Протоиерей Константин Островский: Думаю, что мы воспитали сыновей неплохо


Епископ Константин (Островский)

Константин (Островский)
(род. 1977), епископ Зарайский, викарий патриарха Московского и всея Руси, ректор Коломенской духовной семинарии, председатель Отдела религиозного образования и катехизации и аттестационной комиссии, и член богослужебной комиссии Московской епархии, заведующий миссионерско-катехизаторскими курсами и Библейско-богословскими курсами имени прп. Сергия Радонежского Московской епархии, член епархиального совета Московской епархии, председатель комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по богослужению и церковному искусству В миру Островский Илья Константинович, родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье Константина Островского, будущего священника.

В 1990-1995 годах исполнял различные послушания в Успенском храме города Красногорска Московской области.

В 1994 году окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме города Красногорска.

В 1995 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1999 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

В 1997-2002 годах был иподиаконом у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

9 октября 1998 года поставлен во чтеца ректором МДАиС архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым).

6 января 2001 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля того же года был рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким Ювеналием.

2 декабря 2002 года был рукоположен в сан пресвитера с возложением набедренника митрополитом Крутицким Ювеналием.

В 2002 году назначен проректором Коломенской духовной семинарии по воспитательной работе.

С 2003 года руководил хором Коломенской духовной семинарии и преподавал в ней же сравнительное богословие, с 2007 года — церковное пение.

С 22 декабря 2003 по 2006 год являлся членом епархиального совета Московской епархии [1].

12 января 2004 года включён в состав Богослужебной комиссии Московской епархии и назначен её секретарём [2].

19 октября того же года зачислен в клир Введенского храма Коломенской духовной семинарии [3].

В 2005 году назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом координационного совета по взаимодействию между министерством образования Московской области и Московской епархией.

11 декабря 2009 года был назначен регентом хора духовенства Московской епархии [4].

14 июня 2011 года был назначен заведующим новоучреждёнными Миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии [5].

26 июля 2012 года был избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, а также назначен ректором Коломенской духовной семинарии [6].

29 июля того же года возведён в сан архимандрита митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Смоленском соборе Московского Новодевичьего женского монастыря, и в тот же день освобождён от должности проректора Коломенской духовной семинарии, секретаря епархиальной богослужебной комиссии с оставлением в её составе и регента хора духовенства Московской епархии [7].

31 июля 2012 года был наречён, а 12 августа того же года — хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Хиротонию в новоосвящённом храме Трёх святителей Коломенской духовной семинарии возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков); архиепископы Можайский Григорий (Чирков), Верейский Евгений (Решетников); епископ Солнечногорский Сергий (Чашин).

20 декабря 2012 года избран в состав епархиального совета Московской епархии [8].

С 12 марта 2013 года — председатель новоучреждённой аттестационной комиссии Московской епархии [9].

25 июня того же года назначен заведующим Библейско-богословских курсов имени преподобного Сергия Радонежского Московской епархии [10].

2 июня 2014 года в Московской духовной академии защитил кандидатскую диссертацию на тему «История и учение «Церкви последнего завета» (секта Виссариона)». По результатам защиты присвоена степень кандидата богословия.

23 октября 2014 года введён в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и назначен членом комиссий Межсоборного присутствия по вопросам богословия и по вопросам духовного образования и религиозного просвещения [11].

25 августа 2021 года назначен председателем комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству.

С 13 апреля 2021 года — викарий патриарха Московского и всея Руси.

День ангела — 19 сентября (2 октября н. ст.).

Награды

Церковные:

  • юбилейная митрополичья грамота (2000)
  • набедренник (2002)
  • медаль прп. Сергия Радонежского I ст. (2003)
  • наперсный крест (2006)
  • медаль «1020-лет Крещения Руси» (2008)
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст. (2008)
  • благословенная митрополичья грамота, посвящённая Году учителя «За усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования» (2010)
  • медаль Московской епархии «За жертвенные труды» III ст. (2011)
  • медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» (2012)
  • патриарший знак (2014)
  • медаль «За жертвенные труды» I ст. (2020, Московская областная епархия).

Светские:

  • знак губернатора Московской области «Благодарю» (2005)
  • знак губернатора Московской области «За труды и усердие» (2007)
  • почётная грамота Министерства образования Московской области (2010)
  • знак преподобного Сергия Радонежского (2016, Московская область)

Протоиерей Константин Островский: Думаю, что мы воспитали сыновей неплохо

У протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма в Красногорске, благочинного церквей Красногорского округа, 4 сына и 6 внуков. Трое сыновей пошли по его стопам, причем один выбрал монашеский путь и сегодня уже епископ, ректор Коломенской семинарии. Отец Константин рассказал «Бате» о том, что считает самым важным в воспитании детей, как семье справляться с жизненными трудностями, о своей семье и о разделении ролей мужа и жены.


Протоиерей Константин Островский. Фото: bg.ru

Роли – мужские и женские

– Отец Константин, вы с десяти лет росли без отца. Чувствовали, что не хватает мужского воспитания?

– Я это понял уже задним числом. Мама и бабушка воспитывали меня с любовью, но, конечно, то, что в доме не было мужчины, кроме меня, мальчика, не очень хорошо. Важно, чтобы ребенок видел добрые упорядоченные взаимоотношения родителей, мальчик — пример отцовского поведения, девочка – материнского, а когда семья неполная (неважно, по каким причинам), такого примера нет. Потом это можно компенсировать – Богу всё возможно.

Думаю, в моей жизни это было компенсировано Самим Богом в момент воцерковления. У меня резко изменились представления о том, как должна строиться семья. Ее нерушимость, послушание детей родителям, разделение ролей так глубоко вошли мне в душу, как будто я вырос в такой семье, хотя я никогда ничего похожего не видел, да и не читал нигде об этом. Но мне стало ясно, что муж – глава семьи, все его должны слушаться, он должен обеспечивать семью, а жена должна заниматься домашним хозяйством. Правда, четвертая беременность у нее протекала тяжело, и мне тогда приходилось много делать по хозяйству, но я ей объяснял: я помогаю тебе не как муж, а как брат.

– А бывает, что обычно готовит жена, но у мужа есть свои фирменные блюда, которые он ей не доверяет.

– Частности не имеют значения. Если отец готовит плов или пельмени, это семейный ритуал.

Хочу уточнить, что я никому ничего не навязываю. Тем более не хочу, чтобы кто-то из моих слов сделал вывод, что его жена должна уйти с работы. Моя жена не любительница общественной деятельности, для нее было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей главное – домашнее воспитание. Я считаю, что так естественнее: муж – лидер, на нем лежит ответственность за семью (во всех смыслах: материальном, душевном, духовном), а жена – надежный тыл, мужа поддерживает и детьми занимается. Но если муж насильно посадит жену дома, ничего хорошего это не даст.

А когда оба супруга работают, вечером приходят домой, жена готовит ужин, а муж смотрит телевизор или сидит за компьютером, это нелепо. Еще большая нелепость, а такое тоже бывает, когда муж безработный, пальцем о палец не ударяет, чтобы найти хоть какую-то работу, и по хозяйству ничего не делает, а жена и деньги зарабатывает, и его «обязана» обслуживать. Такого быть не должно.

Я просто говорю, как, на мой взгляд, должно быть в идеале. Как я это осуществлял, другой вопрос – не хочу и не могу хвалиться. Просто очень важно понимать, что мы разные, а я об этом стал догадываться только в институте. Нас учили, что все люди одинаковы, у мужчин и женщин есть только анатомические различия. В этом смысле советское воспитание было либеральным – идеи, что нет никаких других различий, популярны и на Западе, и в США. Неправда, есть и другие, не менее важные различия. Мы равны перед Богом, потому что созданы все по Его образу и подобию, но не только у взрослых мужчин и женщин разная психология, но и у мальчиков и девочек. Поэтому и в жизни у нас разные роли, и в семье.

– В воспитании детей у вас, наверное, тоже было разделение обязанностей?

– Я был на службе – сначала алтарником, потом священником, а супруга проводила с детьми всё время, и ей никогда не было с ними скучно. Сейчас модно говорить о самореализации, так вот она свою самореализацию видела в воспитании детей, и я счастлив, что у нас с ней совпали представления о женской самореализации.

Все годы моего алтарничества наш общий духовный отец протоиерей Георгий Бреев летом оплачивал нам дачу на 43-м километре, я оттуда ездил на службу, там же проводил отпуск, вот тогда мог уделить им больше времени. А когда мы жили дома в Москве, я 2-3 раза в неделю возил детей в церковь на литургию.

– На даче играли вы с ними в футбол, в бадминтон, ходили на рыбалку, за грибами?

– Почти нет. Поскольку сам я не спортсмен (разве что в юности занимался классической борьбой), не рыбак и не грибник, не мог ни к рыбалке сыновей приобщить, ни составить им компанию в играх. Но случалось, конечно, с ними побегать, повозиться.


Протоиерей Константин Островский с внуком

/p>

– А были у вас представления, чему обязательно надо их научить как будущих мужчин? Многие считают, что кем бы ни стал потом мальчик, какие бы у него не были блестящие способности к математике, языкам или музыке, он как мужчина обязательно должен уметь что-то делать руками, а также постоять за себя, чтобы в случае необходимости защитить слабого.

– Всё это, конечно, хорошо, но никакому ремеслу я их научить не мог, потому что сам не рукастый. Кран мог поменять, но не более того. А умение за себя постоять, если есть характер, само придет.

Как все родители, мы наверняка совершали какие-то ошибки, но думаю, что в целом воспитывали своих сыновей неплохо, раз они выросли настоящими мужчинами: и за себя постоять могут, и за семьи свои чувствуют ответственность. Старший выбрал монашество, он уже епископ, ректор Коломенской семинарии, это тоже огромная ответственность.


Епископ Зарайский, викарий Московской епархии Константин (Островский), протоиерей Георгий Бреев, протоиерей Константин Островский

Удержать в Церкви: воспитание, воля, Промысл

– Вы уже не раз говорили, что по натуре вы давитель и особенно в неофитский период порой перегибали палку, даже решили, что детям не нужны сказки.

– Неофитские перегибы были. Действительно, я решил, что ничего душевного ни детям, ни взрослым не нужно, нужно только духовное. Отец Георгий, когда узнал об этом, объяснил мне, что если ребенок не Сергий Радонежский или Серафим Саровский, ему для подготовки к жизни нужна и здоровая душевная пища, в том числе сказки.

Что касается вообще давления на детей, то сейчас об этом говорить труднее, чем 10-15 лет назад. Атмосфера в обществе изменилась, и эти изменения затрагивают и церковную среду. Раньше люди легче воспринимали мысли о послушании, об отцовской власти, о допустимости строгих наказаний. Многие не понимают разницу между «чтобы ребенку было хорошо» и «чтобы ребенок был хорошим». А это разные цели и они предполагают разные средства.

Чтобы ребенку было комфортно, нужно обходиться без требований, послушаний, наказаний — только договариваться. И на работе начальник, если хочет, чтобы подчиненные чувствовали себя комфортно, должен с ними договариваться. И такой подход может дать видимый успех… Но внешний. А философ Константин Леонтьев писал, что для духовной жизни народа полезно внешнее давление. Кому ж оно, внешнее давление, приятно? Никому, но оно полезно для воспитания воли, терпения, смирения. И ребенку тем более полезно, когда от него что-то требуют.

Бывают, хотя и не так часто, дети мягкие, уступчивые — от них, казалось бы, уж точно можно ничего не требовать, не нужно ни к чему их понуждать. Но как тогда будет формироваться воля ребенка, умение смиряться, прощать? Всегда есть опасность перегнуть палку. Это как в тяжелой атлетике – если человека перегрузить, он получит травму, даже может стать инвалидом, но если его недогружать, он останется слабым. Воспитание воли, мужества без требовательности, без какого-то давления невозможно.

А вот в духовной жизни давление малополезно. Можно и нужно бывает потребовать от ребёнка выполнения каких-то духовных порядков, но невозможно требовать молитвы и любви. Разумеется, если семья церковная, ребенок до поры до времени включен в православную традицию: соблюдает посты, ходит с родителями в храм, исповедуется, причащается, читает с ними утреннее и вечернее правила. Пока наши дети были маленькие, читали с удовольствием, а чем старше становились, тем меньше им это нравилось. (И нам с вами бывает тяжело стоять на службе, рассеивается внимание). Но пока жили вместе, правило продолжалось.

Как-то мы с супругой поспорили. Она говорит: мы научили их правилу, а молиться не научили. А я говорю, что всё с точностью до наоборот: правилу не научили, а молиться научили. Все они остались верующими людьми. И она со мной согласилась. Тут проявился очень глубокий и важный парадокс, относящийся отнюдь не только к нашему воспитательскому опыту: внешнее давление всегда вызывает протест, но при этом может оказывать живительное влияние на душу.


Протоиерей Константин Островский. Фото: georg-hram.ru

/p>

– И трое ваших сыновей стали священниками. Одна из самых больших сегодня проблем в верующих семьях – дети вырастают и уходят из Церкви. Как их удержать?

– Да никак. Мне нравится строчка Пастернака: «Но быть живым, живым и только, живым и только до конца». Родители могут быть виноваты, когда не занимаются детьми – бросают их на бабушек, на кружки и секции или, как часто происходит в наше время, просто дают им в руки айпад, чтобы, с одной стороны, не надо было беспокоиться, где ребенок, с другой, он не мешал им заниматься своими делами. Отец бросает семью – тоже есть его вина. А если отец и мать стараются воспитывать детей, в этом их заслуга. И когда родители верующие, дома есть какой-то церковный уклад, дети к нему приобщаются, но это тоже ничего не гарантирует.

Детская религиозность проходит, и человек должен сам сделать выбор, а сделать его бывает непросто. Насколько я понимаю, помочь этому невозможно, можно только не мешать своим давлением, не травмировать человека. Но и при самом разумном поведении родителей нет никаких гарантий. Когда коснется человеческого сердца призывающая благодать, знает только Господь. Огромное значение имеют произволение человека и Промысл Божий.

То, как я воспитываю своих детей, тоже имеет значение, но больше для спасения моей души. Родительское воспитание – почва, семя – воля самого человека, а солнышко и дождик от Бога. Все должны стараться, но всё в руках Божьих.

– И в том, что трое сыновей пошли по вашим стопам, вы тоже не видите своей заслуги?

– Я очень рад, как, я думаю, радуется любой отец, если он занимается любимым делом, а потом его сыновья тоже это дело избирают. Как только я начал воцерковляться, сразу полюбил священство, захотелось самому служить, причем было неважно, в кафедральном соборе или в сельском храме. Моя мечта сбылась не сразу, но когда дети еще росли, неудивительно, что им понравилось отцовское служение. Но установки вырастить их священниками у нас с матушкой не было. Всё-таки священство личное призвание, вот троих Господь призвал; если призовет четвертого, и он будет служить.

Двое до недавнего времени служили со мной, да и сейчас – настоятели в нашем благочинии. Ну а старший после долгих размышлений – он советовался и со мной, и с отцом Георгием Бреевым, ездил в Лавру к отцу Кириллу (Павлову), с ним беседовал, — выбрал монашество. Мне приятно, что трое моих сыновей служат, но я понимаю, что это Господь их призвал.


Крещение. Протоиерей Константин Островский, епископ Константин (Островсий), Никита Островский

Жить общей жизнью

– Можно догадаться, что жили вы очень скромно, а в девяностые годы, когда все они были еще детьми и подростками, в стране началось сильное расслоение, появились богатые. Никогда не роптали они, что у кого-то из ровесников есть то, чего у них нет?

– Не припомню, чтобы они когда-то огорчались именно по этому поводу. Мне кажется, здесь очень многое зависит от отношения самих родителей к своему материальному положению. Мы действительно жили скромно (а когда я был аларником, просто на подаяние – и батюшки помогали, и прихожане), но никогда не считали себя обделенными.

В своей самооценке мальчики ориентируются на мать, девочки – на отца (я об этом читал у Фрейда, но, по-моему, это общее мнение в психологии). Если мама огорчена тем, как выглядит ее сын, он начинает комплексовать, а если мальчик маме нравится, он чувствует себя уверенно. Нам обоим было важно, чтобы дети были одеты по сезону, а модно или немодно, лучше или хуже соседских детей, одноклассников, мы никогда даже не задумывались. Соответственно и их это не волновало.


Священник Константин Островский, фото из семейного архива.

/p>

– Вас рукоположили в Хабаровске, вы с семьей переехали туда, но потом у сыновей из-за климата начались проблемы со здоровьем, и жена с ними вернулась в Москву, а вы еще год оставались в Хабаровске. Такая долгая разлука – всегда испытание для семьи.

– У меня выбора не было. Вернулся бы я тогда в Москву — попал бы под запрет. Возможно, навсегда. Я не знаю, как поступить человеку, у которого жена в такой ситуации скандалит, требует, чтобы он немедленно вернулся домой, иначе она разведется. Меня Бог миловал – жена меня поддержала, понимала, что не могу бросить службу. Деньги я им посылал, мама моя помогала, чем могла.

И еще очень важно – мы каждый день писали друг другу письма. Скайпа тогда не было, звонить по межгороду дорого, поэтому созванивались редко, а письма писали и, соответственно, получали каждый день. И это помогло нам поддерживать постоянное душевное общение.

– Вам как священнику, наверное, часто рассказывают о семейных трудностях, неурядицах? В чем вы видите основную проблему современной семьи, отцовства?

– Не скажу, чтобы высвечивались какие-то специфические проблемы отцовства. Что касается общих проблем, то я почти у всех вижу стремление к комфорту, а чувства семьи как единого целого нет даже у многих церковных людей. Не то что они не любят друг друга – большинство христианских семей, слава Богу, не распадается, но чувство семьи как малой церкви, которая, как и сама Церковь, как приход, устраивается по образу Царства Небесного, сегодня большая редкость. Христианскую семью не просто так называют малой церковью – там тоже свой уклад, своя иерархия, послушание, общая молитва, общая трапеза. Сейчас живут под одной крышей, но каждый своей жизнью, даже молятся многие по отдельности. А общая жизнь очень важна.


Венчание. Священник Павел Островский
/p>

Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?

Чтобы дети в священнических семьях не теряли благоговение — сами родители (батюшка и матушка) должны быть благочестивыми людьми: любить богослужение, чтить Бога и с благоговением относиться к службе. Тогда и дети будут относиться с благоговением. И даже, если ребёнок, может быть, в какой-то момент жизни впадёт в искушения, то, по крайней мере, не будет презирать родителей: «Мама с папой чокнутые, конечно, но люди порядочные». А когда ребёнок видит, что папа в храме и на людях — один, а дома — другой, то у него может возникнуть отвращение, и хорошо тогда если: «Я хочу быть с Богом, но не хочу быть как папа», а ведь может и сказать: «Не хочу быть таким лицемером, как папа» — и вообще всё отвергнет.

У священников, хороших священников, ревностных, есть соблазн — полностью уйти в приходскую деятельность. Но надо помнить, что семья — малая церковь, и отношение к ней должно быть такое же ревностное, как к Церкви. К своему дому отношение должно быть не менее внимательное, чем к своему приходу.

образование

После окончания средней школы работал на заводе слесарем[1].

В 1974 году окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института и работал участковым врачом, затем старшим врачом бригады интенсивной терапии в районной больнице.

В 1980—1982 годы работал в Брянском педагогическом институте ассистентом, затем старшим преподавателем.

В 1981 году защитил в Смоленском медицинском институте кандидатскую диссертацию: «Влияние солей лития на функцию почек». После этого занял в Смоленском медицинском институте должность старшего преподавателя.

В 1982 года уволился с работы в институте и устроился рабочим на железной дороге, затем сторожем в Жировицком Успенском монастыре.

В 1983 году по благословению митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии, продолжал заниматься медицинской практикой.

В 1989 году окончил Московскую духовную академию и был оставлен профессорским стипендиатом. Преподавал Священного Писания Ветхого Завета в Московской духовной семинарии. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX—XX веков: В. С. Соловьёв и В. И. Несмелов».

20 марта 1990 года назначен ректором Минской духовной семинарии.

С 17 июля 1996 года по 6 октября 2008 года — Ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии с титулом епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии.

С 1999 года — профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин Санкт-Петербургских духовных школ.

В 2005 году по инициативе епископа Константина был создан Народный православный университет (НПУ) в Санкт-Петербурге.

иерархия

14 апреля 1986 года пострижен в монашество с наречением имени Константин. 4 мая 1986 года рукоположен в сан иеродиакона, а 12 июня того же года — в сан иеромонаха.

2 марта 1990 года возведен в сан игумена, 3 марта зачислен в братию Жировицкого монастыря.

2 сентября 1990 года возведен в сан архимандрита.

16 июня 1991 года в Успенском соборе Жировицкого монастыря хиротонисан во епископа Новогрудского, викария Минской епархии.

19 февраля 1992 года назначен управляющим Новогрудской и Лидской епархией.

25 февраля 2003 года был возведен в сан архиепископа.

6 октября 2008 года назначен архиепископом Курганским и Шадринским[ Архиепископ Тихвинский Константин назначен правящим архиереем Курганской епархии. // Патриархия.Ru].

С 5 мая 2015 года правящий архиерей Петрозаводской епархии с титулом «Петрозаводский и Карельский», глава Карельской митрополии[2], возведен в сан митрополита[3].

Участвовал в Поместных соборах 1988, 1990 и 2009 годов.

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте Московской епархии:
  • Биография на официальном сайте Московского Патриархата:

Циркуляр №46 от 12 января 2004 года, официальный сайт Московской епархии, —

Указ №2855 от 19 октября 2004 года, официальный сайт Московской епархии, —

Журналы заседания Священного Синода от 26 июля 2012 года, журнал № 67,

Указ №4381 от 20 декабря 2012 года, официальный сайт Московской епархии, —

Распоряжение по Московской епархии. Циркуляр №1133 от 12 марта 2013 года, официальный сайт Московской епархии, —

Указ №2929 от 25 июня 2013 года, официальный сайт Московской) епархии, —

«Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы по комиссиям», официальный сайт Московского Патриархата, —

Переходный возраст

Святитель Феофан Затворник пишет, что в переходном возрасте подчревные пары ударяют в голову. И у всех молодых людей, кроме тех, которые еще до переходного возраста определились как христиане — сами определились, а не по родительской наводке, — эти пары всё сметают.

На примере не только своей семьи (четыре человека — не такая большая выборка, чтобы делать выводы), но и воскресной школы я вижу, что так и есть. Подавляющее большинство ребят в этом самом переходном возрасте заносит, многие совершают какие-то недостойные поступки.

Более-менее гладко — не совсем без искушений и падений, но без больших — это проходит у единиц. Из нашей воскресной школы я могу назвать едва ли десятерых, но не буду, чтобы не смутить никого. Остальные делали штрафные круги. Как в биатлоне — если стреляешь мимо цели, делаешь штрафной круг. Я уже не боюсь, просто знаю, что это, за редкими исключениями, неизбежно.

Конкретно мои сыновья не столько бунтовали против Церкви, сколько противились моему отцовскому давлению. Отношения удалось сохранить, потому что в какой-то момент я понял, что они выросли и давить на них неэффективно, и прекратил давление.

Личный выбор

Но не всегда человек, живущий в священнической семье, имеет призвание, это очень важно. Есть такая ошибка, сколько мы о ней ни говорим, она многократно повторяется многими священниками. Это «благочестивое» давление на своих сыновей с пожеланием того, чтобы они продолжили дело отца. Причем даже не всегда это давление явно. Буквально мы говорим, что у тебя есть свобода, но создаем такие условия, что человек, который в принципе не призван к этому, становится священником. А дальше происходит трагедия. Бывают для всех явные трагедии, когда человек прекращает служение или даже снимает сан. Ещё хуже, когда человек формально не отрекается от Бога, совершает богослужение, но не живет по вере в своём сердце.

Поэтому призвание не то, что к священству, призвание к христианской жизни у каждого бывает своё. И люди, живущие в церковных семьях, к Богу приходят сами. Мы детей приводим к знанию о Боге, вводим их в церковную жизнь, но вот этот некий «рубеж»: с какого-то момента он знал о Боге, а с какого-то момента он увидел Бога, и почувствовал Его, — он у каждого свой.

История благоразумного разбойника должна быть для нас очень показательной. Бандит, осужденный на смертную казнь, увидевший рядом с собой другого разбойника (ведь в его глазах Христос был тоже разбойник), и в этот момент он увидел в нём Бога, и сказал «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» — это было его призвание. У каждого оно своё, каждый священник может рассказать удивительные случаи, когда люди призывались очень по-разному.

Вот и особенно в церковных семьях, мы должны для своих детей делать всё, чтобы они стали христианами. Молиться о них и не давить. Потому что это передавливание, «переламывание» такое, оно не эффективно. Много реальных примеров людей, сломанных таким «благочестивым» христианским воспитанием.

Это вопрос очень тонкий, здесь надо понимать эти грани, в каких случаях, конечно, надо давить, особенно на маленького ребенка, а где нужно уметь остановиться, дать ему свободу выбора.

организации

  • Вице-президент академии Академии наук и искусств Союза им. С. П. Королева (АНИС).
  • Член президиума Российской академии естественных наук (РАЕН).
  • Член правления МОО «Общество Знание».
  • Действительный член Академии Академии Российской словесности.
  • Член «Академия профессионального образования и бизнеса» (АОНО АПОБ).
  • Член академии Петровской академии наук и искусств.
  • Член Международной академии наук экологии, безопасности природы и человека (МАНЭБ).
  • Член Санкт-Петербургской Академии истории науки и техники.
  • Почетный член Международной академии интегративной антропологии.
  • Почетный председатель Собора православной интеллигенции.
  • Председатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата.
  • Член Союза писателей России.
  • Первый Президент Ассоциации «Покров», объединяющей гражданские и военных ВУЗы Санкт-Петербурга и других городов России.

сочинения

  • Архиепископ Константин (Горянов)
    И познаете истину. — СПб.: Родная Ладога, 2011. — 568 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-905657-01-6.
  • Архиепископ Константин (Горянов)
    20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993—2013. — Курган: Принт—экспресс, 2013. — 121 с.
  • Архиепископ Константин (Горянов)
    20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993—2013. — 2-е изд., испр. и доп.. — Курган: Принт—экспресс, 2014. — 194 с. — 3000 экз.
  • Архиепископ Константин (Горянов)
    Встань и иди в дом твой. — СПб.: Родная Ладога, 2014. — 512 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-905657-08-5.
  • Константин (Горянов), еп. Православие и культура. Докл. на Междунар. форуме рус. интеллигенции «Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия». Санкт-Петербург, 18-21 мая 2000 г. // Христианское чтение. М., 2000. №19 (ХЧ). 3-20.
  • Константин (Горянов)
    . Жизнь и творчество Несмелова. // Человек. — 1992. — № 2.
  • Константин (Горянов), еп. Жизнь и религиозно-философская антропология Виктора Несмелова // Христианское чтение. М., 1998. №16. 5-25.
  • Константин (Горянов). Жизнь и творчество Виктора Несмелова // Журнал Московской Патриархии 1996. № 7. С. 55-62.

Публикации

  • Последование архиерейских богослужений: Практика Московской епархии // Московские епархиальные ведомости. 2002. — № 5/6. — С. 52-67;
  • Указания для ставленников во иерея и диакона: Практика Московской епархии // Московские епархиальные ведомости. 2002. — № 7/8. — С. 75-79;
  • О поминовении усопших в период пения Цветной Триоди // Московские епархиальные ведомости. 2005. — № 3/4. — С. 110—112;
  • Памяти о. Матфея [архим. Матфея (Мормыля)] // Встреча. МДА. Сергиев Посад, 2009. — № 1 (29). — С. 62-64;
  • Сообщение иеромонаха Константина (Островского), председателя Епархиального отдела религиозного образования и катехизации на собрании благочинных и председателей отделов Московской епархии // официальный сайт Московской областной епархии, 11 марта 2010
  • «Приятно видеть, что среди поступивших нет случайных в церкви людей…» // Журнал Московской Патриархии. 2012. — № 9. — С. 22;
  • Песнопения для встречи и облачения архиерея // Журнал Московской Патриархии. 2013. — № 2. — С. 99-103.
  • Проблема «добра» и «зла» в учении секты Виссариона («Церковь последнего завета») // bogoslov.ru, 13 мая 2014
  • Представление основателя секты «Церковь последнего завета» Виссариона о Ветхом и Новом Заветах // bogoslov.ru, 30 мая 2014
  • Епископ Зарайский Константин: Документ о Евхаристии лишь фиксирует традиции // «Православие и мир», 1 февраля 2015

Дети и алтарь

На мой взгляд, очень глупо, когда детей вводят в алтарь, и там их лелеют. Особенно это касается настоятеля. Он своего сыночка посадил, его приголубил, просфорочку ему дал. И что? И ничего хорошего.

Бывает, что в алтаре неблагочестивая, неблагоговейная обстановка. Причём, это не всегда от нас зависит. Может быть такая ситуация, что и настоятель сделать ничего не может. Тоже надо от этого ребёнка оградить, чтобы он не соблазнялся.

Когда мои дети были маленькие, я тогда был алтарником, ходил с ними на службу, но в алтарь их не водил. Они стояли перед Царскими вратами, это самое удобное положение.

Но если обстановка в алтаре благоговейная, и если дети сами хотят там быть, то надо, чтобы они там не просто в алтаре присутствовали, а именно несли служение. Если он такой маленький, что пока ничего не может — пускай он туда не ходит. Лет в 7 (кто-то и в 5) он уже много чего может, тогда наравне со всеми он может нести там послушания.

Требования должны быть одни и те же, что к взрослым, что и к детям.

Уже большой мальчик, может и со свечами пройти. В таком случае, я думаю, это может быть очень полезно. Причём, это может быть полезным не только в качестве приобщения к богослужению (хотя и это, конечно, тоже), но и с точки зрения воспитания.

Когда я был в Хабаровске настоятелем маленького храма, мой старший сын (ныне епископ Константин, тогда ему было 10 лет) читал, а второй (ему было 8) вёл алтарное хозяйство, готовил всё к службе. Старший до сих пор иногда вспоминает, как я его отчитал один раз, когда тот аллилуарий забыл. Но в этом нет ничего страшного, главное не переборщить, излишне не отчитать. Хорошо и очень ценно, что сыновья вместе с отцом делали одно и то же дело.

Этого у нас в обществе сейчас, к сожалению, почти совсем нет.

почетные звания

Вице-президент академии АНИС Член президиума Российской академии естественных наук (РАЕН) Член правления МОО «Общество Знание» Действительный член Академии Российской словесности Член академии АПОБ Член академии Петровской академии наук и искусств Член Международной академии наук экологии, безопасности природы и человека (МАНЭБ) Член Санкт-Петербургской Академии истории науки и техники Почетный член Международной академии интегративной антропологии Почетный председатель Собора православной интеллигенции Председателем Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата и др. Подписывает свои архипастырские послания: «Архиепископ Курганский и Шадринский, профессор, академик».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]