Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь


Алтарь в храме и Престол

Как мы уже сказали, престол — это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать — в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.

В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!

Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь — святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо — по благословению настоятеля.

Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru

Что должно быть в храме

Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит — это часовня.

Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме — это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.

Например, иконы в храме — это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.

То же самое — крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.

К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы — в Русской православной Церкви, — но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.

Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.

Иконостас в храме

Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон — храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он — естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни — например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.

Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».

На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.

Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях — если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.

Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами — то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, главные Церковные Праздники, Спаситель, Божия Матерь…

Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su

Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой — не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и — Общим действом для всей Общины.

Иконы в храме

Икона с иконостаса в грузинском соборе в Мцхете

Православный храм нельзя представить себе без икон. Даже самый бедный сельский храм старается их иметь в достатке — пусть даже в «распечатанном» виде.

Иконы — то есть написанные по особым правилам образа святых и Церковных праздников — присутствуют в храмах в следующих видах:

  • Иконы на стенах.
    Это те иконы, которые, если можно так сказать, наиболее доступны для прихожан. К ним прикладываются, перед ними ставят свечки.
  • Роспись храма
    (фрески).
  • Иконы на иконостасе.
  • Иконы, выносимые по случаю
    (например, иконы святых, которые кладутся в центре храма на аналой в дни соответствующих праздников). Речь не о том, что эти иконы принципиально прячутся куда-то, чтобы раз или два в год дать к ним «доступ», а в том, что пространство храма ограничено и для всех икон просто не хватает места.

Икона Праздника на аналое. Фото: blagoslovenie.su

бесплатные приколы

НАРУЖНОЕ ОПИСАНИЕ ХРАМА БЛАГОВЕЩЕНИЯ

Благовещенская церковь на Харбинском подворье Российской Духовной миссии, начатая постройкой в 1930 г., выполнена в модернизированном византийском стиле по проекту гражд. инженера Б. М. Тусановского.

Модернизированный византийский стиль или «тоновщина», принадлежит инженеру Тону, современнику царствования Государя Императора Николая I, который быль близок ко двору и пользовался расположением Государя.

По Высочайшему одобрению стиль Тона распространился по России в тот период времени и представлял собою измененный византийский стиль в преломлении понимания Тона.

Стиль этот не привился и почти не практиковался позже, потому что русский стиль новгородский, псковский, владимиро-суздальский, киевский и пр., с многочисленными главами все-таки оказался ближе сердцу русского человека.

В основании своем Благовещенский храм имеет крест сильно удлиненный вдоль.

Главной особенностью этого храма является необычайное впечатление простора внутри, так как в конструкции этого храма отсутствуют обычные столбы или пилоны, поддерживающие купол.

В данном случае световой барабан и купол помещаются на перекрещивающихся арках, что совершенно освобождает внутренность храма от каких либо подпор.

Впервые этот способ применялся гражд. инж. Косяковым, о чем была речь выше.

ВНЕШНЕЕ ОПИСАНИЕ ХРАМА

Когда вы идете по Китайской улице, направляясь к р. Сунгари, и подходите к Полицейской улице, то сначала из-за высоких домов виднеется колокольня храма с массивным золоченым крестом, а потом купольный крест и сразу же храм, причем слишком вблизи, что мешает создать впечатление.

Значительно лучше вид храма с угла Новогородней и Полицейской ул., откуда храм виден юго-восточным углом, но основание колокольни скрывается за храмом, потому виднеется лишь сама звонница, и целость впечатления теряется.

Очень хорошо храм виден с угла Артиллерийской и Полицейской ул., по мере приближения к Китайской.

При описании это самое лучшее место для наблюдения, потому что создает целость впечатления, возрастающее с постепенностью приближения, что не может быть с угла Китайской.

С выбранного места наблюдения храм виден с юго-западного угла.

Особенно выделяется массивная фронтонная арка с каждой стороны с двухъярусными парными колоннами, значительно выдвинутыми вперед, благодаря чему три окна, расположенные между ними, попадают в тень от арки, что особенно красиво получается на фото-снимках.

В центре свода арки устроено место для иконы.

Увенчана арка массивным крестом в соответствии массивности стиля храма.

Огромный купол покоится на пересечениях четырех арок.

Фонарь купола с 20 окнами и колокольня со слуховыми окнами, составляющимися из парных колонн в тон арок, подчеркивают общий массив постройки.

Округлые линии и мягкие овалы куполов, арок, окон и дверей сглаживают тяжесть постройки, создавая приятный для глаза силуэт. Рельефные орнаменты, идущие по аркам и рельефные узоры, расположенные над окнами, дверями и по стенам храма, оживляют собой поверхность камня и дают красивую свето-тень, подчеркивающую светлый фон стен, что особенно хорошо воспринимается фотоаппаратом.

Ворота своими округлыми линиями и массивными узорами дополняют стиль храма, а железная решетка, прерывающаяся каменными столбами, служит прекрасным дополнением к ним.

Особенно хорошо храм виден с противоположной северной стороны, когда вы плывете по р. Сунгари.

Красивый и величественный, он выделяется массивностью и белизной среди окружающих его зданий.

Южная сторона имеет три апсиды, выходящие далеко вперед.

По карнизу он украшен маленькими арочками. Останавливают внимание кресты, поражающие массивностью рисунка, также большим размером, сравнительно с прочими харбинскими храмами.

По православному обычаю крест опирается на шар, изображающий вселенную, как подножие св. креста.

Крест колокольни виден издалека с низовья и верховья реки.

Как только вы приближаетесь к воротам, сразу же заметна теснота.

Близость старого храма и дома, расположенного вблизи ворот, создают впечатление нагроможденности построек, благодаря чему теряется общий вид храма.

Величественный по площади и по мысли, прекрасный по архитектуре и отделке, храм много теряет из-за отсутствия площади вокруг, пропорциональной его размеру.

Из-за отсутствия места главное крыльцо центральной паперти имеет усеченный вид и крутой подъем.

Зато боковое крыльцо центральной паперти значительно увеличено по площади с низкими и широкими ступенями и этим сглаживается недостаток главного крыльца, зато нарушает симметрию паперти, чего не было бы при таком же крыльце с левой стороны, что сделать не позволяет отсутствие места.

Самый лучший вид имеет южная паперть, расположенная по фасаду Полицейской ул. и при своем местоположении занимает центральное место.

Площадь крыльца большая, лестница пологая с низенькими и пологими ступеньками, что создает в целом хороший вид и удобство для входящих.

В крыльце северной стороны паперти из-за близости к старому храму чувствуется та же усеченность, а три крыльца, расположенные по обе стороны от паперти, хотя и вызваны практическими соображениями, все же портят внешний вид северной стороны храма.

В тоже время семь крылец, расположенных с разных сторон храма и сделанных по разному типу, нарушают общее впечатление, нарушая единство в постройке.

Вот, что видите вы, осматривая храм снаружи.

Клирос, что это?

Клирос в храме — это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части — возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах — у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).

Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан — чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.

Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]