Книга Екклесиаста, или Проповедника, Глава 3,  стихи 1-8


Толкование Библии, Книга Екклесиаст 3 глава

Ветхий Завет

Новый Завет

Книга Екклесиаст

Книги Библии:

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

Глава 3
Введение

3

2. ЛЮДИ БЕССИЛЬНЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ СВОИМ ТРУДОМ НА НЕПРЕЛОЖНЫЙ И НЕПОСТИЖИМЫЙ ХОД ВЕЩЕЙ В МИРЕ, НАПРАВЛЯЕМОМ БОГОМ (3:1 — 4:3)

Ключевыми для этого раздела являются многократно повторяющееся слово «время» (3:1-8,11,17) и несколько повторяющихся фраз типа «Видел я», «Еще видел я» (3:10,16; 4:1), «Познал я» (3:12, 14) и «Сказал я в сердце своем» (3:17-18). Ими определяется характер раздела, так как автор утверждает, что Богом назначено время для всего сущего и происходящего на земле, даже для совершающихся на ней несправедливости (3:16-17) и угнетения (4:1-3). Ибо все это часть Его вековечной деятельности, не нуждающейся «ни в прибавлении ни в убавлении» (3:14), деятельности непостижимой (3:11) для человека, всякий труд которого становится таким образом «бесполезным» (3:9).

а. Тезис: всему свое время (3:1-8)

1) Тезис.

Еккл. 3:1

. Всему свое время… всякой вещи под небом. Как «вещь» передано по-русски еврейское слово, означающее «склонность», «намерение», «осуществление цели». Здесь подразумеваются «вещи», происходящие в жизни человека, человеческая деятельность. Екклесиаст развивает тут «положение», сформулированное в предыдущей главе: если и хлеб, полученный человеком ценой, казалось бы, его трудов, в сущности, дается ему (или отнимается у него) Богом, то «закон» этот, несомненно, распространяется на всю сферу человеческой жизни; между стремлением человека к чему бы то ни было и осуществлением его стоит Бог, установленная Им зависимость всего происходящего на земле от времени и обстоятельств.

2) Подтверждение тезиса (3:2-8)

. Тезис, или «общее положение» Екклесиаст иллюстрирует противопоставлением друг другу в тонком лирическом ключе — 14 «противоположностей», каждая из которых совершается «в свое время». Не случайно употребление им числа, кратного семи (семь — выражение полноты) как и то, что «перечисление» он начинает с рождения и смерти. Идея здесь та, что любая человеческая деятельность — как созидательная, так и разрушительная, — и любой «ответ» свыше — на нее ли, на события ли, вызванные ею, как и «реакция» на людей, осуществляющих все виды земной деятельности, наступает в свое время.

Еккл. 3:2-7

. Эти стихи, как и завершающий раздел стих 8, — философские и вместе глубоко лирические; они действительно «вмещают» в себя все виды человеческой деятельности, частной и общественной. Фраза Время разбрасывать камни, и время собирать камни в стихе 5 может означать то же, что разрушать… и строить в стихе 3, т. е. иметь «конкретный смысл», но может подразумевать и то общефилософское положение, которое в стихе 6 сформулировано как время сберегать, и время бросать.

Время раздирать и время сшивать в стихе 7 может пониматься как фраза о времени скорби (в знак которой принято было раздирать на себе одежды; Иов. 2:12-13) и времени окончания ее, т. е. соответствовать по смыслу стиху 4.

Еккл. 3:8

. Екклесиаст завершает «перечисление», называя два основных, противостоящих друг другу чувства, которыми направляются все события на земле: любовь и ненависть, и два крайних проявления их, обусловливающих благополучие человеческого сообщества или бедственное состояние его: войну и мир; и у них свое время, и в сущности наступление и прекращение их мало зависит от человека.

б. Вывод: нет пользы работающему (3:9)

Еккл. 3:9

. Проиллюстрировав свой тезис о том, что все на земле совершается в свое время, Екклесиаст в форме риторического вопроса, предполагающего отрицательный ответ, вновь заявляет о том, что в свете сказанного (стихи 1-8) нет смысла работающему трудиться.

е. Обоснование: непостижимость дел Божиих (3:10-11)

Еккл. 3:10-11

. Обоснованием служат, по Екклесиасту, четыре его наблюдения, связанные с его размышлениями о «трудах человеческих». 1) Поскольку Самим Богом вложена в человека жажда активности и «постижения непостижимого», то и остановиться в этих извечных своих «упражнениях», сбросить с себя эту заботу, которую дал ему Бог (стих 10), человек не может.

Другими словами: бессмысленным (с точки зрения непостижимости и недостижимости конечной цели — полного счастья «разгадки» дел Божиих) трудам человеческим предстоит продолжаться вечно. 2) Все соделал Бог прекрасным (стих 11), т. е. в обшей системе мироздания все сотворенное Богом прекрасно (оправданно, гармонично, совершенно) в свое время и в своем месте. 3) Бог вложил вечность в сердце людей. Еврейское олам, переведенное на русский язык как, «мир», имеет несколько значений, но чаще означает вечность, и в данном контексте правильнее понимать его именно так.

Екклесиаст подразумевает богоподобие человека, несущего на себе отпечаток вечности, что выражается в неугасимом стремлении людей познавать самих себя и смысл своих «трудов» вне пределов времени. 4) Четвертое наблюдение Екклесиаста (перекликаясь с первым) подводит, однако, печальный итог двум предыдущим: человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. То есть изначальный (и конечный) план Божий сокрыт от людей.

Они не понимают, чем руководится Творец, устанавливая «время для каждой вещи», а, значит, не понимают и конечного смысла собственной деятельности. Это-то неведение порождает в людях (подразумевает Екклесиаст) ощущение неопределенности, видимой преходящности всех их дел, лишает их ценности в их глазах.

г. Совет: наслаждайся жизнью так, как это дает Бог (3:12-13)

Еккл. 3:12-13

. Итак, причина вечной неудовлетворенности человека и постоянных его разочарований кроется в противоречии между присущим ему стремлением к вечности и пределами его возможностей. Отсюда, заключает Екклесиаст людям не остается ничего лучшего, как примириться с возможностью для них лишь относительного повседневного счастья (тов, противопоставляемое итрон — «счастью совершенному»). Понятие тов расшифровывается автором: да веселятся люди (в значении «наслаждаются всеми доступными им благами земной жизни») и делают доброе, не забывая благодарить Бога, — в сознании, что и самая возможность есть и пить и видеть нечто доброе во всяком труде своем есть дар Божий.

Еккл. 3:14-15

. Дабы у людей, не понимающих Божиих планов и дел, не возникло искушения помыслить о Творце как о деспоте, действующем лишь по Своему произволу, Екклесиаст говорит об этих планах и делах как о не подлежащих изменению в вечности потому, что они совершенны: к ним нечего прибавлять, и от них нечего убавить (сравните с 7:13).

Именно поэтому Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, замечает Екклесиаст в стихе 15 (сравните с 1:9, где им выражена та же мысль). И добавляет: и Бог воззовет прошедшее. Вот что писал по поводу этой фразы в своих толкованиях на книгу Екклесиаста известный богослов прошлого Франц Делич:

«Руководство, осуществляемое Богом… не меняется. Его управление миром — выражается ли оно в продолжающихся процессах творения, или в контроле за моральным состоянием мира, — происходит по одним и тем же законам, вызывающим к жизни одни и те же явления… Оно остается неизменным и призывает вновь и вновь (окончание стиха 15) то, что уже было»

По отношению к людям такой порядок вещей преследует вполне определенную цель: показать им их полную зависимость от Творца, чтобы они благоговели пред лицем Его (оконч. Стих 14).

д. Суд над всяким делом у Бога (3:16 — 4:3)

Наиболее явное исключение из «общего правила», провозглашающего «уместность» и своевременность всякого Божиего дела и совершенство Его планов, составляют, казалось бы, царящие в мире несправедливость и угнетение.

Еккл. 3:16-17

. Заметим, что к проблеме несправедливости Екклесиаст возвращается неоднократно (4:1; 8:14). Еще видел я, провозглашает он, что место суда, которому должно быть «местом правды», есть «место беззакония и неправды» (поэтическим повтором в стихе 16 мысль эта усиливается). Но это «исключение из правила» (выше) устраняется именно сознанием Божиего присутствия в мире Его суда, которым Он будет судить… праведного и нечестивого.

Ибо там (на суде Божием, противопоставляемом суду человеческому; сравните с «там» в стихе 16) наступит время для всякой вещи и всякого дела. Время это автору Екклесиаста неизвестно и к посмертию он его не относит. Едва ли приходится сомневаться в том, что исторический Соломон, как и все, вообще, создатели древневосточной «литературы мудрости», полагали, что суд Божий совершается на земле (к примеру, Иов. 27:13-23; Пс. 36:2,6,9,11,13,15,17-40; 72:18-20,27; Прит. 22:22-23).

Еккл. 3:18-21

. Начало стиха 18 неточно передано по-русски. Его следует читать так: Сказал я в сердце своем, что это для сынов человеческих… Из такого прочтения этой фразы и текста, следующего за ней, явствует, что Бог попускает несправедливостям совершаться в сообществе людей с той же целью, которая прежде была сформулирована в стихе 14: чтобы они благоговели перед лицом Его, увидев и осознав, что… сами по себе, вне Бога, они подобны животным. Тут не утверждается, будто люди идентичны животным, и, подобно им, не имеют бессмертной души.

Скорее, место это надо понимать так: если люди живут в отрыве от Бога, то что они могут знать о себе, кроме естественных процессов, совершающихся у них на глазах, того, в частности, что у них и у животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти. Во всяком случае не знающим Бога неоткуда почерпнуть и знание о бессмертии своей души.

Как и о том, восходит ли вверх… дух сынов человеческих после смерти, тогда как дух животных сходит ли вниз, в землю, или нет? (стих 21) в стихах 19-20 «суммируется» сходство между людьми и скотом: вместе с дыханием и те и другие теряют жизнь; и те и другие «произошли» из праха… и в прах возвратятся (сравните Иов. 34:14-15; Пс. 103:29). Суета в стихе 19 подразумевает не бессмысленность и «погоню за ветром», а преходящность (жизни) — как животных, так и человека. Одно место в стихе 20 означает именно прах, землю, а не шеол, как полагали некоторые исследователи Библии.

Итак, несмотря на то, что люди наделены разумом и ощущением вечности (3:11), несправедливость, царящая в их сообществе, свидетельствует о бренности их и непонимании ими Божиих планов; но она же заставляет их сознавать свою неспособность «жить без Бога».

Еккл. 3:22

. На основании всего сказанного повторяется мысль, выраженная прежде (стихи 12-13): нет ничего лучше для людей, как наслаждаться малыми делами своими по милости Божией, делами сегодняшнего дня; ибо кто приведет человека посмотреть… что будет после него?

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

3:1

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: Многим кажется, что здесь Соломон предупреждает человечество о предопределении: времена и сроки для всего, что перечислено ниже, назначены Богом (под небом) и установлено свыше (Женевская, например) Однако если бы это было так, то, выходит, что именно Бог предопределил для человека войны, убийства, ненависть, разрушения и прочие неприятности из перечня, который следует ниже. Чего не может быть от любящего Бога.

Стало быть, речь здесь не о предопределении, а о том, что всё то разнообразие дел, чувств и событий, какое происходит на земле с человеческим обществом и в человеческом обществе в принципе (под небом) — происходит в определённый срок, с определённой сменой времён для этого, и всё происходящее ограничено своими временнЫми пределами, не длится в этом веке бесконечно. Всё существующее — однажды появилось по воле Бога и существует ровно столько, сколько того Бог захочет.

Танах в переводе Йосифона: Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами: Для одних вещей Бог определил вечность, для других — доли секунды. И порядок их появления или исчезновения, или количественного пребывания — также установлен Богом. Наступило время и стало так. Наступит время — будет иначе.

Такой цикличный «устав» времён и событий в жизни человека века сего — учредил для земли Бог с целью побудить его размышлять над смыслом происходящего и над тем, когда же ему в жизни — время совершать и ожидать то или иное, чтобы ничего человек не делал некстати и невпопад, и имел возможность хотя бы как-то планировать свою жизнь с пользой для себя и своих ближних.

Что даёт человеку понимание этого «устава» для его жизни? Соломон показал дальше.

3:2

время рождаться, и время умирать; Каждый, кто однажды родился в этом веке, может в любую минуту умереть. Понимая этот устав, человек способен воспринимать адекватно путь всей земли от появления на свет Божий до ухода в небытие. У каждого человека, наблюдающего этот «устав», есть шанс задуматься над смыслом кратковременной жизни, чтобы начать искать этот смысл и найти.

время насаждать, и время вырывать посаженное; Этот «устав» помогает человеку понять, что всякому следствию должна быть причина и для всякого результата должно быть условие: ЕСЛИ….ТО…. А если не посадишь, то нечего будет и вырывать. Но и при посадке можно результатов не дождаться, ведь всякой причине — не любое время подходит: посадишь невпопад, легкомысленно не в посадочный сезон — пропадёт посаженное, и результат нулевым окажется.

А если дальше огорода смотреть, то этот «устав» учит спокойно воспринимать любые текущие события, в которых ожидается результат: бессмысленно ускорять «рост» посаженного и пытаться «улучшать» те процессы, на ход которых человек не способен влиять с пользой для себя. Например, семя слова Божьего, посаженное в чьём-то сердце, не стоит нетерпеливо теребить своими личными временнЫми рамками, пытаясь ускорить чей-то духовный рост и ожидать от него то, к чему человек ещё не готов.

3:3
время убивать, и время врачевать
; Здесь Соломон ободряет человека, разъясняя о том, что периоды нанесения ран, которые в духовном или буквальном смысле неизбежно получает каждый человек в процессе жизни — всегда сменяются периодами их залечивания, а если бы не так, не осталось бы на земле ни одного человека. И это положение вещей вселяет оптимизм из-за надежды на то, что всё проходит, даже самые «качественные» кровопролитные войны — однажды заканчиваются, и наступает период затишья. Просто нужно научиться ждать и всегда дожидаться затишья, чтобы немного передохнуть и отвоёвывать дальше своё место под солнцем Бога

время разрушать, и время строить; иногда есть польза и от разрушений, особенно, если «здание» строилось на песке или вообще без фундамента: подует ветер, разрушит, и хозяин разрушенного вынужден будет признать, что на плохом фундаменте ничего прочного построить невозможно. Он будет научен НЕ строить в следующий раз на плохом фундаменте.

Понимание этого помогает человеку признать и правоту того, что иногда строительство новой жизни (не только зданий) приходится начинать заново от того, что старая и привычная — разрушается по разным причинам, часто даже и не зависящим от нас. Например, уволили с работы – надо «строить» новую; тяжело заболел – надо «строить» новую жизнь — в условиях болезни; потерял друга — надо «строить» другую жизнь — без него и т.д. Если человек понимает, что с этим положением вещей всего лишь нужно смириться и не сидеть на развалинах, а строить новое — тогда ему будет благо. А кто сидит на руинах, перебирая остатки «развалин» и посыпая голову пеплом, ничего не строя нового — тому худо: ни прежнего нет у него, ни нового — ничего нет, жизнь пустая. Но, увы, даже если жизнь не нравится, она всё равно проходит. Поэтому тот, кто строит новое — имеет шанс хотя бы сделать свою жизнь в настоящем более или менее интересной, проводя её с верой в счастливое будущее.

3:4
время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать
; Все когда-нибудь плачут, либо от счастья либо, от отсутствия оного. Но радует факт, что плач и сетования, какими бы горестными для нас они ни были, однажды закончатся: так устроил Бог человека, что состояние вечного плача для него не характерно, а если кто-то готов плакать и страдать вечно — это патология психики. А для здравого человека плач всегда чередуется с радостью, чтобы мог познать человек цену скорби и счастья, плача и смеха — и добровольно выбрать для себя радость со счастьем, ту жизнь, которую предлагает человеку Бог.

3:5

время разбрасывать камни, и время собирать камни; Здесь – о принципе периодичности сбора и расходования, неважно, что собирает или тратит человек: информацию, духовные знания, силы, время, камни, деньги и т.д. Иногда для принятия важных решений — недостаточно информации (не собраны нужные «камни»). Понимание этого принципа поможет человеку научиться не принимать поспешных решений, но прежде — накопить достаточно данных для решения своей задачи, а затем и в расход их пустить (разбросать «камни»), приняв правильное решение на основании собранных «камней». Или для того, чтобы «из чрева потекли реки воды живой» — сначала нужно насобирать в чрево до краёв — эти самые «реки» слова Божьего: не соберёшь — ничего и не прольётся через край, ничего и не разбросается.

Ну и, понятно, что если ничего за свою жизнь человек не собрал, то и разбрасывать будет нечего, когда время для этого придёт: человек, не накопивший жизненный опыт, не извлекший уроки из множества собранного материала по своей жизни — не сможет ни с кем поделиться своей мудростью, пустым отойдёт в путь всей земли, пустым и проснётся ТАМ при воскресении.

В духовном смысле камнями могут быть и христиане: Бог собирает Христу команду помощников из людей-камней (2 Петра 2:5), а дьявол всё пытается их разбросать и разрознить. И этому есть время, как видим.

время обнимать, и время уклоняться от объятий; такие реалии жизни помогают всем любящим — понять и причины уклонения от явных проявлений любви: просто нужно принять к сведению, что если уклоняется от объятий тот, кого есть желание обнимать, это не обязательно означает, что всё, конец любви и полное забвение. Но всего лишь означает, что пришёл срок повременить с объятиями, дать им передышку. Ну и понятно, что человек должен научиться различать, где и когда — объятия к месту, а где и когда — они совсем неуместны .

3:6

время искать, и время терять; человек не должен жить, с настроем только находить и приобретать, иначе разочарования в жизни неизбежны: бывает, что наступают времена и потерь найденного и приобретённого. Иногда лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Христос потерял свою жизнь — эта потеря для людей обернулась благом. А Адам и Ева нашли для себя «прелести» дьявольского знания, и это приобретение обернулась для них и всего человечества — катастрофой. В идеале — хорошо бы, чтобы для нас был потерян этот мир нечестивый, и чтобы все мы искали горнего, стремясь приобрести для себя небесного Отца. Это самое мудрое из всех возможных приобретений человеческих.

время сберегать, и время бросать; для бережливости и расточительства — тоже есть время: жена Лотова, например, не разглядела своего времени для того, чтобы бросить накопленное ради сохранения своей жизни. Или: беречь своё сердце, источник жизни – этому всегда есть и будет время во всей вечности. А время бросать свои греховные наклонности — актуально для века сего проходящего. Если человек не научится отличать главное от второстепенного, что и когда полезно сберегать, а чем нужно пренебречь и что бросить без сожаления, трудно ему в жизни придётся. Да и самой жизни может лишиться, если сберегал — не то, да и бросал — не то. Например, сберегающий свои отношения с миром и пренебрегающий своими отношениями с Богом – на опасном пути.

3:7

время раздирать, и время сшивать; Не всегда разрушение целого — вредно, иногда если не порвёшь — не спасёшься, а иногда если и зашьёшь — пострадаешь. И различать, где и когда время разрывать, а где и когда — время сшивать — тоже научиться не помешает. Например, Бог в храме завесу разорвал — а добро сделал для иудеев. Иудеи же завесу в храме разодранную «заштопали» -зло сделали. Так и не поняли, что разорванное Богом — восстановлению не подлежит, так и пострадали за свои старания «зашивать» — за попытки делать добро в собственном понимании и на неправильном основании.

Так и в жизни, не только с завесой: «дыры» свои христианские — нам нужно денно и нощно и старательно «латать», а прочные связи с мирскими представлениями о жизни — нам нужно всю жизнь без сожаления разрывать.

время молчать, и время говорить; Один из самых важных определителей пользы: не вовремя и некстати выскажешься или промолчишь — можешь навредить себе и ближним. И определять, когда нужно промолчать, а когда сказать — человек должен научиться ради своего благополучия.

Иногда если не скажешь ничего — то могут подумать, что ты глуп. Но это лучше, чем если выскажешься — и развеешь в этом все сомнения.

Для христианина нетрудно определять время молчать и говорить: если то, что он собирается сказать — прославит Бога или побудит кого-то стать христианином, или улучшит кому-то настроение, или поможет решить чью-то проблему с пользой — то в этих случаях ВСЕГДА время говорить, так как от слов его — польза слушателю. Во всех остальных случаях — время христианину молчать.

3:8

время любить, и время ненавидеть; От любви до ненависти — один шаг, и наоборот. Например, апостол Павел преследовал христиан и ненавидел «врагов народа» Божьего, а затем полюбил их так сильно, что всю свою оставшуюся жизнь посвятил прохождению христианского пути. Понятно, это не означает, что от любящего надо ожидать, что он непременно возненавидит, как и от разрывающего — что он непременно сошьёт. Здесь о том, что есть место под солнцем Бога двум этим сильнейшим внутренним двигателям человеческого «прогресса»: как любовь, так и ненависть — может заставить человека «горы переставлять». И не стоит удивляться тому, если кто был другом — станет однажды врагом, а кто был врагом — станет лучшим другом.

время войне, и время миру. Ненависть — спутница войн, любовь — спутница мира. И то, и другое Бог даёт испытать человеку для того, чтобы он определился, что же по нраву — именно ему, любовь или ненависть, война или мир. В условиях вседозволенности каждый человек раскрывает свою внутреннюю сущность во всей красе пред Богом, всех, кто выбирает любовь и мир — Бог заносит в памятную книгу, которую ведёт от начала мира. А любителей враждовать, воевать и ненавидеть — Он туда просто не внесёт, даже вычёркивать не надо будет.

3:9

Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Вопрос Соломон задаёт самому себе, ибо сам же на него и отвечает. Такая форма подачи информации помогает сосредоточить внимание на главном: после такого вопроса читатель будет искать ответ о значении работы в жизни человека — с точки зрения наимудрейшего.

3:10

Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Бог Сам трудится много и долго, и людей создал с такой же потребностью. Поэтому способность трудиться — это удел человека от Бога для того, чтобы его жизнь не была скучной и напоминала тренажёрный зал. Разные виды работ — это всё равно, что разные упражнения для тела: формируют выносливость, приносят удовлетворение, укрепляют силы, повышают сопротивляемость трудностям и помогают вкусить сладость отдыха после трудового дня.

3:11

Все соделал Он прекрасным в свое время, Всё, что необходимо человеку для жизни — Бог дал ему при сотворении, и это «всё», чем пользуется человек в жизни своей — по замыслу Создателя должно доставлять ему немалое удовольствие и приносить только пользу для развития в человеке разумной личности, сотворённой по образу Бога.

и вложил мир 05789 в сердце их, Слово мир — здесь НЕ в значении «миролюбие», а в значении «целый мир, вселенную, вечность » Бог вложил в человека. M/lFwe 1. долгое время, долго; 2. вечность, вечно, вовек;

Танах (перевод равви Давида Йосифона) Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца. То есть, человеку сложно смириться с тем, что он — не вечен и вынужден идти к смерти.. Бог не планировал для человека смерть, поэтому и послал Христа на Землю, чтобы исправить ситуацию с несовершенством человечества из-за греха Адама и возвратить ему всё, что изначально было запланировано для Адама и всех его потомков: вечность

хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. И хотя многое из того, что Бог сделал для человека — сам человек не может понять, если ему не разъяснит Бог,- тем не менее, это не означает, что Бог далеко не всё соделал прекрасным в своё время.

3:12

Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Из всего множества прекрасного, что Бог сделал для человека — Соломон выделил особенные дары Бога людям: способность творить добро, приносить пользу себе и своему окружению и радоваться от этого. Делая добро и принося пользу Божьим замыслам, человек получает истинное удовлетворение: таким человека сделал Бог

3:13

И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий. Но оказывается, далеко не всем жителям века сего известно, что быть довольным своей жизнью — это дар Бога для человека. Не всем в этом веке выпадает даже такое благо, чтобы элементарно есть, пить и трудиться,
получая от этого удовольствие и удовлетворение: обычно хотят больше, чем просто есть, пить и трудиться, поэтому не могут радоваться малому. Но если кто-то всё же довольствуется малым и испытывает радость от самых простых потребностей и процессов человеческих, то можно сказать, что такой человек щедро одарён Богом
3:14

Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, Как видим, Бог ничего не сделал временного или ветшающего: в замысел Его входит вечная гармония всего сущего в Его мироздании. Все его творения — венец совершенства, в них нет ничего лишнего, и нет никакого недостатка: всё именно в самый раз, чтобы Божье мироздание имело возможность процветать во взаимодействии одушевлённых и неодушевлённых творений (о том, что человек всё это творческое равновесие с гармонией испортил — Соломон пока что умолчал)

и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Почему Бог не создаёт уродливых или неполноценных изделий рук своих? Почему всё доводит до совершенства и логического конца, не наскоро лишь бы как — творит, а со всею ответственностью пред Своим мирозданием? Потому, что показывает пример отношения к своему труду: человек, глядя на то, КАК творит Бог и сравнивая с тем, как и что творит он сам (на скорую руку, небрежно, не вникая в цепи взаимосвязей собственных творений, ибо даже не понимает, что это такое и что это надо учитывать) — естественно, приходит в восторг и благоговение пред истинным Творцом всего сущего. Только о человеке можно сказать такой нелепый, но правдивый каламбур: человек — личность творческая, хочет — творит, а хочет — вытворяет. Но и когда творит — всё равно вытворяет.

3:15

Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, Меняются декорации на сцене жизни земли, однако сущность смысла бытия человека в мироздании Бога — неизменна во всей вечности: человек создан с потребностями есть, пить и насыщаться, трудиться, отдыхать, радоваться жизни и быть счастливым. Именно стремлению к получению этих составляющих — и подчинена всяческая деятельность любого поколения на земле во все времена.

— и Бог воззовет прошедшее. Ничего из прошлого — у Бога не канет в лету и не исчезнет навсегда: всё, что Ему будет нужно для вечности — Он воззовёт даже из самых дальних уголков прошлого Земли. В этих словах кроется и надежда на воскресение живших в прошлом, и на возвращение в райское обетование Бога.

3:16

Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. Если нам придётся столкнуться с такой несправедливостью, о которой написал Соломон — не стоит удивляться: такое положение вещей для века сего нечестивого очень даже характерно. Но о чём здесь говорит царь? Где — место суда? Где — место правды? Речь идёт о Божьем народе, хранителе Божьего суда и Божьей правды. Но, увы, и в народе Бога периодически случалось во все времена этого века, что Божьи принципы нарушались во время суда, судьи брали взятки и оправдывали виновных, а правда Божья — Его слово — искажалось и заменялось на правду человеческую. Так что, если и сегодня мы наблюдаем такую картину в народе Бога — удивляться не стоит, такую суету заметил ещё Соломон.

3:17

И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и [суд] над всяким делом там». Соломон понимает, что как бы удачно ни складывались дела у беззаконника в народе Божием, это не значит, что Бог не видит или одобряет его действия, а потому, что Он сам устанавливает времена и сроки, когда вмешиваться и произвести суд над беззаконными. Соломон знает, что мимо внимания Бога не просочится ни один беззаконник и ни одно беззаконие. Настанет время — и каждый житель земли будет давать отчёт Богу за себя лично, не за соседа и не за со верующего, а только за свои собственные прегрешения отвечать будет.
3:18.19
Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

Соломон признаёт, что Бог поступает мудро, предлагая «на пробу» разные виды деятельности, разные виды смыслов и испытаний человеку живущему: за период жизни благодаря наблюдениям и прохождению через разнообразные «тренажёры» — человек разумный должен прийти к выводу, что его жизнь ничем не отличается от жизни животного, что без Божьего руководства — сам по себе

человек всё равно, что животное. У него те же земные потребности ( есть, пить, спать, заводить потомство, обустраивать жилище, трудиться в поисках пищи и прочее), те же самые земные проблемы (болезни, старость, дряхлость, необходимость раздобывать себе элементарные блага ) и тот же самый исход — смерть: 19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти

Поэтому если человек – САМ ПО СЕБЕ, без Бога в голове и в сердце — то он, по сути, животное и есть. И даже если кто-то пожелает мнить себя богом — против реалий Соломона не сдвинешься: человек — это животное, только ещё более опасное для мироздания Бога, ибо способно творить зло сверх программы инстинктов. А то, что человек — царь и бог природы с венцом творения на главе — это всё иллюзии его амбициозности.

и одно дыхание 07307 у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета!

Слово 07307 в подстрочнике Стронга обозначает:x+wr
1. дух; 2. ветер, дуновение; 3. воздух
;
4. дыхание
Полная аналогия сущности дыхания животных и человека, обеспечивающего им процесс жизни, также уравнивает человека и животное на весах бытия в веке этом. Человек ничуть не лучшим приходит к своему концу по сравнению с животным. А вот худшим — пожалуй, и может, если к Богу не обратится.

3:20

Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Реалии конца существования человека и животных, описанные Соломоном, приводят в чувство всех, кто мечтает о продолжении жизни после смерти. Смысл смерти со времени Адама не изменился, как Адаму Бог разъяснил, что он станет прахом земли и вернётся в первоначальное своё состояние небытия, такою же и Соломон смерть описал, и не мог о ней сказать иначе, ибо не своею, а Божьей мудростью наставлял собрание слушающих его. Итак, реалии таковы: животные и человеки — сотворены из праха земли, после смерти — и те и другие возвращаются в своё первоначальное состояние небытия и праха под ногами живущих. Ни животных, ни человека не ожидает жизнь после смерти, стало быть, разговоры о загробной жизни — не более, чем человеческие сказки.

3:21

Кто знает: дух 07307 сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Версия о движении духа человеческого как некой бессмертной субстанции — вверх, на небеса — также, как видим, басни человеческие: Соломон, говоря словами Бога, показал, что никто из людей, во-первых, не знает, куда девается дух животных или человека, когда они его испускают, умирая.

Во-вторых, слово 07307, как мы выяснили, обозначает в данном случае «дыхание» человека или животного.

Речь здесь идёт о последнем выдохе человека или животного, завершающем жизнь особи, так как на вдохе никто не умирает. Процесс жизнедеятельности заканчивается на выдохе или испускании последней порции дыхания — воздуха из лёгких, выходящего из умершего по причине расслабления всех мышц. Поскольку у человека и животного – даже суть дыхания одинаковая (3:19), выходит, как животное, так и человек, испуская свой последний выдох, перестают жить – ОДИНАКОВО, а последний выдох как человека, так и животного — это не «разумная субстанция» (не якобы «душа», покидающая тело умершего), а всего лишь порция отработанного воздуха, превращённого в углекислый газ, одинаковый по химическому составу как у человека, так и у животного. Эту порцию газа расслабленные лёгкие не могут уже удержать внутри, потому она и выходит из лёгких в момент смерти особи.

Можно сказать, что во время смерти человека или животного из них на выдохе уходят остатки духа жизни (жизненной силы), которую даёт Бог в момент рождения всякой плоти (как помним, именно дух жизни дал Бог телу сотворённого Им Адама, после чего Адам стал живущей «особью», душою живою, Быт.2:7)

3:22

Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; Это печально, что человек практически во всём уподобляется животному. Однако есть нечто, отличающее его от скотины: разум. Человек, в отличие от животного, наделён даром получать осознанное наслаждение от результатов дел своих. Именно этим даром Соломон предлагает пользоваться человеку разумному при жизни своей.

ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него? Пока жив человек — имеет смысл и пользоваться благом от своих трудов, ибо после смерти такой возможности у человека не будет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]