«Плохость» определяется только одним – совершением греха, а в этом и «слабый», и «сильный» пол одинаковы. Я берусь утверждать, что с точки зрения евангельского откровения и церковного вероучения, проблемы «женщина в Церкви» не существует. «Слабый пол» так или иначе, пусть и с оговорками, но представлен во всех сторонах церковной жизни. Напомню, что среди тех, кого Церковь именует «святыми» и кого Церковь представляет как пример христианской жизни, равно почитаются и мужчины, и женщины. Более всех святых и даже более ангелов в Православной Церкви почитается женщина и мать – Пресвятая Богородица.
В современной церковной жизни мы видим женщин философов, богословов, литургистов (специалисты по организации богослужения), педагогов, миссионеров, катехизаторов (обучают новичков основам вероучения), настоятельниц монастырей, журналистов, юристов, бухгалтеров, регентов, старост приходских общин, певчих и даже тех, что прислуживают в храме во время богослужения. Видим даже женщин, что вопреки общему правилу, бывают в алтаре, пусть и для уборки. Знаем представительниц «слабого пола», которые жертвуют Церкви деньги и через это имеют значительное, хоть и непубличное влияние. Общеизвестно, что женщины участвуют даже в церковных соборах и голосуют по важнейшим вопросам. Голос женщин учитывался и на выборах Патриарха.
Особо обращу внимание, что в современной церковной жизни женщины на равных с мужчинами представлены в областях куда более значимых и для нашей культуры, и для жизни Церкви, чем «присутствие в алтаре» или «прислуживание священнику во время богослужения». Писатели, журналисты, учителя, катехизаторы – это те церковные профессии или служения, в которых передаётся церковная традиция, где женщины фактически «влияют на умы» и выступают от имени Церкви.
Достаточно обратиться к православному христианскому учению о мужчинах и женщинах, к учению и опыту почитания Пресвятой Богородицы, а также к христианскому пониманию правил поведения в храме, и всё станет на свои места. Жизнь женщин в отношении Бога и христиан ничем не ущемлена и зависит, так же, как и жизнь мужчин, только от их собственной веры, произволения и усердия.
Несмотря на достаточно ясную евангельскую и богословскую позицию Церкви в отношении «слабого пола», в православии есть определённые моменты, влияющие на церковную жизнь женщин. В данном случае, «практика», являясь более суровой, противоречит «теории», и в обозримом будущем ничего не изменится. Я говорю прежде всего об отношении к «женской нечистоте» и о восприятии женщин через призму архаичного средневекового общества.
Почему женщина не может быть священником?
Осмелюсь сказать, что в конечном итоге, есть только один ответ на этот вопрос и его достаточно, чтобы более не возвращаться к этой теме. Священники призваны в меру сил продолжать служение Иисуса Христа. Они, как и Он, – мужчины и пастыри. Господь – глава той большой семьи, того собрания, что получило название Церковь. Священник – тоже глава, он осуществляет отеческое служение в отношении христианской общины, вверенной ему Богом.
Опыт протестантских церквей и «женского священства» не подходит для сравнения с православием и католичеством. Священство в протестантизме, насколько я понимаю, тождественно понятию «старейшина» и близко к понятиям «староста», «учитель» и «спикер». О священстве в православии я как-то писал, ключевым отличительным моментом является особое Божье благословение, преподаваемое священникам, особые Божьи дары, что необходимы для служения по образу Самого Христа. В православной традиции женщины могут быть и «старейшинами», и «старостами», и «учителями», и «спикерами», но не могут уподобиться Христу в его пастырстве.
О женской «нечистоте»
«Нечистота женщины» – это отжившие своё и необходимые только на определённом историческом этапе, однако проросшие и укоренившиеся в православной жизни ветхозаветные взгляды на родовые процессы в жизни женщины. Вероятно, это произошло из некоторых педагогических и гигиенических соображений, которые в последствии отошли на второй план, уступив место традиционному «так надо». Для нас важно, что с очень давних (но отнюдь не апостольских) времён женщины в дни «месячного очищения» и в сорокадневный послеродовой период стали считаться «нечистыми». Это понимание наложилось на традиционное для древности, но не всегда одобряемое христианами разделение мира на «священное» и «профанное», когда святыни мыслились как нечто самодостаточное, что можно осквернить. Отсюда, кстати, в конечном итоге и произошёл запрет женщинам входить в алтарь как в «святыню» храма.
Понятие женской «нечистоты» нашло отражение в многочисленных высказываниях церковных проповедников и писателей, а также в церковных правилах (канонах) и молитвах о женщине, родившей ребёнка. Некоторые толкователи сходятся во мнении, что женщинам не рекомендуется без особой нужды причащаться Тела и Крови Христа в состоянии «нечистоты». Хотя даже при таком строгом понимании церковное законодательство не содержит никаких «наказаний» за нарушение этой дисциплины. Иные толкователи указывают, что «нечистота» происходит только от греха, что нет и не может быть связи между «родовыми процессами» и причащением женщин. Не вдаваясь в подробности, отошлю желающих к исследованию этого вопроса и напомню, что ещё в начале прошлого века (до революции) отношение к женщине как к «нечистой» подвергалось серьёзной критике со стороны мирян, священства и даже епископата.
Я понимаю, что для современной женщины достаточно дико читать и знать, что она может считаться «нечистой», а порой даже «ущербной» только за проявления её природы, которые к тому же, благодаря высокому уровню медицины и гигиены, не оказывают ныне никакого влияния ни на что. И тем не менее женщинам надо быть готовыми, что в православных храмах у них могут нетактично поинтересоваться, нет ли у них «месячных».
Православная психология
Дорогие братья и сестры! Периодически на сайте «завязываются» нешуточные разборки по вопросу природы и месту в обществе и семье мужчины и женщины. Хорошо, конечно, что есть возможность высказать свое мнение. Позвольте представить вашему вниманию изречения Святых Отцов «О женщине, для женщины…». Реакция будет очень разной, но прошу Вас – перед тем как негодовать посмотрите кому оно принадлежит… Если, например, свт. Иоанн Златоусту или свт. Василию Великому напомню – именно ими составлены Божественные Литургии, совершаемые в наших храмах… И если нам нравятся изречения Святых Отцов: о молитве, о покаянии, о борьбе со страстями и проч. не глупо ли будет пренебречь и этим наследием…
* * * …Ходить, влача за собою одежду, походку иметь не естественную, но свободно приученную к неблагопристойным движениям, есть признак женщины надменной и сладострастной (свт. Василий Великий).
* * * Женщины должны в церкви молчать, дома же заниматься беседами о благоугождении Богу (свт. Василий Великий).
* * * Как от бурь и непогод тонут непрочные корабли, так от худых наклонностей жен гибнут немощные души их <�мужей> (свт. Василий Великий).
* * * На удовлетворение женских пожеланий не станет никакого богатства, хотя бы оно текло реками… (свт. Василий Великий).
* * * О, какое всякого зла злейшее зло — лукавая жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а ежели есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она — сугубое зло, нестерпимое животное, неисцелимая болезнь, неукротимый зверь (прп. Ефрем Сирин).
* * * …Кто имеет у себя лукавую жену, тот пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои беззакония (прп. Ефрем Сирин).
* * * Хорошо жене — почитать Христа в лице мужа; хорошо и мужу — не бесчестить церковь в лице жены (свт. Григорий Богослов).
* * * Неприлично женщинам выказывать в себе мужеский нрав; всякое другое правило, кроме стыдливости, чуждо благонравной женщине (свт. Григорий Богослов).
* * * Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи; не покрывайте Божия лика гнусными красками, и вместо лица не носите личины. Женщине неприлично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото вплетено было в кудри, или несвязанные волосы… Ей неприлично носить наверху гребень, наподобие шлема, или видную издали мужчинам и блестящую башню. Неприлично и то, чтобы сквозь тонкий лен просвечивали твои волосы, вместе покрытые и открытые, и сияя как золото, где сбежало покрывало, выказывали мастерство твоей трудившейся руки, когда, поставив перед собою слепого наставника — бездушное изображение своего лица, с его помощью писала ты свою красоту. Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираниями, но чистую храните для одних своих супругов, и не обращайте на постороннего жадных очей, потому что вслед за очами неблагочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы в дар красоты, то избегайте второго безобразия, т. е. не заимствуйте красоты у рук — красоты, которую доставляет земля, которую распутные женщины покупают… красоты, которая стирается и стекает на землю, не может удержаться на тебе во время смеха, когда веселие приводит в трепет ланиту, — красоты, которую изобличают в подлоге ручьи слез, увлажняющий ланиты страх, и уничтожает капля росы (свт. Григорий Богослов).
* * * Один цвет любезен в женщинах — это добрый румянец стыдливости. Его живописует наш Живописец. Если хочешь, уступлю тебе и другой цвет; придай своей красоте бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдениями днем и ночью. Вот притирания, годные и незамужним и замужним! А красильные вещества побережем для стен и для таких женщин, в которых производит бешенство и помет молодых людей. Они пусть и скачут, и смеются бесстыдно; а нам не позволено даже и смотреть на распутных женщин. Лучшая драгоценность для женщин — добрые нравы, т. е. сидеть больше дома, беседовать о Божием слове, заниматься тканием и пряжей… на устах, на глазах и на ланитах носить узы, не часто переступать за порог своего дома, искать себе увеселений только в обществе целомудренных женщин и в одном своем муже, для которого ты, с Божия благословения, разрешила девственный пояс. Да и вольностям мужа полагай меру, чтобы тем самым уверить его, как далеко ты держишь себя от чужих мужчин (свт. Григорий Богослов).
* * * Во-первых, почитай Бога, а потом супруга — глаз твоей жизни, руководителя твоих намерений. Его одного люби, ему одному весели сердце, и тем больше, чем нежнейшую к тебе питает любовь; под узами единодушия сохраняй неразрывную привязанность. Дозволяй себе не такую вольность, на какую вызывает тебя любовь мужа, но какая прилична; потому что во всем возможно пресыщение. Но хотя и во всем бывает пресыщение, однако же лучше такая любовь, которая не знает оного. Родившись женщиной, не присвояй себе важности, свойственной мужчине; и не величайся родом, не надмевайся ни одеждами, ни мудростью. Твоя мудрость — покоряться законам супружества, потому что узел брака все делает общим у жены с мужем. Когда муж раздражен, уступи ему, а когда утомлен, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силою усмиряет разъяренного зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукою и приговаривая ласковые слова (свт. Григорий Богослов).
* * * Радости и все скорби мужа и для себя почитай общими. Пусть и заботы будут у вас общие; потому что чрез это возрастает дом (свт. Григорий Богослов).
* * * Будь высокомудренна, но не высокоумна (свт. Григорий Богослов).
* * * На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневливых трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным. Уши свои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые, и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями (свт. Григорий Богослов).
* * * На щеках твоих не должно быть ни похотливых движений, ни гневливых трепетаний. Это постыдно для всякого человека, особенно же для женщины, и делает лицо безобразным. Уши свои укрась не жемчугом, но привычкой внимать добрым речам, а для худых речей замыкать их ключом ума. И отверстые, и замкнутые уши твои да будут целомудренными слушателями (свт. Григорий Богослов).
* * * …Жену делает любезною не благообразие тела, но добродетель души, не притирания и подкрашивания, не золото и драгоценные одежды, но целомудрие, кротость и постоянный страх Божий (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Как звероловы, раскинув сети, стараются заманить диких животных, чтобы заколоть их, так и эти <�развратные> женщины, раскинув всюду сети любострастия, и глазами, и телодвижениями, и словами завлекают и опутывают своих любовников, и отстают не прежде, как выпив и самую кровь их, а после сами же нападают на них, смеются над их глупостью и много издеваются над ними (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Не столько природа делает лицо красивым, сколько расположение взирающего на него; а расположение обыкновенно ничем так не приобретается, как целомудрием и скромностью (свт. Иоанн Златоуст).
* * * …Украшай лицо целомудрием, скромностью, милостынею, человеколюбием, любовью, приветливостью к мужу, кротостью, смирением, терпеливостью; вот краски добродетели; ими ты привлечешь любовь не людей только, но и Ангелов; за них восхвалит тебя Сам Бог; когда же Бог будет благоволить к тебе, то, конечно, Он привяжет к тебе и мужа (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Если благоразумному мужу позволено лишь только тихо улыбаться, то мудрой женщине едва советуется даже и это (свт. Иоанн Златоуст).
* * * …Развратная, невоздержная, сварливая <�жена>, хотя бы нашла в доме бесчисленные сокровища, расточит их скорее всякого ветра и ввергнет мужа вместе с бедностью в бесчисленные несчастья (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Это существо (женщина), в самом деле, настойчиво и решительно: если уклонится ко злу, то совершает великие злодеяния; а если примется за добродетель, так скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего намерения (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Какая тебе, жена, польза от золота? Чтобы казаться красивою и благообразною? Но это нисколько не придает красоты душе твоей. Будь красива душою, — тогда будешь приятна и по телу (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Не говори мне о красоте тела, но смотри на достоинства души. Что представляет из себя красивая женщина? Гроб разукрашенный, если она не украсила себя целомудрием (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Все женщины, преданные целомудрию, достойны названия мужественных (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Это зло <�гордость и высокомерие> везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее (свт. Иоанн Златоуст).
* * * …Покрытие <�женской головы> есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоят именно в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается это делать, так как он — образ Самого Владыки… (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Тебя, <�женщина>, создал Бог благообразною для того, чтобы и чрез это возбудить в нас удивление к Себе, а не для того, чтобы Ему мы наносили оскорбление. Не такими воздавай Ему за это дарами, но целомудрием и скромностью. Бог создал тебя благообразною для того, чтобы чрез это умножить для тебя подвиги скромности. Не в одинаковой ведь степени (трудно) сохранять целомудрие той, которая во всех возбуждает любовь к себе, и той, к которой никто не чувствует расположения (свт. Иоанн Златоуст).
* * * …Не станем украшать себя, — потому что это лишняя и бесполезная забота; не будем приучать своих мужей к тому, чтобы они любили одну только наружность. Если ты будешь так украшать себя, то он, привыкши к этому, (взирал) на твое лицо, легко может быть прельщен распутством. Напротив, если ты научишь его любить благонравие и скромность, то он не скоро впадет в прелюбодеяние, потому что у блудницы он не найдет этого, но найдет противное тому. Итак, не приучай его прельщаться смехом, ни свободными телодвижениями, чтобы ты чрез это не приготовила яда для самой себя. Учи его находить удовольствие в скромности; а это ты можешь сделать тогда, когда ты скромно будешь держать себя. В самом деле, если ты сама легкомысленна и сладострастна, то как можешь завести с ним благопристойную речь? (свт. Иоанн Златоуст).
* * * …И жене досталась немаловажная часть всего вообще управления делами, именно — домашняя; а без нее и гражданские дела никогда не могли бы состояться. Если бы домашние дела находились в расстройстве и беспорядке, то каждый из граждан должен был бы сидеть дома, и дела гражданские находились бы в худом положении. Таким образом и в этих делах она участвует не менее (мужа), и в духовных (свт. Иоанн Златоуст).
* * * …Вы теперь тело украшаете, а души оскверняете. Но что за приятность в том, что сосуд золотой, если содержащийся в нем напиток смертоносен? Не таковы ли блудницы? Лица их цветут красками, а души погибают. Разве, нарумянивая свое лицо пурпуровой краской, не устраивают они своими перстами подобие того огня, который им угрожает, — тогда как следовало бы им самые сердца свои окропить кровью Иисуса и убелить Его Духом свои души, чтобы цвет души заблистал, как роза в соединении с лилией? (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Ты желаешь казаться красивой? И я желаю этого, но только — тою красотою, которой требует Бог, красотою, которой хочет Царь (Небесный) (свт. Иоанн Златоуст).
* * * Одни из женщин, не имея терпения скрывать женские болезни, если они благообразны и богаты, гордятся блеском обделанных в золото драгоценных камней, а если безобразны и бедны, мастями и подкрашиванием глаз ухищряются придать себе красоту. А те, которым желательно, чтобы почитали их честными, хотя довольствуются природною красотою, однако же не отказываются придавать ей лучший вид. Истинно же целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе будучи рабом, не возгордилось пред душою, которой вверено право владычества; напротив того, приобучают тело знать свойственный ему чин и не выставляют его в виде приманки служить поджогою и поводом к непотребству, но по возможности отъемлют у него все, что обратилось бы в пищу этому огню. И вот от одного правдолюбивого мужа слышал я достойный внимания и памяти рассказ… Однажды юноша, похотливый и женский прислужник, увидел прекрасную девицу, сильно ею пленился, и употреблял все ухищрения удовлетворить своему пожеланию, но девица с самого начала сделала ему отказ; потому что была благородна, целомудренна, дала обет и душу и тело соблюсти Христу неприкосновенными. Но когда услышала, что юноша ведет себя, как неистовый и бешеный, изобрела способ, которым бы и свою соблюсти невинность и в нем угасить огонь. Остригши, лучше сказать, обривши все благолепие волос и пеплом, смешанным с водою, помазав лицо, она велела юноше войти к ней. Потом сказав вошедшему: «Ужели любишь ты это безобразие?» И юноша, как бы пришедши в себя из своего неистовства, не только угасил в себе огонь вожделения, но даже сделался пламенным любителем целомудрия (прп. Исидор Пелусиот).
* * * …<�Женская> ласка, по моему мнению, могущественнее страха… обольщающая убранством и слагающая с себя хитон сластолюбия, женщина — этот вития сильный в очаровании невнимательных, это давнее оружие диавола, которым он низложил многих мужественных (прп. Исидор Пелусиот).
* * * Взор женщины — ядовитая стрела, ранит душу и вливает в нее яд; и чем более застаревает сия язва, тем большее производит повреждение (прп. Нил Синайский).
* * * Благий Господь и в том являет великое о нас промышление, что бесстыдство женского пола удерживает стыдом, как бы некою уздою, ибо если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы никакая плоть (прп. Иоанн Лествичник).
* * * Та… которая не для покрытия и согревания тела употребляет одежду, а для показности и щеголяния изяществом и цветностию их, не только бесплодие души обнаруживает пред смотрящими на нее, но покрывается и бесстыдством блудническим (свт. Григорий Палама).
* * * В женщине преобладает кровь; в ней с особенной силой и утонченностью действуют все душевные страсти, преимущественно же тщеславие, сладострастие и лукавство. Последней прикрываются две первые (свт. Игнатий Брянчанинов).
azbyka.ru