Глава II. Допотопное и Послепотопное Человечество


Каин — первый рождённый человек, его матерью была Ева

По Библейскому рассказу, самый первый человек, Адам, не был рождён: его сотворил Бог. Ева имела тоже не совсем обычное происхождение: она создана из ребра Адама. Было бы лишним рассказывать здесь о грехопадении.

Нас интересует не история человечества, а история исключительно Каина. Но кое на чём интересно остановиться:

Быт. 4:1

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа».

По тексту этот эпизод описан уже после изгнания из Эдемского сада, но у нас нет оснований утверждать, что Каин был зачат уже за его пределами. 2 глава книги Бытия даёт повод думать, что Каин начал свою жизнь в виде зародыша ещё в Эдемском саду.

Обратим внимание на этот стих:

Быт. 2:24

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».


На фото — картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков
Отец Каина Адам и мать Каина Ева по замыслу Бога должны стать одной плотью. Можно много спекулировать на этой фразе, но нельзя исключать, что здесь — прямое утверждение факта интимных отношений в Эдемском саду.

А что это нам даёт? Как минимум то, что Каин:

  • хоть и косвенный, но всё-таки участник событий грехопадения;
  • один из трёх человек, побывавших в Эдемском саду (его брат Авель этой привилегии уже не удостоился);
  • единственный человек, зачатый там.

Тогда и Еву логично считать беременной на момент событий грехопадения.

Ещё одно косвенное тому подтверждение есть в Библии в словах Бога:

Быт. 3:16

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».

Случайно ли Бог заговорил о беременности, либо это был предметный разговор о ней, как о свершившемся факте? Более похоже на второе, так как Всевышний обращается к Еве как к существу, прекрасно осознающему свою способность беременеть и рожать.

Это не выглядит новостью для прародительницы человечества.

Образ Каина в Библии

Вера Каина деградировала ещё до жертвоприношения. Бог для него был уже не любящим Отцом, а идолом. Своим преступлением Каин подвёл черту под давно назревавшим богоотступничеством. Не содержимое жертвы, а духовное состояние, в котором Каин её приносил, стало причиной отказа Бога. Он не принял жертву Каина по любви к нему, ради вразумления и пробуждения его совести. Но Каин из-за своей гордыни воспринял это как оскорбление.

В «Первом соборном послании» святого апостола Иоанна Богослова написано, что Каин пошёл на убийство, потому что

“дела его были злы, а дела брата его праведны” (1Ин. 3:12).

Следовательно, Каин невзлюбил Авеля задолго до рокового жертвоприношения. Наблюдая за праведной жизнью брата, Каин не только не последовал его примеру, но и взращивал в своей душе зависть и ревность. Эти страсти достигли пика после неугодного Богу жертвоприношения и породили гнев, а затем и убийство.

Не раскаявшись даже после терпеливого взывания Бога, Каин ещё больше отягчил свой грех. Превратившись в мрачного скитальца, он стал страшным, предостерегающим от совершения убийств примером для потомков. Убийство Каином Авеля символизирует осознанный выбор человека идти по пути зла. Имя Каина стало нарицательным для завистливого и жестокосердного человека, способного навредить даже самым близким людям. Такого человека называют “окаянный”.

Есть немало спекуляций на счёт отца Каина

В Библии много умолчаний на счёт Каина, и они — благодатная почва для возведения мифов и интерпретаций:

Книга Леопольда Сонди «Каин. Образы зла» на litmir.me

Ева зачала Каина от Самаэля. Эту версию мы встречаем в Таргуме Псевдо-Ионафана. Хотя самого Самаэля в Библии нет, еврейская традиция часто обращается к образу этого злого духа. Приписывание ему «отцовства» Каина — простой способ «объяснить» его дальнейшее поведение.

Психолог Леопольд Сонди в книге «Каин. Образы зла», ссылаясь на другие источники, пишет, что отцом Каина мог быть змей-искуситель. Там же, в главе «Каин — сын Сатаны», Леопольд Сонди сообщает, что встречал в гностических рукописях утверждение, что и Авель, и Каин — должны были быть детьми дьявола.

Отцом Каина иногда считают дьявола.

Это кажется невероятным? Но что будет, если действительно задуматься, что значит уточнение Евы: «приобрела я человека от Господа»?

Дословно в оригинале она употребляет глагол «создала». Но почему не от Адама? И кого она посчитала Господом?

Как показывает книга Бытия, змею-искусителю единожды удалось обхитрить Еву. Не мог ли он, или кто иной сделать это снова?


Есть мнение, что отцом Каина мог стать змей-искуситель («Ева, Змей и Смерть», Ганс Бальдунг)

У Каина была сестра-близнец. В своих «Комментариях» Раша указывает на особенности строя фразы в Торе, когда речь идёт о детях Адама и Евы. Собственно, по этой версии у каждого брата было по сестре-близнецу. Это снимает вопросы о том, откуда у первых людей взялись потомки.

К теме спекуляций на образе Каина мы ещё вернёмся, а пока рассмотрим, чем продолжилась история Каина и Авеля, согласно Библии.

Каин убил Авеля и был обречён за это на скитания

Каин и Авель посвятили жизнь разным занятиям:

  • Авель пас овец;
  • Каин занимался земледелием.

Все мы знаем, что произошло дальше: братья приносили дары Господу. Каин дал плодов земли, Авель убил первородных зверей из стада.

Господь не принял дар Каина, и брат Авеля отомстил:

Быт. 4:8

«И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».


История о том, что дым над жертвенником Авеля поднялся, а у Каина припал к земле, очень поздняя, в Библии её нет
Уточнение «пойдём в поле» отсутствует в старых источниках. На его месте повреждённый текст. Вероятнее всего, это поздняя вставка с целью восстановить целостность изложения.

А чем убил Авеля Каин? Библия не отвечает на этот вопрос, но апокрифическая книга Юбилеев сообщает, что это был камень.

Далее мы видим интересную параллель, сравните два отрывка:

Быт. 4:9

«И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему»?.

Быт. 3:11–12

«И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».

И Адам, и его сын стараются «выкручиваться», когда говорят с Господом. Эта параллель может говорить в пользу того, что они всё же — существа одной плоти и крови.

Провести Бога у Каина не получается, и Всевышний проклинает первого убийцу не земле:

Быт. 4:11–15

«и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

Здесь есть интересные моменты.

Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия. Викентий Иванович Бриоски. 1813

  • Каин убил Авеля, так что на земле осталось, кроме него, двое людей: Адам и Ева. Если уступить еврейскому источнику, то четверо: добавляются сёстры-близняшки. Но кого опасается встретить на пустой земле Каин? Есть интересная версия, что Адам и Ева были либо не первыми, либо не единственными людьми на планете. Их историю рассказывают только из-за того, что она связана с первым в истории человечества убийством.
  • Знамение, о котором говориться здесь, в разных толкованиях описывается по-своему. Раввины перечисляют следующие:
  • охраняющая Каина от других людей собака;
  • рога, чтобы обороняться от убийц;
  • буква Божьего имени на лбу.

Каин обречён на вечные скитания, что роднит его с другим легендарным персонажем — Агасфером, Вечным жидом. Иногда их образы в искусстве сливаются.

Изгнание Каина — ещё одна параллель с историей Адама, потомок, старший сын, проживает ту же судьбу, что и его родители.

Последствия первого убийства в истории

Но Каин не захотел услышать Бога. Даже после совершения преступления убийца не опомнился, его сердце окаменело, грех подавил в нём совесть. Бог спросил Каина, где его брат, и это был не столько вопрос (ведь для Всеведущего Творца не может быть тайн), сколько призыв раскаяться. Но Каин дерзко ответил Всевышнему: «Не знаю, разве я сторож своему брату?». Своим бесстыдством он лишь усугубил грех и отсёк возможность исправления. За это и был осуждён Богом на изгнание и скитания.

Святитель Кирилл Александрийский подробно разбирает цепочку грехов Каина:

«Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и раздражен был прославлением ближнего, тогда как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый – то самое: пойдем на поле — доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом” (Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2)

Узнав свой приговор, Каин затрепетал. Но не от раскаяния, а от страха, что люди отомстят ему за совершенное преступление. Снова проявив Своё милосердие, Бог отметил Каина особым знаком, который не позволял никому убить изгнанника. Этим знамением Всевышний пресёк угрозу умножения убийств из-за преступления, совершенного Каином.

Каин женился и основал город

О дальнейшей судьбе Каина Библия тоже говорит немного:

Быт. 4:11–15

«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Апокрифическая книга Юбилеев сообщает подробности этих событий. Во-первых, мы узнаем, откуда появилась жена Каина:

«И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».

Во-вторых, нам известно, что её звали Аван:

«И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох».

Таким образом, Каин стал основателем первого в человеческой истории города Енох и продолжил своё потомство.

Многие исследователи пытаются приписать основание города Еноху из тех соображений, что Каин был обречён на скитания, но это не сильно убедительные версии. Приходится признать, что в тексте Бытия просто присутствует ещё одно из многих противоречий.

Другие значения этого слова:

  • «…, слышишь, рубит, а я отвожу»
  • «крестный …», Коппола
  • «Слуга царю, … солдатам»
  • … русской демократии
  • …, Сын и Святой дух
  • …-основатель
  • …основатель
  • Адам для Каина
  • Александр Менакер по отношению к п. 8 по горизонтали
  • Батька
  • Батюшка, но не поп
  • батя, тятя, папа
  • Батяня
  • Глава мафии
  • драма шведского писателя Ю. А. Стриндберга
  • Дружеское обращен. к пожилому мужчине
  • жене — свекор, а кто он мужу
  • Жене — свекор, а кто он мужу?
  • жене — свекор, а кто он мужу?
  • Зачинатель отпрыска
  • К нему кроха-сын пришёл
  • К нему пришёл крошка-сын
  • Карло для Буратино
  • киса Воробьянинов по отношению к русской демократии
  • Киса для демократии
  • Киса для русской демократии
  • Киса для русской демократии.
  • Киса по отнош. к рус. демократии
  • Крёстный …
  • Кто из семьи французского писателя Оноре де Бальзака служил по ведомству военного снабжения
  • Лев Толстой: «… Сергий»
  • Мама — мать, папа — …
  • мама — мать, папа — …
  • мужчина по отношению к своим детям
  • Обращение к служителю церкви
  • она — мать, а он
  • Она — мать, а он?
  • она — мать, а он?
  • Основоположник чего-нибудь
  • Оставляющий наследство сыну
  • Отличившийся в начале жизни
  • Отчество даётся от него
  • Папа
  • Папа, но не римский
  • Папаня
  • Партнёр матери по воспитанию детей
  • Первый и последний учитель Вольфганга Амадея Моцарта
  • Потенциальный дедушка
  • поэма венгерского поэта Ф. Юхаса «Мой …»
  • поэма российского писателя К. Симонова
  • Разг. папа
  • Родоначальник, основоположник чего-либо
  • Родственник, мужчина по отношению к своим детям
  • Роман Алоиса Ирасека
  • роман американского писателя Марио Пьюзо «Крестный …»
  • Роман Бальзака «… Горио»
  • роман французского писателя Оноре де Бальзака «… Горио»
  • Самец по отношению к своему потомству (обычно о племенных, породистых лошадях, собаках и т. п.)
  • Самец по отношению к своим детенышам
  • самый сомнительный из всех родственников
  • Самый сомнительный из родственников
  • Свёкор мужу
  • Сделал неловкое движение
  • Служитель церкви или монах
  • Тесть для жены
  • Третий к Сыну и Святому Духу
  • Третий к Сыну и Святому Духу.
  • Тятя
  • Уран для титанов
  • Фильм Копполы «Крёстный …»
  • фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный …»
  • Член семьи
  • Что у грузин обозначает слово «мама» (Лев Успенский «Слово о словах»)

Есть версия, что Каин женился на Лилит

Лилит — очень древний образ, старше Библии. Её корни невозможно проследить в существующих традициях. Согласно преданию, она была первой женой Адама. Возможно, именно о ней сказано в Библии:

Быт. 1:27

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».


Лилит в некоторых источниках зовётся женой Каина
Как известно, Бог не сотворял женщину наравне с мужчиной, а сделал её позже из ребра. Так что этот стих может содержать отголосок ранней легенды. По ней, Лилит повздорила с Адамом и покинула его, после чего стала врагом человечества.

По одной из версий, она могла стать супругой или любовницей Каина. Но оснований считать так Библия не даёт. Православие вообще старается не брать в расчёт образ Лилит.

Потомки Каина продолжили его род: краткое содержание того, что было дальше

Здесь уместно краткое содержание дальнейших событий: у Адама и Евы родился сын Сиф и другие потомки. Любопытно, что имена в обоих генеалогических древах очень похожи и различаются в незначительных фонетических единицах:

  • Каин — Енох — Ирад — Мехиаель — Мафусал — Ламех — три сына: Иавал, Иувал и Тувалкаин
  • Сиф — Енос — Каинан — Малелеил — Иаред — Енох — Мафусал — Ламех — Ной — три сына: Сим, Хам и Иафет.

Параллель очевидна. Также любопытно, что Адам в переводе — «человек», и его сын — Каин. В ветви Сифа есть Енос, что в переводе — тоже «человек», и его сын очень созвучен Каину: Каинан.

2 линии потомков Адама вполне могут быть одной, а Сиф — Каином.

Самое правдоподобное объяснение заключается в том, что в этой цепочке отразился один и тот же миф про первого человека и первых представителей различных профессий, так как тут представлены и кузнецы, и музыканты.

То есть нет никакой линии Каина и линии Сифа. Это одни и те же люди. Собственно, учитывая, что про Сифа Священное Писание не сообщает вообще почти ничего, это похоже на правду.

Также Каин — герой нескольких апокрифов. Наиболее интересна эфиопская Книга Еноха. В ней дух Авеля навешает потомка Каина Еноха и жалуется тому, что будет мучиться, пока семя Каина не изглажено.

Здесь же есть притча, где история младшего и старшего братьев изложена в образах быков и коровы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]