Никольский Богоявленский морской собор с колокольней . Собор свт. Николая Чудотворца (начало)


Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский Морской собор, нач. 2010-х

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор
Санкт-Петербургской епархии

  • Престолы: Богоявления Господня (верхний храм); свт. Николая Чудотворца (нижний средний); Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи (нижний правый); свтт. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского (нижний левый)
  • Адрес: Россия, 190068, Санкт-Петербург, Никольская пл., д. 1/3
  • Тел. (настоятель); 714-69-26 (алтарь); 714-08-62 (свечной ящик); 714-70-85 (админ. здание, круглосуточный); 713-61-44 (факс)
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота. Особенную ценность ему придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.
С июня 1941 до 1991 года являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

Часовня, полотняная и деревянная церкви

Жизнь Санкт-Петербурга в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи — Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.

В 1733 году вместо часовни была построена полотняная церковь во имя того же святителя.

В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь. Приход церкви был значительным: 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей. К западу от церкви располагалось морское кладбище. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.

Строительство каменного храма

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор, нач. 1910-х гг. Ист.: «Петербург сквозь столетие». Фотограф К. Булла. Фото с сайта oldsp.ru

Весной 1752 года президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын подал императрице Елизавете Петровне прошение: «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского…» за счет Морского ведомства и доброхотных сборов возвести в граде Святого Петра каменную церковь в честь покровителя моряков — святителя Николая Чудотворца. 16 июня императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведение новой каменной церкви взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. Деньги на постройку было приказано выделить из «мостовых сумм», однако их оказалось недостаточно, поэтому оставшуюся часть взяли из адмиралтейских сумм. Вся церковная утварь также была приобретена Адмиралтейств-коллегией.
Первый проект собора был подан Саввой Ивановичем в мае 1752 года. Первоначально он планировался значительно меньше нынешнего, но частые наводнения заставили внести изменения, чтобы собор не страдал от излишней воды. Было решено поднять собор, настолько, чтобы во время наводнений пол не покрывался водой. Это заставило изменить и размеры здания, чтобы соблюсти симметрию и пропорции.

Измененный проект был одобрен, и 15 июня 1753 года по повелению Елизаветы Петровны архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) совершил закладку каменного храма.

К 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к владельцу железноделательных заводов П. А. Демидову, который оказал всяческую поддержку этому делу.

К осени 1760 года на храме были водружены кресты.

В 1755 году, когда стены собора были только выведены под крышу, заблаговременно начались работы по оформлению интерьеров.

Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Санкт-Петербурге.

Обелиск в память экипажа броненосца «Император Александр III», погибшего в Цусимском сражении в сквере Николо-Богоявленского морского собора, 1908 (?) г. Фотография К.К. Буллы, с сайта oldsp.ru

Нижний храм во имя святителя Николая был освящен архиепископом Сильвестром 5 декабря 1760 года, накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи.
20 июля 1762 года архиепископом Санкт-Петербургским Вениамином в присутствии императрицы Екатерины II был освящен верхний храм в честь Богоявления и нижний левый придел в честь новопрославленного святителя Димитрия Ростовского. Тогда же императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором

. С этого времени победы русского флота стали праздноваться в Никольском Морском соборе.

С тех пор храм изменялся лишь незначительно. В 1845 году были заменены врата главного предела нижнего храма, в связи с тем, что прежние сделались ветхими и резьба уже с трудом на них держалась. Новые врата были сделаны по тому же рисунку, но несколько меньше прежних.

В 1862 году деревянные лестницы, ведущие в верхний храм были заменены на каменные.

В 1870 году при соборе было основано Общество вспомоществования приходским бедным.

После перехода храма в Морское ведомство в 1901 году, в верхнем храме были устроены печи, и он стал теплым.

14 мая 1908 года в сквере Морского собора состоялось торжественное открытие памятника в память героев русско-японской войны.

В 1913 году старостой собора купцом I гильдии Алексеем Ивановичем Ивановым был сделан новый престол и жертвенник: металлические, вызолоченные, чеканной и скульптурной работы, с художественной живописью в медальонах.

Собор в годы гонений

Октябрьская революция и приход к власти большевиков незамедлительно сказался и на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. 6 апреля 1918 года Николо-Богоявленский собор перешел в разряд приходских.

Все имущество собора и капиталы согласно декретам советской власти подлежало национализации. В мае 1919 года Петроградский отдел юстиции, угрожая судом членам причта, потребовал представить все банковские документы. Согласно описи капиталы в размере 147 392 рубля были переданы в доход казны. Вскоре дело дошло до церковного имущества. Была составлена полная опись. На собрании прихожан был подписан договор с представителем райисполкома об официальной передаче собора со всем инвентарем «в бесплатное и бессрочное» пользование коллективу верующих.

В Николо-Богоявленском морском соборе за время его существования были накоплены богатейшие ценности. В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, из собора было изъято несколько десятков предметов церковной утвари, общим весом 328 килограммов. Часть святынь были выкуплены прихожанами, которые внесли равное по весу количество серебра. Никто из членов причта на это время не был арестован и осужден.

Собор был одним из первых центров борьбы с обновленцами. На собрании прихожан собора 23 июля 1922 года было принято решение о формировании Петроградской автокефалии. Был заслушан доклад настоятеля протоиерея Александра Беляева об истории Высшего Церковного Управления и Петроградского Епархиального Управления. В конце доклада настоятель указал, что на основании декрета о свободе совести и других постановлений, каждая приходская община имеет право на самостоятельное существование, и никакая другая организация не может распоряжаться ей без ее воли. Это мнение было изложено в резолюции.

Такое сопротивление было встречено негативно со стороны властей. Во главе Петроградской автокефалии стоял епископ Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. Власти традиционно стали предпринимать репрессии, для борьбы с этим движением. 26 октября группа священников на 3 года была сослана в Среднюю Азию, а епископ Ямбургский Алексий (Симанский) – в Казахстан. Во главе движения сопротивления стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич). За короткий срок число приходов порвавших с обновленцами увеличилось до 65. В этот период владыка Николай очень часто совершал богослужения в соборе. В 1923 году он, а также настоятель собора протоиерей Александр Беляев, были арестован и высланы.

В Николо-Богоявленский собор был назначен настоятель-обновленец протоиерей Николай Русанов, храм оказался на несколько месяцев захвачен обновленцами. 22 июля 1923 года обновленческие священники были изгнаны из собора. Однако вскоре опять обрушились репрессии и этим воспользовались обновленцы. В сентябре настоятелем опять стал протоиерей Н.Н. Русанов.

Из храма были изъяты уникальные ценности: Евангелия в серебряных окладах, иконы, серебряные оклады, комплект серебряных сосудов. Нижний храм не отапливался, что приводило к сырости.

В январе 1924 года храм вновь вернулся под омофор патриарха Тихона, а в марте настоятелем храма стал протоиерей Николай Кириллович Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий. Его трудами была проведена реставрация не только собора, но и колокольни. 23 ноября состоялось торжество «обновления храма».

Продолжалось изъятие ценностей принадлежавших Никольскому собору. Кроме того, участились попытки воровства из храма. Против этого предпринимались меры с дополнительными дежурствами, однако, полностью избежать краж не удавалось. В то же время повсеместно закрывались православные храмы и собору не раз приходилось принимать оставшиеся от них иконы и святыни.

9 июля 1934 года с колокольни Никольского собора были сняты 13 колоколов общим весом 20 408 килограммов. При этом продолжалось изъятие церковных ценностей и не прекращались аресты священнослужителей.

К началу 1940-х годов волна гонений стала немного спадать, но подавляющее большинство храмов уже было закрыто. К 1941 году Ленинградская епархия насчитывала 21 действующую православную церковь, из которых 8 — в самом Ленинграде. Число уцелевших священнослужителей не превышало 20 человек, из них пять служили в Николо-Богоявленском соборе.

Собор во второй половине XX века

Николо-Богоявленский собор г. Ленинграда. Маскировка. Фото 1941-1942 гг., фотограф С.Н. Давыдов, с сайта oldsp.ru

В июне 1941 года Николо-Богоявленский собор становится кафедральным. Почти весь период Великой Отечественной войны вплоть до момента восшествия на патриарший престол, здесь проживал и служил митрополит Алексий (Симанский).
По его инициативе уже с 23 июня начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Община Никольского собора в первые месяцы войны внесла 355 тысяч рублей, а к началу 1942 – еще 60 тысяч. Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Православной Церкви, за исключением Елоховского собора в Москве, не внес больше.

В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.

С наступлением блокады богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. Из прихожан были назначены ответственные дежурные ПВО для охраны храма. Сначала по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежища, но затем привыкли и службы зачастую не прерывались. В дни блокады владыка Алексий служил Божественную Литургию один без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил храм и город от разрушения.

Перед возвращением мощей святителя Феодосия Черниговского в Чернигов в 1946 году они несколько месяцев хранились в раке в Николо-Богоявленском морском соборе, где с тех пор осталась частица его мощей [1]. За время войны собор был серьезно повреждён обстрелами и бомбардировками, и был окончательно восстановлен лишь к 1953 году. Вероятно в этот период нижний левый придел святителя Димитрия Ростовского был переосвящён во имя двух святителей — Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. В 1940-1950-хх годах число прихожан храма неуклонно росло.

С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. О жизни собора в этот период подробно говорит доклад настоятеля протоиерея Александра Медведского [2] Ленинградскому уполномоченному Совета по делам РПЦ Г.С. Жаринову от 19 ноября 1963 года. В докладе говорится, что богослужения совершаются без излишней помпезности, хотя и в соответствии с установленными традициями. Сокращено количество акафистов, а литургии по воскресным дням совершаются не соборно, а одним священником по недостатку духовенства. Проповедь также сокращена, и даже не всегда по воскресным дням имеет место быть, потому что проповеди должны представляться для проверки, что требует затрат времени. Подавляющее число прихожан составляли престарелые женщины в возрасте от 45 лет, мужчин же не более 10%, а молодежи нет и 1 %.

В 1970 — 1980 годы деятельность собора не выходила за рамки богослужебной жизни. Церковная жизнь в Ленинграде активизировалась только в преддверии празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. В Никольском соборе ежедневно крестилось по нескольку десятков человек, а число прихожан значительно выросло. Духовенство получило возможность осуществлять духовно-просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность.

Современная жизнь собора

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор, нач. XXI в.

Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.
По субботам и воскресным дням регулярно проводятся занятия по изучению Священной Истории Ветхого и Нового Заветов для детей и взрослых в верхнем храме собора.

Во время занятий с взрослыми обращается внимание на внутреннюю жизнь Церкви и Санкт-Петербургской епархии, а также проводится разъяснительная работа о причинении вреда душе и сердцу человеческому экстрасенсами и другими современными магическими явлениями противными духу христианства. Специальные темы посвящаются не православным конфессиям (католичеству, лютеранству, протестантству) и сектам (иеговистам, мормонам и др.), а также иудаизму и исламу.

В школе-интернате № 37 Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе.

В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая № 17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, I-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском .

Архитектура и внутреннее убранство

Нижний храм Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фотография о. Константина Пархоменко.

За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол-столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.
Руководил строительством собора архитектор С.И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных.

Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы – Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.

Иконостас нижнего храма Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фото о. Константина Пархоменко

Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.
Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части – находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны – святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) – святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) – святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского – на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.

Верхний храм Николо-Богоявленского морского собора, нач. 2010-х. Фото о. Константина Пархоменко

Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.
В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами – в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках. В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем – шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.

Статистика

  • ок. 1743 — 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей
  • 1899 — 7209 человек в приходе (3260 м.п., 3949 ж.п.)
Икона свт. Николая Чудотворца с частицей св. мощей, Греция, XVII в. Главная святыня Николо-Богоявленского морского собора

Никольская часовня в начале XVIII века

С самого начала основания Санкт-Петербурга велись энергичные работы по возведению жизненно важных объектов. Петропавловская военная крепость строилась на Заячьем острове близ правого берега Невы, Кронштадтская военная крепость – на острове Кроншлот в Невской губе Финского залива. Адмиралтейство – главная судоверфь была сооружена на левом берегу Невы напротив Петропавловской крепости. Позади Адмиралтейства за рекой Мойкой простиралась обширная по территории Морская слобода. Строительством кораблей занималось большое количество русских православных мастеровых людей, для духовного окормления которых на территории Морской слободы была построена часовня. Ее освятили в честь Святителя Николая-Чудотворца – небесного покровителя моряков.

Никольская церковь в середине XVIII века

Так как число прихожан постоянно увеличивалось, на месте разобранной часовни была построена более просторная деревянная Никольская церковь. К середине XVIII века деревянный храм обветшал. По прошению президента Адмиралтейств-коллегии князя М. М. Голицына Императрица Елизавета Петровна в 1752 году издала указ о возведении каменного храма во имя Святителя Николая-Чудотворца на территории бывшего плаца Морского полкового двора. Существует пред история создания Никольского Морского в Санкт-Петербурге. В начале XVIII века царь Петр I посетил город на Волге Астрахань, ему очень понравился тамошний собор. Петр захотел построить такой же в столице, но его смерть не дала осуществиться этим планам. Решение строить храм во имя Святителя Николая-Чудотворца было принято Императрицей Елизаветой Петровной не случайно. Однако минуло полвека, архитектурная мода изменилась. Новый собор был спроектирован архитектором С. И. Чевакинским в стиле позднего русского барокко. Сходство с Астраханским собором было лишь в одном – храм был задуман пятиглавым.

Современное состояние[править]

Собор открыт ежедневно с 6.30 до 22.00 часов.

По субботам и воскресным дням регулярно проводятся занятия по изучению Священной Истории Ветхого и Нового Заветов для детей и взрослых в верхнем храме собора.

Во время занятий с взрослыми обращается внимание на внутреннюю жизнь Церкви и Санкт-Петербургской епархии, а также проводится разъяснительная работа о причинении вреда душе и сердцу человеческому экстрасенсами и другими современными магическими явлениями противными духу христианства. Специальные темы посвящаются не православным конфессиям (католичеству, лютеранству, протестантству) и сектам (иеговистам, мормонам и др.), а также иудаизму и исламу.

В школе-интернате № 37 Санкт-Петербурга дважды в году, на Пасхальной седмице и после праздника Крещения, совершаются молебны. Священнослужители участвуют в праздничных днях школы. Дети старших классов посещают богослужения в соборе.

В дни трагической гибели дизельных и атомных подводных лодок «Курск» и К-19 и других в присутствии гражданских и военных властей, подводников, семей погибших моряков совершаются панихиды.

Духовенство собора имеет попечение о городской больнице святителя Николая № 17, Максимилиановской больнице с геронтологическим отделением, Военно-Медицинской Академии, I-ом Военно-морском клиническом госпитале, медицинском .

Архитектура Николо-Богоявленского Морского собора

Никольский Морской собор строился с 1753 по 1762 годы. Крестообразный в плане храм состоит из двух церквей – Верхней, более высокой во имя Богоявления Господня, и Нижней — более низкой во имя святителя Николая Мирликийского-Чудотворца. Из Нижней церкви на Верхнюю ведут две боковые пристенные лестницы. Фасады с полуциркульными высокими окнами в два яруса украшают колонны коринфского ордера на высоких постаментах, собранные на углах и уступах здания в пучки по три. Особую праздничность храму придают пять башен с куполами. Центральная более высокая восьмигранная башня с высокими окнами увенчана золоченым куполом с башенкой и золоченой главкой и крестом. Четыре боковых башни более низкие, четырехгранные с окнами, так же увенчаны золочеными куполами, башенками с главками и крестами. Нарядный декор и колонны белого цвета, простенки лазоревого цвета, любимого Императрицей Елизаветой Петровной, золотые купола на высоких башнях – все эти архитектурные элементы придают внешнему облику собора торжественный, стройный и праздничный вид.

Архитектурное убранство интерьеров Нижней и Верхней церквей вторит внешней отделке храма. В центре сводчатого перекрытия Нижней церкви расположен круглый плафон с росписью. В восточной алтарной части Нижней церкви выполнен резной золоченый иконостас. Иконы для него написал Мина Колокольников. В Верхней церкви в алтарной части выполнен более высокий резной золоченый иконостас, иконы для него были написаны Федотом Колокольниковым. Иконописная манера, характерная для артели Колокольниковых, отличается тем, что сочетает в себе древнерусские и западноевропейские традиции. Эскизы с сюжетами для икон в иконостасах Нижней и Верхней церквей выполнил архитектор С. Чевакинский. Главной святыней Николо-Богоявленского Морского собора в Санкт-Петербурге является икона Святого Николая-Чудотворца 17-го века.

Резные работы для иконостасов выполнены артелью адмиралтейских мастеров под руководством И. Ф. Канаева. Внутреннее убранство Верхней церкви более торжественно и нарядно, верхний свет льется из окон, расположенных в башнях, несущих купола, а так же из окон, расположенных в стенах храма. Иконостас Верхней церкви более высокий, перед ним установлены золоченые резные врата тонкой работы, устроены проповедническая кафедра и резное золоченое «Царское место», обитое малиновым бархатом. На сводах центрального барабана изображены Российский императорский герб и вензель Императрицы Елизаветы Петровны. На внутренних поверхностях стен центральной башни – изображения евангелистов и сюжеты на религиозные темы. В центре Верхней церкви подвешено медное золоченое трехъярусное паникадило, выполненное немецкими мастерами из Нюрнберга, придающее всему пространству особую изысканность и нарядность.

История построения храма

В 1743 году появилась деревянная церковь, куда поместили всю утварь Никольской часовни. Прихожан насчитывалось большое количество. В таком виде церковь пробыл не долго, до 1761 год. Весной 1752 года князь Голицын приподнес прошение царице. И уже 16 июня Елизавета Петровна распорядилась о строительстве нового каменного храма.

За разработку проекта взялся архитектор Чевакинский. Образцом стал Астраханский собор, который очень понравился Петру 1. Но так как царь умер раньше времени, то совершить задуманное не удалось. Хотя определенное сходство есть – пятиглавие. На тот момент это была редкость, так как строили одноглавые со шпилем. 15 июня 1753 года была произведена закладка храма.

В 1756 году приступили к внутренней отделке, а в 1760 – воздвигли кресты. 5 декабря 1760 года провели освящение нижнего храма, а 20 июля 1762 – верхнего. На протяжении всего времени до сегодняшнего дня храм практически полностью сохранился. Проводились только незначительные реставрационные работы.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Как ко мне приходил Христос. Рассказ священника Святослава Шевченко Однажды ко мне приходил Христос. Заинтригованы? А дело было так. Возле нашего храма постоянно стоял мужик с палочкой. Не знаю, был ли он бездомным или имел какой-то угол, но приходил к церкви как на работу. Мужчина был всегда небрит и растрепан, от него неприятно пахло. Одна ег… Читайте далее

Пожалуйста, заткнись! Заткнись и перестань говорить: «Слава Богу за все»… Свидетельство иеромонаха Синезия: «Несколько лет назад я был приходским священником храма святого Василия (г. Пирей). Однажды меня пригласили в больницу исповедовать 42-летнего мужчину по имени Ксенофонт. Когда я приехал, то узнал, что его дни сочтены. Раковые метастазы добрались до его мозга. Соседняя койка … Читайте далее

«ГРЕХИ ДЛЯ ИСПОВЕДИ» Грехи истязуемые на мытарствах. 1. СЛОВО: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстны�… Читайте далее

Не давайте своих батюшек в обиду Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины — такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет на своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам … Читайте далее

Колокольня Николо-Богоявленского Морского собора в Санкт-Петербурге

Напротив главного входа в собор, украшенного полуциркульным портиком с двойными колоннами, на берегу Крюкова канала соорудили высокую трехъярусную колокольню с золоченым куполом, башенкой, еще одним золоченым куполом и шпилем с крестом. Архитектура колокольни выполнена в одном стиле с собором. То, что квадратная в плане колокольня с полуциркульными проемами выходит на набережную Крюкова канала и отражается в его водах, придает этому месту особое романтичное настроение. На колокольне расположено 13 колоколов разного веса и размеров, на верхней башенке установлены часы-куранты.

Никольский собор, как памятник российской морской воинской славы

С приходом на Российский престол Императрицы Екатерины II Никольский собор ее высоким соизволением приобрел новый статус – главного в Российской империи Морского собора. В храме, ставшем памятником морской воинской славы России, стали проводиться богослужения в честь морских побед Российского флота, возвращения Российских эскадр из дальних походов, по поводу спуска на воду новых кораблей. В 1770 году в Морском соборе особенно торжественно был отпразднован полный разгром турецкого флота русской эскадрой под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова у крепости Чесма. Императрица Екатерина II даровала собору 10 икон в память о победах Российского флота в войнах со Швецией и Турцией. Никольский собор приобрел мемориальный статус. В память о погибших моряках в Николо-Богоявленском Морском соборе установили памятные доски. В 1908 рядом с Никольским собором был установлен обелиск, посвященный памяти моряков, погибших в сражении при Цусиме в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов.

Николо-Богоявленский Морской собор в XX-XXI веках

В советский период Никольский собор, как и все другие храмы Санкт-Петербурга принял на себя много испытаний. Разорение собора, изъятие церковных ценностей, репрессии в отношении духовенства не обошли храм стороной. В годы Великой Отечественной войны Никольский собор значительно пострадал. Положительным моментом оказалось то, что храм в 1941-1999 годах носил статус Кафедрального. В годы фашистской блокады здесь жил будущий Патриарх Всея Руси Алексий I. После войны в 1950-е годы Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге был полностью восстановлен. Истинный шедевр русской архитектуры середины XVIII века — храм сохранил свой внешний облик и внутреннее убранство до наших дней. Не утратил собор и своих исторических мемориальных традиций. На стенах храма появились новые памятные доски с именами экипажей подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».

Иконостас и внутренняя отделка

В интерьере Николо-Богоявленского собора «галантный век» отразился не столь явно, как в его внешнем облике. Многое здесь напоминает о традиционном убранстве православных храмов. Чтобы заметить тенденции, модные во времена Елизаветы и Екатерины II, следует внимательно всмотреться в иконы. Авторами их были братья Колокольниковы, Федот и Мина. Оба они входили в число лучших художников тех лет.

© Официальный сайт Николо-Богородского морского собора

«Неопалимая купина» нарисована явно не без влияния европейской живописи XVIII века. То же самое можно сказать и про многие другие иконы, например, про «Сретение Господне».

© Официальный сайт Николо-Богородского морского собора

Примечателен также подбор образов святых для расположенного на втором этаже собора Богоявленского храма. Среди них легко заметить небесных покровителей правившей династии — Петра, Елизаветы и Екатерины.

Примечательной деталью интерьера являются резные иконостасы. Их первоначальным автором был И. Ф. Канаев, однако в начале XIX века потребовалось выполнить реставрацию, поскольку дерево сильно обветшало. Мастера старались во всем следовать исходному образцу, но полной копией оригинала теперешний иконостас назвать, к сожалению, нельзя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]