Евангельские христиане, православные и католики – сходства и отличия


Евангельские христиане, православные и католики – сходства и отличия

Евангельские христиане — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей. Евангельские христиане, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никео-цареградский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году. Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около миллиарда евангельских христиан, более миллиарда католиков и 250 миллионов православных. Однако взгляды католиков, православных и евангельских христиан на некоторые вопросы разнятся. Евангельские христиане превыше всего ценят авторитет Библии и право каждого человека понимать ее без посредничества особой касты священников. Православные же и католики ценят свои традиции выше авторитета Библии, а также утверждают, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в это основополагающее обстоятельство. Ниже приводятся ответы на некоторые вопросы, которые, возможно возникают у вас о различиях между православной, католической и протестантской Церквями, но сначала — краткая история евангельских христиан.

Одним из первых реформаторов евангельских христиан был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Гус учил, что Писание важнее традиций. Позднее, начиная с 1517 года, Реформация распространилась по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами. Впервые евангельские христиане пришли в Россию во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири, в Тобольске.

ПРИМЕЧАНИЕ : «Ни католики, ни православные, ни евангельские христиане не признают свидетелей Иеговы, мормонов и мунитов христианскими церквями».

Большинство протестантов называются евангельскими христианами, потому что сам Апостол Павел называет нашу веру Евангельской: «подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Фил. 1:27).

Евангельские христиане не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка (7:8): «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…», и в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?… Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Большинство евангельских христиан считают, что дети после смерти автоматически попадают в рай. Они также верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать за покаянием. Они основывают это убеждение на Второй Книге Царств (12:23), где описывается смерть маленького сына царя Давида. Давид уверенно говорит, что придет время — и он увидит своего сына на небесах. Библия также говорит, что дети не знают добра и зла (Втор.1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона» Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мтф. 19:14). Протестанты говорят, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

Евангельские христиане считают, что десять заповедей (Исх.20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Во Второзаконии (4:15-16) Господь говорит: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…». Поэтому евангельские христиане не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

Евангельские христиане предпочитают следовать наставлениям Иисуса Христа, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» (Мтф.6:9). Евангельские христиане говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю. Они основывают это убеждение на книге Второзакония (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14), а также многих других местах Священного Писания.

Евангельские христиане считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца», и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Мтф. 12:46, 13:55-56, Марк 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Евангельские христиане не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; но ей бы не нужен был Спаситель, если бы она была без греха.

Евангельские христиане верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех христиан и поместных церквей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа. Потому что Иисус Христос сказал, что «не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мтф. 7:15,16,21).

Евангельские христиане принимают большинство постановлений исторических церковных Соборов, но не считают их безошибочными. Такое отношение основано на том факте, что некоторые постановления, в частности, принятые на двух последних Никейских Соборах, противоречат друг другу в вопросе икон. На первом из них, проходившем в 754 году, использование икон было полностью запрещено в церкви, в то время как на втором — в 787 году — было решено, что иконы использовать необходимо. Евангельские христиане принимают решения Соборов только тогда, когда они соответствуют учению Библии.

Евангельские христиане уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

Евангельские христиане не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Евангельские христиане считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4-я Цар. 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4-я Цар. 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвое превысило количество чудес, совершенных Илией. Евангельские христиане считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

Служители евангельских христиан не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды, в Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…».

Евангельские христиане не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому.

Евангельские христиане и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Мтф. 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Евангельские христиане верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?», — утверждает Апостол Павел (1-е Кор. 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян. 19:9), в еврейских синагогах (Деян. 18:4, 26; 19:8), в еврейском храме (Деян 3:1), и в частных домах (Деян. 2:46; 5:42; 18:7;Филим. 1:2; 18:7;Кол. 4:15; Рим. 16:5 и 1-е Кор. 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян. 16:13), в уличной толпе (Деян. 2:14) и на площади (Деян 17:17).

Апостол Петр, когда ему задали подобный вопрос (Деян. 2:37-38), ответил так «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». В Евангелии от Марка (16:16) Господь Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Апостол Павел писал в Послании к Ефесянам (2:8-9): «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Новости

Многим евангельским христианам (не богословам, а простым верующим) православие кажется настолько непонятным и далеким, что его даже не воспринимают всерьез как христианство. Почитание икон, святых, Богородицы — воспринимаются евангельскими христианами как язычество, а выполнение непонятных ритуалов, соблюдение забытых праздников — делают православие непостижимой, запутанной религией из далекого темного прошлого. Тем не менее, если попытаться познакомиться с ним чуть более внимательно, быстро убеждаешься, что язычества в православном учении как раз нет, а древние обряды и таинства имеют глубокий духовный смысл. Но я хотел бы поговорить не о внешнем, а о внутреннем, и не просто о допустимости «православной версии христианства» наравне с другими версиями, а о фактической правоте православия по многим вопросам. Поэтому я не буду останавливаться на том, какой смысл вкладывает православие в иконопочитание, молитвы святым и Марии — об этом написаны целые книги, их легко найти в интернете.

Вот семь причин, которые заставили меня, после тринадцати лет в баптистско-евангельской вере, всерьез посмотреть на православие. 1. Авторитет в области толкования Библии.

У евангеликов Библию толкуют ученые или «революционеры»; у православных — святые отцы Церкви.

2. Вероучительное наследие Церкви.

Евангелики избирательно подходят наследию Церкви, принимая только некоторые догматы; православие держится за все Предание целиком.

3. Что старше — Библия или Церковь?

В представлении евангельских христиан Церковь основывается на Библии, в православном представлении — наоборот.

4. История Церкви

Евангельские христиане закрывают глаза на огромный промежуток церковной истории, с IV по XIV вв.

5. Самооценка и личное освящение

У евангеликов есть уверенность в спасении. У православных — стремление к нему.

6. Забытые библейские обычаи

Исповедь, ученичество и наставничество, особое уважение к церковным служителям — все это есть в Новом Завете и в православии, но отсутствует в жизни евангельских христиан.

7. Евхаристия

То, что в православии называется таинством, евангелики считают всего лишь символом.

1. Авторитет в области толкования Библии.

Одна из основополагающих идей в евангельском христианстве — Библию может толковать любой человек, и правильное толкование именно то, которое тебе самому кажется правильным. Конечно, на практике евангелики полагаются на толкования авторитетных, образованных людей, а не только на свои силы. Профессора, люди, получившие специальное образование в области теологии и библеистики, составляют библейские комментарии, пишут книги, объясняющие тот или иной аспект веры. Что же в этом неправильного? Это настолько привычно, что не вызывает никакого удивления — конечно, чтобы объяснять Библию, нужно соответствующее образование. Но ведь в древней Церкви не образование, а святость жизни человека, его близость к Богу делали его авторитетом в сфере библейских вопросов! В православии это так и осталось — за объяснениями Библии православные обращаются к трудам святых и монахов. А протестантизм, по меткому выражению С. Н. Булгакова, «профессорская религия». Когда за развитие христианского вероучения взялись ученые, а не святые, произошла подмена авторитетов, которую можно сравнить с бомбой замедленного действия. Дело в том, что Бог дал нам образец «правильного» святого — святой должен быть похож на Иисуса Христа, но не дал образца «правильного» ученого-богослова. Христос не меняется, и святые должны быть одинаково святы во все времена, а вот научные методы, преобладающие идеи в академической среде — изменчивы. Таким образом, возникновение модифицированного, либерального «христианства» в среде ученых -теологов было лишь вопросом времени. Та «облегченная» религия, которую можно встретить во многих церквях и в бывшем СССР, и особенно на западе, это и есть продукт подмены толкователей Библии. Шокирующие нововведения, наподобие открыто гомосексуальных священников, общины, где проповедуются только веселые и приятные вещи — все это появилось у протестантов и евангеликов не вдруг, а постепенно созрело, выросло, опираясь на их взгляд на авторитеты.

2. Вероучительное наследие Церкви.

Принцип «Sola Scriptura» («Только Писание») означает, что в вопросах вероучения есть только один авторитет: Библия. На практике, одной Библии оказывается недостаточно для жизни и учения церкви. Например, все христиане верят в Троицу, но догмат о Троице не следует явно из Писания. Этот догмат был принят постановлением Вселенского Собора. Выходит, протестанты и евангельские христиане принимают как авторитет не только Библию, но и постановления церковных Соборов. Однако, здесь они непоследовательны: они принимают не все постановления всех Вселенских Соборов, а только некоторые. Избирательный подход в религиозных вопросах очень характерен для нашего времени. Часто люди говорят: «Я не верю в такого Бога, Который погубил людей потопом, сжег города Содом и Гоморру, вывел медведицу на детей, дразнивших Елисея, и т.д.» Те же люди говорят: «Бог, дающий всем людям равные шансы, желающий людям только радости, любящий нас такими, как есть, не требующий от нас каких-то сверх-усилий — вот в такого Бога я верю». Получается, многие люди придумывают себе «Бога», в которого им удобно верить. Выбирай, какие качества будут у твоего бога, и верь в него. К сожалению, этот вымышленный бог не имеет ничего общего с Тем, Кто создал небо и землю, Кто держит в Своей руке все во вселенной. Подход евангеликов к вероучению имеет похожую черту: что-то мы выбираем, а остальное отвергаем, и верим в то «церковное учение», которое сами составили из фрагментов наследия исторической Церкви. Таким образом, евангельские течения не только не следуют принципу «Sola Scriptura», но проявляют мирскую избирательность в том, во что верить. Если уж мы признаем, что «только Писания» недостаточно, то нам нужно гораздо внимательнее всмотреться в наследие той Церкви, которая определила и догмат о Троице, и канон Писания, и другие моменты вероучения, которые мы привыкли игнорировать.

3. Что старше — Библия или Церковь?

Трудно понять, почему, принимая Библию в качестве вероучительного авторитета, евангельские христиане не принимают учение той Церкви, которая сформировала Библию. Ведь исторически, авторитет Писания опирается на авторитет Церкви (а не наоборот). Первые несколько веков христианство жило, развивалось и распространялось без канонизированного сборника книг, опираясь только на устное и практическое предания. Позже, в IV веке, Церковь утвердила, какие новозаветные книги считать боговдохновенными. Но протестанты и евангелики «вынули» церковный фундамент из-под Библии и заявили, что она — сама по себе авторитет. В сознании евангельского христианина очень привычно представление о Библии как о книге, на которой строится Церковь (а не о Церкви как о Теле, через которое и для которого Господь создал Библию). На самом же деле, Церковь была основана Господом Иисусом Христом вообще без единой книги. Кстати, если посмотреть на историю Ветхого Завета, там тоже произошло похожее явление — сначала Бог заключил завет с Авраамом, провел его потомков через множество испытаний, а потом, через несколько веков, дал через Моисея Пятикнижие, и еще позже — остальные книги Ветхого Завета. Выходит, как с чисто практической точки зрения, так и с исторической — объявлять Библию единственным авторитетом, отбрасывая авторитет церковной традиции, не совсем справедливо. Если мы отвергаем церковный авторитет, остается пустое место, которое необходимо чем-то заполнить, остаются вопросы, однозначных ответов на которые нет в Библии. Исторически, евангельские течения заполняли это пустое место своими собственными богословскими традициями, очень разрозненными. В нынешнем обществе, когда делать и думать «как принято» стало не принято, эти богословские традиции стали еще менее авторитетными, чем раньше. Даже в тех церквях, где Библию по-прежнему воспринимают всерьез, отношение к толкованию Писания становится все более вольным, с произвольной «символической» трактовкой любых «неудобных» мест. Православие, с его устоявшимся, единым взглядом на учение, с огромным наследием святых, выглядит на этом фоне очень контрастно.

4. История Церкви

Я не историк, и в данном случае это является моим преимуществом: я мог по-настоящему наивно, как и большинство простых верующих, воспринимать «популярную историю Церкви» в изложении евангельско-баптистских пасторов. Не знаю, чему учат в библейских колледжах и семинариях, но вот какое впечатление об истории христианства сложилось у меня за первые годы пребывания в евангельской церкви. В первые века, благодаря сначала Апостолам, потом — гонениям, Церковь сохранялась в живом, первозданном состоянии. Но как только римский император Константин сделал христианство государственной религией, началась быстрая деградация Церкви. Приблизительно с IV в. и аж до начала Реформации живой христианской Церкви, по сути, не существовало — были лишь отдельные истинные верующие, которым удавалось сохранить веру во Христа скорее вопреки, чем благодаря официальной Церкви. Лютер, а за ним — Кальвин, Цвингли и другие реформаторы возродили первоначальное христианство, которого наиболее полно было возрождено в ___________ (подставьте название вашей конфессии). Это, конечно, утрированно и очень схематично, но, вполне возможно, приблизительно так видит историю Церкви средний рядовой баптист или пятидесятник. На самом-то деле, в период этого «исторического пробела» жили выдающиеся православные и католические святые, за это время совершилось столько важных для христианской истории событий — перевод Библии на множество языков, обращение европейских стран в христианство; за это время было создано такое множество произведений искусства во славу Христа. Все это как-то не укладывается в представление об «исторической дыре». Еще труднее с таким представлением об истории совместить обещание Христа, что «врата ада не одолеют» Его Церковь. Если Церковь как единое образование действительно перестала существовать в IV веке, а спустя 11 веков как бы возродилась, но не в виде единого Тела, а в виде разрозненных, враждующих между собой течений, то как понимать Его слова о непобедимости Его Церкви? Что-то не так: либо Христос на самом деле не говорил таких смелых слов, либо этот популярный взгляд на историю Церкви неверен.

5. Самооценка и личное освящение

Самооценке сейчас придается огромное значение. Современные психологи видят в заниженной самооценке корень чуть ли не всех проблем в человеческой жизни. И как раз в этой области — одно из наиболее бросающихся в глаза различий между протестантским/евангелическим и православным мировосприятием. «Уверенность в собственном спасении», которой евангелик должен твердо придерживаться, основывается на простом предположении: всякий, кто помолился однажды Христу, чтобы Он простил его грехи и вошел в его сердце, уже рожден свыше и наполнен Духом Святым, уже имеет новую природу, подобную природе Христа. Как же такому человеку не быть уверенным в спасении! То, что этот человек может быть по-прежнему раздражительным, завистливым, обидчивым или лживым, а его «любовь» распространяется только на милых и приятных людей, не должно влиять, по верованиям многих евангельских христиан, на личную уверенность в спасении. У человека, уверенного, что он — избранный, в одном ряду с Апостолами и Матерью Иисуса, проблем с заниженной самооценкой быть не может. Напротив, от православного христианина можно часто услышать вздохи о его греховности, сетования на слабоволие, и вывод — «я еще не могу себя назвать ни рожденным свыше, ни наполненным Духом Святым». Какой взгляд вернее? У кого из них перекос — у православных, в сторону скромности, или у евангеликов, в сторону самоуверенности? В Новом Завете есть довольно много мест, предлагающих один и тот же критерий для проверки подлинности нашей веры: истинная вера — та, которая отражается в практическом освящении всей жизни человека, и эта вера сохраняется до конца. У Библии в этом отношении прагматичный подход к делу: «по плодам их узнаете их». Применительно к самооценке, можно перефразировать так: «по плодам своим узнаем себя». Другими словами, чтобы наверняка узнать, спасен ли ты, нужно дожить жизнь до конца. Выходит, с чисто библейских позиций у нас есть все основания «скромничать» в отношении уверенности в своем спасении. Каковы же практические следствия самооценки «спасенных» и «спасаемых»? Если я уже считаю себя спасенным, уже похож на Христа всеми чертами характера (правда, это сходство спрятано где-то глубоко внутри, так что мои ближние никогда бы не перепутали меня со Христом), то какой смысл имеет для меня практическое освящение? Смысл только в том, чтобы просто исполнить то, что велят Христос и Апостолы в Библии — несмотря на то, что исполнение или неисполнение этих повелений уже ни на что не повлияют, я ведь уже спасен. В общем, смысл слушаться, можно сказать, ритуальный. Для «спасаемых» же практические поступки — это вопрос жизни и смерти. Нет, они не надеются оправдаться делами, надежда у них только на благодать. Но единственный способ убедиться, что благодать действительно коснулась меня — это увидеть мои практические дела, практическое послушание Богу. Точно так же, как, по словам Апостола Иоанна, «Бога не видел никто никогда», но Сын Божий, воплотившись, показал людям Бога, так и невидимая благодать, действие невидимого Духа Святого, становятся явными только через человеческие поступки.

6. Забытые библейские обычаи

Некоторые обычаи, которые были для ранней Церкви чем-то совершенно естественным и необходимым (судя по тому, как о них говорится в Новом Завете), почему-то оказались «за бортом» протестантов и евангеликов. Один из таких обычаев — регулярная исповедь. Вот как о ней пишет Апостол Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16). Согласно Иакову, для духовного и даже физического здоровья христианину совершенно необходимо исповедоваться. Однако среди евангеликов, особенно на западе, это не просто не принято, а напрочь забыто. К кому пойти исповедоваться баптистскому верующему? К пастору? Может быть, один раз пастор и сможет уделить ему достаточно внимания, но на регулярную исповедь у него нет времени. Может, к братьям и сестрам по библейской группе (если ему повезло и он ходит в такую группу)? Но у них вряд ли есть достаточный духовный опыт, чтобы не смутиться от чужих грехов. Вдобавок, обнаруживается целая куча проблем — тайна исповеди (евангелические пасторы ничего никому в этом отношении не обещали), помощь в подготовке к исповеди и т.д. Создается впечатление, что у евангельских христиан исповеди нет, и ее даже трудно было бы туда «встроить». Однако, если посмотреть внимательнее, обнаруживается, что в протестантско-евангелическом обществе все-таки есть что-то похожее на исповедь, только существует это явление в такой форме, которая совершенно меняет смысл исповеди по отношению к жизни христианина. Ближайший аналог исповеди в протестантском мире — христианская психологическая консультация. Действительно, человек приходит к консультанту, чтобы получить возможность излить душу, разобраться в себе, получить поддержку и совет, помолиться вместе, и уйти с обновленной уверенностью, что Христос простил его, и «все не так уж плохо». Вроде бы очень похоже на исповедь в православии. Однако, поскольку это называется «психологическая консультация», то сразу ясно, что нужна она не всем, а только людям с серьезными психологическими проблемами. Вот вы ходили когда-нибудь на подобную консультацию? Я — нет. И от знакомых мне ни разу не приходилось слышать восторгов типа: «Знаешь, я вчера сходил на психологическую консультацию — такое облегчение!» В отличие от этого «аналога», православная исповедь положена всем верующим. В православном представлении, мы все — одинаково больны, одинаково нуждаемся в лечении. И исповедь — одно из средств лечения, как и написал Иаков. Еще один забытый обычай — чтобы у верующего был духовник, т.е. духовный наставник. Апостол Павел в своих посланиях упоминает учащихся и учителей («Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим», Гал 6:6), и похоже, что для Павла ученичество — часть нормального процесса духовного роста христианина. Нужно отметить, что в евангелической среде есть отдельные инициативы возрождения ученичества («Навигаторы», ячеечные группы), но это разрозненные движения, и нет единого представления, каким должно быть ученичество. В основной массе, простые евангельские верующие просто ходят на собрания по воскресеньям, а дома более или менее регулярно читают Библию и молятся. В православии практика духовного наставничества сохранилась, как в новозаветные времена: у многих православных верующих есть духовники. Наставничество, ученичество, преемственность тесно связаны с еще одной темой — с уважением к церковным служителям. Павел пишет, что служителям нужно «оказывать сугубую честь», т.е. чрезвычайную честь. Евангельские движения, исторически начавшиеся с отрицания церковной власти, в корне не согласны с почитанием каких бы то ни было человеческих авторитетов. Похоже, что это — одна из причин, почему евангельские церкви без конца дробятся и разделяются, почему большинство молодых общин возникают вследствие расколов и бунтов в более старых церквях. Ведь молодые верующие в этих церквях знают, из примера своих духовных отцов, только один способ разрешения конфликтов среди церковных лидеров: раскол. Раскольничество — это наследственная болезнь протестантских течений.

7. Евхаристия

В понимании евангельских христиан Евхаристия, или Причастие — это символ, напоминание о событиях 2000-летней давности. Для православных причащение — это не символ, а реальное прикосновение к Крови и Телу Господа, т.е. телесное присутствие Самого Христа в Церкви. Какой взгляд вернее? Символический понятнее, особенно для современного человека. Но имел ли Христос в виду лишь символы, образы, когда завещал ученикам пить Его Кровь и есть Его Тело? В эпизоде из Евангелия от Иоанна, когда Иисус шокировал толпу Своим требованием есть и пить Его Тело и Кровь для спасения, люди стали уходить от Него. Если Он имел в виду лишь символы, а не таинственную буквальную реальность, почему Он сразу так не сказал, не объяснил? Но Он еще более заостряет конфликт, предлагая даже Апостолам уйти от Него. Серьезность, с которой Христос оставляет заповедь о Причастии, серьезность, с которой Апостол Павел пишет об этом, заставляют думать, что Евхаристия — не символ, а непостижимая, таинственная реальность. Православие оказывается в этом вопросе правее евангельских христиан. Судя по словам Иисуса Христа («если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни», Иоанна 6:53), а позже и Павла («кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней», 1 Кор. 11:27), от нашего восприятия Евхаристии зависит наша христианская жизнь. Но достаточно сравнить, на чем сосредоточено внимание на православной литургии и на баптистском собрании, чтобы увидеть очень серьезное различие в отношении к этому центральному вопросу. В православной литургии все сосредоточено вокруг одного события: телесного, реального присутствия Христа, реального соприкосновения с Ним; у евангеликов — собрание состоит главным образом из песен и проповеди, а Причастие — непонятный символ, который нужно соблюдать, но который напрямую на нашу жизнь не влияет. Смысл, который христиане вкладывают в Евхаристию, отражается не только на форме богослужения, но и на всей жизни верующих. Одно дело — жить воспоминаниями о событиях далекого прошлого, совершенно другое — переживать реальное «вторжение» в свою жизнь Крови и Тела того самого Христа, Который когда-то шокировал своих слушателей словами: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого…»

(*) Хотя верующих евангельско-баптистского и харизматического толка часто называют протестантами, они не являются, строго говоря, последователями идей Лютера и Кальвина. Поэтому, чтобы избежать недоразумения, я буду называть здесь баптистов, пятидесятников и произошедшие от них молодые течения «евангельскими христианами» или «евангеликами», но не «протестантами».

Источник: https://orlenko.blogspot.de/2004/11/blog-post.html

“Стыдные вопросы” про евангельское христианство

В современном мире насчитывается 920 миллионов протестантов, или евангельских христиан – это второе по численности направление христианства. Для сравнения, это почти в четыре раза превышает количество православных христиан во всем мире.

Ключевым моментом, приведшим к появлению этого течения, послужил призыв католического монаха Мартина Лютера вернуться к Библии как главному авторитету в жизни человека. Сегодня это девиз жизни для более чем 4 миллионов жителей стран СНГ и Украины, относящих себя к евангельскому христианству (от слова “Евангелие”, то есть благая весть Иисуса Христа).

В 2021 году евангельскому христианству исполняется 501 год. В честь этого события мы приготовили список “стыдных” вопросов, которые задавали себе многие (и мы в том числе). На них нам помогает ответить Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.

Я не религиозный человек. Зачем мне все это?

Ваша формулировка предполагает, что вера – некая добавка к обыденной жизни: кому-то нравится, кому-то нет. Вот только вопросы существования Бога, Его замысла и нашего положения перед Ним – не второстепенные, и не могут такими быть.

Например: когда человека убеждают не хвататься за оголённый провод, ответ «я не очень интересуюсь законами физики» неуместен. Когда лопнул аппендикс и ты умираешь от перитонита, глупо отказываться от операции, объясняя свой выбор тем, что ты не сторонник здорового образа жизни. Подлинная суть происходящего в мире определяется Божьими законами. Согласно Библии, от вечной смерти в грехах мы можем быть избавлены только Его спасительным вмешательством. Искать нужно не религиозности, но смысла, святости и вечности. Для этого у нас есть Библия и Церковь.

Почему вы называетесь евангельскими христианами?

Евангельскими христианами называют себя представители разных конфессий, когда хотят подчеркнуть значимость веры в Евангелие и его проповеди.

«Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Суть благой вести Нового Завета в том, что Сын Божий, Иисус Христос «умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Все люди испорчены грехом, виновны и перед лицом святого Бога обречены на вечную муку. Нам нечего предложить за наше спасение, и у нас нет ни сил, ни средств по-настоящему изменить себя. Но Бог, не желая нашей гибели, Сам решил эту проблему: Сын Божий стал человеком, чтобы умереть за наши грехи и, воскреснув, дать нам вечную жизнь вместе с Ним. Единственное условие этого соединения – вера. Он призывает нас поверить и довериться Ему.

Все, кто уверовал в Бога через эту весть, согласны, что весть о Боге действительно драгоценна. Поэтому церковные общины, состоящие из переживших спасение людей, любят называть себя евангельскими.

Почему бы просто не ходить в обычную церковь, как все?

Просто ходить в церковь было бы достаточно, если бы в целом мы были неплохие люди, а Богу было бы нужно просто чуть-чуть что-то подправить. Но, согласно Библии, каждый из нас должен радикально измениться. Настолько, что Библия описывает уверовавшего как умершего для старой жизни и вновь рождённого для новой.

В той жизни можно было быть «как все». Но новая жизнь не наша. Она дана Богом и принадлежит Ему. А Бог задумал её как протекающую в общине верующих, которые совместно делают Его дело, любят друг друга, соединены так, что с полным правом именуются братьями и сестрами. Настоящая церковь – это не место, куда ходят, это семья, в которой живут. Важно быть живой частью Божьей общины.

Какая вообще разница между православными и неправославными?

И православные, и протестанты верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа, в воплощение, крестную смерть и воскресение Сына Божьего Иисуса Христа и в то, что Им мы спасаемся.

Различаются представления о принятии спасения. Для православного это, прежде всего, путь, по которому Бог ведет его к совершенству. Для протестанта это дар возрождения, усыновления и новой жизни, принимаемый беспомощным человеком. Для православного жизнь по вере – способ получить спасение, для протестанта – ответ любовью на любовь. В придачу к этому протестанты настаивают на абсолютной авторитетности только Библии. И, наконец, исповедуя спасение по вере, они не считают, что спасенные есть лишь в их церкви, но что спасается всякий действительно верующий.

Не наше это все. Мы же русские/украинцы/белорусы/казахи. Чем это лучше, чем вера наших предков?

Говоря о вере предков, можно, конечно, вспомнить пантеоны языческих божков, связанных с тем или иным племенем или местом. Современные попытки возродить их – фантазии и новодел. Подлинные древние культы никому не нужны.

Если же под верой предков понимается православный вариант христианства, то стоит отметить, что единый Бог не ограничен нацией или территорией. Он Бог для всех народов, так что попытка настаивать на приоритете национальной традиции – это стремление протянуть нелепое язычество туда, где ему нет места. Подлинной вере чужд национализм. Поэтому, если наилучший для меня способ поклонения Богу отличается от традиции предков, я предпочту этот способ. Это не означает, что стоит презирать культуру окружающих людей, но важно позволить Христу преображать свою культуру.

Протестанты, это же секта какая-то?

Сегодня «секта» – оскорбительное слово, призванное подчеркнуть чуждость и порочность некого религиозного движения. Хотя в мире протестантов больше, чем православных, здесь в России нас действительно мало. Более того, православные настаивают, что они – единственная истинная Церковь во вселенной. Так что мы обречены на звание «секты».

Вот только не в прозвищах дело, но в верности людей Богу. Исторические заслуги, число последователей, богатство или политический вес, – как и отсутствие всего этого, – не свидетельствует о Божьей оценке конкретной общины верующих. Мы просто стараемся быть Ему угодными, несмотря на оскорбления и насмешки. А оценивать «секты» и «не секты» стоит с точки зрения Божьей воли, открытой всем нам в Библии.

А с чего начался протестантизм?

Обычно протестантскими называют все церкви, происхождение и взгляды которых связаны с Реформацией XVI века. Реформаторы старались очистить церковь от шелухи человеческих выдумок.

Их взгляды часто суммируют следующим образом: «Только Писание, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава». Знаковой фигурой этого процесса стал католический монах и преподаватель Мартин Лютер. Он был не первым и не единственным, но, благодаря стечению многих обстоятельств, именно его деятельность стала толчком к массовому изменению в церковной жизни.

День его выступления против индульгенций, 31 октября 1517 г., празднуют как день Реформации. Впрочем, главным объектом его внимания были не индульгенции, но крест Христа и наше спасение благодатью Божией по вере.

А какое значение для нас имеет какой-то средневековый монах?

Христиане всех времен верят в одного Бога, размышляют над одной Библией, борются со схожими искушениями. Поэтому другие верующие могут стать нам хорошими собеседниками, наставниками и примерами, независимо от времени их жизни.

Иногда Мартина Лютера представляют как создателя некой новой церкви. Сам он был бы весьма удивлён этим. В Реформацию Церковь не создавалась заново, но поместные церкви, то есть различные общины верующих, учились угождать Богу через аккуратное исполнение Его Писания. Лютер в этом активно участвовал. Их усилия принесли богословские и практические плоды, которыми спустя 500 лет пользуемся и мы.

Так что Мартин Лютер один из наших благословенных Богом братьев и собеседников в размышлениях о вопросах веры и благочестивой жизни.

Может, это просто новая мода? После распада СССР все ударились в эзотерику.

Действительно, тогда люди хватали всё, что стало доступным. Годы запретов сформировали сильный голод, который насыщался порой весьма бездумно. Но сам факт этого голода достоин внимания.

Мы не созданы для безбожной жизни. Человек вполне становится человеком только в общении со своим Творцом. То, что духовная жизнь подменялась суррогатами, не делает её фальшивкой. Христианин видит, сколь удивительно Бог изменяет человека, познаёт самого Бога, ощущает радость любви, понимает ценность святости. На фоне жизни со Христом всякая эзотерика меркнет.

К тому же не стоит забывать, что христиане были и в СССР. И для тех, кто жертвовал своей жизнью ради Бога, вера уж точно не была модой.

А Свидетели Иеговы, мормоны и сайентологи – тоже протестанты?

К сожалению, ложная вера возможна. Периодически появляются «учителя», приносящие новые «откровения», и у них находятся последователи.

Иеговисты, действительно, вышли из протестантской среды, но их отказ от веры в Бога-Троицу и в частности, что Иисус, Сын Божий – это «Иегова», вывел их вообще за пределы христианства. У мормонов есть целая книга лжеоткровений. Сайентологи никогда не имели отношения к церкви. Подобных – множество.

Классический же протестантизм всегда настаивал на авторитете только Библии и с вниманием относился к опыту ее толкования предшествующими поколениями христиан. Он разделяет изначальную веру и доверие всех христиан Богу-Сыну, ставшему человеком, умершему и воскресшему ради нашего спасения. «Вера», не приводящая к отношениям с Ним, не имеет смысла.

Никто не стал бы этим заниматься, если бы это было невыгодно. Где “навар”?

Так как религия имеет дело с предельно значимыми вопросами, она может стать сильным и опасным инструментом. Поэтому часто ее используют для «навара».

Отчасти это можно сравнить с любовью. Можно ли манипулировать ею или наживаться на ней? Да. Но лишь очень несчастные люди готовы заявить, что все человеческие отношения существуют ради денег. В духовной сфере число несчастных больше, и подозрительность сильнее.

Но как можно искренне радоваться другому человеку, так, и даже в большей степени, можно радоваться Богу. Он первый возлюбил нас, пришел к нам, взял на Себя наш грех и умер за нас. Когда заплачена такая цена, всякий иной «навар» обесценивается. Просто не нужно поддаваться обманщикам от религии. Важно знать Бога, открывшего Себя в Библии и доверять именно Ему.

  • 2
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]