Митрополит Корнилий (Титов): Русская мечта — в возрождении Святой Руси


Митрополит Корнилий (Титов): Русская мечта — в возрождении Святой Руси

Эксклюзивное интервью телеканалу «Царьград» Предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Корнилия (Титова)

Митрополит Корнилий – Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, крупнейшего старообрядческого согласия, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Сегодня высшее руководство Государства Российского уделяет всё большее внимание жизни старообрядцев нашей страны и зарубежья, в том числе их возвращению на Родину. В этой связи в последние годы состоялось несколько личных встреч Владимира Путина с митрополитом Корнилием.

Об этом и многом другом, в том числе – о позиции старообрядцев по наиболее актуальным общественным и даже политическим вопросам, старообрядческий первоиерарх рассказал телеканалу «Царьград». В эксклюзивном интервью, которое владыка Корнилий дал нам в уникальном месте – московской Рогожской Слободе, одном из главных исторических центров русского старообрядчества.

* * *

Царьград: Владыка, два с половиной года назад Рогожскую Слободу посетил Владимир Путин, и в прошлом интервью Царьграду Вы подробно рассказали об этой встрече. А совсем недавно, в конце ноября 2021 года, Вы вновь встретились с Владимиром Владимировичем. Какие ключевые вопросы обсуждались с главой государства?

Митрополит Корнилий (Титов): Для начала хочу поблагодарить телеканал «Царьград» за внимание к нашей Церкви. За те интервью, которые у нас уже были, и за наши наработанные очень доброжелательные отношения. Вообще, круг сочувствующих, знающих старообрядчество, расширяется, в том числе благодаря тому, что мы встречаемся и открыто беседуем, обсуждаем разные интересующие многих людей вопросы. Так и встречи с нашим президентом тоже уже стали доброй традицией.

Вы вспомнили знаковую историческую встречу 2021 года, когда впервые после Раскола XVII века (а это уже больше 350 лет!) глава государства сам пришёл к старообрядцам – в наш духовный и культурно-исторический центр в Москве на Рогожском. Его внимание к нашим духовным ценностям, нашей истории и культуре и к нашим насущным вопросам, которые мы тогда озвучили, для нас очень важно. К сожалению, сегодня немногие знают историю старообрядчества, однако два с половиной года назад я ясно почувствовал, что отношение властей и вообще окружающих людей сильно изменилось: появилась искренняя, живая заинтересованность.

Недавняя встреча, которую вы также упомянули, состоялась 23 ноября сего года, и эта встреча тоже для нас была очень важной. Ключевым вопросом, который мы обсуждали с президентом, стала подготовка празднования 400-летия протопопа Аввакума, которое будет в следующем, 2021 году. К этому событию готовится всё старообрядчество, я бы даже сказал, всемирное старообрядчество. За эти века у нас появилась первая возможность так широко рассказать и об этом гениальном русском писателе, философе и борце за веру, возможность обратиться к истории трагического Раскола, без которой сложно понять историю нашего Государства Российского последних веков.

Протопоп Аввакум. Фото: pravoslavie.ru

Чтобы понять, каковы были причины трагедии церковного Раскола, затронувшего всё наше общество, весь русский народ, понять, какие были его последствия, а главное, как сделать так, чтобы это не повторилось, очень важно обратиться к личности протопопа Аввакума. И с Владимиром Владимировичем мы подробно обсуждали те культурные мероприятия, которые у нас запланированы в связи с этим юбилеем.

Конечно, для нас, старообрядцев, самое главное – наши молитвы этому великому святому, которого мы почитаем как страдальца, мученика за веру, но это наше внутрицерковное дело. А помимо этого запланированы открытые культурные мероприятия, такие как выставки, концерт духовных песнопений, исторические конференции. Практически в каждом регионе нашей страны, где живут старообрядцы (а это более 50 регионов). И российское руководство – президент, правительство, Министерство культуры и губернаторы непосредственно на местах, с которыми я часто встречаюсь, поддерживают это довольно активно.

Ещё мы говорили с Владимиром Владимировичем о переселении старообрядцев, их возвращении на Родину. Это переселение очень нужно для Дальнего Востока, где у нас малозаселённые пространства, особенно вблизи с китайской границей. И уже 130 старообрядческих семей переселились за последние два-три года, и сейчас есть потенциальные возможности переселения ещё большего количества старообрядцев. Я рассказал президенту, что за последнее время в семьях переселенцев уже родилось 30 детей, создаются новые семьи, и 50 семей уже в следующем году готовятся к переселению.

Недавно я был в Кирове, в Вятке, где встречался с местным губернатором, и он мне сказал: мы тоже хотели бы, чтобы старообрядцы и к нам приехали. В общем, уважение к старообрядцам как к людям традиционной культуры, крепко верующим, имеющим надёжную семью, честным и трудолюбивым людям – налицо. Поэтому старообрядцев ждут во многих регионах, чтобы поднимать, возрождать русскую землю.

Ну а последний вопрос, который мы обсуждали с Владимиром Владимировичем, это возможность государственной помощи в возрождении нашего старообрядческого института, который до революции был здесь на Рогожском, но, к сожалению, в советские годы был закрыт, и здание постепенно разрушалось. Это очень большое ветхое здание нам вернули, однако средств на его восстановление не хватает. Поэтому мы обратились к президенту за поддержкой, чтобы старообрядцы смогли возродить духовное учебное учреждение. Владимир Владимирович поддержал нас, и сейчас мы прорабатываем, как это будет осуществляться.

Мы обсуждали с Владимиром Владимировичем возможность государственной помощи в возрождении нашего старообрядческого института. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Уверен, эти благожелательные отношения и то положительное сотрудничество, которое у нас сложилось с президентом, правительством и региональными властями в последние годы, очень нужно и нам, старообрядцам, и государству. Чтобы поднимать, возрождать наши духовно-нравственные основы после разрушений прошлого века.

Ц.: Вы упомянули «всемирное старообрядчество». Известно, что помимо Русской Православной старообрядческой Церкви есть Русская Древлеправославная Церковь, есть немало беспоповцев, часовенные, поморцы, федосеевцы… Есть ли взаимодействие с ними?

Митрополит Корнилий: Да, вы назвали разные старообрядческие согласия (а иногда и несогласия), которые сложились после Раскола. К сожалению, старообрядцы долгие годы не могли общаться друг с другом. Разрозненные в разных уголках России и других стран, они просто не могли бы собрать Собор, чтобы обсудить общие догматические основы, отсюда – наши нестроения и разобщение.

Как известно, поповцы и беспоповцы – это разные вероучительные старообрядческие платформы. Но есть вопросы, которые нас объединяют: это наши общие культурные ценности, то, как мы отстаиваем традиционную семью, говорим о книжности, об общей для нас дораскольной истории. И, конечно, о наших общих ближайших задачах, в числе которых – 400-летие протопопа Аввакума.

Всемирный старообрядческий форум 2021 года. Фото: официальный сайт Русской Православной старообрядческой Церкви

Полтора года назад в Москве прошёл Всемирный старообрядческий форум. Это – самое настоящее историческое явление, первое после Раскола. Ни в царской, ни в советской России мы собраться вместе не могли. А сейчас нас поддержало правительство, и мы пригласили со всего мира старообрядцев разных согласий, чтобы познакомиться и в течение двух дней обсудить наши общие проблемы. При этом мы сразу решили, что вероучительных вопросов, которые нас разъединяют, касаться не будем. И сейчас мы готовимся к новому старообрядческому форуму, намеченному на октябрь 2021 года, на который приедут сотни старообрядцев со всего мира.

Ц.: Владыка, относительно недавно стало известно, что в рамках взаимодействия различных старообрядческих согласий, включая единоверцев Русской Православной Церкви, появились два проекта. Всемирный союз староверов, который возглавил Леонид Севастьянов, христианин вашей Русской Православной старообрядческой Церкви. И Международный старообрядческий союз, который тоже возглавил ваш христианин Валерий Коровин. Почему две эти организации возникли одновременно, есть ли между ними противоречия или они друг друга дополняют? Поддерживаете ли Вы их работу?

Митрополит Корнилий: Начало этому было положено на форуме, который, как я уже рассказал, был полтора года назад в Москве. И там было предложено, цитирую, «создать общественную организацию для взаимопомощи в общественных делах, защиты своих гражданских прав, для совместного диалога с властями и сотрудничества на международном уровне в экономических вопросах». Началась подготовка, и упомянутый вами Валерий Михайлович Коровин взялся разрабатывать Устав этой организации. Окончательное обсуждение будет на следующем форуме в юбилейном 2021 году, и если разрабатываемый Устав будет утвержден, то будет создана эта организация, объединяющая старообрядцев разных согласий.

А Леонид Михайлович Севастьянов здесь оказался немножко «впереди поезда». Услышав эту идею, он написал свой проект и зарегистрировал на своё имя этот союз. Конечно, юридически это может сделать каждый. Но у нас в старообрядчестве, как мы считаем, это должно быть соборно, и я говорил, что пусть старообрядческие согласия проведут свои соборы, одобрят или не одобрят на них эту идею, и затем мы вынесем её обсуждение на форум всех старообрядцев.

Так что «Всемирный союз староверов» это исключительно его личная инициатива. Леонид Михайлович обещал старообрядцам разных согласий экономическую и юридическую помощь, но это его личный проект. И поэтому мы с Валерием Коровиным продолжаем работу по созданию Международного старообрядческого союза. И если он будет принят старообрядцами на форуме в октябре 2021 года, будем эту нашу идею с Божьей помощью воплощать в жизнь.

Валерий Коровин. Фото: Pravda Komsomolskaya / Globallookpress

Ц.: И здесь я не могу не спросить о диалоге вашей Церкви с Русской Православной Церковью. Известно, что ещё в нулевые годы ставилось много вопросов, создавались комиссии по этому диалогу, а на какой стадии он находится сегодня?

Митрополит Корнилий: За почти 15 лет моего митрополичьего служения я бы охарактеризовал наши отношения как добрососедское мирное сосуществование. Действительно, у нас была создана комиссия, которая дала ответы на вопросы авторитетных учёных мужей Русской Православной Церкви об их сомнениях относительно нашей Белокриницкой иерархии (основанной в 1846 году митрополитом Константинопольского патриархата Амвросием – прим. ред.). Эта тема для нас совсем не новая, и, разумеется, в этом вопросе у нас нет никаких сомнений.

Мы вручили свои ответы комиссии Русской Православной Церкви, но до сих пор неизвестно, насколько удовлетворили или не удовлетворили вопрошающих. В целом же, повторюсь, у нас добрососедские мирные отношения, мы живём в одном государстве, и отношение к традиционным, в первую очередь, семейным ценностям у нас общее. Что касается борьбы с абортами, пьянством, развратом, извращениями, всё это – наше единое поле, где мы можем, помогая друг другу, возрождать нашу духовно-нравственную основу, как это было на Святой Руси.

Конечно, мы помним 1971 год, когда на Поместном Соборе Русской Православной Церкви наши старые обряды, которые наши предки защищали порой ценой своей жизни, были признаны истинными. Помним и слова митрополита Илариона (Алфеева), говорившего о важности сохранения древнего византийского одноголосного знаменного пения и благодарившего за то, что мы, старообрядцы, его сохранили. Пения, которое ЮНЕСКО признало достоянием мировой культуры.

Ц.: Вы сказали очень важные слова о традиционных семейных ценностях. Сегодня в нашей стране много копий ломается вокруг законопроекта о так называемом «семейно-бытовом насилии». Многие представители Русской Православной Церкви очень жёстко его критикуют как законопроект о праве на внешнее вмешательство в семейную жизнь. А каково Ваше мнение по этому вопросу?

Митрополит Корнилий: Несколько дней назад этот вопрос был задан президенту Владимиру Путину в ходе его встречи со СМИ. И он начал ответ с того, что, конечно, осуждает любое насилие. Но законы, которые уже существуют, защищают семью, и в том числе тех, кого в семьях бьют и обижают. И конечно, мы должны в рамках этих законов защищать наших граждан, в первую очередь, конечно, женщин и детей. Примерно так он ответил.

Со своей стороны, я бы хотел добавить, что внешнее вмешательство в семейную жизнь, когда это совершается без решения суда каким-то либеральным законом, очень близко к совершенно неприемлемой для нашей страны, нашего общества ювенальной юстиции, которую несколько лет назад нам пытались навязать западные либеральные организации.

Да, сегодня у нас уже есть законы, которые должны охранять от насилия. Но в новом законопроекте, как я понял, нет даже чётких критериев, что же это такое за насилие. Там говорится «моральное насилие», а как его определить, что это такое? Просто «посмотрел косо» или «ребёнок не выспался» – всё может быть предметом «морального насилия». А значит, надо или разъединить семью, или ребёнка убрать из этой семьи.

На сегодняшний день нам, конечно, надо обязательно защищать семью. И в том числе защищать семью от вмешательства тех либеральных СМИ, которые сейчас выходят через интернет, которые дети смотрят с утра до вечера, через телевидение с его развратом и так далее… Вот от всего этого надо защищать семьи, и особенно молодёжь, принимать какие-то законы, устанавливать какие-то рамки, чтобы это не разрушало семью, психику.

Нам надо вернуться к Домострою: Домострою Святой Руси, который определял семью как малую церковь: православная вера, отец, мать, подчинение, благословение. Вот что должно скрепить нашу семью. Поэтому, конечно, никакие либеральные юстиции нам не нужны. А возвращение к своим основам, к нашим духовным нравственным истокам, к созданию крепкой семьи старообрядцы всегда поддерживали и в своём быту тоже стараются это проводить.

Ц.: Огромное значение для воспитания имеет школьное образование, которое, к сожалению, до сих пор несёт на себе след и советского атеистического образования, и не менее страшного либерального образования, которое Фонд Сороса и прочие западные фонды в 1990-е годы активно навязывали нашей стране. Совсем недавно Вы выступили в Совете Федерации с большим докладом на эту тему. Можете ли в нескольких словах описать своё мнение о состоянии сегодняшнего отечественного образования, и что можно сделать, чтобы вернуть его в русло русской традиции?

Митрополит Корнилий: В Совете Федерации, когда там обсуждался вопрос образования, я выступал с позиций нашей Церкви и вообще с позиций православной Святой Руси. Образование – это постижение Образа Божия. Без этого образования мы не можем спасти свою душу и войти в Царство Божие. И очень важно, чтобы это образование не превратилось в «без-образие». Потому что, если нет Образа Божия, то получается «без-образие».

Образование, в первую очередь, начинается с семьи. Это – церковный семейный уклад, традиции почитания старших, благословение, постоянная молитва, хождение в храм. Конечно, многое утрачено в безбожное советское время. Мы понимаем, что понятия о грехе сейчас почти не существует, о том, что такое покаяние, что такое страх Божий. Вот к этому и надо возвращаться, это и есть основное образование. То есть не как учить, разные методики, ЕГЭ и так далее, а чему учить, чтобы Образ Божий, в конечном итоге, был запечатлён в душе ребёнка. А потом дальше всё выстроится, в том числе, какие науки он будет изучать, прикладные или гуманитарные.

К сожалению, на сегодняшний день очень много неполных семей, где нет отца или отец пьющий, а сегодняшняя школа и её учителя зачастую сформировались ещё при коммунистическом режиме. Но конечно, хотелось бы, чтобы во всех классах школы было духовное образование. Сейчас это только очень маленький отрезочек, в начальной школе по одному часу в неделю («Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» — прим. ред.).

Понятно, что проблема упирается в то, кто будет преподавать, в то, пускать или не пускать священников в школы. А если те учителя, которые просто не подготовлены, которые пришли из советского безбожного времени, будут сухо преподавать, как говорится, «для галочки», ребёнок это прекрасно поймёт и ничего полезного не воспримет.

Ну и, конечно, государству очень важно понять, насколько СМИ влияют на духовное образование современного, особенно молодого человека. Да, сейчас СМИ больше говорят о вере, о Церкви, но это примерно в таком ряду: футбол – балет – Церковь. Церковь на последнем месте по значению и по времени. А ты, ребёнок, выбирай. Но надо понимать, что Церковь – это основное, это не увлечение какое-то, не футбол, а основное дело жизни человека. Чтобы понять, для чего ты живёшь, как спасти свою душу, что такое грех, что такое покаяние. А сколько людей сегодня гибнет духовно, развращается от сегодняшних либеральных СМИ!

Именно эти очень важные вопросы я поставил в Совете Федерации, хотя, конечно, у меня нет чёткого знания, как их решать. Мы можем только молиться, чтобы Господь направил наши власти, тех, кто управляет разными телеканалами, СМИ. И конечно, очень важно говорить о том, что наше спасение, спасение России, русского человека в том, что, как говорил Достоевский, «всё назначение России заключается в православии», что когда Россия молилась – она спасалась. И если к этой молитве, к общению с Богом мы будем возвращаться, то да, мы будем спасаться, а если нет, то очень печальным может быть наш финал.

Ц.: Владыка, в упомянутом докладе, да и в нашей беседе Вы жёстко и последовательно критикуете те же либеральные СМИ. Вспоминаю, что лет 10 назад Вы даже выступали за то, чтобы в России в определённой степени возродить цензуру. Но понятно, что эти СМИ, зачастую обслуживающие интересы наших геополитических противников, вам в долгу не остаются. В последнее время стали появляться публикации, призванные дискредитировать Вас.

С одной стороны, Вам вменяется «слишком патриотическая» поддержка Крыма и Донбасса, с другой, говорится, что после посещения старообрядческого Покровского собора Владимиром Владимировичем Путиным храм якобы переосвятили. Наконец, Вас обвиняют чуть ли не в увлечении нетрадиционной медициной. Хотелось бы слышать Ваши комментарии по этому поводу.

Митрополит Корнилий: Само слово «либеральный» сегодня несёт отрицательный оттенок. Потому что либеральная свобода – это «свобода», которая заканчивается, как я недавно прочитал, гей-парадом. Мы прекрасно видим весь путь Запада:

– Дайте нам свободу! – А для чего тебе свобода? – Чтобы быть свободным от Бога, от Его законов, от Его рамок.

И это же пытаются навязать нам. Конечно, этим СМИ неприятно, когда мы пытаемся вернуть Россию в рамки Законов Божиих, к Святой Руси, к тому же Домострою. И то, что они нас ругают, я за эти годы понял, это хорошо. Если бы не ругали, тогда надо было как-то напрягаться. Если бы либеральные СМИ начали меня хвалить, стало бы ясно, что я делаю что-то не то.

О Донбассе мы молимся, чтобы мир там был восстановлен. Что же касается переосвящения нашего Покровского собора после прихода туда Владимира Путина, то, конечно, никакого освящения не было. Ведь что такое освящение храма? Это большой богослужебный чин, который занимает два дня: с вечерним и утренним богослужением, особыми молитвами, крестным ходом и так далее. Но, поскольку люди из ФСО с оружием, причём неизвестно какой веры, заходили в храм, мы, как принято, окропили его святой водой. Это есть в церковных уставах, такое окропление периодически совершается в каждом храме.

Что же касается переосвящения нашего Покровского собора после прихода туда Владимира Путина, то, конечно, никакого освящения не было. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress

Ну, и уж совсем смешное обвинение – в том, что лечусь у каких-то «колдунов». Могу сказать точно: никогда в жизни я у них не лечился. Есть врачи, есть молитвы, и только к этому мы прибегаем как православные христиане. Конечно, не обязательно мы должны нравиться всем, но мы мирно молимся и за ненавидящих и обидящих нас, чтобы Господь их вразумил и чтобы они пришли к истинному пониманию того, что есть добро, а что есть зло.

Ц.: Но есть обвинения и с другой стороны, будто старообрядцы не просто не патриоты, но подлинные творцы революции 1917 года. Некоторые публицисты любят обвинять старообрядцев в том, что они принимали массовое участие в революционных событиях столетней давности. Что бы вы ответили на это?

Митрополит Корнилий: Революция – это всегда кровь, страх, разруха, жертвы. А Православие, на котором зиждется наше старообрядчество, конечно, несовместимо с насилием. Это нам заповедал Христос. И поэтому истинные старообрядцы, хранители этих устоев, а это миллионы человек, были против революции, в отличие от нескольких человек, которые вошли в историю как в какой-то мере поддерживающие этот процесс.

Более того, старообрядцы больше других пострадали от этой революции: казачество, крестьянство, предприниматели. Цвет старообрядчества. Сто лет прошло, и мы видим, какие были страдания, кровь, ужасы, и дай Бог, чтобы никогда не повторилась эта революция. Выводы нужно делать сегодня, потому что из-за бугра опять призывают чуть ли не на баррикады, то есть опять наступать на эти исторические грабли.

Но просто вырывать 1917 год из контекста истории нельзя. Отправная точка – 1551 год, Стоглавый Собор, на котором закрепились наши русские православные духовные устои. Александр Солженицын, говоря о взаимосвязи Раскола XVII века и революции 17-го года, возвращает нас к моменту, когда начали рушиться эти устои. Именно во времена раскола элита отделилась от народа, реформы стали насильственной ломкой традиций, а Пётр I в это вбил свой клин.

Также стоит помнить, что безбожные разрушения 20–30-х годов прошлого века производились русскими людьми: они разрушали церкви, сбрасывали колокола, рубили и сжигали иконы и церковные книги, сажали в тюрьмы и убивали священников. Не французы, не немцы и не поляки. А к этому русских людей привели предшествующие два века ломки наших традиций. Это, к сожалению, по словам Солженицына, и породило 1917 год. И он продолжает мысль, что в старообрядческой православной Руси революция никогда бы не победила.

Старообрядческий праздник святых жён-мироносиц в Рогожской слободе. Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»

Так что ещё раз повторю: не дай Бог, чтобы кровавая революция вновь когда-то наступила, потому что, как говорил Пушкин, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» – это страшная вещь. Будем молиться о том, чтобы кровавое насилие миновало Россию.

Ц.: По сути, Вы сказали очень важные слова о том, что нужна стратегия страны без потрясений, без революций. Сегодня Всемирный Русский Народный Собор, в работе которого Вы участвуете уже около 15 лет, разрабатывает два направления: стратегию народосбережения России до 2050 года и концепцию «Русская мечта», того, какой мы хотим видеть нашу страну в обозримой перспективе. Как Вы оцениваете эту работу ВРНС?

Митрополит Корнилий: Если говорить о русской исторической мечте и нашем движении вперёд, то в качестве переломного момента мне вспоминается Тысячелетие Крещения Руси, 1988 год. Тогда начался новый путь – возвращение из коммунистического рабства, которое можно сравнить с египетским рабством, из которого Моисей выводил.

Господь нас промыслительно выводит, потому что истинное христианство только в Православии осталось. Ещё протопоп Аввакум говорил: «Рим давно пал и лежит, не вставая». Сегодня мы видим процессы, которые идут на Западе, это духовное разложение, и сейчас многие понимающие западные люди обращаются именно к России, к Православию.

Моисей выводил из египетского плена 40 лет, мы со времени 1000-летия Крещения Руси прошли 30 лет. Давайте ещё 10 проживём и посмотрим, куда привёл нас Господь. Мне кажется, перспектива есть, с Божией помощью Россия крепнет, её голос всё сильнее слышен. Самое главное, сейчас наши власти понимают, что без Церкви невозможно устроить Россию и сберечь народ. На нашей встрече с Владимиром Владимировичем это тоже прозвучало. И мы видим, что это верующий человек.

Мы благодарны Всемирному Русскому Народному Собору, что он эти темы поднимает, как нам обустраивать Россию, как сберегать народ, как возрождать Православие в нашей стране. Благодарны устроителям, Константину Валерьевичу Малофееву, с которым несколько месяцев назад у нас была большая интересная встреча и разговор о пути возрождения России.

А в заключение нашей беседы я бы хотел поздравить всех верующих, всех православных христиан с высокоторжественным праздником – Рождеством Христовым! Дай Бог мира на Земле, мира в человеке и Любви, которой является Сам Господь, и благоденствия. Ещё раз всех с праздником, доброго здравия и душевного спасения!

Русская Православная Церковь

Родился 22 декабря 1976 г. в Куйбышеве (Самаре), воспитывался в верующей православной семье. С трехлетнего возраста посещал Петропавловскую церковь, в 14 лет в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева стал иподиаконом у архиепископа Евсевия (Саввина). Вскоре стал также исполнять послушания алтарника и келейника владыки Евсевия. Продолжал нести эти послушания до окончания средней школы.

По благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия 3 июля 1993 г. в Псково-Печерском монастыре архиепископом Евсевием пострижен в малую схиму с именем Корнилий. Затем еще год оставался алтарником и иподиаконом архиепископа Самарского Сергия.

6 июля 1994 г. рукоположен во иеродиакона в Иоанно-Предтеченском храме г. Самары.

31 июля 1995 г. в Покровском кафедральном соборе рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма села Ореховка Алексеевского района Самарской области.

В 1997 г. переведен в клир церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Самары и получил послушание строить в рабочих кварталах Безымянки первый на то время православный храм. 22 июня 1999 г. назначен настоятелем строящейся церкви святого равноапостольного князя Владимира г. Самары.

В 2000 г. возведен в сан игумена.

В 2003 г. по благословению председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) назначен временным членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1 июня 2007 г. исполнял послушание благочинного Самарского городского Приволжского округа Самарской епархии, курировал работы по возведению нескольких храмов благочиния, завершил строительство второго храма на территории своего прихода.

15 сентября 2009 г. назначен настоятелем прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Самары. 3 марта 2010 г. назначен благочинным Самарского городского Центрального округа Самарской епархии.

4 апреля 2010 г. возведен в сан архимандрита.

Окончил Самарскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 2009 г. окончил Самарскую гуманитарную академию.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Волгодонским и Сальским.

9 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя в Москве наречен, 11 сентября за Божественной литургией в Троицком соборе г. Щелково хиротонисан во епископа Волгодонского и Сальского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 30 августа 2021 г. (журнал № 99) назначен Преосвященным Архангельским и Холмогорским, главой Архангельской митрополии.

1 сентября 2021 г. за Божественной литургией в Донском монастыре г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]