Благовещенский собор Казанского Кремля как память о взятии Казани


Мiръ

Россия Республика Татарстан Казань Благовещенский собор Казанского кремля Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.79986099999999993315213941968977451324462890625,»lon»:49.10611000000000103682396002113819122314453125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F\» title=\»\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f\»\u003E\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439\u0441\u044f \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b XVI \u0432\u0435\u043a\u0430. \u0421 1552 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e 1918 \u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u0431\u044b\u043b \u043a\u0430\u0444\u0435\u0434\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0445\u0440\u0430\u043c\u043e\u043c \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0435\u043f\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438",»title»:»\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0440 \u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u0440\u0435\u043c\u043b\u044f»,»link»:»»,»lat»:55.79986099999999993315213941968977451324462890625,»lon»:49.10611000000000103682396002113819122314453125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.799856; 49.106037

Россия, Республика Татарстан, Казань, Вахитовский район, территория Кремль, 2

Казань,Республика Татарстан

Россия

Телефоны:

(843) 5678079, 5678031.

Благовещенский собор Казанского кремля

— выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).

История[[править]h2>

Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани.

Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году.

На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов.

Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова.

Благовещенский собор в 1837 г., литография Э. Турнерелли

После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас.

В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.

В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского.

Значительная реконструкция собора, вторая по времени, производилась в 1736 году. Шлемовидные главы приобрели новые формы: центральная глава — барочную двухъярусную грушевидную, а боковые — более выпуклые луковичные формы. Центральная глава была покрыта медью и позолочена. С западной стороны к четверику собора была пристроена трапезная с подвалом, двумя главками и крытым крыльцом.

Во время больших пожаров в Казани 1742 и 1749 годов оба соборные храма обгорели. При архиепископе Луке Конашевиче в период 1736-1755 годов они вновь были восстановлены: обновлено стенное письмо и иконы, все главы Благовещенского собора позолочены.

После пожара 1757 года собор был восстановлен старанием митрополита Гавриила (1755-1762). При митрополите Вениамине (1762-1782) главы собора были вновь позолочены, покрыты «чистым листовым железом», внутри собор был оштукатурен, украшен внутри и снаружи архитектурными лепными фигурками, возобновлена стенная роспись, увеличилась паперть.

Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора.

Опустошительный пожар в Казани 3 сентября 1815 года, жертвою которого сделались 1500 домов, 19 церквей, сильно повредил и Благовещенский собор; пламя уничтожило его интерьер: иконостас, утварь, хоры, окна и двери, вместе со штукатуркой погибла и древняя настенная роспись (остатки которой обнаружены и отреставрированы в начале XXI века), даже чугунный пол был поврежден огнём. Тёплый же храм остался неповреждённым. Этот пожар заставил основательно заняться реконструкцией храма. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная была реконструирована, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом.

Благовещенский собор в 1839 г., литография А. Дюрана

В связи с ростом населения города в 1830-х годах возникла необходимость на месте Благовещенского собора построить новый, для чего потребовалось бы снести старый собор и колокольню. В 1835 году губернский архитектор Ф. И. Петонди и академик архитектуры М. П. Коринфский сделали несколько вариантов проектов.

Император Николай I, посетивший Казань 20 августа 1836 года, не одобрил эти проекты, а «Высочайше повелел обратить холодный Благовещенский собор в тёплый и расширить его».

В 1841 году по проекту Петонди началась третья крупная реконструкция собора. В 1841 году был разобран Рождественский собор. На месте южного придела во имя Бориса и Глеба была заложена придельная церковь во имя Рождества Христова в память о разобранном Христорождественском соборе, а с северной стороны заложена новая придельная церковь во имя Бориса и Глеба, так же, как и южный придел, на прежнем фундаменте. Освящение вновь отстроенных приделов было совершено в июне 1846 года. С западной стороны в 1842-1843 годах к собору были пристроены новая большая двухсветная трапезная, дошедшая до наших дней, и высокое открытое крыльцо, которое в 1863 году по проекту Бессонова было обращено в крытую со всех сторон паперть.

Пол в соборе в 1842 году был поднят на одну сажень.

В этот период в соборе было устроено печное отопление. В разных его местах были расставлены несколько огромных голландских изразцовых, а частью так называемых унтермаркских круглых печей. Перестройка Благовещенского собора была произведена с большими отступлениями от проекта, о чём свидетельствуют архивные документы.

Следующий крупный ремонт собора производился в 1855 году. Губернский архитектор Бессонов сделал проект обновления иконостаса по древним образцам в православных церквах. Иконописные работы были выполнены Гагаевым, устройство иконостаса, его позолота и окраска стен — мастеровыми купчихи Ильиной и мастером Бичуровым.

В 1869-1870 годах известным иконописцем России из села Палеха Владимирской губернии Н. Л. Сафоновым была выполнена работа по росписи стен и сводов собора. Поновление иконостаса и киотов исполнил мастер Агеев.

В 1875 году московским мастером Бычковым печное отопление было заменено двумя пневматическими печами, которые были сделаны из белого огнеупорного кирпича в нижнем этаже собора, от них нагретый воздух, по выведенным из-под пола трубам, выходил в помещение храма через отдушины, сделанные в лёгких и красивых тумбах, поставленных в нескольких местах у стен храма. Отдушины по необходимости открывались и закрывались. На местах разобранных изразцовых печей на стене, отделяющей главный храм от трапезной, рукой Н. Л. Сафонова были написаны священные изображения. В это же время на четырёх столбах в храме громоздкие иконы заменили росписями, как это было сделано раннее в верхних частях колонн. На западной стене собора в простенках между входными арками написаны две картины, изображающие Иисуса Христа и апостолов. Западная стена трапезной у входных дверей храма на месте печей тоже была расписана. Деревянные алтарные двери заменены бронзовыми и позолочены, с написанными на них иконами святых евангелистов.

Через двадцать лет, в период 1889-1890 годов, Благовещенский собор вновь ремонтировался: была промыта стенная роспись, исправлена и окрашена кровля, позолочены главы.

В 1904 году архитектором Ф. Н. Малиновским были изготовлены проект и смета на ремонтные работы по собору и перестройку колокольни, которые начались летом 1906 года. Произведено обновление наружных стен собора и колокольни, вместо ветхого пристроя к келье святого Гурия сооружена красивая каменная часовня. В 1907 году были окрашены крыши и главы, позолочены кресты и звёзды на главах, устроены калориферное отопление и вентиляция. В 1908 году обновлены приделы собора. После ремонта, при освящении 1 февраля 1909 года, южный придел был переименован во имя святых Бориса и Глеба, северный придел — во имя святого Гурия. Кроме двух приделов, при соборе имелись ещё два придельных храма. Один во имя святого Германа — казанского чудотворца, в колокольне под звонницей, он первоначально назывался в честь святой мученицы Ирины и по ветхости в конце XVIII века был закрыт. В 1832 году на средства купца Чижова был отремонтирован и освящён во имя святого Германа.

Другой придельный храм, во имя Всех Святых, находился в подвальном этаже под алтарём собора в усыпальнице Святителей Казанских, освящён в 1896 году.

Последний ремонт Благовещенского собора дореволюционного периода производился в 1913-1914 годах, когда в ознаменование 300-летия Дома Романовых ожидался приезд в Казань императора Николая Александровича. Известными в России иконописцами — братьями М. Н. и Н. Н. Сафоновыми (сыновья Н. Л. Сафонова) были поновлены стенная живопись, иконы и утварь.

Собор в начале XX века

Кафедральный Благовещенский собор часто подвергался пожарам, разрушениям и реконструкциям и в советский период.

В 1930-х годах колокольня Благовещенского собора, крыльцо с западной стороной, часовня святого Гурия, главы собора были снесены, остался лишь центральный барабан. В таком виде собор просуществовал до второй половины XX века.

В 1950-х годах, с созданием в Казани Специальной научно-реставрационной мастерской, начались работы по изучению здания Благовещенского собора. Первые исследования этого древнейшего сооружения как памятника архитектуры города Казани и предложения по его реставрации были сделаны доктором архитектуры, заслуженным архитектором России профессором С. С. Айдаровым.

28 ноября 1978 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры был согласован эскизный проект реставрации Благовещенского собора, предусматривающий фрагментарную реставрацию памятника по оптимальному облику с восстановлением утраченных главок XVIII века. Годом позже Казанской специальной научно-реставрационной мастерской были восстановлены утраченные главки и кресты собора.

К началу XXI века, в связи с 450-летием Казанской епархии, проведены реставрационные работы, восстановлены утраченные элементы внешнего облика здания, в интерьерах отреставрированы настенная живопись, воссозданы иконостас, пристенные киоты, паникадила и другие атрибуты внутреннего церковного убранства. Комплексные научные исследования и проектные и восстановительные работы осуществлены реставраторами Татарского специального научно-реставрационного управления совместно со специалистами государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект» и Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

История храмовой Колокольни

После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.

Колокольня Благовещенского собора была красива и высока

Первый ярус сооружения был оснащен полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.

Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.

Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля

Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Описание[[править]h2>

Благовещенский собор Казанского Кремля — самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.

Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание центральной главы, и аркатурном поясе, украшающем апсиды.

Экскурсия в собор

Узнать больше об истории Благовещенского собора Казани, зайти внутрь, увидеть интерьеры Вы сможете на обзорной экскурсии с посещением Кремля Казани. Экскурсия ценна не только своей эстетической составляющей. Рассказы об истории, о бывшем культурном богатстве, о тёмном периоде нашей истории, в течение которого богатство было растеряно — всё это заставляет глубоко задуматься о своей ответственности перед будущими поколениями.

Казань ярко показывает, как последователи различных религий и взглядов могут жить в гармонии и согласии. Близкое соседство одного из центральных православных храмов с крупнейшей мечетью Татарстана Кул Шариф — немое свидетельство ментальной широты России, где место найдётся всем, кто желает мира и спокойствия.

Святыни[[править]h2>

Келья святителя Гурия
В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия

— небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В. Ф. Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Построен на казенные деньги

Возле Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге митинги, причем митингуют и те, кто за передачу собора РПЦ, и те, кто против. Тех, что против, числом поболе. Передача собора РПЦ, начиная с 2010 года, когда был принят закон о реституции церковного имущества, дело привычное. За 6 лет только в Санкт-Петербурге в ведение местной епархии было передано 334 объекта. И это справедливо, церковь должна получить то, что ей принадлежало по праву.
Но в каждом правиле есть исключения. И, похоже, что история передачи Исаакиевского собора подходит под это определение. Хотя, впрочем, понятие «передача церкви» не совсем корректно. Собор остается в собственности города, его лишь передают РПЦ на 49 лет в безвозмездное пользование.

Исаакиевский собор — один из символов Санкт-Петербурга — был построен по приказу Петра Первого архитектором Монферраном. Это была «стройка века» — в ней принимали участие более 400 тысяч рабочих. Построен собор был на казенные деньги и никогда не был собственностью церкви, хотя богослужения в нем регулярно проводились.

Исаакиевский собор — один из символов Санкт-Петербурга. Фото peterburg.biz

В блокаду золотой купол собора был отличной мишенью для немцев, но ленинградцы защитили Исаакиевский. Голодные, ослабшие люди покрывали купол сотнями литров зеленой краски, рискуя жизнью. И хотя осколки долетали до храма, но ни одна из бомб не попала в купол.

С 1931 года в Исаакии обосновался музейный комплекс, кстати, один из самых успешных музейных проектов. В прошлом году в нем побывало около 4 миллионов туристов. Ну кто, приехав в Санкт-Петербург, не посетит Исаакиевский собор? Выручка от продажи билетов — более 800 миллионов рублей. Львиная доля идет на содержание собора и его реставрацию, содержание музейного штата (а это около 400 человек), но есть и прибыль. Например, 2 года назад она составила 140 миллионов рублей. При этом в соборе совершались богослужения. В прошлом году их состоялось около 600.

Директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров вовсе не хочет конфликтов с РПЦ. «Я уважаю нашу епархию, верю в мир. У нас уникальнейшая система межконфессиональных отношений. Не приведи Господь, мы нарушим равновесие. А его можно нарушить из лучших побуждений», — говорит он в одном из интервью.

В РПЦ пообещали, что после передачи собора, а это может произойти не раньше конца этого года, если ничего не изменится, вход в него будет бесплатным. Но если по статистике от общего количества посетителей число прихожан всего один процент, а доходов от продажи билетов не будет, на какие средства и кто будет содержать гигантский собор?

Николай Буров вовсе не хочет конфликтов с РПЦ. Фото spncomms.com

«Исаакий — это уникальный случай доходной миссии. Здесь людям за их деньги рассказывают о православии», — пишет в совсем ЖЖ известный публицист и философ, дьякон Андрей Кураев.

Вопрос с передачей Исаакиевского собора неоднозначный. С одной стороны, есть закон о реституции церковного имущества. С другой — этот собор никогда не принадлежал церкви, он не был приходским храмом и использовался только в торжественных случаях. Все последние годы в нем практически ежедневно проходят богослужения, препятствий для них нет. И богослужения не мешают тысячам туристов посещать Исаакий и приносить деньги в доход музейного комплекса. Гармония была достигнута, что будет дальше, кто выиграет, а кто проиграет от ситуации — узнаем скоро.

Мощи святых

Несмотря на испытания, выпавшие на долю храма, соборный некрополь сохранился неплохо. Погребения, когда-то располагавшиеся под алтарем, не уцелели, но неприкосновенными остались захоронения митрополитов и архиепископов в самом соборе и придельном храме. Проводя аналогию, можно сказать, что этот собор для Казани все равно что Софийский для Новгорода или Ризоположенский для Москвы.

Мощи святителя Гурия, стоявшего у истоков появления Благовещенского собора, до революционных событий 1917 г. находились в внутри, равно как и старинная келья архиепископа, найденная во время перестройки храма в 40-х годах XIX в. На одной из стен кельи обнаружили фреску с изображением Спаса Нерукотворного. Через полвека над кельей возвели часовню; это произошло за десять лет до того, как власть в стране перешла к большевикам, которые организовали в часовне дворницкую. К счастью, сама келья не слишком пострадала, ее заложили кирпичом, в результате чего фреска хорошо сохранилась.

В XIX в. роспись собора оказалась почти утраченной в результате последовательной череды пожаров. В 70-х годах для восстановления настенной живописи в трапезной прибыл иконописец Н. Сафонов. Талантливый мастер своим творчеством прославил местонахождение Казанской иконы Божией Матери в соборе. Также его усилиями в трапезной появились настенные изображения на темы обретения святых мощей, освящения других казанских храмов, портреты святых и мучеников.

Сокровища ризницы

Каких только святынь и уникальных артефактов не было в ризнице собора. Здесь хранились расшитые золотом и серебром облачения архиереев, церковные сосуды из благородных металлов; рукописные старинные Евангелия, включая и книгу Нового Завета в золотом с алмазами окладе. Было здесь и колоссальное по размерам Евангелие, весившее 80 кг, которое использовали только раз в год, в Пасхальные праздники.

Литургии в соборе совершались на древних холщевых платах с библейскими изображениями. В священных ритуалах использовали серебряный ковш и чашу, пожалованные Благовещенскому собору царской семьей. Эти и другие драгоценные вклады и подарки влиятельных людей и представителей монархии хранились в ризнице. Все это «хозяйство» было прекрасно и неповторимо, сделано искусными мастерами на высочайшем уровне качества, с использованием золота и серебра, алмазов, жемчугов, изумрудов. В те времена вес полного архиерейского облачения доходил до 40 кг.

В 1919 г. над сокровищами ризницы нависла серьезная опасность. Представители Советской власти обнаружили их и уже намеревались изъять, одновременно упразднив ризницу как наследие царского режима. И только усилиями казанских историков ее удалось сохранить, а артефакты передать музею. Тем не менее, впоследствии львиная доля сокровищ бесследно исчезла.

Что посмотреть

Главная святыня церкви – мощи Святого Гурия. Первый архиепископ и строитель этого места. Сегодня сюда проводят паломнические туры. Находятся за деревянными сенями у правого придела. Интересно и само убранство: фрески, иконы, росписи, утварь и декор. Некоторые части удалось сохранить с древних времён и отреставрировать, другие – восстановить по рисункам и чертежам предшественников. Особое место занимает икона чудотворной Казанской Божьей Матери.

Внутри категорически запрещено фотографировать, в отличие от мечети Кул-Шарифа стоящего по соседству.

vladkatkov.ru

При Благовещенском соборе организован музей, который находится в этом же сооружении. На экспозиции рассказывается об истории храма и города в целом. Вы увидите ценные экспонаты: посох святого Гурия, старинные иконы, религиозные книги XVI века. Всего насчитывается более сотни вещей. Внутри установлены проекторы. Например, по ним воспроизводится фильм «Заступница» об иконе Божьей Матери. Также есть предметы, значимые для Казани: подарок от Екатерины великой – модель кареты, исторические фотографии и многое другое. Ещё при музее проводятся мероприятия:

  • уроки древнерусской каллиграфии по воскресеньям в 11:00;
  • мастер-классы по русским узорам на ткани в 14:00 во вторую и четвёртую субботу каждого месяца;
  • для школьных групп семинары по основе религиозных культур;
  • для всех желающих экскурсионные программы с гидом по предварительной записи.

Как добраться?

Доехать до достопримечательности несложно. Она находится в столице Республики Татарстан – в Казани. Доступно железнодорожное, автобусное и воздушное сообщение. Можно подобрать любое решение в зависимости от индивидуальных предпочтений. Если вы будете ехать из Москвы, то удобнее воспользоваться федеральной трассой М-7. Она следует через такие города, как Владимир, Чебоксары, Нижний Новгород. Вам потребуется преодолеть примерно около 800 км. В самой Казани добраться до святыни будет несложно. Автобусы – 22, 58, 83, 89. Самая ближайшая станция – метро «Кремлевское».

Трапезная

Одноэтажное здание трапезной из кирпича появилось в составе собора в 1736 г. Одновременно с этим мастера изменили форму куполов, но результаты их усилий продержались недолго. Разразившийся в 1815 г. пожар нанес громадный ущерб постройкам Казанского кремля, и вопрос о масштабной реконструкции встал во весь рост. В рамках общих восстановительных работ привели в порядок и трапезную, достроили к ней крытую галерею, которая вела в архиерейский дом.

Через четверть века архитектор Ф. Петонди разработал проект реконструкции собора с целью превращения его из летнего в зимний (отапливаемый). Серьезные переделки произошли в трапезной, которую перестроили из низкой в высокую, с лестницей на хоры и помещением для соборной ризницы. С обновленной трапезной кафедральный собор стал выглядеть по-другому. Тогда же к нему пристроили высокое крыльцо у главного входа.

Архитектура

Внешнее оформление обители производит противоречивое мнение. С первого взгляда здание может показаться несколько несимметричным или непропорциональным. Многие говорят о его чрезмерной перегруженности. Складывается впечатление, что она нелепо вытягивается с восточной стороны. Придельные части немного выступают вперед.

Прототип данного объекта в настоящее время подобрать достаточно проблематично. Если вы будете рассматривать данное творение архитекторов, то сложится впечатление, что вы погружаетесь в далекое прошлое – древняя кладка, необычная структура. Количество желающих посетить данное место с каждым годом только увеличивалось. В скором времени объект не мог помещать в себе всех желающих. Поэтому, роль центрального храма была перенаправлена. Святыня не была разобрана и по-прежнему являлась одним из главных украшений города. Она прекрасно гармонирует на фоне других строений.


Если вы внимательно рассмотрите достопримечательность, то непременно заметите знаковые очертания архитектуры великого и знаменитого мастера Постника Яковлева. Особенно символичные черты четко заметны на кровле боковых приделов. Стены характеризуются килевидным оформлением, фасады богато оформлены. Основной объем представлен тремя апсидами и барабанами. Они обрамлены аркатурными поясами. В верхней части сооружения н6аходится традиционный псковский орнамент. Такой же узор есть и на барабане центральной главы. Все эти моменты отсылают нас к средневековью. В общей сложности все декоративные элементы придают святыни определенную пикантность и выразительность. Все смотрится максимально гармонично.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]