Вяземский Пётр Андреевич Биография, Вяземский Пётр Андреевич Биография читать, Вяземский Пётр Андреевич Биография читать онлайн


Детство

Петр Вяземский, краткая биография которого будет сегодня рассмотрена, произошел из древнего княжеского рода. Его отец, князь Андрей Иванович – был тайным советником нижегородского и пензенского наместника. Мать Петра звали Дженни О’Рейли. Позже она стала известна как Евгения Ивановка Вяземская. Родители познакомились во Франции, во время гран-тура Андрея Ивановича по Европе. На тот момент Дженни была замужем, и ей пришлось попросить у своего супруга – французского офицера — развод. Родители Андрея Вяземского были против такого брака, но он оказался непреклонен.

9 августа 1972 года у новоиспеченной пары родился сын Петр. В честь него отец за 26 тысяч рублей приобрел в московской области село Остафьево. Именно здесь в период с 1800 по 1807 год возвели двухэтажную усадьбу, в которой ныне находится музей «Русский Парнас». Усадьба Вяземских была в начале XIX века местом сосредоточения культурной российской свиты.

Душа «Арзамаса»

Единственный наследник князя Андрея Ивановича Вяземского, сын его от брака с англичанкой Дженни О’Рейли, Петр Андреевич провел детские и юношеские годы частью в Москве, частью в подмосковном имении Остафьеве, купленном его отцом спустя несколько дней после рождения сына. Осиротел он рано, десяти лет лишившись матери, пятнадцати — отца. Однако без добротного руководства старших не остался: его опекуном был Н. М. Карамзин, женатый на Екатерине Ивановне Колывановой, побочной дочери князя Андрея Ивановича. Карамзина Петр Андреевич впоследствии называл в стихах «наставником и хранителем» своей «младости».

На литературное поприще П.А. Вяземский вступил рано. Впоследствии Ходасевич скажет о той эпохе, когда Вяземскому суждено было «выйти в свет»: «Русский лже-классицизм кончался. Уже Державин давно перерос его тесные границы. Уже взорвалась первая мина, подложенная под классицизм сентиментализмом Карамзина. Впрочем, сам Карамзин… уже покидал поэтическое поприще: он трудился над „Историей Государства Российского“. Словом, перед новыми силами открывалось обширное поле. Жуковский и Батюшков пытались „обрести новые звуки“. В неясной дали намечались смутные очертания грядущего романтизма. Уже в противовес чопорной державинско-шишковской „Беседе“ возникала задорная революционная кучка ее „душой“. Жуковский и Батюшков к ней примкнули. Вступил даже милый и бесталанный Василий Львович Пушкин, хотя не очень годился — ни возрастом, ни писаниями: это был „сочувствующий“. Гораздо более подходил к „Арзамасу“ юный племянник Василия Львовича. Но тот учился в Царскосельском лицее и не мог посещать собраний: под именем „Сверчка“ он „из лицейского заточения подавал голос, как из-за печки“».

Познакомились въяве Пушкин и Вяземский приблизительно в 1816 году, когда первый был «молодым повесой», а Вяземский, старший его на семь лет, — уже отцом семейства. Разница в возрасте и статусе определенным образом повлияла на их взаимоотношения, в которых Петр Андреевич, хотя и поддавшийся обаянию пушкинской музы, играл все же роль «старшего», по временам бранил своего товарища, стремился «вернуть его в берега», отрезвить. В 1825 году, в эпоху пушкинской ссылки, он писал ему: «Оппозиция — у нас бесплодное и пустое ремесло во всех отношениях: она может быть домашним рукоделием про себя и в честь своих пенатов… но промыслом ей быть нельзя. Она не в цене у народа. Поверь, что о тебе помнят по твоим поэмам, но об опале твоей в год и двух раз не поговорят… Ты служишь чему-то, чего у нас нет…»

В семье Вяземских Пушкин находил так нужную ему временами поддержку, увещание, скрашенное дружеской шуткой. Не меньше самого Петра Андреевича он любил его жену Веру Федоровну, урожденную Гагарину, — и ряд исследователей приписывает ему краткое романтическое увлечение ею. Впрочем, нет сомнений, что даже для «гуляки вечно праздного», как аттестовал себя сам поэт, узы дружбы были святы. Накануне собственной свадьбы Пушкин просил Веру Федоровну быть его посаженной матерью. А сама княгиня Вера называла его полушутя «приемным сыном».

Начало творческой деятельности

Вяземский Петр Андреевич получил замечательное домашнее образование. А в 1805 году он поступил в Петербургский иезуитский пансион при Педагогическом институте. В этом же году Петр Вяземский, биография которого весьма интересна, начал служить в Межевой канцелярии юнкером. Довольно рано он начал писать стихи. Первым известным произведением молодого поэта стала трагедия «Эльмира и Фанор», написанная в 1802 году на французском языке. А в 1808 году в «Вестнике Европы» можно было увидеть первую публикацию Вяземского – стихотворение «Послание к Жуковскому в деревню».

С 1809 года князь Петр Вяземский начал регулярно публиковаться. В 1818 году он приобрел широкую известность. В раннем творчестве поэта можно было заметить сильное влияние ведущих российских поэтов того времени: Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева и В. А. Жуковского, а также представителей «легкой» французской поэзии. Тем не менее Вяземскому удалось довольно быстро выработать личную манеру, которая, с одной стороны, как говорил А.Ф. Воейков, удивляла современников вольтеровой остротой, а с другой – вызывала ассоциации с живой и остроумной девчонкой, как говорил К. Н. Батюшкин.

Личная жизнь

Родовитый и остроумный Петр Вяземский слыл завидным женихом. В 1809 году юноша в первый раз влюбился. Предметом воздыханий будущего друга Пушкина стала дочь пермского губернатора Софья Карловна, которая была на 20 лет старше юного Вяземского. На губернском балу пылкий влюбленный предложил даме бежать с ним в Петербург. Но светская львица ответила отказом и назвала Петра «наивным ребенком», на что Вяземский разрыдался посреди танца.


Вера Фёдоровна, жена Петра Вяземского. Художник Карл Рейхель / Хронос

Не прошло и 2 лет, как Петр Андреевич утешился и женился. С будущей женой князь познакомился, находясь в подмосковной усадьбе у друзей. Одна из барышень, сетуя на вырождение мужского рода, бросила в пруд башмачок. Два рыцаря нырнули за предметом обуви. Один из них — князь Вяземский — к вечеру слег с тяжелейшим воспалением легких.

Хворал он две недели, а выхаживала юношу хозяйская дочка — Вера Гагарина. Молодые люди прониклись взаимной симпатией, а мать девушки намекнула Вяземскому, что теперь он как порядочный человек обязан жениться. Поспешный союз оказался прочным и долговечным, принес супругам 8 (по другим сведениям – 9) отпрысков, из которых только Павел пережил родителей.

Интересный факт: брак Вяземских был необычным — испытывая взаимные симпатию и уважение, Петр и Вера, опередив персонажей Чернышевского, позволяли друг другу иметь внебрачные связи. Одним из возлюбленных княгини был Александр Пушкин, посвятивший Вяземской несколько стихотворений.


Дочери Петра Вяземского. Художник Фёдор Бруни / Википедия

В свою очередь Петр Андреевич ухаживал за супругой «солнца русской поэзии», особенно после того, как Наталья Николаевна овдовела. Эти увлечения не мешали дружескому общению Вяземского и Пушкина, обсуждению литераторами творчества, политических проблем и личной жизни. Александр Сергеевич написал Петру Андреевичу больше писем, чем своей жене.

Супруги Вяземские унесли в могилу тайну, почему, зная о дуэли Пушкина с Дантесом, не отговорили великого друга от рокового поступка. В произведениях Петр Андреевич неоднократно пытался объяснить причину этого, но, как говорится, «путался в показаниях». На противоречия в записных книжках отца указывал Павел Петрович Вяземский.

Женитьба и война

В 1811 года Петр Вяземский взял в жены Веру Федоровну Гагарину, брак с которой оказался очень прочным и счастливым. У пары родилось восемь детей.

В молодости князю довелось поучаствовать в войне с Наполеоном. Он добровольно вступил в ряды народного ополчения и в чине поручика поучаствовал в Бородинском сражении. За проявленную отвагу на поле боя и, в частности, спасение раненого генерала Бахметова князь был удостоен ордена Святого Владимира четвертой степени. Многие исследователи считают, что рассказы Вяземского о бородинском сражении были использованы Львом Толстым при написании «Войны и мира».

В период с 1813 по 1817 год Петр Вяземский, стихи которого получали все большее распространение, закрепился в статусе одного из наиболее перспективных молодых российских поэтов. Он активно выступал в различных жанрах, начиная от дружеского послания и эпиграммы, заканчивая сатирическими куплетам и баснями. В это время он вступил в сообщество литераторов «Арзамас» и завел множество дружеских контактов с выдающимися поэтами.

«Иван-царевич» эпиграмм

Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.

«В это же время в Москве явилось маленькое чудо. Несовершеннолетний мальчик Вяземский вдруг выступил вперед, и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов, которые, прикрываясь именем и знаменем его, бесславили их… Дитя молодое, пусть еще тешится; а дитя куда тяжел был на руку! Как Иван-царевич, бывало, князь Петр Андреевич кого за руку — рука прочь, кого за голову — голова прочь».

Филипп Вигель, мемуарист

Идеи Вяземского о взаимосвязи передовой литературы и политической борьбы обеспечили его литературными оппонентами на долгие годы. Вместе с Пушкиным он писал эпиграммы на Фаддея Булгарина, а вместе с Боратынским — на Николая Полевого. Под «прицел» поэта попали Михаил Дмитриев и Александр Писарев, раскритиковавшие «Горе от ума», сотрудники журналов «Беседа» и «Вестник Европы» и многие писатели-современники.

Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо», С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий, И падший сей талант томится приживалкой У спадшей с голоса певицы Виардо.

Петр Вяземский, эпиграмма на Ивана Тургенева


Евгений Баратынский


Фаддей Булгарин


Николай Полевой

Варшава

В 1817 году с помощью друзей Петр Андреевич Вяземский, биография которого является темой нашей статьи, переехал в Варшаву на должность переводчика при императорском комиссаре. Там князь принял участие в открытии первого сейма, перевел знаменитую речь Александра Первого, прославившуюся своими либеральными обещаниями, и поучаствовал в составлении «Государственной уставной грамоты Российской империи». Кроме того, он переводил на русский язык, редактировал и дорабатывал франкоязычный проект конституции Пешар-Дешана. Деятельность Вяземского высоко ценилась в Варшаве. 28 марта 1819 года он стал надворным советником, 19 октября того же года – коллежским советником. И это при том, что срок чинопроизводства обычно составлял шесть лет. Петр Вяземский был вхож в двор Александра Первого. С императором он обсуждал вопросы будущей конституции.

В те времена в Варшаве царила либеральная атмосфера, которую легко увлекающийся князь воспринял очень горячо. В 1818 году он вступил в варшавскую масонскую ложу Северного Щита.

Тогдашние переживания Вяземского были близки к настроениям декабристов. В 1820 году он стал членом Общества добрых помещиков и подписал записку об освобождении крестьян, поданую императору графом Воронцовым. Александр Первый отказался от масштабных перемен, чем сильно расстроил такого амбициозного реформатора, как Вяземский Петр Андреевич. Стихи поэта «Петербург», «К кораблю» и «Негодование» отразили его мысли на этот счет. Острая поэзия привела к тому, что князя отстранили от службы. Когда в июне 1821 года он приехал в Россию в отпуск, ему запретили возвращаться обратно в Польшу. Тогда Петр Андреевич решил уйти в отставку и отказался от придворного звания, несмотря на недовольство императора.

Карьера и общественная деятельность

В жизни литератора периоды близости к царскому двору перемежались с периодами опалы. Вяземский успел побывать космополитом и почвенником-патриотом, другом декабристов и главой российской цензуры, заместителем министра просвещения и поднадзорным полиции. Оценки его деятельности на государственных постах полярны.


Петр Вяземский в пожилом возрасте / Альбом Августейших особ России, Википедия

Политическим идеалом князя была просвещенная монархия, поэт мечтал о постепенных демократических реформах и смягчении нравов. Вяземский не состоял в тайных обществах, хотя сочувствовал идеям декабристов, поскольку справедливо полагал, что в России любое восстание обернется кровавым и бессмысленным бунтом. Точность прогноза объясняется тем, что Петр Андреевич любил и знал историю, а впоследствии учредил Русское историческое общество.

Мужественным поступком князя было хранение на протяжении 30 лет папки с запрещенными бумагами, которые Вяземскому перед арестом отдал декабрист Иван Пущин. Среди спасенных Петром Андреевичем документов — рукописи стихов Пушкина и Рылеева, проект конституции, составленный Никитой Муравьевым.

Опала

В период 1821 по 1828 год князь находился в опале и жил под тайным надзором в Москве, периодически выезжая в Остафьево. В период с конца 1827 по осень 1829 года, Вяземский с перерывами находился под Саратовом в имении тестя, периодически посещая Пензу и поддерживая связь с Пушкиным и Давыдовым.

Разгром восстания декабристов, состоявшийся 14 декабря 1825 года, и казнь пятерых активистов, троих из которых Вяземский хорошо знал, поэт воспринял как личное оскорбление и резко осудил. В 1831 году он даже осмелился осудить Пушкина и Жуковского, которые опубликовали свои оды о разгроме Польского восстания 1830-1831 годов. Стоит отметить, что в дальнейшем князь пересмотрит свои оценки. В старости он будет отзываться о декабристах без нотки сочувствия, а в 1863 году опубликует брошюру с резким антипольским настроем, вызванным восстанием поляков 1863-1864 годов.

В 1830-х поэзия отошла в творчестве Вяземского на второй план. В те времена он активно занимался журналистикой, стал основателем журнала «Московский телеграф», опубликовал ряд критических статей и рецензий, перевел на русский два романа своего хорошего друга Адама Мицкевича. В те времена Петр Вяземский, стихотворения которого стали публиковаться гораздо реже, вошел в пятерку самых популярных поэтов России. Его остроумие не единожды подмечали как критики, так и простые обыватели. А строки его стихотворений становились народными песнями.

Общение с Пушкиным

К 1820-м относится дружба Вяземского с А. С. Пушкиным. Они познакомились в 1816 году в Царском Селе и хорошо общались до смерти Пушкина. Александр Сергеевич очень ценил творчество Вяземского, поддерживал его во всех начинаниях, посвящал ему стихотворения, ставил его цитаты эпиграфами к своим произведениям и даже ввел его в «Евгения Онегина» как действующее лицо. По утверждению Е. Ф. Розена, А. С. Пушкин даже негласно запретил критиковать Вяземского в своем присутствии.

Петр Андреевич, в свою очередь, не скупился на лестные слова в сторону творчества Пушкина. В 1831 году он сделал для него перевод романа «Адольф». Вяземский также выступил в роли издателя поэмы «Бахчисарайский фонтан». В своем творчестве он испытывал сильное влияние пушкинской стилистики.

При этом значение Пушкина для российской культуры, Вяземский, по всей видимости, не осознавал. В старости в своих размышлениях о русских гениях он выделил три фигуры: Петра Первого, Ломоносова и Суворова. Пушкина же он назвал не более чем «высоким оригинальным дарованием».

Цитаты

  • «И жить торопится, и чувствовать спешит»
  • «Соблазнов всех я сладкий яд отведал, Вкусил и горечь всех возможных слез»
  • «Жизнь наша в старости – изношенный халат: И совестно носить его, и жаль оставить»
  • «Выражение “квасной патриотизм” шутя было пущено в ход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке»

Конфликт с правительством

Независимая позиция князя, которая отражалась в его журналистской деятельности, не нравилась правительству. В 1827 году против поэта развернули настоящую кампанию. Его обвиняли в дурном влиянии на молодежь и развратном поведении. Следующие два годы князь пытался отосять свою невинность и даже обращался за помощью к Николаю Первому. В итоге Петру Андреевичу пришлось оставить «Московский телеграф», извиниться перед императором и стать чиновником при министерстве финансов. В связи с назначением на государственную службу поэт вместе с семьей переехал в Петербург.

«Русский Катулл, русский Марциал…»

Село Красное-на-Волге Петр Андреевич унаследовал от отца, которому оно было пожаловано императором. Хотя он никогда здесь не жил, предпочитая Москву, подмосковное Остафьево, а во второй половине жизни — курортные города Европы, однако бывал здесь не раз начиная с 1815 года, в связи с чем рассказывал в «Автобиографическом введении» (1878) следующий анекдот (вероятно, происходящее в нем относится к 1820-м годам): «Однажды приехал я в свою костромскую вотчину, в известное в краю торговое и промышленное село Красное. В воскресенье, по совершении обедни, священник сказал мне и церкви приветственную речь. Говорил он с жаром, народ слушал с благоговением. Выхваляя мои гражданские и помещичьи доблести, продолжал он, указывая на меня: „Вы не знаете еще, какого барина Бог вам дал; так знайте же, православные братья! он русский Гораций, русский Катулл, русский Марциал!“ При каждом из этих имен народ отвешивал мне низкие поклоны и чуть не совершал знамения креста. Можно себе представить, каково было слушать мне и какую рожу делал я при этой выставке и классической пытке».

Так что и такие курьезы помнит старинный Богоявленский храм!

В особенности долго был памятен красноселам приезд Вяземского в 1827 году, после большого пожара, истребившего значительную часть села. Тогда Петр Андреевич оказал погорельцам значительную материальную помощь, без которой Красное могло бы и не возродиться, и заслужил благодарную память о себе как о «добром барине». А для самого Вяземского Красное стало источником вдохновения — здесь или по здешним мотивам он создал многие стихи, в том числе известный «Вечер на Волге».

Служба

Князь довольно стремительно рос в чинах, и к 1839 году стал действительным статским советником. Параллельно с этим он получил орден Святой Анны второй степени и орден Святого Станислава первой степени. Сам же князь относился к своей государственной службе довольно иронично. Он считал себя абсолютно бездарным в финансовых операциях. Временами он вел себя вызывающе, к примеру, демонстративно игнорировал придворные церемонии в Зимнем дворце.

Тем не менее работа Вяземского в министерстве финансов была довольно плодотворной. За время своей служебной деятельности он публиковал несколько экономических статей, поучаствовал в организации русско-английского договора 1843 года, основал библиотеку в департаменте внешней торговли и неоднократно заменял директора департамента при его отсутствии. В 1831 году Вяземский Петр Андреевич организовал Вторую всероссийскую промышленно-художественную выставку. Фактически 13 лет российская внешняя политика держалась на Вяземском. Директором департамента он не стал по чисто формальной причине: так как не был военным.

Военная карьера

В 1812 году, отправив беременную супругу вместе с Карамзиными в Ярославль, камер-юнкер Вяземский записывается добровольцем в народное ополчение и уходит на фронт. Состоял адъютантом при генерале Милорадовиче, участвовал в битве при Бородино и спас из-под огня раненого генерала А. Бахметева, за что впоследствии был награждён орденом св. Владимира IV степени с бантом.

О своём участии в русско-французской войне Петр Андреевич вспоминал с присущим ему юмором: «Я так был неопытен в деле военном и такой мирный московский барич, что свист первой пули, пролетевшей надо мной, принял я за свист хлыстика. Обернулся назад и, видя, что за мной никто не едет, догадался я об истинном значении этого свиста».

Полоса трагедий

В 1830-х в жизни у Вяземского началась темная полоса, состоящая из смертей детей и многих друзей, отдельное место среди которых занимал Пушкин. Из-за пережитых трагедий в творчестве поэта все чаще начала просматриваться меланхоличность, граничащая с мрачностью. А к 40-м годам в нем даже появились религиозные мотивы. Именно тогда пришло официальное признание творческих заслуг поэта – он стал членом Российской академии и Санкт-Петербургской Императорской академии наук.

Постепенно Вяземский стал отходить от активной литературной деятельности. До 1836 года поэт еще планировал издательство собственных альманахов и журналов, но со смертью Пушкина его активность как журналиста и критика едва ли не сошла на нет.

1840-1850 годы

Планомерно поэт отказывался от либерализма в пользу консервативности и религиозности. Параллельно с этим его перестали воспринимать как модного и актуального литератора. Новое поколение читателей считало творчество князя Вяземского устаревшим, а критики не брезговали пренебрежительными острыми фразами в своих отзывах о нем. В критических работах «Языков-Гоголь» и «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» Вяземский резко осудил новое поколение русских литераторов. Из близких ему писателей того времени можно отметить Жуковского, Гоголя, Тютчева и Плетнева. Во время путешествий за границу поэт познакомился и начал хорошо общаться со многими европейскими писателям — Стендалем, Мицкевичем и де Сент-Бевом. С 1840-х Петр Андреевич занялся активной пропагандой русской литературы за рубежом, в чем добился серьезных успехов.

В 1848 году Вяземский обратился к Николаю Первому с «Запиской о цензуре», в которой он предлагал реформировать русскую цензуру. В 1850 году, когда умер седьмой ребенок Петра Андреевича, он совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим, а в начале 50-х лечился в Европе от приступа нервной болезни. На события Крымской войны поэт отреагировал циклом патриотических стихотворений, который широко разошлись по России и некоторым европейским странам.

Петр Вяземский

23 июля 1792 года родился поэт Петр Вяземский.

Личное дело

Петр Андреевич Вяземский (1792 – 1878) родился в Москве в семье действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника князя Андрея Ивановича Вяземского и Дженни О’Рейли. В честь рождения Петра его отец в августе 1792 года за 26 тысяч рублей приобрел небольшое (152 крепостных души) село Остафьево и усадьбу с прекрасной липовой аллеей, наличие которой и стало решающим аргументом при покупке. За семь лет отстроил там шикарный двухэтажный особняк (ныне музей «Русский Парнас»).

Имение Вяземских, в котором провел свои юношеские годы Петр, стало одним из средоточий культурной жизни России начала XIX века. В частности, князь пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Николая Карамзина, который с 1804 по 1815 годы работал здесь над «Историей государства Российского».

Карамзин был женат на сводной незаконнорожденной сестре Петра Екатерине (в девичестве — Колывановой). В ранней молодости Петр Вяземский осиротел — когда ему было всего 10 лет, умерла мать, а спустя 5 лет не стало в живых и отца. Он остался единственным наследником большого состояния. Карамзин был назначен его опекуном. У них были столь теплые отношения, что в одном из своих стихотворений Петр назвал его «вторым отцом».

Благодаря опеке Карамзина, юный князь с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. Он получил прекрасное домашнее образование, а в 1805 году был отдан в Петербургский иезуитский пансион при Педагогическом институте. Однако всего через год Петр вернулся в Москву, так как его неудержимо влекла разгульная жизнь и совсем не нравилось монастырское воспитание. Дома начал брать частные уроки у приглашаемых немецких профессоров. В 1805 году поступил на службу в Межевую канцелярию юнкером.

Мальчик очень рано начал пробовать перо. Первое известное произведение — франкоязычную трагедию «Эльмира и Фанор» он написал в 1802 году – в 10 лет. В 1808 году в «Вестнике Европы» вышло его первое опубликованное стихотворение (под криптонимом К. П. В..ий) — «Послание Жуковскому в деревню».

В раннем творчестве испытал мощное влияние со стороны ведущих русских поэтов конца XVIII-начала XIX вв. — Гавриила Романовича Державина, Ивана Ивановича Дмитриева, Василия Андреевича Жуковского, а также французской «легкой поэзии». В то время русский язык еще не стал основополагающим литературным. Его создателем считается Пушкин. А с ним Вяземский познакомился и подружился намного позже.

Регулярно публиковаться Петр Вяземский начал с 1809 года. В 1813—1817 годах он уже считался одним из самых перспективных молодых поэтов России. Он достаточно быстро выработал собственную манеру, которая поражала современников «Вольтеровой остротой и силой» (А. Ф. Воейков) и одновременно вызывала ассоциации с «живой и остроумной девчонкой» (К. Н. Батюшков), писал в самых разных жанрах — от эпиграммы и дружеского послания до басни и сатирических куплетов. Он вступает в литературное общество «Арзамас», заводит множество дружеских связей в литературных кругах, находится в постоянном личном и творческом контакте с Василием Жуковским, Константином Батюшковым, Василием Пушкиным.

В 1817 г. друзья выхлопотали Вяземскому назначение в Варшаву в качестве переводчика при императорском комиссаре в Царстве Польском. Он неоднократно лично встречался с императором Александром I, был переводчиком при императоре. Вяземский присутствовал в Польше, когда открывали первый сейм, составлял вместе с другими чиновниками «Государственную грамоту Российской империи», обсуждал с императором вопросы, связанные с будущей конституцией. В марте 1819 года Вяземский получил чин надворного советника, а уже 19 октября того же года — равный полковнику чин коллежского советника.

Либеральная атмосфера Варшавы того времени была горячо воспринята легко увлекающимся Вяземским. Будучи представителем когда-то влиятельного древнего рода, он тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспечённой аристократии и изоляцией старинного родовитого дворянства.

Переживания Вяземского этого периода близко совпали с настроениями и идеями декабристов. В 1820 году он вступил в Общество добрых помещиков и подписал записку об освобождении крестьян, поданную императору графом М. С. Воронцовым.

Однако отказ Александра I от идеи проведения масштабных реформ разочаровал Вяземского. Свои убеждения он не боялся демонстративно высказывать в получивших широкую известность стихах («Петербург», «Негодование», «К Кораблю»), частных письмах и беседах. В результате Вяземский был отстранён от службы. В апреле 1821 года, когда он находился в отпуске в России, ему запретили возвращаться в Польшу. Оскорбленный князь подал в отставку, отказавшись, в том числе, и от придворного звания камер-юнкера. Александр I высказал ему неудовольствие и отставку принял.

В итоге Вяземский стал считаться опасным оппозиционером. Начиная с 1820 года за ним была установлена тайная слежка. Вплоть до 1828 года он был в опале у властей и жил, в основном, в Москве.

В это время поэзия для Вяземского заметно отошла на второй план — он увлекся журналистикой, работал в популярнейшем русском журнале «Московский Телеграф», выступал с острыми критическими статьями и рецензиями, перевел на русский язык роман Бенжамена Констана «Адольф» и «Крымские сонеты» своего близкого друга Адама Мицкевича, планировал написать роман.

Журналистская деятельность князя и его критические выступления вызывали неудовольствие правительства. В 1827 году против Вяземского была развернута настоящая кампания травли — его обвиняли в «развратном поведении» и дурном влиянии на молодежь. В 1828-29 годах князь, пытаясь защитить своё честное имя, обратился к Николаю I с «Запиской о князе Вяземском, им самим составленной», в котором откровенно объяснял свою позицию, и одно время даже собирался эмигрировать.

В итоге Вяземский все же вынужден был оставить «Московский телеграф».

К 1829 году материальное положение семьи Вяземских стало совсем плачевным. Ради семьи Петр решил примириться с императором и написал Николаю письмо с извинениями. Монарх потребовал принести их в устной форме не только ему, но и своему царственному брату в Варшаве.

После принесенных извинений Вяземский был принят на службу чиновником особых поручений при министре финансов. В связи с поступлением на службу в апреле 1830 года переехал из Москвы в Петербург, а позже перевез в столицу семью.

Дальнейшая служба Вяземского также была связана с Министерством финансов: он занимал должности вице-директора департамента внешней торговли (1833—1846), управляющего Главного Заёмного банка (1846—1853), члена совета при министре финансов (1853—1855).

Рос и в чинах: статский советник (1833), действительный статский советник (1839), получал награды — орден Святой Анны 2-й степени с короной (1837), орден Святого Станислава 1-й степени (1848), неоднократно награждался денежными выплатами и арендой.

За время работы он написал несколько статей экономического характера, участвовал в разработке русско-английского договора 1843 года, неоднократно управлял департаментом внешней торговли в отсутствие директора, выступил организатором Второй Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве в 1831 году. Фактически на протяжении 13 лет внешняя торговая политика России находилась в ведении Вяземского. Не возглавил департамент он по чисто формальной причине: поскольку в структуру ведомства входил Корпус пограничной стражи, директором департамента мог быть только военный.

В 1830-х годах в жизни Вяземского началась полоса личных трагедий: смерти детей, многочисленных друзей, среди которых особое положение занимал Пушкин. В связи с пережитыми утратами творчество поэта становится все более меланхоличным, в нём преобладают стихи-воспоминания, появляются религиозные мотивы.

От активной литературной деятельности Вяземский постепенно отходит. В 1831, 1833 и 1836 годах. он ещё планировал издавать собственные журналы и альманахи, активно участвовал в пушкинском журнале «Современник», но со смертью Пушкина его активность в качестве критика и журналиста практически сошла на нет.

По иронии судьбы, именно в это время приходит официальное признание его литературных заслуг — членство в Российской Академии (2 декабря 1839 г.) и Санкт-Петебургской Императорской Академии наук (19 октября 1841 г.)

Во время зарубежных путешествий 1835 и 1838—1839 годов Вяземский свел приятельство с многим европейскими писателями; наиболее близкие отношения у него возникли со Стендалем, творчество которого князь высоко ценил, также он дружил с Адамом Мицкевичем, Шарлем де Сент-Бёвом, общался с Шатобрианом, Ламартином, Гюго, Альфредом де Мюссе. Вяземский активно пропагандировал за рубежом русскую литературу и добился в этом заметных успехов.

В 1848 году вышла в свет написанная Вяземским ещё в конце1830-х годов биография драматурга Дениса Фонвизина — первая русская биография писателя. Она ещё в рукописи получила восторженную оценку Пушкина («книга едва ли не самая замечательная с тех пор, как пишут у нас книги»). Однако, пролежав в рукописи 18 лет, биография опоздала к читателю, да и издана была крохотным тиражом 600 экземпляров.

В марте 1848 года Вяземский попытался обратить на себя внимание Николая I запиской о цензуре, где предлагал коренным образом реформировать русскую цензуру и доверить руководство ей честному и образованному человеку. По следам этой записки в России был создан так называемый Бутурлинский комитет, однако на служебном положении самого князя это никак не отразилось.

В 1850 году после смерти своего седьмого ребёнка — 36-летней дочери Марии, Вяземский предпринял паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, после чего лечился от тяжелого приступа нервной болезни в Европе.

Некий ренессанс случился с Вяземским лишь после начала Крымской войны. Пётр Андреевич отреагировал на нее циклом ярких патриотических стихотворений, которые широко публиковались в России и были переведены на несколько европейских языков. Также он написал по-французски книгу политической публицистики «Письма русского ветерана 1812 года о Восточном вопросе, опубликованные князем Остафьевским» (1854—55), которая была издана в Бельгии, Швейцарии и Пруссии (на русский язык книга была переведена в лишь в 1883 году).

После воцарения Александра II, который всегда относился к князю с большим уважением и симпатией, Вяземский в июне 1855 года вернулся из Швейцарии в Россию и получил пост товарища министра народного просвещения при министре Аврааме Сергеевиче Норове. В декабре 1856 — марте 1858 одновременно возглавлял Главное управление цензуры, руководил подготовкой цензурной реформы.

К концу 1850-х годов Вяземский уже пользовался немалым влиянием при дворе, был одним из любимых приближенных императрицы Марии Александровны, посвятил немало стихотворений ей и другим членам правящего дома (в том числе написал стихи на рождение будущего императора Николая II).

В августе 1855 года стал тайным советником, в декабре того же года — сенатором. В марте 1861 года — гофмейстером Двора Его Императорского Величества, а в октябре 1866 года — членом Государственного совета. В 1861 г. в Петербурге было торжественно отпраздновано 50-летие литературной деятельности поэта.

Деятельность князя на посту главы русской цензуры вызывала полярные оценки — от литераторов старшего поколения он слышал похвалы, от «революционных демократов», в том числе Александра Герцена — ругань в свой адрес. Она завершилась в марте 1858 года. Вяземский ушел в отставку, заявив, что предпочитает бороться с цензурой как писатель, а не как её начальник. После ухода в отставку сохранил, тем не менее, влияние при дворе.

Ещё в конце 1810-х годов Вяземский начал страдать нервной болезнью, со временем только усугублявшейся (современный исследователь Л. А. Юферев ставит князю диагноз «рекуррентное депрессивное расстройство»). Болезнь сопровождалась тяжелыми приступами депрессии и мучительной бессонницей, от которой Вяземский безуспешно лечился с помощью хлоралгидрата; эти образы стали одними из главных в поздней лирике поэта.

С конца 1850-х годов князь преимущественно жил в Европе — в Германии, Австрии, Италии, Франции и Швейцарии. Посвятил множество стихотворений европейским городам — Венеции, Берлину, Виченце, Вероне, Женеве, Флоренции, Дрездену, Праге, Карлсбаду, Ницце, Веве и т. д. Однако не забывал и родину – регулярно бывал в России, главным образом в Москве, Петербурге и его дворцовых пригородах.

В 1866 году Петр Вяземский стал основателем и первым председателем Русского исторического общества. Летом 1867 года в свите императрицы совершил большое путешествие по Крыму и Молдавии, после чего написал большой цикл стихотворений «Крымские фотографии 1867 года». Регулярно публиковал в журнале «Русский Архив» выдержки из своих записныx книжек, которые с перерывами вел с 1810-х годов, и мемуарные статьи, в том числе резко полемическую «Воспоминание о 1812 годе», направленную против искажения истории в «Войне и мире» Льва Толстого.

О русской литературе 1850—1870-х годов Вяземский отзывался по преимуществу отрицательно — в частности, его возмущали произведения Александра Островского и Николая Некрасова. С оговорками он принимал творчество Ивана Тургенева, Алексея Писемского, Ивана Гончарова, Алексея Толстого, Аполлона Майкова.

На протяжении 1850—1870-х годов Вяземский продолжал писать стихи в разных жанрах: от политического памфлета и эпиграммы до стихов-посвящений умершим друзьям и придворных од.

В начале октября 1862 года в Москве тиражом в 1186 экземпляров вышел первый и единственный прижизненный сборник Вяземского «В дороге и дома», включавший 289 стихотворений. Успех сборника был весьма скромен — за два года не удалось продать и половину тиража.

Если 1850—1860-х годах князь активно публиковался в российской прессе, то начиная с 1870-х годов практически перестал печататься. В поздней лирике развивал ранние темы и мотивы собственной поэзии, пытался модернизировать эстетику классической русской поэзии XIX века, приспособить её к требованиям нового времени. Начиная с 1850-х гг. испытывал влияние со стороны одного из своих ближайших младших друзей — Федора Ивановича Тютчева; поэты посвятили друг другу ряд стихотворений.

Последняя большая публикация Вяземского в России (20 стихотворений) состоялась в апреле 1874 года.

С 1873 года князь преимущественно жил на водах в немецком Хомбурге, где работал над подготовкой 12-томного Полного собрания своих сочинений и «постскриптумами» к своим старым статьям. Физическое и психическое состояние старого князя постепенно ухудшалось.

10 ноября 1878 года Петр Вяземский скончался «от старческой слабости» в отеле «Beausejour» одного из своих любимых европейских курортов — Баден-Баден. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.

Чем знаменит

П.Ф.Соколов. Портрет князя П.А.Вяземского. 1824. ГЛМ

Петр Вяземский входил в пятерку самых популярных писателей своего времени. Его неоднократно называли «остроумнейшим русским писателем». Стихотворения Вяземского становились народными песнями («Тройка мчится, тройка скачет…»), цитаты — пословицами («И жить торопится, и чувствовать спешит», «квасной патриотизм», «Дедушка Крылов»).

Однако по мере отхода от либерализма и свободомыслия и перехода к консерватизму и глубокой религиозности Вяземский постепенно перестал восприниматься как модный и актуальный писатель. Новому поколению читателей его творчество казалось уже устаревшим, а критики, в том числе Виссарион Белинский, отзывались о нём с пренебрежением и даже с откровенной издевкой.

Современники не оценили позднее творчество Вяземского — его стихи воспринимались уже как безнадежно архаичные, стали предметом насмешек и многочисленных пародий (в их числе Василия Курочкина и Дмитрия Минаева).

Несмотря на огромный вклад, внесенный Вяземским в развитие русской литературы XIX века, он долгое время не рассматривался в качестве самостоятельного и крупного явления. Уже в конце XIX века Вяземский как поэт был практически забыт.

Большой вклад в «открытие» Вяземского внесли в 1920-х гг. советские литературоведы Лидия Гинзбург и Вера Нечаева. Однако во времена СССР Вяземский воспринимался не более чем «поэт пушкинской поры» или «пушкинского круга». На первый план выдвигались ранние годы творчества поэта, всячески подчеркивались его «революционность», «богоборчество» и дружба с декабристами, в то время как поздние годы рассматривались как малоценные в силу своей «реакционности». Официальные и религиозные стихи Вяземского не переиздавались, записные книжки полностью не изданы до сих пор.

Лишь начиная с 1980-х годов восприятие Вяземского в истории русской литературы меняется. Он начинает рассматриваться как крупный самодостаточный поэт, оказавший огромное влияние как на свою эпоху, так и на последующие периоды русской литературы (так, Иосиф Бродский называл Вяземского одним из своих главных учителей).

Не меньший интерес представляют и мемуары Вяземского на основе записок, которые он вел шестьдесят с лишним лет. В своей «Старой записной книжке» он собрал воспоминания о высшем светском обществе конца XVIII и начала XIX веков, а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвящённых наиболее дорогим для него умершим людям.

«Старая записная книжка» Вяземского — объёмная хроника русской и зарубежной жизни — была после его смерти опубликована в 3-х томах и вновь переиздана в России в 2003 году.

О чем надо знать

Петр Вяземский отказался участвовать в тайном обществе декабристов. Но перед арестом Пущина зашел к нему с предложением сохранить бумаги, какие друг сочтет нужным. Только через 32 года Вяземский вернул поэту портфель с запретными стихами многих авторов. Только за один поступок хранения таких документов Петр мог пойти на каторгу.

Однако, несмотря на добровольно предложенную помощь в хранении запретных бумаг, участвовать в восстании декабристов Вяземский не стал. Он считал, что кровавые методы переворота неприемлемы и нужно искать более мирные варианты.

Не будучи сторонником декабристов, Вяземский воспринял разгром восстания 14 декабря 1825 года как огромную трагедию и резко осудил казнь пятерых участников восстания, троих из которых знал лично. Однако со временем пересмотрел многие свои оценки и в старости отзывался о декабристах уже без всякого сочувствия.

Прямая речь

Пушкин – Вяземскому (1823 год): «Прозу-то не забывай; ты да Карамзин одни владеют ею»

Литкритик Д. С. Мирский о поэзии Вяземского: «Нет ничего менее романтического, чем его ранние стихи: это или изящные, отделанные и холодные упражнения в поэтических общих местах, или блестящие опыты во всякого рода литературных играх со словом, где каламбур рождает каламбур, шутка — шутку, нагромождая целые горы словесного юмора».

Мирский о личности Вяземского: «Он имел несчастье пережить всех своих современников. И хотя его поэтический талант принес свои лучшие плоды именно в последние годы, Вяземский был забыт и покинут критикой и читателями задолго до своей смерти. Он превратился в ворчливого реакционера, от всего сердца ненавидевшего всех и каждого, родившегося после 1810 года».

11 фактов о Петре Вяземском

  • Родители Петра Вяземского познакомились, когда князь Андрей совершал турне по Европе. К моменту их знакомства Дженни О’Рейли была замужем за офицером французской армии, и ей потребовался развод. Отец и мать Андрея. Вяземского были категорически против брака, но тот был непреклонен и женился на избраннице, которая впоследствии стала известна под именем княгини Евгении Ивановны Вяземской.
  • Первое произведение – эпиграмму — Петр Вяземский написал в детстве на своего русского преподавателя. После этого поссорился с ним практически сразу. И больше его для своего обучения уже не приглашал. Эпиграмма же имела большую популярность в кругу немецких профессоров.
  • В молодости участвовал в Отечественной войне с Наполеоном, добровольцем вступил в народное ополчение и принимал участие в Бородинском сражении в чине поручика. На поле боя спас раненого генерала А. Н. Бахметева, за что получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.
  • По мнению некоторых исследователей, рассказы Вяземского об участии в битве при Бородине были использованы Львом Толстым во время создания «Войны и мира».
  • Вяземский принимал активное участие в жизни «Арзамаса» и борьбе между сторонниками Карамзина и Шишкова. В группе он получил прозвище Асмодей.
  • В 1818 году в Варшаве Вяземский вступил в масонскую ложу Северного Щита.
  • Вяземский и Александр Пушкин познакомились в Царском Селе в 1816 году и поддерживали близкие отношения до самой смерти Пушкина. Пушкин высоко ценил творчество Вяземского, особенно его журнальную прозу, посвятил ему несколько стихотворений и третье издание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Пушкин неоднократно ставил эпиграфами к своим произведениям цитаты из Вяземского («Евгений Онегин», «Станционный смотритель»), неоднократно цитировал Вяземского в своем творчестве, ввел его как действующее лицо в «Евгения Онегина». По свидетельству Е. Ф. Розена, Пушкин даже ввел негласный запрет на критику Вяземского в своем присутствии. В свою очередь Вяземский с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, посвятил ему свой перевод романа «Адольф» (1831), выступил издателем поэмы «Бахчисарайский фонтан», испытал сильное и благотворное влияние пушкинской стилистики. Некоторые стихи Вяземского — например, «Водопад» (1825) и «Казалось мне: теперь служить могу…» (1828) — были выправлены Пушкиным лично.
  • Именно Вяземский еще в 1827 году придумал название пушкинского журнала «Современник» и разработал его концепцию.
  • Вяземский — единственный пример, когда поэт, прошедший 70-летний творческий путь, издал одну-единственную книгу стихов, причем в 70-летнем возрасте
  • В 1811 году Петр Вяземский женился на княжне Вере Фёдоровне Гагариной. Несмотря на то, что Вера была намного старше Петра, брак оказался счастливым и долгим, у них родилось восемь детей.
  • В Баден-Бадене скончались два близких друга Вяземского, дочь, внук, а впоследствии и жена. Поэт посвятил ему множество стихотворений, в том числе «Уж если умереть мне на чужбине, так лучше здесь, в виду родных могил…».

Материалы о Петре Вяземском

Князь Петр Вяземский: биография и творчество

Другие поэты старшего поколения. Д. С. Мирский

Статья о Петре Вяземском в Википедии

Вяземский, Пётр Андреевич в библиотеке Максима Мошкова

Смена императора

Когда в России стал главенствовать Александр Второй, с которым у Вяземского всегда складывались хорошие отношения, князь стал товарищем министра народного просвещения, и возглавил Главное управление цензуры. В конце 1850 годов он был уважаемым человеком при дворе, и одним из любимых приближенных для императрицы Марии Александровны. Вяземский посвятил ей немало стихотворений, как и другим представителям правящего дома. Он вновь активно стал подниматься по карьерной лестнице и в 1866 году стал обер-шенком Императорского Двора. В 1861 году в городе Петербурге торжественно отпраздновали 50-летний юбилей писательской деятельности Петра Андреевича.

В 1858 году Вяземский покончил с активной служебной деятельностью, заявив, что предпочитает бороться с цензурой как писатель. При этом его авторитет при дворе остался неизменным. Еще в конце 1810-х князь начал страдать от нервного заболевания, которое со временем усугублялось. Оно сопровождалось мучительной бессонницей и тяжелыми приступами депрессии.

Странствия

В конце 1850-х поэт основное количество времени пребывал в Европе. Многим европейским городам он посвящал свои стихотворения. Приезжая в Россию, он останавливался в Москве или Петербурге. В 1866 году князь основал Русское историческое сообщество. Летом 1867 он в составе свиты императрицы отправился в путешествие по Крыму и Молдавии, после которого на свет появился поэтический сборник «Крымские фотографии 1867 года».

О российской литературе 1850-1870 годов Вяземский отзывался в основном отрицательно. Произведения Островского и Некрасова его сильно возмущали. С некоторыми оговорками поэт принимал творчество Тургенева, Писемского, Гончарова, Толстова и Майкова. Сам же Петр Вяземский, биография которого, к сожалению, подходит к концу, тем временем активно писал стихи, не ограничивая себя рамками какого-либо определенного жанра. В октябре 1862 года вышел его сборник «В дороге и дома», в состав которого вошло 289 стихотворений. Это издание стало первым, и последним прижизненным сборником поэта. До 1870-х поэт активно публиковался в прессе.

Поздняя лирика

В последних стихах Вяземский Петр Андреевич, краткая биография которого стала предметом нашего сегодняшнего разговора, развивал ранние темы и мотивы своей поэзии. Он стремился к модернизации эстетики классической русской поэзии девятнадцатого века. С 50-х годов в его творчестве просматривалось влияние молодого соратника – Федора Тютчева. Современники не оценили поздние работы Вяземского. Над его стихами насмехались, их пародировали и воспринимали как безнадежно архаичные.

Постепенно физическое и психологическое состояние князя ухудшалось. 10 ноября 1878 года он умер от «старческой слабости» в отеле города Баден-Бадена. Тело князя было перевезено в Россию. Петр Вяземский, фото которого сохранились в небольшом количестве, был похоронен на Тихвинском кладбище.

Творчество

Столь же многолика, как общественная деятельность Вяземского, его поэзия. Первые стихи Петра Андреевича были подражанием произведениям Жуковского и Карамзина, однако затем у поэта «прорезался» собственный голос. Вяземский даже раньше Пушкина привнес в поэзию простую человеческую речь. Эволюция слога Петра Андреевича видна при сравнении стихотворений «Первый снег» (с длинными строками и тяжеловесными рифмами) и «Береза» (с афористичными определениями). Как и Пушкин, Вяземский довольно много стихов посвятил осени.

Петр Вяземский — «Тройка». Читает Павел Беседин

Лучшие произведения князя (например, «Тройка») стали народными песнями. Вновь обретенная литератором в зрелом возрасте религиозность нашла отражение в его духовных стихотворениях («Молитва»). При помощи Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова баллады Вяземского получили новую жизнь в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».

Излюбленным жанром князя была поэтическая сатира, включавшая как политические эпиграммы, так стихотворные шутки, адресованные друзьям. В поздних произведениях Вяземский предвосхитил литературные эксперименты Серебряного века. Не меньшее значение, чем поэзия, имеют заметки Петра Андреевича, собранные им анекдоты и остроты его авторства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]