Аврелий Августин Иппонийский, также известный, как Блаженный Августин – христианский богослов и философ, выдающийся проповедник, епископ Гиппонский и один из Отцов христианской церкви. Является святым у католической, православной и лютеранской церквей.
В биографии Аврелия Августина найдется множество интересных фактов, связанных с теологией и философией.
Итак, перед вами краткая биография Августина.
Биография Аврелия Августина
Аврелий Августин появился на свет 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст (Римская империя).
Он рос и воспитывался в семье чиновника Патриция, который являлся мелким землевладельцем. Любопытно, что отец Августина придерживался язычества, тогда как мать, Моника, была набожной христианкой.
Мама делала все возможное, чтобы привить сыну христианство, а также дать ему хорошее образование. Она была очень добродетельной женщиной, стремящейся к праведной жизни.
Возможно именно благодаря этому ее муж Патриций, незадолго до смерти, принял христианство и крестился. Помимо Аврелия, в этой семье родилось еще двое детей.
Детство и юность
Будучи подростком Аврелий Августин увлекался латинской литературой. Окончив местную школу он отправился в Мадавру, чтобы продолжить обучение.
В этот период биографии Августин прочел знаменитую «Энеиду» за авторством Вергилия.
В скором времени благодаря Романину – другу семьи, ему удалось уехать в Карфаген, где он в течение 3-х лет обучался искусству риторики.
Святой Августин и Святая Моника
В 17-летнем возрасте Аврелий Августин начал ухаживать за молодой девушкой. Вскоре они стали сожительствовать вместе, однако официально их брак зарегистрирован не был.
Это объяснялось тем, что девушка принадлежала к более низкому сословию, поэтому не могла рассчитывать стать женой Августина. Тем не менее, пара прожила вместе около 13 лет. В этом союзе у них родился мальчик Адеодат.
О бытии
Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.
Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.
Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.
Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
Философия и творчество
За годы свей биографии Аврелий Августин опубликовал немало книг, в которых описывал собственные философские концепции и трактовки разных христианских учений.
Главными трудами Августина являются «Исповедь» и «О граде Божьем». Интересен факт, что к христианству философ пришел через манихейство, скептицизм и неоплатонизм.
На Аврелия оказало огромное впечатление учение о грехопадении и милости Божьей. Он выступал в защиту догмата о предопределении заявляя, что Бог изначально определил для человека блаженство или проклятие. Однако сделал это Творец по своему предвидению человеческой свободы выбора.
По Августину, весь материальный мир был сотворен Богом, включая человека. В своих работах мыслитель излагал основные цели и способы спасения от зла, что сделало его одним из ярчайших представителей патристики.
Аврелий Августин уделял большое внимание государственному устройству, доказывая превосходство теократии над светской властью.
Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые. В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:
- Философские труды.
- Религиозно-церковные учения.
- Вопросы происхождении мира и проблемы эсхатологии.
Рассуждая о времени, Августин приходит к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а только лишь настоящее. Это выражается в следующем:
- прошлое представляет собой только воспоминание;
- настоящее не что иное как – созерцание;
- будущее – ожидание или надежда.
Философ оказал сильное влияние на догматическую сторону христианства. Он разрабатывал учение о Троице, в которой Святой Дух служит связующим началом между Отцом и Сыном, что находится в рамках католического вероучения и противоречит православному богословию.
Влияние
Созданное А. учение на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада (см. Августинианство), определив платонич. ориентацию ранней схоластики. Вплоть до Фомы Аквинского А. был непререкаемым авторитетом в вопросах теологии и философии и до сих пор к А. апеллируют представители католич. неосхоластики, не удовлетворённые рассудочностью томизма. Идеями А. вдохновлялись основатели протестантизма М. Лютер (монах-августинец) в его концепции веры и благодати и Ж. Кальвин в учении о предопределении. Характерное для А. обращение к непосредств. личному опыту, внутр. переживанию получило широкий отклик в новоевроп. философии (от Б. Паскаля до религ. экзистенциализма).
Последние годы и смерть
Аврелий Августин принял крещение в 387 г. вместе с сыном Адеодатом. После этого он продал все свое имущество, а вырученные деньги раздал нищим.
В скором времени Августин вернулся в Африку, где основал монашескую общину. Затем мыслителя произвели в пресвитеры, а позже и в епископы. Согласно некоторым источникам, это произошло в 395 г.
Аврелий Августин скончался 28 августа 430 года в возрасте 75 лет. Он умер в ходе осады вандалами города Гиппона.
Впоследствии останки святого Августина выкупил король лангобардов по имени Лиутпранд, который распорядился захоронить их в церкви св. Петра.
Сочинения
Сохранилось более 100 соч. А., помимо писем и проповедей. Наиболее читаемые из них – «Исповедь» (кн. 1–13; ок. 400), своего рода духовная автобиография А., написанная с небывалой для античности и средних веков искренностью и глубиной психологич. анализа, и «О граде Божием» (кн. 1–22; 413–426) – апологетич. труд, созданный после разрушения Рима готами Алариха в 410. Самые ранние соч. – филос. трактаты в духе неоплатонизма, написанные в 386–391: «Против академиков», «О порядке», «Монологи», «О количестве души» и др. Содержащееся в трактате «О музыке» (кн. 1–6; 387) знаменитое определение «Musica est scientia bene modulandi» («Музыка – наука хорошего ладного пения») на протяжении тысячи лет неоднократно цитировалось и интерпретировалось (Кассиодор, Марциан Капелла, анонимный трактат «Scolica Enchiriadis», Аврелиан из Реоме, школа Иоанна де Муриса, Ф. Гафури и др.). Важнейшие соч. А.: догматические – «О Троице» (кн. 1–15; 400–415), «Энхиридион к Лаврентию о вере, надежде и любви» (421), «О 83 различных вопросах» (389–396); экзегетические – «О христианском учении» (кн. 1–4; 396–427), «О согласии евангелистов» (кн. 1–4; 400), два комментария на кн. Бытия, толкование Евангелия от Иоанна, Псалмов и апостольских посланий; нравственно-аскетические – «О воздержании» (394–395), «О терпении» (418), «О святом девстве» (400–401), «О благе вдовства» (414). Особый интерес представляют его полемич. сочинения. В полемике против манихеев [более 10 соч., в т. ч.: «О свободном решении» (кн. 1–3; 388–399), «Против Фавста-манихея» (кн. 1–33; 397–398)] складывается августиновская теория свободы воли, в борьбе против донатистов [«О крещении против донатистов» (кн. 1–7; 400)] – экклезиология и философия истории. В спорах против сторонников Пелагия (см. Пелагианство) формулируется учение о благодати и предопределении: «О крещении младенцев» (кн. 1–3; 411–412), «О благодати Христовой и первородном грехе» (кн. 1–2; 417), «Против Юлиана» (кн. 1–4; 421), «О благодати и свободном решении» (426–427), «О предопределении святых» и «О даре упорства [в добре]» (428–429). Кроме того, А. писал против ариан, маркионитов, а также составил свод всех известных ему 88 ересей и их опровержение («О ересях», 428–429). Незадолго до кончины А. издал 2 книги «Пересмотров», в которых, подводя итог всему им написанному, дал характеристику 93 своим сочинениям, отметив всё, что в них было сказано неверного.
Духовные искания
Некоторый перелом в мировоззрении и миросозерцании Августина произошёл, когда ему было девятнадцать лет. Тогда, на средства, присланные матерью, он приобрёл себе рукопись произведения Цицерона «Гортензий», в котором тот со свойственной ему убедительностью раскрывал значимость любомудрия как высочайшего блага. Это произведение оказало на Августина сильное психологическое воздействие, побудило всерьёз задуматься над смыслом жизни, в том числе собственной, сопоставить привычные ему мирские ценности с вечными.
В какой-то период Августин проникся симпатией к лжеучению манихеев, признававших два противоположных начала: доброе и злое. Чтение Священного Писания не вызывало в нём надлежащего благоговейного чувства. Да и уровень доверия Августина христианству был недостаточно высок (возможно, это было связано с языческими представлениями отца). Зато сочувствию манихейству способствовал тот внутренний разлад, который был свойственен ему в виду нравственной распущенности и который он внутренне ощущал: с одной стороны — душевное стремление к чему-то светлому и возвышенному, а с другой стороны — низменные плотские порывы. Чем не борьба двух начал, доброго и злого? Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, приблизительно с 373-го по 382 год.
Обращение ко Христу
По мере того как Августин посещал воскресные богослужения, в чине оглашенного, он всё больше и больше увлекался красотой Православия. Из проповедей епископа Амвросия он вынес для себя, что христианское вероучение представляет куда более богатое и возвышенное знание, чем он мог предположить. И хотя прежняя развращённость давала о себе знать в виде греховных движений в душе, по Промыслу Божию он, шаг за шагом, приближался ко Христу.
Большое впечатление оказал на него таинственный случай. Однажды, размышляя о собственной греховности, пребывая в сокрушении духа, он, вдруг, услышал чей-то загадочный голос, словно бы детский, взывавший к нему нараспев: «Возьми и читай». Осмотревшись и не найдя, кто бы это мог произнести, Августин интерпретировал это воззвание как обращение свыше. Он понял, что объектом чтения должно было стать Священное Писание. В свою очередь это обращение напомнило ему о призвании Антония Великого, чьё житие, в своё время, произвело на него сильное впечатление. Августин тут же вернулся на место, где оставил Писание, и начал читать. Его внимание сосредоточилось на фразе, предостерегавшей от различных опасностей (пиршеств, пьянства, сладострастия, распутства, зависти, ссор, похоти вообще) и призывавшей облечься во Христа (Рим.13:13-14).
В 388 или 389 году Августин, наконец, принял Крещение. Это событие не могло не обрадовать его мать, ревностную христианку. Вскоре она почила о Господе.
О благодати
Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.
Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».