Что такое часовня и чем она отличается от храма
Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим.
Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня.
Главная задача и суть часовни — помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.
Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории — чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.
Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) https://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева
Кто может построить сооружение
Что такое часовня, мы выяснили. А кто может построить ее и что надо для этого?
Любой мирянин (человек, который живет в миру) может воздвигнуть часовенку. Для этого нужно взять благословение у архиерея. И неважно, строится «маленький храм» для общего посещения верующими или для себя лично. Да, и такое существует: строительство домашних часовен, где молятся только члены данной семьи.
Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?
Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.
А причин, почему не построили храм, может быть несколько:
- понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
- понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
- для данного места храм будет слишком большим сооружением.
Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?
Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).
Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.
Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?
Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.
Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.
Вот в таких случаях строятся часовни.
Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва
Часовни
- Часовня из д.Гарь
- Часовня из д.Кашира
- Часовня из д.Малышево
Часовни — небольшие культовые постройки без алтарей. Они не предназначались для постоянных или периодических богослужений. Очень часто иконы в них ставились на полки у восточной стены помещения. Иногда вешались и на боковых стенах. Реже устраивался настоящий иконостас, правда, с ограниченным набором икон. Но и он устанавливался вплотную к восточной стене, порой с поворотом на части боковых стен. В таких часовнях (с иконостасами) в престольные праздники совершалось настоящее богослужение, для чего из ближайшей церкви приглашался священник.
На дальнем Севере, например, в Карелии и Архангельской области часовни имели вид небольших церквей с колокольнями, не редко очень высокими. В Новгородской области (в теперешних ее границах) подобные часовни встречаются не часто.
Когда на Руси появились первые часовни — установить трудно. В XVII столетии их строили уже много. Можно предположить, что традиция строить часовни возникла гораздо раньше. В следующем столетии часовен в приходской округе могло насчитываться уже до десятка. Особенно интенсивное строительство этих маленьких молельных домов развернулось в XIX — начале XX веках. Инициаторами чаще всего выступали жители какой-либо деревни или двух — трех деревень, реже священнослужители. Бывало много случаев, когда часовни строились как бы стихийно, без пасторского разрешения и благословения. Отчего возникали недоразумения при освящении таких Часовен. Поэтому официальная церковь всячески боролась с проявлениями подобного народного творчества. Но противостоять ему было не просто.
Строились часовни в разных местах, по различным поводам и причинам. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на источниках (родниках), которые из недр земли извергали чистейшую, очень холодную, иногда целебную минеральную воду. Строили часовни на древних кладбищах-жальниках или у больших сопок.
Позднее на жальниках могло разрастись современное православное кладбище, к сожалению, с могилами, обнесенными высокими металлическими оградами. Откуда возникла эта традиция огораживать могилы? Во второй половине прошлого столетия — начале нашего, уходящего, огороженные захоронения редкость, встречавшиеся только на городских кладбищах. На сельских деревянные ограды стали появляться лишь в последние два десятилетия перед Великой Отечественной войной. Теперь же это стало традицией, совсем не русской, не славянской, не доброй и, сказал бы, не совсем культурной традицией. Не пора ли от нее отказаться?
Один из примеров, где «православные» захоронения напрочь испортили древнее славянское жальническое кладбище, — местечко у д.Большое Замошье Валдайского района. Свежие могилы врезали в древние, символически обнесенные по овальным контурам рядом камней-валунов. К тому же с восточной стороны проложили дорогу, срыв часть кладбища. По существу совершено кощунство, святотатство, надругательство над памятью предков, прародителей. Когда случалось прежде такое в русской деревне? Откуда это? Часовни на этом жальническом кладбище нет, хотя, по некоторым сведениям, была.
Нередко часовни ставили по какому-то обету (обещанию, обязательству) в память об удаче, несчастии, неожиданного происшествия, спасения от неминуемой гибели и т.д. и т.д. Появлялись часовни на перекрестках, развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных, красивых местах, где можно было не только отдохнуть, помолиться, перекусить, но и полюбоваться дивными окрестностями.
Существовали, существуют и теперь заповедные, «священные» рощи. Они обычно небольшие, стоят отдельно или на опушке леса, иногда у деревни. Деревья здесь не рубят, землю не распахивают, а иногда строят часовню. Стволы вековых сосен и елей украшают лентами, полотенцами, живыми цветами и венками из них. Можно встретить и небольшие литые бронзовые иконки, к сожалению похищаемые не разборчивыми любителями. В таких местах древнейшие народные (языческие) традиции, смысл и символика которых позабылись, тесно переплелись с православными обрядами, но уже истолкованными по-своему, по-домашнему.
Рубили часовни обычно из дерева. Если они сгорали или ветшали, то их обычно возобновляли, стараясь вернуть те же формы. Кирпичные и каменные часовни сооружали в городах или около них. В некоторых районах Новгородской области, где много камней-валунов или известняковой плиты, возводились каменные часовни.
В последние десятилетия эти маленькие культовые сооружения начали катастрофически исчезать, причин много. Обычно, лишенные присмотра, ухода и ремонта, они ветшают и разрушаются. Часовни в деревнях, приспособленные для различных хозяйственных нужд, подвергались перестройкам, но никогда не ремонтировались. Или вот такой случай. Очень интересную часовню XVIIIв. в деревне Концы Маловишерского района, несколько обветшавшую, попорченную перестройками XIXв. и позднейшими утратами, стоявшую посредине деревни, на площади, «находчивый» житель разобрал и … соорудил из ее бревен себе баню. Знай наших! Интересно, как к этому отнеслись соседи и все жители деревни? Прежде за такое святотатство его бы побили палками и выгнали из деревни до конца жизни с опороченной репутацией.
Часовни грабят, похищая оттуда иконы и церковную утварь. Их становится меньше и меньше. Процесс этот трудно остановить, он практически почти необратим. Одной из мер по спасению часовен стала перевозка их на территорию Витославлиц, в Новгородский музей народного деревянного зодчества. Но территория музея ограниченная, экспонировать большое число часовен невозможно и по другим причинам. Поэтому сюда перевезены только три постройки.
Какие есть правила в часовне и для ее создателей?
Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).
- освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
- на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим — это очевидно. Хотя, сколько их должно быть — на это никаких правил нет — всё решают возможности.
В остальном — часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания — это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.
Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле
Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года
Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.
Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью — помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное — вытекает прямым образом из этого.
Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно — по целому ряду причин.
Как заходить в сооружение
Еще более странный вопрос. Понятное дело, что с покрытой головой, если речь идет о женщине. Да, и есть еще несколько правил, которые необходимо соблюдать при посещении часовни:
- Женщинам желательно заходить внутрь, будучи в юбке. Не забываем, что это маленький храм. А в храм нельзя ходить в брюках.
- Если хотите приложиться к иконам, проследите, чтобы на губах не было помады или блеска.
- Во время «нечистоты» (критические дни) нельзя ставить свечи и прикладываться к иконам. Записку в это день подать можно, равно как и другие требы.
- Мужчины входят в часовню без шапки.
- Представители сильного пола должны быть в брюках. Недопустимы шорты.
- В состоянии алкогольного опьянения посещать часовню строго запрещено.
- Вести себя нужно должным образом. Нельзя шуметь, громко разговаривать, смеяться, употреблять бранные слова. Да-да, и до такого доходит у нынешних православных. Сегодня встречаются случаи, когда посетители храмов и часовень выражаются неприличными словами. Возникает вопрос о том, какой толк от посещения Святого места, если человек не почитает Бога.
Какие службы можно служить в часовне?
Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу — например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или — большая радость).
Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни.
В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.
Примечания
- СЭС, 1981, с. 1494.
- ↑ 123456
Часовни // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - ↑ 12
[www.efremova.info/word/chasovnja.html#.VHipBJ_E1j0 Часовня] //
Ефремова Т. Ф.
Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000
Самые маленькие часовни и часовенные столбы
Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:
Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку