Конфликт в Сумской епархии УПЦ МП: обсуждается «факт подделки» резолюции предстоятеля Церкви


Сумской Преображенский собор

Сумская и Ахтырская епархия
Украинской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Украина, 40000, г. Сумы, ул. Соборная, 31
  • Тел.: (+380 (приемная); 22-05-60 (канцелярия); факс: 22-33-71
  • Официальный сайт: , старый сайт:
  • Каноническая территория: Сумский, Ахтырский, Белопольский, Великописаревский, Краснопольский, Лебединский, Тростянецкий р-ны Сумской обл.
  • Кафедральные соборы: Преображенский в г. Сумах, Покровский в г. Ахтырке
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

С начала распространения Православия на Руси, земли нынешней Сумской епархии входили в ведение митрополичьей Киевской епархии, затем вместе с ней подверглись разрушительному монгольскому нашествию и на несколько столетий превратилась в безлюдное «дикое поле». Но постепенно эти земли, часть т.н. Слободской Украины, стали вновь заселятся православными, преимущественно — беженцами от польских притеснений и насильственной унии. Церкви и монастыри, находившиеся здесь, входили в состав Патриаршей области, а с 1667 года – в состав Белгородской епархии. 16 октября 1799 года земли Слободской Украины вошли в новообразованную Слободско-Украинскую и Харьковскую епархию.
Сумская епархия была учреждена 9 ноября [1] 1866 года как Харьковское викариатство. Пресеклась в ходу сталинских гонений в 1935 году. Однако, после освобождения Сум осенью 1943 года от немецко-фашистских захватчиков, 4 декабря 1943 года обновленческий владыка Корнилий (Попов) принес покаяние в грехе раскола, был принят в сущем сане и назначен епископом Сумским и Ахтырским, чем была восстановлена викарная епархия.

В 1945 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви была создана самостоятельная Сумская епархия, в состав которой вошли следующие благочиния: Ахтырское, Белопольское Великописаревское, Глинское, Глуховское, Груновское, Конотопское, Кролевецкое, Краснопольское, Лебединское, Недригайловское, Миропольское, Путивльское, Роменское, Середина-Будское, Смеловское, Сумское, Талалаевское, Тростянецкое, Штеповское, Шосткинское.

В июне 1993 года из епархии выделена независимая Глуховская. С этого времени Сумская епархия объединяла районы южной и центральной части Сумской области.

25 сентября 2013 года Липоводолинский, Недригайловский и Роменский районы на западе епархии были переданы новоучрежденной Роменской епархии.

Исторические названия

  • Сумская (викарная, 1866 — 1945)
  • Сумская и Ахтырская (с 1945)

Статистика

  • 1 января 1958 [2] — 219 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2000 — 1 монастырь, 175 прихода, 145 священнослужителей (135 священников и 10 диаконов; из них 56 — в городских храмах и 89 — в сельских приходах) [3].
  • 2002 — 186 приходов [4].
  • ок. 2004 — 92 прихода; 170 священнослужителей (150 священников, 20 диаконов) [5].
  • декабрь 2012 — 271 приход, из них вакантных (без священника) — 23, количество приходов без храмов — 39 (из них 11 часовен, 15 храмов строится); 232 храма; 207 священнослужителей, из них архимандритов — 4, игуменов — 3, иеромонахов — 6, протоиереев — 99, иереев — 68, протодиаконов — 4, иеродиаконов — 4, диаконов — 19, за штатом числятся 34 священнослужителя [6]

Архипастыри

Викариатство Харьковское

  • Герман (Осецкий) (8 января 1867 — 1872)
  • Вениамин (Платонов) (30 июля 1872 — 9 апреля 1883)
  • Геннадий (Левицкий) (9 апреля 1883 — 29 ноября 1886)
  • Петр (Лосев) (1 ноября 1887 — 22 июля 1889)
  • Владимир (Шимкович) (24 августа 1890 – 5 декабря 1892)
  • Иоанн (Кратиров) (25 апреля 1893 — 17 января 1895)
  • Петр (Другов) (17 января 1895 – 30 мая 1899)
  • Иннокентий (Беляев) (1 августа 1899 — 10 декабря 1901)
  • Стефан (Архангельский) (27 января 1902 — 29 апреля 1904)
  • Алексий (Дородницын) (30 мая 1904 — 18 июля 1905)
  • Евгений (Бережков) (27 ноября 1905 — 22 мая 1909)
  • Василий (Богоявленский) (26 июля 1909 — 4 марта 1911)
  • Феодор (Лебедев) (8 мая 1911 — 14 мая 1916)
  • Митрофан (Абрамов) (5 июня 1916 — 1920)
  • Корнилий (Попов) (15 февраля 1921 — сентябрь 1922)
  • Сщмч. Константин (Дьяков) (21 сентября 1924 — 12 ноября 1927)
  • Вячеслав (Шкурко) (23 октября 1934 — 21 февраля 1936 [7])
  • 1936-1943 — пресеклась
  • Корнилий (Попов) (4 декабря 1943 — 13 апреля 1945)
  • Самостоятельная епархия

    • Иларион (Прохоров) (30 сентября 1945 — 27 декабря 1951)
    • Евстратий (Подольский) (27 декабря 1951 — 13 июля 1958)
    • Иоасаф (Лелюхин) (17 августа 1958 — 21 мая 1959)
    • 1959-1989 — управлялась Черниговскими архиереями
  • Никанор (Юхимюк) (6 июля 1989 — 1993)
  • Варфоломей (Ващук) (23 июня 1993 — 27 июля 1995)
  • Ионафан (Елецких) (27 июля 1995 — 30 марта 1999)
  • Иов (Смакоуз) (30 марта 1999 — 20 апреля 2005)
  • Марк (Петровцы) (23 мая 2005 — 14 декабря 2007)
  • Иларий (Шишковский) (14 декабря 2007 — 11 ноября 2008)
  • Иоанн (Сиопко) (11 ноября 2008 — 17 ноября 2008)
  • Евлогий (Гутченко) (с 17 ноября 2008)
  • Русская Православная Церковь

    Учреждена в 1943 г.

    Решением Синода УПЦ от 25 сентября 2013 г. (журнал № 70) из состава Сумской и Конотопской епархий выделена Роменская епархия. В составе Сумской епархии оставлены Ахтырский, Белопольский, Великописаревский, Краснопольский, Лебединский, Сумской и Тростянецкий районы Сумской области Украины. Епархиальному архиерею Сумской епархии Синод постановил и в дальнейшем именоваться «Сумской и Ахтырский».

    Кафедральный город — Сумы. Кафедральные соборы — Спасо-Преображенский (Сумы), Покровский (Ахтырка).

    Епархия разделена на 10 благочиннических округов по числу районов области.

    Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2012 года)

    Общее количество приходов — 271, из них вакантных (без священника) — 23, количество приходов без храмов — 39 (из них 11 часовен, 15 храмов строится).

    Общее количество храмов — 232.

    Церковное служение несут 207 священнослужителей. Из них: архимандритов — 4, игуменов — 3, иеромонахов — 6, протоиереев — 99, иереев — 68, протодиаконов — 4, иеродиаконов — 4, диаконов — 19. За штатом числятся 34 священнослужителя.

    Епархиальные отделы:

    • миссионерский (руководитель — протоиерей Максим Денисенко);
    • издательский (руководитель — протоиерей Максим Денисенко);
    • религиозного образования и катехизации (руководитель — иеромонах Иннокентий (Ивлев));
    • по работе с медицинскими учреждениями (руководитель — протоиерей Василий Коровец);
    • по работе с военнослужащими (руководитель — протоиерей Евгений Феденко);
    • по социальному служению и работе с осужденными (руководитель — протоиерей Сергий Шульга);
    • по работе с молодежью (руководитель — протоиерей Владимир Равлюк);
    • паломнический (руководитель — протоиерей Александр Петренко);
    • пастырско-богослужебный (руководитель — иерей Василий Буряс);
    • церковного строительства и архитектуры (руководитель — протоиерей Александр Петренко);
    • юридический (руководитель — С.В. Мирославский);
    • комиссия по вопросам канонизации (руководитель — протоиерей Сергий Шульга).

    Действующие монастыри:

    • Свято-Троицкий Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Игумен — архимандрит Симеон (Гагатик);
    • Белопольский в честь Боголюбской иконы Божией Матери муж. мон-рь, учрежден как женский в 1991 г., обращен в мужской в 1997 г. Украина, 41800, Сумская обл., г. Белополье, ул. Гоголя, 5. Тел.: (5443) 9-15-85;
    • монашеская община с. Журавное Ахтырского р-на, организованная как обитель милосердия;
    • организация монашеской жизни осуществляется на Никольском архиерейском подворье с. Мирополье. Наместник — архимандрит Смарагд (Петренко).

    Учебные заведения:

    • Сумское пастырско-богословское училище, основано в 1999 г. Украина, 40002, г. Сумы, ул. Комсомольская, 180. Тел.: (0542) 21-04-54;
    • курсы «Православная академия для мирян»;
    • лекторий правящего архиерея (проходит в сессионном зале Сумского областного совета, материалы лекций транслируются в телепрограмме «Православная Сумщина»).

    Православные объединения и организации: образовательный , сестричество милосердия в честь Тихвинской иконы Божией Матери; епархиальная служба юридического консультирования.

    Церковные СМИ: газеты «Православна Сумщина», издается епархиальным управлением, «Миссионер», издается Ильинской церковью г. Сумы; телепрограмма «Православная Сумщина», выходит на телеканале «Видикон»; православный вестник «На хвилях віри», выходит на радио Слобода-FM; интернет-журнал «Серафим».

    Сумская епархия против пропаганды извращений

    Сумская епархия против пропаганды извращений

    Заявление Епархиального совета Сумской епархии Украинской Православной Церкви в связи с регистрацией в г. Сумы организации «Гей-альянс»

    Мы, члены Епархиального совета Сумской епархии Украинской Православной Церкви, от имени православных верующих более чем 200 приходов Сумщины, обеспокоены фактом государственной регистрации некоей общественной организации, которая основной целью своей деятельности ставит пропаганду однополых сексуальных отношений. Как сообщили сумские СМИ, 22 августа 2011 главным управлением юстиции в Сумской области было принято решение о легализации путем письменного уведомления об учреждении местной ячейки так называемой «Всеукраинской общественной организации «Гей-альянс Украина».
    Данный факт всколыхнул общественность Сум. К православным священникам поступают многочисленные просьбы предпринять действия против официальной регистрации развратной организации, которая стремится утвердить мерзкий порок в качестве «общественной деятельности». Некоторые сумчане настроены весьма решительно, справедливо усматривая в названном факте особый цинизм чиновников, которые перед принятием решения о регистрации одиозного «альянса» обязаны были учесть мнение жителей территориальной общины, хотят ли они иметь в своем доме пристанище извращенцев. А поскольку упомянутая регистрация состоялась «путем уведомления» (???), то сумчане обеспокоены, какие новые «интересные» организации могут вскоре быть зарегистрированы аналогичным способом в главном управлении юстиции?

    Общецерковное определение в отношении содомского греха гомосексуализма исчерпывающе обозначено в «Основах социальной концепции» (гл.XII, 9):

    Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость (Лев. 20:13).

    Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19:1-29), по толкованию Святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее постыдных страстей и непотребств, оскверняющих человеческое тело: Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1:26-27). Не обманывайтесь… ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют, — писал апостол Павел жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6:9-10).

    Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. «Учение двенадцати апостолов», творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии, преподобный Максим Грек взывал: Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались!.. Постарайтесь скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно невинно, того предайте вечной анафеме как противника Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного. Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и посильною милостынею и чистою молитвою… Возненавидьте от всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами проклятия и вечной пагубы…

    Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях (Основы социальной концепции РПЦ).

    Изложенных взглядов придерживаются не только православные верующие, но и большинство христианских и нехристианских религиозных организаций, представители которых проживают на Сумщине. Регистрация богомерзких извращенцев – это циничное пренебрежение нравственными принципами сотен тысяч людей, для которых подобные вещи несовместимы с понятием нормы.

    При этом нелишне напомнить, что Украинская Православная Церковь вот уже на протяжении 20 лет не может получить у государства статус юридического лица. Меняющиеся президенты и правительства никак не могут решиться дать этот статус самой многочисленной конфессии Украины, ведущей свою историю от Крещения Руси и на протяжении столетий определившей культурно-историческое развитие украинского общества. Одиозные персонажи, упоминание «странностей» которых в приличном обществе всегда сопровождалось чувством омерзения, с удивительной легкостью получают «путем уведомления» все, что позволяет им присутствовать не только в общественной жизни, но и «распространять идеи толерантности» по отношению к греху гомосексуализма. Удивительна беспринципность чиновников, препятствующих преподаванию основ христианской этики и потакающих извращенцам!

    Нелишне вспомнить, что на заре независимой истории Украины была отменена уголовная ответственность за гомосексуализм, а всего лишь через 20 лет извращенцы получают свободный доступ к воспитанию наших детей. Что дальше? Неужели нам суждено быть свидетелями (а если точнее – соучастниками) самодельной апостасии, после которой останется Мертвое море и соляные столбы, как это уже случилось с Содомом и Гоморрой?

    Выражая нашу обеспокоенность происходящим, мы обращаемся ко всем единоверным братьям и сестрам во Христе. Дорогие, опасность уже вползла в наши дома, посягая на нашу совесть и нашу нравственность. Никаких сомнений быть не может: главная цель «Гей-альянса» — попрание христианской нравственности, плевок в душу христианина, отметающего всякую нечистоту. Пусть никто не сомневается: если христиане не заявят свой решительный протест – наш дом очень быстро станет притоном содомитов. Пусть голос нашей христианской совести будет твердым и решительным заявлением категорического протеста против регистрации на Сумщине «Гей-альянса» и других организаций подобной направленности.

    Обращаемся к представителям неправославных и нехристианских конфессий, проживающих на территории Сумщины. Новозарегистрированная организация гомосексуалистов, стремящаяся к пропаганде однополых сексуальных отношений, всерьез ставит вопрос о ближайшем будущем наших детей. Призываем вас поддержать нашу инициативу и выступить с решительным протестом против регистрации упомянутой организации на Сумщине. Пусть наша совместная решимость противостоять безнравственным извращенцам станет залогом преодоления этой беды в нашем общем доме – Сумщине.

    Мы обращаемся ко всем людям, верующим и неверующим, ко всем жителям Сумщины и областного центра, за поддержкой нашего протеста против регистрации и деятельности «Гей-альянса» и других организаций подобной направленности. Согласно Конституции Украины, власть в нашем государстве принадлежит нам с вами. И это мы, сумчане и жители области, вправе решать, кого пускать в свой дом, а кому указать на дверь. Будем же помнить: от нашей совместной решимости зависит, какой дом мы оставим нашим детям. Не будем же малодушны, заявим свой протест против организаций извращенцев! Пусть это будет наш вклад за право жить, не соприкасаясь с мерзостью противоестественных пороков!

    Дорогие сумчане! Настало время испытания нашей совести, нашей нравственности не на словах, а на деле. Зло слишком конкретно, чтобы сомневаться в его наличии и действенности. Не будем обманывать себя: молчанием предается Бог. Да укрепит каждого из вас Всесильный Господь Вседержитель на пути следования Его святой Истине!

    2.IX.2011

    «Православная Сумщина»

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]