Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.


Царица Феодора. Мозаика. Храм св. Виталия в Равенне (фрагмент)

Феодора
(+ 548), знаменитая императрица Византийская, супруга св. Юстиниана Великого, благоверная царица. Память 14 ноября

Родилась в самые первые годы столетия в семье очень низкого звания: она была дочерью некоего Акакии, служившего хранителем медведей в константинопольском амфитеатре. Не получив никакого правильного воспитания и образования, она провела детство, так сказать, за кулисами гипподрома; ее вырастила атмосфера, окружавшая этот центр развлечений громадной развращенной столицы. Старшие сестры ее играли на сцене; она сама выступала еще почти ребенком в мелких выходных ролях и скоро приобрела известность как участница в живых картинах и пантомимах самого непристойного содержания. Панегиристы и даже противники восторгались ее оригинальной красотою, «которую не в состоянии изобразить ни слово, ни искусство». Небольшого роста, тонкая, несколько бледная, она поражала не столько величественностью осанки, сколько грацией фигуры и изяществом движений, не столько правильностью черт, сколько блеском глаз, полных вызыващего огня и страсти, роскошной волной длинных черных кудрей, искристым остроумием и бесконечной веселостью. Прокопий, главный обвинитель ее за позорные грехи молодости, прямо говорит, что чары ее сделались всеобщим достоянием и что бесчисленные любовные похождении ее дерзостью и цинизмом превзошли подобного же рода подвиги Мессалины.

Успехи на подмостках и соблазнительная прелесть наружности сближали Феодору и с сильными мира; она очень рано, как кажется, покинула Константинополь, увезенная каким-то провинциальным наместником. Скоро покинутая им, она принуждена была некоторое время влачить существование бродячей актрисы и куртизанки низшей пробы в различных городах Востока. Обстоятельства вновь привели ее в столицу, когда ей было только двадцать с небольшим лет. Здесь она поднялась в более высокие сферы; не удовлетворяясь знатными поклонниками и щедрыми подарками, она искала прочного величия и власти. Она стала вести жизнь более сдержанную, старалась приобрести знания и лоск, что ей и удалось, благодаря ее природной даровитости.

Судьба свела ее с Юстинианом, который был тогда уже первым сотрудником дяди своего, императора Юстина. Она зажгла в его сердце глубокую страсть. Это было не только чувственное влечение, но и серьезная, пылкая привязанность, прочно подчинившая волю Юстиниана. Когда в 523 г. умерла жена Юстина, Евфимия, не желавшая вводить в царственный дом женщину с таким запятнанным прошлым, Юстиниан сделал Феодору своей супругой.

В 527 г. она была коронована, вместе с ним, в храме св. Софии.

Одной необычайностью красоты и безграничностью порочной смелости Феодоры нельзя обяснить тот неослабный авторитет, который она приобрела над Юстинианом и который захватывал не одну частную жизнь ее мужа, но и его государственную деятельность. Разделяя с Юстинианом труды правления, она несомненно проявила выдающиеся таланты. Это заставляет предполагать, что в мрачных рассказах пристрастного Прокопия о распутстве и даже злодеяниях Феодоры много клеветы или, по крайней мере, преувеличений. Другие современники не повторяют инвектив автора «Тайной истории», а ряд сложившихся около Феодоры легенд дает гораздо более почтенную картину ее происхождения и юности. Во всяком случае Феодора была верной женою Юстиниана и держала себя с достоинством императрицы, хотя и продолжала заботиться о своей красоте. Придворные почести, которые она, по-видимому, очень ценила, требуя строжайшего выполнения даже унизительных правил этикета от всех, хотя бы высших сановников, льстили ее тщеславию, но в ней горело более широкое честолюбие: она хотела настоящего, реального могущества.

Вместе с сильной и страстной волей ей были присущи те силы, которые обеспечивают власть над другими: твердый и ясный ум, бодрое настроение, находчивость, самообладание, стойкость в трудных положениях. Всем этим она сумела сделаться драгоценною для Юстиниана, легко терявшегося среди опасностей. В страшные дни мятежа «ника» в 532 г. Юстиниан Великий именно жене своей обязан был сохранением царства. Когда восстание охватило всю столицу и бунтовщики теснили самый дворец, отчаяние овладело государем и его главными советниками. Подавить движение им казалось невозможным. Все говорили, что императору остается бежать, увозя сокровища, пользуясь свободным выходом из дворца к морю. Такому решению воспротивилась одна Феодора. Сохранены слова, которыми она возвратила энергию в упавшие души окружающих: «Если даже в самом деле нет другого спасении кроме бегства, я не хочу бежать. Кто раз надел диадему, тот не должен переживать ее гибели, и я не увижу дня, в который меня перестанут величать императрицей. Если ты хочешь бежать, Цезарь, иди: средства в твоих руках; суда готовы, море открыто. Но я остаюсь. Я люблю старое изречение, что пурпур — лучший саван!…»

Присутствие духа вернулось к императору, он призвал лучших полководцев, мятеж был подавлен, и Феодора заслужила то место в верховном совете империи (sacrum consistorium), которое ей предоставлялось раньше по сердечной слабости императора. Непобедимое влияние ее на мужа продолжалось до самой ее смерти. Он называл ее, играя значением ее имени, «даром Божьим», и долго после ее кончины клятва ее памятью была для него самой священной.

Феодора принимала участие во всех государственных делах; Юстиниан ни в чем не мог противостоять ее желаниям. Ее имя красуется рядом с его именем на посвятительных надписях общественных зданий и в заголовках законодательных актов. Ей воздвигали статуи, официально приносили хвалу, присягали на верность. Она во всем была равною императору и настоящей его правой рукою. Она гордо писала царю Хозрою персидскому: «Император никогда ничего не решает, не посоветовавшись со мною»

. Юстиниан сам признавал это в своих новеллах.

Трудно сказать, оказывалась ли она для него доброй советницей чаще, чем злым гением. Последнее вероятнее, так как ею руководили больше эгоистические расчеты, чем политические идеи, которых ей некогда было выработать. Она руководилась симпатиями и антипатиями, интриговала за друзей, ненавидела врагов. Дух нетерпимости, окрашивающий царствование Юстиниана, находил в Феодоре постоянную поддержку. Она без всякой сдержанности пользовалась своим влиянием; самые могущественные сановники, если причиняли ей обиду, не могли спастись от ее мести. Один из самых влиятельных министров императора, Иоанн Каппадокийский, сумевший приобрести полное доверие Юстиниана своей финансовой изворотливостью, стал подкапываться под авторитет императрицы. Она решила его погубить: кругом советника, казавшегося всемогущим, сплелась сеть настоящего заговора. Феодора призвала на помощь виртуозку интриги, жену знаменитого полководца Велисарии, Антонину. Много потрачено было энергии для достижении цели, и в конце концов сильный враг пал с позором. От гнева Феодоры не был обеспечен и такой человек, как Велисарий. Она не простила партии зеленых презрение, с которым члены ее отнеслись к ней, когда она начинала сценическую карьеру. Все склонялись перед нею, страшась жестокости, в которой она не знала меры.

Сама «женщина до мозга костей», Феодора, как императрица, работала для улучшения положения лиц своего пола. Законы, расширявшие гражданскии права женщин, оберегавшие жену от произвола мужа, девушку — от насилия соблазнителя, были изданы под ее влиянием. Она сильно стояла за прочность и святость брака и учредила для раскаявшихся падших женщин богатый приют-монастырь.

Царица Феодора. Мозаика. Храм св. Виталия в Равенне

Как большинство византийских женщин, она была пылко религиозна и суеверно благочестива, но личные пристрастия мешали ей понимать высшие интересы церковной политики. Она упорно защищала всю свою жизнь монофизитов, может быть больше как своих друзей, всегда стоявших за нее, чем воодушевляясь задачей восстановить в империи религиозный мир. В покровительстве исповедникам любимого для нее учения Феодора не останавливалась перед коварством и насилием; папа Сильверий был низложен под ее давлением за упорство в Православии. Она оказывалась вдохновительницей императора при репрессиях во многих церковных смутах.
По мнению историка А. В. Карташева именно Феодора «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней»

[1].

Скончалась 28 июня 548 году, еще не достигнув старости; как полагают, от рака. Юстиниан не мог утешиться в ее кончине; со времени исчезновения супруги-сотрудницы энергия и инициатива его начали падать, самая мысль его — вырождаться.

Была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси и стала защитницей Православия. Житийная литература содержит о Феодоре очень краткие сведения.

Народные приметы 9 июня (святой Иоанн Русский)

• Если в этот день заниматься полевыми работами, то урожая можно не ждать. • Если печной дым стелется по земле, а не поднимается ввысь, то скоро пойдут дожди. • Дождевые черви, ползавшие по поверхности земли, указывали на осадки. • Если в ясную погоду активно стучит дятел, то вскоре будет ненастье. • Если ночная роса до полудня не исчезала, то это примета грозы. • Ежедневные туманы поутру указывали на богатый урожай грибов. • Какая погода 9 июня, такой же будут первые дни осени. • Обильные утренние росы говорили о хорошем урожае.

Именины 9 июня (святой Иоанн Русский, мученица Феодора) отмечают Леонид. Анастасия, Диана, Иван, Леонтий, Петр, Федора.

Выбрать другой день памяти святого по дате рождения

Источники и историография[ | ]

Святая царица Феодора
(греческая икона, XIX век)

Основным источником жизнеописания Феодоры является сочинение Продолжателя Феофана «Жизнеописания византийских царей

». В данном источнике жизнь Феодоры описана в двух разделах: «Феофил» (описан период от её рождения до смерти супруга императора Феофила) и «Михаил III» (описан период её регентства, отход от управления империей и смерть). Житийная литература не содержит о Феодоре подробных сведений, ограничиваясь указанием на её заслуги в восстановлении иконопочитания[35].

Георгий Амартол, современник Феодоры, окончил свою хронику 842 годом, то есть в канун прихода Феодоры к власти. Продолжатель Феофана и Иосиф Генесий[36], в сочинениях которых излагается жизнь и деяния Феодоры, писали свои труды по повелению императора Константина Багрянородного[37] спустя век после правления василисы Феодоры.

Из современных историков о Феодоре неоднократно писал французский автор Шарль Диль в цикле своих трудов по истории Византийской империи. Подробно деятельность Феодоры в восстановлении иконопочитания рассмотрена историком церкви Карташёвым в его труде «Вселенские соборы

».

Народные традиции 9 июня

9 июня знахари приступали к сбору цветков тысячелистника, из которых впоследствии готовили целебные настои и отвары. Женщинам и девушкам запрещалось общение друг с другом, ибо это якобы предвещало ужасную напасть. Любые сплетни 9 июня (святой Иоанн Русский, мученица Феодора) были под запретом, ибо считалось, что любое напрасно пророненное слово в этот день обойдет все дома. Склоки и распри также были табу. Уборку дома не проводили, ибо считалось, что вместе с мусором можно вынести и семейное счастье. Кроме того, верили, будто бы на веник может случайно забраться домовой или печной. В результате уборки можно было вынести их и, таким образом, лишиться настоящего хозяина. Купцы в этот день варили особую кашу в горшке для домового. В горшок клали монетки, а затем ставили за печку. Таким образом люди подкупали хозяина дома и рассчитывали, что домовой привечает удачу. Сделки в этот день не совершали.

Восстановление иконопочитания[ | ]

Дискуссия по вопросам веры и икон с участием императорицы Феодоры
. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века

Константинопольский собор 843 года[ | ]

Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Феодора, по совету Мануила, направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол. Получив этот ультиматум от Феодоры, Иоанн попросил время на размышление, после чего нанёс себе ножом неопасные раны в живот, а затем заявил, что посланец Феодоры пытался его убить. Было произведено расследование, согласно которому патриарха признали, ссылаясь на показания прислуги, виновным в намеренном нанесении себе ран с целью вызвать волнение в обществе.[8] Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства

», изгнан из церкви и сослан в своё имение в деревне[23] (по другим данные он был заключён в монастыре Клидион на Босфоре[24]). По хронике Георгия Амартола Иоанн после изгнания выскоблил глаза на нескольких иконах, за что «
нанесли ему ременными плетьми 200 ран
».[25]

Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе был зачитан и одобрен томос, текст которого не сохранился, но из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество.[26] Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле[13].

Одной из просьб императрицы Феодоры при восстановлении почитания икон было не произносить анафемы на её покойного мужа и разрешить его от грехов. На возражение патриарха Мефодия, что церковь имеет право прощать живых, приносящих покаяние, но не может ничего относительно человека, умершего в состоянии смертного греха, Феодора рассказала, что император перед смертью раскаялся в грехах и целовал, принесённую Феодорой икону.[27] Некоторые историки считают, что это был благочестивый обман Феодоры, любившей своего мужа[13], другие, однако не отрицают возможности, что она при последнем дыхании мужа прикладывала к его устам икону, следуя своим религиозным убеждениям.[23] Выслушав Феодору, собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.

Церковное предание сообщает, что патриарх Мефодий, чтобы принять решение об отпущении грехов Феофила, написал на пергаменте имена всех императоров-иконоборцев и положил его на жертвенник в алтаре Святой Софии, а потом во сне увидел ангела, возвестившего, что Бог помиловал императора. Утром в подтверждение сна патриарх увидел, что на пергаменте место с именем Феофила стало белым, что было расценено как знак прощения.[13] После этого собор письменно подтвердил отпущение грехов императора. Однако позже некоторые церковные деятели попрекали этим Феодору. Когда Феодора во время пира по случаю Торжества Православия опечалилась, увидев на лбу преподобного Феофана выжженные буквы (наказание за почитание икон), тот сказал: «За эту надпись я буду судиться с твоим мужем и царём пред нелицеприятным судилищем Божиим

».[4] Впрочем, патриарх и другие архиереи подтвердили отпущение грехов Феофила[13].

«Торжество православия»[ | ]

Основная статья: Торжество православия

После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году[28]11 марта[18][29] (по другим данным — 19 февраля[30]). По словам церковного историка Карташёва один из византийских летописцев описал это событие таким образом:
Императрица Феодора и император Михаил III
Икона «Торжество православия» (фрагмент). Византия, первая половина XV века

Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον[31] возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством. И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.[23]

В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество православия».

Период реакции[ | ]

На золотом солиде времён регентства Феодоры маленький Михаил III изображён с сестрой Феклой на реверсе, в то время как портрет его матери в императорских одеждах помещён на аверсе
После Константинопольского собора в империи начался период реакции. В Константинополь были торжественно перенесены останки знаменитых исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру и умерших в изгнании. На встречу останков вышла Феодора с сыном и весь двор, неся в руках свечи. Пешком они шли вслед за мощами до церкви Двенадцати апостолов. Была осквернена могила императора Константина V, без всякого уважения к императорскому сану его останки были выброшены на улицу, а из мраморного саркофага, распилив на тонкие плитки, сделали облицовку для одной из комнат императорского дворца.[13] В знак победы иконопочитания на монетах и печатях после 843 года вновь появляется изображение Христа.[32]

В период регентства Феодоры начались преследования людей, отрицающих иконопочитание. Диль сообщает[13], что она мечтала о славе истребления еретиков, и по её приказанию павликианам было предложено на выбор: обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в местность Малой Азии, населённую ими, были направлены с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука.[33] От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек: «одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих — морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну

».[8] Гонения на павликан начались задолго до прихода Феодоры к власти. Обороняясь, те вступили в военный союз с мусульманами и совершали набеги на византийские владения. Несмотря на истребление павликан при Феодоре, секта потерпела поражение значительно позднее в 871 году, но церкви не удалось окончательно уничтожить ересь.[34]

Примечания[ | ]

  1. Toumanoff C.
    Les dynasties de la Caucasie chrétienne de l’Antiquité jusqu’au xixe siècle (фр.): Tables généalogiques et chronologiques — Rome: 1990. — P. 334.
  2. Settipani C.
    Continuité des élites à Byzance durant les siècles obscurs (фр.): Les princes caucasiens et l’Empire du VIe au IXe siècle — Paris: 2006. — P. 310. — ISBN 978-2-7018-0226-8
  3. Год рождения Феодоры оценивается по следующим соображениям: она не должна быть старше мужа и способна рожать детей в начале 830-х. Год рождения Феофила в 813 году получен на основании оценки Warren Treadgold. Некоторые историки считают, что Феофил родился ранее, ок. 805 года. См. Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Диалог Феофила и Кассии: литературная выдумка или реальность?
  4. 12345
    Продолжатель Феофана.
    Жизнеописания византийских царей
    . Книга III. Феофил.
  5. John H. Rosser.
    Historical Dictionary of Byzantium. — 2-е изд. — Scarecrow Press, 2011. — P. 199. Оригинальный текст (англ.)

    Armenians were a significant minority within the empire. In the sixth century, Justinian I’s General Narses was Armenian. The emperor Maurice (582-602) may have been Armenian. In the ninth and 10th centuries there were several Armenian emperors, including Leo V, Basil I, Romanos I Lekapenos, and John I Tzimiskes. Theodora, the wife of Theophilios, was Armenian.

  6. Peter Charanis // The Armenians in the Byzantine Empire// Fundação Calouste Gulbenkian, 1963
    Оригинальный текст (англ.)

    where Manuel, uncle of Theodora, is referred to as Armenian. Though there is some confusion about the career of this Manuel, this confusion does not affect the Armenian origin of Theodora’s family

  7. Острогорский Г. А
    // «History of the Byzantine state» // Rutgers University Press, 1969 г. — стр. 219(624) ISBN 0-8135-0599-2, 9780813505992

    Оригинальный текст (англ.)

    It is significant that the new rulers, despite their largely eastern origin — Theodora’s family came from Paphlagonia and was of Armenian descent— saw the restoration of the cult of the icons as their first and most pressing task.

  8. 12345678
    Продолжатель Феофана.
    Жизнеописания византийских царей
    . Книга IV. Михаил III
  9. Бартикян P. M. // Неизвестная армянская аристократическая фамилия на службе в Византии в IX—XI вв. // День, 1992. — Вып. 26: Византия и средневековый Крым. — стр. 83-91.

    После него на византийском троне мы встречаем армянку Феодору (842—856 гг.), которая, по предположению Н. Адонца, принадлежала к нахарарской семье Мамиконидов, её сына Михаила III (842—867 гг.).

  10. Kazhdan, Alexander, ed. (1991). The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford and New York: Oxford University Press. ISBN 0-19-504652-8. P. 1279
  11. Икасия (Кассия Константинопольская) приняла монашеский постриг и основала в Константинополе монастырь. Ею было написано несколько песен канона Великой Субботы, а также несколько стихир, в том числе стихира «Господи, яже во многие грехи впадавшая жена
    », которая, по преданию, была написана после отказа императора Феофила вновь увидеться с ней (см. Карташев А. В.
    Вселенские соборы
    . Клин, 2004 год.)
  12. Смотр невест и диалог Феофила и Кассии изложен в хронике Симеона Логофета. Изложение приводится по А. Л. Дворкин, «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» с более точным русским переводом диалога по Д. Е. Афиногенов, «Повесть о прощении императора Феофила». Диалог Феофила и Кассии возможно восходит к словам в гомилии Иоанна Златоуста «На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы»: «Чрез жену разливается зло, чрез жену текут блага
    ».
  13. 123456789101112131415
    Шарль Диль
    Византийские портреты
    М., 1994 год.
  14. Фекла (831 г.), Анна (832 г.), Анастасия (833 г.), Константин (834 г.), Мария (835 г.), Пульхерия (836 г.), Михаил (840 г.): W. Treadgold, The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilos // Greek, Roman and Byzantine Studies, 1975. Vol. 16. P. 333—341
  15. Возможно это является легендой, арабские источники сообщают, что он погиб ещё в царствование Феофила, новейшие исследователи придерживаются такого же мнения: Феофоб был убит на войне с арабами в 839—840 годах (См. M. Recaya, «Mise au point sur Théophobe et l’alliance de Bâbek avec Théophile (833/34-839/40)», Byzantion 44.1 (1974) 43-67; J.-Cl. Cheynet, «Théophile, Théophobe et les Perses», в: S. Lampakis (ed.), Ἡ Βυζαντινή Μικρά Ασία (6-12 αι.) (Athen, 1998) 39-50.)
  16. Александр Шмеман, протопресвитер. Исторический путь Православия
    . Глава 5. Византия, часть 6
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2007. Архивировано 6 июня 2013 года.
  17. Подражатель Феофана. Жизнеописания византийских царей
    . Глава IV. Михаил III
  18. 12
    Сборник История Византии. Т. 2 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  19. Лебедев А. П. История разделения церквей. — М., 2005. Стр.263—264
  20. Святая царица Феодора
  21. Праведная царица Греческая Феодора
  22. Святая праведная Феодора (недоступная ссылка)
  23. 123
    Карташев А. В.
    Вселенские соборы
    . Клин, 2004 год.
  24. Иоанн VII Грамматик // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 485-486. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  25. Временник Георгия Монаха, кн. 11
  26. Васильев А. А. История Византийской империи
  27. Позднее эта история дополнилась легендарными подробностями о том, что Феодора предвидела участь своего мужа, видела во снах Богородицу, судившую Феофила.
  28. Длительное время годом восстановления иконопочитания считался 842 год (Васильев А. А. История Византийской империи Второй период иконоборчества и Восстановление Православия. Разделение церквей в IX веке)
  29. Александр Шмеман, протопресвитер. Исторический путь Православия
    . Глава 5. Византия, часть 2
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 декабря 2007. Архивировано 25 января 2007 года.
  30. О чине православия
  31. греч. Κύριε ελέησον — Господи помилуй
  32. A. Grabar. L’iconoclasme byzantin. Dossier archeologique. Paris, 1957. p. 127.
  33. Дашков С. Б. Императоры Византии
    . Феодора, Михаил III Пьяница
  34. Успенский Ф. И., «История Византийской империи», т. 2, гл. 16 (недоступная ссылка)
  35. Память святой царицы Феодоры // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VI: Февраль, День 11.
  36. Иосиф Генесий, «Книга царств». Описывает 813—886 годы.
  37. Предисловие // Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. М. Наука. 1992
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]