АРХИЕРЕЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ ХРАМ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВПЕТРА И ПАВЛА

После смерти близкого человека в православной Церкви принято заказывать службу панихиды по усопшему, во время которой по церковным традициям родственники приносят в храм продукты и складывают на специальный стол.

Как священник проводит службу и что кладут в церковь на поминальный стол?

Поминальный обед считается определенной формой милостыни перед Богом, помогающей усопшему очиститься от грехов. Подавая еду в храме, нужно делать это с искренними намерениями, через любовь и молитву, иначе все старания будут напрасными.

Если родственники горячо молятся об усопшем, даже не имея средств для пожертвования, их молитвы будут ценнее, чем у тех, кто организовывает процесс просто «для галочки».

Поминальный стол в церкви

В каждом храме есть особое место для принесенной еды, которую оставляют перед богослужением. Поминальный стол, как правило, располагается недалеко от тетрапода, на котором ставятся свечи в память об умерших.

Ставить свечи за усопших является обычаем, пришедшим с дохристианского периода, когда светильники освещали скинию во времена пророка Моисея. Свет является водительством Духа Святого и символизирует Закон Божий. Иисус для христиан — Свет Нерукотворный, Он пришел, чтобы вывести человечество из тьмы.


Поминальный стол в храме находится рядом с кануном, где ставят свечки за упокой

Вначале свечу возжигали в начале богослужения перед чтением Евангелий, затем воспламенялись все свечи. Ныне в православии существует обычай ставить и зажигать свечи перед иконами, во время молитвенных обращений, на могилах и перед портретами усопших.

Свеча — символ молитвы, свет тянется к Творцу, а чистый воск символизирует раскаяние и приобретение чистоты. Подходить к кануну следует с любовью и прощением к тому человеку, во имя которого ставится свеча, плата за нее стала добровольным пожертвованием, в нем проявляется вера и поклонение.

После богослужения начинается служба за упокой умерших, во время которой поминают усопших. При этом священник делает акцент на том, что все мы предстанем перед судом Божьим.

Совет! Если вы не частый посетитель храма, то лучше подойти к церковной лавке или людям, помогающим в храме, и уточнить место нахождения кануна — светильника со свечками за упокой души и поминального уголка.

В каждом храме имеются свои традиции и уголок для поминовения. Все принесенные продукты выкладывают в специальном месте до начала богослужения, чтобы во время заупокойной службы батюшка освятил пожертвования и окропил их святой водой.

Что нести в храм на 9 дней

На девятый день после смерти по усопшему заказывают молебен, затем устраивают поминки. Молитвы, произносимые на девятый день, помогут умершему очиститься и преодолеть испытания перед райской жизнью.

Обратите внимание: приглашать на помин не принято, близкие приходят сами. Стоит лишь напомнить о событии, уточнив место и время.

Обычно на первое подают кутью, борщ, щи, на второе – каши с кусочком мяса или рыбы. Салаты – винегрет, помидоры с огурцами, капустные салаты. Напитки – кисель, компот, безалкогольные напитки.

На помине важно простить усопшего и проститься с ним, это облегчит его страдания на том свете.

Какие продукты приносят на поминальный стол

Продукты, оставленные на поминальном столе для милости, должны быть эстетически упакованными:

  • хлеб и хлебобулочные изделия, купленные или изготовленные дома, кладутся в пакеты;
  • сахар, крупу и муку также следует упаковать так, чтобы пакет не порвался;
  • растительное масло следует плотно закрыть в емкости, если оно не упаковано в стандартную бутылку;
  • конфеты и печенье желательно упаковать порознь;
  • овощи и фрукты должны быть самыми лучшими, отборными;
  • вино для причастия.

Запрещено приносить в церковь свежие яйца, молочные продукты, мясо и рыбу. Яйца, пасхи и куличи разрешено приносить только на Радоницу, 9-ый день после Воскресения Господнего. Чтобы не попасть впросак, накануне панихиды лучше подойти в храм и уточнить список продуктов.


Набор продуктов зависит от церковных праздников и постов

Помимо продуктов на поминальном столе оставляют записку с именем усопшего, свечи, купленные в церковной лавке, и масла.

Еда, принесенная в церковь без молитвенного прошения, не имеет своего духовного значения, она может и накормить бездомного, но усопшему никак не поможет. Молитва, молитва и вера имеет силу в потустороннем мире. Для достижения Царства Небесного нужно приложить духовный труд и милостыню, в данном случае это еда, положенная на стол поминовения.

О загробной участи умерших:

  • Что происходит с душой на 40 день после смерти
  • Мытарства души: что происходит после смерти

Принесенные с покаянием продукты помогут лукавому стать откровеннее, жестокому — милостивее, черствому душой — добрее. В поминальной милости скрыто огромное значение для живых, в ней покаяние, прощение и доброта, которыми можно поделиться с умершими в духовном мире.

Принося в храм продукты, мы демонстрируем в милосердии не столько память к умершему человеку, а сколько любовь и прощение к усопшему. После панихиды продукты передаются священнослужителя, помогающим в храме и также нищим и нуждающимся, находящимся в церкви или около нее.

Что такое панихида?

Это специальное богослужение, которое проводят на:

  • 9 и 40 дни;
  • годовщину.

Что заказывают в церкви на годовщину смерти? Именно ее просят провести в эту дату. Делать это необходимо именно в день смерти. Церковнослужитель прочитает молитвы для того, чтобы душа быстрее обрела покой и Божье благословление. Принято нести некоторые продукты, как благодарность и жертвование за чтение данных текстов. Есть еще и некоторые родственники, которые кроме продуктов дают материальные пожертвования на храм или вещи покойного. Но все это по желанию и делается не ранее как после 40 дня.

Поминальная трапеза для родных и близких

Накрывая поминальный стол для близких людей, знавших покойника, христиане никоим образом не стараются таким образом «накормить» усопшего или задобрить Бога.

Во время поминок еда является определенной формой милости, совершаемой ради ушедшего из земной жизни человека. Это традиция нужна, в первую очередь, живым, чтобы наполнить сердца добротой, прощением, милостью. В современном мире все чаще поминки проводят в местах общепита, что удобно в пору тяжелой для семьи утраты.

На заметку! Ритуал поминок и меню не имеют строгих канонов ни для первого, девятого или сорокового дня.

Сервировка стола

На поминальный обед никого не приглашают, но будет нелишним сообщить близким друзьям о месте и времени его прохождения. На поминках христиане воздают дань памяти умершему, делятся воспоминаниями, подогревая огонек памяти о нем в сердцах других людей.


Продукты на поминальный стол обязательно должны быть свежими

При сервировке поминального стола следует обратить внимание на цвет скатерти, она не должна быть яркой или с цветочным орнаментом. Создать определенную атмосферу поминок помогут черные ленточки, бантики, цветочки, разложенные на скатерти в разных местах. В небольших вазочках можно поставить хвойные или мировые ветки.

На заметку! В давние времена на поминках не пользовались ножом и вилкой, они, как колющие и режущие предметы были запрещены на поминовении ушедших в мир иной. Теперь об этом обычае практически все забыли.

Для усопшего человека также ставится стул, около него тарелка и стакан, накрытый кусочком хлеба. Традиционно расставляются тарелки, рюмки, стаканы и кладутся столовые приборы. На видном месте стоит фотография умершего, около нее зажигается свеча, которая горит на протяжении всего поминального обеда.

Ритуал проведения поминок дома

Поминальный обед, как уже писалось выше, начинается с молитвы «Отче наш», ее читает священник или кто-то из присутствующих

Далее всем присутствующим предлагается кутья, приготовленная из риса или пшеницы и меда, иногда с добавлением изюма и разноцветных круглых конфет. Злаковые зерна являются символом вечной жизни и будущего воскрешения.

Рецепт приготовления кутьи

Главное блюдо обеда на поминках должно быть рассыпчатым и хорошо проваренным. Секретом рассыпчатости станет правильное соотношение риса и воды и время варки.

Необходимые ингредиенты:

  • 1 стакан риса;
  • 2 стакана воды;
  • 50 г изюма;
  • 2 ст. л меда;
  • щепотка соли.

Процесс приготовления:

  1. Рис промыть 4-5 раз, чтобы сливаемая вода стала практически прозрачной.
  2. Залитый водой рис поставить на большой огонь, дать каше закипеть, после чего огонь уменьшить до минимума. Следить, чтобы вода, не выкипела.
  3. Добавить промытый изюм.
  4. Как только на поверхности риса не останется воды, огонь выключить, и оставить кашу «томиться» под полотенцем.
  5. В чуть теплую кашу добавить мед и оставить кутью до полного остывания.


Кутья — основное традиционное блюдо для поминок

Все желающие стоя произносят траурные речи, выказывая соболезнование родным и близким. Вспоминая жизнь усопшего, говорят об интересных моментах его жизни, благодарят Бога за встречу на земле с этим человеком и выражают надежду на встречу на Небесах.

Важно! Не следует забывать, что трапеза приурочена трагическому событию, потере близкого человека, поэтому на ней неуместно звучать шутки и анекдоты, вызывающие смех и веселье.

Заканчивать поминки следует молитвой «Отче наш».

Зачем пишутся имена в записках «О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Что приготовить на поминки во время поста

В каждом регионе страны свои обычаи и традиции в приготовлении тех или иных блюд. Церковь не регламентирует меню поминального стола, однако высказывается против употребления алкоголя. К сожалению, на этот запрет практически никто не обращает внимания.

Идеальными блюдами для постного обеда являются:

  • овощной борщ;
  • картофельное пюре;
  • тушеная капуста;
  • чечевичные котлеты;
  • гороховое пюре, приправленное жареным луком;
  • жареные и маринованные грибы;
  • нарезка из овощей;
  • каши;
  • соленья.

Мясо прекрасно заменит соя, баклажанная и кабачковая икра разнообразят поминальный стол.

Совет! Даже если вы не придерживаетесь поста, из уважения к усопшему и хозяевам, придите на поминки. Ведь дело не в еде, а в общении и памяти о покойном.

Рецепт приготовления чечевичных котлет

Уникальное блюдо, умелое приготовленное, с успехом заменит котлеты во время поста.

Ингредиенты на 20 штук котлет:

  • 250 г зеленой чечевицы;
  • 50 г гречки;
  • 1 луковица;
  • 1 морковь;
  • 2 зубчика чеснока;
  • приправа для котлет;
  • растительное масло — 100 мл;
  • соль, перец по вкусу.


Чечевичные котлеты

Процесс приготовления:

  1. На ночь крупы смешать и залить кипяченой водой из расчета 2 части воды на 1 часть крупяной смеси.
  2. На следующий день оставшуюся жидкость необходимо слить.
  3. Лук очистить и порезать мелкими кубиками.
  4. Морковь натереть на крупной терке.
  5. В сковороде разогреть растительное масло и добавить лук с морковью.
  6. Овощную смесь хорошо притушить, в конце добавить толченый чеснок.
  7. Крупы и тушеные овощи выложить в миску, вымесить, измельчить до состояния пасты при помощи блендера или дважды пропустить через мясорубку.
  8. Добавить специи и снова все тщательно перемешать.
  9. Мокрыми руками сформировать небольшие котлетки.
  10. Жарить на хорошо разогретой сковороде до появления румяной корочки.

Рядом с тушеной капустой и картофельным пюре никто и не заметит подмены мяса чечевицей.

Что означает наше поминание «О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43). Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Меню поминального обеда

Меню для поминок первого, девятого, сорокового дня, на годовщину или другую памятную дату практически не отличается ни количеством блюд, ни их приготовлением.

Если в этот день ограничения в приеме пищи по церковным канонам, то на стол подают разнообразные блюда:

  • Закуски могут состоять из мясного, рыбного и овощного ассорти.
  • Фаршированные яйца.
  • Жареная рыба станет альтернативой для тех, кто не употребляет мяса.
  • 2-3 салата могут быть как мясными, так и рыбными.

Рецепт приготовления салата из курицы

Сытный и красивый на вид салат разнообразит меню на столе.

Ингредиенты:

  • Куриное филе — 500г;
  • Консервированная кукуруза — 200 г;
  • Сыр твердый — 300 г;
  • Огурцы соленые средних размеров — 5 шт;
  • Сухарики из черного хлеба — 300г;
  • Яйца вареные — 4 шт;
  • Майонез — 200 мл;
  • Соль, перец по вкусу.


Салат с курицей, кукурузой, огурцами и сухариками

Процесс приготовления:

  1. Филе отварить или можно купить копченое, что придаст блюду особую пикантность, и порезать небольшими кубиками.
  2. Сыр, огурцы порезать соломкой.
  3. Измельчить яйца.
  4. Сухарики можно купить или приготовить самостоятельно, обжарив на сухой сковороде кусочки черного хлеба.

Все ингредиенты сложить в общее блюдо. Перед подачей на стол добавить соль, перец и майонез и вымешать.

После тяжелого дня первое блюда придаст физические силы утомленным людям, можно подать красный борщ, суп с фрикадельками или куриный бульон с лапшой.

Рецепт куриного бульона с лапшой

Это блюдо готовится просто и быстро, но есть некоторые секреты.

Ингредиенты:

  • куриная тушка;
  • 1 луковица, можно с шелухой, сняв только верхний слой;
  • 1 морковь;
  • пучок зелени;
  • 1 лавровый листочек;
  • соль по вкусу.


Куриный бульон с лапшой

Процесс приготовления:

  1. Для приготовления прозрачного бульона берем хорошо промытую куриную тушку, разрезаем ее 3-4 куска.
  2. В глубокую кастрюлю наливаем достаточное количество и ставим вариться на сильном огне до закипания. Как только вода покроется пеной, собираем ее шумовкой. Если время появления пены упущено, она осядет на дно. Поправить пробел поможет сырая вода. В бурно кипящий бульон влить сырую холодную воду и быстро снять вновь образовавшуюся пену.
  3. Бросаем в бульон луковицу, морковь. Огонь уменьшаем до минимума, и оставляем вариться курицу до полной готовности.
  4. За 10 минут до окончания варки кладем лавровый листик и небольшой пучок петрушки или укропа, а можно и их смесь.
  5. При полной готовности все добавки вытягиваем. И получаем идеально прозрачный, вкусный бульон, который остается только посолить.

Совет! Лапшу можно отварить отдельно, добавить в нее несколько ложек растительного масла, чтобы не слиплась, хорошо стряхнуть, и блюдо готово.
На второе, как правило, подают из мяса или птицы. Это могут быть отбивные, гуляш или биточки.

Рецепт приготовления отбивных из рубленого куриного филе

Приготовление этого времени занимает минимум времени.

Ингредиенты:

  • 600 г куриного филе;
  • 2 луковицы;
  • 5 л майонеза;
  • 5 л картофельного крахмала;
  • 5 яиц;
  • ½ ч.л. соли;
  • молотый перец;
  • 2 зубчика чеснока.
  • растительное масло для жарки.


Рубленые куриные котлеты

Процесс приготовления:

  1. Куриное филе и лук порезать как можно мельче.
  2. Смешать в глубокой миске все ингредиенты, кроме растительного масла, оставить на полчаса.
  3. Выпекать на сковороде в достаточном количестве хорошо разогретого растительного масла, как оладушки, ложкой выкладывая смесь.

Это блюдо вкусно как в горячем, так и холодном виде.

На гарнир подают картофельное пюре, каши из любой крупы, чаще это рис с овощами или гречка.

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего… соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело… Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Количество родительских суббот определяется количеством частных родительских дней

Необходимо отметить, что в богослужебном уставе отсутствуют частные родительские дни, существующие в Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что они не отмечены как заупокойные, они имеют схожее значение со вселенскими родительскими днями. Их корни имеют дохристианское прошлое и их всего три:

  1. Радоница, отмечающаяся во вторник фоминой седмицы. Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам Христианства, но не отмечен особым последованием в Уставе. Его основанием богословы признают то обстоятельство, что в Фомину неделю также вспоминают сошествие Христа во ад. При этом с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших, так как живые сорадуются благой вести о Воскресении с мертвыми.
  2. Поминовение православных воинов отмечается 29 августа в день поминовения Усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот день установила императрица Екатерина Вторая своим указом в 1796 году во время войны с турками и поляками.
  3. Дмитриевская суббота, отмечающаяся в субботу перед 26 октября, днем святого Дмитрия Солунского. Установил этот поминальный день благоверный князь Дмитрий Донской после победы в Куликовской битве в 1380 году. Позже он стал днём памяти не только павших православных воинов, но и памяти всех усопших в вере.

В наше время Русская Православная Церковь установил день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Он отмечается 9 мая. После Литургии в этот день служится панихида. Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января).


Поминки на деревенском кладбище. А.Корзун. 1865 год. Троица — это один из народных дней поминовения усопших

Необходимо отметить, что поминальные дни у славян в народном календаре с «Родительскими субботами не совпадают». Так обычно в народе отмечаются не все поминальные дни церковного календаря. Обычно славянские народы поминают память «родителей» перед большими праздниками: Масленицей, Троицей, Покровом и Дмитровым днем.

В Полесье к ним добавляется Михайловская суббота, которая совершается перед днем Архангела Михаила 8 ноября и считается поминальным днём всей Болгарской церкви. Общими же поминальными днями восточных славян можно считать: Радоницу, Троицкую и Дмитриевскую субботу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]