Внешнее и внутреннее устройство православного храма: описание, фото, схема

Для чего верующие строят храмы? Зачем их такое большое количество разбросано по всей православной Земле? Ответ прост: цель каждого – спасение души, а достижение ее невозможно без посещения церкви. Она – лечебница, где происходит исцеление души от греховных падений, а также ее обожествление. Устройство храма, его убранство позволяют верующему окунуться в божественную атмосферу, стать ближе к Господу. Провести обряд крещения, венчания, отпустить грехи может только священник, который присутствует в храме. Без служений, молебнов не может человек стать чадом Божьим.

Православный храм

Православный храм – это место, где служат Богу, где есть возможность соединиться с ним при помощи таких таинств, как крещение, причастие. Здесь собираются верующие, чтобы совершить совместную молитву, о силе которой знают все.

Первые христиане имели нелегальное положение, поэтому у них не было своих храмов. Для молитв верующие собирались в домах предводителей общин, синагогах, а бывало, что и в катакомбах Сиракуз, Рима, Эфеса. Длилось это на протяжении трех столетий, пока к власти не пришел Константин Великий. В 323 году он стал полноправным императором Римской империи. Христианство он сделал государственной религией. С тех пор и началось активное возведение храмов, а позже и монастырей. Именно его мать — царица Елена Константинопольская — была инициатором воздвижения храма Гроба Господня в Иерусалиме.

С той поры устройство храма, его внутреннее убранство, архитектура претерпели значительные изменения. На Руси повелось строить крестово-купольные церкви, этот тип актуален до сих пор. Важной деталью любого храма являются купола, венчаются которые крестом. Уже издалека по ним можно заприметить дом Божий. Если же купола украшаются позолотой, то под лучами солнца они пламенеют, символизируя огонь, пылающий в верующих сердцах.

Службы в Храме

Расписание богослужений можно узнать у ворот Старого города, ведущих в Христианский квартал. На Гробе Господнем литургии служатся поочередно.

Греко-православные службы:

  • по субботам — в 23:00 (зимой) и в полночь (летом);
  • в другие дни — в 23:30 (зимой) и в 00:30 (летом).

С 03:00 литургия совершается армянской церковью, а с 06:00 — католиками.

Божественная литургия в Кафоликоне начинается в 07:00 (зимой) и 08:00 (летом).

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство храма обязательно символизирует близость к Богу, наделено определенной символикой, убранством, служит для удовлетворения целей христианского богослужения. Как учит Церковь, весь наш материальный мир есть не что иное, как отражение духовного мира, невидимого глазу. Храм – образ присутствия Царства Небесного на земле, соответственно, образа Царя Небесного. Устройство православного храма, его архитектура, символика дают возможность верующим воспринимать храм как начало Царствия Небесного, его образ (невидимый, далекий, божественный).

Как и любое строение, храм должен нести в себе те функции, для которых он предназначен, удовлетворять потребности и иметь следующие помещения:

  • Для священнослужителей, которые проводят службы.
  • Для всех верующих, присутствующих в церкви.
  • Для кающихся и тех, кто готовится принять крещение.

Издревле храм разделяется на три основные части:

  • Алтарь.
  • Средняя часть храма.
  • Притвор.

Далее храм делится на следующие части:

  • Иконостас.
  • Жертвенник.
  • Престол.
  • Ризница.
  • Горнее место.
  • Амвон.
  • Солея.
  • Пономарка.
  • Клиросы.
  • Паперти.
  • Свечные ящики.
  • Колокольня.
  • Крыльцо.


Архитектурные особенности храмовых построек

Храм – это метафорический образ Ноева ковчега, который был построен для спасения человечества от страшной погибели. Со времен зарождения христианства церкви возводятся для мирян, чтобы те могли спасти свои души от греха. Практически каждый день в храмах проводятся великие Таинства, богослужения или праздничные службы, и любой крещеный человек может принять участие в священнодействии.


Внешнее устройство православного храма

По традиции храмовые здания строятся главными воротами на запад, а алтарем – на восток. Такое расположение символизирует божественный путь от тьмы к свету, по которому Бог ведет каждого верующего в Него. Кроме того, вновь возведенный собор освящается и нарекается по имени какого-нибудь святого или в честь православного празднества (Покровский, Исаакиевский, Владимирский и др.).

Формы храма

В храмовой архитектуре существует четыре вида строений:

  • крестообразное – символизирует Крест, на котором был распят Иисус Христос, спасший Своей жертвой все человечество;
  • прямоугольное – является аллегорией Ноева ковчега, как символа спасения;
  • круглое – знаменует бесконечность православной церкви;
  • восьмиконечное – означает Вифлеемскую Звезду, зажегшуюся на небе в Рождественскую ночь.

Сегодня практически все соборы устроены в форме прямоугольника или креста, однако раньше зодчие активно возводили церкви и по другим геометрическим схемам.

Купол храма

Обязательным архитектурным элементом всех православных церквей является купол, венчающийся крестом. Количество голов при этом всегда нечетное и может достигать тринадцати единиц:

  • одна – означает единство Господа;
  • три – являются знаком Святой Троицы;
  • пять – знаменуют Спасителя и четырех апостолов, написавших Евангелие;
  • семь – по числу главных церковных Таинств;
  • тринадцать – символизируют Иисуса Христа и Его двенадцать учеников.


Разновидности церковных куполов

Церковные колокола

Устройство любого православного собора не обходится без колоколов. Именно они оповещают мирян о самых важных событиях церковной жизни. Звонница, как правило, возводится над главным входом или рядом с храмовым зданием. По характеру колокольного звона можно определить его значение:

  • благовест – медленный, размеренный звон, созывающий на великие праздники или торжественные богослужения;
  • трезвон – удары во все колокола, как символ радости от православного празднества;
  • перезвон – поочередный перебор, означающий погребальную службу.

В давние времена существовал еще один тип колокольного звона – набат, который оповещал жителей города или селения о надвигающейся опасности.

Крест на храме

Сколько бы ни было на соборе глав, все они увенчаны православными крестами. Последние бывают нескольких видов:

  • четырехугольный – вертикальную балку под прямым углом пересекает горизонтальная;
  • шестиугольный – похож на предыдущий, однако ниже расположена еще одна, наклонная балка с приподнятым левым концом;
  • восьмиконечный – это тот же шестиугольный крест, однако над горизонтальной балкой присутствует небольшая табличка с выгравированными словами: «Иисус Назарей, Царь Иудейский».

Алтарь

Рассматривая устройство храма, особое внимание нужно уделить алтарю. Это самая главная часть церкви, предназначенная только для священнослужителей, а также для тех лиц, которые прислуживают им во время богослужений. Алтарь заключает в себе образы Рая, небесного жилища Господа. Обозначает таинственную сторону во Вселенной, часть неба. Иначе алтарь называют «небо на Зеле». Всем известно, что Господь закрыл после грехопадения Врата в Царствие Небесное для простых мирян, вход сюда возможен только помазанникам Божьим. Имея особое священное значение, алтарь всегда внушает верующим благоговение. Если верующий, помогающий в службе, наводящий порядок или зажигающий свечи, заходит сюда, он обязательно должен совершить земной поклон. Мирянам вход в алтарь запрещен по той простой причине, что место это всегда должно быть чисто, свято, именно здесь находится Святая Трапеза. Не допускается в этом месте толчея и бесчинство, которое по своей греховной натуре могут допустить простые смертные. Место это для сосредоточения молитвы священником.

Иконостас

Христиане испытывают чувство благоговения, войдя в православный храм. Его устройство и внутреннее убранство, иконы с ликами Святых превозносят души верующих, создают атмосферу умиротворения, трепет перед Господом нашим.

Уже в древних катакомбных храмах алтарь начали отгораживать от остальной части. Тогда уже существовала солея, алтарные преграды выполнялись в виде приспущенных решеток. Намного позже возник иконостас, который имеет царские и боковые врата. Он служит разделительной чертой, которая разгораживает средний храм и алтарь. Устроен иконостас следующим образом.

В центре размещены царские врата – особо украшенные двери с двумя створками, располагаются напротив престола. Почему они так называются? Считается, что через них сам Иисус Христос исходит, чтобы преподать причастие людям. Слева и справа от царских врат устанавливаются северные и южные врата, которые служат для входа и выхода священнослужителей в уставные моменты богослужения. Каждая из икон, расположенных на иконостасе, имеет свое особое место и значение, рассказывает о каком-либо событии из Писания.

Главные святыни

В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон — православный храм в храме;
  • Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
  • Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
  • Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.


Кафоликон, © Юкатан

Голгофа

Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.

Кувуклия

Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.

Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.

Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.

Кувуклия, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня

Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.

Приделы

На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:

  • Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
  • Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
  • Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
  • Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
  • Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.

Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.

Придел Адама, © Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Иконы и фрески

Рассматривая устройство и убранство православного храма, нужно отметить, что иконы и фрески являются очень важной принадлежностью. Изображаются на них Спаситель, Богородица, ангелы, святые угодники из библейских сюжетов. Иконы в красках передают нам то, что описывается словами в Священном Писании. Благодаря им в храме создается молитвенное настроение. Молясь, нужно помнить, что молитва возносится не к картинке, а к образу, изображенному на ней. На иконах образы изображены в том виде, в каком они снисходили к людям, какими видели их избранные. Так, Троица изображена в том виде, как видел ее праведный Авраам. Иисус изображен в том человеческом обличье, в котором жил он среди нас. Святой дух принято изображать в виде голубя, так явился он во время крещения Христа в реке Иордан, или в виде огня, который видели апостолы в день Пятидесятницы.

Вновь писаная икона обязательно освящается в храме, окропляется святой водой. Тогда она становится священной и имеет способность действовать с Благодатью Святого Духа.

Нимб вокруг головы обозначает, что изображенный на иконе лик имеет благодать Божию, является святым.

Православная Жизнь

Устройство православного храма — все, что вы хотели знать.

Фото: Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Мария Городова

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме. Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры.

Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей.

Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.

Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»).

И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю…»?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания».

Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.

В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Продолжение следует…

Российская газета

Средняя часть храма

Внутреннее устройство православного храма обязательно содержит среднюю часть, иногда ее называют нефом. В этой части храма расположены амвон, солея, иконостас и клиросы.

Именно эта часть собственно и зовется храмом. Издревле эту часть называют трапезной, ведь здесь вкушают Евхаристию. Средний храм символизирует земное бытие, чувственный людской мир, но оправданный, обожженный и уже освященный. Если алтарь символизирует Верхнее Небо, то средний храм – это частица обновленного людского мира. Две эти части должны взаимодействовать, под руководством Неба восстановится на Земле нарушенный порядок.

Притвор

Притвор, входящий в устройство христианского храма, является его преддверием. В истоках веры в нем останавливались кающиеся лица или те, кто готовился к Святому Крещению. В притворе чаще всего располагают церковный ящик для продажи просфор, свечей, икон, крестиков, для регистрации венчаний и крещений. В притворе могут стоять те, кто получил от духовника епитимью, да и все люди, которые по каким-то причинам считают себя в данный момент недостойными входить в храм.

Внешнее устройство

Архитектура у православных храмов всегда узнаваема, и хоть виды ее бывают различными, внешнее устройство храма имеет свои основные части.

— Абсида – выступ для алтаря, пристраивается к храму, обычно имеет полукруглую форму.

— Барабан – верхняя часть, которая завершается крестом.

— Световой барабан – барабан с прорезанными проемами.

— Глава – увенчивающий храм купол с барабаном и крестом.

— Закомара – русская архитектура. Полукруглое завершение части стены.

— Луковица – глава церкви луковичной формы.

— Паперть – возвышенное над уровнем земли крыльцо (закрытого или открытого типа).

— Пилястра – плоский декоративный выступ на поверхности стены.

— Портал – вход.

— Трапезная – пристройка с запада здания, служит местом проповеди, собраний.

— Шатер – имеет несколько граней, покрывает башни, храм либо колокольню. Распространено в архитектуре XVII века.

— Фронтон – завершает фасад здания.

— Яблоко – купольный шар, на котором установлен крест.

— Ярус – убывание по высоте объема всего здания.

Виды храмов

Православные храмы имеют различную форму, они могут быть:

  • В форме креста (символ распятия).
  • В форме круга (олицетворение вечности).
  • В форме четырехугольника (знак Земли).
  • В форме восьмиугольника (путеводная Вифлеемская звезда).

Каждая церковь посвящена какому-либо святому, важному христианскому событию. День их памяти становится престольным храмовым праздником. Если приделов с алтарем несколько, то каждый называется отдельно. Часовня – это небольшое сооружение, которое напоминает храм, но не имеет алтаря.

Во времена Крещения Руси устройство христианского храма Византии имело крестово-купольный тип. В нем объединялись все традиции восточного храмового зодчества. Русь переняла от Византии не только православие, но и образцы архитектуры. Сохраняя традиции, при этом русские церкви имеют много своеобразного и самобытного.

Итоговая работа «Православный храм и другие святыни в культуре православия» статья на тему

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………… 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….15

Как бы не молчали родители и педагоги о Боге, дети рано или поздно начинают задумываться о смысле жизни, причинах и последствия смерти. Кто сможет дать им ответ на эти вопросы?

Молодой человек не воспитанный в рамках традиционной религиозной культуры, может быть воспитан в рамках западных или восточных деструктивных сект… Вот прямое следствие «Вырастет, сам выберет».

Вера твоих предков – ложная, а наши американские пророки правы! Что ответит юноша на их аргументы, если он ничего не знает о своей религиозной культуре? Чтобы отличать религиозно доброе и худое, нужно иметь в себе некий стандарт, мерило, с чем можно сравнить «новые» духовные откровения.

Поэтому основы православной культуры – это возможность уберечь наших детей от безумных сект и лжепророков.

Храм — это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.

Первым христианским храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. И все мы, крещенные и живущие в вере православной, можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную. В храме все ведет нас ко спасению. В нем нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение.

Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.

Храм — воистину ковчег спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Поэтому чаще всего храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, “продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим”.

Посмотрим на русский храм издали — это белоснежный корабль с высокой мачтой — колокольней и наполненными ветром парусами — куполами, движущийся на восток, к восходу солнца, к Солнцу Правды — Христу, Который Сам Себя именует Востоком свыше.

Встречаются на Руси храмы в виде креста — символ спасения, круга — символ вечности, но духовное значение ковчега спасения сохраняется и при этом.

Крестово-купольная форма православного храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Однако и среди таких храмов существует большое архитектурное разнообразие. Строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском, Воскресенскому в Новом Иерусалиме.

Форма креста особенно наглядно просматривается в таких храмах, как Успенский собор в Кремле. Это пятикупольный храм. Пять его куполов символизируют Главу Церкви — Христа и четырех апостолов-евангелистов. Бывают храмы и двенадцатикупольные — в честь 12 апостолов. На соборе Василия Блаженного их десять — по одному над каждым алтарем и один на колокольне.

Внешняя архитектура православного храма не выражает полностью его богослужебной и мистической сути. Формы храма определяются внутренними задачами.

Главное в храме — это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью — Домом Божиим.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.

В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.

Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует построенному им храму «десятину», и с этих пор церковь входит в народную память и летописи как Десятинная церковь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века.

Десятинная церковь на многие десятилетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Говорят, что русских невозможно вывести на улицы. Это — правда, особенно когда дело касается различных митингов и демонстраций. Здесь несколько сотен человек обычно – потолок. Больше не ходят. Но есть одно исключение.

В последние годы десятки, сотни тысяч русских выстаивают многочасовые очереди и вышагивают километры и километры в процессиях по российским дорогам, невзирая на погоду, будь то снег или дождь, мороз или жара. И выводят их на эти демонстрации не кто-нибудь, а Божья Матерь и великие святые, жившие столетия назад.

Я имею в виду колоссальную популярность мощей, чудотворных икон и других святынь. Это явление практически забыто на Христианском Западе, вполне живо на Христианском Востоке, и просто расцвело в современной России

Уже стало доброй традицией несколько раз в год привозить в наш город для поклонения верующих мощи святых или чудотворные иконы. Эти события всегда сопровождаются большим стечением народа к месту пребывания святыни. Отрадно видеть, что в эти дни даже те, кто редко посещает храм, приходят в него, чтобы помолиться. Но обидно, что мощевики и иконы, находящиеся в саратовских храмах постоянно, часто остаются незамеченными многими саратовцами. А ведь они доступны в любой день. Итак – о духовных сокровищах нашего города.

Главная святыня Саратова, которая издавна считалась хранительницей всей саратовской земли, – образ Спаса Нерукотворного. Он находится в Троицком соборе города с его основания. По свидетельству историков и краеведов эта икона была принесена из Москвы в Саратов в конце XVI века стрельцами.

В 1934 году образ был изъят и передан в краеведческий музей, где хранился до 1942 года. Икона была возвращена Церкви в тяжелейшем состоянии, понадобилась масштабная и очень серьезная реставрация, которая завершилась в 2006 году. В настоящий момент она находится в нижнем соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы у алтаря слева. В верхнем Троицком храме собора хранится ковчег с частицами мощей 132 святых. В советское время мощевик хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. В ковчеге хранятся частицы мощей святых апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Марка, Луки, преподобного Сергия Радонежского, святого пророка Даниила, святого Лазаря Четверодневного, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого великомученика Пантелеимона, святых великомучениц Варвары и Екатерины, святой мученицы Татианы, а также песок реки Иордан, в которой крестился Спаситель, камень пещеры Гроба Господня, камень пещеры, где родился Христос, камень Голгофы.

Еще одна святыня Свято-Троицкого собора – Казанская икона Божией Матери. Это один из древних списков с чудотворного образа, обретенного в Казани в 1579 году. Она является не только чтимой святыней, но и памятником искусства.

В Свято-Троицком соборе находится также чтимый образ преподобного Серафима Саровского с частицей погребального облачения святого. Преподобный Серафим избрал монашеский путь на 19-м году жизни и почти пятьдесят пять лет жил безвыходно в Саровской пустыни. Неся суровые подвиги, он сохранял дух глубокого смирения. Преподобный стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. Он поучал вере и наставлял в благочестии многие тысячи людей, которые ежедневно стекались в Саров из разных стран, чтобы получить благословение отца Серафима и выслушать его совет.

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей хранится также в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря.

В Духосошественском кафедральном соборе города хранится ковчег с мощами Киево-Печерских святых и ковчег с мощами Радонежских святых. Оба они были переданы в Саратовскую епархию зимой 2003 года. В ковчеге – частицы мощей преподобного Максима Грека, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета Московского, святого блаженного Василия Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерских с марта текущего года находится и в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря. Здесь же икона и ковчег с частицами мощей святых старцев Оптинских. Святыни были переданы в дар обители по просьбе настоятельницы игумении Феодосии (Бессоновой) в декабре 2006 года.

В храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей. Святыню храму передал епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Мощи святого, который обладает особой благодатью исцелять душевные и телесные недуги, Владыка получил в дар от митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгарская Православная Церковь) во время своей паломнической поездки по Болгарии и Греции в 2006 году.

В Сергиевском приделе храма находится икона преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицей мощей. В 2004 году прихожанин «Утоли моя печали» совершил паломничество в Иерусалим, привез частицу святых мощей преподобномученицы Елисаветы и передал ее в дар приходу.

Икона с частицами мощей святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары есть и в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря и в храме в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В храме во имя преподобного Серафима Саровского есть икона святой Матроны Московской с частицей мощей. От рождения Матрона была слепой, но Господь даровал ей духовное зрение. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.

Икона четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского находится в храме в честь Покрова Божией Матери.

В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится икона с частицей тапочка святителя Спиридона Тримифунтского. На Руси святой Спиридон издревле почитался наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

Ковчег с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца хранится в храме святого великомученика Георгия в пос. Солнечный. Он считается покровителем воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием».

Ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника Крымского, пребывает в храме во имя святителя Луки, который располагается на территории 3-й городской клинической больницы г. Саратова. Икона святителя Луки с частицей его мощей находится в храме во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. Святитель Лука показал пример сочетания служения архипастыря и врача, исцеляя душевные и телесные недуги. Он автор богословских трактатов, которые способны пробудить веру и убедить сомневающихся в истинности бытия Божия.

И в заключение, хочется сказать, что святыней является каждый храм, ибо в нем совершается величайшее из всех возможных таинств – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Приступая к этому Таинству, человек соединяется с Самим Господом. Любая святыня и всё, что нас окружает в каждом храме, призвано обратить человеческое сердце к общению с Богом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5» Москва «Просвещение» 2010

2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

3. Интернет-ресурсы

Устройство буддийского храма

Многие верующие интересуются, а каким образом устроены храмы Будды. Дадим краткую информацию. В буддийских храмах также устанавливается все согласно строгим правилам. Все буддисты почитают «Три сокровища» и именно в храме ищут для себя прибежища – у Будды, его учения и у общины. Правильное место — то, где собраны все «Три сокровища», они должны быть надежно защищены от любого влияния, от посторонних. Храм – замкнутая территория, защищенная со всех сторон. Мощные ворота – главное требование в устройстве храма. Буддисты не различают монастырь или храм – для них это одно и то же понятие.

Каждый буддийский храм имеет изображение Будды, неважно, вышитое, рисованное или это скульптура. Изображение это должно размещаться в «золотом зале», ликом к востоку. Главная фигура имеет огромные размеры, все остальные изображают сцены из жизни святого. Храм имеет и другие изображения – это все существа, почитаемые буддистами. Алтарь в храме украшают фигуры знаменитых монахов, они расположены чуть ниже Будды.

Описание храма план и название церквей

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

  • Центральный – Покровский
  • Восточный − Троицкий
  • Юго-восточный − Александра Свирского
  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
  • Юго-западный − Варлаама Хутынского
  • Западный − Входоиерусалимский
  • Северо-западный − Св. Григория Армянского
  • Северный – Св. Адриана и Наталии
  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст. Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.

Посещение буддийского храма

Те, кто хочет посетить буддийский храм, обязательно должны придерживаться некоторых требований. Ноги, плечи обязательно должна прикрывать непрозрачная одежда. Как и остальные религии, буддизм считает, что несоблюдение приличий в одежде – это неуважение к вере.

Ноги у буддистов считаются самой грязной частью тела, потому что они соприкасаются с землей. Поэтому при входе в храм нужно обязательно снять обувь. Считается, что так ноги становятся чище.

Обязательно нужно знать правило, по которому садятся верующие. Ноги ни в коем случае не должны указывать в сторону Будды или какого-либо святого, поэтому буддисты предпочитают держать нейтралитет — сидеть в позе лотоса. Можно просто подогнуть ноги под себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]