Какова история и в чем помогает икона “Ангел Златые Власы”

Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.

Значение и содержание иконы

Если проследить иконографический образ Серафима Саровского, который появляется после 19 века, то описание иконы просто и лаконично. Практически всегда преподобный изображается с благословляющим жестом и четками в другой руке.

По сути, эти детали отражают общий смысл всего жития старца, он всегда молился (часто уходил в затвор, 1000 дней стоял в молитве на камне и совершал другие подвиги) и давал людям различную пользу. Помимо этого, есть иконы Серафима Саровского с клеймами, значение которых понятно – там изображаются наиболее существенные детали жития, описываются различные подвиги.

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика — ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии. Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща — зеленый, а хитона (рубашки) — красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах. Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения. Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною

Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области. Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию. Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле. С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного. Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста, в другом случае — руки сложены в молитве. Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону

Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах. Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

Описание иконы

Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.


Копия иконы XII века на холсте

Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.

Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.

Значение и описание святыни

На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.

Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.

Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.

Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.

Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.

Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.


Золотые волосы выполнены в стиле «ассиста»


Во взгляде кроется сочувствие к человеку


Греческий тип лика

История святого Серафима

Серафим Саровский – иеромонах Саровского монастыря, ставший небесным покровителем. Такой чин получают святые, которые фактически возводятся в ранг ангелов. Многие верующие выбирают этих святых себе на весь земной путь. Они не выбирают, о чем молиться иконе Серафима Саровского, а просят обо всем и о великом и о малом.

Родился Серафим 19 июля в 1759 году в Курске в семье богатого купца. И с самого раннего возраста с ним начали происходить самые различные чудеса. Так, например, ярким примером такого чуда является то, что в детстве он не смог удержаться на колокольне храма и упал на глазах у толпы, однако, на удивление всех окружающих, был жив и невредим. После этого было и много других чудес, а сам святой непрестанно стремился к подвижническим подвигам. Хотя он вполне мог бы сделать карьеру купца и наслаждаться разными благами и удовольствиями, с юношеских лет он отправляется служить монахом и отвергает простые радости ради достижения высшего блага.

История создания святого лика

К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.


Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи

Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона. Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря. Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.

В чем помогает

Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.

В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:

  • он должен был принести добрую весть Елизавете, находящейся в преклонных годах и не имевшей детей, о рождении сына, ставшего известным, как Иоанн Креститель или Предтеча;
  • вторую добрую весть Гавриил принес Марии, указав на ее предназначение от Бога и рождение Иисуса Христа.


Икона архангела Гавриила «Златые Власа»

Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.

Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.

Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ АНГЕЛА ЗЛАТЫЕ ВЛАСЫ

Комментариев нет

Православная икона Ангел Златые власы – прекраснейшее произведение искусства, датируемое ХІІ веком. Икона является самой древней в коллекции Государственного Русского музея. Создана икона предположительно в Новгороде, а изображен на ней Архангел Гавриил. Образ написан в византийском стиле — ярко выраженный восточный тип лица Архангела, его огромные миндалевидные глаза, высокий подбородок – все свидетельствует о том, что на неизвестного художника оказала большое влияние именно византийская школа иконописи.

Несмотря на свою древность, христианская икона Златые власы довольно-таки неплохо сохранилась, и сегодня мы можем полюбоваться ею в одном из залов музея. Исследователи считают, что этот образ находился в иконостасе одного их новгородских храмов, и был одной из трех икон так называемого деисусного чина (группы из трех икон, в центре которой всегда располагается образ Христа), однако остальные иконы из этой группы не удалось обнаружить. Название дано иконе за то, что волосы Гавриила как бы разделены золотыми нитями, что создает общее впечатление «златовласости».

Православная молитва перед иконой Ангел Златые власы

Архангел Гавриил – самый добрый вестник, он приносит исключительно хорошие новости, поэтому в богослужебных книгах его называют служителем чудес. В связи с тем, что в Библии он дважды являлся, чтобы сообщить о скором зачатии младенцев – святой праведной Елизавете, матери пророка Иоанна Крестителя, и Пресвятой Деве Марии – перед иконой Ангел Златые власы, принято молиться об исцелении от бесплодия, о помощи в усыновлении, о благополучном течении беременности. В книге Товита сказано, что Гавриил – один из семи Архангелов, которые приносят Богу молитвы от верующих и имеет дерзновение являться пред Лицо Бога. Кроме того, святой Архангел считается покровителем музыкантов и учителей, поэтому православная икона Златые власы станет прекрасным подарком для православных представителей этих профессий. Кроме того, ее вполне уместно дарить мужчинам и юношам, носящим имя Гавриил.

Где купить православную икону Ангел Златые власы?

Православная икона Ангел Златые власы – редко встречающееся в иконных лавках изображение, поэтому тем, кто хочет приобрести для себя или на подарок эту прекрасную икону, можно порекомендовать обратиться к художникам-иконописцам либо в православный интернет-магазин, где Вашему вниманию предложат различный рукописные варианты этого древнего изображения. Рукодельницы могут своими руками вышить ее, купив набор для вышивки бисером или крестиком в магазине товаров для рукоделия.

Смотреть на видео кто такие ангелы

Молитва архангелу Гавриилу

Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:

«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил».

«О пречудный Архангеле Божий Гаврииле, усерднейший молитвенниче о душах наших, в день торжества твоего усердно молим тя, заступника нашего: испроси святыми твоими всемощными молитвами пред Престолом Божиим всегда возносимыми, (святый храм сей до конца мира сего сохранити), веру Христову утвердити, укрепити и расширити, православным христианом святоотеческую православную веру до конца дней непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Божием, наследити же нам Царствие Небесное, и вкупе с тобою прославити Пречестное и Великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Советуем изучить Молитвы Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Ангел Хранитель — посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа — защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом. Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов, которые располагаются в зависимости от могущества.


Икона Ангела Хранителя

Давление на директора

5 октября директор Русского музея Владимир Гусев собрал совещание по поводу ситуации с «Ангелом Златые власы». Шалина и еще один сотрудник музея, присутствовавший на собрании (пожелал остаться анонимным по личным причинам) сообщили, что Гусев подготовил большое письмо в министерство культуры. По словам сотрудников музея, в письме говорится о том, что четыре миллиона, предлагаемые Шмаковым на реставрацию церкви Михайловского замка, недостаточная сумма.

По словам присутствовавших на совещании сотрудников, Гусев также говорил, что «на него оказывается давление». «Он сказал, что ему кто-то звонит, но не сказал, кто. Гусев сказал, что если икона не будет перенесена, то он больше не будет директором музея», — сказал Русской службе Би-би-си присутствовавший на совещании сотрудник музея.

Сам Гусев в разговоре с Русской службой Би-би-си сказал, что такого не было. «Я не говорил такого. Вот с сотрудниками, которые это сказали, с ними и общайтесь», — заявил он в ответ на просьбу прокомментировать фразу о возможном увольнении.

10 октября шесть сотрудников Русского музея направили прокурору Санкт-Петербурга Сергею Литвиненко заявление с просьбой «обеспечить сохранение» «Ангела Златые власы и «пресечь давление на директора музея со стороны минкультуры РФ». Коллектив музея также направил письмо главе Союза музеев России Михаилу Пиотровскому с просьбой «не допустить изъятие произведения из основной экспозиции Русского музея».

По данным петербургского издания «Город 812», в тот же день после подачи жалобы в прокуратуру министр культуры Владимир Мединский якобы позвонил директору Русского музея и сообщил, что попытки переместить «Ангела Златые власы» будут прекращены. Также, пишет издание, министр просил Гусева «остановить возмущение, выражаемое в прессе».

Во вторник, 17 октября, музей выпустил пресс-релиз, в котором говорится, что никакого давления ни со стороны министерства культуры, ни со стороны министра не было, и что увольнением директору музея никто не грозил. Также руководство музея отмечает, что претензий на икону не высказывала и церковь.

В минкульте в ответ на запрос с просьбой подтвердить факт разговора Мединского с Гусевым Русской службе Би-би-си сообщили, что у них нет информации о таком разговоре. В ведомстве отметили, что Мединский регулярно общается с музеями, и содержание разговоров не протоколируется.

Сам Гусев сказал, что оставляет за собой право не комментировать свои частные разговоры.

«Ангелу „Златые власы“» уготовят новую участь

О том, что одна из самых ценных икон конца XII века, написанная, по разным мнениям, византийскими или киевскими, а возможно, новгородскими мастерами, хранящаяся в Государственном Русском музее, может покинуть его постоянную экспозицию, TANR рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ Ирина Шалина. Она, в частности, сообщила, что бизнесмен Сергей Шмаков направил на имя директора ГРМ Владимира Гусева уже не одно письмо, в которых сообщает, что для иконы «Ангел „Златые власы“» сделан специальный киот для переноса из музейных залов в пока закрытую церковь Михайловского замка.

Михайловский замок, построенный для императора Павла I, с 1991 года входит в состав Русского музея. Чтобы открыть церковь Михаила Архангела для богослужений, господин Шмаков предлагает отреставрировать ее за счет средств Группы (один из крупнейших девелоперов загородного рынка Московской области), владельцем и президентом которой он является.

История взаимоотношений Сергея Шмакова и Русского музея насчитывает уже почти десять лет. По просьбе Русской православной церкви и по разрешению Министерства культуры России в конце 2009 года музей передал на временное экспонирование в церковь в подмосковном поселке Княжье Озеро, застройщиком которого является ГК «Сапсан», икону Торопецкой Богоматери XIV века. В оговоренные сроки икона в музей не вернулась, а еще через два года специальным распоряжением Минкультуры была, по документам, изъята из фондов ГРМ и передана на постоянное хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря. Физически икона остается в подмосковной церкви, а юридически находится на балансе «грабарей».

По словам Ирины Шалиной, неделю назад в ГРМ приезжал министр культуры Владимир Мединский, который попросил показать ему, в каких условиях «Ангел „Златые власы“» представлен в экспозиции. По словам сотрудников музея, условия экспонирования вполне удовлетворили министра.

Как рассказала Ирина Шалина, икона «Ангел „Златые власы“» никогда не была молельным образом, она является частью крупной композиции бывшего деисусного чина, в которой играла свою роль — роль посредника между просящими и образом Спасителя. Делать из нее молельный образ — значит присвоить этой иконе роль, на которую она никогда не предназначалась.

«В своих письмах Сергей Шмаков пишет, что, когда икона будет выставлена в церкви Михайловского замка, со всей России туда пойдут паломники поклоняться этому образу, — говорит Ирина Шалина. — Но почему? Что в этом образе такого, что отличает его от других изображений архангелов, от действительно намоленных русских икон, кроме того, что это шедевр искусства XII века? Это художественный памятник, у нас в стране нет больше ни одной иконы такого типа, и ее надо не только беречь особым образом, но и сделать всеобщим достоянием, чего в пространстве церкви достичь невозможно».

Как сказал в коротком разговоре с корреспондентом TANR Владимир Гусев, директор Русского музея, шум вокруг этой темы поднят напрасно. «Нет предмета для разговора, — сообщил Гусев. — Никто ничего не изымает, это просто волна истерики, неуместных разговоров». Официальную позицию музейного руководства по этому вопросу обещают объявить на будущей неделе.

Левон Нерсесян, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, считает, что эту ситуацию спровоцировала позиция руководства ГРМ. «Шмаков здесь ни при чем, на его месте мог быть кто угодно. За все отвечает дирекция музея, — высказал свое мнение Нерсесян. — Наша галерея чуть ли не ежедневно отвечает на такие запросы, мы постоянно объясняем, почему не можем даже на временное хранение передавать куда-то свои экспонаты. И если бы несколько лет назад петербургский музей занял бы твердую, профессиональную позицию, сегодня не пришлось бы снова говорить о защите экспонатов Русского музея».

В Третьяковской галерее была похожая история в конце 1990-х годов. Тогда Церковь просила передать ей икону Владимирской Богоматери для совершения богослужений. Музейные сотрудники настояли на том, чтобы икона из-за ветхого состояния осталась в музее, но одновременно верующим была предоставлена возможность молиться на чудотворный образ. Для этого входящую в комплекс Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке церковь Святителя Николая оборудовали музейным климат-контролем и перенесли туда в специальном киоте икону. Туда же по большим праздникам выносят из постоянной экспозиции «Троицу» Андрея Рублева — эту икону РПЦ около десяти лет назад также хотела получить для поклонения верующих в Троице-Сергиевой Лавре, что вызвало серьезное общественное противостояние.

Напомним, что в настоящее время вопросы перемещения религиозных предметов из музеев, а также недвижимости регулируются принятым в 2010 году законом «О возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям».

К моменту публикации материала официальный комментарий ГК «Сапсан» получить не удалось; по словам пресс-секретаря Сергея Шмакова, официальное заявление для прессы пока не готово.

Молитва Архангелу Гавриилу: очень сильная защита

Кто такой Архангел Гавриил?

  • Архангел Гавриил – это Ангел, который был предводителем у борцов с темными силами.
  • Благодаря его смекалке и силе, дьявол был свергнут в ад и добро восторжествовало.
  • С тех пор Архангела Гавриила просят о защите от бесовских проделок, да и от злых людей.

В каких бедах Архангел Гавриил помочь сможет?

Этот Святой может помочь в самых сложных ситуациях жизненных, но более всего вот от чего защитить он сможет:

  • от порчи и сглаза;
  • от сплетников и их проделок;
  • от завистников;
  • от соперников;
  • от вмешательства потусторонних сил и магии в жизнь человека.

В борьбе с этими и подобными проблемами Архангелу Гавриилу нет равных.

Как просить его о помощи?

  • Просить защиты у этого Святого надо с верой в него и в Господа Иисуса Христа.
  • Если человек не верит, но все равно будет молиться Архангелу Гавриилу, то тот посчитает это неуважением ко всему православную и не окажет помощь.
  • Молитву можно читать традиционную православную, а можно попросить и своими словами.
  • Вот как может звучать молитва: “Святой Архангел Гавриил, прошу помощи я у тебя и защиты. Огради меня от козней бесов и дьявола. Отгони от меня сатану. Не дай людишкам злым и подлым в судьбу мою вмешаться и подпортить ее. Сохрани здоровье семьи моей и мир в нашем доме посели на веки. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!”
  • В каждое слово молитвы надо вкладывать всю душу и не жалеть своих сил и времени для молитвы.
  • Но следует помнить, что молитва защитная не имеет ничего общего с магическим ритуалом. Вы не заговор читаете, а святое писание.
  • Не желайте зла обидчикам своим, если читать молитву надумаете для защиты от их дел недобрых.

У кого еще защиты попросить можно?

  • Кроме Архангела Гавриила, можно защиты попросить у Ангела-Хранителя своего. Он ближе всех к человеку находится и в помощи не откажет.
  • Во всех абсолютно проблемах можно Иисуса Христоса просить о помощи.
  • Архангела же Гавриила Господь наградил даром защищать нас от магического вмешательства в нашу жизнь и от людей злых. Поэтому к этому Святому и идут с проблемами этими.
  • Оградить дом от опасностей может и жизнь по законам церкви. Если человек постоянно ходит в Храм, чтобы исповедаться и причаститься, молитвы читает не только тогда, когда ему что-то нужно, но и в благодарность Богу за день прожитый, то у такого человека и так есть мощная защита от зла, и молитва дополнительная ему не требуется.
  • Если же человек грешит, в существовании Бога сомневается, но как что-то плохое случается, бежит в церковь с молитвой, то в таком случае не всегда Всевышний ему поможет.

Советуем изучить Молитвы Николаю Чудотворцу на удачу и везение

Пусть поможет всему человечеству молитва Архангелу Гавриилу очень сильная защита ведь не помешает никому из нас.

«Ангела Златые власы» православному бизнесмену ПОКА не отдают. Уф.

Об «Ангеле Златые власы» — одной из главных русских икон домонгольского периода, и о том, что ее решили забрать из основной экспозиции Русского музея и перенести в церковь с целью повышения рождаемости в России, я писала тут 5 октября.
Давайте посмотрим, что изменилось за прошедшие дни.

НТВ:
17 октября вечером директор Русского музея В. Гусев собрал пресс-конференцию, чтобы рассказать о ситуации с иконой. Владимир Гусев опроверг, что Министерство культуры оказывало на него давление, что, откажись он согласовать перемещение, лишился бы должности. Правда, на этот счет шутил, говоря противоположное. Журналистов уличил во лжи и домыслах. И они, несколько запутанные сведениями из почти часового монолога директора, требовали лаконичных и понятных ответов.
Владимир Гусев:
— «
Перемещение возможно
. Перемещение экспоната внутри музея, на территории музея теоретически и практически возможно. У нас 400 тысяч экспонатов. Что-нибудь куда-нибудь перемещается». Внятности не внесло и письмо, которое предоставили журналистам в музее. Это ответ Владимира Гусева министру культуры от 14 сентября этого года, где сообщается о том, как
представителям фонда «Иваново дело» показывали церковь
в Михайловском замке, которую благотворители просят открыть для прихожан. И что это возможно только при радикальной перепланировке памятника. Но музей к сотрудничеству готов. (…) Если журналисты правильно поняли Владимира Гусева, то икону «Ангел Златые власы» в домовую церковь Михайловского замка переносить не будут.
По крайней мере, пока.
Однако ее перемещение — вопрос дискуссионный. Поэтому утверждать, что святыня никогда не покинет экспозицию (реставрационные мастерские не в счет) не приходиться.
Уж слишком неоднозначными и путанными
были сегодня пояснения главы Русского музея.

«Комсомольская правда»
ровно с той же пресс-конференции докладывает с другой интонацией: … фонд «Иваново дело». Его представители много раз обращались в Министерство культуры с предложением разрешить перемещать икону во время церковных праздников из постоянной экспозиции в домовую церковь Михайловского замка. Взамен фонд обязался отреставрировать небольшой храм.

Спор затянулся, и точку в нем поставил директор Русского музея.

– Икона «Ангел Златые Власы» никуда не переезжает, – сказал Владимир Гусев. – Хотя обращения фонда «Иванова дела» с неподтвержденными ссылками на поддержку руководства Министерства культуры и Русской православной церкви повторяются уже в течение нескольких лет.

При этом музей выражает свою готовность к сотрудничеству с Фондом в деле реставрации. Но перемещения ценного объекта не допускают.

– Никакого давления со стороны Министерства культуры и лично министра культуры на руководство музея не было и нет. От руководства Русской православной церкви также не было никакого давления и в музей не поступало никаких обращений по поводу богослужений в связи с «Ангелом Златые Власы», – развеял слухи директор музея.

По его словам, икона второй половины XII века требует особого способа хранения и безопасности. А такого в домовой церкви Михайловского замка нет. Есть и еще один нюанс: на экспозиции ее могут видеть сотни тысяч посетителей. А в церкви одновременно могут находиться не более 40 человек.

фото: КП
nsp.ru еще подкидывает инфы (никто, что ли, эту прессуху целиком не высидел? что за мозаику надо собирать?): …ни Минульт, ни РПЦ не требовали от музея передать ее в церковь Михайловского замка. А все публикации с противоположными утверждениями –
клевета и провокация,
заявил Владимир Гусев. (…) Гусев подтвердил, что переговоры с Фондом «Иваново дело» о реставрации домовой церкви в Михайловском замке действительно идут уже несколько лет. Фонд обещает вложить 4,5 млн рублей. Но дирекция музея считает условия, выдвигаемые Фондом, недопустимыми. Речь идет о перемещении в эту церковь древнейшей иконы. (…) По утверждению Владимира Гусева, на просьбы Фонда о другой иконе музей всегда отвечал отрицательно и никакого давления «сверху» не испытывал. А противоположные утверждения – это подлог. Любопытно, что сотрудники сообщили о давлении на директора музея со стороны представителей Минкульта не только прессе, но и составили заявление в прокуратуру. Вслед за этим Владимир Гусев написал свое обращение в Минкультуры и прокуратуру с личным разъяснением ситуации. Чем закончится эта нехорошая история – пока непонятно. Директор Русского музея теоретически допускает перемещение экспонатов внутри музея, но категорически против перенесения иконы «Ангел златые власы» в неотреставрированную церковь Михайловского замка. Правда, по ходу конфликта появилась надежда, что Минкульт даст деньги на завершение реставрации домового храма в Михайловском замке. Нужно более 100 млн рублей.
Так что 4,5 млн, которые обещал Фонд, – это ни о чем.
*** Тем не менее, несмотря на слова о «клевете и провокации», вот как нам показывают аккуратные журналисты из BBC, действительно, накануне начала кипиша было так:


«Новая газета» (лучше читать целиком) Сегодня Владимир Гусев готов признать: «Да, есть тут моя вина, я ошибся, поверил обещаниям тех, кому не надо бы было верить». Хотя еще 14 сентября сего года в письме на имя министра Мединского выражал поддержку новым инициативам господина Шмакова: «Вопрос об открытии церкви Архангела Михаила в Михайловском замке для молящихся и показа в ней икон из фондов Русского музея ставился благотворительным фондом «Иваново дело» перед Министерством культуры и Русским музеем неоднократно. Позиция музея по данному вопросу всегда была положительной и последний раз была подробно изложена в августе 2021 г. в письме на имя заместителя министра С. Г. Обрывалина». ***
А вот
весьма интересный текст Михаила Золотоносова, из которого можно узнать о некоторых подводных течениях этой истории.
…когда православный бизнесмен Сергей Шмаков и Минкультуры проявили интерес уже к «Ангелу Златые Власы» – экспонату № 1, когда в музей срочно прибыл для осмотра иконы сам министр, а потом зачастили его замы, стало понятно, что Шмаков с министром вопрос порешали, а теперь министерство оказывает давление на слабого духом директора ГРМ Владимира Гусева. Директор российского музея сегодня должен быть скалой, дзотом, уметь держать оборону. А Владимир Гусев 5 октября на совещании заведующих отделами только жаловался на угрозу увольнения: или он, или икона…
Говорил, что хочет остаться директором… Хвост виляет собакой, собака на музей громко лает, а Гусев готов подчиняться, потому что нарушений законов и Устава ГРМ боится меньше, чем давления со стороны министра. Встала задача сделать всю эту непристойную закулисную возню публичной. На это была единственная надежда. Начало было положено 3 октября, когда появилось большое интервью ведущего научного сотрудника Отдела древнерусского искусства ГРМ Ирины Шалиной, которое она дала «Радио Свобода». Мы, журналисты, всего лишь оперативно делали свою работу, а главной героиней этой истории является именно Ирина Шалина.

фото: taday.ru
Она рассказала и о ценности иконы, и о том, что Шмаков однажды уже обманул музей, изъяв икону XIV века, и об абсурдности затеи экспонировать икону в Михайловском замке (это нынешняя идея Шмакова – переместить икону в домовую церковь Михайловского замка, где она будет доступна православным паломникам). То есть сделала то, что по Уставу ГРМ обязан был сделать директор: начала оборонять культурную ценность от посягательств захватчиков. Но на мужское поведение директор Гусев оказался неспособен, и вместо директора в кризисной ситуации четко и молниеносно пришлось действовать Шалиной. Не по уставу, а по совести и гражданскому долгу. Слова пафосные, громкие, но ведь так и было. Между тем стало очевидно, что давление на музей продолжается, директор занимает выжидательную позицию, стало известно, что
Сергей Шмаков велел 21 ноября перенести «Ангела» в Михайловский замок для молебна, и к этому уже покорно готовятся,
а как он будет вилять министерством и музеем дальше – черт его знает… В музее подписывали коллективные письма министру и Михаилу Пиотровскому, но все это не давало поводов для оптимизма.
И тогда по просьбе Шалиной я подготовил заявление на имя прокурора Петербурга.
9 октября 2021 г. его подписали Шалина, все пять хранителей Отдела древнерусского искусства и я. Сотрудникам музея было уже не до страхов за свою судьбу, они думали только о судьбе «Ангела». Создалась классическая революционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи не могут.
«Златые власы» — это «лицо» Русского музея, которое печатается на обложках путеводителей.

Фото: BBC10 октября заявление было сдано дежурному прокурору Прокуратуры Санкт-Петербурга и стало официальным документом.
И в тот же момент, в 13 час. 30 мин., заявление в прокуратуру появилось на сайте журнала «Город 812». Вот тут уже, как выразился Глеб Жеглов, дошло до всего его гнилого ливера. Обвинения на имя прокурора города отрезвляют (в заявлении мы просили пресечь давление на директора ГРМ со стороны Минкультуры РФ, потребовать от директора ГРМ Гусева строго соблюдать законодательство РФ и обеспечить сохранение иконы «Ангел Златые Власы», обеспечить возврат иконы Богоматери Одигитрии (Богородицы Торопецкой) в фонды ГРМ). И через три часа, в 16 час. 30 мин., министр Мединский, которому донесли о заявлении, позвонил Гусеву в больницу, Гусев – своему заму Евгении Петровой, а она – в Отдел древнерусскотого искусства. Сообщила, что министр сдался, дал отбой, что «Ангела», как сказал министр, никто трогать не будет и не будет перемещать даже на один час.
(вот здесь можно посмотреть эту чудесную вещь в огромном увеличении и, кстати, увидеть, что состояние у нее не идеальное, и прослушать хорошую аудиолекцию)


*** Почему Гусев вел себя так испуганно и судя по всему, был согласен отдать экспонат, можно представить по цитатам из аналогичного обсуждения, когда предыдущий директор Третьяковской галереи вполне спокойно собралась отдавать «Троицу» Андрея Рублева. …И если мы хотим, чтоб сюда пришли, икону вынули из витрины, какая она есть, и унесли, вы можете ложиться на пороге, вас ОМОН положит, понимаете? Тот, который будет охранять ее выход. Вот тогда вы все это вспомните. *** Вчерашний «Коммерсант»: Подозрение, что подписанты заявления в прокуратуру рано обрадовались, подтвердилось. Первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов вчера [т.е. 17 октября] подтвердил “Ъ”, что в Минкульте «обсуждается вопрос о возможности перемещения “Ангела Златые Власы” и других древнерусских икон из экспозиции или запасников Русского музея в помещения бывшей церкви Михайловского замка после ее ремонта и реставрации с участием фонда “Иваново дело”». Церковь много лет не использовалась и должна быть открыта для посетителей, а также проведения несколько раз в год богослужений, наиболее логично разместить там иконы, пояснил заместитель министра. Музей, по его словам, должен проработать предложения по заполнению будущих интерьеров церкви за счет расширения или перемещения древнерусской экспозиции при условии такой возможности с точки зрения сохранности экспонатов. Решение в любом случае будет согласовано с музейщиками, заверил чиновник. Но пока четкой позиции от ГРМ по этому вопросу в министерстве не получили. (Там еще в статье много «хороших» слов о Гусеве и ситуации в целом)

  • Еще по теме: «Он хотел только подлинник» — о православном бизнесмене С.Шмакове, материал «Коммерсанта»

Мой телеграмм-канал об искусстве

Музейщики просят защитить Ангела Златые власы от православного бизнесмена

История взаимоотношений господина Шмакова с Русским музеем впервые попала в СМИ в 2009 году, когда он получил один из древнейших памятников из собрания Русского музея — Торопецкую икону Божией Матери. Просил — не навсегда, а оказалось, что шедевр так и остался в церкви подмосковном коттеджном поселке Княжье Озеро, в 2011 году икону исключили из инвентарей Русского музея.

Теперь предприниматель обратился к руководству музея, чтобы Ангел Златые власы после того, как отремонтируют церковь в Михайловском замке Русского музея, переместился бы туда. А Шмаков готов помочь при реставрации церкви. То есть формально икона не покинет музей, а переедет из основной экспозиции, где ее могут видеть все посетители — верующие православные, верующие других христианских конфессий, верующие — не христиане, атеисты, агностики, да кто угодно, в маленький храм, в котором, по замыслу православного бизнесмена, ее могут увидеть паломники, которые, наверное, стесняются просто так в музей ходить.

Музейщикам подобная постановка вопроса показалась, мягко говоря, странной. Возникает вопрос — зачем? Перемещение шедевра уровня Ангела Златые власы связано с рисками — от Михайловского дворца до Михайловского замка его надо везти. Шмаков предлагает перевозить икону в церковь четыре раза в год — для поклонения верующих, даже предлагает для этого специальное оборудование. Но Ангел Златые власы — это, как поясняют специалисты Русского музея, не моленный образ, а лишь составная часть чина икон, которому удалось сохраниться до наших дней.

— Икона Архангел Гавриил (получивший только в Русском музее название Ангел Златые власы) в древности служила частью главного деисусного чина, украшавшего высокую алтарную преграду, то есть находилась на значительной высоте (около 4,5 м), и никогда не являлась моленным образом, тем более отдельной иконой для поклонения. Будучи лишь фрагментом расширенного деисусного чина, состоявшего как минимум из 7−9 икон, икона должна была рассматриваться лишь как часть молитвенного предстательства святых перед Вседержителем, образ которого находился в центре композиции и поэтому был единственным фронтальным изображением. Развернутый в 3/4 лик архангела Гавриила, обращенный ко Христу, воспринимался в контексте всего ансамбля и с довольно далекого расстояния, — отмечают знатоки иконописи.

Церковь Михайловского замка заложили вместе с замком в 1797 году и освятили в 1800-м. Она не предназначалась для сотен верующих, а создавалась как небольшой храм для императорской семьи, сугубо приватный. Интерьер церкви Михаила Архангела, создававшийся в XIX столетии, вообще никак не подходит для иконы домонгольского письма второй половины XII века: в церкви сохранились уникальные элементы убранства: огромный полуциркульный образ святого покровителя, написанный польским художником Францишеком Смуглевичем на восточной стене храма, и иконостас — шедевр русского камнерезного искусства, отделанный яшмой, лазуритом разноцветным мрамором, чудом сохранившийся до настоящего времени, церковь украшают также мощные гранитные колонны с золочеными базами и капителями, которые первоначально поддерживали хоры. Правда же, самое место там Ангелу Златые власы, лаконичному, с огромными глазами, с золотыми волосами — по каждому проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего волосы сияют небесным божественным светом?

— Эта икона не имеет никакого отношения к помещению замковой церкви — ни исторического, ни сюжетного. И почему гражданин Шмаков, не имеющий к Русскому музею никакого отношения, решает вопросы о перемещении экспоната из одной музейной экспозиции в другую? — комментирует ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры, кандидат искусствоведения, автор многочисленных исследований и публикаций о произведениях русской иконописи Ирина Шалина.

История с Ангелом Златые власы начала набирать скандальные обороты. Директор ГРМ Владимир Гусев на совещании заведующих отделами 5 октября 2021 года сообщил, что напишет письмо в благотворительный фонд «Иваново дело», который создали в 2008 году предприниматель и его супруга, а среди направлений деятельности фонда обозначены строительство и восстановление храмов. В письме Русский музей якобы собирается отказаться от помощи в реставрации церкви в Михайловском замке.

Музейщики не успокоились и все равно решили направить письма в Союз музеев России и Министерство культуры — чтобы Ангела Златые власы оставили в покое официально.

Что происходит с иконой «Златые власы»?

UPD: икону заберут из Русского музея, потому что это ПОВЫСИТ РОЖДАЕМОСТЬ в России. См. апдейты.
Один православный бизнесмен хочет изъять ее из постоянной экспозиции Русского музея, поместить в церковь — тот филиал музея, на ремонт которого он дал денег, а потом таскать этот хрупкий шедевр 12 века несколько раз в год из одного здания в другое. А может, и по стране.
Источник: очень сумбурная и нелогичная статья на «Свободе», перессказываю своими словами.
Есть такой православный бизнесмен Сергей Шмаков, у которого очень большие связи. В 2009 году он уже заполучил из Русского музея икону Торопецкой божьей матери 14 века. Причем прекрасным козацким способом: «пусть это будет твое, а лежать будет у меня». Икона осталась числиться экспонатом музея, но находится теперь в церкви-новостройке в элитном поселке, где живет бизнесмен. По мнению специалистов по иконописи, условия ее хранения там могут привести к ухудшению состояния старинной доски. Экспертов смотреть на нее больше не пускают. То есть модус операнди у дяди плохой, один шедевр он предположительно угробил. Теперь про «Златые власы», которые входят, пожалуй, в первую пятерку самых узнаваемых русских икон вообще. Бизнесмен Шмаков продолжает дружить с Русским музеем и дает ему денег на реставрацию церкви в его филиале — Михайловском замке. Михайловский замок — это тот самый «мальтийский» замок, в котором убили Павла I. Как филиал музея — он очень хороший, но сплошь «романовский», все здесь посвящено Романовым, так как это императорский дворец. Тема замка — мальтийская и чуть ли не католическая (потому что Павел I очень любил это дело). На экскурсиях рассказывают, что цвет замка выбран в честь перчаток фаворитки императора, и как его душили офицерским шарфом и били табакеркой в висок. Как с темой филиала должна сопрягаться эта икона (она даже не «Михаил», а «Гавриил», и то — совершенно недостоверно, и в принципе ангел безымянным считается). Однако Шмаков, раз вкладывает деньги в реставрацию церкви, вероятно, считает, что это дело хозяйское — ее обставлять. Интерьеры церкви в замке. Как вы видите, все вполне «прозападное», с «византийской» иконой не сочетается. В интерьерах дворца встречается масонская символика чуть-чуть, достаточно католической мальтийской.


Кстати, это вот сохранившаяся (и задуманная при первоначальном строительстве замка) церковь Михаила Архангела. Но в замке существовала еще и вторая — Церковь Петра и Павла. Она была сделана на месте комнаты, в которой убили императора. До наших дней эта вторая церковь не сохранилась, частично на ее месте теперь коридор. Причем в коридор попало и место алтаря — устроенного на месте кровати убитого. Быть может, мы вообще подоплеки не знаем этого перенесения? Может, это как-то связано с тем самым царебожием, которое теперь так актуализировалось? и «невинно убиенного» Павла тоже кто-нибудь почитает? И хочет таким образом облагодетельствовать его иконой?


UPD: питерцы в комментах свидетельствуют Про Павла I нам на учебных занятиях в соборе Петропавловской крепости перед его могилкой сотрудники музея рассказывали, что в начале ХХ века шел процесс по канонизации императора, собирали случаи чудес перед его могилой, и список был приличный. Но потом началась война, потом революция, и не до канонизации стало. А сотрудники утверждали, что перед могилой императора Павла особенно хороши молитвы об избавлении от головной и зубной болей, а также о потерянных мелких вещах. *** Отрывки из интервью сотрудника музея, который начал паниковать (ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, официальный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации Ирина Шалина): — …И если Торопецкая Богородица хоть и не была никогда чудотворной, но все же о ней есть некие сказания, она почитаемая, то «Ангел Златые власы» – это совершенно не моленный образ, это один из ходатаев перед Вседержителем, который молит о прощении наших грехов. И представить себе, что перед этой иконой молятся, что ей кладут поклоны, целуют ее, невозможно, это может подумать только человек, не имеющий даже зачатков понятия об основах православной культуры. Перед этой иконой мы рассказываем об истоках древнерусской живописи, о начале православия на Руси.
Сергей Шмаков, выступивший инициатором временной передачи иконы Торопецкой Божией Матери


И вдруг у господина Шмакова появляется идея перенести эту икону из музея, где ее ежедневно видят тысячи людей, в Михайловский замок. Для этого он хочет зачем-то сделать действующей и открытой тамошнюю церковь, хотя там даже прихода быть не может: там нет жилых домов – Марсово поле, Летний сад, Фонтанка, Михайловский сад. Михайловский дворец – это помещение Русского музея, а церковь в нем была императорской, для избранных, пропитанная духом Мальтийского ордена, что понятно, если мы вспомним историю Павла Первого. И зачем эту икону переносить туда, где ей будут поклоняться только на определенные большие праздники? Вот такая идея со стороны частного лица, которое предлагает отреставрировать церковь за свои деньги, хотя это музейный объект, и так просто это не делается. И иконостас там – это ветхое музейное хранение, да него дотрагиваться нельзя, не то что Царские врата открывать во время службы. Вот какой смысл – переносить икону на 200 метров – туда, куда якобы паломники будут приезжать со всей страны. (…)
(вот здесь можно посмотреть эту чудесную вещь в огромном увеличении и, кстати, увидеть, что состояние у нее не идеальное, и прослушать хорошую аудиолекцию)
Это очень активное и бескомпромиссное вторжение в государственную, национальную собственность. И это делает человек, который уже забрал одну ценнейшую икону из Русского музея и не сдержал не только своего слова, но и слова патриарха, который нам тоже обещал ее вернуть. Как же можно этому человеку еще раз доверять? Реставрация церкви – это дело хорошее, и даже можно было бы ее открыть для очень камерного числа людей, но при чем тут «Ангел Златые власы?»

(…) С другой стороны, откуда такие амбиции, что нужно обязательно молиться на столь ценные иконы? Афонские монахи молятся у себя в кельях на бумажные иконки, и ничего, святости их это не умаляет. Но в случае с «Ангелом Златые власы» мы ведь даже не знаем, что это за ангел – их ведь может быть несколько в деисусном чине. Это безымянный ангел, отсюда и его мифологизированное название. Вроде бы по развороту это мог быть архангел Гавриил, но, может быть, он – часть комплекса из трех ангелов, мы же не знаем, его имя утрачено вместе с фоном. Нельзя же свои домыслы и интерпретации представлять как научный факт. Это икона, но она никогда не была моленным образом,

ее даже в описях не называют образом. – В общем, все это гордыня и невежество?

– Да, и еще представление о том, что вот я, богатый и имеющий связи человек, имею право решать судьбу любого объекта национального достояния, принадлежащего государственному фонду, и пользоваться им. – И Министерство культуры снова на его стороне?

– Во всяком случае, на прошлой неделе к нам приезжал Мединский, а потом некий сотрудник министерства. Мединский пришел смотреть, как висит икона – видите ли, ему сообщили, что она висит в неподобающих условиях, где-то над батареей – почему-то он слушает не хранителя, а чьи-то сообщения. Она у нас висит прекрасно, в дорогущей кассете, под пуленепробиваемым стеклом. Мединский увидел, как на полу перед иконой сидят дети, экскурсовод рассказывает им, что такое икона. Икона, кстати, маленькая, в иконостасе потеряется, подходить к ней и разглядывать будет совсем не удобно. (виртуальный тур)


Потом он поехал в Михайловский замок, а через несколько дней приехал его заместитель – по вопросу о реконструкции Михайловского замка, которую якобы на свои деньги собирается делать .
И они говорят: мы еще не решили, возить икону в церковь каждый месяц или 4 раза в году, по определенным праздникам. Они это решают между собой.
А мы должны продумать, как организовать вход в церковь при массовом паломничестве, где будет стоянка для автобусов. А почему бы паломникам не послушать рассказы экскурсовода об этой иконе в Русском музее, где она висит вертикально, как и должна висеть икона деисусного чина. Об иконе, которая не покидала нашего музея ни при каких условиях, кроме блокады, когда все вывозили, и единственной выставки в музее Метрополитен, где «Ангел Златые власы» был одним из представителей русской культуры – среди нескольких икон, в том числе Рублева. Она была выбрана как известнейшая из русских икон.

*** Ирина Шалина очень боится, что в любой момент в Русский музей может прийти приказ из Министерства культуры о перемещении «Ангела Златые власы», и директор музея Владимир Гусев покорно подпишет его, так же как он подписал приказ о вывозе иконы Торопецкой Богородицы. (…) *** – А есть хоть какие-то пути защитить «Ангела Златые власы»?

Другой спикер: – Тут весь ужас в том, что ее не собираются исключать из музейного фонда, отнимать у Русского музея, она будет там числиться. И подачка делается – реставрация церкви Михайловского замка. Но если реставрацию будут делать ударными темпами, то мы получим еще один Константиновский дворец, это будет не реставрация, а просто евроремонт. Они просто там все загубят попутно, потому что от такой «реставрации» потом уже не остается ничего подлинного и аутентичного. На состояние древесины обратите внимание.

Радио Свобода удалось дозвониться до директора Русского музея Владимира Гусеваи спросить у него об «Ангеле Златые власы». Он ответил, что не видит предмета разговора, поскольку икона остается в музее. Входить в детали он не захотел, а ведь именно в них, как известно, прячется дьявол. Потому что Михайловский дворец – это часть Русского музея, и переданная туда икона как бы в музее остается – только вот увидеть ее будет намного сложнее. *** UPD: 1) иконы такого мирового значения нельзя навсегда перевесить из основной экспозиции (просторные залы с большой проходимостью и огромным потоком посетителей) в маленькую узкую церковь с неизвестно какими часами посещения из-за служб и прочего такого. Это воровство культурного наследия у нас всех. 2) иконы такого пожилого возраста (они давно уже на пенсии, не заставляйте их «работать» в церкви!) нельзя таскать туда обратно. Их из одной комнаты в другую в здании переносят еле дыша, ну а уж по свежему воздуху в другое помещение, да несколько раз в год — это просто убивает дерево. Ему восемьсот лет почти, ровесник Москве, прикиньте. Почему нельзя таскать и что с иконами происходит в таком случае — можно почитать в аналогичном обсуждении, когда собирались выдавать «Троицу» Рублева. UPD2: Фонтанка выпустила сводку того, что известно ….«Фонтанка» попросила заведующую отделом древнерусского искусства Русского музея Ирину Соловьеву восстановить хронологию событий. По ее словам, в сентябре в музей поступило обращение Министерства культуры, в котором ведомство со ссылкой на запрос благотворительной организации «Иваново дело» (по данным системы СПАРК, Сергей Шмаков является ее совладельцем, президентом — Светлана Шмакова) интересовалось возможностью временного экспонирования иконы в помещении церкви Михайловского замка. Примерно две недели назад в музей, интересуясь иконой, приезжал министр Владимир Мединский, а на прошлой неделе состоялась «выездная сессия представителя министерства для осмотра церкви Михайловского замка». (…) …Научный сотрудник отдела древнерусского искусства Ирина Шалина, которая первой рассказала о ситуации вокруг народного достояния, поделилась с «Фонтанкой» подробностями той встречи: «Шмакова не было, был его человек, но очень настойчиво давал понять, что вопрос для них решен. Более того, сообщили, что реставрацией церкви будут заниматься они сами (объект музейный!) и на это у них есть сумма в четыре миллиона рублей…» У свидетелей той встречи сложилось впечатление, что бизнес и министерство уже без участия музея договариваются, с какой регулярностью икону перевозить через дорогу (Михайловский дворец и Михайловский замок разделяют, если верить картам Яндекса, 232 метра): по большим праздникам четыре раза в год, или каждый месяц… И Ирина Соловьева, и Ирина Шалина рассказали «Фонтанке», что компания Шмакова уже письменно заявляла о своих планах заняться изготовлением «кассеты» для хранения иконы. И это подтверждает опасения, что сценарий повторится. Уже не говоря о том, что само нахождение в этой кассете иконе на пользу не идет: экспонат должен «дышать». Кстати, это касается и иконы Торопецкой Богоматери, которая до сих пор находится в Московской области в такой капсуле. В Русском музее не осведомлены о текущем состоянии иконы: как только предмет был выведен из состава фондов, музею мониторинг перекрыли. (…) …Левон Нерсесян отмечает, что нынешняя ситуация не имеет отношения ни к вопросу отношений музеев и церкви, ни к проблемам в законодательстве: «Это инициатива конкретного человека, которому уже однажды удалось в этом месте всех «построить», после чего он понял, что все и дальше будут «строиться», если он правильно поднажмет. И вот уже второй раз мы наблюдаем совершенно неадекватную реакцию руководства музея на эту инициативу. Потому что когда к тебе приходит человек с улицы и говорит «А дайте-ка мне вашу самую лучшую икону, потому что я придумал, что я с ней буду делать», ответ может быть только один: «Мальчик, а ты вообще понял, куда пришел? У тебя много денег? Очень хорошо! Давай ты пойдешь и купишь себе самую дорогую игрушку и будешь в нее играть. И не будешь мешать взрослым людям заниматься своим сложным и важным делом». Произнести это нужно спокойно, можно – с легкой улыбкой, но главное – с полным чувством собственного достоинства, проистекающим из осознания собственной ответственности. Но ни достоинства, ни ответственности руководство Русского музея в прошлый раз так и не продемонстрировало, и я очень боюсь, что не продемонстрирует и в этот раз». (…)
Торопецкая икона из Русского музея, которую бизнесмен поселил в коттеджной церкви рядом со своим домом


…Рядовые сотрудники в Русском музее говорят, что настроены дать решительный отпор. Дело за руководством. На звонок «Фонтанки» Владимир Гусев ответил, что «пока нет предмета для разговора». Что он имел в виду, возможно, выяснится уже сегодня. По данным «Фонтанки» утром 5 октября директор Владимир Гусев проводит по этому поводу совещание с участием заведующих отделами музея. Связаться с Сергеем Шмаковым «Фонтанке» не удалось — в благотворительном фонде «Иваново дело» сообщили, что он в отъезде. Однако руководитель фонда Зоя Николаева подтвердила, что фонд направлял письмо в Русский музей с просьбой переместить икону «Ангел Златые Власы» в домовую церковь Михайловском замке, где фонд обязуется провести реставрационно-ремонтные работы.
Выбор иконы в фонде объясняют… необходимостью поднимать рождаемость.
«Вы знаете, что Архангел Гавриил несет благие вести, – просветили «Фонтанку» в благотворительном фонде. – Он принес благую весть родителям Иоанна Предтечи — Святой Елизавете и затем Божьей Матери, Деве Марии, о том, что у них родятся дети. Причем Елизавета была уже в преклонном возрасте, у них не было детей, и Архангел Гавриил возвестил благую весть, что у нее будет ребенок. И то же самое Деве Марии. И к нему обращаются при бесплодии, при трудном рождении. У нас сейчас, вы знаете, очень распространено ЭКО, суррогатное материнство, аборты… Мы против абортов выступаем. И во многом это связано с тем, чтобы была благая весть, и у многих во многих семьях родились долгожданные дети». Подтвердила Зоя Николаева и намерения переносить икону в церковь Михайловского замка неоднократно — по большим праздникам. При этом планы увозить в другие храмы — за пределы Русского музея — в фонде отрицают.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
UPD: продолжение истории, данные на 19 октября 2021 года

Что нужно знать про икону

С иконой Архангела Гавриила «Златые власы» связана одна известная в Петербурге история, произошедшая не так давно.

Однажды в Русский музей, где икона хранится запечатанной в специальную капсулу, чтобы обеспечить ей сохранность, пришел известный предприниматель со своей женой, которая руководит некоторым благотворительным фондом. Пришедшие просили руководство музея перенести икону в Михайловскую церковь и выдать ее им для этого. Директор музея вынужден был искать защиты у общественности и обратился с просьбой защиты реликвии и ее хранения именно в Русском музее, где многие люди могут увидеть древнейшую икону.

Благодаря широкой огласке удалось отстоять местонахождение иконы «Златые власы». Удачно сослужила тут и история других ценных предметов, взятых ранее благотворителями, но не возвращенными.

Ещё статьи об ангелах:

В чём помогает икона «Ангел златые власы»

Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.
Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Икона

К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.

Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи

Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона.

Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря.

Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.

Значение и описание святыни

На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.

Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.

Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.

Советуем изучить Молитвы, которые помогают всем и всегда

Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.

Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.

Золотые волосы выполнены в стиле «ассиста»Во взгляде кроется сочувствие к человекуГреческий тип лика

В чем помогает икона «ангел златые власы»

Архангел всегда приносил добрые вести. Поэтому и обращение к нему помогает вернуть умиротворение и одолеть уныние. Кроме того, Гавриил приносил вести о рождении. Именно поэтому часто к молитве перед иконой прибегают люди, которые хотят, но не могут завести детей: молятся об исцелении от бесплодия, о благополучном вынашивании ребенка и родах.

Обращаются к архангелу и в случаях сомнений, когда хотят усыновить ребенка, но не решаются.

Также считается, что молитва к архангелу помогает творческим людям, которые просят о развитии таланта и о самореализации. Это могут быть не только художники, музыканты и поэты, но и учителя, исследователи.

Молитва архангелу Гавриилу

Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:

«Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил».«О пречудный Архангеле Божий Гаврииле, усерднейший молитвенниче о душах наших, в день торжества твоего усердно молим тя, заступника нашего: испроси святыми твоими всемощными молитвами пред Престолом Божиим всегда возносимыми, (святый храм сей до конца мира сего сохранити), веру Христову утвердити, укрепити и расширити, православным христианом святоотеческую православную веру до конца дней непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Божием, наследити же нам Царствие Небесное, и вкупе с тобою прославити Пречестное и Великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

Что мы знаем об Архангеле Гаврииле из Священного Писания

Интересный факт

Имя Гавриил обозначает «Сила Божия» (иврит).

О нем немало сказано в Священном Писании.

Архангел Гавриил в Ветхом Завете

Еще до Рождества Христова, о котором благовестил именно Гавриил, архангел много раз появляется в Писании.

  • Гавриил растолковывал пророку Даниилу его видения. Архангел несколько раз приоткрывал пророку секреты будущего, причем не только далеких на тот момент событий первого и второго пришествий Спасителя, но и о судьбе еврейских людей, освобождении их из плена вавилонского.
  • Явился в пустыне пророку Моисею, помог создать Книгу Бытия, вложив в него знания о сотворении мира и первых людях, жизни до потопа и после него. Это очень важный момент для всего человечества, ведь Книга дала нам понятие и о грехопадении, и о существовании в Раю.

Архангел Гавриил в Новом Завете

Трудно переоценить значение архангела Гавриила и в Новом Завете.

Молитва праведной Анны, горько плачущей о своем неплодии, была услышана Творцом. Архангел Гавриил принес женщине весть о том, что вскоре родит она Дочь, «о Которой благословятся все племена земные. Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии». В это время праведный супруг ее возносил свои просьбы Богу, находясь в уединении в пустыне. Гавриил явился и Иоакиму с радостным сообщением о скором появлении на свет будущей Божией Матери. Здесь надо отметить, что с самого момента зачатия Гавриил стал хранителем Богоотроковицы. Уже после Ее рождения, когда совсем маленькую Ее ввели в храм, он каждый день приносил Марии еду. Гавриил обрадовал новостью о скором появлении первенца и праведного Захарию. Родители Иоанна Крестителя находились уже в преклонном возрасте и не смели надеяться, что Господь когда-нибудь пошлет им долгожданного малыша. Но явился Гавриил: Священнослужитель не принял эти слова за правду

За недоверие архангел соделал Захарию немым до самого появления на свет Предтечи Господня Иоанна.

Самое важное известие Гавриила – о рождении Иисуса Христа от Девы Марии. Святой патриарх Цареграда Прокл говорит об этой задаче следующее: Пречистая Дева пребывала в Святая Святых храма, когда к Ней прилетел Ангел

Его речь о том, что Она благословенна между женами, смутила Деву. Тогда объяснил Ей Гавриил высочайшую Тайну. Иосиф Обручник, который должен был стать Ее мужем, узнав о том, что Мария беременна, хотел отпустить Ее, но тут ему приснился Гавриил, произнесший: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1,18-21). И Иосиф отказался от своего замысла.

Когда Христос родился, Гавриил явился пастухам, стерегшим свое стадо неподалеку от пещеры, в которой и произошло чудесное событие. Он сообщил мужчинам о появлении на свет Мессии. Также вскоре он вновь предстал Святому семейству с тем, чтобы предупредить их о предстоящем массовом убийстве младенцев, которое затеял нечестивый царь Ирод. В Гефсиманском саду перед неизбежными мучениями Христос молился Отцу Небесному, и Ему был послан архангел Гавриил с тем, чтобы поддержать Его перед грядущими страданиями. «Явися же ему ангел с небесе, укрепляя его» (Лк. 22: 43). Неописуемую радость о том, что Христос воскрес из мертвых женам-мироносицам принес Гавриил.

Жены-мироносицы у Гроба ГосподняНовгород, ок. 1475 г.80 × 59 смГосударственная Третьяковская галерея

Итак, Архистратиг стал благовестником основных вех земной жизни Христа – от зачатия до Воскресения. Кроме того, Гавриил сообщил Божией Матери о Ее скором Успении.

Ангел Златые Власы —

Описание иконы.

Чтобы научиться видеть икону, нужно понять, что же это за явление в искусстве — икона… Просто ли доска с неким изображением или «Умозрение в красках», окно в глубины Небес?..

Как правило, иконописцы – люди, всецело посвятившие свою жизнь Богу. Они непосредственно касались мира, который сокрыт от плотского восприятия. Они общались с этим миром через пост, воздержание и молитву. Но, как изобразить невидимое, как сделать зримым то, что принадлежит только сфере Духа? Надо убрать плоть, утончить, вытянуть образ, рассыпать золото ассиста, показывая, что святой, изображенный на иконе (а также то, что его окружает), уже не принадлежит тварному миру, но Божественному…

Также лики… Они пишутся от темного к светлому, образ постепенно высветляется, а в конце иконописец кладет пробела — оживки, и лик приобретает свет, не от наружных источников, а преображающий тленное, Фаворский. Само слово «ангел» переводится как вестник, тот, кто несет человеку весть от Бога. Давид псалмопевец, говоря об ангелах, показывает «… их легкость и пламенность, горячность и проницательность, быстроту, с какой они желают Бога и служат Ему, их стремление к горнему и свободу от всякого вещественного представления».

Святитель Василий Великий говорит: «Ангелы не претерпевают изменения, они остаются в том же состоянии, в каком были сотворены вначале». Любое описание ангелов условно, они принадлежат к совершенно другому уровню бытия. Иконография описывает ангелов как прекрасных крылатых существ. Но крылья — это не совсем часть тела, крылья изображают быстроту исполнения ангелами воли Божией.

И в таком виде ангелы обычно и являются людям. Так, как привычно человеку, чтобы он мог воспринять явление. Кстати, это прекрасно описано в книге Клайва Льюиса «Космическая трилогия», во второй ее части, где два великих Ангела (или скорее Архангела) предстают пред смертным человеком так, чтобы он мог это вынести.

Ангелы служат человеку, и служение их разнообразно. Есть ангел-хранитель. Есть ангелы, охраняющие целые народы. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что ангелы «охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом». Иногда Бог посылает ангела к человеку с вестью о грядущих событиях.

И вот, наша икона, наше окно в мир Небес, открывается. И мы видим ангельский лик. Лик тончайшей, нежнейшей красоты… Точнее это лик архангельский. Это изображение архангела Гавриила (того, который, как повествует Евангелие, был послан к Деве Марии с вестью, что от Нее родится Спаситель мира). Чаще всего мы видим его изображения на иконах Благовещения, а здесь это образ оплечный (т.е. по плечи).

Что самое главное в иконе? Красота образа по замыслу Творца. Красота нас самих, наших душ, не уязвленных грехом, а с ним, тлением и смертью. Красота не падшего естества, а так, как было задумано. Икона — это Божье зеркало, отражающее не то, что есть, а то, что должно быть. В бездонных глазах Архангела глубокий покой и тишина. Но мы видим, что грусть овевает Его лик, как тень. Ведь люди еще в суете и смятении. Еще падшее, тленное держит нас в своей власти. Поэтому Архангел в своей непрестанной молитве взирает на нас с печалью и любовью.

Золото в иконе не цвет, а свет. Свет нетварный, свет Божественных энергий. В иконописной технике это называется ассист — тонкие линии сусального золота. Власы Архангела все пронизаны этим Божественным сиянием. В пряди вплетена повязка с красным камнем и развевающимися «слухами» — кончиками этой повязки. Слухи у ангелов — символ слышания слова Божьего.

История образа.

Исследователи относят икону к XII веку, к новгородской школе. Вероятно, она была написана монахом одного из новгородских монастырей и находилась там в Деисисном чине (ряду икон). Слово Деисис греческое, означает моление. Деисис находится в центральном ряду (из пяти классических рядов в русском иконостасе). В центре Спаситель. Ему предстоят в молении за мир Богоматерь и Иоанн Предтеча. А далее идут фигуры Архангелов — Михаила и Гавриила, святых.

Архангел Гавриил с иконы «Ангел Златые Власы» написан для Деисисного чина. Его глава склонена в сторону Христа.

Икона написана в XII веке, т.е. в домонгольский период Русской истории. Таких уникальных памятников сохранилось совсем немного. Она была найдена в XVIII веке историком Г.Д.Филимоновым в Кремле, на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения. Сюда она попала, скорее всего, в XVI веке, при Иване Грозном, который вывез очень много святынь из Новгорода в Москву. В наше время икона хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Автор текста: Ольга Жарлова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]