епархии. Вполне может быть, что через определенное время на уровне православных верующих, чьи приходы оказались в составе Джанкойской епархии, начнется соответствующая «пропагандистская» работа, направленная на формирование позитивного отношения к идее создания ЕПЦ. Будет ли этот процесс сопровождаться «обострением отношений» между Симферопольской и Джанкойской епархиями — прогнозировать сложно.
Не исключено, что если владыка Лазарь со своей стороны начнет демонстрировать излишнюю активность в плане содействия усилению в Крыму позиций РПЦ, то ему вполне могут предложить «уйти на пенсию». Уже упоминаемый нами Ю. Егоров отмечает, что в последнее время наблюдается процесс «оттеснения» сторонников единства с Русской Церковью — таких архиереев отправляют на покой, несмотря на далеко не преклонный возраст. В то же время, высший титул УПЦ — митрополита получил архиепископ Черкасский Сафроний, ранее выступавший за выход Украинской Церкви из состава Московской патриархии.
В любом случае, «процесс пошел». И если «ортодоксы» внутри УПЦ будут терять свои позиции на фоне возрастающего влияния на внутренние процессы в Московском патриархате сторонников ЕПЦ, Крым станут еще активнее укреплять нужными религиозными «кадрами», готовыми не словом, а делом поддержать идею вхождения УПЦ МП в Поместную церковь.
Игорь Сарматов
«Е-КРЫМ», 14 ноября 2008 г.
Опубликовано: 17.11.2008 в 18:15
Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ
Краткие сведения
Биография
15-и лет поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской лавры.
В 1958—1961 годы служил в Вооружённых силах СССР.
5 марта 1971 года был рукоположён во диакона, 12 марта — во иерея, служил в Покровском женском монастыре и во Владимирском кафедральном соборе Киева.
25 июля 1975 года был назначен в клир Аргентинской епархии, где исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Платона (Удовенко).
В 1978 году был возведён в сан протоиерея.
1 апреля 1980 года в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведён в сан архимандрита.
18 апреля 1980 года в Киеве хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен Патриаршим экзархом в Центральной и Южной Америке.
В 1990 году баллотировался в Верховный Совет Украины в Збаражском избирательном округе (Тернопольская область), за — 38,3 % голосов, 2-е место, уступил литератору Дмитирию Павлычко[2].
11 февраля 1991 года был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Из-за активной приверженности идеи автокефалии УПЦ «был в буквальном смысле слова изгнан своей паствой с кафедры»[3]. Необходимость предоставления Украинской православной церкви автокефального статуса он обосновывал надеждой на то, что в таком случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви. Принял участие в архиерейском Соборе 26—27 мая 1992 в г. Харькове; при выборах нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви в первом туре получил 2 голоса.
27 июля 1992 года переведён на Симферопольскую кафедру. В 2008 году года Симферопольская епархия потеряла семь районов в северной части Крымского полуострова, выделенные в самостоятельную Джанкойскую и Раздольненскую епархию, а в декабре 2012 года — ещё два района, выделенные в Феодосийскую и Керченскую епархию.
8 мая 2012 года назначен постоянным членом Священного синода УПЦ МП[4].