Игумен Петр (Мещеринов): «Запреты в Церкви носят педагогический характер»


Биография

Родился Валентин Мещеринов 4 сентября 1966 года. Случилось это в Москве, где проживала семья будущего священнослужителя, духовного писателя, миссионера. Родители его были музыкантами, поэтому после окончания школы вопрос о выборе профессии не стоял. До призыва на военную службу (1985 г.) он успел получить серьезное музыкальное образование.

Закончил училище, а затем и консерваторию в родном городе. Отслужив в рядах вооруженных сил, Валентин вернулся домой и начал работать по профессии. Вначале в оркестре МХАТа им. Чехова, затем — Большого зала консерватории.


Игумен Петр Мещеринов

Семья будущего священнослужителя не отличалась особой религиозностью, но имела дворянское происхождение. В ней соблюдались исконно русские традиции, чтились нравственные ценности. Путь к Богу Валентин Мещеринов прокладывал, слушая прекрасные произведения Баха, читая книги, в частности, философские произведения Владимира Соловьева, Ф. М. Достоевского и многих других писателей, публицистов.

Все это привело его в церковь и к принятию святого крещения, а впоследствии и монашества. Но это случилось не сразу. Постепенно будущий служитель церкви приближался к своему призванию:

  • 1990 г. — прислуживал в алтаре храма иконы Божьей Матери «Знамение» на Рижской.
  • 1991 г. — был на послушании в Свято-Даниловой обители. Выполнял различные обязанности, возложенные на него монастырским начальством. Руководил хором, помогал благочинному, был звонарем, уставщиком.
  • 1992 г. — прошел постриг и посвящение в иеродиаконы.
  • 1993 г. — стал иеромонахом.
  • 1995 г. — возглавил монастырское подворье, расположенное в поселке Долматово (Подмосковье). Является настоятелем здесь и по сей час.
  • 1992-1996 гг. — обучался на заочном отделении МДС.
  • 2003 г. — посвящен в игумены.
  • 2006 г., сентябрь — за миссионерскую и духовно-просветительскую деятельность награжден орденом.
  • 2014-18 гг. — прошел обучение в Санкт-Петербурге, в духовной академии на магистерском отделении.

Все это время игумен Петр принимает активное участие в общественной жизни, занимается миссионерской, просветительской и преподавательской деятельностью.


Отец Петр проводит лекции о православной музыке

Но основным его занятием является послушание настоятеля подворья Свято-Данилова монастыря в с. Долматово Московской области. Игумен Петр и его немногочисленная братия печется о духовном окормлении жителей села, исполнении всех необходимых треб.

Они ведут широкую хозяйственную деятельность, благодаря которой восполняют большинство своих нужд: содержат коровник, огороды, ведут стройки, ремонт храмов и прочее. Настоятель хорошо знаком с укладом и особенностями деревенской жизни, почитаем жителями Долматово и близлежащих сел.

Почему мы вынуждены искать образец духовной жизни

Православное духовное наследие в контексте эпохи. Что под этим понимать?

Мне представляется, что одной из самых характеристических черт нашего времени являются как раз поиски этого самого духовного наследия. Что очень важно — все эти поиски обращены в прошлое. Здесь сразу выявляется важная вещь: раз есть столь интенсивные поиски православной самоидентификации в прошлом, значит текущая жизнь, настоящее — никого не устраивает. Оно как бы пусто, и требует заполнения. Я хочу это подчеркнуть. Во-первых, как раз это и составляет одно из существенных свойств нашей эпохи; а во-вторых, весьма обличает нас, как христиан.

Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20), сказал Христос Своим ученикам — Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Вступивший в Церковь Христову человек живёт богообщением во Христе здесь и сейчас, и у него нет нужды искать чего-либо ни в прошлом, ни в будущем. И коль скоро мы видим столь интенсивные поиски образцов для духовной жизни в прошлом, то мы должны с сожалением констатировать, что в нашем повседневном церковном настоящем той самой жизни с избытком (Ин. 10, 10), которую нам обетовал Господь, мы не имеем, и вынуждены её искать.

Исходя из этого, возникает вопрос: раз уж мы задали именно такую парадигму поисков решения наших проблем, то на что нужно ориентироваться нашей Церкви в своей истории? Где нам искать образец — именно образец церковного действования, не просто копию прошлого, — чтобы эти поиски привели нас к жизни во Христе, а не к тем или иным имитациям?

Публичная деятельность

Петр Мещеринов известен своими выступлениями на радио и телевидении, а также статьями в прессе, как церковной, так и светской. Он часто выступает с лекциями в самых различных образовательных учреждениях. Участвует в семинарах, конференциях, помогает организовывать круглые столы по вопросам, касающимся церковных тематик.

Интересно! Много времени и сил игумен Петр посвящает работе с юным поколением. Основной целью своей деятельности в этой сфере считает формирование молодежной православной среды, где будет происходить общение молодых людей друг с другом.

До 2009 года игумен Петр занимал должность заместителя главы ЦДРМ (центр духовного развития детей и молодежи) при монастыре. Здесь он курировал просветительское отделение, школу молодежного служения.

Выйти из круга начальной внешней воцерковленности

Итак, отвечая на наш вопрос (коль скоро мы его ставим таким образом) — где найти нам духовное наследие, чтобы по его образцу творчески созидать нашу сегодняшнюю жизнь, — стоит, на мой взгляд, обратить внимание на XVIII век, и, не закрывая глаза на церковно-канонические недостатки этой эпохи и отдельные методы неправомерных церковно-государственных действий (вызванных цезарепапизмом), перенять много живого и полезного из этого периода бытования нашей же церковной традиции. Отметим здесь самое важное, на что следовало бы обратить внимание:

1) опора на Священное Писание;

2) уменьшение роли внешней обрядовости и начётничества, что позволяет выявлять подлинную Христову церковность в повседневной жизни христиан;

3) творческое перенимание отдельных черт западной духовности и западного устроения церковной жизни.

Здесь необходимо сделать существенное пояснение. Когда я говорю о таком перенимании, я имею в виду вовсе не современную духовно-церковную жизнь западного мира. Её оценка выходит за рамки моего доклада; достаточно сказать, что если мы ещё не подошли ко многим вещам, которые были продуманы и прожиты западными христианами, то большинство людей в западном мире эти вещи уже перешли, оставили позади; никто, даже самый пламенный западник, не будет отрицать, что в целом «первый мир» сегодня является пост-христианским. Творчески перенимать стоило бы, по моему представлению, опыт раннего протестантизма; временно́й границей тут я бы поставил Великую французскую революцию.

И здесь нужно обозначить контекст такого перенимания. Определяется он главной, на мой взгляд, проблемой нашей сегодняшней церковной жизни, о которой я уже много говорил и писал — проблемой «расцерковления». Это неудачный термин, но за неимением лучшего будем пользоваться им. Что здесь имеется в виду?

Под «расцерковлением» я понимаю следующее явление: существующая на настоящий момент церковная дидактика предлагает входящим в Церковь людям определённую педагогику внешнего воцерковления. Со временем она исчерпывается — из Евангелия очевидно, что христианская жизнь есть процесс непрестанного внутреннего возрастания (Мф. 13, 31; 33), — и «повзрослевших» христиан уже перестаёт питать внешняя обрядовость и усвоенная ими внешнецерковная субкультура.

А педагогики дальнейшего, так сказать, «пост-новоначального» возрастания в христианстве у нас нет, она (не в древних монашеских книгах, а в общей пастырской методологии) не выработана.

Норма воцерковления становится у нас нормой всей христианской жизни, что очевидно не соответствует подлинному смыслу Церкви как институции, назначением которой является всё дальше и полнее вести человека в жизнь со Христом и во Христе. Не получая такой жизни и год за годом ходя по кругу начальной внешней воцерковлённости, люди в конце концов убеждаются в бесплодности этого и выходят из этого круга.

Трагедией здесь является то, что, поскольку у нас нет педагогики дальнейшего возрастания во Христе, человек, оставляя своё новоначалие, оставляет и Церковь, а порой и Самого Христа — потому что в своей новоначальной церковности он на самом деле не получил подлинного опыта жизни во Христе.

Фото: VK/Симбирская митрополия

сочинения

  • Петр (Мещеринов), о.
    Беседы о вере и церкви. — М.: Даниловский благовестник (ГУП ИПК Ульян. Дом печати), 2004. — 278 с.
  • Петр (Мещеринов), о.
    О некоторых наших ошибках: [ежедневное миссионерство, учить или учиться?, боимся ли мы свободы, уважать своих детей]. — Москва: Данилов мужской монастырь, «Даниловский благовестник», 2007. — 44 с. — (Приглашение к диалогу). — ISBN 978-5-89101-222-6.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Церковь и современность : вопросы и ответы. — Москва ; Киев: Центр православной книги, 2008. — 271 с. — ISBN 978-966-96814-6-1.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Изд. Совет РПЦ (Ульяновск : Ульяновский Дом печати), 2006. — 44 с. — ISBN 5-94625-145-7.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Изд. Совет РПЦ, 2008. — 45 с. — ISBN 5-94625-145-7.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Таинство покаяния: подготовка и исповедь. — М.: Изд. Московской Патриархии, 2009. — 42 с. — ISBN 5-94625-145-7.
  • Петр (Мещеринов), о., Боженов А. В.
    Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — Москва ; Киев: Центр православной книги, 2008. — ISBN 978-966-96814-4-7.
    Петр (Мещеринов), игумен, Боженов А. В.
    Чашу жизни вкусите… О необходимости для истинного христианина постоянного причащения Святых Христовых Таин. — М.: QUO VADIS, 2010. — 96 с. — ISBN 458717787877.
  • Петр (Мещеринов), о.
    О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности?. — Даниловский Благовестник, 2009.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Проблемы воцерковления. — Quo Vadis, 2010. — 160 с. — ISBN 978-966-96814-3-0.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Жизнь в церкви: опыт катехизического изложения. — М.: Лепта Книга, 2011. — 364 с. — (Основы православного мировоззрения, Духовные беседы : практика православного благочестия). — ISBN 978-5-91173-262-2.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Жизнь в церкви: про нашу веру. — М., 2021. — 346 с. — (Православная библиотека). — 3 000 экз. — ISBN 978-5-699-94926-7.
  • Петр (Мещеринов), о.
    Начало и становление европейской музыки: [12+]. — М.: Рипол классик : Панглосс, 2021. — 299 с. — (Лекции PRO. История музыки). — ISBN 978-5-386-12297-3.
  • переводы

    • Иоганн Себастьян Бах.
      Тексты духовных произведений / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — М.: Центр кн. Рудомино, 2012. — 590 с. — ISBN 978-5-905626-37-1.
    • Тексты духовных произведений: все творения великого мастера / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — 2-е, испр.. — М.: Эксмо, 2014. — 590 с. : ил., портр с. — ISBN 978-5-699-73475-7.
    • Иоганн Арндт — Об истинном христианстве: [16+] / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — М.: Э, 2021. — 1001, [1] с. : ил с. — (Сокровищница мирового христианства).
    • Валентин Вайгель
      Избранные произведения (перевод) / Пер. Петр (Мещеринов), о.. — М.: Центр книги Рудомино, 2021.
    • Герхард Терстеген — Путь истины: [16+] / перевод с немецкого игумена Петра (Мещеринова). — М.: Эксмо, 2021. — 488, [1] с. — (Сокровищница мирового христианства). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-95132-1.

    патологическая речь

    переоценка ценностей

    • (Исцеление от «неофитства» происходит) «через некий обязательный внутренний (а иногда внешний) кризис, через непременную, болезненную переоценку
      , скажем так,
      внешних ценностей
      »[3].

    идеология осажденной крепости

    Верностью идеологии осажденной крепости

    , исключительно охранительством не удастся решить миссионерские задачи Церкви и поднять ее авторитет[4].

    мыслеформы У Святых отцов нет

    • Не решены многие проблемы богослужения, пастырского окормления и духовничества, молодёжной работы, социального служения[5].
    • Церковь не вынесла соборного осуждения ни католикам, ни протестантам, вопрос границ Церкви и прочие экклезиологические проблемы вовсе не решены Церковью[6].

    приемы патологической речи

    аппроксимация

    Секуляризация… на мой взгляд, является провиденциальным действием божьим (Так! — Ред.) в силу того, что Церковь с чем-то не справилась, с каким-то заданием, вот бог (Так! — Ред.) передал это чему-то внешнему по отношению к церкви, а именно, скажем, действию Просвещения и секуляризации[7].

    строчная буква вместо прописной
    Слова «Бог», «Божий» со строчной буквы[7].

    Библейская аллюзия

    • Суббота для человека, а не человек для субботы.

    патологический словарный запас

    Абсолютизировать, Абсолютизирующий, Абстракция, Автоматический, Актуально, Антиамериканизм, Антиномичный, Антихристианский, Аполитичность, Аполитичный, Атомизированность, Атомизированный, Атомизировать, Атомизироваться, Бюрократический, Вариативность, Взаимообщение, Византиец, Византизм, Византийский, Влияние, Влиять, Внешний, Внутренняя жизнь, Воспроизведение, Восточные церкви, Вселенскость, Всесторонний, Всецелый, Гарантия, Глубиннейший, Гуманизм, Детальнейший, Дисциплинарно-идеологический, Дисциплинарный, Догматизм, Доктринальный, Духовность, Духовные основы, Евхаристичность, Жизнерадостный, Запрограмированный, Застывший, Изощреннейший, Импульс, Инерционный, Инерция, Интенция, Интимнейший, Крайность, Лжесмиренный, Лично, Личность, Магизм, Максимально, Метафизический, Механический, Мракобесие, Направленность, Националистический, Неадекватность, Неинтересно, Неинтересный, Несводимый, Обновление, Обрядовость, Обскурантизм, Община, Общинный, Обязаловка, Однобокий, От лица Церкви, Оцерковить, Парадигмальный, Парадоксальный, Патернализм, Покаянный, Политический, Полнейший, Привычный, Призыв, Псевдоаскетический, Рабский, Радость, Радость бытия, Разобщенность, Расцвет, Реализуя, Регламентация, Редукция, Редуцируя, Ритуал, Ритуализм, Ритуальность, Ритуальный, Рутина, Рутинный, Сакральный, Сам по себе, Самоценность, Свободный, Своеобразный, Советский, Солидарность, Сотворчество, Средство, Субкультура, Субкультурность, Схематически, Трагический, Традиционные ценности, Унывать, Унылый, Уныние, Ура-патриот, Ура-патриотический, Усиление, Усилия, Формальный, Ханжески-нравоучительный, Храмовый, Христианство, Цель, Церковность, Цивилизационный, Шовинистический, Экклезиология, Энтропия, Язык

    ключевые слова

    • жизнь
    • Церковь
    • человек
    • Бог
    • Я
    • Церковный
    • Христос
    • любовь
    • Господь
    • сердце
    • душа
    • духовный
    • сегодня
    • Дух
    • Писание
    • благодать
    • Божий
    • вещь
    • слово
    • время

    Церковная жизнь Данилова монастыря

    Наместником Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы является архимандрит Алексий (Поликарпов).


    Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы.

    По уставу Данилова монастыря, он является общежительным: общая молитва, работа и трапеза монахов. Богослужения происходят ежедневно. Братия обители занимается благотворительностью и милосердием в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре работают воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Монастырь обладает подворьями: в Рязанской области, в Подмосковье и храм святителя Николая в Измайлово.

    В обители 7 храмов с приделами. Главными и древними храмами являются Троицкий собор и храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.


    Москва, Даниловский Монастырь.

    Адрес Даниловского монастыря

    115191, Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, дом 22. Телефон 8 (только по рабочим дням).

    Добраться до Даниловского монастыря возможно на метро, трамвае

    На станции метро «Тульская» выходить в сторону последнего вагона от центра. Выйдя из метро, повернув назад, и дойти до трамвайных путей. Потом, повернув направо, идти прямо до монастыря.

    От станции метро «Павелецкая» до остановки Свято-Данилов монастырь возможно доехать на любом трамвае.

    С 6 до 21 часа монастырь открыт для посетителей.

    В монастыре отсутствует гостиница, поэтому нет возможности разместить паломников.

    Богослужения Даниловского монастыря проводят ежедневно

    Богослужения проводятся:

    • в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов с понедельника по пятницу;
    • в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов и в Троицком соборе в субботу и воскресные дни.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]