История Благовещенского собора
За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.
В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.
В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.
Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.
Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.
Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.
После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.
Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.
Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.
Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.
Расположение
Архитектурным центром Московского Кремля является Соборная площадь. Два великолепных исторических памятника расположены по ее периметру. Юго-западную часть площади занимает Благовещенский собор, который часто называют Златоверхим, он был освящен во имя Благовещения Богородицы. Храм является уникальным представителем древнерусской архитектуры, жемчужиной Кремля. За многовековую историю своего существования он многократно перестраивался, украшался каждым следующим представителем царской династии, но при этом не потерял основного назначения и первоначально заложенной формы. Для того, что бы определить, кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, необходимо обратиться к истории его создания. Достоверно известно из летописных источников, что в конце XIV собор он уже существовал.
Строительство Благовещенского собора Московского Кремля
Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.
Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.
В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.
Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.
После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.
XV век
Своим воплощением в камне храм был обязан Василию I (сыну Дмитрия Донского), именно он повелел заложить домовую церковь для княжеской семьи. Основным условием постройки являлась ее близость к жилым помещениям палат, поэтому собор в Московском Кремле Благовещенский горожане называли храмом «на сенях». В 1405 году роспись внутреннего убранства была произведена знаменитыми русскими иконописцами (Ф. Грек, А. Рублев). Архитектурные особенности созданного строения, его оформление отражали влияние византийского стиля, которое было сильно в силу становления христианства на Руси того времени. Более 70 лет храм прослужил в неизменном виде и в 1483 году был разрушен по приказу Ивана III.
Архитектура
Внешняя архитектура храма
Благовещенский собор являет собой образец смешения московской архитектуры и псковского зодчества. Воздвигнут на подклете, сохранившемся от старой деревянной церкви. Облик девятиглавого храма с золочеными куполами радует глаз россиян с 60-х годов XVI в.
Под куполами собора по окружности сделаны декоративные полукруглые нишки в стиле псковского зодчества. Фасад здания украшают пояски «бегунка» и «поребрика» из кирпича особой формы. В стиле московского зодчества сделаны ярусы кокошников и килевидных закомар, продолжающихся расчлененными лопатками. Основной объем храма дополняется с четырех сторон пристроенными приделами. Приделы возведены над углами галерей и представляют собой маленькие тонкостенные церковки, увенчанные золотым куполом. По историческим сведениям, приделы были построены в честь венчания русского царя Ивана Грозного. До постройки приделов Благовещенский собор ничем ни отличался от многих храмов Москвы, теперь же он обрел объемную красоту и величие, сравнимую только с Покровским собором.
Подклет храма гораздо старше, чем само здание (примерно на 200 лет). Он находится под центральной частью храма. Выложен из белого камня и имеет четырехугольную форму. Массивный столп располагается по центру подклета, от него на стены перекинуты низкие арки. С восточной стороны к нему пристроена апсида. Скорее всего, в подклете хранилась царская казна.
Архитектура итальянского Возрождения ярко выражается на парадных галереях с северной и восточной стороны здания: резные белокаменные капители, филенки на опорных столпах, перекрытия с крестовыми сводами. По этим галереям торжественно проводили в Гранатовую палату особо почитаемых гостей царя.
Южная и восточная галереи возводились в 1489 г. Восточная до настоящего времени не сохранилась: ее разобрали вместе с пристроенными к ней палатами. Скорее всего, паперть была пристроена по ошибке, так как обычно к храму со стороны алтаря пристройки не полагались. Изначально она служила для соединения собора с Казенной палатой. Южная галерея – это закрытое помещение, в котором с XVI века расположен придел Василия Кесарийского. По ней цари переходили во дворец с Соборной площади.
Во внешнем и внутреннем убранстве Южной галереи произошли большие перемены. Западную и восточную стену перестроили, своды переложили, лопатки четверика стесали. В XIX веке здесь был устроен придел Николая Чудотворца. Позднее в южной паперти устроили соборную ризницу и мастерскую вышивальщиц. Был значительно испорчен и стесан декор здания. Декоративные элементы были возвращены зданию после реставрационных работ в 1949 году. Южное крыльцо, расположенное со стороны Москвы-реки, украшено резьбой. Изначально оно было открытым, потом его перестроили и сделали закрытым. По этому крыльцу русская знать выходила в дворцовый сад, где отдыхали и раздавали милость. Резной портал XV века из белого камня сохранился до наших дней.
Изначально южная паперть была богато украшена изысканной резьбой. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют об этом. Красивые узоры листьев аканта ярких цветов украшали капитель и колонки. В XIX веке многие искусные элементы декора заменили грубыми копиями.
Внутреннее убранство храма
Своды в Благовещенском соборе Московского Кремля имеют крестообразную форму. Барабан центральной башни держат четыре столпа. Так как собор предназначался для княжеской семьи, его интерьер изначально был невелик. Позднее помещение храма расширили, пристроив к нему дополнительные приделы. Рядом с восточным столпом расположен иконостас. Широкие хоры с ведущей на них лестницей находятся в западной части. В предании говорится, что при богослужениях женская часть царской семьи находилась на хорах. Но историки опровергают этот факт, считая, что хоры отделяла двухметровая кирпичная стена и, судя по характерным рисункам фресок, там находились три придела: Богоматери, Собора архангелов и Георгиевский.
Центральная часть храма имеет высокие своды, завершаемые барабаном купола. Днем барабан купола имеет хорошее естественное освещение, падающее из многочисленных окон, а нижняя часть храма остается затемненной. Изначально на южной и северной стенах окна были очень узкими, в XVIII веке их расширили. Центральную часть храма многократно реконструировали. Сперва в XVII веке были разобраны хоры, через два столетия их восстановили, а свод загородили плоским перекрытием.
Роспись собора достаточно традиционна. На куполах изображены Христос-Вседержатель и Божья Матерь. Стены храма расписаны изображениями известных сцен из Евангелия. В западной части стены иллюстрированы сценами Страшного суда. Кроме библейских изображений во внутреннем убранстве храма присутствуют лики государевых предков. Рукописные изображения Дмитрия Донского и Ивана Калиты находятся на столбах, удерживающих своды.
XVI век
Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, который мы видим сегодня? Вопрос не простой, здание обновлялось часто в связи с пожарами в Москве и в результате войн и революций. Наиболее весомые изменения облика храма происходили в течение XVI века. Василий III в период своего правления повелел расписать храм «богато». К этой работе привлекли лучших на Руси иконописцев (Феодосий, Федор Едикеев). Основные мотивы фресок были сохранены, но в убранстве собора появляются отделочные и драгоценные камни. Количество куполов увеличивается до 9 (символ Пресвятой Богородицы в древнерусском христианстве), каждый из которых покрывается золотом, поэтому собор становится Златоверхим. Южный вход по его указу предназначается только для посещения царской (княжеской) семьей, там же они раздавали милостыню и отдыхали после богослужения.
Иконостас
Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.
Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.
Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.
Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.
Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.
Роскошная многослойная рама иконостаса выполнена в трех тонах: белом, голубом и вишневом. Материалом для нее послужил медный лист. Поверх него положен позолоченный оклад из латуни и все это украшено прозрачными пластинами из слюды.
Расписание богослужений в Благовещенском соборе в Москве
Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее, по традиции, проводит сам Патриарх.
Также богослужения проходят в честь следующих праздников:
- Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября (перенесение мощей),
- Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля,
- Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей), 19 декабря,
- Собора Пресвятой Богородицы — 8 января.
В обычные дни собор доступен для посещения. Хотя богослужения и не проводятся, он является ценнейшим православным и историческим памятником Русской истории.
© Julia Alisova
Как добраться до Благовещенского собора
Благовещенский собор расположен в самом сердце нашей столицы – на Соборной площади московского Кремля. Неподалеку от храма располагаются три станции метрополитена: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая». Станция «Боровицкая» принадлежит Серпухово-Тимирязевской линии. Время пути от станции – 9 минут. «Библиотека им. Ленина» принадлежит Сокольнической линии. Время пути пешком – 14 минут. Столько же времени понадобится пройти от станции «Александровский сад», принадлежащей Филёвской линии.
Адрес: Москва, улица Манежная, 2-10. Тел.: +7 (495) 695-41-46.
Назначение
Великие князья, а затем все русские цари использовали Благовещенский собор Кремля как придомовую церковь. В нем свершались все семейные таинства (крещение, венчание). Настоятель собора становился духовником правителя Руси, он его исповедовал, помогал составлять и заверял завещание, в долгих беседах мог давать царю советы. В Благовещенском храме хранились ценности княжеской (царской) семьи (реликвии, иконы, мощи святых). Первые московские князья хранили в нем казну. Каждый следующий представитель династии, взойдя на трон, старался улучшить убранство собора, внести в его облик что-то свое, оставить напоминание о себе потомкам.
Фотографии
Роспись
Наиболее древние подлинные образцы фресок утеряны при пожарах и перестройках собора. Современная роспись является их копиями, она выполнена художниками XVI века, которые постарались передать цветовые решения, формы и значение сюжетов. Удивительным является тот факт, что наряду с традиционными библейскими мотивами на стенах, сводах, колоннах изображены лики русских князей и античных философов, это придает уникальность такому памятнику, как Благовещенский собор Кремля. Москва, Россия не имеет более древних образцов росписи храмов. В этом музее хранятся произведения религиозного искусства, аналогов которым нет. Образ Благовещения относится к наиболее древнему и редкому типу иконографии.