Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, 9 букв, 9 буква «С», сканворд


Особенности оформления


В христианской резьбе с древнейших времен присутствовал образ креста, а также символические изображения: хризма (монограмма Спасителя – сокращенное имя Божие), виноградная лоза (напоминание о Жертве Спасителя и о Евхаристии), павлин (символ возрождения для Вечной жизни в Царствии Небесном).

Уже в IV в. храмы украшали священными изображениями: об этом свидетельствует, например, письмо святого Василия Великого императору Юлиану Отступнику, в котором он сообщает о том, что «образы апостолов и мучеников… видишь во всех наших церквах

». Несомненно, это были фрески, присутствовавшие уже в катакомбах первых христиан, но, вероятно, и иконы – ведь появление первых образов Священное Предание относит ко времени земной жизни Спасителя.

Отгадайте загадку:

Жил-был зверь на букву ю, Чистил мордочку свою Бегемот на букву б, А петух на букву п, Крокодил на букву к, И кабан на букву к. Утконос на букву у, Что за зверь на букву ю? Показать ответ>>

Жила-была в чаще одна девочка-сирота, у неё были только два котёнка, два щенка, три попугая, черепаха и хомяк с хомячкой, которая должна была родить 7 хомячков. Пошла девочка за кормом. Идёт она лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом, лесом, полем. Пришла она к магазину, но кормов там никаких не было. Идёт дальше, лесом, лесом, полем, полем, лесом, полем, лесом, полем, лесом, полем, полем, лесом. И упала девочка в яму. Если она вылезет, умрёт папа. Если останется там, умрёт мама. Туннель копать нельзя. Что ей делать? Показать ответ>>

Жили в лесу три друга: Глухой, Немой, и Слепой. Всё было хорошо. Но как-то Глухой умер. Как теперь Немой скажет Слепому, что их Глухой друг умер? Показать ответ>>

Из истории

Древний историк Евсевий Кесарийский (ок. 260–340 гг.) свидетельствует, что в храме, который был возведен в его время в финикийском городе Тире, алтарь отделялся от остального пространства украшенной резьбой деревянной оградой, которая не позволяла мирянам подходить к престолу и была очень красива. Скорее всего, ограда эта была не высока и не скрывала происходящее у престола от глаз прихожан.

Тот же Евсевий Кесарийский сообщает нам, что в храме Гроба Господня «полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов

», – как мы видим, здесь алтарная преграда даже не представляла собой единого целого.

Сохранились свидетельства современника о том, как выглядела алтарная преграда храма Софии Константинопольской, созданная в VI столетии н.э. Придворный поэт Павел Силенциарий описал убранство Софийского собора в стихотворном произведении «Экфрасис Святой Софии». Очевидно, что великолепный иконостас главного храма Византийской империи стал прообразом для убранства многих других церквей своего и последующих времен.

Алтарная преграда Софийского собора состояла из 12 колонн, которые были обложены серебром и соединялись внизу серебряными же плитами, а вверху – архитравом. «На верхах столпов трудолюбивая рука (художника) при помощи резца иссекла эллиптической формы надглавники. Среди них начертано изображение Пречистого Бога…

» На архитраве, соединяющем колонны, в округлых медальонах диаметром около 40 см были помещены образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, ангелов, пророков и апостолов. Как мы видим, перечень икон практически совпадает с каноническим наполнением более поздних иконостасов. Исследователи предполагают, что образы эти были созданы в той же технике, что и изображение Христа: рельефно исполнены на серебре методом чеканки с последующей обработкой резцом. Алтарная преграда дополнялась драгоценной завесой, на которой был выткан образ Спасителя. Иконостас имел Царские и диаконские врата.

Алтарная перегородка (კანკელი) — часть интерьера христианского храма в восточном православии, которая выполняет примерно те же функции, что и иконостас. Человек, привычный к российской христианской культуре обычно называет алтарную перегородку иконостасом, что не совсем верно, хотя у них много общего. Алтарные перегородки были свойствены храмам Византии, Ближнего Востока и Закавказья, но со временем их много где потеснили российские иконостасы. В Грузии с 1990-х годов начался алтарно-перегородочный ренессанс, которые вернул к жизни этот исторический артефакт.

Алтарная перегородка в Сионском соборе

История

Первые христианские храмы, такие как Латеранский собор, Ватиканский собор и Храм Гроба Господня имели вид базилики с восточной нишей, которая сначала ничем не отгораживалась. Этот принцип стал общим во всём христианском миер того времени. Когда армянская церковь ушла в раскол, она унесла с собой эту традицию, законсервировала, и следует ей по сей день. Вы можете зайти, например, в армянский храм Нор-Эчмиадзин в Тбилиси, и увидеть там такой способ оформления алтарной ниши.

Алтарная ниша храма Нор-Эчмиадзин

Очень редко такие алтарные ниши, без стенок, встречаются и в Грузии. Обычно, это храмы, где перегородку разобрали и вывезли в музей. Пример такого оформления мы видим в храме монастыря Старая Шуамта, где перегородка существовала ещё в начале 1980-х годов:

храм в Старой Шуамте

Пишут, что изредка алтарную нишу огораживали чем-то вроде решётки или невысокого ограждения. А потом наступил V век. В этом веке в восточном христианстве появилось мнение, что христианский храм должен быть похож на Скинию Завета, как она описана в книге «Исход». В 26-й главе сказано так:

31. И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть деланы на ней херувимы;

32. и повесь её на четырёх столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, а четырех подножиях серебряных;

33. и повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых.

Наверное, в те годы решили, что храм должен быть построен не как угодно, а определённым, прописанным в Библии способом. Теперь алтарная ниша стала аналогом ветхозаветного Святая Святых, а остальная часть храма стала аналогом Святилища. Алтарную нишу стали отгораживать столбами, чаще четырьмя, строго по тексту, а на столбы вешать завесу (греч. катапетасма). Чуть позже придумали класть брус поверх столбов. И такая традиция просуществовала лет 400 или около того. Удивительно, но в упомянутом ранее монастыре Шуамта присутствует эта самая конструкция из четырёх стобов.

Интерьер Шуамты

Шуамтинская перегородка признана одной из самых старых среди сохранившихся. Но есть некоторые сомнения, что она выглядела именно так. Сохранились признаки того, что между этими колоннами ставились небольшие каменые плиты. И уверено датировать эту перегородку сложно. Существует ещё одна, очень похожая, датированая IX веком, в Ахалгорийском районе (который сейчас оказался в Южной Осетии) в селе Армази.

Храм в Армази

Искусствоведы считают такую перегородку примером ранней архаической перегородки. Это ещё высокие столбы, между которыми установлены каменные плиты.

Так выглядели алтарные ниши христианских храмов с V по IX век. А потом в Византии появилось, распространилось, а потом было побеждено иконоборчество. Возникла мода помещать между столбами иконы. Так возникла классическая артарная перегородка, которую сейчас можно видеть почти в каждом грузинском храме. Кое-где они встречаются и на Балканах.

Но в Грузии появилась ещё одна промежуточная форма. Примерно в момент формирования единого Грузинского царства перегородки изменились: теперь они приняли вид сплошной каменной стенки, на которой стояли каменные столбики. Нечто подобное мы сейчас видим в монастыре Цхракара.

Перегородка в Цхракара

В том же стиле, но немного иначе, построена перегородка в монастыре Хопа (ксанское ущелье):

.

Перегородка в Хопа

В ту эпохупоявилась традиция делать перегородки из мягкого камня, например, из алебастра, и украшать их резьбой. Такие перегородки были не очень живучи, и почти все погибли от времени. Немногие уцелевшие были вывезены в музеи. Например, шуамтинская перегородка выглядела вот так:

Старая Шуамта 1962

По её примеру в XIX веке Григорий Гагарин создавал перегородку Сионского собора.

Были ли иконы между этими колоннами? Дело тёмное. В своё время в Византии начали расписывать верхний горизонтальный брус. Вероятно, в Грузии долгое время тоже расписывали только эту часть перегородки. Приведённая выше перегородка из Цхракара имеет роспись, которая крупным планом выглядит так:

Греки назвали алтарную перегородку темплон, и это слово перешло в некотрые языки, например в македонский, сербский, болгарский, и в русский язык в виде уже забытого слова тябло. В Грузии её назвали канкели. Правда, в греческом мире появилось и слово иконостасис.

Примерно века с XV в Московском царстве решили к нижниму ряду икон добавить ещё один. Потом ещё один, и в итоге их стало пять, а алтарная перегородка поднялась до свода храма и стала называться иконостасом. В Грузию в XVI веке пришла та же мода, но она проявилась иначе: перегородки стали строиться в виде глухих высоких стенок. Одной из самых ранних перегородок такого типа считается перегородка в храме Акура в Кахетии:

Храм в Акура

Некоторые искусствоведы полагают, что именно эта мутация XVI века и убила канкели, превратив её в банальный иконостас. И так как в XV веке в Грузии вымерли многие элементы её культуры, то вымирание канкели как минимум укладывается в логику событий.

В XVII веке в Россию пришла культура барокко, и иконостасы стали украшать позолоченной резьбой. Около 1795 года эта традиция проникла за Кавказ и привела к тому, что в Успенском соборе замка Ананури был сделан иконостас российского типа.

Иконостас Успенского храма

В 1640 году московские послы Федор и Андрей посетили собор монастыря Алаверди, и им сразу бросилось в глаза отсутствие иконостаса: «А олтарь с церковью не розгорожен; вместо переграды и вместо образов местных завешены кизылбашскими камочками и выбойками, а вместо царских дверей завес, отлас золотной по червчетой земле». В этом описании упоминается камка (шёлковая ткань), выбойка (ситец) и червчатый цвет (малиновый).

После 1801 года традиция иконостаса вместе с российской армией пришла в Грузию всерьёз и надолго. В XIX веке многие грузинские храмы были изнутри переоформлены по российскому образцу. Примерно то же самое происходило и вокруг, на Балканах, в Стамбуле и даже в Египте, только без армии, а просто под влиянием. Некоторые иконостасы той эпохи сохранились: например иконостас 1889 года в монастыре Бодбе.

В приделе монастыря Гелати перегородку не стали полностью менять, а только приделали к ней верхний ярус икон. Сейчас это вроде бы единственный пример такой частичной модификации:

Гелати

Случались и экзотические решения. В 1891 году был отремонтирован Метехский храм, в котором сделали перегородку вроде как в совсем древнем стиле, с колоннами без стенок, но барокко пробралось и в умы этих людей и они обвили столбы резной каменной лозой.

Метехский собор

Потом пришла советская власть, которая слабо интересовалась церковными интерьерами.

А в 1989 году церкви вернули общинам, и начался процесс восстановления храмов. Вероятно, в том году некоторые перегородки были разобраны и вывезены в музеи. Денег на новые хватало не всем. Ещё в 2021 году в некоторых храмах мы видим временные фанерные алтарные перегородки. Но в основных храмах появились новые, каменные стенки с самым разным количеством столбов. Кое-что из древнего пропало: некоторые перегородки мы видим на фотографиях 1920-х годов, но их уже не находили в 1960-х.

Современность

В современной Грузии в большинстве случаев вы увидите новодельные алтарные перегородки, изредка реконструированые, и совсем редко — оригинальные, уцелевшие от прежних эпох. Иногда такие перегородки примитивны и явно временны; например, в знаменитейшем храме Джвари канкели деревянная, без всяких украшений. А в храме монастыря Марткопи она тоже деревянная, но с украшениями в виде резьбы. В совсем дальних, медвежьих углах страны можно увидеть явно древние канкели в виде каменной стенки, без всяких столбов и арок. Наверное, самая доступная из них в монастыре Зедазени.

В редчайших случаях уцелели канкели с деревянным брусом в византийском стиле. Самый характерный пример: перегородка в храме монастыря Убиси:

Алтараня перегородка в Убиси

Наиболее распространённой является каменная стенка со стилизацией под эпоху Золотого Века, то есть с орнаментами той эпохи, с резными виноградными листьями и другими элементами, заимствованными от храмового декора той эпохи. В Сионском соборе в Тбилиси можно наблюдать типичный пример такой канкели.

Вот ниже целая коллекция фотографий алтарных перегородок из разных регионов.

КинцвисиЗедазениПитаретиГорийский собор
ТимотесубаниМарткопиЧкондидиЦугругашени
НикозиДушетский соборЦр. Всех Святыхарх. Гавриила (Чуг)
Зеленый монастырьХирсаСв. Гиоргия (Сигнахи)Св. Нины (Бодбе)
Св. Гиоргия (Гелати)ЦаленджихаНикорцминдаСв. Гиоргия (Кутаиси)

Кое-где уцелели деревянные иконостасы имперской эпохи. Выше уже упоминался иконостас Успенского храма в замке Ананури. В монастыре Бодбе уцелел очень сложный, барочного типа, иноностас конца XIX века. А в Рачинских горах находится храм Баракони со вполне себе полноценным многоярусным иконостасом неведомой эпохи.

Иконостас

Из экзотических вариантов можно назвать канкели в храме Атенский Сион, где во время ремонта установили некие временные фотообои. Издалека похоже на настоящий камень.

Атенский Сион

Тут надо заметить, что при всём разнообразии алтарных преград в Грузии, они все сводятся к примерно одному и тому же типу. В Византии в XI — XIII веках встречалось гораздо больше разнообразия. Кроме того, византийские темплоны редко имели вид арок. Чаще они выглядели как толстый горизонтальный брус на столбах. Акцент был именно на горизонтальной балке с украшениями. Так что современные грузинские канкели это не совсем то же самое, что византийские темплоны.

Изучение

Искусствоведы присматривались к канкели уже с XIX века, а в 1962 году искусствовед(ка) Рене Шмерлинг опубликовала целую книгу по этой теме: «Малые формы в архитектуре средневековой Грузии».

Перегородка или иконостас?

Вопрос правильного названия очень запутанный. Современный грузинский канкели это нечто среднее между ранними перегородками без икон и современными российскими иконостасами. С момента появления на перегородке икон греки стали называть это сооружение иконостасом, хотя непонятно, какой смысл они в это вложили. Думается, что разница здесь не столько техническая, сколько психологическая. Для греков темплон был самостоятельным художественным артефактом, произведением искусства с самодостаточной эстетикой. В России иконостас состоит из икон и каркаса. Если убрать иконы, то не останется почти ничего эстетического. То есть, иконостас не существует вне икон. «Греки так любили свои темплоны, что не воспринимали их просто подставкой для икон», писал один искусствовед. Таким образом, называя канкели словом «иконостас» вы как бы слегка обесцениваете его, смещая акцент на его функциональность. Хотя с лингвистической точки зрения это не ошибка.

Рене Шмерлинг разграничивала эти понятия иначе: по её системе низкая стенка со столбиками, позволяющая видеть пространство алтарной ниши — это перегородка. А высокая каменная стенка, скрывающая происходящее в нише — это иконостас.

Идеологические баталии

В Грузии вопрос интерьерный вопрос решился просто: иконостасы ощущались занесённой извне традицией, и от них стали избавляться при первой же возможности в 1990-е годы. И этот процесс не вызывал разногласий. Интересное происходило в России, где в какой-то момент возник интерес к традициям ранней церкви и кое-где в храмах сделали алтарные ниши без иконостасов. Это сразу вызвало протесты на всех уровнях церковной иерархии, и эту идею назвали обновленчеством, предательством церкви и тд. Были написаны большие подробные статьи о том, что в храме нет ничего лишнего, каждая деталь очень важна и нельзя отказываться ни от чего. Авторы акцентировали внимание на том, что иконостас имеет колоссальное символическое значение. При этом они не объяснили, зачем вообще нужны символические значения. Христианство как раз тем и ценно, что символика в нём вторична и не обязательна. По количеству символизма язычество не знало себе равных, особенно в эпоху апостола Павла, когда христианство не имело вообще никакого символизма. Но победил не символизм.

Интересно, что на фоне этих баталий прошло незамеченным появление грузинской алтарной перегородки в храме Шестаковской иконы Богоматери грузинского прихода в Санкт-Петербурге, который относится к Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Появилась она там около 2002 года. И всем было всё равно.

Предпосылки формирования алтарной преграды


Появление иконостаса имело три причины. По свидетельству историков, в античных общественных зданиях, которые представляли собой базилики, как и христианские храмы, места чиновников отделялись от мест посетителей невысокой решеткой. Эта традиция, вероятно, повлияла и на церковное убранство.

Согласно Церковному Преданию, введение в канон храмового убранства алтарной преграды связано с указанием святителя Василия Великого,

заботившегося о том, чтобы служители алтаря не отвлекались от молитвы на происходящее среди прихожан.

Преграда эта дополнялась завесой, задергивавшейся и открывавшейся в определенные моменты службы.

Напомним, что завеса присутствовала и в Ветхозаветном храме, где она делала невидимой взору непосвященных внутренность Святая святых. Очевидно, что она стала прообразом иконостасов, которые появились в храмах Нового Завета.

Другие значения этого слова:

  • «выставка» святых картин
  • «доска почета» в церкви
  • «набор» святых ликов
  • «Образцовая» стена в храме
  • «чинная» стена в церкви
  • (греческое eikon — икона и stasis — место стояния) перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма
  • Алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения
  • алтарная преграда, более или менее высокая, составленная из нескольких рядов икон стена, барьер между алтарем и основной частью храма, расположен на солее
  • в переводе с греческого это слово означает «стояние образов», причем на конце мы можем найти уменьшительное мужское имя
  • В переводе с греческого это слово означает «стояние образов», причем на конце мы можем найти уменьшительное мужское имя. назовите это слово
  • В правос. храме стена, тделяющая алтарь и уставлен. иконами
  • В православном храме стена, отделяющая алтарь и уставленная иконами
  • галерея святых картин
  • отделяет алтарь
  • Перегородка с иконами а православном храме
  • перегородка с ликами у алтаря
  • Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма
  • покрытая иконами стена
  • Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме
  • Покрытая ликами стена
  • Самый верхний- праотеческий чин, ниже- пророческий чин, средний чин- праздничный, четвертый сверху- деисусный и самый нижний- местный чин. А как это все называется вместе7
  • Стена с иконами
  • стена с образами
  • Стена с образами в храме
  • Стена с образами в церкви
  • Стена с рядом икон, отделяющая алтарь от остальной части православного храма
  • стена со святыми картинами
  • Стена, отделяющая алтарь
  • стена, украшение храма
  • Церковная «картинная галерея»
  • церковный «стенд» со святыми картинами
  • Элемент православного храма
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]