История празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи, суеверия и традиции

11 сен­тяб­ря Цер­ковь празд­ну­ет Усек­но­ве­ние гла­вы Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. День му­че­ни­че­ской смер­ти «ве­ли­чай­ше­го из рож­ден­ных же­на­ми» опи­сан еван­ге­ли­ста­ми Мат­фе­ем (Мф. 14:1-12) и Мар­ком (Мк. 6:14-29). Что про­изо­шло с Иро­дом по­том? Где на­хо­дит­ся се­го­дня гла­ва свя­то­го? По­че­му по­стить­ся в этот день – это зна­чит стать сво­бод­нее от раб­ства удо­воль­стви­ям?

По­сле смер­ти Иро­да Ве­ли­ко­го рим­ляне по­де­ли­ли тер­ри­то­рию Па­ле­сти­ны на че­ты­ре ча­сти, на­зна­чив в каж­дую из них пра­ви­те­ля из сво­их став­лен­ни­ков. Ирод Ан­ти­па по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста Га­ли­лею в свое управ­ле­ние. Иоанн Кре­сти­тель об­ли­чал Чет­ве­ро­власт­ни­ка в том, что он, оста­вив свою за­кон­ную же­ну (дочь ара­вий­ско­го ца­ря Аре­фы), неза­кон­но со­жи­тель­ство­вал с Иро­ди­а­дой, же­ной сво­е­го род­но­го бра­та Филип­па. За это Ирод за­клю­чил свя­то­го в тем­ни­цу. Неко­то­рые ис­то­ри­ки утвер­жда­ют, что Ирод сде­лал это не столь­ко из-за зло­бы на Иоан­на Кре­сти­те­ля, сколь­ко по­то­му, что же­лал за­щи­тить его от сво­ей воз­люб­лен­ной, зная ее мсти­тель­ный нрав. Иро­ди­а­да бы­ла чрез­вы­чай­но зла на про­ро­ка.

Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи про­изо­шло во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния Иро­да, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли вель­мо­жи, ста­рей­ши­ны и ты­ся­че­на­чаль­ни­ки. Дочь Иро­ди­а­ды Са­ло­мия (Са­ло­мея) тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми, рас­по­ло­жив тем са­мым к се­бе Иро­да, ко­то­рый по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – хо­тя бы да­же и по­ло­ви­ну сво­е­го цар­ства. По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну и на­все­гда из­ба­вить­ся от упре­ков и об­ли­че­ний, Са­ло­мея по­про­сила дать ей го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля и при­не­сти ее на блю­де. Ирод сму­тил­ся, так как бо­ял­ся гне­ва Бо­жия за убий­ство про­ро­ка, а так­же на­род­но­го гне­ва, по­сколь­ку Пред­те­ча был лю­бим жи­те­ля­ми Га­ли­леи. При этом из Еван­ге­лий из­вест­но, что Ирод во мно­гом слу­шал свя­то­го Иоан­на и по­сту­пал по его сло­вам – но, как пи­шет свт. Иоанн Зла­то­уст, пра­ви­тель «цар­ство­вал над удо­воль­стви­я­ми, вер­нее, был ра­бом удо­воль­ствий». Зла­то­уст по­ла­га­ет, что, ско­рее все­го, клят­вой Ирод при­крыл­ся, как бла­го­вид­ным пред­ло­гом – на са­мом же де­ле, ис­тин­ной при­чи­ной его по­ступ­ка бы­ла бо­язнь по­те­рять Иро­ди­а­ду.

И он сдер­жи­ва­ет свою клят­ву, дан­ную в при­сут­ствии вы­со­ких го­стей: он от­да­ет со­от­вет­ству­ю­щий при­каз – и про­ис­хо­дит Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Су­ще­ству­ет пре­да­ние, со­глас­но ко­то­ро­му уста мерт­вой гла­вы про­ро­ка по-преж­не­му про­дол­жа­ли об­ли­чать пра­ви­те­ля: «Ирод, не долж­но те­бе иметь же­ну Филип­па, бра­та тво­е­го». По­сле это­го Иродиада в яро­сти ис­ко­ло­ла язык про­ро­ка иг­лой и за­ко­па­ла гла­ву Кре­сти­те­ля в нечи­стом ме­сте.

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23,7-12).

Даль­ней­шая судь­ба Иро­да и Иро­ди­а­ды сло­жи­лась пе­чаль­но. Лю­бов­ни­ки бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых, а Ирод, ко­гда на­чал про­по­ве­до­вать Иисус Хри­стос, ужас­нул­ся это­му, ска­зав: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

По про­ше­ствии вре­ме­ни по­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­ким об­ра­зом, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в ле­дя­ной во­де. Она тщет­но пы­та­лась вы­брать­ся, но это ей не уда­ва­лось – так про­дол­жа­лось до тех пор, по­ка ост­рые глы­бы не пе­ре­ре­за­ли ее шею. Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой, по­доб­но то­му, как неко­гда при­нес­ли гла­ву Иоан­на Пред­те­чи. Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи от­ра­зи­лось и на судь­бе са­мо­го Иро­да – в от­мест­ку за бес­че­стие сво­ей до­че­ри, ара­вий­ский царь Аре­фа на­пра­вил свои вой­ска про­тив него. Ирод по­тер­пел по­ра­же­ние и по этой при­чине раз­гне­вал рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ка­ли­гу­лу. Он был со­слан вме­сте с Иро­ди­а­дой в за­то­че­ние в Гал­лию, а за­тем – в Ис­па­нию.

По­сле Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, его уче­ни­ки по­греб­ли те­ло свя­то­го в Са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. Свя­тая гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля бы­ла най­де­на и по­гре­бе­на в со­су­де на Еле­он­ской го­ре. По­сле­ду­ю­щие со­бы­тия раз­ви­ва­лись сле­ду­ю­щим об­ра­зом: один по­движ­ник ко­пал ров для ос­но­ва­ния хра­ма, на­шел свя­ты­ню и хра­нил ее у се­бя. А пе­ред сво­ей смер­тью, опа­са­ясь, что свя­ты­ня мо­жет быть по­ру­га­на, скрыл ее в зем­ле в том же са­мом ме­сте, где и об­на­ру­жил.

В 452-м го­ду про­рок ука­зал в ви­де­нии ме­сто со­кры­тия сво­ей гла­вы – и она бы­ла вновь об­ре­те­на, по­сле че­го ее пе­ре­нес­ли в Емес­су, за­тем – в Кон­стан­ти­но­поль. В па­мять это­го уста­нов­лен еще один празд­ник, нераз­рыв­но со­пря­жен­ный с Усек­но­ве­ни­ем гла­вы Иоан­на Пред­те­чи – об­ре­те­ние его чест­ной гла­вы. Празд­ник пер­во­го и вто­ро­го чу­дес­но­го об­ре­те­ния от­ме­ча­ет­ся Цер­ко­вью 8 мар­та (24 фев­ра­ля ста­ро­го сти­ля).

Во вре­ме­на ико­но­бор­че­ских го­не­ний гла­ва бы­ла вы­ве­зе­на в Ко­ма­ны (Аб­ха­зия), из­вест­ном как ме­сто ссыл­ки и кон­чи­ны свт. Иоан­на Зла­то­уста, и спря­та­на в зем­ле. По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния св. пат­ри­ар­ху Иг­на­тию но­чью во вре­мя мо­лит­вы бы­ло ука­за­но ме­сто, где хра­нит­ся чест­ная гла­ва. Та­ким об­ра­зом свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на вновь. Это со­бы­тие празд­ну­ет­ся 7 июня (25 мая) как Тре­тье об­ре­те­ние гла­вы св. Иоан­на Пред­те­чи

История праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Возникновение дня поминовения напрямую связано с личностью Иоанна Предтечи. Эта фигура, безусловно, является одной из самых значимых, которые упоминаются при описании земной жизни Иисуса Спасителя.

Иоанн Предтеча – предвестник появления Мессии, его глашатай. Иисус говорил о нем как об ангеле, преданном друге и святом приверженце учения Божьего.

История начинается с явления архангела Гавриила бездетному старцу Захарии, который был священнослужителем во времена правления царя Ирода. После очередного мероприятия Гавриил появляется перед Захарией и сообщает ему, что он скоро родит сына. Захария начинает сомневаться в этом, ведь они с женой уже отчаялись иметь детей, этому препятствует преклонный возраст супругов. Гавриил во гневе насылает на Захарию немоту, объявляя, что голос вернется, когда родится сын.

Елисавета, жена Захарии узнает, что ждет ребенка, но стыдится своего преклонного возраста и долго скрывает это. Наконец, сын рождается. Елисавета сообщает, что его будут звать Иоанном. Отступление от семейных традиций многими родственниками воспринимается с опаской. Но желание назвать сына Иоанном подтверждает Захария, который обретает голос.

Ирод, который мечтает избавиться от грядущего спасителя, отправляет к дому Захария убийц, но мать успевает забрать сына и уйти с ним в пустыню. Захария умирает от рук палачей, Елисавета спасает сына, но через 40 дней после гибели мужа умирает сама. Так начинается история странствований и скитаний Иоанна Предтечи.

Долгое время Креститель Господа проживал в пустыне, он молился и читал проповеди. В день 30-летия к нему явился Господь и велел рассказать людям о пришествии Спасителя.

Иоанн покинул пустыню и отправился к иудеям. Там он заявил о рождении Мессии и начал прославлять его еще при жизни. После многочисленных приключений, знакомства с Иисусом, его крещения в реке Иордан Иоанн был казнен палачами царя Ирода Антипа Великого.

Дело в том, что Иоанн открыто заявил о нарушении царем одной из семи заповедей. Предтеча рассказал, что Ирод оставил свою законную жену и начал сожительствовать с женой своего брата. Тем самым он преступил правило непрелюбодеяния. Иродиада, с которой жил Ирод, потребовала посадить Иоанна в темницу. Царь послушал любовницу. Предтеча был брошен в темницу. Там он находился целый год. К стенам его темницы приходил народ, Иоанн читал проповеди, много разговаривал с людьми, которые преданно любили его за нрав и простоту.

На праздновании дня рождения Ирода случилось непоправимое. Дочь Иродиады, Саломея, исполнила искусный танец, чем очень угодила царю. Он приказал ей просить, о чем хочет. По наущению матери, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя на блюде.

Ирод не хотел убивать Предтечу, так как знал о любви народа к нему, но ему пришлось сдержать обещание. Палачи отсекли голову, уложили на блюдо, отдали его Саломее. Дочь преподнесла блюдо матери с низким поклоном.

Иродиада, будучи мстительной и злобной, исколола язык святого острыми прутьями, затем вонзила в голову кинжал. Она боялась, что святой сможет воскреснуть и отомстить ей, поэтому самостоятельно захоронила голову подальше от тела. С этим связаны трудности с обретением головы Предтечи.

Ирод, Саломея и Иродиада были наказаны за свои грехи при земной жизни. Согласно церковным учениям, после смерти они отправились отбывать адское наказание. Смерти всех участников событий были страшными. Например, Саломея умерла, когда переходила реку и провалилась под лед. Толстые слои льда сжали ее тело тисками. Со стороны у многих, кто видел ее мертвое тело, складывалось впечатление, что Саломея танцует.

Первое обретение головы датировано IV веком, третье и последнее записывают на IX век. После соединения главы с телом и получения нерукотворного образа началось традиционное почитание всех событий, связанных с жизнью и смертью Иоанна Крестителя.

Биография пророка

Иоанн Предтеча является самым почитаемым святым после Пречистой Девы Марии. По легенде, он появился на свет всего за полгода до Рождества Христова. Иоанн был сыном богобоязненных родителей Захария и Елисаветы, которые до самой старости не имели детей. Местом рождения будущего крестителя стал палестинский город Хеврон.

История появления на свет Иоанна Предтечи овеяна древней легендой. Отца Иоанна, служившего священником в храме, известил о предстоящем рождении сына архангел. Небесный посланник поведал о том, что этот ребенок станет великим пророком и предтечей Мессии, обратит в истинную веру многие народы. Поначалу Захария усомнился в данном ему знаке, за что был поражен немотой, однако после появления своего сына и усердных благодарственных молитв получил от Господа исцеление.

Когда мальчик родился, по указу царя Ирода его пытались найти и лишить жизни. Родители Иоанна были убиты, тогда как сам он, защищаемый ангелом-хранителем, остался в живых. В юношеском возрасте Иоанн отправился в Иудейскую пустыню, где до 30 лет обитал в дикой пещере, беседовал с Богом, постился и неустанно читал молитвы. Позже он стал много проповедовать, совершал удивительные пророчества, крестил людей, желавших принять христианскую веру, помогал им очиститься от грехов. По причине невероятной святости многие считали Иоанна настоящим Мессией, однако он не переставал утверждать, что является только предтечей истинного Спасителя.

Однажды к пророку явился Иисус Христос и попросил совершить над ним обряд крещения. Именно поэтому Иоанна также называют Крестителем. Важнейшее для христианства событие произошло в водах Иордана, сопровождалось явлением Святого Духа и обращением к Мессии Бога-Отца.

Значение праздника для православных

Усекновение главы относится к категории нескольких праздников, связанных с именем Иоанна Предтечи. Христиане традиционно поминают Рождество Иоанна, три Обретения главы, Собор и Крещение.

Для русского православия эта дата означает предвестие пришествия Иисуса, наступление лучшего будущего. По церковным писаниям, личность Предтечи неотделима от фигуры Иисуса Христа. Этот образ стоит особняком на арене христианства, он являет собой пример трагичной и величественной судьбы. Предтеча постоянно говорит о следовании традициям, о покорности судьбе и смиренном покаянии.

Икона, изображающее событие

Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.

Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.

Как нужно проводить этот день

День Усекновения приходится на 11 сентября. Во время праздника категорически запрещено употреблять мясо, рыбу, молочные продукты. Отказ от чревоугодия – это обязательный атрибут поминовения. Священнослужители комментируют это правило, как отказ от пищи в знак неуважения Ирода, поднявшего меч над головой Иоанна.

Эти требования установлены священными отцами первых церковных времен. Заповеди о воздержании во время поминовения Усекновения описаны иерусалимскими уставами Саввы Освященного.

Распространенные суеверия

Праздник имеет многовековую историю, поэтому многие традиции переплетаются с языческими обычаями. Например, Рождество Иоанна Предтечи приходится на языческий праздник Ивана Купала. Так, с празднованием Усекновения связано много суеверий:

  • Беларусь. Нельзя есть ничего круглого, ставить нас стол круглые блюда. Во время трапезы нельзя использовать вилки или ножи. Суеверие заключается в том, что, по преданию, голова святого на протяжении года прирастает обратно к телу, но, когда люди начинают использовать столовые приборы, вновь отпадает.
  • Южные славяне. Нельзя есть или пить что-то красное, так как это кровь святого Иоанна.
  • Восточные славяне. Категорически запрещено держать в доме мясо во время Усекновения. Это связано с тем, что древние язычники верили: мясо означает казни и убийства.

Суеверия не имеют никакого отношения к церковным традициям. Единственное, чего требует церковь – это соблюдение строжайшего поста.

Головосек: народные традиции, что нельзя делать 11 сентября

Головосек, или Иван постный считается «официальным» началом бабьего лета. По традиции на Ивана устраивали большие постные застолья, а также начинали уборку корнеплодов, в первую очередь репы. Репой (как и другими постными продуктами) щедро одаривали нищих. Поэтому 11 сентября иногда называли Репный праздник.

День, посвященный столь трагическому событию, считался «страшным» и был полон запретов.

В праздник нельзя было работать, нарушителям сулили всякие беды, вплоть до смерти.

Женщинам запрещалось петь и танцевать, чтобы не походить на распутную Саломею.

Нельзя было нарушать пост, считалось, что за это Иоанн строго накажет. Застолья разрешались, но строго с постной пищей.

Нельзя было есть ничего круглого (в память об отсеченной голове Иоанна) — ни свежеубранную репу, ни яблоки, ни круглые блины и пироги. Особенно строго запрещалось шинковать круглые кочаны капусты (тут совпадали два запрета — на круглое и на острое). Старались не есть и не пить ничего красного, напоминающего цветом кровь.

Круглые тарелки и блюда тоже были под запретом, в память о блюде с головой Иоанна. Хозяйки пекли длинные постные пироги, которые клали на специальные доски.

flickr.com /

Категорически нельзя было пользоваться ножами и режущими предметами. Пищу можно было только ломать или откусывать. Поговорка гласила:

«Кто на Головосек ножом пользуется — сам без головы останется».

Запрещалось ходить в лес из-за боязни змей и диких зверей, а также из страха перед силами природы.

Девушкам и женщинам запрещалось расчесывать волосы, чтобы не секлись (по аналогии с отсеченной главой пророка).

Детям, родившимся в этот день, сулили в будущем разные несчастья, также на Ивана постного не начинали важных дел, под категорическим запретом были свадьбы. Нарушившим сулили разные проблемы в семейной жизни, вплоть до смерти женщины в родах.

Кстати, день считался подходящим для завязывания с пьянством, вино можно было пить (так как это праздник), но совсем чуть-чуть. Поговорка гласила:

«На постника-Ивана пригубь не больше одного стакана».

Кроме того, Иоанн считался «ответственным» за все, что связано с головой: ему молились об избавлении от головной боли.

ФБА «Экономика сегодня» /

Иконография

Существование Иоанна Предтечи как одной из самых значимых фигур, присутствующих при земной жизни Христа, подвигли иконописцев на создание разнообразных сюжетов.

Историки выделяют 2 основных вида изображений. Иконы изображают сам момент преступления, когда палачи отрубают голову Иоанна. Это достаточно мрачные холсты, где изображена отлетающая голова, а также кровь, хлынувшая из тела. Основные оттенки полотен – багровый, черный золотой и коричневый.

На одной из самых известных икон верхняя часть холста украшена изображением Иисуса Христа, который взирает на преступление и складывает руки в благословляющем жесте. Центральная часть верхнего поля содержит надпись, которая гласит, что происходит усекновение головы.

Второй сюжет – это изображение мертвой головы Предтечи. Она покоится на блюде, застеленном белой тканью. Преобладающие оттенки икон – белый, синий, темно-коричневый. Лик святого бледен, глаза закрыты. Самые темные пятна на иконе – волосы и борода Иоанна. Подложка под головой – темно-красная, за центральным изображением иконописцы рисуют штору лазоревого оттенка. Над головой сделана надпись: «Глава св. Иоанна Крестителя».

Трагическому событию посвящено немало картин. Многие из них изображают Саломею, которая танцевала перед праведником. Другие рисуют момент преступления, когда над Крестителем заносится меч или нож.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]