Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Юрий Смирнов)


Русская Православная Церковь

Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г.

В 1956-1960 гг. и в 1963-1967 гг. иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I.

Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии.

15 марта 1965 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с наречением имени Евлогий в честь мученика, иже в Палестине.

21 марта 1965 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) (впоследствии — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во иеродиакона.

В 1966 г. окончил Московскую духовную академию вторым со степенью кандидата богословия, защитив работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского». Оставлен при МДА профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в МДС.

19 октября 1969 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен во иеромонаха.

В 1967 г. назначен помощником, в 1969 г. — старшим помощником инспектора МДА.

7 апреля 1970 г. возведен в сан игумена. В 1972-1983 гг. исполнял послушание эконома объединенного хозяйства Троице-Сергиевой лавры и МДА.

7 апреля 1973 г. возведен в сан архимандрита.

С 1973 г. преподавал в Московских духовных школах литургику, сравнительное и пастырское богословие. В 1975 г. за чтение пробной лекции по истории возведен в звание доцента МДА. В 1977 г. удостоен ученой степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1978 г. возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории.

23 мая 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря, где проходил служение до сентября 1986 г. Данилов монастырь стал первой в Москве обителью, возвращенной Церкви советской властью. Монастырь, закрытый в 30-е годы XX века, был передан для восстановления и создания духовно-административного центра Русской Церкви в связи с подготовкой к проведению 1000-летия Крещения Руси.

С 1986 г. — первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия.

13 августа 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

В качестве паломника, а также члена официальных делегаций и участника научных конференций посещал Грецию, Болгарию, Швейцарию, Италию, Францию, Израиль.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 27 октября 1990 г. определен епископом Владимирским и Суздальским.

10 ноября 1990 г. в Успенском кафедральном соборе г. Владимира наречен, а 11 ноября — хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.

С 27 октября 1990 г. по 16 июля 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей.

25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 75) назначен главой новообразованной Владимирской митрополии.

С июля 2013 г. по май 2014 г. — временный управляющий Александровской епархией.

18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

В 2008-2017 гг. — член Высшего общецерковного суда. На Архиерейском Соборе 2021 г. назначен советником Высшего общецерковного суда.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2021 г. (журнал № 108) почислен на покой с выражением благодарности «за архипастырское окормление в течение многих лет Владимирской епархии, которое способствовало всестороннему развитию церковной жизни — увеличению числа приходов и численности духовенства, открытию монастырей и духовной школы, ведению конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за деятельность в качестве главы Владимирской митрополии». Местом пребывания определен г. Владимир.

Скончался 22 июля 2021 г. Отпевание состоялось 25 июля в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. Погребен владыка в Георгиевском приделе Успенского собора.

Семья и юность[править]

Родился в многодетной семье сельского священника Семёна Ивановича Георгиевского. В юности, прошедшей в бедности, часто посещал Оптину пустынь и великого старца этой обители Амвросия (Гренкова).

Позднее вспоминал, что

тяжёлые впечатления раннего моего детства заставили меня еще ребенком почувствовать, что такое социальная неправда. Впоследствии я понял, откуда в семинариях революционная настроенность молодежи: она развивалась из ощущений социальной несправедливости, воспринятых в детстве. Забитость, униженное положение отцов сказывалось бунтарским протестом в детях. Общение с народом привело меня с детских лет к сознанию, что интересы его и наши связаны.

Единство должно быть во Христе, а не «между своими»

На все архиерейские службы, где бы владыка ни служил, из ближайших монастырей игумены и игумении съезжались с радостью, помолиться со своим архипастырем. Единство монашествующих владыка всячески поддерживал – чтобы никто не закрывался наглухо внутри своих монастырских стен. Все должны быть во Христе едины.

Только где-нибудь наметится тенденция к изоляции, тотчас же владыка лично ехал туда, общался со свойственной ему простотой, добротой, расположением. Часто обращения к монашествующим рассылал: к началу постов, к тому или иному празднику. И всегда это было живое духовное слово.

Всё, что благословлял владыка, живо

Мудрость владыки и в подборе руководителей сказывалась. Те, кого он ставил во главе обителей, справлялись – их не надо уже было то и дело смещать (разве что в каких-то совсем уж единичных случаях) – и все так и несут свое служение. Исключительное у владыки было видение души и возможностей человека.

Ни один монастырь из тех, которые владыка открывал, не закрылся: ни по экономическим причинам, ни в силу какого-то внутреннего раздора между насельниками, насельницами. Всё, что благословлял владыка, живо. Хотя обстоятельства складывались по-разному. Иногда вроде уже и пополнения нет, – но все равно все устраивалось по молитвам архиерея.

Каждая обитель епархии у нас вернулась в свои исторические территории и объемы. Посторонние учреждения, организации и т. д. полностью покинули ограды монастырских стен. Причем они как-то потихонечку съехали, без особых конфликтов, скандалов. Единственное – где-то с музеями остаются общие площади, – но и это при мудрости владыки проблемой не становилось.

В годы Первой мировой и Гражданской войн[править]

С 14 мая 1914 — архиепископ Волынский и Житомирский. В 1914 был назначен управляющим делами Русской православной церкви на оккупированных территориях Австро-Венгрии. Руководил массовым открытием в Галиции православных приходов, что привело к его обвинению частью российского общества в «русификации», а также вызвало негативную реакцию униатов. В 1916 был освобождён от этой должности.

Участвовал в работе Всероссийского церковного собора 1917—1918, возглавлял отдел «Богослужение, проповедничество и церковное искусство», выступал за восстановление Патриаршества. Затем уехал на Украину, где боролся против автокефалистского движения. После занятия Киева войсками Директории в конце 1918 был арестован вместе с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) и отправлен в заключение в униатский базилианский монастырь. Затем архиереи были арестованы уже польскими властями, некоторое время жили во Львове в резиденции униатского митрополита Андрея Шептицкого, который приложил усилия для их освобождения.

Когда владыки Антоний и Евлогий были освобождены, они в августе 1919 прибыли в Екатеринодар в расположение Добровольческой армии. Там архиепископ Евлогий участвовал в деятельности Высшего церковного управления в Новочеркасске.

Земной поклон – пасомым

Монашеская жизнь епархии всегда была у владыки под неусыпным контролем – он знал всё и обо всех. А в тридцати монастырях у нас около полутысячи монашествующих. Конечно, владыка создал в какой-то момент епархиальный монастырский совет. Но и сам во всё вникал.

Всем был доступен: не только настоятелям и игумениям, но и братиям, сестрам. На общих беседах призывал не стесняться, задавать вопросы. Кротко отвечал, смиренный был – снисходил, разъяснял, что требовалось.

Один диакон, ныне почивший, начал было резко себя вести на монастырском собрании, критиковать владыку, а наш архипастырь встал и при всех ему земной поклон положил:

– Прости, брат.

Он так мог и игумении при переводе ее на другое место в какой-нибудь сложный монастырь поклониться в ножки:

– Матушка, примите назначение, я Вас очень прошу, пожалуйста…

Не наигранно. Это всё органично было владыке при его духовном устроении. Такое не повторишь, если сам не таков.

Всегда благодарил:

– Благодарю, матушка, что Вы приняли назначение.

Примечания[править]

  1. Журнал Московской Патриархии
    . 2006, № 12, стр. 75 — 81: А. Кострюков.
    Митрополит Евлогий (Георгиевский) и Патриарший указ об упразднении Зарубежного ВЦУ
    — см. на сайте ЖМП
  2. Тем не менее, считает публицист О. А. Платонов, «деятельность русского Богословского института в Париже вряд ли оправдала надежды космополитической и масонской общественности, ибо реальный вклад ученых этого института в коренную русскую культуру был более значителен, чем их экуменические издержки» (Платонов О. А.
    Под властью зверя. — М.: Алгоритм, 2004. — С. 567—568. ISBN 5-699-08264-6).
  3. М. Н. Гирса.
  4. патриотическим Высшим Церковным Управлением
  5. Глава 20 // Митрополит Евлогий (Георгиевский).
    Путь моей жизни

Член Государственной думы[править]

В 1907 был избран членом II Государственной думы от православного населения Люблинского и Седлецкого воеводств. В 1907—1912 — член III Государственной думы. Входил в состав ряда думских комиссий: законодательных предположений, вероисповедной, старообрядческой, аграрной. Являлся председателем вероисповедной комиссии. Был членом фракции умеренно-правых, затем Русской национальной фракции. Старался защищать интересы крестьян, в том числе вступая в противоречия с правыми депутатами из числа помещиков. Был активным сторонником государственной поддержки церковно-приходских школ. Выступал против расширения прав старообрядцев, предоставления им права проповеди. Уже в эмиграции пересмотрел некоторые свои взгляды того времени:

Может быть, и не надо было цепляться за старые позиции — бояться пропаганды, но мы, увы, тогда еще не знали, что придут безбожные агитаторы, которые будут кощунствовать и вытравлять самое понятие Бога из русских душ. Лишь теперь, оглядываясь назад, видишь, как мы были близоруки.

Одним из основных результатов его депутатской деятельности было издание в 1912 закона об учреждении Холмской губернии из русских уездов Привислинского края и выделение ее из состава Царства Польского. Активно полемизировал с депутатами, представлявшими «Польское коло», Конституционно-демократическую партию и левые фракции, которые решительно возражали против сокращения территории Царства Польского. В ходе обсуждения законопроекта апеллировал к общественному мнению, привлекая его на сторону русского населения Холмщины. В результате, в Холмской губернии (её официальное учреждение состоялось в 1913) значительную роль с самого начала её существования стала играть Православная церковь под руководством владыки Евлогия. Однако после восстановления независимости Польши Холмщина вернулась в её состав (сейчас город Холм — это польский Хелм).

Любвеобильный архиерей

Люди Божии тихо живут, неприметно. Сколь бы высокий сан и должность ни занимали. Молятся обо всех. Владыка Евлогий остается у нас в памяти добрым, любвеобильным, заботливым, внимательным ко всем. Всё при нем просто и складно было.

Монашествующих владыка Евлогий очень любил. Ездил постоянно по монастырям. Приезжал без предупреждения, всенощную служил, ночевать оставался, наутро – Литургию. Потом со всеми за трапезу. Непритязателен был: что есть, то и поест понемножку.

Беседы устраивал с братией. Говорил не о ведении монастырского сайта, не о паломнической деятельности и т. д., а о монашеском духе. Это не значит, что всё остальное упускалось, но в центре разговоров было Царство Небесное, спасение, покаяние, молитва. На внешних вопросах владыка особо не заострял внимания, это всё как-то между делом решалось. Главное – единое на потребу

(Лк. 10: 42).

Говорил владыка просто, от души. Его посещения всегда укрепляли братство, сестричество. Все как-то сразу успокаивались, раздоры умиротворялись. Он умел во всем найти золотую середину, особенно это касалось женских монастырей: взаимоотношений матушки игумении, служащего духовенства, духовника. Здесь зачастую образуется узел противоречий и проблем, у него же это как-то заранее было урегулировано – в монастыри методическая распечатка рассылалась: кому и какие вопросы решать.

Самоумаление

Сам облик владыки Евлогия – монашеский, смиренный – уже назидал. Владыка всегда был чрезвычайно скромен. Подошел к нему как-то на одном из монашеских съездов собрат-архиерей и спросил:

– Сколько у вас монастырей в епархии? – отметив: – У меня уже четыре.

Владыка задумался: как бы ответить, чтобы только в неловкое положение не поставить никого.

– Все мои монастыри не стоят одного вашего, владыка…

Постоянно самоумалялся.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]