Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси

12 января (30 декабря ст. ст.) совершается память святителя Макария, митрополита Московского. При нем были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». В 1551 году под руководством святителя состоялся Стоглавый собор, подтвердивший, в том числе, святость двуперстия. Также митрополитом Макарием были составлены Великие Четьи-Минеи, которые включили в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенные в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц.

Житие святителя Макария, митрополита Московского

Будущий митрополит Макарий родился около 1482 года в Москве в семье добродетельных родителей. При крещении его нарекли Михаилом, во имя Архистратига Михаила. Отец Михаила, Леонтий. преставился вскоре после рождения сына. Мать его приняла впоследствии иноческий постриг с именем Евфросиния.

Михаил решил избрать для себя путь инока и поступил послушником в Богородице-Рождественский Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был наречен в честь преподобного Макария Великого. В 1523 году Макарий становится игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. Будучи настоятелем обители, он завел монастырский синодик, установив поминовение всей преждепочившей братии, и устроил в монастырском соборе придел в честь преподобного Макария Великого. В 1526 году Макарий был поставлен в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля. Архиепископ Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. В 1528 году, исполняя постановление Московского Собора 1503 года, архиепископ Макарий предпринял решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Большую заботу он проявил о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, Великого Новгорода. Всего при святителе Макарии только в Новгороде были построены, перестроены и вновь украшены после пожаров около сорока храмов, для которых написаны книги, изготовлена церковная утварь и сосуды во владычной мастерской. Архиепископ Макарий много сил и забот отдавал служению ближним. Во время мора и засухи в Великом Новгороде архиепископ совершал молебны с особым чином омовения святых мощей и затем кропил все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекратились. Архиепископ Макарий неоднократно совершал длительные поездки по всей епархии. Бывал он и за ее пределами. Так, в период пребывания на новгородской кафедре, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового митрополита Иоасафа. Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 года была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого. По благословению святителя Макария в Великом Новгороде был составлен новый летописный свод, написаны жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работал над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф.

19 марта 1542 года архиепископ Макарий был возведен на митрополичий престол. На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

Известно, что митрополит Макарий ослеп на один глаз, вероятно, это могло с ним случиться во время великого пожара в Москве в 1547 году. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, митрополиту удалось вынести из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Люди, которые сопровождали митрополита, погибли от ожогов и удушья. Митрополит Макарий чудом спасся, но при пожаре, как записал современник, «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамоты, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, поскольку его материалы изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна IV идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление[1]. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву. 3 февраля 1555 года митрополит Макарий поставил на новую Казанскую кафедру епископа Гурия.


Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из Царственной книги. 1560-е годы (?)

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины: «Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли». Однажды попросил царь Иоанн IV митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на митрополита: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание [м] почитает, и тот во веки не согрешит».

В сентябре 1563 года митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться. Преставился митрополит Макарий 12 января (30 декабря ст. ст.) 1563 года. «На погребении же его был царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич и князь Владимир Андреевич, и князья, и бояре, и вельможи, и множество народа. Был же тогда на погребении Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский; Афанасий, епископ Суздальский и Тарусский; Филофей, епископ Рязанский и Муромский; Варлаам, епископ Коломенский и Каширский; Матфей, епископ Сарский и Подонский; архимандриты и игумены с освященным собором»[2].

Ранний период жизни

В миру Булгаков Михаил Петрович, родился в семье православного пастыря, в селе Сурково Курской губернии, 19 сентября 1816 года.
Отец Михаила, священник Пётр, служил в сельском храме, среди прихожан слыл пастырем добрым и обязательным. Для многих крестьянских детей он был не только священником, но и крестным.

Мать Михаила, Стефанида Григорьевна, женщина мягкая, но рассудительная, была дочерью священнослужителя, Григория Спасского. Она умела соизмерять свою жизнь с Божьим законом, много молилась, а постилась строже, чем предписывал церковный Устав.

Дети Булгаковых с ранних лет воспитывались в духе веры и христианской любви. Михаил был третьим ребёнком в семье (всего их было шесть). Родился он слабым, в детстве много болел (в основном золотухой).

Глава семейства, священник Пётр, ушел из жизни рано (Михаилу в ту пору было 7 лет, старшей дочери Стефаниды Григорьевны — 10, а младшей — 3 года). Бремя заботы о детях целиком легло на плечи вдовы. Жили трудно, скорее выживали, средств не хватало, но в отчаяние не впадали, уповали на Бога.

В 1823 году мать отправила Михаила к священнику и крестному, Павлу Никитскому. Он служил в нескольких верстах от их села, руководил домашней школой. Здесь Михаил обучился грамоте, получил нравственный закал.

Два года спустя мать отвезла его в Корочу и определила в приходское духовное училище. Образование давалось Михаилу с трудом: слабость здоровья сказывалась и в трудности сконцентрироваться на учебном материале, и в притуплении памяти. Однако, благодаря усердию и настойчивости он всё же добился желанных успехов.

В 1827 году Михаил продолжил образование в Окружном уездном училище, находившемся в Белгороде, под одной крышей с Курской семинарией.

Проходя обучение, Михаил избегал игр, предпочитая юношеским развлечениям общение с литературой. Однажды, когда он занимался душеполезным чтением во дворе, в него прилетел камень. Булыжник был брошен кем-то из сверстников и не предназначался лично ему, но по случайности угодил прямо в голову.

Образовалась рана. Удивительно, но с её заживлением Михаил освободился от мучившей его золотухи. Но что ещё более удивительно, это событие отразилось на его умственных способностях: при отсутствии болезни, благодаря выработанному прежде трудолюбию, Михаил вырвался из отстающих в число лучших учеников.

Вскоре, изумленный его ответами на экзамене, на него обратил внимание Курский архиепископ, Илиодор. Выяснив обстоятельства жизни его семьи, он назначил матери Михаила пенсию в размере 100 рублей, а трём его сёстрам помог выйти замуж за будущих иереев.

Почитание святителя Макария, митрополита Московского

Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Имя святителя начиная с XVII века встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». В 2002 году Митрополит Макарий Московский был канонизирован Русской Православной старообрядческой Церковью в лике святителей.

На пути к монашеству и священству

В Курской семинарии, куда Михаила зачислили после училища, он выделялся из общего ряда студентов настолько, что некоторые преподаватели, то ли в шутку, то ли всерьёз, называли его, совсем юного человека, по имени-отчеству.

В 1833 году Михаил познакомился на экзамене с ректором семинарии, архимандритом Елпидифором, и тот стал особо заботиться о студенте: забирал его на каникулы, позволял жить у себя на квартире. Михаил перенял от него много хорошего.

В 1837 году, после успешного прохождения семинарского образовательного курса, поступил, для дальнейшего обучения, в Киевскую духовную академию.

В этот период в душе Михаила вызрело и сложилось желание соединить свою жизнь с монашеским деланием. Это желание было реализовано в последний год обучения: в 1841 году, будучи двадцатипятилетним молодым человеком, он окончательно отрешился от мира и принял монашеский постриг. Его новым именем стало имя Макарий. Так он был назван в честь святого мученика, Киевского митрополита Макария.

В том же году Макарий был посвящён во иеродиакона, а вскоре, по завершении академического курса, удостоился сана священника.

Труды святителя Макария, митрополита Московского

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

В 1552 году вторая редакция Великих Миней Четьих вложена в Московский Успенский собор. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси. По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым.

При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». На них были канонизированы: Александр Невский; Всеволод Псковский; Никон Радонежский; Савва Сторожевский; митрополит Иона; Пафнутий Боровский и другие.

Епископское служение.

В 1850 году отец Макарий был посвящен во епископа Винницкого и назначен на должность ректора Санкт-Петербургской академии.

Во время его управления академией она отличалась хорошей организацией учебного процесса, студенческого быта. Примечательно, что исполняя обязанности ректора, епископ Макарий не отказался от преподавательской стези.

В 1853 году он сформировал при академии миссионерское отделение. Одной из главных его задач ставилось противодействие раскольникам.

Ещё одним поприщем епископа Макария была работа по редактированию издания «Христианское чтение». Кроме того в эти годы он писал и публиковал свои статьи разнообразной богословской направленности.

Святитель Макарий, митрополит Московский. Иконы

Самое раннее изображение святителя Макария, митрополита Московского, находится на четырехчастной иконе 1547 года в Благовещенском соборе Московского Кремля. В ее левой нижней части среди других известных лиц написаны царь и митрополит Макарий.


«Четырехчастная» икона. Середина XVI в. Москва Благовещенский собор Московского Кремля

Другое изображение 1560 года было создано в алтаре Успенского собора Свияжского монастыря на фреске «Да молчит всяка плоть человеческая…». На иконах святитель Макарий изображается сухим, высоким, седым старцем. «Митрополит Макарий, стар и сед, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты; на голове святительская шапка, верх с разноцветными камнями.


Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с избранными святыми (створка складеня трехстворчатого). На створке изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн. Истома Савин. Конец XVI — начало XVII в. Москва, ГТГ


Собор Московских святых (фрагмент). 2-я пол. XVII века. Рисунок (Перевод с иконы выполнен В.П. Гурьяновым)


Свт. Макарий Московский с житием. Икона. Сергиев Посад. 1990-е годы

[1] Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 21 (1551–1553). Л. 184-198. [2] Лицевой летописный свод. Русская история в 24-х книгах. Русская летописная история. Книга 23 (1557–1567). Л. 293, 294.

Тамбовская кафедра

В 1857 году Макарий Булгаков получил новое назначение — возглавить Тамбовскую епархию. Ко времени его восхождения на Тамбовскую кафедру, епархия находилась в удручающем состоянии.

Прибыв на место, он быстро сориентировался, ознакомился с положением дел, приступил к устранению недостатков: смещал безответственных сотрудников, лично участвовал в разрешении епархиальных вопросов, собирал приходское духовенство, вёл с ним беседы, посещал приходы, проповедовал, лично осматривал состояние церквей, организовывал строительство новых храмов, назначал в них достойных священнослужителей.

Отмечают, что в отношениях с людьми епископ был чуток и ласков, однако виновных в серьёзных проступках наказывал.

Ратуя за просвещение духовенства, епископ Макарий стал выписывать богословскую литературу для приходских библиотек. Священство активно восприняло эту инициативу и испросило благословения закупить сочинения самого архиерея Макария, что и было исполнено.

Много внимания он уделял борьбе с раскольничьими настроениями. С этой целью неоднократно встречался с людьми, объяснял, в чём состоит послушание Церкви и на чём должно строиться внутреннее единство. Кроме того он поощрял пастырей-миссионеров.

Действия Макария Булгакова в отношении установления строгой церковной дисциплины не всеми принимались сочувственно. Против него стали интриговать, распускать ложную молву, доносить куда следует. В результате этого противостояния в 1858 году Петербург наполнился слухами, что Тамбовский епископ беззастенчиво понуждает священников закупать его литературные труды.

Обстановка в епархии обострилась. Незаслуженные обвинения до того потрясли архиерея Макария, что он стал желать скорейшего перемещения со своей кафедры на другую, тем более, что местный климат плохо сказывался на его телесном здоровье.

Харьковская епархия

В 1859 году епископ Макарий был назначен на Харьковскую кафедру. В отличие от Тамбовской епархии (какой она была до его заступления) Харьковская отличалась образцовым порядком и благоустроенностью. Храмы содержались на должном уровне, духовенство отличалось дисциплинированностью и образованностью, в Харькове действовало несколько духовных училищ и семинария.

Приступив к обязанностям, епископ Макарий проверил состояние учебных заведений. Деятельность семинарии он оценил высоко. В целях улучшения условий труда преподавателей повысил им жалование за счёт епархиальной казны. Кроме того, выделил дополнительные средства на содержание учащихся. В зданиях училищ был сделан ремонт.

Повышая эффективность работы, он утвердил на своей территории выборность благочинных, учредил съезды, увеличил количество благочиний, передал полномочия съездам решать целый ряд епархиальных вопросов, наполнил литературой благочиннические библиотеки.

В 1862 году Макарий Булгаков был возведен в архиепископское достоинство.

В том же году он организовал деятельность ежемесячного издания «Духовный вестник». Другим журналом, вышедшим в свет его стараниями, стал «Духовный дневник».

Литература

  • Шишов А. Всероссийский Митрополит Макарий и его заслуга для Русской Церкви // Странник. 1869, № 12.
  • Макарий, архиеп. Литовский и Виленский. Московский Митрополит Макарий как литературный деятель // Христианское чтение. 1873, № 4.
  • Лебедев Н. Макарий, Митрополит Московский (1482-1563). М.
  • Заусцинский К. Макарий, Митрополит всея России // ЖМНП (список сокращений см. в конце статьи. — Ред.), 1881, № 10.
  • Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М.
  • Волнянский Н. Митрополит Макарий — светоч русской культуры // ЖМП, 1947, № 6.
  • Муравьев Н. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней (К 400-летию составления Великих Четьих Миней) // ЖМП, 1953, № 5.
  • Макарий (Веретенников), игумен. Митрополит московский Макарий и церковно-литературная деятельность его времени. // Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва 11-18 мая 1987 г. — М.: Издание Московской Патриархии, 1989. — Т. 2.
  • Макарий (Веретенников), игумен. Всероссийский митрополит Афанасий (1564-1566). — БТ, сб. 25. — М., 1984.
  • Макарий (Веретенников), архим. «Московский митрополит Макарий и его время
    »М., 1996.
  • Макарий (Веретенников), архим. «Жизнь и труды святителя Макария митрополита Московского и всея Руси.
    » М., 2002.
  • Макарий (Веретенников), архим. «Святитель Макарий митрополит Московский и архиереи его времени
    »М., 2007.
  • Макарий (Веретенников), архим. «Святая Русь:Агиографми.История.Иерархия
    »М., 2005.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]