Евангельские заповеди: суть, перечень, отличие от 10 Божьих заповедей


Евангельские заповеди – не что иное, как наставления, указания людям, которыми им следует руководствоваться в своей земной жизни ежедневно. Они не были оставлены в виде перечня или какого-либо иного свода правил. Эти заповеди – наставления самого Иисуса Христа, произносимые им во время проповедей и впоследствии записанные учениками.

Эти наставления нередко путают с главными христианскими заповедями, переданными Моисею самим Богом. Из-за этой путаницы часто и возникают разногласия в понимании их количества, а также сути, содержания.

Чем являются основные христианские заповеди?

Эти заповеди – столп веры, они являются своего рода главным сводом христианских законов, предписаний. Иными словами, каждая из основных заповедей – это догмат, нерушимое предписание, следовать которому в жизни обязан каждый верующий человек.

Основное отличие этих предписаний от тех, которые называют «евангельскими заповедями», состоит в их происхождении. Главные предписания христианства, согласно Библии, были составлены самим Богом, то есть отцом Иисуса, и переданы людям задолго до рождения Спасителя. Иными словами, сам Христос следовал этим нравственным законам, опирался на них в своих проповедях.

Восьмая заповедь говорит о изгнанных ради правды

Христиане знают, что Истина — это Господь. Именно поэтому Его ещё называют Солнцем правды. За его, за Правду христиане принимали и принимают страдания.

Именно поэтому путь христианина считается путём воина Христова. Даже если нет гонений и притеснений, христианин вынужден всегда бороться с грехом.


Илья Глазунов. Вечная Россия. Период гонений на православие в России во времена советской власти является образцом заповеди о изгнанных за веру

Многие из тех, кто его окружает, не воспринимают праведный образ жизни. Поэтому верующий человек может подвергаться осмеянию и поруганию. Именно поэтому Господь обещает пострадавшим за правду Царствие Небесное.

О происхождении основных заповедей

В Библии очень подробно описывается история передачи Моисею скрижалей с высеченным на них законом Божиим, то есть с перечнем заповедей. Случилось это на пятидесятый день после того, как евреи покинули Египет, на горе Синай, расположенной на одноименном полуострове.

Описание в Библии наполнено красочными подробностями. Упоминаются дрожание земли, стоящий вокруг горы огонь, гром, всполохи молний. Рокот стихии перекрыл глас Божий, произносивший слова нравственных предписаний, заповедей. После того как все стихло, Моисей спустился с горы, держа в руках две «Скрижали Завета». Нередко их именуют «Скрижалями Свидетельства».

После того как Моисей спустился с подножия Синая с Заповедями в руках, он узрел, что народ, выведенный им из Египта, позабыл о Боге и предается гульбе, пиршеству и веселью вокруг Золотого Тельца. Под Золотым Тельцом подразумевается идолопоклонничество. Подобное название идола нередко встречается на страницах книг Ветхого Завета при описаниях действий людей, отступивших от веры в единого Бога.

Увидев подобное, Моисей впал в неописуемую ярость и разбил данные ему скрижали. Конечно же, это действие вызвало сильнейшее раскаяние и не только в душе пророка, но и среди народа. Увидев глубину скорби в людских сердцах, Бог повелел Моисею вновь взойти на Синай. Данные снова скрижали и описываются в книге Второзакония. По этой причине она так и названа.

История

Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.

Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.

Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.

Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.

Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.

ИНТЕРЕСНО: Распятие Христа.

О чем сказано в основных Божьих заповедях?

Моисею было передано десять предписаний, призванных стать ориентиром для каждого верующего человека в жизни. Они чрезвычайно просты и общеизвестны:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота — Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В различных христианских конфессиях придается неодинаковое значение текстам книг Исхода и Второзакония. Однако эти разночтения не особо существенны и не имеют принципиальных отличий в понимании сути заповедей. Скорее, разногласия служат темой для богословских споров.

Отдельно рассматривается перечень заповедей, именуемый «Декалогом». Эти тексты имеют существенные отличия от общепринятых. В них перечисляются прямые указания, своего рода правила поведения. К примеру, открывает перечень Декалога предписание, гласящее о том, чтобы сыны Израиля не вступали в союзы, включая и брачные, с жителями тех стран, где окажутся. Также есть и строки, призывающие к разрушению жертвенников и сжиганию изображений других богов. Эти предписания также называют заповедями. Однако в качестве морально-нравственного жизненного руководства, столпа веры, все же принимается свод предписаний из книги Второзакония.

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 11-15

Запреты идолослужения.

11-я заповедь —

запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения
Ашему
, — чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: «
И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему
, твоему Б-гу
» (Дварим
16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

12-я заповедь —

запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения
Ашему
, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.

Сказал Ашем

, да будет Он превознесен: «
Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем
» (
Ваикра
26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

А в Сифре

(
Беар
) сказано: «“Не делайте на вашей земле” — по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила

(22б).

13-я заповедь —

запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения
Ашему
. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.

Сказал Ашем

, да будет Он превознесен: «
Невысаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема
, твоего Б-га
» (Дварим
16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид

(28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.

14-я заповедь —

запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (
Мехильта
,
Шофтим
): «Не бери с иноверца клятву его богами». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «
Имени других богов не упоминайте
» (
Шмот
23:13) — не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в
Мехильте
): «Не упоминайте…» — не обещайте и не давайте зарока именем идола». А в трактате
Санхедрин
(63б) говорится: »Не упоминайте…» — чтобы не говорил один другому: «Жди меня возле такого-то идола».

И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин

(63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий «бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин

.

15-я заповедь —

запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется
мадиах
(подстрекатель). И об этом речение
Ашема
, да будет Он превознесен: «Если… выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: “Пойдем и будем служить иным божествам”…» (
Дварим
13:14).

Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема

: «Если будет искушать тебя твой брат… или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: “Пойдем и будем служить иным божествам”…» (там же 13:7); такой человек называется
месит
(искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о «подстрекателе».

Предостережение «подстрекателю» содержится в следующем речении Ашема

, да будет Он превознесен: «
Да не слышится оно
(имя других богов)
из уст ваших
» (
Шмот
23:13).

Сказано в трактате Санхедрин

(63б): «Запрет “Да не слышится оно из уст ваших” не относится к тайному “искусителю”, ведь о нем ясно говорится в другом стихе (
Дварим
13:12): “И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла…” (НД 16). Но это предостережение “подстрекателю”.

И так же сказано в книге Мехильта дэраби Ишмаэль

: »Да не слышится оно из уст ваших» — предостережение «подстрекателю».

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин

(67а) говорится: «Подстрекающие город к служению идолам — приговариваются к побиению камнями».

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин

(111-113).

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

Вотсап

Что понимается под евангельскими заповедями?

Под этим названием понимаются все те изречения, которые во время своих проповедей произносил Иисус. Они ни в коей мере не противоречат заповедям Моисея, то есть Божьему закону, переданному людям на скрижалях. Евангельские заповеди Иисуса Христа являются своего рода разъяснением изложенных на скрижалях предписаний, дополнениями к ним.

Записанные апостолами изречения из проповедей Иисуса не свод законов или правил. Это своего рода указатели, ориентиры, прислушавшись к которым и следуя им, человек сможет прожить праведно и попасть в Царство Небесное.

В четвёртой заповеди Христос обещает насытить ищущих истинное знание о Боге

В этой заповеди рассказывается не о тех, кто постоянно жалуется, конфликтует с окружающими, возмущается действиями властей и т.д. Иисус Христос здесь говорит о тех людях, которые желают Высшей Правды, то есть жизни в Боге. Для таких людей закон Божий важнее всех человеческих законов.


Старинная библия 16 века. В Библии изложено Божественное учение. Церковь Господь назначил в качестве носительницы Божьей Правды

Господь дал нам слово Божие. Это Библия. В ней изложено Божественное учение. Носительницей Божьей Правды Церковь. Жаждать именно эту правду, как голодный, должен каждый христианин.

Для этого необходимо посещать Храм, читать церковную литературу, Евангелие, молится. В результате такие люди получать насыщение от вечного источника — Спаса нашего Господа Иисуса Христа.

В каких книгах описываются эти заповеди?

Заповеди Христа – евангельские именно потому, что записаны они его учениками, апостолами. Разумеется, им уделяется немало внимания во всех существующих Евангелиях. Однако наиболее подробно и доходчиво описаны изречения Иисуса в книгах Луки, Матфея и Марка. Именно эти Евангелия наиболее часто цитируются, когда речь заходит о Христовых заповедях.

Основные же нравственные предписания, получившие наименование «евангельских заповедей блаженства», описываются в книгах Луки и Матфея. Апостол Марк большее внимание уделяет всей Нагорной проповеди в целом, не расставляя акцентов.

В чем отличие между заповедями Моисеевыми и Христовыми?

В основных предписаниях христианства перечисляется то, что ведет к греховности. Иными словами, то, чем заниматься христианину не пристало. Евангельские заповеди Иисуса же, наоборот, разъясняют людям то, какими свойствами души, качествами характера необходимо обладать для того, чтобы жить праведно и попасть в Царство Божие.

Закон Божий был дан людям в глубокой древности. Даже при жизни Христа времена ветхозаветные уже считались днями давно минувшими, очень далеким прошлым. Человек в то время был гораздо более слаб духовно, чем в первые годы после наступления нашей эры. Он был гораздо ближе к первобытности и не всегда мог удержать «в узде» собственные примитивные порывы, естество. Соответственно, прямым назначением основных христианских заповедей являлось удержание людей от примитивных и греховных свойств их природы — от злости, неумения ценить чужую жизнь или имущество, жадности, стремления к низменным телесным удовольствиям и от прочего аналогичного.

Евангельские заповеди же появились в гораздо более поздние времена. Они стали своего рода эволюционной ступенью, следующим шагом в духовном развитии людей. Они не призваны удержать от греховности или же показать, что является злым, плохим. Эти предписания адресованы людям уже просвещенным, понимающим, что есть добродетель, а что – ее противоположность. Эти предписания показывают людям, как именно следует жить, поступать и думать, чтобы приблизиться к христианской святости и обрести Царствие Божие.

Шестая заповедь говорит о чистых сердцем, которые узрят Бога

Под чистотой сердца в этой заповеди понимается душевная и умственная чистота. Человек должен воздерживаться не только от греховных поступков, но и от греховных мыслей. Человек может не убивать другого и не воровать, но быть при этом абсолютно греховным.

Видеоролик: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8) — Осипов А.И.

Любые тёмные помышления впоследствии станут тёмными делами. Только человек, имеющий чистые помыслы, может стать ближе к Богу и узреть его.

Господа не увидит тот, кто нечист. Увидеть Господа можно только с помощью чистого сердца и чистой души. Если же они замутнены грехом, то Бога человек никогда не увидит.

Почему заповеди Иисуса называют «блаженными»?

Наиболее простым объяснением подобного названия является то, что произошло оно от содержания текстов предписаний. Начинаются строки заповедей со слов «Блаженны те…». Но имеется и более сложное разъяснение этого наименования.

Евангельские заповеди Блаженства получили свое название в соответствии с их целью, предназначением. Иными словами, название говорит людям о том, что следование этим предписаниям в своей обычной повседневной жизни приведет их к блаженству вечному.

Сколько этих заповедей?

На православных иконах со сложными, составными сюжетами изображаются 9 евангельских заповедей. О таком же числе заветов Иисуса говорится и в Евангелии авторства Матфея. Однако достаточно трудно представить, что активно проповедовавший при своей жизни Иисус, постоянно беседовавший с учениками, с приходящими к нему людьми и с фарисеями, ограничился лишь девятью наставлениями.

Конечно же, Христос говорил намного больше, одна лишь знаменитая Нагорная проповедь, упоминающаяся в каждом из Евангелий, содержит гораздо большее число изречений. Девять предписаний – это основные евангельские заповеди. Иными словами, это те заветы, в которых выражается суть христианства.

Однако, задаваясь вопросом о количестве оставленных Иисусом заветов, нельзя забывать о том, что до наших дней они дошли не напрямую, а через призму восприятия и понимания учения апостолами, которые были простыми людьми. Евангелие от Луки, к примеру, совершенно иначе преподносит заповеди Христа. Согласно авторству Луки, насчитывается четыре завета «Блаженства» и столько же обратных им, называемых «Заповедями Горя».

Нередко в богословских трудах упоминаются и десять евангельских заповедей. В этом случае речь идет не об основных предписаниях, оставленных Иисусом, а о том, что было сказано им в Нагорной проповеди. Большая ее часть касалась разъяснения и комментирования основных Божиих законов, переданных на скрижалях Моисею.

О чем говорится в этих заповедях? Перечень

О том, как следует жить, чтобы обрести вечное блаженство в царствии Небесном, повествуют людям евангельские заповеди. Перечень их, согласно авторству Матфея, выглядит в кратком виде так (все заповеди начинаются со слова «Блаженны»):

  • нищие духом, так как открыт им путь в Царствие Небесное;
  • скорбящие, поскольку они утешатся;
  • кроткие, ибо наследуют землю;
  • алчущие праведности – насытятся;
  • милостивые, ведь сами это обретут;
  • чистые в сердце – узрят Господа;
  • смиряющиеся – наречены станут сынами Божиими;
  • изгнанные по причине праведности – их ждет Царствие Небесное;
  • поносимые за веру, получат они великую награду после жизни земной.

Современному человеку не очень-то просто понять смысл перечисленных в Евангелиях христианских заповедей без дополнительного разъяснения. Особенно часто вопросы возникают в отношении значения первой заповеди, гласящей о нищих духом.

Любовь — основа евангельского закона

Библия содержит в себе заповеди Ветхого и Нового Завета. Заповеди Ветхого Завета даны людям Богом, который послал пророка Моисея записать их. Назначение заповедей — защитить человечество от зла, а также предупредить об опасности греха.

Явившись в мир Иисус Христос заключил Новый Завет с людьми и даровал им заповеди Евангелия. Основой этого закона называется любовь. Необходимо отметить, что Христос не отменил старые заповеди, но наполнил их новым содержанием.

Таким образом человечество было переведено на новый уровень святости. Новый Завет говорит уже о том, как христианин должен жить, а не просто устанавливает запреты для того, чтобы оградить человечество от греха.


Икона. Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины. Бог даровал людям заповеди через пророка Моисея

Иисус Христос, искупив грехи человечества, заключил с Богом Новый Завет и даровал ему новые заповеди.

Заповеди любви в Ветхом Завете две. Они в Евангелии объявляются основной всего Божественного Закона и определяют содержание всех остальных заповедей.

Кроме того, эти заповеди объявляются Иисусом важнейшим при ответе на вопрос о высшем человеческом законе. Так, когда фарисей, знающий законы, спрашивает у Христа о том, какая заповедь из всех заповедей наиважнейшая, Он отвечает так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…

Вторая же подобная ей:

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

(Мф.22:37-40)

Любовь к богу — основная черта христианина. Далее идёт любовь к ближнему своему. При этом Христос говорит не только о прощении, но и любви. Например, говоря «возлюби врага своего», Спаситель идёт дальше заповедей Ветхого Завета. Он призывает прощать друг друга, а не мстить за злые дела.

О чем первая заповедь? Толкование

Что следует понимать под нищетой духа? Разве духовная скудость способна открыть путь в Царствие Божие? Для чего же тогда развиваться, стремиться к праведности, беречь душу от грехопадения? Эти и прочие аналогичные вопросы неизменно возникают у всех, кто прочел евангельские заповеди. Толкование выражения «нищие духом» достаточно многогранно. Но все существующие варианты понимания этой фразы сводятся к одному – речь не идет о скудости или же неразвитости душевной.

Наибольшей известностью обладает толкование смысла этого выражения, данное Иоанном Златоустом, богословом и архиепископом Константинополя. Суть его в том, что речь в заповеди идет о наличии смирения как духовного качества. В этом же смысловом ключе истолковывают первую заповедь Иисуса и другие богословы.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) в работе, называющейся «Аскетические опыты», дополняет толкование Иоанна. Епископ пишет о том, что духовная нищета, о которой говорится в первой заповеди, есть не что иное, как смиренное понятие людей о себе. То есть отсутствие самомнения, наличие искреннего доверия к Господу, внутренняя скромность.

Что думают об этих заповедях библеисты?

Библеистика – это отдельное научное направление, в рамках которого изучаются древние религиозные тексты. Данная дисциплина возникла вовсе не по причине скептического отношения к религии, а из необходимости. Все без исключения тексты, включая Библию и Евангелия, многократно переписывались и переводились, адаптировались и толковались. Соответственно, поэтому достаточно велики разночтения.

Библеисты же, занимаясь изучением существующих вариантов текстов и подвергая их научной критике, определяют то, что с большой вероятностью было начертано в первоисточниках. Разумеется, ученые не могли оставить без внимания евангельские заповеди.

При изучении Евангелий было установлено, что в первоисточнике, с большой долей вероятности, упоминались лишь три заповеди. Речь в них шла о нищих, алчущих и скорбящих. Остальные же предписания библеисты считают производными от этих трех, своего рода дополнениями или же вариантами толкования, разъяснения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]