Справочная информация. Значение философии Августина Блаженного и ее влияние на взаимоотношение Церкви и государства

Аврелий Августин Иппонийский, также известный, как Блаженный Августин – христианский богослов и философ, выдающийся проповедник, епископ Гиппонский и один из Отцов христианской церкви. Является святым у католической, православной и лютеранской церквей.

В биографии Аврелия Августина найдется множество интересных фактов, связанных с теологией и философией.

Итак, перед вами краткая биография Августина.

Биография Аврелия Августина

Аврелий Августин появился на свет 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст (Римская империя).

Он рос и воспитывался в семье чиновника Патриция, который являлся мелким землевладельцем. Любопытно, что отец Августина придерживался язычества, тогда как мать, Моника, была набожной христианкой.

Мама делала все возможное, чтобы привить сыну христианство, а также дать ему хорошее образование. Она была очень добродетельной женщиной, стремящейся к праведной жизни.

Возможно именно благодаря этому ее муж Патриций, незадолго до смерти, принял христианство и крестился. Помимо Аврелия, в этой семье родилось еще двое детей.

Детство и юность

Будучи подростком Аврелий Августин увлекался латинской литературой. Окончив местную школу он отправился в Мадавру, чтобы продолжить обучение.

В этот период биографии Августин прочел знаменитую «Энеиду» за авторством Вергилия.

В скором времени благодаря Романину – другу семьи, ему удалось уехать в Карфаген, где он в течение 3-х лет обучался искусству риторики.


Святой Августин и Святая Моника

В 17-летнем возрасте Аврелий Августин начал ухаживать за молодой девушкой. Вскоре они стали сожительствовать вместе, однако официально их брак зарегистрирован не был.

Это объяснялось тем, что девушка принадлежала к более низкому сословию, поэтому не могла рассчитывать стать женой Августина. Тем не менее, пара прожила вместе около 13 лет. В этом союзе у них родился мальчик Адеодат.

О бытии

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.

Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

Философия и творчество

За годы свей биографии Аврелий Августин опубликовал немало книг, в которых описывал собственные философские концепции и трактовки разных христианских учений.

Главными трудами Августина являются «Исповедь» и «О граде Божьем». Интересен факт, что к христианству философ пришел через манихейство, скептицизм и неоплатонизм.

На Аврелия оказало огромное впечатление учение о грехопадении и милости Божьей. Он выступал в защиту догмата о предопределении заявляя, что Бог изначально определил для человека блаженство или проклятие. Однако сделал это Творец по своему предвидению человеческой свободы выбора.

По Августину, весь материальный мир был сотворен Богом, включая человека. В своих работах мыслитель излагал основные цели и способы спасения от зла, что сделало его одним из ярчайших представителей патристики.

Аврелий Августин уделял большое внимание государственному устройству, доказывая превосходство теократии над светской властью.

Также мужчина разделял войны на справедливые и несправедливые. В результате, биографы Августина выделяют 3 главных этапа его творчества:

  1. Философские труды.
  2. Религиозно-церковные учения.
  3. Вопросы происхождении мира и проблемы эсхатологии.

Рассуждая о времени, Августин приходит к выводу, что ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования, а только лишь настоящее. Это выражается в следующем:

  • прошлое представляет собой только воспоминание;
  • настоящее не что иное как – созерцание;
  • будущее – ожидание или надежда.

Философ оказал сильное влияние на догматическую сторону христианства. Он разрабатывал учение о Троице, в которой Святой Дух служит связующим началом между Отцом и Сыном, что находится в рамках католического вероучения и противоречит православному богословию.

Влияние

Соз­дан­ное А. уче­ние на ты­ся­чу лет ста­ло об­раз­цом для мыс­ли­те­лей За­па­да (см. Ав­гу­сти­ни­ан­ст­во), оп­ре­де­лив пла­то­нич. ори­ен­та­цию ран­ней схо­ла­сти­ки. Вплоть до Фо­мы Ак­вин­ско­го А. был не­пре­ре­кае­мым ав­то­ри­те­том в во­про­сах тео­ло­гии и фи­ло­со­фии и до сих пор к А. апел­ли­ру­ют пред­ста­ви­те­ли ка­то­лич. не­ос­хо­ла­сти­ки, не удов­ле­тво­рён­ные рас­су­доч­но­стью то­миз­ма. Идея­ми А. вдох­нов­ля­лись ос­но­ва­те­ли про­тес­тан­тиз­ма М. Лю­тер (мо­нах-ав­густи­нец) в его кон­цеп­ции ве­ры и бла­го­да­ти и Ж. Каль­вин в уче­нии о пре­д­опре­де­лении. Ха­рак­тер­ное для А. об­ра­ще­ние к не­по­средств. лич­но­му опы­ту, внутр. пе­ре­жи­ва­нию по­лу­чи­ло ши­ро­кий от­клик в но­во­ев­роп. фи­ло­со­фии (от Б. Пас­ка­ля до ре­лиг. эк­зи­стен­циа­лиз­ма).

Последние годы и смерть

Аврелий Августин принял крещение в 387 г. вместе с сыном Адеодатом. После этого он продал все свое имущество, а вырученные деньги раздал нищим.

В скором времени Августин вернулся в Африку, где основал монашескую общину. Затем мыслителя произвели в пресвитеры, а позже и в епископы. Согласно некоторым источникам, это произошло в 395 г.

Аврелий Августин скончался 28 августа 430 года в возрасте 75 лет. Он умер в ходе осады вандалами города Гиппона.

Впоследствии останки святого Августина выкупил король лангобардов по имени Лиутпранд, который распорядился захоронить их в церкви св. Петра.

Сочинения

Со­хра­ни­лось бо­лее 100 соч. А., по­ми­мо пи­сем и про­по­ве­дей. Наи­бо­лее чи­тае­мые из них – «Ис­по­ведь» (кн. 1–13; ок. 400), сво­его ро­да ду­хов­ная ав­то­био­гра­фия А., на­пи­сан­ная с не­бы­ва­лой для ан­тич­но­сти и сред­них ве­ков ис­крен­но­стью и глу­би­ной пси­хо­ло­гич. ана­ли­за, и «О гра­де Бо­жи­ем» (кн. 1–22; 413–426) – апо­ло­ге­тич. труд, соз­дан­ный по­сле раз­ру­ше­ния Ри­ма го­та­ми Ала­ри­ха в 410. Са­мые ран­ние соч. – фи­лос. трак­та­ты в ду­хе не­оп­ла­то­низ­ма, на­пи­сан­ные в 386–391: «Про­тив ака­де­ми­ков», «О по­ряд­ке», «Мо­но­ло­ги», «О ко­ли­че­ст­ве ду­ши» и др. Со­дер­жа­щее­ся в трак­та­те «О му­зы­ке» (кн. 1–6; 387) зна­ме­ни­тое оп­ре­де­ле­ние «Musica est scientia bene modulandi» («Му­зы­ка – нау­ка хо­ро­ше­го лад­но­го пе­ния») на про­тя­же­нии ты­ся­чи лет не­од­но­крат­но ци­ти­ро­ва­лось и ин­тер­пре­ти­ро­ва­лось (Кас­сио­дор, Мар­ци­ан Ка­пел­ла, ано­ним­ный трак­тат «Scolica Enchiriadis», Ав­ре­ли­ан из Ре­о­ме, шко­ла Ио­ан­на де Му­ри­са, Ф. Га­фу­ри и др.). Важ­ней­шие соч. А.: дог­ма­ти­че­ские – «О Трои­це» (кн. 1–15; 400–415), «Эн­хи­ри­ди­он к Лав­рен­тию о ве­ре, на­де­ж­де и люб­ви» (421), «О 83 раз­лич­ных во­про­сах» (389–396); эк­зе­ге­ти­че­ские – «О хри­сти­ан­ском уче­нии» (кн. 1–4; 396–427), «О со­гла­сии еван­ге­ли­стов» (кн. 1–4; 400), два ком­мен­та­рия на кн. Бы­тия, тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия от Ио­ан­на, Псал­мов и апо­столь­ских по­сла­ний; нрав­ст­вен­но-ас­ке­ти­че­ские – «О воз­дер­жа­нии» (394–395), «О тер­пе­нии» (418), «О свя­том дев­ст­ве» (400–401), «О благе вдов­ст­ва» (414). Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют его по­ле­мич. со­чи­не­ния. В по­ле­ми­ке про­тив ма­ни­хе­ев [бо­лее 10 соч., в т. ч.: «О сво­бод­ном ре­ше­нии» (кн. 1–3; 388–399), «Про­тив Фав­ста-ма­ни­хея» (кн. 1–33; 397–398)] скла­ды­ва­ет­ся ав­гу­сти­нов­ская тео­рия сво­бо­ды во­ли, в борь­бе про­тив до­на­ти­стов [«О кре­ще­нии про­тив до­на­ти­стов» (кн. 1–7; 400)] – экк­ле­зио­ло­гия и фи­ло­со­фия ис­то­рии. В спо­рах про­тив сто­рон­ни­ков Пе­ла­гия (см. Пелагианство) фор­му­лиру­ет­ся уче­ние о бла­го­да­ти и пре­до­преде­ле­нии: «О кре­ще­нии мла­ден­цев» (кн. 1–3; 411–412), «О бла­го­да­ти Хри­сто­вой и пер­во­род­ном гре­хе» (кн. 1–2; 417), «Про­тив Юлиа­на» (кн. 1–4; 421), «О бла­го­да­ти и сво­бод­ном ре­ше­нии» (426–427), «О пре­до­пре­де­ле­нии свя­тых» и «О да­ре упор­ства [в до­б­ре]» (428–429). Кро­ме то­го, А. пи­сал про­тив ари­ан, мар­кио­ни­тов, а так­же со­ста­вил свод всех из­вест­ных ему 88 ере­сей и их оп­ро­вер­же­ние («О ере­сях», 428–429). Не­за­дол­го до кон­чи­ны А. из­дал 2 кни­ги «Пе­ре­смот­ров», в ко­то­рых, под­во­дя итог все­му им на­пи­сан­но­му, дал ха­рак­те­ри­сти­ку 93 сво­им со­чи­не­ни­ям, от­ме­тив всё, что в них бы­ло ска­за­но не­вер­но­го.

Духовные искания

Некоторый перелом в мировоззрении и миросозерцании Августина произошёл, когда ему было девятнадцать лет. Тогда, на средства, присланные матерью, он приобрёл себе рукопись произведения Цицерона «Гортензий», в котором тот со свойственной ему убедительностью раскрывал значимость любомудрия как высочайшего блага. Это произведение оказало на Августина сильное психологическое воздействие, побудило всерьёз задуматься над смыслом жизни, в том числе собственной, сопоставить привычные ему мирские ценности с вечными.

В какой-то период Августин проникся симпатией к лжеучению манихеев, признававших два противоположных начала: доброе и злое. Чтение Священного Писания не вызывало в нём надлежащего благоговейного чувства. Да и уровень доверия Августина христианству был недостаточно высок (возможно, это было связано с языческими представлениями отца). Зато сочувствию манихейству способствовал тот внутренний разлад, который был свойственен ему в виду нравственной распущенности и который он внутренне ощущал: с одной стороны — душевное стремление к чему-то светлому и возвышенному, а с другой стороны — низменные плотские порывы. Чем не борьба двух начал, доброго и злого? Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, приблизительно с 373-го по 382 год.

Обращение ко Христу

По мере того как Августин посещал воскресные богослужения, в чине оглашенного, он всё больше и больше увлекался красотой Православия. Из проповедей епископа Амвросия он вынес для себя, что христианское вероучение представляет куда более богатое и возвышенное знание, чем он мог предположить. И хотя прежняя развращённость давала о себе знать в виде греховных движений в душе, по Промыслу Божию он, шаг за шагом, приближался ко Христу.

Большое впечатление оказал на него таинственный случай. Однажды, размышляя о собственной греховности, пребывая в сокрушении духа, он, вдруг, услышал чей-то загадочный голос, словно бы детский, взывавший к нему нараспев: «Возьми и читай». Осмотревшись и не найдя, кто бы это мог произнести, Августин интерпретировал это воззвание как обращение свыше. Он понял, что объектом чтения должно было стать Священное Писание. В свою очередь это обращение напомнило ему о призвании Антония Великого, чьё житие, в своё время, произвело на него сильное впечатление. Августин тут же вернулся на место, где оставил Писание, и начал читать. Его внимание сосредоточилось на фразе, предостерегавшей от различных опасностей (пиршеств, пьянства, сладострастия, распутства, зависти, ссор, похоти вообще) и призывавшей облечься во Христа (Рим.13:13-14).

В 388 или 389 году Августин, наконец, принял Крещение. Это событие не могло не обрадовать его мать, ревностную христианку. Вскоре она почила о Господе.

О благодати

Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать — особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.

Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]