11 сентября Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День мученической смерти «величайшего из рожденных женами» описан евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Что произошло с Иродом потом? Где находится сегодня глава святого? Почему поститься в этот день – это значит стать свободнее от рабства удовольствиям?
После смерти Ирода Великого римляне поделили территорию Палестины на четыре части, назначив в каждую из них правителя из своих ставленников. Ирод Антипа получил от императора Августа Галилею в свое управление. Иоанн Креститель обличал Четверовластника в том, что он, оставив свою законную жену (дочь аравийского царя Арефы), незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Некоторые историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. Иродиада была чрезвычайно зла на пророка.
Усекновение главы Иоанна Предтечи произошло во время пира в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями, расположив тем самым к себе Ирода, который поклялся дать ей все, что она ни попросит – хотя бы даже и половину своего царства. По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну и навсегда избавиться от упреков и обличений, Саломея попросила дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи. При этом из Евангелий известно, что Ирод во многом слушал святого Иоанна и поступал по его словам – но, как пишет свт. Иоанн Златоуст, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». Златоуст полагает, что, скорее всего, клятвой Ирод прикрылся, как благовидным предлогом – на самом же деле, истинной причиной его поступка была боязнь потерять Иродиаду.
И он сдерживает свою клятву, данную в присутствии высоких гостей: он отдает соответствующий приказ – и происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Существует предание, согласно которому уста мертвой главы пророка по-прежнему продолжали обличать правителя: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». После этого Иродиада в ярости исколола язык пророка иглой и закопала главу Крестителя в нечистом месте.
Ирод продолжал править некоторое время после Усекновения главы Иоанна Предтечи – евангельская история свидетельствует о том, что Понтий Пилат посылал к нему связанного Иисуса Христа (Лк.23,7-12).
Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады сложилась печально. Любовники боялись, что святой Иоанн воскреснет из мертвых, а Ирод, когда начал проповедовать Иисус Христос, ужаснулся этому, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
По прошествии времени после Усекновения главы Иоанна Предтечи, Саломия, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил ее таким образом, что голова находилась на поверхности, а тело – в ледяной воде. Она тщетно пыталась выбраться, но это ей не удавалось – так продолжалось до тех пор, пока острые глыбы не перерезали ее шею. Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой, подобно тому, как некогда принесли главу Иоанна Предтечи. Усекновение главы Иоанна Предтечи отразилось и на судьбе самого Ирода – в отместку за бесчестие своей дочери, аравийский царь Арефа направил свои войска против него. Ирод потерпел поражение и по этой причине разгневал римского императора Калигулу. Он был сослан вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а затем – в Испанию.
После Усекновения главы Иоанна Предтечи, его ученики погребли тело святого в Самарянском городе Севастии. Святая глава Иоанна Крестителя была найдена и погребена в сосуде на Елеонской горе. Последующие события развивались следующим образом: один подвижник копал ров для основания храма, нашел святыню и хранил ее у себя. А перед своей смертью, опасаясь, что святыня может быть поругана, скрыл ее в земле в том же самом месте, где и обнаружил.
В 452-м году пророк указал в видении место сокрытия своей главы – и она была вновь обретена, после чего ее перенесли в Емессу, затем – в Константинополь. В память этого установлен еще один праздник, неразрывно сопряженный с Усекновением главы Иоанна Предтечи – обретение его честной главы. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 8 марта (24 февраля старого стиля).
Во времена иконоборческих гонений глава была вывезена в Команы (Абхазия), известном как место ссылки и кончины свт. Иоанна Златоуста, и спрятана в земле. После восстановления иконопочитания св. патриарху Игнатию ночью во время молитвы было указано место, где хранится честная глава. Таким образом святыня была обретена вновь. Это событие празднуется 7 июня (25 мая) как Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи
История праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи
Возникновение дня поминовения напрямую связано с личностью Иоанна Предтечи. Эта фигура, безусловно, является одной из самых значимых, которые упоминаются при описании земной жизни Иисуса Спасителя.
Иоанн Предтеча – предвестник появления Мессии, его глашатай. Иисус говорил о нем как об ангеле, преданном друге и святом приверженце учения Божьего.
История начинается с явления архангела Гавриила бездетному старцу Захарии, который был священнослужителем во времена правления царя Ирода. После очередного мероприятия Гавриил появляется перед Захарией и сообщает ему, что он скоро родит сына. Захария начинает сомневаться в этом, ведь они с женой уже отчаялись иметь детей, этому препятствует преклонный возраст супругов. Гавриил во гневе насылает на Захарию немоту, объявляя, что голос вернется, когда родится сын.
Елисавета, жена Захарии узнает, что ждет ребенка, но стыдится своего преклонного возраста и долго скрывает это. Наконец, сын рождается. Елисавета сообщает, что его будут звать Иоанном. Отступление от семейных традиций многими родственниками воспринимается с опаской. Но желание назвать сына Иоанном подтверждает Захария, который обретает голос.
Ирод, который мечтает избавиться от грядущего спасителя, отправляет к дому Захария убийц, но мать успевает забрать сына и уйти с ним в пустыню. Захария умирает от рук палачей, Елисавета спасает сына, но через 40 дней после гибели мужа умирает сама. Так начинается история странствований и скитаний Иоанна Предтечи.
Долгое время Креститель Господа проживал в пустыне, он молился и читал проповеди. В день 30-летия к нему явился Господь и велел рассказать людям о пришествии Спасителя.
Иоанн покинул пустыню и отправился к иудеям. Там он заявил о рождении Мессии и начал прославлять его еще при жизни. После многочисленных приключений, знакомства с Иисусом, его крещения в реке Иордан Иоанн был казнен палачами царя Ирода Антипа Великого.
Дело в том, что Иоанн открыто заявил о нарушении царем одной из семи заповедей. Предтеча рассказал, что Ирод оставил свою законную жену и начал сожительствовать с женой своего брата. Тем самым он преступил правило непрелюбодеяния. Иродиада, с которой жил Ирод, потребовала посадить Иоанна в темницу. Царь послушал любовницу. Предтеча был брошен в темницу. Там он находился целый год. К стенам его темницы приходил народ, Иоанн читал проповеди, много разговаривал с людьми, которые преданно любили его за нрав и простоту.
На праздновании дня рождения Ирода случилось непоправимое. Дочь Иродиады, Саломея, исполнила искусный танец, чем очень угодила царю. Он приказал ей просить, о чем хочет. По наущению матери, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя на блюде.
Ирод не хотел убивать Предтечу, так как знал о любви народа к нему, но ему пришлось сдержать обещание. Палачи отсекли голову, уложили на блюдо, отдали его Саломее. Дочь преподнесла блюдо матери с низким поклоном.
Иродиада, будучи мстительной и злобной, исколола язык святого острыми прутьями, затем вонзила в голову кинжал. Она боялась, что святой сможет воскреснуть и отомстить ей, поэтому самостоятельно захоронила голову подальше от тела. С этим связаны трудности с обретением головы Предтечи.
Ирод, Саломея и Иродиада были наказаны за свои грехи при земной жизни. Согласно церковным учениям, после смерти они отправились отбывать адское наказание. Смерти всех участников событий были страшными. Например, Саломея умерла, когда переходила реку и провалилась под лед. Толстые слои льда сжали ее тело тисками. Со стороны у многих, кто видел ее мертвое тело, складывалось впечатление, что Саломея танцует.
Первое обретение головы датировано IV веком, третье и последнее записывают на IX век. После соединения главы с телом и получения нерукотворного образа началось традиционное почитание всех событий, связанных с жизнью и смертью Иоанна Крестителя.
Биография пророка
Иоанн Предтеча является самым почитаемым святым после Пречистой Девы Марии. По легенде, он появился на свет всего за полгода до Рождества Христова. Иоанн был сыном богобоязненных родителей Захария и Елисаветы, которые до самой старости не имели детей. Местом рождения будущего крестителя стал палестинский город Хеврон.
История появления на свет Иоанна Предтечи овеяна древней легендой. Отца Иоанна, служившего священником в храме, известил о предстоящем рождении сына архангел. Небесный посланник поведал о том, что этот ребенок станет великим пророком и предтечей Мессии, обратит в истинную веру многие народы. Поначалу Захария усомнился в данном ему знаке, за что был поражен немотой, однако после появления своего сына и усердных благодарственных молитв получил от Господа исцеление.
Когда мальчик родился, по указу царя Ирода его пытались найти и лишить жизни. Родители Иоанна были убиты, тогда как сам он, защищаемый ангелом-хранителем, остался в живых. В юношеском возрасте Иоанн отправился в Иудейскую пустыню, где до 30 лет обитал в дикой пещере, беседовал с Богом, постился и неустанно читал молитвы. Позже он стал много проповедовать, совершал удивительные пророчества, крестил людей, желавших принять христианскую веру, помогал им очиститься от грехов. По причине невероятной святости многие считали Иоанна настоящим Мессией, однако он не переставал утверждать, что является только предтечей истинного Спасителя.
Однажды к пророку явился Иисус Христос и попросил совершить над ним обряд крещения. Именно поэтому Иоанна также называют Крестителем. Важнейшее для христианства событие произошло в водах Иордана, сопровождалось явлением Святого Духа и обращением к Мессии Бога-Отца.
Значение праздника для православных
Усекновение главы относится к категории нескольких праздников, связанных с именем Иоанна Предтечи. Христиане традиционно поминают Рождество Иоанна, три Обретения главы, Собор и Крещение.
Для русского православия эта дата означает предвестие пришествия Иисуса, наступление лучшего будущего. По церковным писаниям, личность Предтечи неотделима от фигуры Иисуса Христа. Этот образ стоит особняком на арене христианства, он являет собой пример трагичной и величественной судьбы. Предтеча постоянно говорит о следовании традициям, о покорности судьбе и смиренном покаянии.
Икона, изображающее событие
Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.
Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.
- Во многих городах России хранятся списки, изображающие отсечение честной главы Иоанна Предтеча. Эти иконы, показывающие страшные события, является очень популярными и значимыми.
Усекновение главы Иоанна Предтечи - Древнейшие образы написаны в ранний период становления Византии. В центре сюжета — склоняющийся перед воином с мечом пророк Иоанн. В альтернативных версиях — отрубленная честная глава святителя и его тело, из которого льется кровь.
- На древнерусских иконах голова пророка демонстрировалась в чаше на фоне церкви. По обе стороны от главного объекта располагались священнослужители и император Константин.
- Перед списками молят о добром здравии и сохранении жизни, просят об исцелении души от дьявольских наваждений, об укреплении веры и придании сил. Святые образы способны даровать спасение от осквернителей и врагов.
Как нужно проводить этот день
День Усекновения приходится на 11 сентября. Во время праздника категорически запрещено употреблять мясо, рыбу, молочные продукты. Отказ от чревоугодия – это обязательный атрибут поминовения. Священнослужители комментируют это правило, как отказ от пищи в знак неуважения Ирода, поднявшего меч над головой Иоанна.
Эти требования установлены священными отцами первых церковных времен. Заповеди о воздержании во время поминовения Усекновения описаны иерусалимскими уставами Саввы Освященного.
Распространенные суеверия
Праздник имеет многовековую историю, поэтому многие традиции переплетаются с языческими обычаями. Например, Рождество Иоанна Предтечи приходится на языческий праздник Ивана Купала. Так, с празднованием Усекновения связано много суеверий:
- Беларусь. Нельзя есть ничего круглого, ставить нас стол круглые блюда. Во время трапезы нельзя использовать вилки или ножи. Суеверие заключается в том, что, по преданию, голова святого на протяжении года прирастает обратно к телу, но, когда люди начинают использовать столовые приборы, вновь отпадает.
- Южные славяне. Нельзя есть или пить что-то красное, так как это кровь святого Иоанна.
- Восточные славяне. Категорически запрещено держать в доме мясо во время Усекновения. Это связано с тем, что древние язычники верили: мясо означает казни и убийства.
Суеверия не имеют никакого отношения к церковным традициям. Единственное, чего требует церковь – это соблюдение строжайшего поста.
Головосек: народные традиции, что нельзя делать 11 сентября
Головосек, или Иван постный считается «официальным» началом бабьего лета. По традиции на Ивана устраивали большие постные застолья, а также начинали уборку корнеплодов, в первую очередь репы. Репой (как и другими постными продуктами) щедро одаривали нищих. Поэтому 11 сентября иногда называли Репный праздник.
День, посвященный столь трагическому событию, считался «страшным» и был полон запретов.
В праздник нельзя было работать, нарушителям сулили всякие беды, вплоть до смерти.
Женщинам запрещалось петь и танцевать, чтобы не походить на распутную Саломею.
Нельзя было нарушать пост, считалось, что за это Иоанн строго накажет. Застолья разрешались, но строго с постной пищей.
Нельзя было есть ничего круглого (в память об отсеченной голове Иоанна) — ни свежеубранную репу, ни яблоки, ни круглые блины и пироги. Особенно строго запрещалось шинковать круглые кочаны капусты (тут совпадали два запрета — на круглое и на острое). Старались не есть и не пить ничего красного, напоминающего цветом кровь.
Круглые тарелки и блюда тоже были под запретом, в память о блюде с головой Иоанна. Хозяйки пекли длинные постные пироги, которые клали на специальные доски.
flickr.com /
Категорически нельзя было пользоваться ножами и режущими предметами. Пищу можно было только ломать или откусывать. Поговорка гласила:
«Кто на Головосек ножом пользуется — сам без головы останется».
Запрещалось ходить в лес из-за боязни змей и диких зверей, а также из страха перед силами природы.
Девушкам и женщинам запрещалось расчесывать волосы, чтобы не секлись (по аналогии с отсеченной главой пророка).
Детям, родившимся в этот день, сулили в будущем разные несчастья, также на Ивана постного не начинали важных дел, под категорическим запретом были свадьбы. Нарушившим сулили разные проблемы в семейной жизни, вплоть до смерти женщины в родах.
Кстати, день считался подходящим для завязывания с пьянством, вино можно было пить (так как это праздник), но совсем чуть-чуть. Поговорка гласила:
«На постника-Ивана пригубь не больше одного стакана».
Кроме того, Иоанн считался «ответственным» за все, что связано с головой: ему молились об избавлении от головной боли.
ФБА «Экономика сегодня» /
Иконография
Существование Иоанна Предтечи как одной из самых значимых фигур, присутствующих при земной жизни Христа, подвигли иконописцев на создание разнообразных сюжетов.
Историки выделяют 2 основных вида изображений. Иконы изображают сам момент преступления, когда палачи отрубают голову Иоанна. Это достаточно мрачные холсты, где изображена отлетающая голова, а также кровь, хлынувшая из тела. Основные оттенки полотен – багровый, черный золотой и коричневый.
На одной из самых известных икон верхняя часть холста украшена изображением Иисуса Христа, который взирает на преступление и складывает руки в благословляющем жесте. Центральная часть верхнего поля содержит надпись, которая гласит, что происходит усекновение головы.
Второй сюжет – это изображение мертвой головы Предтечи. Она покоится на блюде, застеленном белой тканью. Преобладающие оттенки икон – белый, синий, темно-коричневый. Лик святого бледен, глаза закрыты. Самые темные пятна на иконе – волосы и борода Иоанна. Подложка под головой – темно-красная, за центральным изображением иконописцы рисуют штору лазоревого оттенка. Над головой сделана надпись: «Глава св. Иоанна Крестителя».
Трагическому событию посвящено немало картин. Многие из них изображают Саломею, которая танцевала перед праведником. Другие рисуют момент преступления, когда над Крестителем заносится меч или нож.