Адрес: Волжский проспект, 1
Самый известный самарский монастырь, основанный в середине 19 века
, когда-то располагался на городской окраине, а сегодня он является украшением исторического центра и находится на пересечении самых популярных туристических маршрутов Самары. Его колокольня и главы храмов хорошо видны со смотровой площадки Пушкинского сквера, замыкающего собой Площадь Чапаева.
По монастырской территории приятно гулять – она ухожена и засажена цветами. Сегодня этот действующий женский монастырь Самарско-Тольяттинской епархии
— намоленное и тихое место, которое любят посещать туристы, а начиналось его создание с небольшой стихийно возникшей
женской
православной
общины
.
Описание и месторасположение
Обитель расположилась на левом берегу Волги. Сперва он стоял практически на берегу, сейчас от воды территорию отделяют жилые дома.
До революции в его ведении находилась огромная территория, но с приходом СССР ее забрали и на половине построили жилые дома.
Важно знать: внешний вид обители во многом определил вид Самары со стороны Волги.
Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами. На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства.
Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Вышенском Успенском женском монастыре и святителе Феофане Затворнике.
История обители
История женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.
В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.
В том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.
На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.
История Иверского монастыря (Самара)
Александр II в середине июня 1860 года утвердил решение Святейшего Синода о преобразовании женской общины в Самаре в монастырь. За этим последовало разрешение на постриг в мантию двадцати сестер и настоятельницы. Одна из них была духовного сословия, две – дворянки, четверо представляли купеческое сословие, две –крестьянское, а остальные – мещанское. Возраст сестер был от 40 до 60 лет.
Монашеский постриг состоялся 21 августа, а спустя неделю, 28 августа произошла и церемония открытия монастыря, на которой присутствовали представители духовенства Самары, городские чиновники и многочисленные гости из числа простых горожан. Настоятельницей монастыря стала Мария Янова, которая в иночестве была наречена Маргаритой. Она получила сан игуменьи.
Судьба во время революции и в советское время
В 1919 году обитель закрыли, но зарегистрировали общины верующих, которая имела право пользоваться храмами. На земле открыли швейную артель, жилые корпуса отдали рабочим, а ценные вещи вывезли.
Интересный факт: оставшиеся монахини должны были наравне со всеми вносить квартплату за жилье.
Через 6 лет артель закрыли, вместо рабочих тут поселились сотрудники ГРЭС и местного пивоваренного завода. Благодаря близости к рабочим местам, они создали «рабочий городок». Все храмы были закрыты, некоторые, включая кладбище, разорены или разобраны.
Монастырь в XX веке
К началу прошлого века Иверский женский монастырь представлял собой крупный архитектурный ансамбль, который постоянно расширялся. В 1901 году на территории обители появился трапезный храм, хотя на территории к тому времени уже было три храма, двадцать два жилых корпуса, монастырская школа, корпуса настоятельницы и мастерские.
Большие площади были отведены под хозяйственные постройки: квасоварня, прачечная, просфорная, два каретника, баня, три амбара, три погреба и т. д. В монастыре большое внимание уделялось благоустройству территории: все свободное пространство, занимали палисадники, клумбы с цветами, различные кустарники.
Возрождение Иверской обители
Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.
Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.
храм Святого Духа
Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь.
Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.
См. также: Удивительная история Санаксарского монастыря в Мордовии
Игуменья Антонина и её труды
С 1874 года игуменьей монастыря, вместо ушедшей на покой после двадцатипятилетнего служения матери Маргариты, становится игуменья Антонина. В прежние времена она исполняла обязанности монастырского казначея. Как и предшественница, матушка Антонина внесла неоценимый вклад в организацию жизни обители. Вследствие приложенных ей усилий в 1882 году началось возведение каменного тёплого храма во имя Тверской иконы Божьей Матери. Через шесть лет храм был торжественно освящён, в нём начали совершаться регулярные богослужения.
Но одним из главных новшеств, инициатором которого была игуменья Антонина, явилась постройка просторной двухэтажной больницы при обители. Этот проект удалось реализовать благодаря щедрым пожертвованиям самарской купчихи П. Шихобаловой, перечислившей в Иверский монастырь (Самара) все необходимые средства. Через два года, в 1889 году, также трудами настоятельницы в обители открылась церковно-приходская школа, в которой постоянно обучались около ста девочек из семей мещан и крестьян, а при ней был создан приют для девочек-сирот.
Современное состояние
Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.
Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.
На территории обители действуют несколько мастерских:
- Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
- Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
- Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
- Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.
В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.
Самарское знамя
В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте.
С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы.
Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре.
Владения и храмы
Расскажем обо всех по порядку.
Монастырская территория
Обитель занимала довольно значительную территорию. Она окружена каменными стенами, по углам которых располагались 4 башни-часовни. Вся земля делилась проходящей дорогой на две половины: большая часть расположилась на вершине холма, меньшая – в низине.
На склоне холма были расположены 2 кладбища, к которым вели ступени. Незанятая постройками территория высаживалась деревьями и цветами. Был даже водопад, благодаря которому в заведения подавалась вода.
Возьмите на заметку: территория незаметно росла благодаря жертвованию соседних участков прихожанами.
Также Иверский монастырь имел более тысячи десятин земли, большая часть которых использовалась под пахоту. Остатки занимали луга, фруктовые сады, леса, место добычи известняка. В основном все они сдавались в аренду местным жителям ради получения денег.
Церковь Иверской иконы Божией Матери
Это первая церковь, построенная на территории обители — из дерева на каменном фундаменте с тремя куполами. Через 2 года был достроен северный придел, который освятили в честь иконы Богоматери Иерусалимской.
Его поставили под церковью Иверской иконы. Южный придел возвели на деньги общественного деятеля Алабина.
Интересный факт: южный придел освящен в честь мученицы Варвары и царицы Елены – покровителей его супруги и умершей дочери.
В самом начале XIX века обветшалая церковь была снесена, вместо нее возвели Иерусалимский храм.
Успенский храм
Второе название – Сретенский. Это был второй по времени постройки и первый каменный холодный храм. Его построили в середине XIX века на самом высоком холме.
Само строительство прошло быстро, но внутренняя отделка заняла больше 10 лет. Деньги на постройку выделили местные купцы. Собор простоял до своего закрытия в 1929 году. Целый год здание использовалось как гараж, а после было взорвано. Вместо него построили жилой дом.
До того, как в Самаре появился кафедральный собор, Успенский храм считался самым роскошным и величественным.
Колокольня
Ее строительство заняло 5 лет. Первоначальный план, разработанный еще в 1856 году, был отклонен из-за слишком высокой цены и высоты, и постройка началась только через 20 лет. Сошлись на высоте в 64 метра.
Важно: внешний вид в точности копирует дореволюционный вариант.
Однако с приходом советской власти колокольня была взорвана одновременно с Успенским собором, а сами колокола увезли на переплавку. Вновь здание появилось в монастыре только в 2011 году, колокола подняли в 2012, купол – в 2013.
Никольский храм
Это надвратный храм, который был размещен на среднем ярусе колокольни. Посвящен Николаю Чудотворцу, средства на строительство выделили лечившийся от туберкулеза в городе штабс-капитан Лобанов и супруги Алашеевы, потерявшие сына Николая.
См. также: Валаамский монастырь — обитель высшей чистоты
От последних также поступили фамильная икона святого, жертвенник и другие ценные религиозные предметы. Величина пожертвований даже превысила необходимую.
Иверский храм
Он был построен на месте одноименной церкви, когда та в 80-х годах XIX века обветшала и начала обваливаться. Строительство длилось 6 лет и протекало на деньги богатых жителей. Во время СССР храм переделали в клуб от , через какое-то время в нем разместили филиал «Самараоблобувьбыта». Собор вернули церкви в 1995 году.
Имейте в виду: с севера к зданию примыкал игуменский корпус – оба строения соединялись коридором.
Строение имеет четырехугольную форму, снаружи окрашен в персиковый. Имеет один большой золоченый купол, множество окон и белые украшения.
Храм-часовня царственных страстотерпцев
Второе название – Царственных мучеников. Это новое строение: строительство началось только в 2006 году. При раскопках найдены остатки разрушенного некрополя, после проведения работ некоторые имена удалось восстановить.
Это интересно: в часовне была замурована земля, привезенная с предполагаемого места гибели царской семьи, а на стене закреплена памятная табличка.
Это небольшое однокупольное здание с красным куполом и золотыми украшениями. Сами стены белые с вставками красного кирпича.
Часовни
На берегу Волги в 1850 году возвели часовенку. Это было небольшое помещение с несколькими иконами внутри, его главной задачей являлся сбор пожертвований.
Первое время часовня не давала дохода, но вскоре среди прихожан распространились слухи о том, что выставленные иконы обладают особой божественной силой. Однако руководство обители не подтвердило этих слухов.
В городе были установлены еще несколько часовен — на Троицком рынке (простояла несколько лет), возле ж/д вокзала и рядом со Струковским садом. Многие были снесены с приходом советской власти.
Монастырское кладбище
Изначально их было два:
- «Верхнее» для священнослужителей;
- «Нижнее» для простых граждан.
В 20-х годах оба кладбища закрыли, в 30-х годах часть разобрали: склепы снесли, прах «перезахоронили», а на земле построили жилые дома. Нижнее кладбище использовали как мусоросборник, установили туалеты, некоторые склепы использовались в качестве погребов. Во время ВОВ тут производили минные заготовки. Случалось, что вывезенные могильные плиты перелицовывались и использовались вновь.
Сегодня установить точные данные о захоронения довольно сложно: многие документы оказались утеряны. В 90-х годах был обнаружен целый массив, в котором сохранилась часть невскрытых могил и памятников.
Насельники монастыря (настоятели, сестры, причт)
При открытии монастыря в нем желали поселиться всего 30 насельниц, но уже через 2 года их число увеличилось в 4 раза. Последняя перепись до закрытия обители в 30-х годах говорила о 440 лицах. Новые лица постоянно прибивали: это женщины-«добровольцы», их малолетние родственницы и сиротки.
Важно: все малыши воспитывались под строгим контролем и присмотром родственниц или назначенных опекунш.
За все время существования обители у него было 5 настоятельниц. Почти все они происходили из семей священников, первая настоятельница – из мещан. Сегодня управление находится в руках игуменьи Иоанны: она является настоятельницей с 1992 года. Среди наиболее известных монахинь значатся:
- Дорофея: одной из первых приняла постриг;
- Сусанна: за трудолюбие и желание помочь получила прозвище «Пчелка». Собирала пожертвования;
- Нимфидора: пекла просфоры для Иверского монастыря и других соборов;
- Каллиста: была казначеем, заведовала библиотекой и ризницей;
- София: была казначеем.
Монастырский притч сперва состоял из священника и дьякона, но их число постоянно менялось — то увеличивалось, то уменьшалось. Причиной были нестабильные поступления финансов: только за вторую половину XIX века сменилось более 30 священнослужителей.
Изъятие ценностей
Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи.
В 1925 году прекратила свою деятельность и швейная артель, в жилые корпуса были заселены работниками Самарской ГРЭС и Жигулевского пивоваренного завода, которые находились неподалеку. Таким образом, руководство города сформировало «рабочий городок». В том же году закрыли Иверский храм, а через год разобрали и деревянный придел Иерусалимского храма.
Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Чудом уцелела могила Петра Алабина, и в 1987 году ее объявили памятником истории. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям.
Монастырский уклад
Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.
См. также: Храм Николая Угодника в Хамовниках: история православной святыни XVII века
Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.
Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.
Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.
Святые и святыни
Среди святынь обители особенно выделяют:
- Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
- Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
- Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
- Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.
Последние годы перед революцией
Игуменья Антонина отошла к Господу в 1892 году и была погребена в храме Тверской иконы Божьей Матери, к постройке которого она приложила столько душевных и физических сил. Её место заняла так же, как и она, исполнявшая прежде послушание казначея монахиня Феофания, но через шесть лет она была отстранена от этой должности и уступила место священнической вдове А. В. Миловидовой, принявшей в монашестве имя Серафимы. В течение последующих лет она руководила обителью, умело сочетая духовную и хозяйственную деятельность. Под её началом Иверский монастырь (Самара) встретил драматические события 1917 года.
Следует отметить, что к этому периоду монастырь достиг очень многого в своём развитии. На его территории находились четыре храма. Службы в Иверском монастыре (Самара) посещали, как сами насельницы монастыря, так и жители города. Кроме того, обитель славилась своими благоустроенными благотворительными учреждениями, среди которых были: больница, церковно-приходская школа, приют для девочек-сирот и странноприимный дом. Общая численность обитательниц монастыря в 1917 году превышала четыреста человек.
Информация для паломников и туристов
Как добраться
Важно знать, что в Самаре не один монастырь и если вы будете спрашивать: «Как добраться до монастыря?» — вас могут отправить в «монастырь на Черемшанской». «Черемшанская» — это улица в Самаре и одноименная остановка общественного транспорта. Монастырь там действительно есть, но другой — Свято-Воскресенский мужской монастырь.
Иверский женский монастырь расположен по адресу Волжский проспект, дом 1. Ближайшая станция метро Алабинская. От нее придется пройти пешком 2,8 км, также можно проехать на автобусе 61 или маршрутке 247 или 261 от остановки «Ул. Осипенко» до остановки «Иверский монастырь».
Доехать от Москвы до Самары можно:
- На самолете: регулярные рейсы вылетают из всех 3 аэропортов столицы.
- На поезде: отправление с Казанского вокзала.
Доехать из Санкт-Петербурга можно:
- На самолете: отправление из Пулково.
- На поезде: рейсы следуют от Московского вокзала.
Контакты
Официальный сайт: https://иверский.рф; Электронный адрес; Телефон, 37-14.
Расписание богослужений и престольные праздники
Узнать текущее расписание можно по ссылке. Седмичные службы проходят в: 1. 6:00 — Полунощница; 2. 6:30 – 3 канона и Акафист дня; 3. 7:30 – Третий и Шестой часы; 4. 8:00 – Литургия; 5. 16:40 – Девятый час; 6. 17:00 – Вечерня, Повечерие, Утреня.
Воскресные и праздничные немного отличаются:
1. 7:00 – Полунощница; 2. 7:30 – Канон Ангелу Хранителю; 3. 7:45 (в воскресенье) – Параклис; 4. 8:40 — Третий и Шестой часы; 5. 9:00 – Литугия; 6. 16625 – Девятый час Повечерие; 7. 17:00 – Всенощное бдение.
Самыми значимыми праздниками являются:
- Празднование в чести Иверской иконы: 25 февраля – внесение в Валдайский монастырь, 26 октября – встреча в Москве, вторник Светлой седмицы – явление инокам.
- Празднование в честь праведного Александра Чагринскиго: 4 января – представление, 15 октября – прославление, 22 июня – обретение мощей.
- Празднование Николая Чудотворца: 19 декабря – главный праздник, 22 мая – обретение мощей.
- Празднование Иерусалимской иконы Богородицы: 25 октября.
- Празднование святых Царственных страстотерпцев: 17 июля.
Иверский женский монастырь является действующим: несмотря на закрытие во времена СССР, он вновь отреставрирован и принимает гостей. Сегодня в нем проживают несколько десятков монахинь, восстановлены соборы и налажены ремесла.
Подробнее о самарском Иверском монастыре смотрите следующее видео:
Создание женской общины
Датой основания обители принято считать 1850 год, когда была построена часовня, в которой совершались всенощные бдения. Для их отправления привлекался притч двух существовавших тогда в городе храмов ― Казанского собора и Троицкой церкви. Со временем вокруг часовни были построены восемь келий, в которых поселились те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу.
Из этих первых насельниц в 1852 году образовалась небольшая община, для окормления которой был назначен священник. Настоятельницей её стала благочестивая девица Мария Янова. Этот выбор был весьма удачным, так как впоследствии она проявила себя как энергичный и талантливый организатор. Благодаря её трудам пошёл интенсивный процесс обустройства общины.