Алексей Волков, 43 года. Катехизатор храма Преображения Господня в Тушине
Фото Владимира Ештокина
Его дедушка работал в охране Сталина, а сам он до прихода в храм был инкассатором и серьезно занимался рукопашным боем. Окончил миссионерский факультет православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. На последнем году учебы стал проводить огласительные беседы перед крещением. По воскресеньям преподает для друзей-прихожан гиревое жонглирование и рукопашный бой.
— Когда я начал заниматься миссионерством и катехизацией, слово «миссионерство» воспринималось прихожанами как какое-то сектантство, а слово «катехизация» было вообще для них непонятно. И когда они научились его выговаривать без ошибок, то подумали, что катехизатор — это охранник, только такой крутой, секьюрити, который еще и о Боге говорит. Просто так сложилось, что у меня есть опыт в охране и я помогаю организовать работу наших храмовых охранников.
Катехизатор в храме необходим. Иногда человек по разным причинам боится подходить к священнику.
Ему нужно поговорить с таким же, как он сам. С такими людьми я сажусь и разговариваю.
В нашем приходе мы проводим три огласительные беседы: одну — священник, остальные — я. Это важный психологический момент — показать людям, что священники не кусаются, не относятся к «касте избранных», адекватные люди. Что я пытаюсь сделать на беседах? — заразить людей верой. Показать, что Православие — не совокупность бабушкиных суеверий, а это очень интересно, глубоко и отвечает на важные вопросы человека.
Беседы у меня проходят в форме лекции. Просто вести диалог бессмысленно — это нецелесообразное расходование времени. Если бы у меня была возможность в течении месяца или года с этими людьми поработать, тогда это была бы череда бесед. Но поскольку время ограничено, то это форма лекции, в процессе которой мне можно задавать вопросы. Более того, своим слушателям я сразу говорю, что не настаиваю на том, чтобы они в обязательном порядке досиживали до конца — они хоть сейчас могут встать и уйти. Я их сразу отмечаю, что они были на беседе. Делаю это специально, чтобы у людей не создавалось ощущения «обязаловки». Слушателей такой подход сразу расслабляет. Некоторые вначале смотрят на меня так: сейчас из вежливости посижу минут 10, а потом под каким-нибудь предлогом уйду.
Фото Владимира Ештокина
У людей вначале одна и та же реакция — вначале смотрят недоверчиво, исподлобья. Потом с удивлением. Потом в глазах появляется блеск. Потом — радость на лице. Крайне редко бывает, что кто-то уходит, не дождавшись конца. Хотя два часа мозгового штурма — это тяжело. Часто многие остаются после окончания беседы, и мы чуть ли не до полуночи сидим и обсуждаем их наболевшие вопросы.
Быть катехизатором — служение, а не работа.
Работа — с 9:00 утра до 18:00 вечера с перерывом на обед. А служение — это всегда. Даже во сне. Моя мама говорила: «Когда ты во сне разговариваешь, ты либо молишься, либо лекции читаешь». Был такой случай: пришел ко мне на огласительную беседу молодой человек — собирался стать крестным. Прошел все беседы. Понял, что со мной есть о чем поговорить. Когда все расходились, мы оставались, и я отвечал на его вопросы о вере. От меня он ушел довольный, обменялись контактами. Прошел год, я уже и забыл о нем. И тут он звонит: «У меня проблемы». Оказалось, что парень расходится с женой — она собиралась уйти к другому, и, естественно, он это сильно переживал. Его даже не интересовало мнение Церкви на этот счет или что-то подобное — ему просто нужны были чисто житейские советы от старшего товарища, вот он про меня и вспомнил. Не то чтобы я ему советовал чего-то, нет. Просто был рядом и говорил, как бы поступил на его месте. Этот парень во время одной из наших бесед стал говорить, что он побьет ухажера своей жены. Я ему и говорю: «А ты драться-то умеешь?» Ну, я ему предложил походить ко мне на рукопашку. Конечно, не с целью, чтобы он кого-то реально избил, а чтобы чем-то его занять. Он начал ходить, понравилось. Со временем у него появилась внутренняя уверенность, он перестал так раскисать по этому поводу.
Увы, жена от него все-таки ушла, хотя, надо отдать ему должное, он до последнего пытался сохранить семью. И тут у него возник вопрос: а дальше-то что? А дальше началась церковная жизнь, поскольку на тренировках постоянно поднимались вопросы веры. И вот один раз увидел его в храме, стоит на службе, другой раз. Смотрю — уже исповедоваться начал. Потом он перешел в другой храм, где как раз алтарников не хватало. Сейчас он там и работает, рад до безумия. Никогда не знаешь, какими путями Бог приведет человека к Себе.
Второе: разбор Библии на традициях святоотеческой экзегезы
Но допустим, вот мы все-таки собрали людей, положили перед собой Библию… Что дальше? А дальше мы должны руководствоваться 19-м правилом Трулльского собора: “аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих Писаниях”. И здесь мы обозначим второй важный принцип работы воскресной школы: разбор Библии обязательно должен основываться на традиции святоотеческой экзегезы.
Это общее положение вроде бы так очевидно для нас, православных, но на деле этот важнейший принцип далеко не везде соблюдается. Несколько раз мне довелось присутствовать на занятиях библейской школы при одном, очень известном и авторитетном приходе Киева. Всякий раз занятие строилось по чисто протестантскому принципу: а что вы думаете по поводу данного стиха? По прочтении библейского отрывка каждый участник кружка высказывает свое мнение — и никаких святых отцов! Опасность подобного подхода к изучению Писания не раз подчеркивалась на различных конференциях и круглых столах, посвященных катехизации. Добавлю, что увиденные мною занятия совершенно не контролировались приходским духовенством. Это обычная для нас крайность: либо мирянам не разрешают ничего, либо деятельность мирян пускается на самотек.
«Молодежки» при Троицком Ионинском монастыре. Беседы
Валентин Циферблат, 68 лет. Катехизатор-миссионер в СИЗО № 2 (Бутырская тюрьма) и СИЗО № 4 в Москве
Фото Владимира Ештокина
Горный инженер, до 1990-х годов работал в закрытом НИИ старшим научным сотрудником. Занимался бурением, награжден медалью «Изобретатель СССР». В его родословной по материнской линии двое святых: священноисповедник Петр Чельцов и священномученик Михаил Чельцов. Последний был миссионером и написал книгу о своем тюремном заключении
«Воспоминание “смертника” о пережитом».
Когда до работы в тюрьмах я занимался уличной миссией, я обратил внимание, что 9 из 10 человек тебя просто не слышат, а в тюрьме люди уже морально готовы к разговору о Боге и даже ищут Его. В отличие от многих «свободных» людей, заключенные «остановились» и стали задумываться о своей жизни. На приходе или улице люди послушали и побежали — а там бежать некуда. Мало того, узники тебя еще будут держать до последнего, задавать много вопросов. Еще одно отличие: приходят и некрещеные, и сектанты — все хотят услышать Слово Божие и разобраться в своей вере, какая бы она ни была.
В Бутырке мы находимся по 4 часа. Около часа мы пьем чай, приносим сладости, разговариваем на разные темы. Потом мы читаем Евангелие воскресного дня и толкуем его по святым отцам, при этом вовлекаем узников в беседу. Опять же, это отличие от катехизаторских курсов на обычном приходе. Мы стараемся, чтобы люди сами думали, работали и отвечали на вопросы. Примерно треть из слушателей воцерковляются по-настоящему — они уже здесь начинают помогать в алтаре, работать звонарями, читают за богослужением.
Самое сложное — изменить себя. Мы не только пытаемся донести слово Божие людям, но еще работаем и над собой.
С отцом Константином Кобелевым, священником Бутырского изолятора. Фото Владимира Ештокина
Если ты сам не будешь верить в то, что ты говоришь, эта фальшь всегда проявится. Если у тебя нет любви к людям, то ты не сможешь привести человека к Богу. У катехизатора должно быть стремление помочь ближнему. Если в человеке нет этого милосердия, он быстро теряет ко всему интерес.
Мы стараемся всегда объяснить человеку: то, что он сюда попал — это промысл Божий, чтобы он узнал о вере. На один из праздников в Бутырской тюрьме пришел бывший сиделец, который провел тут 3 года, и сказал: «Я с благодарностью вспоминаю это время». Здесь он услышал Божье слово и нашел смысл жизни. И он ее сейчас старается изменить. Сами воспитатели говорят, что 80 % заключенных возвращается обратно. Мы им объясняем, что у нас общая задача — исправить человека. Они исправляют его трудом, мы — верой.
На мой взгляд, самое сложное в православии — прощение не только людей, любящих нас, а прощение своих врагов.
И это особенно актуально в тюрьме. Мы постоянно говорим: «Вы должны простить того человека, который, допустим, на вас написал донос». Особенно это касается тех, кто считает, что сидит ни за что.
Совсем недавно был интересный случай: на территории Бутырки есть психбольница, ее называют «Кошкин дом». Туда привозят заключенных с психическими заболеваниями из других СИЗО на лечение, а узники из хозяйственного отряда Бутырки за ними ухаживают. Один из сидельцев, который там работает, увидел в больнице человека, принимавшего непосредственное участие в его судебном процессе. Теперь он сам оказался под следствием. Какая у заключенного должна быть реакция? Он же может отомстить. Здесь наша цель — донести до человека, что он должен не только простить своего врага, но и помочь ему. Пока не ясно, чем закончится эта история, но человек пришел к нам за советом и рассказал о ситуации — это уже дает надежду на то, что он может над собой работать и отнестись к своему «врагу» по-христиански. Такие случаи не единичны: один из наших слушателей встретил в тюрьме своего адвоката, который в деле ему никак не помог, а деньги за работу взял большие. Бывают такие столкновения, где человек должен проявить свой христианский характер. В этом одна из задач наших занятий — научить человека не озлобляться и по возможности не отвечать на зло злом.
Третье: приходской катехизатор должен быть во всеоружие
Следующий момент. Нельзя забывать, что мы проповедуем в городе, который до начала 90х годов прошлого столетия был мощным культурно-научным центром. Нужно учитывать, что к нам на занятия могут прийти интеллигенты, имеющие два или более высших образования, начитанные, знающие иностранные языки, разбирающиеся в науке и культуре. Также нас могут посетить люди, имеющие протестантский опыт исследования Писания. Поэтому стоит обозначить и третий пункт: приходской катехизатор должен быть во всеоружии. Он должен уметь говорить с разными людьми на их уровне, уметь защитить свою веру с разных позиций. Должны быть заранее продуманы и приготовлены апологетические аргументы относительно таких тем, как “православие и наука”, “вера и знания”, “православие и история”, “православие и протестантизм”. Иначе, встретившись с крепким собеседником, “катехизатор” (а в его лице и его вера) может быть опозорен на глазах у всей группы. К сожалению, и такие случаи бывают.
Встреча киевской межприходской «молодежки»
Основные принципы катехизации
Невозможно дать определение термину катехизатор (кто это будет рассмотрено немного далее) без понимания основных принципов православного образования.
Среди таковых можно выделить:
- Иерархия ценностей — обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должно осуществляться в соответствии с иерархией христианских ценностей.
- Христоцентричность — центром православной религии является Иисус Христос, поэтому катехизация должна не только подвести человека к пониманию религии, но и приблизить его непосредственно к Господу. Поэтому в процессе обучения каждый катехизатор, кто это такой будет рассказано далее в статье, обязан прилагать как можно больше усилий процессу обучения, просвещая новообращенных верующих о жизни Христа и основе его учения.
- Сосредоточенность жизни на Евхаристии — подготовка людей, желающих принять православие, к обряду крещения и Святому Причастию.
- Общинность — стать полноценным верующим можно только при вхождении в христианскую общину.
- Неидеологизированность — религия далека от государственности, общества, истории, культуры и других идеологических понятий.
- Приобщение к церковной жизни — каждый верующий должен принимать активное участие в жизни Церкви, чтобы разделять со всеми благую весть о воскрешении Христа.
- Активная открытость миру — невозможно любить Христа, не возлюбив ближнего своего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
- Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, а не ложными ценностями, поэтому они обязаны иметь четкое представление о святости и грехе, а также о добре и зле.
- Каноничность — все верующие должны иметь четкое представление о канонических нормах Церкви и четко придерживаться их.
Православное образование и приобщение людей к Церкви строится на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.
Новый подход к проповеди
В новой ситуации Церковь нашла иную стратегию проповеди. Новый языческий мир сначала надо было воспитать, применив для этого силовые механизмы государства, а потом ему проповедовать. Схема «сначала просвещение — затем Крещение» сменилась на противоположную: «сначала Крещение — затем просвещение».
Если в первые века оружием Церкви было слово, то теперь Церковь идет по пути освящения материальной культуры, пространственно-временных структур. Этот процесс начался еще при Константине Великом, когда были расчищены от мерзости запустения
святые места в Палестине и началось их почитание, развивается храмостроительство, а к концу века Рождество Христово начинает праздноваться в день «непобедимого солнца» (25 декабря). Христианство отвоёвывает те уровни культуры, которые ранее принадлежали миру язычества — такой миссионерский подход оказался эффективен и для христианизации варварских племён. Проповедь христианства среди молодых народов Европы пошла через освящение быта; создание христианского календаря, в котором святые замещают языческих богов; храмостроение и живопись, более понятные простому человеку. В новых условиях также возрасло значение прямого явления силы Божьей. Новые народы в религиозных вопросах следовали воинской дисциплине: вслед за обращением правителя, следовало обращение всех его подданных, которые не оставляли своего языческого багажа. При этом Христианство принималось сразу как государственная религия.
Примеры
- В Британии века проповедовал епископ Герман Автисидорский. Он вступил в полемику с пелагианами, но заключалась она вовсе не в диалектических спорах. К епископу подвели 10-летнюю слепую девочку. Он предложил сначала пелагианам исцелить её, от чего они отказались, после чего призвал Бога и исцелил ее, чем потряс и убедил народ, не рассуждая о сути ереси [1].
- В Британии конца века — вопросы от новокрещенных англов, которые передает святитель Августин Кентерберийский в письме святителю Григорию Двоеслову: как делить дары, приносимые в церковь? как наказывать человека, церковь ограбившего? в какой степени родства можно вступать в брак и может ли человек жениться на собственной мачехе? может ли быть крещена беременная женщина? и т.д. [1].
- В Болгарии века — вопросы новообращенного царя Бориса Болгарского к папе, среди которых нет ни одного догматического, только обрядово-бытовые [2].
- На Руси века где крещение также было массовым, вслед за правителем, по сообщению летописца многие киевляне крестились, «не желая быть врагом князю».
По крещении шёл сложный процесс ассимиляции Христианством народной культуры, растягивающийся на века и имевший много осложнений, в частности двоеверие. С течением времени собственно языческое содержание обрядов забылось, но двоеверие, пусть и на бессознательном уровне, оставалось — оно действует и до сих пор, в том числе и внутри церковной ограды.
При этом, в результате вышеописанных процессов сформировалась средневековая христианская цивилизация с набором определенных признаков: единой религией, пронизывающей все уровни социального бытия; жёстким сословным делением, освященным Церковью; сакральной монархической властью; статическим мировосприятием. В такой цивилизации и необходимость в катехизации действительно сильно упала, так как влияние Церкви ощущалось во всем. Обыкновенно жизненный путь и мировоззрение были предопределены рождением в определенном месте и в определённом сословии. Такая модель была очень прочной и эффективной, пока составляющие его элементы были крепко спаяны традицией. С распадом традиции в Новое время она обрушилась — в России это окончательно произошло после 1917 года. На смену прежнему укладу стало оформляться общество, не ориентированное на религиозную традицию, зачастую активно борящееся с ней. Соотвественно, встала необходимость переоценки миссионерской стратегии Церкви.
Канонические нормы Церкви
Принятие христианской религии состоит из следующих этапов:
- Предоглашение. Проводятся беседы и изучается православная литература с целью знакомства язычника с основами христианства.
- Предварительное собеседование. Обратившиеся впервые в церковь с целью приобщения к ней рассказывают о себе, после чего священник читает им проповедь о христианском пути.
- Посвящение в катехумены. Желающие принять христианство получают благословение и возложение рук, после чего им присваивается звание катехуменов первого этапа.
- Собеседование с епископом, на котором катехумены, готовые принять крещение, рассказывают о своем образе жизни и совершенных добрых делах. Оно проводится в присутствии крестных родителей, которые играют большую роль.
- Катехизация. С будущими христианами проводится обучение, включающее изучение Символа веры, Молитвы Господней и проживание в церковной общине, а также выполняется их подготовка к обряду Крещения. Большое внимание на этом этапе уделяется моральной подготовке катехуменов.
- Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Завершающий этап перед Крещением, подтверждающий подлинность намерений язычника обратиться в христианство.
- Принятие Крещения. До или после объяснения сути обряда Таинства язычники принимали Крещение, после которого их допускали к Святому Причастию.
После прохождения всех этих этапов, длительность которых составляет несколько лет, человек официально считается христианином и может принимать полноценное участие в жизни Церкви и общины.
Этапы катехизации
Приобщение к Церкви и участие в ее жизни не может быть фрагментальной и должно происходить повсеместно. Это обусловлено тем, что христиане не могут разграничивать общественную и семейную жизнь, профессиональную деятельность от своей веры и религии. Поэтому процесс катехизации должен быть хорошо организован и проходить поэтапно, чтобы постепенно познакомить человека с основами христианства, подвести его к истинным духовным ценностям и приблизить к Богу.
Помощь катехизаторов в этом направлена на следующее:
- формирование у новообращенных христиан основополагающих религиозных ценностей;
- содействие в развитии у человека физических и духовных способностей;
- помощь в приобретении жизненного опыта, необходимого для нормальной адаптации в современном обществе и христианской общине.
Таким образом, курсы катехизаторов, которые являются обязательными для всех специалистов, планирующих посвятить свою жизнь религиозному образованию, учат, что катехизация подразделяется на следующие этапы:
- Предварительная подготовка, подразумевающая проведение разовых бесед и консультаций.
- Оглашение, направленное на обучение человека основам христианской религии и его подготовке к обряду Крещения.
- Непосредственно процесс катехизации.
- Приобщение к участию в церковной жизни и богослужению.
При этом немаловажное значение имеет создание в крупных городах благоприятной для катехизации детской, юношеской, молодежной и семейной среды. Это необходимо для того, чтобы люди, принявшие христианство, развивались не только духовно, но еще и психически, социально и физически.
Педагогические аспекты катехизации
Катехизация базируется на определенных педагогических аспектах, необходимых для достижения наиболее эффективного педагогического процесса. Помимо этого, православное образование подразделяется на следующие ключевые составляющие: Божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика Любви.
При это фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:
- личностность;
- диалогичность, любовь и смирение;
- добровольность, ответственность, своевременность;
- компетентность;
- стремление к плодотворности;
- последовательность;
- системность;
- современность.
Также не стоит забывать и о том, что в процессе обучения катехизатор (кто это, мы разберем немного позднее) должен постоянно стремиться к углублению понимания новообращенными христианами основных принципов православной религии.
^ 3. Катехизическая работа с семьей
При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделять подготовке к Таинству Венчания. Брачующиеся должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за него. Целесообразно ввести порядок подачи письменных прошений о совершении Таинства Венчания заблаговременно (за 1–2 месяца) по аналогии с правилами, установленными государством для регистрации брака. Это время, благоприятное для углубления церковной жизни вступающих в брак, может быть эффективно использовано для катехизической работы: объяснения будущим супругам непосредственной связи Таинства Брака с Таинством Евхаристии, христианского смысла семьи, как пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей.
Задачи катехизации
Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православное воцерковление и церковная жизнь — это совершенно разные вещи. Первое подразумевает под собой образовательный курс, который проходит человек в течение определенного промежутка времени при принятии христианства, в то время как второе — это общение верующих с Богом через Церковь. Катехизация, в свою очередь, направлена на то, чтобы оказать новообращенным верующим всяческую посильную помощь в этом и научить основам религии.
Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:
- развитие у человека христианского мировоззрения;
- приобщение к Церкви;
- формирование понимания основы православной веры;
- помощь с вхождением и адаптацией новообращенных верующих в христианской общине;
- содействие в личном духовном развитии и жизни;
- просвещение в основах канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
- помощь в обретении своего места в жизни и служении в Церкви.
Конечной целью катехизации является обретение людьми христианского мировоззрения, а также участие в жизни Церкви и активное служение ей.
Аудитория катехизации
При построении процесса православного обучения важно различать аудитории катехизации, на которую она направлена. Это очень важно, поскольку к каждой из них требуется индивидуальный подход, без него будет просто невозможно вызвать интерес у людей к религии и приближении их к Христу.
Разделяют следующие типы аудиторий:
- младшие дети;
- старшие дети и подростки;
- молодежь;
- взрослые;
- люди с ограниченными физическими возможностями.
К представителям каждой аудитории необходим своеобразный подход, поэтому курсы катехизаторов направлены на то, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые будут способны не только уметь находить общий язык с людьми различных возрастных категорий и представителями социальных слоев, но и уметь раскрыть их как личность, чтобы как можно лучше донести основы христианства.
Основные понятия
Прежде чем ознакомиться с понятием катехизатор, кто это и чем он занимается, давайте разберемся с основными определениями православного воспитания.
Церковь прилагает большие усилия по приобщению к христианству и обучению людей этой религии. Для реализации данных задач выполняются многочисленные процессы, которые были объединены под одним термином — катехизация. Это слово имеет греческое происхождение и в переводе на русский обозначает наставление.
Если говорить на простом языке, то православная катехизация — это обязанность всех людей, призванных к пастырскому служению или наделенных правом проповедовать, наставлять и обучать новообращенных христиан. Церковь, в свою очередь, никогда не переставала нести веру в народные массы, что является главной ее миссией. Основная задача Русской православной церкви заключается в том, чтобы познакомить как можно больше людей с христианством и помочь им обрести веру в единого Бога.
Спад древней практики
Начиная с века огласительная практика пошла на спад, а в VIII веке фактически полностью прекратилась в землях, где Православие твердо утвердилось как всенародная вера. Обычно церковные историки называют три причины этого явления:
- крещение в младенческом возрасте
- падение уровня образования
- массовые политически-обусловленные крещения
С века, крещение младенцев
стало повсеместной практикой. Относительно Запада можно отметить, что здесь оформляется августиновская сотериология с её основным акцентом на первородном грехе как наследственной вине, которую несут все люди. Некрещёный не может быть спасен, даже если он младенец, поэтому забота о спасении души требует крещения человека сразу после рождения, так как все мы подвластны внезапной смерти. Но на Востоке не было такой жёсткой сотериологической доктрины, и причины исчезновения катехизаторской практики нужно искать и в других факторах.
В — веках происходит радикальная перемена церковно-государственных взаимоотношений
. Начиная с Константина Великого, Церковь начинает рассматриваться как единственная духовно-нравственная сила, способная сплотить всё население империи, почему к концу века государственная власть делает Христианство государственной религией. Римская империя была теократической по своем характеру, языческая религия для нее являлась фундаментом, почему с победой Христианства таким фундаментом стало оно. Если в середине века более половины населения империи были язычниками, к середине века подавляющее большинство стало христианами. Это вело как к росту номинальных членов внутри церковной ограды, так к снижению уровня церковной дисциплины. Если раньше крещение воспринималось как граница, за которой возврат к прошлым грехам был невозможен, то теперь этот страх ушел.
В указанный период происходят варварские нашествия
, в результате чего древняя римская цивилизация была уничтожена и
резко упал уровень образования
. Для массы пришельцев-варваров ключевые философские вопросы волновавшие римское общество прежних времен не имели значения. Методы катехизации, срабатывавшие в античном городском интеллектуальном сообществе, затронутом декадентством, не действовали в среде молодых варварских племен с их агрессивностью и аграрным бытом, пронизанным насквозь языческим культом.
Кто имеет право принимать участие в катехизации?
Богословское образование — это единая миссия, которой занимаются священники, диаконы, монахи и последователи христианства по главе с епископом. Важно понимать, что все приближенные к Церкви, принимающие активное участие в ее жизни, являются в той или иной степени участниками катехизации. Более того, каждый член христианской общины должен не только служить Церкви, но и всячески содействовать распространению православной религии, а также просвещать новообращенных верующих.
Каждый участник катехизации использует различные способы и методы просвещения, которые зависят от места, занимаемого им в Церкви. Если какая-либо из групп катехизаторов прекращает заниматься процессом обучения или уделяет ему недостаточно внимания, то опыт теряет свое богатство, целостность и значимость. За координирование действий катехизаторов и организацию педагогического процесса наибольшую ответственность несут пастыри, ввиду своего положения.
Организационная программа катехизации
На сегодняшний день еще не существует какой-либо базы для организации и проведения катехизаторской деятельности, но, как упоминалось в начале статьи, с 2005 года ведутся активные работы над ней. Это обусловлено тем, что ранее не было необходимости в систематизации православного образования и просвещения, а знакомству новообращенных верующих с религией способствовало чтение духовных книг.
Основная проблема разработки организационной программы катехизации заключается в отсутствии штатных должностей, обязанности которых будут основываться на приобщении людей к Церкви и их последующем обучении. На сегодняшний день просвещением христиан занимаются преимущественно священники и миряне.
Подготовка катехизаторов по епархиальной образовательной программе должна включать в себя и объединять различные преподавательские процессы, рассчитанные на представителей различных аудиторий. Она должна подразделяться на два направления: обучение детей, подростков и молодежи, а также просвещение взрослых. Отдельной категорией являются люди преклонного возраста, которые на закате своей жизни самостоятельно решили приобщиться к церкви. При этом формы катехизации должны функционировать не отдельно, а сообща, дополняя друг друга и формируя единый образовательный комплекс.
Чтобы ускорить подготовку специалистов и максимально увеличить эффективность образования, должна быть создана специальная литература для катехизаторов, а также различные методические пособия на всех приходских уровнях.