Настоящая Глава Иоанна Предтечи: где она находится

Иоанн Креститель известен во всем мире как святой и пророк, принявший мученическую гибель. История его жизни и смерти, ставшая одновременно трагической и поучительной, содержится на страницах Нового Завета. На иконах Иоанн Креститель нередко изображается иначе, чем другие святые, – держащим в руках свою собственную главу. Такой выразительной деталью подчеркиваются его земные страдания, смиренно принятые во имя учения Христа.

Жизненный путь Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель был рожден в Хевроне, в семье истинно верующего иудейского священника. Это событие произошло незадолго до прихода в человеческий мир Иисуса Христа. Родителями Иоанна стали богобоязненные Захария и Елисавета, у которых прежде никогда не было детей. Рождению будущего святого предшествовало явление архангела его отцу, который сообщил, что мальчик будет нести важную миссию, станет великим пророком и Предтечей Мессии.

Земная жизнь Иоанна складывалась непросто: по указу царя Ирода его родители были убиты, а сам он вынужден был спасаться от преследования. Пророк обитал уединенно в пещере Иудейской пустыни. Здесь Предтеча оставался до наступления 30 лет. Все это время он неустанно молился Господу, вел аскетический образ жизни и крестил людей, желавших стать христианами.

Иоанн был назван Крестителем, поскольку совершил крестильный обряд над Спасителем по Его собственной просьбе. Великое библейское событие состоялось в реке Иордан. В день, когда крестился Иисус Христос, случилось явление Святого Духа и во всеуслышание раздался голос Бога-Отца, назвавшего Мессию «возлюбленным Сыном».

Свидетельства об Иоанне Крестителе имеются во всех четырёх Евангелиях

Житие святого Иоанна Крестителя написано на основе всех четырёх Евангелиях так как во всех их он упомянут. Что же касается такого события как рождение Иоанна предтечи, то он нём и его детстве известно только по рассказу апостола Луки.

Так апостол говорит, что Иоанн ― это сын священника Захарии и праведной Елисаветы. Отец Иоанна «из Авиевой череды», мать происходила из рода Аарона.


Праведный Захария. Мозаика монастыря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Когда Архангел Гавриил принёс отцу святого Иоанна Крестителя праведному Захарии весть о скором рождении сына, тот ему не поверил. За это Гавриил наказал его немотой

Родители Крестителя долго ждали ребёнка, но он у них не рождался. Как говорит тот же евангелист Лука, к Захарии явился архангел Гавриил в Храме и возвестил ему о скором рождении у него сыны, который не станет пить спиртного, будет Велик перед Господом и исполнится Святого Духа через чрево матери своей.

Захария выразил недоверие ангелу, и за это тот покарал его немотой.

Мать Иоанна Крестителя праведная Елисавета ― родственница Девы Марии.

Дева Мария узнала, что Елисавета, её родственница беременна и пришла навестить её. В этом момент младенец (Иоанн) взыграл в чреве её.

Таким образом, своей матери Иоанн предсказал Мессию, ещё будучи в утробе. Евангелие говорит о том, что рождение святого произошло на полгода раньше его родственника Иисуса.


Посещение Елизаветы. Жак Даре. 1434-1435 год. Дева Мария, узнав, что её родственница Елизавета беременна, пришла навестить праведницу. В это время младенец Иоанн в взыграл в утробе матери, приветствуя Иисуса

Наказанный архангелом Гавриилом Захария оставался немым, когда Елисавета решила дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве»(Бог) смилостивился»). Именно поэтому ему пришлось подтвердить перед родственниками этот факт письменно (Лк 1:63―66).

Что же касается детства Иоанна, то в Евангелии вкратце говорит так:

Лк. 1:80

«…был в пустынях до дня явления своего Израилю».

Кроме того также известно что его отца убили слуги царя Ирода в Храме.

Мученическая гибель пророка

Иоанн Креститель был убит по приказу царя Ирода Антипы, которого открыто осуждал за прелюбодеяние с женой родного брата. Пророка, осмелившегося указывать правителю на его грехи, заключили в темницу, однако не казнили сразу по причине большой любви народа к нему.

На одном из пиршеств падчерица Ирода по имени Саломея, которая приходилась дочерью его любовнице Иродиаде, восхитила всех присутствующих красивым танцем. Когда царь спросил девушку, о какой награде она мечтает, Саломея попросила отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Страшное желание не было ее собственным, но исходило от матери, ненавидевшей пророка.

В этот же день просьба Саломеи была выполнена. После того как палач отрубил голову Иоанну Предтече, она сразу же была доставлена танцовщице на блюде. Сохранились сведения о том, что ее матери Иродиаде оказалось недостаточно мученической смерти пророка, поэтому женщина осквернила голову, исколов ее ножом.

По преданию, царь Ирод и все участники описанных событий жестоко поплатились за убийство святого. Правитель со своей любовницей был изгнан в вечную ссылку, а затем провалился под землю во время землетрясения. Саломея погибла при трагических обстоятельствах, лишившись, подобно Иоанну, собственной головы.

После пребывания в пустыне Иоанн Креститель начал проповедовал

Акриды

это вид пищи, характерный для самих бедных слоёв населения. Им питался Иоанн

Евагелист Лука говорит о том, что в пустыне Иоанн Креститель обрёл по Божией Воле дар слова. После этого он стал проповедовать.

Статья «Акриды» на hranitel.club

С этого момента он стал вести аскетический образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами (вид саранчи или определённый вид растения, по некоторым мнениям) (Мк. 1:6).


Проповедь святого Иоанна Крестителя. Икона. Проповедовать Иоанн Креститель начал в стране Иорданской в 28-29 году н.э. Он призвал грешников креститься ради прощения грехов

Святой Иоанн начал проповедовать в 28 или 29 году н.э. Он ходил по стране Иорданской и призывал принять крещение для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию, а также эсталогическую весть.

Он укорял народ за гордость своим избранничеством (в особенности саддукеев и фарисееев), требовал восстановления патриархальных норм социальной этики.

Пророка Иоанна от обычного проповедника также отличало то, что он передавал людям Божию волю. Иисус Христос указывал на Иоанна, как на приход пророка Илии, которого ожидали ( Мф. 11:14, Мф. 17:12).

Иоанн Креститель отвечал священникам и левитам, что он не является ни Илией, ни пророком, но:

Ин. 1:26-27

«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя». Кроме того, на вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он тот Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».


Явление Христа народу. Александр Иванов. 1834-1857 год. Когда Иоанн Креститель проповедовал, он увидел подходящего к нему Иисуса, который принял от него Крещение
На следующий же день пришёл к Иоанну Крестителю Иисус. Увидя походящего к нему Спасителя святой сказал:

Ин. 1:29-31

«вот Агнец Божий, Который берёт[на Себя] грех мира…».

После этого последовало Крещение Господне.

Судьба останков Иоанна Крестителя

После казни Предтечи его останки вернули ученикам, которые похоронили пророка в г. Себастии. В то время еще не существовало традиции предавать тело земле. Согласно давнему христианскому обычаю умерших помещали в каменные гробы и оставляли в пещерах.

Именно так был похоронен Иоанн Креститель, однако в IV столетии его прах грубым образом потревожили. Это произошло при императоре Юлиане Отступнике, по инициативе которого народ стал возвращаться к языческим культам. По приказу правителя тело Иоанна Крестителя изъяли из гробницы и сожгли, после чего развеяли пепел. Именно поэтому сегодня не существует всех останков пророка, но сохранилась его могила. Позже на месте захоронения святого возвели православную церковь, которую впоследствии сменила мусульманская мечеть.

Глава Иоанна Крестителя сразу была погребена отдельно от его тела. Сначала последователи пророка поместили ее в освященный сосуд и захоронили на Елеонской горе. Мирно покоиться святыне не удалось, поскольку в будущем ей предстояло пережить немало странствований.

Имя святого Иоанна имеет два эпитета: «Креститель» и «Предтеча»

Святого Иоанна Крестителя почитают не только в христианстве. Так мусульмане, мандеи и бахаисты почитают его под именем Яхья (Йахья), арабы-христиане — под именем Юханна.

Кроме того имя святого также имеет два эпитета: «Креститель» и «Предтеча». Связанно это с тем, что он крестил Иисуса Христа, а также пришёл в соответствии в ветхозаветными пророчествами с проповедью.

Иоанн Креститель, фрагмент алтаря Барди. Сандро Боттичелли. 1484-1485 год. Впервые святого Иоанна Предтечей назвал в своих сочинениях гностик Гераклион

В Новом Завете слово «Предтеча» применяется ко Христу, а не Иоанну Крестителю (например, в Послании к Евреям 6:20). Впервые его так называет гностик Гераклеон в своих комментариях к Евангелию от Иоанна.

Позже такое обозначение принял Климент Александрийский и Ориген. Именно оно широко вошло в обиход, при этом стоит отметить, что в православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остаётся за наименованием «Креститель».

Полное же именование святого в православии следующее:

«Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн».

История головы пророка

Голова Иоанна Крестителя считается важнейшей христианской реликвией, обладать которой в свое время стремились многие государства мира. За все время, прошедшее после мученической смерти великого пророка, его глава обреталась трижды.

Первое обретение святыни

Сначала голова Иоанна Крестителя была найдена неким вельможей Иннокентием, который купил территории поблизости с Елеонской горой. Понимая, какую ценность представляет собой эта реликвия, и будучи богобоязненным человеком, он снова спрятал ее в землю, а над местом захоронения возвел христианский храм. В последующие века святыня считалась утраченной, однако на ее местонахождение указал сам пророк, явившийся во сне одному из монахов. В результате непочтительного обращения с реликвией она вновь бесследно исчезла.

Второе обретение

В 452 г. произошло событие, известное как Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Святыню обнаружил монах по имени Маркелл. Голова пророка была найдена им в Емессе, после чего переправлена в Константинополь. В этом городе ее тщательным образом оберегали в течение нескольких веков.

Третье обретение

В столице Византии глава Иоанна Крестителя оставалась до наступления периода иконоборческой ереси, затем была вывезена благочестивыми христианами. Когда константинопольский собор от 843 г. восстановил традицию иконопочитания, святыню вернули на прежнее место. Считается, что это событие, вошедшее в историю христианства как Третье обретение главы Иоанна Предтечи, состоялось 25 мая 850 г.

В дальнейшем честную главу великого пророка поделили на части. Один ее фрагмент находился в монастыре Петры, другой – в Амьене на севере Франции. Частицы реликвии также попали в Дионисиевский монастырь на Афоне, Угровлахийскую обитель Калуи, в папскую церковь Рима. Во время одного из крестовых походов часть реликвии оказалась на территории Абхазии, где была захоронена в храмовой усыпальнице.

Неизвестная история главы Крестителя Господня Иоанна

Икона святого Иоанна Крестителя

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Пе

тре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Передняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. Фото: «Православная Франция» / https://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens). Фотография: S.P.A.D.E.M. – Editions d’art Yvon

Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Предтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Фото: Александр Стародубцев

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика»[1]. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

Где находится реликвия сейчас

На сегодняшний день в мире насчитывается около 10 религиозных мест, претендующих на обладание подлинной главой Крестителя. Однако общепринятой является версия, изложенная далее.

В наше время основная, лицевая часть главы Иоанна Крестителя, хранится в Амьене – главном городе французской Пикардии. По легенде, ее обнаружил в период Четвертого крестового похода и после взятия Константинополя католический священник Валлон де Сартон. В то время святыня пребывала на серебряном блюде, а сверху ее покрывало выпуклое хрустальное стекло. В Пикардию реликвия была доставлена в 1204 г. и помещена в собор Амьенской Богоматери, где находится и сейчас (фото ниже):

За время своего нахождения во Франции глава явила верующим многие чудеса. Благодаря молитвам к ней жители Амьена спаслись от чумы, бушующей в XVII столетии. К реликвии совершали паломничество многие французские короли, в числе которых Людовик Святой.

В 1958 г. святыня подверглась тщательному патологоанатомическому исследованию, в результате которого подтвердилось ее древнее происхождение. Тип лица обладателя головы был определен как средиземноморский, а его возраст оказался в пределах 25–40 лет. На черепе был обнаружен заметный след от удара кинжалом – по преданию, его нанесла разгневанная Иродиада, получившая главу своего обличителя на блюде.

Предание

Иоанн Креститель был обезглавлен, став жертвой иудейской царевны Иродиады и ее дочери Саломеи. Многие помнят, что именно последняя сыграла в этой трагедии решающую роль.

В день рождения Ирода Филиппа, заключившего Иоанна в тюрьму, но не решавшегося его казнить, Саломея танцевала. В благодарность Ирод пообещал ей любую награду. Как ее научила мать, девушка попросила голову Крестителя.

Царь не посмел нарушить слово. Оруженосец в темнице отсек Иоанну голову, а затем она была преподнесена Саломее на блюде.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В православии День памяти Иоанна Предтечи приходится на 11 сентября. Он же является датой отсечения его главы.

Праздник Усекновения появился еще при жизни учеников великого пророка. Он несет в себе глубокий смысл и напоминает всем верующим о том, что зло всегда торжествует временно и обязательно будет покарано Господом.

С наступлением даты Усечения головы Иоанна Крестителя христианам полагается соблюдать строгий пост, воздерживаться от пиршеств, увеселений (под особый запрет попадают танцы). В этот день стоит обязательно помолиться о живых, страдающих от несправедливости, притеснений, оскорблений, преследований, а также о людях, пожертвовавших собой за правое дело, умерших в одиночестве и без утешения.

В день Усечения в православных храмах проходит всенощное бдение. На утрени читают праздничные каноны, на литургии проводят чтения отрывков из Евангелия и Деяний Апостолов, повествующих о незабвенных событиях Усекновения честной главы Иоанна Предтечи.

Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Иордан в Вифаваре

Само Крещение Господне произошло у реки Иордан в местности под названием Вифавара. Считается, что эта местность расположена в районе монастыря святого Иоанна, в 10 километрах восточнее Иерихона.

Иоанн Креститель ранее говорил в своих проповедях о скором пришествии Мессии. Увидев же Агнца Божия, он удивился и спросил:

«…мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».


Вифавара ― место Крещения на восточном берегу реки Иордан, оборудованное для паломников и туристов, с греческим православным храмом Иоанна Предтечи со стороны государства Иордания. Считается, что Крещение Господне произошло в местности Вифара, в 10 километрах восточнее Иерихона
Когда Иисус принял Крещение от святого Иоанна, Дух Святой сошёл на Него был ему глас небес:

Лк. 3:21-22

«Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!».

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. С Крещение Господним Евангелист Иоанн связывает фактическое создание христианской Церкви, так как после этого у него появились ученики-апостолы.

Ин. 1:35-37

«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

Праздники в честь Иоанна

Известный проповедник Иоанн Крестьянкин говорил, что Иоанн был настолько велик, что православная церковь хранит память обо всех значимых событиях в его жизни. Поэтому праздников, связанных с ним, немало.

6 октября отмечается зачатие Иоанна Предтечи, 7 июля — рождество Крестителя, 11 сентября — усекновение его главы, 9 марта — первое и второе обретение главы, 7 июня — третье обретение главы, 25 октября — перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]