Юные годы
Сибиряков родился в Иркутске в зажиточной семье капиталиста и золотопромышленника. Такое происхождение должно было определить всю дальнейшую судьбу ребенка. Все детские годы Иннокентий провел в роскоши, но, как ни странно, это совершенно не испортило его характер. С юных лет молодой человек искренне сострадал всем окружающим. Он обладал чутким сердцем и хотел помочь всем нуждающимся. Можно смело сказать, что в лице Иннокентия Сибирякова богатство нашло достойного хозяина.
Юноша учился в Петербургском университете. Он весьма преуспевал во многих предметах. Но в то же время он успевал поддерживать своих бедных сокурсников и помогать им.
Сумасшедший?
В советское время о Сибирякове (1860-1901 гг.) предпочитали помалкивать, ведь он был «неправильным» капиталистом. Раздал 10 млн руб. людям — в переводе с царских золотых рублей на нынешние получается как минимум 10 млрд! Имея возможность жить в роскошном особняке, снимал небольшую квартиру. Не заводил экипаж, пользуясь извозчиком.
Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты… Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули: «К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!»
Эта история, как и другие, связанные с именем Сибирякова, зафиксирована в полицейских протоколах того времени. Дело в том, что богатые круги Петербурга приняли Сибирякова в штыки: мало кто собирался следовать его примеру, раздавать пригоршнями деньги бедным, но и выглядеть скупердяями тоже не хотели. Выход нашёлся: объявить миллионера сумасшедшим. Партию гонителей Сибирякова возглавил градоначальник Петербурга фон Валь. В 1894 г. на время судебного разбирательства Иннокентия Михайловича поместили под домашний арест, а его имущество опечатали. Историк Татьяна ШОРОХОВА, написавшая книгу о Сибирякове, говорит: «Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием. Но Сибиряков проводил в жизнь евангельское правило — «просящему — дай»! И этого, увы, многие не поняли».
«В 15 лет Иннокентий получил в наследство 800 тыс. руб., стал владельцем долей в золотопромышленной и пароходных компаниях. Однако спустя 18 лет, когда Сибирякова вознамерились объявить сумасшедшим, его арестованное состояние оценивалось уже в 10 млн руб., — продолжает Шорохова. — Это умножение капитала выглядит удивительным с учётом того, что за эти же годы миллионы рублей Сибиряков отдал на благотворительность. На его примере сбылся духовный закон: да не оскудеет рука дающего. На своих приисках он открыл бесплатные столовые и библиотеки. Почти полмиллиона рублей отдал в созданный им фонд для пенсий и пособий тысяч рабочих, трудившихся на золотодобыче. К слову, нынешняя «золотая столица» России, где до сих пор добывают большую часть российского золота, — город Бодайбо в Иркутской обл. — основана отцом нашего героя купцом Михаилом Сибиряковым. Это и его поисковая партия обнаружила в притоках реки Лены знаменитые залежи золота. Семья золотопромышленника жила в Иркутске, здесь в 1860 г. и родился Иннокентий. В 15 лет, оставшись после смерти родителей сиротой, он переехал в Петербург, где окончил известную на всю столицу частную гимназию Бычкова. Потом была учёба в университете. В это время он помогает учёным, спонсирует экспедиции, открывает бесплатные библиотеки и музеи. Огромные средства Сибиряков пожертвовал знаменитому физиологу и педагогу Лесгафту, благодаря чему была основана современная Академия физической культуры им. Лесгафта. В 26 лет у Сибирякова было 70 личных стипендиатов, которых он обучал в России и за рубежом, а потом помогал встать на ноги. На деньги миллионера и его сестры Анны функционировали Бестужевские курсы (первое высшее учебное заведение для женщин в России. — Ред.). С его участием основывается в Петербурге и первый женский медицинский институт. В то время Сибиряков делал ставку на науку и просвещение, полагая, что это и есть способ изменить мир к лучшему.
Внутренний духовный перелом происходит у золотопромышленника после длительного путешествия по Европе. Домой он вернулся разочарованным, сетовал, что в Европе царят дух наживы и поклонение золотому тельцу. Тогда же он утверждается в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера становится Евангелие. Он обращается к православию, ездит по монастырям. Совершает, по мнению окружающих, чудачества. Например, дарит лакею 25 тыс. руб., проходя мимо монахини, собирающей жертву на монастырь, кладёт на сборную кружку серебряный рубль, а увидев её радость, выспрашивает адрес, где она остановилась, и на следующий день приносит ей все свои свободные наличные деньги — 147 тыс. руб. Сибиряков часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь Иисус Христос: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесех; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этот призыв он относил всецело к себе, в его душе уже зрело желание уйти в монастырь. Он говорил: «Часто спрашиваю себя: как в моих руках скопились средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Мои миллионы — результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым». Унизительный судебный процесс, где его дважды освидетельствовали, Сибиряков воспринял как духовное испытание. Лишь однажды воскликнул: «Я раздаю свои, а не чужие деньги!» К счастью, его оправдали, тем самым оправдалось и его имя — Иннокентий, что в переводе значит «безвинный».
Славный род Сибиряковых
Стоит сказать, что род Сибиряковых занимает особое место в истории страны. Купеческая семья была известна в Иркутске еще с начала восемнадцатого века. Отец Иннокентия был купцом первой гильдии. У него были винокуренные заводы, золотые прииски. Кроме того, купец был совладельцем Бодайбинского пароходства и железной дороги. Старший брат Иннокентия был не менее успешен, чем его отец. Его имя вошло в историю края, как мецената и полярного исследователя.
Ученые смогут предсказывать места вспышек новых коронавирусов
Акцент кирпичной стеы создается 5 способами: за и против каждого подхода
Хотите стать счастливым — обретите друга: на что дочь Пьехи тратит свои гонорары
Миллионер-бессребреник
Родился Иннокентий Сибиряков 11 ноября (по новому стилю) 1860 года в семье крупного золотопромышленника, иркутского купца Михаила Сибирякова. Обосновавшись на иркутской земле с начала XVIII века, род Сибиряковых к середине XIX столетия насчитывал уже пять поколений и входил в деловую элиту Восточной Сибири. За полтора столетия Сибиряковы сумели уверенно обозначить себя не только в экономической сфере, но и на поприще общественной деятельности, благотворительности и храмостроительства. Накопленные родом культурные и духовные традиции ярко проявят себя в представителях шестого поколения династии. Особое место среди них займёт Иннокентий Михайлович.
В 1874 году после смерти отца он получил в равной доле с братьями немалый капитал и участие в золотосодержащих приисках, Прибрежно-Витимской компании, Ленско-Витимском пароходстве. «Сделавшись миллионером и хозяином колоссального золотопромышленного дела… И.М. Сибиряков не нашёл счастья и внутреннего удовлетворения в этом богатстве», – писал о нём современник. Сам же Иннокентий Михайлович в своём дневнике о. Поиски смысла жизни приводят к идее служения общественным интересам, понимаемой как просвещение и образование народа в рамках широчайшей благотворительности.
Конец 1870 – начало 1880-х годов были ознаменованы крупными пожертвованиями. Иннокентий Сибиряков финансирует строительство и содержание библиотек, музеев, народных домов в Томске, Барнауле, Минусинске, Ишиме, Ачинске, Красноярске, Иркутске, Нерчинске, других сибирских городах, выделяет средства на строительство театров в Минусинске и Иркутске.
Более 600 тысяч рублей передаёт он на издание научных трудов и литературных произведений Словцова, Омулевского, Глеба Успенского, Решетникова, Уманьского, Наумова, Худякова, Головачёва, Доржи Банзарова, Ядринцева, Межова, Пекарского, Потанина и других. С именем Сибирякова связано строительство в Петербурге Высших женских (Бестужевских) курсов, создание женского медицинского института, открытие биологической лаборатории с музеем и печатным органом. Значительные капиталы были выделены на учреждение стипендий для учащейся молодёжи, в пользу переселенцев и голодающих.
По словам учёного и общественного деятеля Григория Потанина, «охотнее, чем на какие-либо другие цели, И.М. Сибиряков жертвовал деньги на дела, которые имели какое-нибудь отношение к рабочему классу на Ленских золотых промыслах». В 1885 году он предложил профессору Семевскому обратиться к исследованию положения рабочих на золотых приисках, профинансировал сбор материала и поездку учёного в Сибирь. Труд «Рабочие на сибирских золотых промыслах» стал первым в России крупным исследованием подобного рода. А в 1894 году Иннокентий Михайлович жертвует 420 тысяч рублей на создание капитала имени своего отца Михаила Сибирякова для выдачи пособий рабочим, получившим увечья на приисках Якутской области, и семьям, потерявшим кормильцев на золотых промыслах.
Немалые суммы передаёт Сибиряков в пользу Русского географического общества. 10 тысяч рублей было выделено им на экспедицию Потанина в Сы-Чуань и восточную окраину Тибета (1892-1893). Как крупнейший за последнее десятилетие деятельности ИРГО этот благотворительный взнос отметил Семёнов-Тянь-Шанский.
Иннокентием Михайловичем были профинансированы экспедиции по обследованию Ачинского и Минусинского округов, приисков Южно-Енисейской тайги и Кузнецкого округа Томской губернии (1886), по исследованию инородческого населения Якутии в этнографическо-экономическом отношении (Якутская (Сибиряковская) экспедиция 1894–1896 гг.). Важно отметить, что одним из условий её проведения Сибиряков ставил «исследование причины вымирания или прогресса инородцев и изучение экономического положения якутов, жизнь которых находится под влиянием развития золотопромышленности». Экспедиция стала выдающимся явлением в изучении Якутии: достигнутые ею результаты получили высокую оценку специалистов.
Собор Апостола Андрея Первозванного в Свято-Андреевском скиту на Афоне. Современный вид
И всё же чувство недовольства своим существованием тяготило Сибирякова. В начале 1890-х годов Иннокентий Михайлович разочаровывается в возможностях просвещения и внешнего переустройства жизни. Проблема смысла жизни, праведности обладания богатством начинает рассматриваться с религиозных позиций. Основным направлением благотворительности становятся пожертвования в пользу церкви. Сибиряков передаёт 25 тысяч рублей на основание Свято-Троицкого Николо-Уссурийского монастыря, 147 тысяч – Угличскому Богоявленскому монастырю, 30 тысяч – братству во имя Иннокентия Иркутского, 10 тысяч – на создание Воскресенского скита Валаамского монастыря и так далее. 2,4 миллиона рублей Иннокентий Михайлович жертвует на строительство в Афонском Свято-Андреевском скиту, на Петербургском подворье Свято-Андреевского скита, в помощь бедным монастырям России. На средства Сибирякова на Афоне был достроен собор Святого апостола Андрея Первозванного (заложен в 1867 г.), выстроено несколько церквей и больница.
Постепенно приходит решение о кардинальной перемене жизни. В 36 лет миллионер-благотворитель навсегда порвал с миром и ушёл на Афон, где подвизался в Свято-Андреевском скиту, приняв великую схиму.
С начала 2000-х память о Сибиряковых возрождается. Фактически из полного забвения выходит и имя Иннокентия Михайловича. На Афоне и в России схимонах Иннокентий (Сибиряков) Афонский почитается как подвижник благочестия.
15 ноября в Харлампиевской церкви Иркутска, долгие годы являвшейся приходским храмом Сибиряковых, состоялось открытие подготовленной Музеем истории города Иркутска выставки, рассказывающей об истории этого рода. Достойное место на выставке занял раздел, посвящённый жизненному пути Иннокентия Михайловича Сибирякова – миллионера, благотворителя, схимника.
Деятельность Иннокентия Сибирякова
Младший брат старался не отставать от старшего. Он помогал Томскому университету, а также Российскому географическому обществу (Восточно-Сибирскому отделению). От Иннокентия Михайловича высшие женские курсы получили в подарок 200 тысяч рублей. Сибиряков активно способствовал изданию произведений его современников и классиков. На средства мецената была издана «Русская историческая библиография», «Сибирская библиография», снаряжена научная экспедиция в Якутию, открыта библиотека в Ачинске.
В начале восьмидесятых годов активную лекционную деятельность в Петербурге вел Петр Лесгафт. Он читал лекции по физиологии, анатомии, гигиене. На занятиях присутствовал и Иннокентий Михайлович, который дал Лесгафту 200 тысяч рублей на строительство института, который в будущем станет очень известным. Кроме того, Сибиряков выделил 420 тысяч рублей для формирования фонда, из которого выдавали средства рабочим на приисках в случае получения ими увечий.
Выдающийся русский Безсеребреник Афонский схимонах Иннокентий (Сибиряков) родился в Иркутске 30 Октября 1860 года, в день памяти Святой Мученицы Анастасии Солунской и Святого Благоверного Царя Сербского Стефана Милютина. В семье благочестивого сибирского золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова (1815 — +1874), основателя города Бодайбо, благотворителя со всероссийской известностью и Варвары Константиновны, урожденной Трапезниковой (1826? — +1863) было трое сыновей — Александр (1849 — + 1933) , Константин (1854 — + после 1908), Иннокентий (будущий афонит) и три дочери Ольга (1846 — +?), Антонина (1857 — +1879) и самая младшая в семье Анна (1863 — + после 1911). Их мать была сестрой компаньона М.А.Сибирякова — промышленника Сергея Константиновича Трапезникова. Воспитанные отцом и матерью в традициях православного благочестия и милосердия, дети Михаила Александровича по Божией милости обладали исключительной даже для русских людей широтою душ. Купец Первой гильдии Михаил Александрович Сибиряков был представителем старинного и богатейшего сибирского рода, основателем которого был Устюжский крестьянин Афанасий (1676 — +1754), отправившийся на освоение Сибири и поселившийся на Байкале, где приобрел несколько лодок и судов, занялся рыбной ловлей, перевозкой людей и грузов через Сибирское море. Разбогатев, Афанасий Сибиряков перебрался в Иркутск, где жили и трудились его потомки. Один из его сыновей — Михаил Афанасьевич Сибиряков (около 1726 — +1799) за открытие серебряных приисков в Нерчинском округе был даже пожалован дворянством. Михаил Александрович Сибиряков, происходивший из купеческой ветви рода, получил значительную часть наследия своих пращуров и подобно благоразумному, трудолюбивому пятиталанному рабу Христову приумножил наследие многократно (Мф. 25, 14–21). К концу жизненного пути он владел десятками золотых приисков, многими заводами различного профиля, Бодайбинской железной дорогой и пароходными кампаниями на Лене и Витиме, многочисленными домовладениями и угодьями, а его капитал оценивался в 5 миллионов рублей серебром. Будучи старостой Иркутского Вознесенского храма, значительные суммы из ежегодно зарабатываемых средств М.А.Сибиряков жертвовал на Божии храмы, на нужды Иркутского Вознесенского монастыря, возведение часовни в честь Святителя Иннокентия Иркутского, на строительство в Иркутске богадельни с часовней Святителя Иннокентия Иркутского, занимался попечением о раненых и больных воинах, о пострадавших от стихийных бедствий, о заключенных, о благоустройстве городов и поселков Сибири. Потому-то Господь и влагал в его ум и волю промыслительные способности преумножать собственные богатства, что он их употреблял не только для своих нужд и процветания детей, но более чем десятиною от доходов заботился и о Евангельских ближних, своих соотечественниках, старался во всем угодить и Богу. Старшим детям Ольге, Александру, Константину и Антонине ещё досталась материнская ласка, но младшие Иннокентий и Анна потеряли мать ещё в младенчестве, а через одиннадцать лет они, ещё не достигнув зрелости, лишились и заботливого отца. Их воспитанием, видимо, занималась старшая сестра Ольга Михайловна, бывшая замужем за князем В.В.Вяземским и проживавшая в Санкт-Петербурге. Материальным же попечением был занят старший брат Александр Михайлович Сибиряков, который управлял громадным капиталом, хозяйственным наследием приумножил его, благотворительные труды подвиги отца превысил многократно. Константин и несовершеннолетний Иннокентий, а также младшая сестра Анна передали Александру Михайловичу свои наследные доли капитала в управление. Сразу после смерти отца А.М.Сибиряков приобретает в Санкт-Петербурге Александро-Невский стекольный завод, писчебумажную фабрику, а также здание частной гимназии Ф.Ф.Бычкова. Эти приобретения, видимо, были связаны с материальным обезпечением младших братьев и сестры, которых он направляет в 1875 году в Санкт-Петербург, чтобы создать им повседневную финансовую независимость от Сибирских предприятий. Собственность на здание гимназии Ф.Ф.Бычкова он оформляет на имя младшего брата Иннокентия, где тот завершал среднее образование после учебы в Иркутском реальном училище. Средняя сестра Антонина Михайловна вскоре вышла замуж за иркутского предпринимателя Кладищева, но в 1879 году в возрасте неполных 22 лет она внезапна умерла. Помимо уже существовавших предприятий А.М.Сибиряков продолжал преумножать семейную собственность, создавал новые предприятия «Ангарское пароходство», «Амурское общество пароходства и торговли». Он понимал, что без развития новых транспортных путей — речных, морских, железнодорожных — развитие Сибири и Дальнего Востока, рост благосостояния российского населения будет крайне тормозиться. Он оказал огромное содействие освоению Северного морского пути. Константин Михайлович вскоре после смерти отца взял большую часть своего наследного капитала и в середине 1870-х годов купил «у обедневших самарских помещиков большое количество земли с целью организации крупного, технически рационального хозяйства» в селе Сколково и деревне Алекаевка Самарской губернии в 50 верстах от Самары, а чуть позже — имение в Закавказье неподалеку от Сочи. К.М.Сибиряков женился на дочери коллежского секретаря Елизавете Аполлоновне Семеновой, служившей в 1870-х годах в частной библиотеке-читальне, открытой К.М.Сибиряковым в Петербурге, у них была дочь Варвара (+ в 1890-х годах) и сын Игорь. В годы учебы в Императорской Академии художеств (класс художника Н.А.Лаверецкого) Константин увлекается революционным народническим движением, среди его знакомых даже оказываются народовольцы, готовившие покушение на Императора Александра II Освободителя 2 апреля 1879 года. Конечно, Константин не сочувствовал террористическим идеям своих друзей-народовольцев, видимо, даже не знал об их тайных целях, но из-за этих связей с 1879 года он был подвергнут негласному надзору полиции, и ему был временно запрещен въезд в столицы в начале 1880-х годов. А вот народническая идея «хождения в народ» первоначально им была воспринята горячо, и собственно в этих целях он и приобрел земельные угодья, чтобы организовать там народные сельскохозяйственные училища для экономического просвещения и повышения профессионального уровня крестьян. Однако хозяйственником он оказался неумелым, весьма дорогостоящее оборудование, приобретенное за границей, работниками, привыкшими к традиционным формам ведения сельского хозяйства, вскоре было приведено в полную негодность. Изуверное убийство народовольцами Императора Александра II в Марте 1881 года потрясло всю Россию. Константин пересматривает свои взгляды и увлекается идеями графа Л.Н.Толстого, с которым знакомится лично и вступает с ним в переписку. К концу 1980-х годов он распродает свои самарские имения. В частности, один из участков (83 десятины и мельница) при деревне Алакаевке в начале 1889 года за 7,5 тысяч рублей приобрела семья революционеров Ульяновых (при содействии М.Т.Елизарова). Часть земельных владений он решает подарить общине «толстовцев». Однако временная близость К.М.Сибирякова с народниками и народовольцами была отражена в истории: отдельная статья о нём даже есть в советском справочнике «Деятели революционного движения в России. От предшественников декабристов до падения царизма» (Т. II. Вып. 4. М., 1932). Константин Сибиряков по примеру своего отца и старшего брата много занимался благотворительностью, но она никогда не касалась церковной сферы: он учреждал стипендии неимущим студентам, поддерживал переселенческое движение в Сибирь и на Дальний Восток, финансировал издания книг, в том числе и книг Л.Н.Толстого за границей, из тех, что были запрещены к изданию в России (например, лже-евангелие Толстого), на свои средства строил народные школы, помогал бедным художникам, писателям, общественным деятелям. На протяжение второй половины 1870-х — начала 1890-х годов он оказал большое идейное влияние на своего младшего брата Иннокентия и младшую сестру Анну, особенно в сфере благотворительности. Анна тоже увлеклась идеями толстовства и женского равноправия, щедрой была её благотворительная миссия в Иркутске, куда она вернулась после учебы в Санкт-Петербурге. Но Иннокентий все же был более духовно настроен, чем средний брат и младшая сестра, и, например, в 1878 году он пожертвовал большую сумму, требуемую на полное восстановление после пожара Иркутской богадельни, которую в свое время создал его отец. В Августе 1880 года Иннокентий поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского Императорского Университета, но из-за болезни прервал учебу в начале весны 1881 года и уехал на Юг в одно из имений брата Константина. Возможно, одной из причин болезни стало потрясение от убийства 1 Марта 1881 года Государя Императора Александра Николаевича. Осенью 1881 года Иннокентий вновь приступил к учебе в университете, но вначале 1882 года опять её прервал по болезни. В Октябре 1884 года И.М.Сибиряков ещё раз поступает в Санкт-Петербургский университет, теперь на юридический факультет и учится там весь 1884/1885 учебный год. 31 октября 1885 года Иннокентий Михайлович решает перейти в разряд вольнослушателей. Таким образом, Сибиряков проучился 9 месяцев на естественнонаучном отделении физико-математического факультета и окончил первый курс юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Помимо посещений лекций в университете, Иннокентий становится слушателем домашних курсов выдающегося российского биолога, анатома, антрополога, врача, педагога, создателя научной системы физического воспитания Петра Францевича Лесгафта (1837 — + 1909). В отличие от народников, которые теоретически «радели» о Русском Народе, но мечтали «просветить» его по лекалам западной цивилизации, П.Ф.Лесгафт был горячим российским патриотом, в кругу его педагогических идей русский патриотизм был необходимым элементом. Он считал обязательным «приучить ребенка относиться с уважением к тому, что он русский. Исторически, под влиянием немецких и французских педагогов, русский образованный человек стыдился своего русского происхождения… Германская школа — узкопатриотическая, цель ее — искоренять все, что не немецкое, французская школа имеет целью внешний лоск и поверхностное образование, в Англии идея школы – приготовление “джентльмена”, полного самоуважения к таким же “джентльменам”-англичанам…». Позже, после нескольких лет знакомства с П.Ф.Лесгафтом Иннокентий Михайлович решает в начале 1890-х годов пожертвовать ученому сумму в 200 тысяч рублей на покупку собственного дома и здания для Биологической лаборатории, открытой П.Ф.Лесгафтом в 1893 году. Это научное заведение стало основой для современного Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта. Иннокентий Михайлович начал благотворительную деятельность ещё во время учёбы в гимназии, с помощи своим малоимущим одноклассникам. Затем выделял средства на образование молодых людей в России и за границей, помогая им не только закончить учебу, но и встать на ноги. В 26 лет у него было 70 личных стипендиатов. Активно участвовал в работе Общества вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам. Выделил около 30 тысяч рублей на открытие музеев, школ и библиотек в сибирских городах, среди которых Иркутск, Минусинск, Томск, Барнаул, Ишим, Ачинск, Красноярск. В частности, в Томске в 1882 году им было создано Общество попечения о начальном образовании, в 1884 году открыта первая в России бесплатная народная городская библиотека, а в 1892 году — Музей прикладных знаний. Кроме того, Сибиряков поспособствовал созданию Томского университета и выделил 10 тысяч рублей на расширение Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. В 1894–1896 годах он финансировал Якутскую географическую и этнографическую экспедицию, которая вошла в историю российской науки как «Сибиряковская». На его пожертвования работали петербургские Бестужевские курсы, которые под попечительством Сибирякова смогли обзавестись учебным корпусом и двумя общежитиями (ныне входят в состав СПбГУ). И.М.Сибиряков пожертвовал 50 тысяч рублей на создание Первого женского медицинского института в России (нынешний Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова). Особенное отношение у него было к детским благотворительным организациям. Он был избран почётным членом Общества попечения о бедных и больных детях, жертвовал средства на создание библиотек в церковно-приходских школах и в бедных провинциальных училищах. Более 600 тысяч рублей он потратил на издание научной и художественной литературы. Благодаря Сибирякову вышли в свет такие книги как: Межов В.И. Сибирская библиография: в 3 т. (1891—1892); Межов В.И. Русская историческая библиография за 1800—1854 гг.: в 3 т. (1892—1893); Ядринцев Н.М. Сибирь как колония (СПб., 1882); Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение (1891); Семевский В.И. Рабочие на сибирских золотых промыслах (1898); Головачев Д.М. Библиографический указатель по вопросу о золотопромышленности Сибири (СПб., 1890); Худяков И.А. Верхоянский сборник. Якутские сказки, песни, загадки (Иркутск, 1890); Пекарский Э.К. Словарь якутского языка (Якутск, 1899); Фёдоров-Омулевский И.В. Сибирские мотивы (СПб., 1886). В 1894 году он организовал фонд для выплаты пенсий рабочим своих предприятий, в который вложил 420 тысяч рублей. Весьма значительными были пожертвования Иннокентия Михайловича Российской Православной Греко-Кафолической Церкви. В 1885 году несколько тысяч рублей он передал на строительство Казанской церкви в Иркутске и храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского в селе Омолой на реке Лене. 147 тысяч рублей передал в дар женскому Богоявленскому монастырю в Угличе. 25 тысяч рублей выделил на нужды Свято-Троицкого Николаевского монастыря в селе Шмаковка на Дальнем Востоке и 10 тысяч рублей на создание Воскресенского скита Валаамского монастыря. Видимо, в самом начале 1890-х годов Иннокентий Михайлович становится прихожанином Афонского подворья в Санкт-Петербурге на углу 5-й Рождественской улицы и Дегтярного переулка. Ещё в 1875 году благочестивая купчиха А.У.Джамусова для Афонских нужд пожертвовала здесь на Песках участок земли с каменным домом. С конца 1888 года настоятелем Санкт-Петербургского подворья Афонского Андреевского скита стал иеромонах, а потом игумен Давид, в миру — Дмитрий Иванович Мухранов из симбирских крестьян (1847 — + 2.06.1930). Именно при нём в Мае 1889 года в память о спасении Царской Семьи во время крушения 19 Октября в Борках Царского поезда началось масштабное строительство храмов и зданий подворья. 8 Сентября 1889 года Санкт-Петербургский Митрополит Исидор совершил чин закладки подворского собора. Духовно одаренный, богословски мыслящий Отец Давид, очевидно, пришелся по сердцу Иннокентию Михайловичу Сибирякову, и он попросил Игумена Давида быть ему духовным отцом. Видя строительные нужды подворья, вскоре Иннокентий Михайлович передал отцу Давиду 2 миллиона 400 тысяч рублей. Вероятно, часть этой суммы включала пожертвования и старшего брата — Александра Михайловича Сибирякова. Отец Давид долю от этой суммы направил нуждающимся монастырям России, а остальное разделил пополам — на возведение построек Афонского Свято-Андреевского подворья в Санкт-Петербурге и на достройку собора Апостола Андрея Первозванного, постройку больничного, братского и хлебного корпусов в Андреевском скиту на Святой Горе Афон. При этом по просьбе жертвователя Отец Давид сохранил его имя в тайне. 22 Декабря 1892 года Санкт-Петербургский Митрополит Палладий освятил трехпрестольный собор Афонского Андреевского подворья. В 1894 году Иннокентий Михайлович — в тридцать три года — решает принять монашество и переселяется жить послушником в Афонское подворье. В 1896 году в Москве Митрополит Константинопольской Церкви Филофей по благословению Московского и Коломенского Митрополита Сергия (Ляпидевского) возводит отца Давида в сан архимандрита. На Покров Пресвятой Богородицы 1 Октября 1896 года Архимандрит Давид постригает уже бывшего миллионера Иннокентия Михайловича Сибирякова в иноческий чин — первую ступень к монашеству. Духовный отец направляет инока Иннокентия (Сибирякова) на Афон в Свято-Андреевский скит для молитвенного служения Церкви и благу Отечества. Но на Афоне он пробыл менее года и 1897 году вернулся к духовному отцу. С той поры и до конца жизни он уже больше не расставался со своим духовным руководителем. В 1897 году брат Иннокентий занимается и благотворительными подвигами: он жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо (ныне Рощино) для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет. Выделяется приюту и капитал в размере 50 тысяч рублей. Этот приют уже после смерти схимонаха Иннокентия стал носить имя И.М.Сибирякова. На его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7-й гимназии Санкт-Петербурга. По его предложению церковь в 7-й гимназии создавалась в память коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны. Обычно такие поступки характерны для убежденных царистов. Произошло коренное изменение мировоззрения Иннокентия Сибирякова, он вернулся не только к отеческому Православию, но и к исконным державным устоям России — Самодержавию. В 1898 году брат Иннокентий вместе с отцом Давидом отправляется на Святой Афон. Там 28 Ноября 1898 года игумен Давид постригает его в мантию с новым именем Иоанн в честь Пророка и Предтечи Иоанна — Крестителя Господня. А менее чем через год, 14 Августа 1899 года, монах Иоанн (Сибиряков) принял постриг в великий ангельский чин — святую схиму — с именем Иннокентий в честь Святителя Иннокентия Иркутского. Келья Архимандрита Давида и его духовного послушника схимонаха Иннокентия (Сибирякова) находилась рядом с Афонским Андреевским скитом. Множество паломников из России и других православных стран, желавших лично посмотреть на монаха из бывших миллионеров, создавали определенную помеху для уединенного молитвенного делания. Схимонах Иннокентий в вечное пользование приобретает участок на склоне Карули, принадлежащий Великой Лавре. На Каруле русские монахи-отшельники начали селиться с 1870-х(?) годов, и там образовалось целое сообщество подвижников духа из России. По благословению Отца Давида схимонах Иннокентий (Сибиряков) создает на Каруле Исихастирион с двухпрестольным храмом. Главный Престол был посвящен Святителю Иннокентию Иркутскому, а придел был освящен во имя Преподобного Давида Солунского (Небесного Покровителя Архимандрита Давида). Особенно удивительна история постройки Собора Апостола Андрея Первозванного и больничного корпуса с церковью во имя Святителя Иннокентия Иркутского, уходящая корнями в 1868 год. Тогда Андреевский скит в качестве паломника посетил преосвященный Александр Епископ Полтавский, который уговорил братию скита заложить храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского и предсказал, что «Бог пришлет сюда из Сибири благодетеля, соименного сему Святителю, и что этот благодетель выстроит на сей закладке церковь и больницу». К моменту появления И.М.Сибирякова на Афоне собор Апостола Андрея Первозванного и больничный корпус находились лишь на начальном этапе постройки, и только благодаря тайным пожертвованиям бывшего капиталиста, а теперь уже монаха отца Иннокентия за 1894–1900 годы они были достроены. В 1897 году были достроены две церкви: Святителя Иннокентия Иркутского и Благовещения Пресвятой Богородицы. Также были построены храмы Михаила Клопского, Великомученицы Варвары при скитской келье схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и во имя Ильи Пророка при скитской мельнице. На западной стороне скита был устроен четырехэтажный корпус, где размещались хлебная, библиотека, столовая для гостей, там же была построена ктиторская церковь в честь Преподобных Виссариона и Варсонофия и Священномученика Феодорита в память основателей скита. 16 Июня 1900 года Константинопольским Патриархом Иоакимом III в сослужении с Епископом Арсением Волоколамским (Стадницким), в то время ректором Московской духовной академии, был освящён знаменитый Афонский Андреевский собор, рассчитанный на 5 000 человек. Это самый большой собор не только на Святом Афоне, но и во всей Греции, благодаря ему Андреевский скит называют «Кремль Востока». Об этом событии писали многие газеты и журналы, были даже изданы книги, но о том, благодаря кому был построен собор, стало известно только через несколько месяцев после смерти схимонаха Иннокентия (Сибирякова) благодаря настоятелю скита — Игумену Иосифу. Схимонах Иннокентий увидел воочию духовный плод от богатств семи поколений рода Сибиряковых. К этому времени большая часть наследия отца Михаила Александровича Сибирякова и средств, заработанных его старшим сыном Александром Михайловичем, была уже вложена в дела благотворительности Христа ради, и все дети М.А.Сибирякова жили очень скромно на остатки своих богатств. 6 Ноября 1901 года схимонах Иннокентий (Сибиряков) в возрасте сорока одного года почил о Господе нашем Иисусе Христе. Его погребли на кладбище Андреевского скита, а через три года по Афонскому обычаю из земли извлекли останки. Плоть истлела полностью, а кости имели желтый янтарно-медовый цвет, что по Афонскому церковному преданию свидетельствует об особой праведности человека, угодившего Богу, о святости. Кости скелета по традиции сложили в общую братскую костницу Андреевского скита, а честную главу поместили там же в деревянном киоте на почетное место, где она пребывает и ныне. Ныне схимонах Иннокентий (Сибиряков) на Святом Афоне и в России, особенно в Сибири, почитается как Подвижник Благочестия, ревнители по нем служат панихиды и через его заступничество у Престола Божия получают духовную поддержку. Ревнители почитания памяти схимонаха Иннокентия предлагают решать вопрос о его официальном церковном прославлении в ликах Преподобных и Безсеребреников. К сожалению, Карульский исихастирион Святителя Иннокентия Иркутского, воздвигнутый трудами и жертвами схимонаха Иннокентия (Сибирякова) и его духовного отца Архимандрита Давида (Мухранова) в начале 2000-х годов пострадала от большого пожара, оставившего после себя только руины. Восстановление этой Афонской святыни — священный долг русских православных людей, чтущих память Безсеребреника схимонаха Иннокентия (Сибирякова).
Составил раб Божий Леонид
Использованы труды: Троицкий Павел. Русские на Афоне. Середина XIX — начало XX века. М., 2001. Троицкий Павел. «…И будешь иметь сокровище на небесах» // Московский журнал. 2001. № 12. Троицкий Павел. Андреевский скит. (Публикация в Рунете). Игумен Андроник (Трубачёв). Архимандрит Давид (Мухранов) // Православная энциклопедия. Шорохова Т.С. Благотворитель Иннокентий Сибиряков. СПб., 2005. Шорохова Т.С. Миллионер, благотворитель, схимник. Симферополь, 2010. Гаврилова Н.И. Константин Михайлович Сибиряков: материалы к биографии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». 2012. № 2(1). С. 244–253. И другие материалы Рунета.
Путешествие по миру
Сибиряков путешествовал по Европе, однако его странствия были направлены не на познание западной жизни. Иннокентий Михайлович был занят изучением христианской философии, которая открывала сущность бытия. Полученные им знания еще более укрепляли мысли о том, что он движется в правильном направлении, помогая обездоленным.
Достаточно одной дозы. Новое мнение инфекциониста о прививках для переболевших
Красивая, но прихотливая: как «приручить» модную красавицу-монстеру
Названа идеальная замена колбасе для вкусного и полезного бутерброда
Сибиряков понимал, что людьми движет жажда наживы и богатства. Но что дают деньги человеку? Разве мы счастливы, когда богаты? И все-таки человечеством движет желание стать богатым. Эти мысли все чаще одолевали мецената. Постепенно Сибиряков стал предпочитать паломничества вместо путешествий. Иннокентий Михайлович все больше средств жертвовал храмам, а в его скромных съемных квартирах скапливалось большое количество просителей. В некоторые дни меценат принимал до 400 человек, из-за чего у него совершенно не было времени на собственные нужды. Поэтому ему пришлось организовать бюро, которое занималось раздачей денег нуждающимся людям. Современники писали, что в доме Сибирякова помощь получали все, кто просил. Меценат даже давал приданое девушкам из бедных семей, которые выходили замуж. Но доброта Сибирякова не всем была по душе.
Недображелатели
Каким бы добрым и щедрым ни был человек, всегда найдутся те, кому что-то не нравится. За глаза о Сибирякове рассказывали самые невероятные вещи. Революционное движение полагало, что купец ударился в мистицизм, поскольку его средства были недостаточными, чтобы помочь всем нуждающимся. А петербургский военачальник в своих докладах писал о том, что меценат, раздавая деньги бедным, вполне может помогать революционерам. Сибирякова обвиняли в скупости, в расточительности, в религиозной экзальтации…
Путь к Афону
Однажды судьба привела Иннокентия Михайловича в Свято-Андреевский скит. В то время его настоятелем был архимандрит Давид, который сыграл большую роль в жизни Сибирякова. Иннокентий Михайлович еще в юности понял, что не создан для семейной жизни. К такому выводу его привела измена невесты его старшего брата. Это событие настолько поразило его, что он даже не помышлял о создании семьи.
После знакомства с Давидом Сибиряков решает стать афонским монахом. Однако архимандрит далеко не сразу стал духовником Иннокентия Михайловича и всячески отговаривал его от поспешных шагов. Именно по этой причине он сопровождал его в первой поездке на Афон. Сибиряков передавал огромные суммы по тем временам на строительство и содержание храмов, чем вызывал недовольство не только чужих людей, но и родственников, которые объявили его сумасшедшим. После этого случая Иннокентий Михайлович принимает окончательное решение принять монашество.
В 1896 году Сибиряков принимает постриг и отправляется на Афон. Здесь он строит небольшую келью и храм в честь великомученицы Варвары. С тех пор меценат жил в скоромной обители на Афоне. Сложно представить, как человек, выросший в богатстве, мог вести такой аскетичный образ жизни. Умер Сибиряков в 41 год после непродолжительной болезни. Многие считали, что его добрые дела никогда не забудутся сибиряками. Но случилось иначе… Его имя через многие годы было напрочь стерто из истории края. Сейчас в Греции святого Иннокентия знают и почитают намного больше, чем в России.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Схимонах Иннокентий (Сибиряков): «Помогите, я страшно богат!»
5 июля празднуется день всех преподобных отцов Святой Горы. Сейчас поданы документы на канонизацию схимонаха Иннокентия (Сибирякова), бывшего купца-миллионера, пожертвовавшего свое состояние на благие дела и ушедший на Афон. О нем наш рассказ. Жизнь, как известно, это борьба. Кто-то борется с дурными привычками, кто-то — с вредными соседями. Золотопромышленник рубежа XIX — XX веков и местночтимый афонский святой (сейчас рассматривается вопрос о его канонизации в РПЦ) Иннокентий Сибиряков всю жизнь боролся… с богатством. Начав борьбу 14-летним юношей, пройдя через клевету (зачастую — от им же облагодетельствованных людей) и психиатрические освидетельствования, он закончил ее лишь незадолго до ранней смерти — схимником. Он победил. Просвещенный благотворитель Иннокентий родился в 1860 году в семье иркутского купца и золотопромышленника Михаила Александровича Сибирякова. Родился в удачное время и в удачном месте. «В Иркутске счастливо соединились оба элемента: бюрократия и буржуазия. Власть здесь дисциплинирована общественным мнением… Здесь замечательная буржуазия. Они не признают грошей; дают сотнями тысяч…» — писали современники. Благотворил отец Иннокентия, благотворили старшие братья; неудивительно, что и он относился к меценатству и благотворительности как к чему-то совершенно естественному. А потом появились и личные счеты с богатством. В семь лет он лишился матери, а в четырнадцать — отца, вместе с пятью братьями и сестрами он оказался наследником огромного состояния (ему, в частности, принадлежали четыре прииска, давшие, например, за 1894 год 184 с лишним пуда золота — больше трех тонн). В середине 70-х годов состоятельный юноша прибывает в Санкт-Петербург и поступает в частную гимназию (там ему преподавал словесность и древние языки поэт Иннокентий Анненский), а уже в 1875 году покупает дом, где гимназия располагается, и производит его серьезную перестройку и улучшение. Он вступил во множество благотворительных и попечительских обществ, жертвовал крупные суммы на учебные и научные предприятия. Жил Иннокентий в семье своего брата Константина, близкого творческой среде, благодаря чему встречался с Тургеневым, переписывался с Толстым. И снова давал деньги — на обучение детей литераторов, на издание журналов «Слово» и «Русское богатство», на издание по доступной для народа цене книг, на открытие по всей стране библиотек. «Если Вам случится узнать, что какая-нибудь сельская школа нуждается в учебных пособиях и книгах для чтения вне школы, то имейте в виду, что я могу выслать желаемые книги… я буду высылать за половинную цену книги, подписываться на все газеты и журналы всем народным учителям, снабженным Вашей рекомендацией», — писал Иннокентий Михайлович в 1884 году Н. М. Мартьянову — общественному деятелю Сибири, основателю Минусинского музея и библиотеки. Без материальной помощи Иннокентия Сибирякова в городах Енисейской губернии в то время не была бы открыта ни одна публичная библиотека, ни один краеведческий музей. Сибиряков потратил более 600 тыс. рублей «на поддержку тех, не приносящих дохода, изданий, которые имеют крупное научное или общественное значение, но не могут рассчитывать на широкое распространение в публике», финансировал и даже организовывал научные и исследовательские проекты, этнографические экспедиции. В 26 лет он содержал более 70 личных стипендиатов, получавших образование как в России, так и в Европе, особенно — из числа сибиряков. Казалось бы, все это должно было привлекать к нему людей, но… «Все встречи, все сношения с людьми и даже с наукой были для него отравлены деньгами; деньги положили грань между ним и всеми людьми, от товарищей по университету до профессоров включительно», — писала о нем Селима Познер, соученица по курсам педагога и физиолога Лесгафта. Несчастный миллионер Первый звоночек прозвенел еще в университете. «Чувствуя себя плохо подготовленным, И. М. Сибиряков хотел поработать серьезно и обратился к некоторым профессорам университета с просьбой приватно помочь ему. Но гонорар, назначенный профессорами, достигал колоссальных размеров, что… сразу оттолкнуло Сибирякова; выполнить их требования ему было нетрудно, но корысть, разгоревшаяся в представителях науки, которая была так противна его… душе, оттолкнула его и от профессоров, и от науки», — вспоминала Познер. Разочарование росло, и к 30 годам Сибиряков уже смог его сформулировать: «Как жадно все человечество в своем стремлении к богатству. Но что оно нам приносит? Вот я — миллионер, мое счастье должно быть вполне закончено. Но счастлив ли я? Нет. Все мое богатство в сравнении с тем, чего жаждет душа моя, есть ничто, пыль, прах… А между тем все человечество стремится именно к достижению богатства.
При помощи своих денег я видел мир Божий — но что из всего этого прибавило к моему собственному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворенности, то же томление духа… Как это случилось, думал я, что в моих руках скопились такие средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Не есть ли это достояние других людей, искусственно перешедшее в мои руки? И я нашел, что это именно так, что мои миллионы — это результат труда других лиц, и чувствую себя неправым, завладев их трудами». «Помогите, я страшно богат, — пишет он Льву Толстому, чьи издания также спонсировал с подачи брата Константина. — Чем больше я раздаю, тем больше ко мне приходит!» — ведь золото добывалось своим чередом. С этого времени Сибиряков начинает предпочитать вояжам паломничества, больше давать денег в церкви, а поток просителей в его квартирке (весьма аскетической: адресные книги Санкт-Петербурга свидетельствуют, что он снимал квартиры, предназначенные для людей среднего достатка) становится наводнением: бывали дни, когда Иннокентий Михайлович принимал до четырехсот человек, у него почти не оставалось личного времени, и пришлось организовать особое бюро, через которое он раздал нуждающимся миллионы рублей. Очевидец вспоминает: «Кто только из столичных бедняков не был у него в доме на Гороховой улице, кто не пользовался его щедрым подаянием, денежной помощью, превосходящей всякие ожидания! Дом его обратился в место, куда шли алчущие и жаждущие. Не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния. Были люди, которые на моих глазах получали от Сибирякова сотни рублей единовременной помощи… Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, окончило в Петербурге свое высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялось за честный труд!» «У Иннокентия Михайловича был период, — пишет еще один его современник, — когда он рассуждал так: “Если просят, значит, нужно: если можно дать, то есть если имеются средства, то и нужно дать, не производя розыска”». «Человек необыкновенной доброты, он никому не отказывал в поддержке, а вследствие его исключительной скромности многие из облагодетельствованных им не знали, кто пришел к ним на помощь», — свидетельствуют о благотворителе те, кто трудился рядом с ним. И снова — чего только не говорили о нем за глаза! Революционная интеллигенция полагала, что он ударился в мистицизм оттого, что понимал «недостаточность» своих жертв для народного блага, а петербургский градоначальник Валь рапортовал наверх, что, раздавая деньги бесконтрольно, он может поддержать революционеров; его обвиняли и в скупости, и в расточительности, и в религиозной экзальтации; этнограф Ядринцев, чьи издания и экспедиции Сибиряков финансировал несколькими годами раньше, не скупился на язвительные эпитеты, — и все сходились на том, что Сибиряков не может действовать самостоятельно, он постоянно находится под чужим влиянием. Окончательно ситуация накалилась, когда в 1894 году Сибиряков пожертвовал монахине, собиравшей средства в пользу Угличского Богоявленского монастыря, всю свободную наличность — 147 тыс. рублей. Перепуганная матушка сообщила о невероятной сумме в полицию, и градоначальник Виктор фон Валь отдал приказ опечатать имущество миллионера и начать разбирательство о его дееспособности. Из «сумасшедших» — в монахи Подвела Сибирякова монахиня, а выручил монах. Иеромонах Алексий (Осколков), задумавший строить монастырь в Приморском крае, отправился просить денег у известного столичного благотворителя. Придя по адресу и позвонив в дверь, он был впущен человеком, которого принял за прислугу. Каково же было его удивление, когда он понял, что перед ним сам Сибиряков! Однако помочь тот не мог: сейф был опечатан, а на каждую трату было необходимо получать расписку от родных. «Начав повествование о посещении его докторами, экспертами и полицией, — вспоминает иеромонах Алексий, — и как стараются его смутить, расстроить, вызвать на неприятный спор, доказать во всем его неправость, ошибочность, ума нездравость, со слезами говорил: “Что сделал я им? Разве это не моя собственность? Ведь я не разбойникам раздаю и ко славе Божией жертвую!”» Отец Алексий принял живое участие в судьбе Сибирякова, через священноначалие дошел до обер-прокурора; параллельно Сибирякова освидетельствовало (и нашло здоровым) губернское собрание; есть неподтвержденные сведения о личной встрече благотворителя с императором Александром III . В итоге дело прекратили. Фон Валь возбудил его снова, апеллируя, помимо известных уже опасений, что щедростью Сибирякова могут воспользоваться революционеры, и к эпизоду «разбития бюста Мефистофеля, изображающего торжествующего дьявола» (речь идет о копии скульптуры Антокольского «Мефистофель». Исследователи расходятся в подробностях: одни говорят, что статуя принадлежала Сибирякову, другие — что эпизод случился в Москве на выставке), — но Иннокентий Михайлович вновь был признан дееспособным. Видимо, в это время у Сибирякова окончательно созрело желание принять монашество — он признался в этом о. Алексию еще при первой встрече. Найдя себе духовника — настоятеля Санкт-Петербургского подворья Старо-Афонского Свято-Андреевского скита иеромонаха Давида (Мухранова), впоследствии видного деятеля имяславческих событий, — Сибиряков начал под его руководством проходить положенный двухлетний искус перед окончательным решением о пострижении в монахи. Параллельно он занимается окончательной ликвидацией имущества: передает отцу Давиду в разное время два с половиной миллиона рублей (тот их раздал церквям и благотворительным учреждениям); принадлежавшие ему как издателю права на произведения умерших к тому времени Глеба Успенского и Федора Решетникова передает их родным, права на стихи Тургенева продает издательству А. Маркса; отдает две дачи: одну — благотворительному обществу под детский приют, а другую — женской общине под монастырь, создает еще ряд благотворительных учреждений (например, капитал имени своего отца для выдачи пенсий и пособий рабочим золотых приисков), своему учителю Петру Лесгафту жертвует 200 тыс. и дом (здание той самой частной гимназии, которое он приобрел, приехав в столицу 14-летним юношей) — в нем Петр Францевич создал биологическую лабораторию, ныне там располагается Академия физической культуры имени Лесгафта. Наконец, на средства Сибирякова был выстроен грандиозный, самый большой на Балканах храм — Свято-Андреевский собор на Афоне, заложенный 33 годами ранее великим князем Алексеем Александровичем. Когда Иннокентий постригся в иноки, то для себя и своего духовного отца выстроил двухэтажный скит с домовой церковью во имя великомученицы Варвары, преподобного Михаила Клопского и преподобного Давида Солунского — небесных покровителей родителей и архимандрита Давида, затем он был пострижен в мантию с именем Иоанн и, наконец, в схиму вновь с именем Иннокентий. По слову первого своего биографа, он явил «образец совершенной нестяжательности и подвижнической жизни» (пять дней в неделю не вкушал горячей пищи, а масло и вино употреблял только по субботам и воскресеньям), прожил, «душевно оплакивая, что много времени потратил на суету и изучение мудрости века сего», три года и 6 ноября 1901 года скончался в возрасте сорока одного года, по-видимому, от чахотки, которой страдал с юности. Аксиос! В 1910 году российский журнал «Приходское чтение» писал о нем: «…Он столько сделал добра, что память о нем… останется у миллиона сибиряков» — и глубоко ошибся в прогнозе: это имя было прочно забыто в России. Видимо, сказалась не только цензура советского периода, не нуждавшаяся в «примере для капиталистов» (как его называл духовник), но и свойство человеческой психики вытеснять из сознания непонятное, не укладывающееся в привычные шаблоны. По крайней мере, «забывать» это имя стали задолго до революции: например, об освящении Андреевского собора тогда же были изданы брошюры и даже книги… но о Сибирякове в них не упоминалось. В итоге в Греции его знают и любят больше, чем в России, а на Афоне давно почитают как святого — выкопанные по афонскому обычаю кости подвижника оказались янтарно-медового цвета, что афониты считают признаком святости. Бог даст, вернется память и к нам: с подачи действующего в Санкт-Петербурге Фонда им. Иннокентия Сибирякова в мае 2009 года Комиссия по канонизации Санкт-Петербургской епархии передала документы на прославление в Священный синод. В начале июня 2013 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Андреевский скит во время своего визита на Святую Гору. Говоря об истории этого святого места, Предстоятель Русской Церкви особо вспомнил роль в ней схимонаха Иннокентия, пожертвовавшего свое состояние на создание величественного собора. При подготовке статьи использовалось исследование Т. С. Шороховой «Благотворитель Иннокентий Сибиряков» (СПб, 2005) и материалы сайта «Милосердие. ru »
Версия для печати
Тэги:
Духовная жизнь Личность Монашество Опыт веры История