Каин — первый рождённый человек, его матерью была Ева
По Библейскому рассказу, самый первый человек, Адам, не был рождён: его сотворил Бог. Ева имела тоже не совсем обычное происхождение: она создана из ребра Адама. Было бы лишним рассказывать здесь о грехопадении.
Нас интересует не история человечества, а история исключительно Каина. Но кое на чём интересно остановиться:
Быт. 4:1
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа».
По тексту этот эпизод описан уже после изгнания из Эдемского сада, но у нас нет оснований утверждать, что Каин был зачат уже за его пределами. 2 глава книги Бытия даёт повод думать, что Каин начал свою жизнь в виде зародыша ещё в Эдемском саду.
Обратим внимание на этот стих:
Быт. 2:24
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
На фото — картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков
Отец Каина Адам и мать Каина Ева по замыслу Бога должны стать одной плотью. Можно много спекулировать на этой фразе, но нельзя исключать, что здесь — прямое утверждение факта интимных отношений в Эдемском саду.
А что это нам даёт? Как минимум то, что Каин:
- хоть и косвенный, но всё-таки участник событий грехопадения;
- один из трёх человек, побывавших в Эдемском саду (его брат Авель этой привилегии уже не удостоился);
- единственный человек, зачатый там.
Тогда и Еву логично считать беременной на момент событий грехопадения.
Ещё одно косвенное тому подтверждение есть в Библии в словах Бога:
Быт. 3:16
«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
Случайно ли Бог заговорил о беременности, либо это был предметный разговор о ней, как о свершившемся факте? Более похоже на второе, так как Всевышний обращается к Еве как к существу, прекрасно осознающему свою способность беременеть и рожать.
Это не выглядит новостью для прародительницы человечества.
Образ Каина в Библии
Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.
В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что
“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).
Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.
Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.
Есть немало спекуляций на счёт отца Каина
В Библии много умолчаний на счёт Каина, и они — благодатная почва для возведения мифов и интерпретаций:
Книга Леопольда Сонди «Каин. Образы зла» на litmir.me
Ева зачала Каина от Самаэля. Эту версию мы встречаем в Таргуме Псевдо-Ионафана. Хотя самого Самаэля в Библии нет, еврейская традиция часто обращается к образу этого злого духа. Приписывание ему «отцовства» Каина — простой способ «объяснить» его дальнейшее поведение.
Психолог Леопольд Сонди в книге «Каин. Образы зла», ссылаясь на другие источники, пишет, что отцом Каина мог быть змей-искуситель. Там же, в главе «Каин — сын Сатаны», Леопольд Сонди сообщает, что встречал в гностических рукописях утверждение, что и Авель, и Каин — должны были быть детьми дьявола.
Отцом Каина иногда считают дьявола.
Это кажется невероятным? Но что будет, если действительно задуматься, что значит уточнение Евы: «приобрела я человека от Господа»?
Дословно в оригинале она употребляет глагол «создала». Но почему не от Адама? И кого она посчитала Господом?
Как показывает книга Бытия, змею-искусителю единожды удалось обхитрить Еву. Не мог ли он, или кто иной сделать это снова?
Есть мнение, что отцом Каина мог стать змей-искуситель («Ева, Змей и Смерть», Ганс Бальдунг)
У Каина была сестра-близнец. В своих «Комментариях» Раша указывает на особенности строя фразы в Торе, когда речь идёт о детях Адама и Евы. Собственно, по этой версии у каждого брата было по сестре-близнецу. Это снимает вопросы о том, откуда у первых людей взялись потомки.
К теме спекуляций на образе Каина мы ещё вернёмся, а пока рассмотрим, чем продолжилась история Каина и Авеля, согласно Библии.
Каин убил Авеля и был обречён за это на скитания
Каин и Авель посвятили жизнь разным занятиям:
- Авель пас овец;
- Каин занимался земледелием.
Все мы знаем, что произошло дальше: братья приносили дары Господу. Каин дал плодов земли, Авель убил первородных зверей из стада.
Господь не принял дар Каина, и брат Авеля отомстил:
Быт. 4:8
«И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».
История о том, что дым над жертвенником Авеля поднялся, а у Каина припал к земле, очень поздняя, в Библии её нет
Уточнение «пойдём в поле» отсутствует в старых источниках. На его месте повреждённый текст. Вероятнее всего, это поздняя вставка с целью восстановить целостность изложения.
А чем убил Авеля Каин? Библия не отвечает на этот вопрос, но апокрифическая книга Юбилеев сообщает, что это был камень.
Далее мы видим интересную параллель, сравните два отрывка:
Быт. 4:9
«И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему»?.
Быт. 3:11–12
«И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».
И Адам, и его сын стараются «выкручиваться», когда говорят с Господом. Эта параллель может говорить в пользу того, что они всё же — существа одной плоти и крови.
Провести Бога у Каина не получается, и Всевышний проклинает первого убийцу не земле:
Быт. 4:11–15
«и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».
Здесь есть интересные моменты.
Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия. Викентий Иванович Бриоски. 1813
- Каин убил Авеля, так что на земле осталось, кроме него, двое людей: Адам и Ева. Если уступить еврейскому источнику, то четверо: добавляются сёстры-близняшки. Но кого опасается встретить на пустой земле Каин? Есть интересная версия, что Адам и Ева были либо не первыми, либо не единственными людьми на планете. Их историю рассказывают только из-за того, что она связана с первым в истории человечества убийством.
- Знамение, о котором говориться здесь, в разных толкованиях описывается по-своему. Раввины перечисляют следующие:
- охраняющая Каина от других людей собака;
- рога, чтобы обороняться от убийц;
- буква Божьего имени на лбу.
Каин обречён на вечные скитания, что роднит его с другим легендарным персонажем — Агасфером, Вечным жидом. Иногда их образы в искусстве сливаются.
Изгнание Каина — ещё одна параллель с историей Адама, потомок, старший сын, проживает ту же судьбу, что и его родители.
Последствия первого убийства в истории
Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.
Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:
«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)
Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.
Каин женился и основал город
О дальнейшей судьбе Каина Библия тоже говорит немного:
Быт. 4:11–15
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».
Апокрифическая книга Юбилеев сообщает подробности этих событий. Во-первых, мы узнаем, откуда появилась жена Каина:
«И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».
Во-вторых, нам известно, что её звали Аван:
«И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох».
Таким образом, Каин стал основателем первого в человеческой истории города Енох и продолжил своё потомство.
Многие исследователи пытаются приписать основание города Еноху из тех соображений, что Каин был обречён на скитания, но это не сильно убедительные версии. Приходится признать, что в тексте Бытия просто присутствует ещё одно из многих противоречий.
Другие значения этого слова:
- «…, слышишь, рубит, а я отвожу»
- «крестный …», Коппола
- «Слуга царю, … солдатам»
- … русской демократии
- …, Сын и Святой дух
- …-основатель
- …основатель
- Адам для Каина
- Александр Менакер по отношению к п. 8 по горизонтали
- Батька
- Батюшка, но не поп
- батя, тятя, папа
- Батяня
- Глава мафии
- драма шведского писателя Ю. А. Стриндберга
- Дружеское обращен. к пожилому мужчине
- жене — свекор, а кто он мужу
- Жене — свекор, а кто он мужу?
- жене — свекор, а кто он мужу?
- Зачинатель отпрыска
- К нему кроха-сын пришёл
- К нему пришёл крошка-сын
- Карло для Буратино
- киса Воробьянинов по отношению к русской демократии
- Киса для демократии
- Киса для русской демократии
- Киса для русской демократии.
- Киса по отнош. к рус. демократии
- Крёстный …
- Кто из семьи французского писателя Оноре де Бальзака служил по ведомству военного снабжения
- Лев Толстой: «… Сергий»
- Мама — мать, папа — …
- мама — мать, папа — …
- мужчина по отношению к своим детям
- Обращение к служителю церкви
- она — мать, а он
- Она — мать, а он?
- она — мать, а он?
- Основоположник чего-нибудь
- Оставляющий наследство сыну
- Отличившийся в начале жизни
- Отчество даётся от него
- Папа
- Папа, но не римский
- Папаня
- Партнёр матери по воспитанию детей
- Первый и последний учитель Вольфганга Амадея Моцарта
- Потенциальный дедушка
- поэма венгерского поэта Ф. Юхаса «Мой …»
- поэма российского писателя К. Симонова
- Разг. папа
- Родоначальник, основоположник чего-либо
- Родственник, мужчина по отношению к своим детям
- Роман Алоиса Ирасека
- роман американского писателя Марио Пьюзо «Крестный …»
- Роман Бальзака «… Горио»
- роман французского писателя Оноре де Бальзака «… Горио»
- Самец по отношению к своему потомству (обычно о племенных, породистых лошадях, собаках и т. п.)
- Самец по отношению к своим детенышам
- самый сомнительный из всех родственников
- Самый сомнительный из родственников
- Свёкор мужу
- Сделал неловкое движение
- Служитель церкви или монах
- Тесть для жены
- Третий к Сыну и Святому Духу
- Третий к Сыну и Святому Духу.
- Тятя
- Уран для титанов
- Фильм Копполы «Крёстный …»
- фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный …»
- Член семьи
- Что у грузин обозначает слово «мама» (Лев Успенский «Слово о словах»)
Есть версия, что Каин женился на Лилит
Лилит — очень древний образ, старше Библии. Её корни невозможно проследить в существующих традициях. Согласно преданию, она была первой женой Адама. Возможно, именно о ней сказано в Библии:
Быт. 1:27
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Лилит в некоторых источниках зовётся женой Каина
Как известно, Бог не сотворял женщину наравне с мужчиной, а сделал её позже из ребра. Так что этот стих может содержать отголосок ранней легенды. По ней, Лилит повздорила с Адамом и покинула его, после чего стала врагом человечества.
По одной из версий, она могла стать супругой или любовницей Каина. Но оснований считать так Библия не даёт. Православие вообще старается не брать в расчёт образ Лилит.
Потомки Каина продолжили его род: краткое содержание того, что было дальше
Здесь уместно краткое содержание дальнейших событий: у Адама и Евы родился сын Сиф и другие потомки. Любопытно, что имена в обоих генеалогических древах очень похожи и различаются в незначительных фонетических единицах:
- Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех — три сына: Иавал, Иувал и Тувалкаин
- Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной — три сына: Сим, Хам и Иафет.
Параллель очевидна. Также любопытно, что Адам в переводе — «человек», и его сын — Каин. В ветви Сифа есть Енос, что в переводе — тоже «человек», и его сын очень созвучен Каину: Каинан.
2 линии потомков Адама вполне могут быть одной, а Сиф — Каином.
Самое правдоподобное объяснение заключается в том, что в этой цепочке отразился один и тот же миф про первого человека и первых представителей различных профессий, так как тут представлены и кузнецы, и музыканты.
То есть нет никакой линии Каина и линии Сифа. Это одни и те же люди. Собственно, учитывая, что про Сифа Священное Писание не сообщает вообще почти ничего, это похоже на правду.
Также Каин — герой нескольких апокрифов. Наиболее интересна эфиопская Книга Еноха. В ней дух Авеля навешает потомка Каина Еноха и жалуется тому, что будет мучиться, пока семя Каина не изглажено.
Здесь же есть притча, где история младшего и старшего братьев изложена в образах быков и коровы.