Значение слова кадило

У этого термина существуют и другие значения, см. Кадило (значения).

Не следует путать с паникадилом — светильником.

Не следует путать с кандилом — подсвечником.

Кади́ло

(ивр. ‏מַחְתָּה, מִקְטֶרֶת‏‎; др.-греч. πυρεῖον, θυμιατήριον, λιβανωτὸν), или
кади́льница
[1] — изначально в иудаизме, а затем в православном и католическом христианстве, сосуд для курения фимиама (ладана) во время определённых видов богослужений в храме или церкви.

История[ | ]

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена, — жертва праведного Авеля. Сам Господь Сущий в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ (Исх. 30:1-9). Евангелист Иоанн Богослов описал в Откровении бывшее ему видение в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу (Откр. 8:3). Каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8:2-3), славу Божию (2Пар. 5:14), а идущий вверх дым от кадильницы

, — вознесение молитв к Богу (Пс. 140:2).

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:


Святая Святых в Храме царя Соломона, 1995. Художник Зелий Смехов

И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).


Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век. Фото: https://ruvera.ru

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

В христианстве[ | ]

В христианстве кадило вошло в число церковной утвари и используется в большинстве богослужебных обрядов. Каждение совершается во время молитвы с апостольских времён. О кадиле упоминает Евагрий Понтийский[2]. Кадило хранится и готовится к употреблению в кадильной нише, где в него влагается горящий уголь, на который кладётся ладан — душистая смола ближневосточных деревьев. При нагревании и сгорании он испускает благовонный дым — фимиам[3]. Существует церковное кадило с цепочками, которыми присоединяется к ручке, и келейное (домашнее), с жёстко закреплённой ручкой на боку (кацея).

Старейший образчик кадила на цепочках датируется 1405 годом. С XV века кадило приобретает формы храма и интерпретируется как прообраз небесного Иерусалима[4].

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии[5].

В соответствии с православной традицией, с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона.

Каждение[ | ]

Перед началом каждения священник произносит молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню́ благоуха́ния духо́вного, е́же прие́мь в пренебе́сный мысленный Твой жертвенник, возниспосли́ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Богослужебное каждение бывает полным

, когда диакон, пресвитер или епископ с кадилом обходит весь храм, и
малым
, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящим людям с амвона. Когда каждение совершается перед священными предметами — иконами, храмом, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающие честь и хвалу. Когда же каждение обращено к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По православной традиции в ответ на каждение принято поклониться. Горящие кадила торжественно предносятся диаконами во время малого и великого богослужебных входов, а также используются на облачении архиерея и при совершении многих чинопоследований.

Современный вид


Фото Ильи Свинковского

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

Кадило, Византия, VI век. Фото: https://ruvera.ru

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.


Кадило, Москва, конец XV века. Фото: https://ruvera.ru

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Дополнительная информация[ | ]

Самое большое в мире кадило Ботафумейро

крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии (автономной области Испании). Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями (исп.
tiraboleiros
) в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

В повести И. С. Тургенева Степной король Лир

писатель ошибочно назвал кадило светильником паникадилом:
«Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле»
. На эту ошибку в 1870 году указывал А. А. Фет в своём письме другу И. П. Борисову[10].

Словосочетание Раздуть кадило

(производное от
раздуть дело
) в переносном смысле означает широко развернуть какую-либо деятельность[11], а также поднимать шум, излишне эмоционально выражать своё негодование по какому-либо поводу[12].

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.


Ладан

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Примечания[ | ]

  1. Багдасарян, Орлова, Телицын, 2005.
  2. Евагрий Понтийский, авва Мысли
  3. Михаил Скабалланович. Кадило // Толковый типикон. — М.: Паломникъ, 1995.
  4. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. — М., 1997.
  5. Холл Дж.
    Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М., 1999.
  6. 12Игошев В. В.
    Кацея // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2013. — Т. XXXII : «Катехизис — Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“». — С. 141—144. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-035-6.
  7. Игошев В. В., Макаров Е. Е., 2012.
  8. Иеромонах Иов (Гумеров)
    Может ли мирянин совершать каждение у себя дома? // Православие.Ru, 18.03.2008
  9. Ладан : Ладанница // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  10. Арапова Н.
    А здесь пачулями пахнет // Учительская газета. — 2009. — 12 мая (№ 19). Архивировано 8 сентября 2021 года.
  11. Кадило // Толковый словарь Ожегова
  12. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И.
    Кадило // Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / Под ред. В.М. Мокиенко. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — С. 239.

Ладанница

Ладанница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.


Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом. Фото: https://ruvera.ru

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Литература[ | ]

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Игошев В. В., Макаров Е. Е.
    Кадило // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2012. — Т. XXIX : « — Каменац». — С. 83—86. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
  • Кадило // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кадильница, кадило // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Кадило, или кадильница // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / вт.-сост. В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлова, В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: Локид-пресс, 2005. — 495 с.
Словари и энциклопедии
  • Библейская
  • Большая каталанская
  • Брокгауза и Ефрона
  • В. Даля
  • Britannica (онлайн)
Нормативный контроль
  • BNF: 12044815g
  • GND: 4278365-3
  • LCCN: sh85021826
  • SUDOC: 028658094

Кация


Фото: https://ruvera.ru

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.


Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

КАЦЕЯ

[греч. κατσίον], разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью. В письменных источниках и словарях подобные кадильницы могут называться: «кацья» (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334; Дьяченко. 1899. С. 247), «кацея» (Дьяченко. 1899. С. 247; Власов. 2000. С. 446), «кация» (Дьяченко. 1899. С. 247), «кацеа» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334), «кадея» (Опись Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. Стб. 359), «кадилница с рукоятью» (Описи имущества Новгородского Софийского собора. М.; Л., 1988. [Вып. 1]. С. 69) и др.


Кацея. Россия. XIX в. Старообрядческий мастер (ЦМиАР) Кацея. Россия. XIX в. Старообрядческий мастер (ЦМиАР) К. выковывали или выдавливали из пластин меди, серебра, золота, отливали из бронзы, делали из обожженной глины или вырезали из камня.

Древнейшие кадильницы такого типа использовались для воскурения ароматических смол еще в Др. Египте и по форме напоминали ложку. Вероятно, подобную конструкцию имели также и ветхозаветные ручные кадильницы, сделанные из золота или меди (см. ст. Кадило). Кадила в виде чаши на невысоком круглом поддоне или на ножках с длинной или короткой рукоятью были распространены в христианском Египте (напр., см.: Strzygowski. 1904. S. 283-284) и Византии.

Еще в домонг. период из Византии привозили на Русь иконы и благовония. Впервые К. вместе с «кадильницами» упоминается в Ипатьевской летописи под 1146 г. среди различных богослужебных предметов, разграбленных в киевских храмах Ольговичами (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 334; также см.: Никольский. Устав. С. 81-82; Кондаков. 1902. С. 218). Различное наименование говорит о том, что в киевских храмах уже в 1146 г. за богослужением использовались 2 вида кадил: переносные на цепях («кадилницы») и с рукоятью («кацьи»). Из летописи известно, что прп. Евфросиния Полоцкая во 2-й пол. XII в. купила в К-поле «тимиян [ладан] и кацию злату» (ПСРЛ. Т. 21. Стб. 217-218).

К., изготовленные русскими мастерами, большей частью повторяли К. византийского типа. Они делались с крышкой или без, с рукоятями различной формы (в т. ч. складными). Наиболее ранние К. имели форму неглубоких чашек с открытым верхом — «без кровли», с рукоятью в виде «полки» или в виде стержня. При богослужении широко использовались также ручные кадильницы шарообразной или луковичной формы, сверху закрытые крышкой («накровом») с прорезями или отверстиями для выхода дыма сжигаемого ладана и увенчанные крестиком (см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 400). Крышки подобных кадильниц часто были подвижными (крепились к корпусу на шарнирах). Примером может служить бронзовая литая К. VIII-IX вв. из ГИМ (см.: Меч и златник: К 1150-летию зарождения Древнерус. гос-ва: Кат. выставки. М., 2012. Кат. 439. С. 179). Ее ажурный корпус с высокой крышкой сделан в форме яйца и покоится на 3 ножках; сбоку в ее нижней части имеется цилиндрическая короткая втулка для рукояти. Навершие предмета утрачено.

К. разнообразной формы сохранились в музейных собраниях. Их изображения присутствуют на иконах, фресках, миниатюрах рукописных книг XII-XV вв. (см.: Игошев. 2009. С. 165-166). Н. П. Кондаков отмечал, что в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции сохранились 2 визант. К.: одна — мраморная, с изображением вмч. Димитрия, с греч. надписью и вторая — из сардоникса (Кондаков. 1902. С. 218).

Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины)

Кацея. Византия. 2-я пол. XIII в. (музей Бенаки, Афины) На визант. К. XI-XIV вв., сделанных в виде неглубоких чаш с узким бортиком «без кровли», сбоку горизонтально крепились рукояти. Такие массивные рукояти, как правило округлой, килевидной или фигурной формы, декорированы священными изображениями, орнаментом и надписями. Напр., на бронзовой рукояти фигурной К. XI-XII вв. отлито рельефное изображение Господа Вседержителя (см.: Меч и златник. М., 2012. Кат. 438. С. 179). На бронзовой рукояти в виде пластины килевидной формы, некогда бывшей частью несохранившейся роскошной К. работы к-польского мастера нач. XIV в., выполнено рельефное изображение Божией Матери «Одигитрия» (Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y.; L., 2004. P. 128. Cat. 64). На рукояти округлой формы медной визант. К. 2-й пол. XIII в. выгравированы фигуры св. воинов Феодора и Димитрия с копьями и со щитами, контрастно выделяющимися на черном эмалевом фоне (Ibid. Cat. 65). Схожую конструкцию имеет бронзовая К. из собрания В. и Б. Ханенко. На ее рукояти, сделанной в виде чаши, помещены 3-фигурный поясной Деисус и изображение херувима (Ханенко Б. И., Ханенко В. Н. 1907. С. 42. № 596).

Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины)

Богоматерь «Одигитрия». Деталь кацеи. Константинополь. Нач. XIV в. (музей Бенаки, Афины) К визант. ручным кадильницам близка по типу медная К. XIII-XIV вв., найденная во время археологических раскопок в Киеве в 1988 г. (см.: Висоцький, Боровський. 1993; авторы именуют данный предмет «церковной чашей — дискосом» и ошибочно датируют 1527). На рукояти в виде пластины с округлым краем, крепящейся к корпусу К., имеется поясное изображение Христа Еммануила, обрамленное узкой полосой в виде полуциркульной арочки, на к-рой вязью написаны начальные слова молитвы на благословение кадила. Эти детали, а также растительный орнамент на ободке чаши выполнены в технике золотой наводки по меди и характерны для древнерусского церковного искусства домонг. времени.

Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в.

Кацея. Мон-рь Дионисиат, Афон. 2-я пол. XIX в. Бронзовые К. подобного типа, имеющие вид круглой чашечки с плоскими рукоятями, крепящимися горизонтально, нередко декорировались растительным орнаментом, изображениями животных. Напр., плоская округлая ажурная рукоять К. XIV в., сделанная, вероятно, на Балканах, оформлена парными фигурками грифонов и узором стеблей трав; к рукояти присоединен длинный металлический стержень (Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture / Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 200-201. Cat. 217). У похожей бронзовой кадильницы к округлой рукояти, отлитой в виде плоской пластины с ажурным орнаментом переплетающихся стеблей, отростков и остроконечных листьев, ранее был приклепан длинный стержень, от него остались следы крепления (Βυζαντίνη κα μεταβυζαντίνη τέχνη. ᾿Αθήναι, 1986. Ν 220). На ажурной рукояти бронзовой К. XIV в., выполненной в Сербии, в растительный орнамент извивающихся стеблей с остроконечными листками-кринами вплетены изображения 2 птиц. На кадильнице имеется крышка с прорезями для выхода кадильного дыма и с крестиком наверху (Byzantium, 330-1453 / Ed. R. Cormack, M. Vassilaki. L., 2008. P. 244. Сat. 217). В Херсоне найдена полусферическая ажурная литая бронзовая крышка К. XIII в. с фигуркой птицы вместо крестика (см.: Византийский Херсон: Кат. выст. М., 1991. С. 209. № 223).

Многочисленные образцы К. сохранились на Афоне. В. Г. Григорович-Барский отмечал, что афонский ризничий кадит церковь «кадилницею краткою, нарицаемою кацы, яже не употребляется в иных странах. Невисима есть, но в руце держима крепко, ея же аще и образ бывает различен, по хитросты среброделателя» (Григорович-Барский. 2004. С. 78). Кондаков сообщает об афонских ручных кадильницах XVII-XVIII вв., выполненных из низкопробного серебра, длиной обычно не более 25 см (единичные — до 40 см), имеющих пышный, или грубый декор, как правило, без изображений и с бубенцами (Кондаков. 1902. С. 217-219). Подобные греческие К. часто делались с широкой плоской или полой округлой в сечении рукоятью, крепящейся к корпусу сосуда сложной формы. Такие К. часто напоминали храм с главкой, разделенный на верхнюю и нижнюю части. В XVII-XVIII вв. форма греч. ручных кадильниц становится более изощренной и даже вычурной по сравнению с ранними образцами. При их изготовлении использовались разнообразные техники: скань, чеканка, гравировка, эмаль, литье и др. (Patmos: Treasures of the Monastery / Ed. A. D. Kominis. Athens, 2005. Ν 5. Σ. 243; Οικονομάκη-Παπαδοπούλου. 1980. P. 22-23).

В нач. XVII в. в Успенском соборе Московского Кремля в богослужении использовалась «кадея серебряна, что кадятъ за сборы, кровля у него и рукоятка серебряны жъ» (Опись Московского Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно // РИБ. Т. 3. Стб. 359). Павел Алеппский, прибывший в Россию в сер. XVII в., приводит описания поминальных богослужений, при к-рых применялось «кадило, похожее на корону, с рукояткой» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 328, 435). В описи 1751 г. новгородского Софийского собора отмечена серебряная кадильница с рукояткой, с крышкой и с крестиком, крепящимся сверху на резьбе («на верху крест свертывается») (Опись церковного имущества Софийского собора 1751 г., сост. Софийским протопопом Дометием Феофилактовым // Труды XV Археол. съезда в Новгороде, 1911. М., 1914. Т. 1. С. 150).

Кацея. Ок. 1760 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе)

Кацея. Ок. 1760 г. (мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе) В целях сбережения золотых и серебряных ручных кадильниц их использование в службах строго регламентировалось. Письменным указом патриархов или устным распоряжением определялись «вседневные» и «праздничные» кадильницы (последние применялись только по определенным дням в году). Патриархом Филаретом был издан указ, на каких панихидах следует использовать в Архангельском соборе Московского Кремля золотую К. и 2 серебряные (большую и малую): «Указал патриарх Филарет кацею носити золотую на панихидах: на две панихиды царя Ивана Васильевича на преставление да на память; да на две панихиды царицы Анастасии Романовны, на преставление да на память…» (Указ патриарха Филарета Никитича: на каких панихидах употреблять золотую кацею, 1619-1633 гг. // РИБ. Т. 3. Стб. 157).

Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в.

Кацея. Мон-рь Протат, Афон. XVII в. В кон. XVII в. серебряная чеканная К. с крышкой, увенчанной 4-конечным крестиком, и с 2 рукоятками использовалась патриархом Адрианом «для церковного правила», причем изготовил эту ручную кадильницу иноземец золотого и серебряного дела мастер Андрей Каширов Бланкостин (Троицкий. 1914. С. 13).

Наряду с металлическими известны также и керамические кадильницы с рукоятью (см.: Покровский. 1909. С. 41). Корпус керамической расписной К. в форме яйца с прорезями на крышке вставлен в золоченую оправу с узорчатым металлическим поддоном и с изогнутой рукоятью. Эта К. 1-й пол. XVIII в. хранится в Музее Бенаки (Афины) (Relics of the Past: Treasures of the Greek Orthodox Church and the Population Exchange: The Benaki Museum Collections / Ed. A. Ballian. Mil., 2011. P. 52).

Древняя практика каждения К. сохранилась в мон-рях Афона. Согласно Святогорскому уставу, каждение К. совершает пономарь. В будни используется повседневная К.; каждение К. совершается на вечерне, на 7-й песни особого богородичного канона, который в афонских мон-рях поется после «Ныне отпущаеши», когда вечерня совершается без входа (Святогорский устав. С. 26, 39), и в заключение повечерия (Там же. С. 24-25). В день памяти полиелейного святого или на всенощном бдении каждение К. совершается на утрене при пении Пс 135 (Там же. С. 64, 74), причем используется праздничная К., отличающаяся богатым декором и большим числом бубенцов (см.: Там же. С. 212). На панигиры на Пс 135 каждение К. совершают одновременно 2 пономаря (Там же. С. 89). Если служится всенощное бдение, то на малой вечерне также совершается каждение праздничной К. на «Господи, воззвах», причем пономарь начинает кадить на словах Пс 140. 2 «… » (Там же. С. 69). На литургии на панигиры и в другие особо торжественные дни (напр., Рождество Христово, Пасху) каждение К. совершается на «Трисвятом» (Там же. С. 92, 127, 163, 175). В воскресные и праздничные дни К. также используется на трапезе в чине о Панагии: «Трапезник подносит каждому Богородичную частицу, за трапезником идет пономарь, кадящий кацией. Отцы двумя пальцами берут по маленькому кусочку от частицы, изображают им знамение креста над кацией и съедают его» (Там же. С. 56); на великие праздники и панигиры на трапезе используются 2 К. (Там же. С. 83, 93). Каждение К. следует совершать в такт звучащим песнопениям. Перед началом каждения пономарю следует благословить К. у священника (Там же. С. 25, 56). Кроме пономарской К. на Афоне используется т. н. священническая К. (παπαδικὸν κατσίον), однако, несмотря на сходство названия, форма этих сосудов отличается: последняя представляет собой кадило на цепях без верхней крышки (см.: Там же. С. 30, 210).

В наст. время в храмах РПЦ К. за богослужением обычно не используется (впрочем, она может применяться для благоукрашения атмосферы храма вне контекста служб), хотя практика каждения К существовала в древнейших монашеских обителях и скитах (см.: Никольский. Устав. С. 81-82). Не исключено, что указания Типикона « » и « » (Типикон. Т. 1. Л. 2 об.) подразумевают использование именно К., поскольку таким кадилом удобнее изображать крест (Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 493).

К. издревле применялась для домашнего каждения мирянами — по этой причине К. используют в своем богослужении старообрядцы-беспоповцы.

Лит.: Дьяченко Г. M., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Strzygowski J. Koptische Kunst. Vienne, 1904. S. 283-284; Ханенко Б. И., Ханенко В. И. Древности Приднепровья. К., 1907. Вып. 6; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПбДА. СПб., 1909; Троицкий В. И. Словарь: Мастера-художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914; Οικονομάκη-Παπαδοπούλου Γ. Εκκλησιαστικά ἀργυρά. Αθήναι, 1980; Висоцький С. О., Боровський Я. Є. Визначна знахiдка середньовiчноï торевтики з Києва // Археологiя. 1993. № 4. C. 125-129; Власов В. Г. Большой энцикл. словарь изобразительного искусства. СПб., 2000. Т. 3; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. М., 2004; Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М., 2006; Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009.

В. В. Игошев

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]