Что можно и нельзя делать в Великий пост и какие существуют послабления в это время, объяснил священник

В 2021 году Великий пост начинается в понедельник, 2 марта, и заканчивается в субботу, 18 апреля. Пост – это аскетическая практика, которая заключается в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души – от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвления.

Более того, Великий пост важен при приготовлении к Пасхе, он начинается за семь недель до этого праздника. Сам по себе, вне пасхального контекста, он теряет смысл. Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь.

Пост человеку нужен для того, чтобы примириться со своей душой, постоянно стремящейся к Богу и блаженному состоянию. А это достигается через преодоление греховного навыка, который человек имеет в себе и никак не хочет с ним расставаться.

Особенности Великого поста

Великий пост -самый главный и строгий пост в церковном календаре. Его второе название Четыредесятница. Начали поститься еще первые христиане-иудеи, но продолжительность данного поста длилась не больше 80 часов (40 дневных и 40 ночных).

С приходом язычников в веру Христову это действие стало длиться 40 дней. Число выбрано неспроста. Ведь постился сам Иисус в пустыне 40 дней.

Первой целью поста была подготовка христианин к крещению. Этот обряд совершался на Пасху. Второй целью данного воздержания является подготовка верующих к празднованию Пасхи.

Всего есть пять недель Великого поста и 6 дней Страстной седмицы -самого сурового поста. Это 48 дней. В этот срок входит 40 дней воздержания, праздники Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, Седмица, которая рассказывает о мучениях Христа и его смерти. Данное воздержание является переходным, за ним не закреплено даты начала и окончания.

Также читайте: Когда можно есть кулич и яйца на Пасху


Важно! Великий пост 2021 с 15 марта и 1 мая.

Начинается пост сразу после Масленицы и продолжается до самой Пасхи. Только утром воскресенья на праздник Пасхи можно разговеться. Поэтому верующим христианам надо знать, когда Великий пост 2021 года, что можно и что нельзя делать.

Когда начинается и заканчивается Петров пост в 2021 году

Петрово говение (воздержание) по датам связано с днем Святой Троицы: начинается на восьмой день после нее и всегда в понедельник. Светлое Пасхальное Воскресенье и Троица – передвижные праздники, каждый год приходящиеся на разные числа. Поэтому и начало Апостольского поста, в отличие от его окончания, не привязано к одной дате, отчего продолжительность постного периода разная. В зависимости от того, когда отмечалась Пасха в текущем году, длительность летнего поста составляет от 42 до 8 дней.

Окончание Петровок – фиксированная дата, приходится на день накануне праздника Петра и Павла. Христианское торжество в честь почитания святых апостолов празднуется 12 июля (29 июня по юлианскому календарю), пост завершается всегда 11 июля.

В 2021 году Пасху верующие отмечали 2 мая, Троицу — 20 июня. Соответственно, Петровский пост начнется 28 июня и завершится ровно через две седмицы (недели) – 11 июля.

Важность Великого поста

Не зря сделали такое строгое и длинное воздержание, которое является большой редкостью в жизни верующих людей. Такой пост дает человеку возможность сделать ревизию своей жизни.

Ведь Иисус стал частью мира человеческого, прошел много испытаний, умерев и возродившись он кардинально изменил мир. Поэтому верующий человек должен оставить отзыв на данное действие, прийти к чему-то новому и правильному.

Запреты Великого поста

Если человек сделал осознанный выбор, и хочет поститься длительное время, но никогда этого не делал, ему надо посоветоваться с духовником. Ведь это нагрузка на организм. Вместе можно определить степень возможного воздержания.

Вот список того, что нельзя делать в Великий пост:

  1. Употреблять мясные и молочные изделия, яйца, рыбу.
  2. Кушать морепродукты (мидии, осьминоги, кальмары), которые считаются деликатесом. К примеру, монахи южных стран вкушают креветки, это не считается излишеством.
  3. Употреблять алкогольные напитки. В некоторые дни можно употреблять вино, разведенное с водой.
  4. Венчаться. Пост накладывает ограничение на супружескую близость. Сам Иоанн Златоуст говорил, что поститься должны не только глаза и уши, но и все тело.
  5. Ограничение веселья и развлечений.
  6. Нельзя читать легкую литературу, смотреть телевизор, вести долгие дискуссии в социальных сетях.
  7. Быть злым, агрессивным, осуждать, обижать ближних.
  8. Делать прелюбодеяние на стороне.
  9. Не лениться.
  10. Нельзя унывать. Человеку может показаться, что длительный период в 48 дней без вкусной еды и развлечений -скучный и серый. Но именно такое воздержание дает понять, что в нашей жизни пустое, без чего мы можем спокойно прожить.

Дни Великого поста, когда можно есть рыбу:

  • Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • Вербное воскресенье.

С понедельника по пятницу (если нет праздника) - не употребляют растительное масло.

Употребление масел растительного происхождения допустимо в такие дни: сорок Севастийских мучеников, Григория двоеслова. Данный обычай был в древности, потому что на столах были оливки (для южных стран это не проблема), и потому еще наличие масла считалось излишеством. Для мирян средней полосы России растительное масло -обычная еда, которую вполне можно употреблять в Великий пост.

В Лазареву субботу (11 апреля 2021 года) можно вкушать постные горячие блюда, рыбу и морепродукты, вино.

Полное ограничение пищи в такие дни:

  • первый день поста; Чистый понедельник; Страстная пятница.

На первой неделе поста в среду и пятницу надо есть пищу, которая не подвергалась термообработке. Исключают все гастрономические злоупотребления: острую, жирную, кислую, соленую, сладкую, жареную пищу, пряности.

Пост и ограничения в пище

прот. Алек­сий Умин­ский

Что такое Вели­кий пост? Как на него настро­иться? Зачем нужен Вели­кий пост­со­вре­мен­ному чело­веку? В Вики­пе­дии ска­зано, что пост — это «рели­ги­озно обу­слов­лен­ная тра­ди­ция воз­дер­жа­ния от при­ня­тия опре­де­лен­ной пищи и питья (пол­но­стью или опре­де­лен­ного вида), сопря­жен­ного с дру­гими духовно-аске­ти­че­скими прак­ти­ками». Опре­де­ле­ние по сути верное. Куль­тура поста суще­ствует не только в хри­сти­ан­стве и кон­кретно — в пра­во­сла­вии. Пост — состав­ная часть очень многих рели­ги­оз­ных систем, это оче­видно. Вики­пе­дия в каче­стве справки дает общее пред­став­ле­ние о посте, кото­рый, дей­стви­тѳльно, начи­на­ется именно с некого риту­аль­ного воздѳр­жа­ния от какого-либо рода пищи. В вет­хо­за­вет­ные вре­мена перед вели­кими собы­ти­ями, перед бит­вами, в пери­оды глу­бо­кого пока­я­ния, перед тем, как при­бли­зиться к свя­тыне или услы­шать голос Божий, люди пости­лись, воз­дер­жи­ва­ясь от пищи и супру­же­ских отно­ше­ний, поскольку Ветхий Завет пред­пи­сы­вал соблю­де­ние телес­ной чистоты во время поста.

Важна, однако, цель, ради кото­рой про­ис­хо­дит такое риту­аль­ное воз­дер­жа­ние. Стал ли пост другим по смыслу, содер­жа­нию или форме в ново­за­вет­ное время? Конечно, очень многое изме­ни­лось, хотя что-то оста­лось преж­ним — нечто глу­бо­кое, архе­ти­пи­че­ское. В послед­нее время обра­ща­ется много вни­ма­ния на то, что основ­ное в посте — это не воз­дер­жа­ние от пищи. В резуль­тате воз­ни­кает впе­чат­ле­ние, что на пищу серьез­ного вни­ма­ния можно не обра­щать. В то же время опре­де­ле­ние поста звучит как воз­дер­жа­ние от пищи прежде всего, и это самое про­стое, доступ­ное людям, самое оче­вид­ное. Как поститься? Чего-то не есть. А почему чего-то не есть? Какой в этом смысл?

Аске­ти­че­ское учение гово­рит нам о том, что воз­дер­жа­ние в пище — это борьба с чре­во­уго­дием. Многие святые отцы пишут, что Адам с Евой вку­сили в раю плод запрет­ный и теперь нам надо поститься. Я долго этого не мог понять. Но вот святые отцы рас­суж­дают о стра­стях и борьбе с ними. И пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин гово­рит о восьми глав­ных стра­стях. Среди них первой он назы­вает отнюдь не гор­дыню, гор­дыня стоит вось­мой, послед­ней. Первая среди стра­стей — чре­во­уго­дие.

Что же страш­ного, сверх­гре­хов­ного в чре­во­уго­дии, когда есть, как кажется, намного более опас­ные и тяжкие грехи, в мире бушуют стра­сти роко­вые? Чело­век поел в свое удо­воль­ствие, что здесь такого? Почему это — страсть, веду­щая чело­века к поги­бели? Долгое время и я не мог понять. И в какой-то момент осо­знал — под словом «чре­во­уго­дие» име­ется в виду не просто удо­воль­ствие вкусно, плотно поесть, насы­титься сверх меры, но чре­во­уго­дие — это страсть пожи­ра­ния. А пожи­ра­ние — свой­ство ада. Ад пожи­рает, это такое адское свой­ство — все сожрать и ничего не оста­вить, вгрызться и пожрать. Таким обра­зом, чре­во­уго­дие не озна­чает просто любовь чело­века к вкус­ной еде.

Дальше пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин в таком порядке пере­чис­ляет стра­сти: вторая — блуд, третья — среб­ро­лю­бие, за ними — гнев, печаль и уныние. Каждая новая страсть вырас­тает из преды­ду­щей, они свя­заны между собой как звенья одной цепи. Потому что блуд — это тоже насто­я­щее пожи­ра­ние — потре­бить, исполь­зо­вать дру­гого в своих целях. И среб­ро­лю­бие — раз­но­вид­ность пожи­ра­ния, при­об­ре­та­тель­ства. Чело­век же, пре­да­ю­щийся гневу, истреб­ляет, испе­пе­ляет все вокруг себя. Эти адские свой­ства про­ис­хо­дят из чре­во­уго­дия.

Мы сейчас живем в обще­стве потреб­ле­ния. Можно ска­зать по-дру­гому: мы живем в обще­стве чре­во­уго­дия. Потому что харак­тер­ной его осо­бен­но­стью явля­ется посто­ян­ное ощу­ще­ние, что мне чего-то не хва­тает, и не всегда что-то нужно, мне нужно посто­янно что-то поку­пать, при­об­ре­тать, гла­зами пожи­рать. Когда чело­век этой стра­стью забо­ле­вает, тогда начи­нает к миру отно­ситься потре­би­тель­ски, в его душе рож­да­ется ад.

Как писал Вла­ди­мир Мая­ков­ский: «Това­рищ Ленин, работа адовая будет сде­лана и дела­ется уже». И это дей­стви­тельно так. При­учить чело­века быть пожи­ра­ю­щей маши­ной — стрем­ле­ние совре­мен­ного мира. Повре­жден­ная грехом чело­ве­че­ская при­рода тяго­теет к такой жиз­нен­ной пози­ции — пожи­рать все вокруг себя. В семье один пожи­рает дру­гого, на работе про­ис­хо­дит то же, и в обще­стве чело­век ста­но­вится таким пожи­ра­те­лем. Мир суще­ствует для того, чтобы его пожи­рать. Такой чело­век смот­рит, где чего можно ухва­тить, урвать, при­сво­ить. «Я», «мне», «мое» — вот люби­мые слова пожи­ра­теля. Это свой­ство ада в душе чело­века рож­да­ется, и в каждом из нас оно живет. Мы при­хо­дим в Цер­ковь, и даже здесь смот­рим, что можно было бы пожрать.

Вспом­ним еван­гель­скую притчу о званых на брач­ный пир (Мф. 22:1–14). Что озна­чает в данном случае чело­век, одетый не в брач­ную одежду? Дело в том, что на Древ­нем Востоке рас­по­ря­ди­тели пиров гото­вили спе­ци­аль­ные наряды для гостей и каждый при­гла­шен­ный полу­чал в пода­рок от жениха и неве­сты свет­лые и радост­ные одежды в знак его соуча­стия в общем тор­же­стве. Но вот пришел некто, в этой брач­ной одежде совер­шенно не нуж­дав­шийся. Его нисколько не инте­ре­со­вали жених с неве­стой, ему не нужна была их радость, ему хоте­лось лишь сладко поесть и выпить, урвать что-то для себя.

А вот еще один образ, гораздо более страш­ный, потому что в данном случае мы имеем дело не с прит­чей, не с ино­ска­за­нием, а с реально слу­чив­шимся собы­тием. Это Анания и Сап­фира в пятой главе Деяний святых апо­сто­лов (Деян. 5:1–10), кото­рые про­дают свое имение и при­но­сят пожерт­во­ва­ние в хри­сти­ан­скую общину. Тогда, как мы читаем в Дея­ниях, у хри­стиан было все общее, никто не почи­тал ничего своим, все, что хри­сти­ане при­но­сили к ногам апо­сто­лов, те раз­да­вали другим по нуждам. Хри­сти­ане не только жерт­во­вали своим иму­ще­ством, но при­но­сили себя самих. Свой­ство рая, в отли­чие от свойств ада, — все время делиться, все время отда­вать, откры­ваться, собою жерт­во­вать. Таков при­знак Церкви, Цар­ствия Небес­ного, рай­ской жизни. И так было в первых хри­сти­ан­ских общи­нах — никто ничего не считал своим. А вот Анания и Сап­фира замыс­лили часть своего иму­ще­ства отдать Церкви, а часть утаить, хотя они были сво­бодны давать или не давать, отдать именно то, что хотят отдать. При­неся часть, они сде­лали вид, что отдали все. Зачем? Чтобы казаться своими. Они хотели поль­зо­ваться всем, что есть у других, но сохра­нить и еще нечто, при­над­ле­жа­щее только им. Полу­ча­ется, супруги попы­та­лись при­об­ре­сти нечто для себя там, где место любви, дове­рия и откры­то­сти. Таково помра­че­ние души, след­ствие повре­жде­ния чело­ве­че­ской натуры, свой­ствен­ного каж­дому из нас.

Коль скоро мы хотим это свой­ство ада — пожи­ра­ние — каким-то обра­зом в себе побе­дить, то надо начи­нать с самого про­стого, а именно с воз­дер­жа­ния в пище. Если так смот­реть на него, то огра­ни­че­ния в еде обре­тают глу­бо­кий духов­ный смысл — мы ведь не с пищей боремся, не ее как тако­вую отвер­гаем, но хотим истре­бить в себе вот эту тягу к пожи­ра­нию, к тому, чтобы все, что мы видим вокруг себя, каким-то обра­зом при­сво­ить.

Изна­чаль­ный, древ­ний, глу­бин­ный смысл поста — это, конечно, воз­дер­жа­ние телес­ное, огра­ни­че­ние в пище. Потому что с чре­во­уго­дия начи­на­ется вся цепочка стра­стей, о кото­рой гово­рят святые отцы. Может быть, она и кажется несколько схе­ма­тич­ной, но мы при­званы вос­пи­тать в себе иное отно­ше­ние к мате­ри­аль­ному миру, не то, какое было у Исава, про­дав­шего свое пер­во­род­ство за воз­мож­ность насы­тить чрево самой про­стой похлеб­кой (см.: Быт. 25:27–24), Исаву было все равно, вкус­ная ли это пища или не вкус­ная, изящно при­го­тов­лен­ная или нет. Ему важно было наесться, поэтому он легко рас­стался с пер­во­род­ством.

Сле­ду­ю­щая страсть — это блуд, потому что смот­ря­щий на чело­века про­ти­во­по­лож­ного пола нечи­стыми гла­зами как бы пожи­рает его. Сле­ду­ю­щее звено цепи — пожи­ра­ние через среб­ро­лю­бие. Стя­жа­телю все время чего-то не хва­тает, ему посто­янно нужно что-то при­об­ре­тать, копить. «Что непод­властно мне?» — вос­кли­цает скупой рыцарь из малень­кой тра­ге­дии А.С. Пуш­кина. А дальше чело­век, кото­рый мнит себя могу­ще­ствен­ным, стал­ки­ва­ясь с тем, что не стало его соб­ствен­но­стью, про­яв­ляет силь­ней­ший гнев. Все, что не по его воле, жела­нию или мнению, вызы­вает воз­му­ще­ние. Именно поэтому мы гне­ва­емся — нечто нам не при­над­ле­жит, нас не слу­ша­ется, нам непод­властно. Гне­ва­ю­щийся чело­век не может пре­бы­вать в радо­сти, это чело­век унылый, бес­цельно живу­щий, его посто­янно охва­ты­вает печаль. Его удо­вле­тво­ряет лишь новое при­об­ре­те­ние, оче­ред­ной момент пожи­ра­ния. Все осталь­ное время — тоска и оце­пе­не­ние: где сле­ду­ю­щий объект для пожи­ра­ния?

Когда насту­пает Вели­кий пост, имеет смысл все­рьез заду­маться, чего мы ждем от этого вре­мени? Какие цели перед собой ставим? От чего мы хотим изба­виться? Одна из очень важных целей Вели­кого поста — осво­бо­дить себя от при­стра­стия к пожи­ра­нию, кото­рое входит в нас через самый про­стой грех чре­во­уго­дия. Поэтому воз­дер­жа­ние в пище Вели­ким постом явля­ется духовно зна­чи­мым, осно­во­по­ла­га­ю­щим. Из этого не сле­дует, что при­да­вать зна­че­ние нужно лишь изме­не­нию диеты. Конечно, и мы все это знаем, самое глав­ное — духов­ная сто­рона поста. Но не настолько мате­ри­аль­ная, телес­ная сто­рона поста отде­лена от духов­ной, чтобы не при­да­вать ей серьез­ного зна­че­ния. И те, кто пони­мают, почему, постясь, мы отка­зы­ваем себе в пище, осо­знают, с чем мы боремся, постятся строго.

Строго поститься — это очень хорошо. Строго поститься — это пра­вильно. Но не стоит гор­диться своим постом. Мой пост не должен никому быть в тягость. Я строго пощусь, но при этом не обижаю чело­века, кото­рый не постится, поэтому я ради него скорее что-то нарушу в отно­ше­нии еды. Но оста­ется мое стрем­ле­ние строго соблю­дать пост, быть пре­дельно воз­дер­жан­ным. Стро­гий пост — это пост, во время кото­рого ты готов собою жерт­во­вать, готов себя огра­ни­чи­вать. Пост — это время жертвы, когда нужно пого­ло­дать, даже если это и лишает нас сил.

Уже с дет­ского воз­раста можно при­учать к посту именно как к пери­оду внут­рен­него роста. Мне кажется, очень важно, чтобы дети сами для себя опре­де­ляли меру поста в тот момент, когда они уже начи­нают быть к этому спо­собны. Скажем, в пять-шесть лет ребе­нок уже может хотя бы на корот­кое время себя в чем-то огра­ни­чить. Необя­за­тельно в раннем воз­расте соблю­дать весь пост, но про­ве­сти, постясь, Страст­ную сед­мицу, к при­меру, вполне воз­можно.

С этого стоит начи­нать. Задача роди­те­лей объ­яс­нить ребенку, почему на Страст­ной надо поститься. Он вполне может понять смысл вспо­ми­на­е­мых собы­тий Страст­ной недели и вслед за взрос­лыми захо­теть быть рядом с рас­пя­тым Хри­стом. А как можно быть вместе с рас­пя­тым Хри­стом, если про­дол­жать весе­литься, смот­реть муль­тики и есть кон­феты? Мне кажется; когда ребе­нок вос­пи­ты­ва­ется в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции, роди­те­лям и ему зна­комо Еван­ге­лие и вместе они придут хотя бы на одну, самую корот­кую, службу Страст­ной сед­мицы — вынос Пла­ща­ницы, тогда ребе­нок про­чув­ствует и пере­жи­вет стра­да­ния Христа так, как ему это доступно. И даже в раннем воз­расте пост будет осмыс­лен­ным. Полу­чен­ный опыт и впе­чат­ле­ния запо­ми­на­ются, и потом дети сами уже хотят поститься.

В разные пери­оды жизни про­жи­ва­ешь пост по-раз­ному. В моло­до­сти очень хорошо поститься по Типи­кону. Когда я, будучи моло­дым чело­ве­ком 22–23 лет, совер­шенно сво­бод­ным и полным сил, пришел в Цер­ковь, ста­рался строго соблю­дать пост, мне очень нра­ви­лось. Почему мне тогда было не поститься по Типи­кону? Типи­кон для меня был боль­шой под­держ­кой. Многие люди через него в свое время учи­лись пра­вильно отно­ситься к посту. Потом появи­лась семья, другие нагрузки, кото­рые не давали воз­мож­но­сти жить в точ­но­сти по Типи­кону. В моло­до­сти пост один, в супру­же­стве — другой, в свя­щен­стве — третий, в мно­го­дет­но­сти — чет­вер­тый, в ста­ро­сти и болез­нях он пятый. Пост каждый раз про­жи­ва­ешь по-раз­ному. В этом и его сво­бода. Только надо хотеть поститься. Когда есть жела­ние поститься, придет некая своя мера поста, ты почув­ству­ешь свою меру. Иногда, когда начи­на­ешь пере­бар­щи­вать с постом, воз­ни­кает ощу­ще­ние, что надо его осла­бить. Даешь себе послаб­ле­ние, а тут появ­ля­ется про­ти­во­по­лож­ное чув­ство — потери, некоей досады. Вот из этих внут­рен­них ощу­ще­ний и скла­ды­ва­ется твоя мера поста. Она может опре­де­литься только с при­об­ре­те­нием соб­ствен­ного опыта.

Типи­кон — отправ­ная точка. Напри­мер, мы знаем, что первые три дня Вели­кого поста не пола­га­ется вообще ника­кой пищи. Кто-то может это поне­сти, кто-то не может. Каждый чело­век для себя решает, что он может и чего не может, что по силам, а что нет. Здесь важна чест­ность перед самим собой. Не более того. Это опре­де­ля­ется только самим чело­ве­ком перед Богом. Взять бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ника на любое послаб­ле­ние всегда можно. Но зачем? Если ты не хочешь поститься, не постись, если хочешь поститься, постись. Зачем брать бла­го­сло­ве­ние, если ты честен перед Богом? Если ты не можешь поститься не вкушая молоч­ного или даже мяс­ного, постись с этим, но так, чтобы ты чув­ство­вал, что ты постишься. Сам реши, от чего ты отка­жешься постом.

Сам Хри­стос сорок дней постился, голо­дая в пустыне (Мф. 4:1–2). И когда сатана пред­ла­гает Спа­си­телю, иску­шая Его, пре­вра­тить камни в хлебы, Хри­стос отве­чает, что «не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исхо­дя­щим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Если чело­век отка­зы­ва­ется от одного рода пищи, просто заме­няя его другим родом пищи, то это, конечно, не пост. Для нашего духов­ного состо­я­ния не имеет прин­ци­пи­аль­ного зна­че­ния, какую пищу мы едим. Почему, скажем, мы не едим мяса?

Я не знаю почему. И считаю, что знать этого не нужно. Есть дис­ци­плина пра­во­слав­ного поста, кото­рая сфор­му­ли­ро­вана таким вот обра­зом. Можно, конечно, обра­титься к Вет­хому Завету и вспом­нить, что изна­чально Гос­подь бла­го­сло­вил чело­веку в пищу все, кроме мяса. Все про­из­рас­та­ю­щее на земле было 6лагословлено Богом в пищу чело­веку. Об этом гово­рят первые главы книги Бытия (Быт. 1:29; 2:15–16). Живот­ной пищи в раю чело­век не упо­треб­лял. Первое бла­го­сло­ве­ние Божье на вку­ше­ние мясной пищи мы встре­чаем после Все­мир­ного потопа, а именно после того, как Ной при­но­сит жертву Богу и заклю­чает с Ним завет. Только тогда впер­вые звучит бла­го­сло­ве­ние на вку­ше­ние мясной пищи (Быт. 9:1–4). Таким обра­зом, Ветхий Завет нам четко пока­зы­вает, что живое, дви­жу­ще­еся, оду­шев­лен­ное нико­гда не было рай­ской пищей и изна­чально чело­веку в пищу не пред­на­зна­ча­лось. Это одно из объ­яс­не­ний, почему мы не едим пищу живот­ного про­ис­хож­де­ния во время поста. Мы стре­мимся при­бли­зиться к рай­ской жизни, к состо­я­нию Адама до гре­хо­па­де­ния.

Но по боль­шому счету не имеет зна­че­ния, почему мы не едим мяса постом. Можно во время поста так поме­нять свое меню, что будет сытно и ком­фортно как и вне поста. Многие люди, их зовут веге­та­ри­ан­цами, нико­гда не едят ника­кой живот­ной пищи и пре­спо­кой­ненько себе суще­ствуют и очень даже довольны. Можно ведь кар­ди­нально поме­нять кухню, но смысла в посте не уви­деть. Вопрос не в том, сколько, скажем, яич­ного порошка в белом хлебе. А насколько ты вообще спо­со­бен воз­дер­жи­ваться. Поэтому не думаю, что имеет смысл детально иссле­до­вать содер­жа­ние каких-то «непост­ных» ингре­ди­ен­тов в том или ином про­дукте. Важнее понять, что постом пища должна быть про­стая, хотя необя­за­тельно невкус­ная. Спе­ци­ально гото­вить невкусно или пор­тить пищу Вели­ким постом не надо. Это непра­вильно. Иногда мы читаем повест­во­ва­ния о жизни подвиж­ни­ков бла­го­че­стия и встре­ча­ется рас­сказ, как монах в одной тарелке сме­ши­вал все куша­нья, ел это и таким обра­зом боролся с чре­во­уго­дием. Мне кажется, для обыч­ного чело­века это непри­ме­нимо и даже странно. Пища должна быть про­стой, но она не может быть совер­шенно одно­об­раз­ной, сложно созна­тельно весь пост питаться одним и тем же. Пусть пища будет в какой-то сте­пени раз­но­об­раз­ной. Лучше поме­нять свое отно­ше­ние к пище — учиться себя огра­ни­чи­вать. Каждый знает, от чего ему слож­нее отка­заться.

Поэтому вопрос не столько в том, какие про­дукты мы едим во время поста, сколько в том, как мы себя утес­няем, каким обра­зом мы боремся с этим каче­ством пожи­ра­ния, кото­рое в нас живет и лишает подо­бия Божия, не дает быть похо­жим на Христа. Вот что важно. Вопрос в том, делаем ли мы наш пост труд­ным путем, кото­рый надо пройти, что-то пре­одо­ле­вая в себе.

При­ме­ча­ния:

См.: Пар. 20:1–4; Ион. 3:1–10; Иоил. 2:12:17; Езд. 8:21–23 и др. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, в про­сто­ре­чии — святой Касьян (ок. 360–435) — хри­сти­ан­ский монах и бого­слов, один из осно­ва­те­лей мона­ше­ства в Гaллии, видный тео­ре­тик мона­ше­ской жизни. Почи­та­ние Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью — в неви­со­кос­ные годы 28 фев­раля. В висо­кос­ные годы 29 фев­раля. Святой Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Обо­зре­ние духов­ной брани // Доб­ро­то­лю­бие. Т. 2. Сед­мица (цер­ков­но­сла­вянск.) — неделя. Типико́н (греч. Typikon) (Типик, Устав) — бого­слу­жеб­ная книга Пра­во­слав­ной Церкви, содер­жа­щая прак­ти­че­ское руко­вод­ство для цер­ков­ной службы, ука­за­ния для чтений, постов для мона­хов и мирян.

Глава из книги: “Вели­кий пост. Объ­яс­не­ние смысла, зна­че­ния, содер­жа­ния”. — М.: Никея, 2021. — 192с. ISBN 978–5‑91761–657‑5

Что можно делать в Великий пост

Важно будет напомнить, что есть группы людей, для которых пищевое соблюдение поста облегчается:

  • беременные и кормящие женщины;
  • дети, подростки;
  • старики;
  • больные;
  • те, кто путешествует;
  • находятся в местах лишения свободы;
  • люди с физической и умственной нагрузкой.

Пост направлен не столько на ограничение человека в пищевых пристрастиях и веселье, сколько на понимание и оценку своей жизни, покаяние о том, что было сделано не так.

Список того, что можно делать в Великий пост:

  1. Молитва - главная задача поста. Насытить душу молитвами о прощении грехов.
  2. Быть добрее и снисходительнее к окружающим -детям, родителям. Пересмотреть общение с коллегами. Но к себе нужно стать жестче.
  3. Чаще бывать в храме.
  4. Соблюдать пост (не фанатично, а благоразумно).
  5. Освободиться от зависимостей.
  6. Делать добрые дела: отвезти вещи в детский дом, стать волонтером, давать подаяния нищим.
  7. Разумно распределять время.
  8. Прощать обиды.

Что запрещено и разрешено делать в Апостольский пост

Главное в постном периоде – воздержание духовное, а ограничения в пище играют второстепенную роль. Важно делать добрые дела, радовать Спасителя, держать себя в состоянии кротости, смирения, любви к окружающим.

Согласно церковным канонам, предписываются усердные молитвы, чтение духовных книг. Точно так же старательно работают, после чего обязательно отдыхают. Порицается праздное времяпрепровождение, шумные посиделки, просмотры телевизионных передач. Желательно по возможности отложить посещения гостей, концертов, кинотеатров.

В любое время, а в пост особенно не стоит обсуждать других, конфликтовать с окружающими, ссориться с домочадцами. Надо постараться оградить себя от слухов, сплетен, участия в разборках и скандалах.

При этом время воздержания не должно быть в тягость. Надо радоваться жизни, стараться миролюбиво и уважительно относиться к людям. Даже если с кем-то были конфликты, важно попробовать найти пути к примирению, к компромиссу, ведь пост – это период милосердия, мира и радушия.

В быту в Петровки запрещалось брать в долг деньги, рукодельничать («счастье зашьешь»). Запрет распространялся на курение, гадания, чревоугодничество.

Молитвы для Великого поста

Ни один пост не обходится без молитвы. В такие дни надо понимать всю суть данного ритуала, подходить к его исполнению с покаянием и чистой душой.

Вот список молитв, которые можно читать в Великий пост:

  1. Молитва Ефрема Сирина - о покаянии.
  2. Постные песнопения для богослужений.
  3. Акафисты можно в определенный даты. Это Акафист Пресвятой Богородице и Божьей Матери, и
  4. Акафист Божественным Страстям Христовым.

Важно!

Акафист -песня торжества или хвалы к определенному святому, Богородице, Христу с просьбой о помощи. Исполняется стоя, лицо направлено к иконе того, кому молитесь.

Особые богослужения, на которых важно присутствовать Пассия, канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров. Эта Литургия проходит без Евхаристии (таинство, когда превращают вино и хлеб в Тело и Кровь Господние).

В дни Великого поста происходит соборование -всех прихожан помазывают смесью из оливкового масла и вина.

Также читайте: Что можно делать в день Вознесения Господне

Во время поста всякая молитва хороша, особенно та, которая будет идти от чистого сердца, которая будет умиротворять душу, поднимать дух, даст новых сил и расширит горизонт познания жизни Христовой. В Великий пост 2021 года нужно не только молиться, но и знать, что можно и что нельзя делать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]