Старинным, а потому несколько загадочным, словом «прелюбодеяние» назван один из смертных грехов.
Смертный он потому, что человек, который получил в дар от Бога бессмертную душу, совершая самые тяжелые из существующих грехов, отдаляет ее от Творца и тем самым обрекает на гибель, на невозможность спасения.
Каково же собственно значение слова «прелюбодеяние», что это за грех? В православии это внебрачная любовная связь, нарушение супружеской верности, аналог современного понятия «адюльтер».
В чем разница между прелюбодеянием и любодеянием
В так сказать, «классическом» его виде прелюбодеянием считаются блудные отношения между мужчиной и женщиной, если хотя бы один из блудящих при этом состоит в законном браке с другим, скажем так, половым партнером. Этим данный грех отличается от любодеяния, в котором оба блудящие ни с кем в браке не состоят.
Прелюбодеяние, конечно, более тяжкий грех, чем любодеяние, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, оным похищается чужая честь и, зачастую, разрушается как чужая, так и своя семья. А, во-вторых, прелюбодей или прелюбодейка не имеют обычного оправдания любодействующих, мол, «страсть меня победила». Поскольку в отличие от последних могут законно удовлетворять эту свою сексуальную страсть в браке с законным супругом.
Так и пророк Нафан, обличивший царя Давида за прелюбодейную связь с супругой Урии, привел ему в пример вора, который имея целое стадо своих овец (намек на законных жен Давида), крадет единственную овечку своего соседа.
Прелюбодеяние — это преднамеренное преступление
Если многие грехи совершаются мгновенно и необдуманно, вынуждая человека почти сразу пожалеть о своём поступке, то прелюбодеяние требует времени и подготовки. Оно ужасно именно своей явной сознательностью и намеренностью, с которой совершается.
Святитель Василий Великий в «Беседах на псалмы» говорит, что «любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление».
Если не устранить нечистый помысел в самом начале, то противостоять искушению будет всё сложнее и грех из мысленного превратится в реальный. Поэтому православному христианину важно контролировать свои помыслы и желания. Необходимо избегать нескромных воззрений на лиц противоположного пола. Но также следует воздерживаться от излишеств в еде и праздности, которые расслабляют тело и дают волю страстям.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей говорил, что “невоздержанное насыщение плоти разрушает здоровье и провоцирует другие страсти, – в первую очередь ту, что примыкает к чревоугодию, а именно страсть блуда”.
Седьмая заповедь Закона Божьего
Поэтому этот грех осужден и запрещен еще законом Моисеевым, 7-я заповедь которого лаконично, но весьма содержательно гласит: «Не прелюбодействуй». Христос весьма расширяет действие сей заповеди:
«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5: 32; 19: 9).
Посему согласно православным канонам (7-е правило святителя Василия Великого) прелюбодеям положена епитимия в 15 лет отлучения от Церкви. Впрочем, она может быть сокращена до 7 лет, если согрешившие в течение этого срока со слезами покаются.
Полезные материалы
Однако, надо сказать, что вышеприведенное «классическое» определение прелюбодеяния в наше чрезвычайно блудное время существенно «устарело». Это также отчасти учитывается каноническими правилами Православной Церкви. Так 4-е правило святителя Григория Нисского относит к прелюбодеянию скотоложство и мужеложство. Впрочем, сейчас и этого недостаточно, поскольку ныне существуют и другие, крайне извращённые формы прелюбодеяния, например, так называемое, свингерство.
Христианский брак в православии
Но о сем более подробно будет сказано несколько ниже. А пока несколько слов необходимо сказать о том, что противоположно исследуемому греху, позволяет его избегнуть и предохраняет от него, т.е. о христианском браке. Под коим в Православии понимается благословенный Богом чрез одноименное Таинство законный союз мужчины и женщины, имеющий целью:
- деторождение и доброе воспитание детей;
- предохранение мужа и жены от всех форм блуда;
- взаимопоможение супругов.
Вообще-то говоря, брак между православными предполагает наличие не просто плотских, но таких отношений, которые есть одна из форм или проявление, отражение любви Божией между супругами-христианами. И если уж любовь жениха Христа и Его Невесты – Церкви (ср.Откр.19: 7-9) в библейской Книге Песнь Песней изображена в виде любви между мужчиной и женщиной, то очевидно, что такая любовь есть и уж чего-то, да стоит!
И примеров оной в древности было много; мне же особенно по сердцу житие Галактиона и Епистимы. Первый был истинным христианином, желающим сохранить добродетель девства. Но по воле своих родителей он должен был вступить в брак с Епистимой, которая еще пребывала в язычестве. Из-за чего жених даже не хотел приветствовать свою невесту обычным целованием.
И вот между ними происходит такой диалог: «Галактион пошел к девице и сказал ей наедине:
– Епистима! Знаешь ли, почему я не приветствую тебя целованием?
Она отвечала:
– Не знаю, господин мой, и весьма скорблю об этом.
Галактион сказал:
– Так как ты не христианка и осквернена нечистою языческою верою, то я не хочу прикасаться к твоей нечистоте, чтобы не оскорбить Духа Божия; но если хочешь приобрести мою любовь, отрекись от идолов, уверуй в Бога, в Которого верую я и приими святое крещение: тогда я дам тебе целование, буду любить тебя, как самого себя, назову тебя своею супругою и мы до конца проживем в любви и неразлучно.
Епистима отвечала:
– Я сделаю всё, что ты велишь, господин мой: я верую в твоего Бога и желаю креститься.
Он сказал:
– Хорошо, мудрая девица, теперь я воистину начинаю любить тебя. Но так как нет никого, кто бы мог крестить тебя, ибо благочестие христианское подверглось лютому гонению, а пресвитеры и клирики – одни перебиты, другие бежали в пустыню, то необходимо мне самому крестить тебя».
Заметим, как удивительно здесь любовь Божия сочетается с любовью супружеской! Более того. Галактион склонил свою обручницу ко взаимному сохранению девства:
«Дай мне сейчас же слово, – сказал Галактион, – что ты сохранишь девство свое и вместе со мною примешь иноческий образ, и я не разлучусь с тобою ни в сем веке, ни в будущем.
Епистима дала требуемое им обещание, говоря:
– Как непреложно верую я в Господа нашего Иисуса Христа, так и обещаюсь тебе исполнить желание твое, и последую за тобою, куда бы ты ни пошел».
После чего оба, удалившись из дома, приняли иночество. Через некоторое время наступило очередное гонение от язычников, и мучители схватили Галактиона. Тогда его любимая и любящая обручница Епистима мужественно последовала за ним. Когда же диакониса пыталась удержать ее от этого, то в ответ она произнесла следующие, дышащие любовью и Божией, и супружеской, слова:
«Я не могу жить без Галактиона, – сказала на это Епистима, – чрез него я узнала Христа, моего истинного и человеколюбивого Бога, его руками я омыта в воде крещения от языческой нечистоты, он направил меня на путь спасения и привёл в сей иноческий образ и в вашу святую обитель, его молитвы помогали мне во всех моих нуждах, он мой обрученник, и брат, и учитель, и отец по Боге, и хранитель моего девства, и я не могу разлучиться с ним ни в этом веке, ни в будущем, но пойду и умру вместе с ним.
Если он положит душу свою за Истинного Бога, положу свою и я; пусть кровь его прольется вместе с моею за Создателя всех, – вместе с ним пойду я и предстану пред престолом Царя славы, Которого я видела во сне и Который нас вместе и увенчал… Пусти меня, госпожа, пусти и молись за меня!».
Память сих супругов-мучеников 5/18 ноября. И кто посмеет сказать, что их любовь, в которой не было половых отношений, ниже нынешнего западного, а теперь и нашего жалкого сэкса! Но это было в древности.
А сейчас многие молодые люди, иногда даже из православных семей, ошибочно считают брак неким опытным продолжением порно фильма. Поэтому, чтобы говорить на понятном для нашего народа языке, мне придется акцентировать внимание именно на этом аспекте. Что, впрочем, и логично в теме о прелюбодеянии. Поскольку последнее, собственно, и состоит в незаконных половых отношениях.
И тут сразу следует заметить любопытную вещь. Когда в нынешней светской литературе или СМИ говорят о христианском браке, то, как правило, заявляют, что он предназначен лишь для деторождения. Поэтому Церковь, якобы, «запрещает супругам в нем получать наслаждение от плотских удовольствий». Что, конечно же, является не только ложью, но и несусветной глупостью.
Ничего такого Православная Церковь не запрещает, да и не может запретить того, что муж и жена при попытках зачать ребенка в любом случае обязательно итак получат. Наоборот, это естественное получение сексуального удовлетворения именно в браке, а не в блуде, как раз и является тем, что должно удерживать от последнего христиан, да и прочих людей, т.е. должно выполнять вторую цель брака.
Молитва от блуда и прелюбодеяния
Можно читать 102-й псалом или хотя бы повторять краткий отрывок из него:
«Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами»,
а можно выучить такую молитву:
«О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков».
Кстати говоря, эта молитва — обращение к св. Марии Египетской, которая была в юности блудницей, но потом осознала всю низость своей жизни и подвигами, поистине превышающими человеческие возможности, молитвами и постом искупила содеянные грехи.
Любодеяние и иже с ними способны потянуть за собой цепочку новых грехов. Последствиями блудных грехов, кроме лжи, могут стать клевета и сплетни, ожесточение и ненависть, нередки убийства из ревности и аборты — детоубийство.
А не впасть в этот страшный порок можно, удалив из своего характера саму склонность к подобному греху, избегая соблазнительных развлечений и праздности, изменив свое отношение к соблазнам. Но самое главное — помнить о Страшном суде и его возможных последствиях для себя и призывать помощь Божью в борьбе с грехом.
В чем причина измен
Так почему же не выполняет; почему сейчас так много случаев прелюбодейства? Ответ на этот вопрос у всех светских, начиная от серьезных ученых-сексологов и прочих оных специалистов и заканчивая порно фильмами и порно рассказами, один и тот же – супруги приедаются, пресыщаются друг другом, им надоедают «скучные» супружеские отношения, и один из них или даже оба идут «налево».
С этим можно отчасти согласиться. Но давайте посмотрим, что же нынешняя цивилизация в смысле культуры (понятно, что западной) предлагает в качестве средств против этого пресыщения. Причем, эти средства навязываются и нам, русским людям.
И далеко ходить не надо. К примеру, известный русскоязычный информационной портал рамблер одно время больше напоминал порнографическо-информационный, без конца сообщая о прелестях все новых и новых порно актрис, а также давая разные порно советы по поводу интимной жизни супругов.
Что же так предлагалось против вышеупомянутого приедания? «Первым делом разнообразить супругам свою сексуальную жизнь, применяя кроме обычных видов секса и другие, особенно оральный и анальный». Первый из них одно время там даже прямо требовали как у мужчин, так и у женщин.
Не говоря уже о нечистоте таких советов, с позиций христианской этики ошибочность такого метода «лечения» состоит в том, что если применять и эти виды секса, то со временем приедятся и они. И наше развращенное естество потребует чего-то еще более особенного.
На это у развращающих нас демонов блуда и их клевретов в СМИ и других местах, да и в том же рамблере, есть следующий «хороший» совет: например, «попробовать секс втроем». И забавно, как они при этом сами себя обличают, не замечая сего.
На том же упомянутом портале была опубликована такая реальная история. Жена какого-то состоятельного бизнесмена решила сделать ему «необычный подарок» ко дню рождения. Наняла элитную проститутку для секса втроем…
Закончилась эта история тем, что через три дня бизнесмен бросил жену, развелся с ней и женился на этой самой, но уже бывшей проститутке. Теперь у них прекрасная семье, двое или трое детей, а брошенная бывшая дура-жена сидит на бобах и в горести сосет лапу… Вот так, всегда несчастно заканчивается такие истории! Поэтому у нас это дерьмо особо не привилось.
Однако на Западе свингерское движение цветет пышным цветом. Там пары обмениваются супругами, занимаясь при этом сексом, зачастую, на глазах друг у друга. Или, что еще «лучше», устраивают свальные оргии из многих супружеских пар, где каждый имеет чью-то чужую жен, «любезно» предоставляя другим свою. Есть там и другие, еще более отвратительные извращения, которые усиленно пытаются навязать и нам…
Это, конечно, еще одно проявление западного Содома. Тем более нелепое с этической точки зрения, что здесь брак пытаются лечить, а прелюбодеяние «искоренять» куда более извращенным… прелюбодеянием же! Очевидно, западные «мудрецы» послушались диавольского совета, который, насмехаясь над их беспросветной нравственной глупостью, состоит в примитивном: «Брось, а то уронишь»!
Это интересно: За что Бог уничтожил Содом и Гоморру
Лекарство от неверности
Но хватит писать об этих гнусностях! Что же взамен всех этих мерзостей западной, так сказать, «культуры» предлагает христианская цивилизация, православная этика и Таинство брака? Совершенно логичную вещь.
Интересный факт
Ведь если измены в браке бывают из-за пресыщения супругов, т.е. из-за невоздержания в супружеской жизни, то лечить последнее следует ВОЗДЕРЖАНИЕМ. А не еще большим и извращенным невоздержанием, как советует западная «культура», точнее, их полное нравственное бескультурье.
Поэтому вполне разумно каноны Православной Церкви и предписывают православным супругам такое воздержание от плотских утех. Посему церковный календарь и содержит достаточно много таких дней, когда верующие муж и жена должны воздерживаться от половых отношений. Наиболее существенным и трудноисполнимым являются запрет на это во время длительных постов: Великого; Филиппова (Рождественского); Успенского и Петрова.
Пост имеет различные благочестивые цели, но одна из основных – это научить православных определенной аскезе. И как при невоздержанном употреблении скоромной пищи она приедается и надоедает, но после постного воздержания от нее снова становится вкусной и желанной, особенно во время разговения, так и у добре подвизавшихся постом супругов. Которые, в положенное время разрешая свой пост в плотских отношениях, снова напоминают жениха и невесту в первую брачную ночь. Это и есть самое радикальное средство против всяких измен и прелюбодеяний.
Однако, в наше развращенное время далеко не все могут выдержать такое длительное постное воздержание, особенно это касается молодых людей. Как же быть? У таковых мерилом удаления от плотского соития должны быть: с одной стороны, их способность воздерживаться если и не весь пост, то хотя бы какую-то его часть; а с другой стороны, — это опасность впасть в блуд, включая и рукоблудие.
И действительно, опасно и полное несоблюдение поста в интимных отношениях. Которое, кроме всего прочего душевредного, рано или поздно обязательно приведет супругов к упомянутому пресыщению друг другом, а это, в свою очередь, может подтолкнуть их к прелюбодеянию. Но опасно и чрезмерное воздержание от этих отношений постом, кое в свою очередь может подтолкнуть супругов к блуду (чаще всего – это бывает с мужем; и чаще всего чрез рукоблудие).
Избежать сей беды можно разумным воздержанием супругов, т.е. таким, которое по их духовным силам. Если они уже не могут, и хотя бы одному из супругов угрожает вышеупомянутое впадение в блуд, то пост надо разрешить и пребывать вместе. Как и апостол Павел советует:
«О чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7: 1-5).
Разумеется, в таких нарушениях или разрешениях по необходимости поста следует каяться на исповеди, ибо это – грех. Однако грех меньший, чем если бы кто-то из супругов из-за чрезмерной аскезы впал бы в блуд. А мерилом такого постного воздержания должна быть христианская совесть супругов. И если они будут постоянно так подвизаться, то их духовные силы и способность к воздержанию будут постоянно расти. Так что со временем они научаться полностью соблюдать все длительные посты во всех их аспектах.
Еще пару советов на сей счет. Наиболее подходящий для полного соблюдения молодыми супругами – это Успенский пост. Во-первых, он самый короткий – всего две недели. Во-вторых, воздержание в пище там такое же строгое, как и Великим постом, а сие усмиряет страсть. Ибо обычно насыщенному и особенно пересыщенному чреву возбуждать то, что ниже его.
Самый же тяжелый в смысле плотского воздержания – это Петров пост, особенно когда он бывает очень длинным. Тут и в пище разрешено большее разнообразие; и бывает он летом, когда в жару люди ходят полуголыми, особенно на пляжах. А это все разжигает плоть…
Об этом достаточно. Кто желает, может более подробно ознакомиться с сим в моей публикации «О Таинстве брака» на сем сайте в рубрике «Это интересно». Теперь несколько слов о других, не сексуальных причинах измен, прелюбодеяний и разводов, которые также являются одним из видов прелюбодеяний (ср.Мф.5:32; 19:9).
Конечно, такие причины есть: несовпадение характеров, привычек, бытовые проблемы и прочее. Но совершенно очевидно, что верующие супруги переживают все это гораздо мужественнее и легче, чем неверующие. Поэтому и измен у первых гораздо меньше, чем у вторых.
Чем отличается от блуда
Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного — мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние — это когда изменяешь мужу или жене.
Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.
Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.
Блуд и прелюбодеяние — в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам. Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.
Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.
Брак, кроме любовной связи, это еще и единение душ.
По-настоящему счастливым человек может быть только в браке, поскольку это не только телесная, но и духовная близость, единение, любовь и взаимное доверие любимых людей.
Говоря о блуде, уместно вспомнить, что это «родной» грех проституток, гомосексуалистов, лесбиянок, людей, имеющих интимные отношения с близкими родственниками — этот вид блуда называется кровосмешением, и других сексуальных извращенцев.
По-другому блуд можно назвать аморальностью, развратом, крайней степенью человеческой испорченности.
Чтобы понять, насколько тяжел этот грех, стоит вспомнить определение апостола Павла о человеке как о «храме Духа Святого». А если человек этот живет блудными страстями, растлевает тела — свое и сексуального партнера, значит, он оскверняет сей святой храм; как ныне принято говорить, совершает акт вандализма по отношению к святыне, т.е. по большому счету восстает против того, что установлено Богом относительно каждого из нас, против Его порядка и гармонии.
Является ли грехом встречаться с женатым мужчиной или замужней женщиной?
Рассмотрим еще несколько вопросов по данной теме. Спрашивают: «Является ли грехом встречаться с женатым мужчиной или замужней женщиной»? Ответ: смотря какого рода эти встречи. Если это дружеское общение, например, с бывшим одноклассником, или деловые встречи и т.п., то здесь никакого греха нет.
Но как только у хотя бы у одного из встречающихся возникает половое влечение к другому – это уже грех. Поэтому такое общение надо немедленно прекратить. Иначе греховно развиваясь, оно, рано или поздно, превратится в классическое прелюбодеяние.
Что делать в случае влюбленности в человека, уже состоящего в браке?
Вопрос: «Что делать в случае влюбленности в человека, уже состоящего в браке»? Подобно вышесказанному, следует прекратить все встречи с этим человеком и оборвать все контакты с ним. В противном случае все также, скорее сего, закончится прелюбодеянием, и это для обоих будет очень плохо и противно!
Как покаяться в измене мужу или жене и какая епитимия накладывается на согрешившего?
Вопрос: «Как покаяться в измене мужу или жене»? Ответ: так же, как каются в других грехах, — в православном храме на исповеди перед священником. И в этом случае духовник, согласно церковным канонам, может и должен наложить ту или иную епитимию на согрешившего.
Учитывая всеобщую развращённость и усиленное действие духа блуда в мире, к примеру, я не налагаю на таковых положенные 15 лет отлучения от причастия, однако на некоторое, гораздо меньшее время все же их отлучаю.
Тут открытым остается вопрос о прощении согрешившего другим супругом. Это уже они должны решать между собой. Покаяние на исповеди вовсе не предполагает открытие этого греха одного супруга перед другим. Иногда лучше оставить его в неизвестности. Впрочем, повторяю, это уже дело семейное.
Как молиться о прощении
Вопрос: «Как молиться о прощении этого греха»? Ответ: в конце вечерних молитв Молитвослова есть «Исповедание грехов повседневных». Можно каждый вечер таким образом просить у Бога прощения этого греха. Кроме того, можно для этого регулярно читать любые покаянные молитвы, например, одноименный канон или 50-й псалом. А чтобы один из супругов не изменял, другому надо молиться свв.мученикам Гурию, Самону и Авиву, ибо они покровители христианского брака.
Но, главное здесь состоит в том, что единожды этим согрешивший и покаявшийся, должен навсегда прекратить делать сей гнусный и отвратительный грех, ибо иначе закончится все это очень плохо!
Раньше за прелюбодеяние было положено уголовное наказание. Сейчас, к сожалению, этого нет. Но тот, кто любит смотреть разные детективные сюжеты, может заметить, что одной из основных причин, толкающих людей на тяжкие преступления, является неверность одного из супругов. То муж загулявшую жену кокнет, то жена неверного мужа… Вот до чего доводят прелюбодеяния! Поэтому в любом случае их следует избегать!!!
Каковы последствия и наказание
В Первом послании к коринфянам апостол Павел предупреждает блудников и идолослужителей, прелюбодеев, малакий и мужеложцев о том, что Царства Божия они не наследуют. Фигурально говоря, это и есть смерть души. Так что же, нет никакого выхода? Слова апостола можно продолжить: если не принесут искреннего покаяния и не порвут с греховной жизнью.
Столетия назад прелюбодеи строго наказывались.
Надо сказать, что во времена, описываемые в Ветхом Завете, прелюбодей предавался смерти. А Новый Завет свидетельствует о том, как женщину, взятую в прелюбодеянии, фарисеи собирались побивать камнями.
По современным церковным канонам впавшие в грех любодеяния тоже наказываются очень строго. Нет, их не казнят, но они на длительное время отлучаются от причастия, что для человека верующего почти сравнимо с физической казнью. А перед этим должны покаяться и понести епитимью — так называется церковная нравственно-исправительная мера для кающихся грешников.
Она может быть выражена назначенными духовником постами, молитвами, делами милосердия, определенным количеством поклонов. Как епитимья будет выглядеть именно за блудный грех какого-то конкретного человека, может решить священник.
Однако, несмотря на все строгости, всегда следует помнить, что Царствие Небесное открыто для всех. Христианство неспроста называют религией воскресения. На протяжении его истории возникали личности, и единожды согрешившие, и ведшие распутную жизнь, которые, покаявшись и духовно исцелившись, даже были причислены за свои подвиги к сонму святых.
О пути к спасению очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, отметив, что воскресение, которое служит началом будущего для каждого из нас, заключается и в том, когда блудник становится целомудренным, корыстолюбец превращается в милосердного, а жестокий делается кротким. Грех, таким образом, умерщвлен, а праведность воскресла; ветхая жизнь упразднена, а начата новая, евангельская.
Путь от греха к нормальной жизни нелегок. Чистосердечное раскаяние — это первая ступень. Вторая — излечение души — значительно сложнее. Еще долго подорванное духовное здоровье будет нуждаться в духовной же терапии. Главное, не возвращаться к греху. Нельзя также отчаиваться и впадать в уныние, находить спасение нужно в молитве.