Никиты, великомученика, за Яузой, храм (Афонское подворье)


После крещения Руси простой народ еще долго не мог отказаться от языческих привычек и поверий. Православие тесно сплелось в единый клубок с существованием леших, домовых и т.д.

Поэтому, когда в скромную церковь на Таганском холме попала молния, да не просто попала, а поразила сам крест, то народ потянулся в обитель Бога с большим энтузиазмом. Храм к тому времени и так имел определенную известность и был полностью выполнен из камня.

Это кстати помешало развиться пожару, чем спасло все окружающие постройки.

Святые Врата храма Никиты Мученика. Старые были разрушены в 1936 году. Новые построены в 1996 году и оснащены часовнями

Об этом событии имелась запись в летописях, что позволило примерно определить дату постройки храма святомученника Никиты.

Шли годы и церковь постепенно разрасталась. Пристраивались флигеля, обновлялась кладка, а убранство храма стало богаче.

1992

в этом году из храма Никиты Мученика сделали Афонское подворье

Во время Советского Союза храм чуть было не разрушили.

Уже подготавливали планы и даже демонтировали хозяйственные постройки и забор.

Однако, церковь отстояли простые жители, которые вышли на защиту постройки.

После развала СССР храм передали обратно Русской православной церкви, а в 1992 году из него сделали Афонское подворье в Москве.


Вот так выглядел храм Никиты Мученика в 1882 году после реставрации А. Попова

Афонское подворье в Москве: все начиналось с храма Никиты Мученика

Храм Никиты Мученика на Швивой горке возник не просто так. Согласно источникам он построен на месте куда более древней постройки. Дело в том, что в 15-16 веках на Таганском холме имелось поселение домосковских времен.

Уже много позже, когда Москва расширилась, поселение влилось в столичный город.

А во времена Ивана Грозного в городок перевели все опасные предприятия, связанные с огненным ремеслом. Получился рабочий городок кузнецов, горшечников и котельничьих.

Самое первое упоминание о храме датируется 1476 годом. Тогда постройка была деревянной. Но согласно тем же летописям в 1533 году в церковь ударила молния, но пожара не произошло.

1533

по мнению археологов в этот год, после удара молнии, храм сделали каменным

Археологи предполагают, что уже на тот момент храм сделали каменным. Это выглядит логично, татаро-монголы потеряли львиную долю влияния на Русь, и страна уже не платила дань Золотой орде.

Поэтому появлялись лишние средства, которые тратились на обустройство городов и храмов.

В истории храма великомученика Никиты имеется еще одна дата, которая написана на вкладном камне — 1595 год.

Кроме того, на камне имеется имя человека, проспонсировавшего постройку церкви — Савва Вагин, торговый человек.

Так в древней Руси называли предпринимателей, занимающихся торговлей. Но есть свидетельства, что храм не строили с нуля.

Кроме непосредственно записей в летописи. В подклете церкви, в самом древнем ее месте, используется кладка из «алевизовского» кирпича, который стали применять в начале 16 века.

Икона великомученика Никиты Готского

Никита Готский — древнехристианский святой, великомученик.

Жил в четвертом веке нашей эры.

Как понятно из имени родился в одном из готских племен. Эти племена жили на севере по берегам Дуная и часто совершали набеги на Римскую империю.

Никиту крестил сам епископ Феофил. После крещения начал проповедовать христианство среди своих соплеменников и других родственных народов. Участвовал в межплеменных войнах.

За проповедничество принял жуткую смерть от язычников.

В честь этого святого освятили самую главную часть Афонского подворья.

Храм Никиты Мученика на Швивой горке перестраивали

Очень долгое время церковь лишь изредка ремонтировалась: подновлялась кладка, чистили внутреннюю отделку и т.д. Более радикальные изменения храм претерпел в конце семнадцатого века.

Окало 1684 — 1685 годов расширили храмовую постройку. Появилась своя шатровая колокольня.

Главным новшеством стал придел, посвященный Благовещанию Пресвятой Богородицы. Его разместили южнее основной постройки. Для удобства верующих отстроили северный портал (вход). Появилась новая трапезная.

В следующий раз к обновлению храма приступили только в 1740 году.

К имеющемуся приделу добавили еще один, посвященный преподобным Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Интересным архитектурным решением стало постройка открытой галереи.

Прохаживающимся по ней людям открывался вид на Москву-реку и Кремль. К сожалению, в наше время вид несколько изменился и панораму древних времен перекрывает «сталинская высотка».


Никитинский храм располагается на западной части Таганского холма. Раньше с него можно было увидеть Москву-реку и Кремль, теперь — одну из «сталинских» высоток


В конце девятнадцатого века, русский архитектор А.Попов, провел полную реставрацию Афонского подворья

Приложил к храму свою руку знаменитый русский архитектор А. Попов. Произошло это в конце девятнадцатого века.

Зодчему поручили провести тщательную реставрацию храмового комплекса. Кроме того, он же занимался проектировкой нового придела. На это раз посвященного равноапостольной княгине Ольге.

По оценкам современных археологов храм Никиты Мученика представляет собой яркий пример старорусской архитектуры. В нем сочетаются стили разных эпох. Сам комплекс внесен в список наследия Российской Федерации.

Советские власти сносят забор, но оставляют храм.

После отречения Николая II и прихода к власти большевиков большая часть духовенства разделилась.

Это пагубно сказалось не только на судьбе нелояльных к молодой советской власти священников, но и на духовных постройках. Церкви и семинарии закрывали десятками, а помещения зачастую начинали использовать в качестве складов, котелен или просто сносили.

Первое время церковь Никиты Мученика не трогали. В ней продолжали вести службы и совершать таинства.

Все изменилось в 1936 году, когда правительство решило снести храм и даже приступило к реализации этого плана. Первыми пострадали забор и хозпостройки. Но саму церковь не дали в обиду местные жители.

Вопреки современным лозунгам и «разоблачениям» советская власть прислушивалась к своим гражданам.

Более того, в середине пятидесятых годов, когда началась реализовываться атеистическая идеологическая программа Хрущева, храм подвергли реставрации. Все здания обновили и частично законсервировали.

Работой руководил зодчий Лев Артурович Давид. После завершения ремонта часть помещений отдали под склады студии «Диафильм». Так продолжалось до 1990 года.

После революции

В 1918 году Афонское подворье в Москве фактически прекратило свое существование. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри. Как в Москве, так и по всей России. В этом выражалась богоборческая политика пришедших к власти большевиков. На протяжении нескольких десятилетий они методично разрушали основы Русского православия, как и других религиозных конфессий. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье, а настоятель иеромонах Макарий был в январе 1919 года репрессирован.

Храм Никиты Мученика стал филиалом греческого Афона

В 1991 году Советский Союз разваливается на составные части.

В этот момент Русская православная церковь начинает получать обратно отнятое большевиками имущество и сверх того.

1991

в этом году храм великомученика Никиты отдают обратно РПЦ

В это же год храм великомученика Никиты отдают обратно РПЦ. А уже на следующий год церковь меняет статус на «Подворье афонского монастыря» в городе Москве.

По сути это церковный аналог посольства только от Афонского Пантелеймонова монастыря.

В настоящее время подворье занимается подготовкой будущих насельников для вышеупомянутой обители.


Один из афонских монастырей. Афон с древнегреческого переводится как «святая гора»

Афон — это комплекс монастырей в Греции, расположенный в труднодоступном месте. Считается, что там обитают самые благочестивые христиане.

В монастыри трудно добраться, там нет дороги, а припасы поднимают в корзинах. Одним из главных запретов Афона является посещение монастырей женщинами. Правило распространяется и на самок животных.

До 1996 года у храма отсутствовали ворота и ограда. Их снесли еще в 1936 году. Построенные в середине 90-х врата называются — «Святые врата».

Название такое не случайно, в их башнях размещены две часовни, посвященные великомученику Пантелеймону и преподобному Силуану Афонскому.

Святыни Новоафонского монастыря

Сегодня подворье Новоафонского монастыря имеет просто великолепный вид. Сюда съезжаются паломники и туристы, чтобы не только посмотреть на всю красоту, но и посетить все шесть храмов и помолится перед святыми образами.

Одним из самых грандиозных храмов, которые входят в состав общины является собор Пантелеимона. В длину он имеет более чем 50 метров, а в ширину 33. Его венчают пять сияющих куполов. Многие специалисты отмечают, что над росписью храма работали самые известные иконописцы и художники.

Иконы

Необходимо отметить, что иконы новоафонского монастыря очень ценны для православного мира. Среди них стоит выделить чудотворную икону Богоматери Избавительницы. На ней Богоматерь изображена в сидящим на ее левой руке Богомладенцем. Младенец держит в левой руке свиток.

Святой образ монастырю передал греческий старец Мартианин, который принес его с самого Афона. Перед тем как скончаться старец завещал святой образ обители. Перед образом молятся в следующих случаях:

  • об исцелении болезни,
  • об избавлении от душевных мук,
  • просят о помощи во время беды,
  • от избавления от вредных привычек.

Лучшая статья для Вас, переходите: Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

Кроме иконы, святыней обители является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня и мощи Симона Кананита.

Подворье Афонского монастыря: как добраться, адрес, официальный сайт и расписание богослужений

Информационные технологии плотно вошли в жизнь человека и даже Церковь вынуждена их использовать.

Так у многих церквей и святых отцов имеются свои страницы в социальных сетях, а разные благотворительные сайты помогают добраться до батюшек бесплатно. Например, до белорусского отца Валериана.


Никитинский храм стал значимым памятником древнерусской архитектуры. Дата его основания — 1595 год

Как добраться? Точный адрес московского подворья Афонского монастыря — г. Москва, ул. Гончарная, 6

У Афонского подворья тоже имеется свой официальный сайт. На сайте можно найти всю доступную об храмовом комплексе информацию. Но главное там имеется расписание богослужений в церкви.

Стоит отметить, что у Подворья службы проводятся, как и в Афоне, все происходит ночью. Обычно службы начинаются в 22:00 и длятся до утра.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

В каждом уголке православного мира имеются места, которые почитаются как святые: так в Греции имеется Святой Афон, на Донбассе – Святогорская Лавра, на русском Севере – Валаамский монастырь, в Подмосковье – Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Сторожевский монастырь. Существует такое место и в Абхазии – о нём и хочу вам нынче рассказать.

Интересно данное место не только своим статус-кво, но ещё и тем, что располагается оно в стране, где большинство её жителей традиционно придерживаются собственной религии (даже при этом причисляя себя к православным или мусульманам) – абхазского монотеизма, то есть веры в единого Бога (уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества – реликт, доживший до наших дней). И называется данное место – Новоафонский монастырь.

Новоафонский монастырь (полное название – мужской монастырь Святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне) располагается в г. Новый Афон (в 25 километрах к западу от города Сухум), на самом берегу Черного моря (у подножия Афонской горы). Место это на всем побережье Кавказа, одно из самых живописных, отличается роскошной растительностью и сказочной красотой. И среди этого буйного субтропического разнотравья издалека видны, казалось бы, случайно затерявшиеся величественные купола православной обители, осенённые крестами.

История монастыря начинается с последней четверти XIX века. В 1874 году русский Афонский Пантелеимонов монастырь (на Святой горе, в Греции) оказался под угрозой закрытия (руководством Святой горы совместно с греческим духовенством планировалось при помощи османских властей вывезти всю братию обители в Малую Азию и оставить там для восстановления пустующего христианского монастыря).

Когда об этих планах стало известно игумену Свято-Пантелеимоновой обители, он срочно написал прошение русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву, в котором умолял походатайствовать перед царём о «даровании в Черноморском крае уголка земли для устройства там скита или монастыря, который был бы принадлежностью Афонской Пантелеимоновой обители».

Место для обители по поручению афонских старцев выбрал насельник Пантелеимонова монастыря иеромонах Арсений (Минин). Место было выбрано на горе (которая своими очертаниями напоминала Афонскую гору), неподалеку от пещеры, в которой, по преданию, молился и принял мученическую кончину апостол Симон Кананит.

Удовлетворяя просьбу монахов и в интересах православного просвещения местного населения, по распоряжению императора Александра II (от 27 ноября 1875 г.) под строительство монастыря отводилась земля в данном уголке Абхазии (хотя и вопрос с перемещением Свято-Пантелеимоновой обители из Афон был уже снят с повестки дня). С этого момента, собственно, и начинается официальная история обители.

Уже в 1876 году на пустынном берегу Черного моря началось возведение нижней части монастыря, а само строительство монастыря, в основном, было завершено к 1896 году. За двадцать лет был выполнен колоссальный объем работ – для расчистки площадки была срезана часть горы и вывезены десятки тысяч тонн земли и горной породы. Решение данной задача усложнялась ещё тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей, а большая часть стройматериалов доставлялась по морю как из России, так и из-за рубежа (например, черепица для кровли делалась во Франции, в Марселе).

После завершения всех работ монастырский комплекс состоял из сети храмов (один из них — храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в последующем затерялся в Истории монастыря), самым величественным из которых являлся главный собор – Пантелеимоновский. На его закладке (в 1888 году) присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной (в их честь был отлит малый колокол), которые преподнесли в дар монастырю музыкальные куранты, установленные позже на колокольне.

На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи в последующем построили часовню, а тропу, по которой царь прошел от храма Симона Канонита до монастыря, монахи обсадили кипарисами и назвали «царской аллеей».

Помимо храмов в обители были построены гостиница для богомольцев, хозяйственные помещения и школа.

Имелось в монастыре также и весьма солидное хозяйство:

● работало несколько заводов: свечной, кирпичный, маслобойный, конский;

● разнообразные мастерские шили сапоги, занимались переплетом книг и даже ремонтом часов;

● две большие пасеки производили собственный мед, имелась винодельня;

● в садах на склонах гор выращивали не только яблоки и груши, персики и абрикосы, но также невиданные прежде в этих краях садовые культуры – апельсины, лимоны и мандарины. При монастыре шелестели листвой оливковые рощи, и благоухал восхитительный ботанический сад с экзотическими растениями.

● на берегу моря была построена водная система из семи прудов, в которых разводили карпа, карася, форель и даже кефаль;

● для быстрого подъема на Иверскую (Анакопийскую) гору была протянута канатная дорога (разрушенная в постреволюционное время — 20-х годы XX века);

● имелась собственная электростанция (в 1890 году принц Ольденбургский подарил динамо-машину из царского дворца в г. Санкт-Петербурге).

Построенная для динамо-машины плотина сегодня предстает перед туристами в виде прекрасного водопада. Под водопадом были устроены обширные помещения, которые использовались как природный холодильник;

● монастырь располагал и собственной железной дорогой. Паровоз, подаренный государем Александром III, использовался для транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого к вершине Афонской горы была проложена узкоколейка. Этот паровоз и сегодня является одной из главных достопримечательностей Нового Афона.

Кроме хозяйственных работ послушники обители занимались миссионерской и просветительской деятельностью: учили грамоте абхазских мальчиков, раздавали местным жителям религиозные книги.

С конца XIX века Новоафонский монастырь становится крупнейшим духовным центром Русской Православной Церкви на Черноморском побережье Кавказа. В обители в тот период проживало более 700 монахов и имелись её подворья во многих городах и весях России: в Санкт-Петербурге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, Пицунде, Сухуме, в высокогорном селе Псху.

Ежегодно святую обитель посещали тысячи и тысячи паломников, среди которых были представители всех сословий (от крестьян до великих князей), деятели искусства и литературы: наместник Кавказа — великий князь Михаил Романов, великий князь Алексей Александрович, император Николай II, писатели Антон Чехов и Максим Горький.

С 1917 года монастырь был ввергнут в череду тяжёлых испытаний. В течение нескольких лет монахи пытались сохранить обитель, но в 1924 году её все же закрыли «за контрреволюционную агитацию». Своему сохранению монастырь был обязан, если верить сохранившимся легендам, И.Сталину. В конце 1930-х годов, когда отвечающие за снос церковных зданий чиновники подали ему документ о ликвидации Новоафонского монастыря, он не стал его подписывать. Вызвав к себе Берию, он после короткого совещания отдал распоряжение не трогать обитель, поскольку это может негативно повлиять на политическую обстановку в православной Абхазии. Во многом, благодаря этому, архитектурный комплекс обители уцелел (а, возможно, что на принятие данного решения оказало своё влияние семинарское прошлое вождя?). Но, так или иначе, – рядом с обителью в последующем была расположена одна из дач Сталина (на месте разрушенного дома игумена – она сохранилась до сих пор), среди немалого количества тех, что были построены в Абхазии.

В годы советской власти обитель долгое время пребывала в запустении, затем монастырские помещения использовались как склады, туристическая база отдыха и историко-краеведческий музей.

За все эти годы строения монастыря не ремонтировались и серьезно пострадали: обрушилась и завалила дренажную систему одна из опорных стен. Вода стала поступать в подвалы монастыря, разрушая фундамент и стены. Требовались огромные вложения, чтобы сохранить данный памятник истории и архитектуры.

В грузино-абхазскую войну (1992-1993) здесь, на монастырских фондах, был развернут прифронтовой госпиталь. И что удивительно, несмотря на то, что за период боев г.Новый Афон многократно подвергался артиллерийскому и минометному обстрелу (много зданий в городе было разрушено), но не один из снарядов, со слов монахов, не упал на территорию монастыря – видно неслучайно он находится под Покровом Божией Матери…

Возрождение монастыря началось с 1994 года. Было возобновлено богослужение, зазвучала живая церковная музыка и мужской хор, наладилось монастырское хозяйство, с 2008 года начались (при финансовой поддержке российских меценатов) работы по ремонту и реконструкции обители (восстановлена дренажная система, осушены монастырские подвалы, на главном соборе засияли новые купола, ведутся ремонтно-восстановительные работы на фасаде и в монастырских постройках, реставрированы внутренние покои монастыря и собор святого Пантелеимона). В её стенах образовано и функционирует Новоафонское епархиальное духовное училище и регентская школа.

Хотя и численность монастырской братии пока что не так и велика (около 20 чел.), но состав её – интернациональный: имеются здесь и абхазы, и русские, и украинцы. Сам же монастырь является кроме того кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Правда, в настоящее время существуют определенные сложности самой церковной жизнью в обители, связанные с расколом в Абхазской церкви (последовавшей после грузино-абхазского конфликта) и «действенностью» силы молитвенного общения и участия в Таинствах Христовых (проходящих здесь), из-за отлучения местных церковных иерархов от служения (за раскольничество)… Очевидно, поэтому (когда я был здесь) не принимались записки от посетителей обители (о здравии, упокои, на сорокоуст)?…

Архитектурный ансамбль монастыря

По своим архитектурным достоинствам монастырь выделяется среди других обителей и является одним из самых грандиозных произведений невизантийского стиля. Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса – великолепно воспринимающийся как с большого расстояния (с моря), так и при подходе к монастырю (на фоне горного пейзажа).

Строительство монастырского ансамбля тесно связано с именем известного архитектора Н. Никонова, который посвятил этому более пятнадцати лет своей жизни.

Первоначально Новоафонская обитель разделялась на две части: верхнюю (нагорную) и нижнюю (которая начиналась от морского побережья). В настоящее время действующий монастырский ансамбль, в основном, расположен в нагорной части и по форме представляет собой четырехугольник, образованный корпусами монастыря, в центре которого (на соборной площади) высится главный монастырский храм.

Ансамбль обители включает в себя:

Собор во имя великомученика и исцелителя Пантелеимона (1888-1900) – самым величественный из сооружений обители (высота центрального купола – 40 м, длина собора – 53,3 м, ширина – 33,7 м), представляющий собой каменный пятикупольный храм, в неовизантийском стиле, в котором одновременно могут находиться до 3000 человек.

Существенным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, стало расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста, что, по мнению создателей, сближало облик собора с традициями греческого зодчества.

В храме имеется четыре придела: внизу – святителю Николаю и святому князю Александру Невскому; на хорах – святой Марии Магдалине и великомученику Георгию Победоносцу.

В центральном приделе на апсиде находится изображение Божией Матери, благословляющей всех молящихся в храме.

Архитектор не оставил без внимания и некоторые бытовые аспекты, способствовавшие облегчению монастырской жизни: увеличил пространство интерьера за счет создания хоров, расширил объем центральной апсиды, предусмотрел боковые входы в жертвенник и дьяконник.

Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии (специальные деревянные кресла с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками).

Богатая роспись интерьера храма создана в 1911-1914 годах. Работы выполнялись мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н.В. Молова и А. В. Серебрякова. Мастера попытались сохранить напоминание о традициях Старого Афона, но в то же время отразить российский колорит.

Фрески отличаются сочетанием, главным образом, голубых, коричневых и золотистых тонов.

Особенностью монастыря, пожалуй, является то, что остальные его храмы являются домовыми (то есть предназначенные для посещения их его насельниками) и расположены они в двухэтажных братских корпусах, которые окружают собор по его периметру.

● надвратный Храм Вознесении Господня (1896), с расположенными над ним Святыми вратами (главным входом), ведущими в монастырь;

Храм Святого апостола Андрея Первозванного (1894);

В здании (братском корпусе), в котором он расположен, судя по всему, нынче располагаются настоятельские покои отца-настоятеля мужской обители…;

Храм в честь преподобных отцов Афонских (1895);

Храм во имя мученика Иерона (1895);

Храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница» (1895);

● 50-метровая колокольня, расположенная в северо-западной части монастыря, под которой находится помещение трапезной. В верхней части колокольни установлены музыкальные куранты (те, что подарил Александра III и чей мелодичный звон слышен далеко в округе), а её стены, как и в остальных церквах, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» – братьями Оловянниковыми.

Интересная деталь, сохранившаяся в колокольне – металлическая полоса, закрепленная наверху на её балке. Судя по всему это чудом сохранившееся старинное било (очевидно, с тех времен, когда ещё не было колоколов);

Как я уже и говорил, работы по восстановлению обители ещё далеки до завершения, поэтому до сих пор на посетителей и паломником монастыря глядят глазницы неотремонтированных корпусов…

Внизу под монастырским комплексом, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря (которые, судя по всему, имеют нынче (или пока) иное предназначение?).

Кроме того, неподалеку (северо-западнее) от монастыря (рядом с водопадом и электростанцией), в долине реки Псыртсхи стоит древняя, заново реставрированная в 1882 году, церковь византийской архитектуры – храм святого апостола Симона Кананита (где под спудом почивают его святые мощи), находящаяся под окормлением монахов обители. В непосредственной близости от храма расположена пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит.

* * *

Чтобы добраться до Новоафонского монастыря, необходимо доехать до российско-абхазской границы – до пограничного поста «Псоу» на одноименной реке (в 8 км от г. Адлера), где функционируют два моста – пешеходный и автотранспортный. При пересечении границы не требуется виз (во всяком случая для россиян), однако, некоторые формальности соблюдать все же приходится (при прохождении зоны таможенного и пограничного контроля, необходимо декларировать валюту и некоторые предметы). Для тех, кто перемещается на личном автомобиле, дополнительно проводится досмотр автотранспорта, в процессе которого оформляются документы о его временной постановке на учет в Абхазии. После прохождения границы (время на все процедуры занимает, как правило, не более 20 минут — если без автомобиля) до монастыря можно добраться автобусом или маршруткой – до города Новый Афон. Кроме того туда можно доехать и на электропоезде («Сочи-Сухум»).

* * * * *

Надеюсь, что даже самые стойкие атеисты согласятся со мной, что Религия (Вера), по крайней мере, в настоящее время относится к важнейшей сфере жизнедеятельности общества – является краеугольным камнем духовной жизни людей, которая куда важнее и устойчивее их политических взглядов и социальных пристрастий… Те нравственные ценности, которые она (Вера) в себе несёт и распространяет среди людей, на мой взгляд, во многом сдерживали и, надеюсь, что будут сдерживать человечество от тех катастрофических ошибок, которые сопутствуют ему в ходе эволюционного развития. Даже когда, казалось бы, невозможно объединить различных людей (разумеется, психически вменяемых), то она (Вера) позволяет сблизить их позиции в понимании общих ценностей и на их основе – разрешать многие из сложных противоречий и конфликтов.

Посещая (в ходе своих поездок) храмы (монастыри) я часто ловлю себя на мысли, что эти «духовые дома» давно уже стали общим (интернациональным) домом для многих людей – независимо от их территориального расположения или на каком языке проходят в них церковные службы (осуществляются требы): на Украине ли, в России, Беларуси или Абхазии.

Не является исключением здесь и Новоафонский монастырь, который всегда готов принять в своих стенах и праведников, и грешников, и местных жителей и инородцев. В их радостях и печалях…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]