Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: иконы, фрески, живопись
Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь Дионисиат Мученическая смерть величайшего из святых – Иоанна Крестителя – один из самых интересных сюжетов в иконописи.
Иногда изображение предельно лаконично: только смиренно склонившийся пророк и палач-секулятор с занесенным мечом. Иногда композиция становится сложной: Саломея подставляет блюдо, в которое должна упасть отрубленная голова, Ирод сидит на троне, ученики погребают тело Предтечи.
С Усекновением главы св. Иоанна Крестителя символически связаны еще два иконописных сюжета. На иконах Сошествия Христа во ад св. Иоанн, «печать пророков», изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы и сени смертной. Таково церковное предание: после смерти пророк проповедовал в аде. Не случайно и в праздничном тропаре поется «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшегося плотию».
Иоанн Предтеча отвечает на вопросы
Другой образ – так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Он был особенно распространен в России в 16 — 17 веках, а впоследствии среди старообрядцев. Образ этот символический – в нем были усилены черты св. Иоанна как отшельника и проповедника покаяния, а значит, предшественника монашества. На хартии у него обычно пишется «Се Агнец, вземляй грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное». У него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. В руке у него – блюдо. Правильно писать в нем изображение младенца Христа (жертвенного Агнца), которого проповедовал «глас вопиющего в пустыни», но часто иконописцы помещают в него отрубленную главу самого святого.
Н. Е. Маковский, «Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872), фрагмент. Пожалуй, самый известный сохранившийся храм в России, освящённый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Сегодня здесь престольный праздник
В этих двух головах на одной иконе уже чувствуется легкое влияние западной традиции изображать святых с атрибутами их мученичества, которое впоследствии приведет к появлению нового типа икон – натуралистичного изображения главы св. Иоанна Предтечи на блюде (иногда с закрытыми глазами, т.е. мертвой) или даже одной главы.
Св. Иоанн Предтеча. Энкаустическая икона VI века из собрания Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (Ранее – Музей Западного и Восточного искусства). Эта икона находилась в монастыре св. Екатерины на Синае, откуда была вывезена архим. Порфирием (Успенским) в 1850 году
Часто в системе фресковой росписи житийный цикл Иоанна Предтечи, в т.ч. и сцены Усекновения и Обретения главы могли располагаться в дьяконнике. Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска дьяконника собора Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1125 год (слева). Усекновение главы Иоанна Предтечи Фреска дьяконника церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах») близ Новгорода. 1189 год. (справа)
Св. Иоанн Предтеча. Фреска церкви монастыря Грачаница (Сербия, Косово), 14 век
Сцены из жития св. Иоанна Предтечи. 1. Крещение. Иоанн Предтеча перед Иродом. 2. Иоанн Предтеча в темнице. Усекновение главы. 3. Пир Ирода. Погребение Иоанна Предтечи. Эти шесть изображений на трех досках были скорее всего выпилены из иконы Иоанна Предтечи в житии. Византия, рубеж XIV-XVвв., из собрания Гос. Исторического музея
Усекновение главы Иоанна Предтечи, принесение главы Ироду, Погребение Иоанна Предтечи. Мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции, середина 14 века
Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии т.н. «таблеток» Софии Новгородской. Конец 15– начало 16 века. Ныне – в собрании Гос. Русского музея
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона 16 века из собрания Музея русского искусства в Киеве
Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Икона середины XVI века из церкви Николы Надеина в Ярославле. Изображения подобной иконографии получают широкое распространение на Руси того времени в том числе потому, что Иоанн Предтеча был тезоименитым святым царя Ивана Грозного
Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века из Стефано — Махрищского монастыря (ныне – в собрании Музея им. Андрея Рублева)
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Русский Север, 17 век (в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств)
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Греческий мастер, 17-18 вв. Из собрания Гос. Исторического музея
Усекновение главы Иоанна Предтечи, 17 век. Икона Строгановской школы из собрания музея икон в Реклингхаузене (Германия)
Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. В верхнем ряду – двунадесятые праздники – Богоявление, Воскресение и Вход Господень в Иерусалим. Слева – Рождество Предтечи и Обретение главы, справа – Усекновение главы и принесение ее на пир Ирода. Палех, первая половина 19 века, частное собрание в Германии
Святая глава Иоанна Предтечи. Русская икона конца 19 века
Св. Иоанн Предтеча со сценами жития. Мастер Семен Иванов, 1840 год. Из собрания Музея им. Андрея Рублева
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 века
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска церкви Успения монастыря Грачаница (Сербия, Косово). Около 1321 года Усекновение главы Иоанна Предтечи; 16 век, Греция. Афон, монастырь Дионисиат
Иоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. Екатерины
Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 16 век
Усекновение главы Иоанна Предтечи; Мозаика флорентийского баптистерия со сценами жития Пророка, фрагмент, 1250 — 1330 гг.
Усекновение главы Иоанна Предтечи; Россия, 18 век
Усекновение главы Иоанна Предтечи; 19 век , Россия, мастерская Новотихвинского монастыря, Екатеринбург; Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Усекновение главы Иоанна Предтечи, фреска; Балканы, 17 век
«Танец Саломеи» Беноццо Гоццоли, 1472 год
«Иоанн Предтеча перед Иродом» Маттиа Прети, 1665 год
«Саломея танцует перед царем Иродом» Густава Моро, 1876 год
«Усекновение головы Иоанна Предтечи» Василия Худякова, 1861 год
«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Якопо да Понте Бассано, в.п. 16 века
«Глава Иоанна Крестителя» Карела Фабрициуса, 1640 год
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Пюви де Шаванна, 1869 год
«Месть Иродиады» Хуана Фландеса, 1496 год
«Усекновение главы Иоанна Крестителя» Караваджо, 1608 год
«Саломея» Лукаса Кранаха Старшего, 1530 год
«Саломея получает голову Иоанна Крестителя» Андреа Соларио, п.п. 16 века
Св. Иоанн Предтеча, современная икона
Сегодня, в память мученической кончины Иоанна Крестителя, в православной традиции день строгого поста.
История появления праздника
Появился этот праздник очень давно и даже не у нас, а только в Египте и Александрии в четвертом веке. Примерно в 414 и 415 Августин в Иппоне произнес проповедь об Иоанне и его жизни. После этого праздник начал распространяться и через некоторое время дошел и до нас.
Языческие корни праздника
Но, как известно, в православии многие праздники были связаны с язычеством. Это привело к тому, что название праздника христианское, а вот традиции и обычаи остались от другой веры.
Так, у нас, еще до установления христианства на Руси, это был праздник перехода от лета к осени. Естественно, все готовились к этому сезону, заготавливали продукты на зиму. Особенным этот праздник для наших предков был еще и потому, что заканчивался сбор урожая. А это событие для славян было особенным и конечно же, куда без языческих обрядов и ритуалов. Однако, об этом мы расскажем вам в следующей категории.
Первое нахождение головы
Во времена власти правителя Константина Великого двум православным монахам дважды снится образ святого Иоанна Крестителя, который указывает местность, где расположена его голова. Найдя данную реликвию, монахи положили ее в сумку, сделанную из верблюжьего волосяного покрова, и направились к себе домой. На пути они встречают незнакомца, который нёс мешок.
Святой пророк явился во сне к незнакомцу и приказал убежать от монахов с головой в сосуде.
Незнакомец долгое время хранил в своей семье этот сосуд, но позже ею завладел священник Евстафий. Узнав о чудесах, которые могла творить голова, он решил воспользоваться нею. О его кощунстве вскоре узнали, священник спрятал голову, в надежде вновь овладеть ею. Но Господь не позволил этому случиться. И внутри пещеры, которая находилась неподалёку от Емессы, на месте нахождения реликвии, был возведен новый монастырь.