В словаре Даля
церк. (присущий) истый, истинный, или | всегдашний, вечный, сущий. Присно нареч. всегда. Сложные слова с сим наречием понятны по себе. Присноблагодатную ублажаем Богородицу. Мати еси, Дево присноблагословенная, присноблаженная, вечно. Солнце бо родила еси правды, Приснодево! Утроба приснодевственая. Источник присноживотного пития. Жезл Аарона, прозябый цвет неувядающий, присноживый. Присножизненые обители. Богу тя величающа, яко присномученака, Мин. авг. 22. Приснопамятный, незабвенный. -поминаемый благодетель, приснохвалимый, -возносимый и пр. Чтущие приснорадостную память твою. Присносла(о)вити, славить непрестанно. Видима суть, присносущая сила его и Божество. Присносущие, присносуществие, безначальное и бесконечное бытие. Преуведав же свою временную кончину и скорое отхождение, и небесное присносущие, из града исшед. Источник приснотекущия реки. Радуйся, граде присноцарствующий! Сад присноцветущ, добродетелей плоды приносяй явился еси. Восхвалите Мартиниа приночестного!
Происхождение Краткого славословия
Является одной из молитв христиан к Святой Троице:
- Предположительно такая его формула была закреплена на 1-м Вселенском Соборе в Никее в четвертом веке н. э. Причиной этого стало несогласие с арианским (одно из течений внутри раннего христианства в 4-6 веках н. э.) текстом, в котором проявилось мнение последних об отсутствии единой сущности у Бога-Отца и Сына. У них выражение звучало как «Слава Отцу чрез Сына …в Святом Духе», что не соответствовало в целом христианскому (в том числе православному) пониманию Святой Троицы. Собором оно было признано ересью и осуждено.
- Известный российский богослов М.Н. Скабалланович считал, что данное выражение могло сформироваться на основе заключительных песнопений, входивших в состав церковных литургий.
- Частично такие славословия употреблялись и в отдельных книгах Священного Писания, в его Новозаветной части (Деяния апостолов, Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис), а также встречались в молитвах некоторых раннехристианских святых мучеников – Иоанна Богоносца и Поликарпа в 1-2 веках н. э. Сейчас используется в текстах молитв к Святой Троице».
В словаре Фасмера Макса
при́сный «истинный; вечный», при́сно «всегда», др.-русск. присно – то же, присныи братъ «единоутробный брат» (Сказ. о Петре и Февронии, Пам. стар. лит. 1, 34), ст.-слав. приснъ οἰκεῖος, γνήσιος (Супр.), присно ἀεί (Мар., Зогр., Супр.; см. также Дильс, Aksl. Gr. 105), болг. при́сно «всегда». Обычно толкуют из *pri-jьstьnъ (от *еs- «быть»), напр. Миклошич (Мi. ЕW 105), Младенов (523), Ильинский (AfslPh 34, 8), или из *prī-sto- от стоя́ть, стать (как просто́й), но знач. «стоящий рядом, сущий» (Преобр. II, 126) не является удовлетворительной реконструкцией; ср. против этого также Соболевский, ЖМНП, 1886, сент., стр. 151. Однако сравнение последнего с прия́тель тоже остается сомнительным. Возм., *prīsnъ (из *prīsknъ?) связано с лат. prīscus «матерый, достойный», рriоr «раньше» (prii̯ōs), греч. πρίν «прежде», гомер. πρί̄ν. См. об этих словах Гофман, Gr. Wb. 284; Вальде–Гофм. 2, 363. В фонетическом отношении ср. пре́сный, те́сный. •• (Станг (NTS, 15, 1949, стр. 350 и сл.) объясняет при́сный из *pri- и *is; ср. слав. istъ, русск. и́стый. – Т.)
Что такое «присно и во веки веков»?
А это уже классика церковных церемоний. Каждая из служб не обходится без этого почти заклинания:
- Всегда, навеки, до скончания времен, но обычно это словосочетание произносится в несколько расширенном составе, с добавлением слова «ныне», и подразумевает под собой «сейчас и навсегда, навечно
». Можно также истолковать его так, что первые выражения относятся к текущему времени, а последнее говорит о вечности; - Самое известное изречение состоит из троекратного повторения «слава!» и перечислению ее «адресатов»: Отцу и Сыну и Святому Духу, а также времени действия этой молитвы: и ныне и присно и вовеки…аминь, то есть сейчас, всегда и навечно. Если коротко, то здесь произносится хвала Господу, единому в трех Лицах;
- Его также называют Кратким славословием Святой Троице (иногда его называют малым), выражающей сущность Бога. Оно существует не только в церковно-славянском (переводном с греческого) изложении, но присутствует и в католических и протестантских текстах. Есть также Великое и Вседневное славословия. Это отдельные их виды молитв, которые применяются строго определенных случаях.
Что такое христианское Великое славословие?
Оно относится к разряду древнейших храмовых песнопений. Самая высшая форма молитвы:
- По церковным Уставам она исполняется во время служб, называемых утреней
и
повечерием
. Начинается с Евангелия от Луки, стих 2:14. Далее идет прославление триединого Бога, пение псалмов и в завершение – после краткого славословия идет молитва «Трисвятое». Как правило, во время праздничных или воскресных дней оно утром поется, а вечером читается; - Разбирая его содержание более подробно, приходим к выводу, что оно состоит из трех частей. В первую входит прославление Бога и молитвы к Спасителю о нашем помиловании. Во второй части к хвале Господа примешивается некоторая сдержанность, вызванная упоминанием о нашей греховности. Третья часть самая существенная и молитвенная, где восхваление Создателя вспоминается только периодически. Основную ее часть занимает просьба-надежда на Божью милость. В завершении песни проявляется возврат к ее хвалебному началу.
Тексты всех частей данного Славословия составлены на основе Библии и сами по себе являются достаточно полными и законченными по смыслу.
Синонимы слова
У устаревших, вышедших из употребления слов, и, тем более, церковнославянских, как правило, существует не так много эквивалентов в современном русском языке. У слова «присно» основной современный синоним — «всегда». Также в качестве актуальной для нашего современника замены этому архаизму можно употребить такие слова как «непрерывно» и «постоянно». В любом случае, наиболее общее значение остается неизменным, связанным с постоянством какого-либо действия, по отношению к которому употребляется данное наречие.
Чтение «Ныне и присно» в домашних условиях
Человек, считающий себя верующим, не только посещает церковные службы, но и молится дома. В перечень его молитв входит и молитвенный текст Краткого славословия.
Конечно, время меняет разговорный и письменный стиль общения, но, зная, к примеру, компьютерный сленг или молодежный жаргон, вовсе не обязательно использовать их повсеместно и во всякое время, а только по обстоятельствам.
Человек во время земной жизни выполняет те или иные материальные дела и обязанности: без них тоже сложно прожить в этом мире, да и не всегда стоит создавать себе искусственные трудности бытия. Однако, как пишется в Библии, Господь, создавая человека, вложил в него душу, и именно этот факт, деяние Его им и сделало. Почему бы не поблагодарить Господа за это: «и ныне» (сейчас), и «присно» (всегда), «и во веки веков» (навечно, передав это пожелание своим потомкам).
Что изменилось внутри человека со временем? Да ничего. Все перемены – внешние, и так было и будет всегда.
Да и у понятия «славословие» полно синонимов, вполне себе применимых в нашей обыденности, только называем мы их зачастую «медными трубами», и выдержать испытание ими совсем непросто. А уж великие они или малые, для кого как.
Пожалуй, одним из самых часто применяемых выражений, касающихся процедур церковных богослужений, является «присно». Значение слова, появившегося в стародавние времена, не потеряло своей актуальности и в настоящее время.
Где так можно говорить?
По прямому значению в бытовой речи термин вы не услышите никогда. Он не только устарел, но и был малоупотребительным даже в момент наибольшей своей актуальности. Слово можно аккуратно вплести в речь священнослужителю для придания риторике большей значимости.
Не стоит злоупотреблять словом «присно» — значение меняется на пренебрежительное в определенном контексте. Говорите о неудачах или о глупости? Тогда наречие может прочно увязать понятия «неудачник» или «дурак» с человеком, которого вы обсуждаете. Весьма обидно и крайне невежливо.
Источник
Значение слова днесь
Аминь.Тропарь, глас 4:Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.Кондак, глас 3:Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, Апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога.Страдание святого Апостола АнанииСвятой Апостол Анания, один из семидесяти, был епископом в городе Дамаске [1].
Но присовокуплено также: днесь родих Тя, чтобы показать и рождение по плоти; потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения.
Запомнил только Трисвятое, которое я прочел очень высоким голосом (по крайней мере на октаву выше обычного), Ваську, стоящего спиной к алтарю в Царских вратах (он уже тогда был выше меня ростом), а затем опускающегося передо мной на колени, свой огромный осенний ботинок, который я осторожно ставлю ему на шею, трехкратный поцелуй и свой возглас: “Днесь сын мой еси ты, аз днесь родих тя”, испуг, поздравления присутствующих, ощущение события — того, что уже не отменишь решением нарсуда.
«Днесь солнце, — вспомнилось ему, — а заутра мрак, и дождь, и снег; днесь пированья и браки, а заутра плачь и сетование…» Его мысль всколыхнулась: «Дом…» Он резко задвинул шторку и решительно подошел к аналою, открыл лежащую там Псалтирь, и, поправив фитилек в лампадке, начал вполголоса медленно читать: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь…»
… вечно продавалось и продается; запрещались и по днесь запрещены дома терпимости, и есть суровые … заставлять крестьян работать более трех дней в неделю, и не соблюдалось это нигде … на себя в воскресенье, и, во-вторых, табельных дней крестьяне и не знают; запрещалось в России …
внемлите весть благую,Урус[16] погану рать и злуюПопрал, стоптал, под ноги смял.Джигиты[17] наши подоспели,Как снежны бури налетели,И враг на Запад побежал.Соотчичи мои любезны!Сей враг есть древний тот Дадьжал,[18]Которого Алла во бездныНизвергнуть ангела послалУже сей злобный разоритель,Святыни чтимой осквернитель,Упал преторжен, поражен.Пути погибли нечестивы,И замыслы исчезли льстивы,Взнесенный рог его сотрен.Твою десницу бог направил,Архистратиг российских сил!Ты с именем его ударил,И в ад летит сатанаилЕго следы – все полны крови;К тебе сердца – полны любови,И род земный тебя благословит.Тебе плетут – венцы Лавровы;Ему готовит ад – оковы,Земля – проклятие творит.Полночный Пиндар, вознесисяПревыше западных певцов!Как орля юность обновися,Хвала осьми наших родов!Ты славно пел дела Фелицы,Давидски днесь отроковицыТрубят о славе наших дней.Прости степной моей свирели, —Того соотчичи хотели,Чтоб я тебе пропел на ней.<1813>Примечания
о ужас наших дней!Как звери, вторглись янычары!..Падут бесславные удары…Погиб увенчанный злодей.И днесь учитесь, о цари:Ни наказанья, ни награды,Ни кров темниц, ни алтариНе верные для вас ограды.Склонитесь первые главойПод сень надежную Закона,И станут вечной стражей тронаНародов вольность и покой.1817К Чаадаеву
Как употреблялось?
Можно заметить слово в составе «приснопамятный» и аналогичных эпитетов. Они обычно указывают на нечто стабильное или набившее оскомину. Конкретная трактовка фразы зависит от контекста, причины, по которой говорящий не может выкинуть из головы конкретного человека, явление или событие.
За пределами церковнославянского языка используется в высоком стиле, придает речи изысканность, утонченность. Но нужно хорошо постараться, чтобы не исказить значение слова «присно» и при этом гармонично вплести его в высказывание. Понимание приходит с опытом.