Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.
Как молятся католики?
Католики привыкли молиться на мысленный образ Бога или святых, для этого им не нужны иконы. В католицизме можно молиться, находясь в сидячем положении. Самое главное заключается в том, чтобы вдумываться в смысл слов молитвы.
Для католических икон не существует строгих канонов, которые регламентируют их создание. Написание религиозных картин во многом продиктовано воображением художников. Четко прописываются детали картины (одежда святых, черты лица), которые могут отвлекать от молитвы. В этом и заключается основная причина того, почему католики не произносят молитвы перед иконами.
Интересные факты
Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.
Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.
К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Смысловое отличие православных и католических икон
На православных иконописцев сильно повлияла византийская иконографическая школа, взявшая многое из эллинской и персидской школ искусств. Православная иконопись строгая, монументальная, скупая на линии, аскетичная и насыщенная большим количеством плавных движений. Все объекты максимально стилизуются, упрощаются до уровня символов. Православные образа Святых торжественны и наполнены светом небес. Православная икона создана лишь для одной цели – молитвы. Православная икона сподвигает человека на молитву Господу, заставляет его отрешиться от мирской суеты.
Первое время святыни в католицизме практически не выделялись на фоне других святынь в православии. Но со временем они стали более насыщенными, живыми и обросли деталями. Они стали скорее творческим переосмыслением истории из Библии, чем предметами поклонения или культа. У католиков икона — это не образ Святого, несущий сакральный смысл и вызывающий трепет, а скорее объект изобразительно искусства демонстрирующий конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий. Основа католического образа — это история, повествование направление на то, чтобы передать что-то смотрящему, передать какую-то идею, изображенную на картине.
В противовес этому православная икона ничему не учит и не рассказывает историю. Из-за сложности и многогранной структуры, каждый молящийся будет находить лично для себя в ней собственный смысл. Эти иконы требуют дополнительных знаний от смотрящего для правильной интерпретации и даже при этом изображение может быть интерпретировано на нескольких уровнях, от эпизода, изображаемой ею, до сакрального смысла, открывшегося во время молитвы. Главным становится процесс молитвы и побуждающие к этому действия.
Различие католических и православных традиций иконописи (иконографии)
Что отличает православную икону от католической, так канон.
- Канон в иконописи –это неизменная или, даже скорее (консервативная) традиционная совокупность не подлежащих пересмотру законов, форм и правил. Эти законы формировались на протяжении веков, часто были негласными и не передавались в письменной форме, но должны были быть обязательно одобрены Церковью.
Канон в православии не допускает отклонений. Допустимый максимум — это изменения в цветовом спектре, зависящее от школы иконописи, от конкретного Святого, и от идеи, закладываемой в икону. Например, Дева Мария всегда изображается в алом либо пурпурном платке-мафории, с нанесенными на него тремя звёздами и в синем одеянии. Это правило верно и для Николая Угодника, и для Луки Крымского, и для Пантелеймона Целителя, имеющих свои собственные каноны.
Православный иконописец не может позволить себе быть субъективным, слишком много фантазировать при написании святыни, в отличии от католических иконописцев, в случае которых проявление художественных талантов не только не запрещено, но и поощряется.
- Надписание. В надписании икон Пресвятой Девы используются четыре буквы греческого алфавита: МР – МФ, что означает «Мария Матерь Божия». Надписание должно быть в каждой иконе Богоматери, ибо без него икону нельзя считать иконой. Тоже самое верно и для других икон Святых. В православной традиции контрактуры (сокращенные имена или фразы на образах) пишутся либо на церковнославянском, либо на греческом, а ритуальным языком католиков является латынь.
- Нимб. Еще один обязательный элемент, свет от которого олицетворяет внутренний духовный свет Святого и как бы исходит от его головы. В тоже время в католической иконографии нимб изображается над головой Святых сверху в виде обруча иногда совмещаемый с терновым венцом. В отдельных случаях нимб может заменяться католическим элементом — короной, пришедшей с Запада и территории современной Украины.
- Лик Святого. Православная икона никогда не стремится изобразить Святого так, как это делают в живописи, не пытается передать точное изображение Святого при жизни. Отрисовываются только основные черты: бороды, книги, используемые при жизни инструменты и т.д. Самой важной частью является не столько внешний вид Святого при жизни, сколько его облик присущий ему в Небесном Царствие.
- Объём и время. Православные иконы двухмерны, в них нет объёма. Даже если действо происходит внутри помещения оно изображается схематично и без элементов, придающих картине глубину, например окон, за которыми мог бы виднеться некий пейзаж.
- Тени. Образы из православия не имеют теней, так как икона передает то, как Святой должен выглядеть на Небесах. Каждая подобная деталь является не плодом фантазии иконописца, а стремлениям, подчиненным идее воплощения образа из Вечности (Иного мира), недоступного простым смертным.
- Перспектива. В православной иконе используется обратная перспектива, в то время как в католической – прямая. При прямой перспективе объекты изображаются так, как мы привыкли их видеть в реальность, т.е. уменьшаются по мере отдаления, тогда как при обратной — наоборот.
- Жест рук. Среди православных иконописцев принято изображать правую руку поверх левой, тем самым этот жест олицетворяет победу над плотью, которая греховна.
Иконы в католицизме прямо противоположны православным. Католическая святыня, является в первую очередь предметом искусства, конечное воплощение которого полностью зависит от таланта и полета мысли художника. При этом практически всегда есть возможность узнать точное имя автора, тогда как создатели православных икон чаще всего анонимны и на разных этапах создания икон работают разные люди.
В случае иконописцев древности, самые важные части, такие как лик и глаза (личное письмо), выписывал один иконописец, тогда как до прописи “личной” работой занимался ученик или подмастерье. В нашей иконописной мастерской над образом работают одни люди, обработкой камня занимаются другие, а росписью – третьи. Если говорить об объёмных работах, то количество вовлечённых людей возрастает пропорционально объёму работы.
В православной иконописи возможно узнать школу или традицию, например, иконы Дионисия или Симона Ушакова, но это по смыслу ближе к своеобразному обороту речи. Более правильным было бы говорить о конкретных школах иконописцев, например, школе Феофана Грека или школе Дионисия, а не утверждать, что автором является конкретный родоначальник школы.
В работах католических иконописцев всегда можно увидеть игру светотени. Разного рода мелкие детали, движения и позировки выглядят обыденно, не смотря на их эстетическую привлекательность. Они выглядят как зарисовки из повседневной жизни людей древности, как сюжет, который можно увидеть в земном мире, но никак не в духовном. Это стало одной из причин того, почему в протестантизме иконопочитание в том виде, в каком свойственно остальному христианскому миру, отсутствует.