Владимирской иконы Божией Матери собор с колокольней

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Северной столице существует достаточно большое количество храмов и соборов, которые почитаются православными прихожанами. Но особого внимания заслуживает Собор Владимирской иконы. Он считается самым старинным и имеет интересную историю.

История Собора

История величественного храма началась в XVIII столетии с маленькой временной церкви, расположенной в частном доме, которую посещали горожане, живущие в округе. Места для прихожан не хватало, и тогда в 1745 году была построена небольшая церквушка из дерева, основой для которой стала старая часовня.

Эта церковь быстро пришла в ветхое состояние, и городские жители обратились к императрице с просьбой о постройке нового здания

В 1760 году был заложен каменный фундамент для грандиозной стройки. Сбор средств организовал Иоанн Кириков, который не дожил до освящения храма 13 лет, он погиб от руки грабителей. Точная дата открытия неизвестна, освятили храм в 1783 году.

Перестройка церкви сопровождалась перепланировкой окружающей территории, так появилась одноименная площадь – Владимирская.

История образа

Храм назван именем Чудотворной Иконы Божьей Матери, по преданию она была написана Лукой на столешнице, за которой до этого трапезничали Спаситель и Богоматерь.

Увидев сотворенный Святым Апостолом образ, Пречистая Дева произнесла: «Благодать Родшегося от Мя и Моя с сим образом да будет»

В XII столетии был сделан список с образа и подарен в киевское княжество Юрию Долгорукому, оригинал же находился в Константинополе.

Святой Образ поместили в киевском монастыре, но через несколько лет один из сыновей Долгорукого – Андрей – решил перевезти икону на север государства. Во время переезда, после отдыха в городе Владимир лошади, везущие платформу, на которой находилась икона, остановились и не захотели двигаться дальше.

Князь в молитвах обратился к Спасительнице за помощью. В видении ему явилась Богородица и повелела оставить икону в этом городе, с тех пор она носит имя – Владимирская.

Перемещения иконы:

  • в 1480 году Лик Спасительницы перевозят в московский патриархат и размещают в Успенском Соборе, во Владимире остается копия, которую сотворил Андрей Рублев
  • после революции образ помещают в Третьяковской галерее, где она пробыла до конца ХХ столетия
  • в 1999 году ее переправляют в Толмачи, в церковь Святого Николая

Со времен появления Чудотворного образа зафиксировано немало удивительных событий, связанных с ним.

  • В конце XIV столетия был совершен крестный ход с Великим Образом на руках. Люди просили Богородицу защитить их от хана Тамерлана, напавшего на Русь. Во сне Тамерлану явилась Спасительница и приказала остановить войну. Хан повиновался и отступил.
  • Шествие вдоль городских стен с Чудотворной иконой на руках спасло столицу от нападения татар в середине XV столетия. После многолюдной молитвы горожан к Богородице по непонятным причинам татары прекратили осаду города.
  • Бой с татаро-монголами так и не состоялся в конце XV столетия. Русские воины вышли навстречу врагу, неся в первом ряду икону Спасительницы. Враг сразу отступил.

Много чудес и исцелений связаны с Чудотворной иконой. Молитвы к ней всегда услышаны, они ни раз спасали в период тяжких испытаний страну и каждого, кто обращался к ней с верой и надеждой. В знак благодарности люди приносили жемчуг, золотые и серебряные кольца, которыми украшали Образ Спасительницы.

В Соборе находится копия Чудотворной иконы, почитаемая не менее чем оригинал, который помещен в киот с пуленепробиваемой защитой и находится в музее Третьяковской Галереи.

Статус храма

Собор, в котором находится Чудотворный образ, считается самым главным и значимым в своем регионе. Соборный статус храму присвоили в 2000 году. Он дается навечно и не подлежит пересмотру, поэтому собор занимает особое положение – от простого храма его отличает то, что Божественные Службы проводят только Высшие Духовные Священнослужители:

  • епископ
  • архиепископ
  • патриарх
  • митрополит

Категорию Кафедрального Собора присваивают по каким-либо особым причинам, Божественные Литургии в них проводит епископ. В таком Соборе обязательно присутствие кафедры – специального епископского трона, который устанавливается с восточной стороны от алтаря.

Тёплая пристань

Я очень люблю этот уютный и вместе с тем грандиозный собор Санкт-Петербурга. Когда входишь в него, на душе даже в пасмурные дни сразу становится светлей. Именно сюда не так давно привозили удивительную Феодоровскую икону Богородицы из Костромского монастыря.


Считается, что этот Образ принадлежит, подобно образу Владимирской Богоматери, евангелисту Луке. «Феодоровской» икона названа в честь отца святого князя Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, который в крещении был наречен Феодором (в честь святого Феодора Стратилата). Этой иконой Ярослав-Феодор и благословил своего сына при его супружестве. Интересен этот чудотворный Образ тем, что он двухсторонний. На её обороте изображена святая великомученица Параскева, облаченная в дорогое княжеское одеяние (её появление связывают с супругой Александра Невского).


Я вновь встретилась с этой удивительной иконой совершенно неожиданно для себя, когда, оказавшись в центре города, случайно зашла во Владимирскую церковь. До этого видела её в Москве во время православной выставки и в самой Костроме при праздновании Преображения Господня. Вот уж действительно, права православная поговорка, что «случай — это псевдоним Бога, который просто не оставил своего автографа»…


И, быть может, вы тоже прочитали мою статью о замечательном Владимирском соборе не случайно…

Архитектура

С середины XVIII века по указу императрицы Елизаветы Петровны в столице начали возводить традиционные христианские пятиглавые церкви, которые пришли на смену храмам, архитектурой напоминающие лютеранские.

Имя автора Владимирского архитектурного комплекса до сих пор точно неизвестно. Есть версия, что это мог быть швейцарский зодчий Антонио Трезини.

Известны имена других мастеров, трудившихся над возведением храма:

  • С. Чевакенский
  • А. Ринальди
  • И. Старов
  • А. Квасов

Двухэтажное здание построено в классическом строгом и сдержанном стиле, но фасады и колокольни украшены пышными элементами барокко:

  • лепным декором
  • коринфскими колоннами
  • лучковыми арками
  • множеством скульптур, расположенных на фасадах

Куполами и фигурными башнями разной величины, опять же в стиле барокко, украшены каменные часовни и боковые дополнительные престолы.

В соборе имеется несколько престолов.

На нижнем теплом этаже они освящены в честь святых:

  • центральный – Иоанна Дамаскина
  • северный – священномученника Харлампия
  • южный – пророка Илии

На верхнем холодном этаже престолы посвящены Святым Ликам:

  • основной – Владимирской Божьей Матери
  • правый – Всех Скорбящих Радость
  • левый – Софии и ее дочерям Вере, Надежде, Любови

Основной массив пятикупольного сооружения удивительно цельно сливается с колокольней, высота которой 67 метров.


dasha_mevsha


starodubtsev812


bellalinalove


bored314

Трехъярусную колокольню в конце XVIII века возвели рядом с храмом по проекту Кварнеги, а в 50-х годах XX века к ней пристроили добавочный ярус по проекту архитектора Руска, который в дальнейшем руководил строительством ограды вокруг собора и двух часовен.

В те времена за оградой был чудесный сад, от которого сегодня сохранились лишь незначительные остатки.

С XIX столетия купола храма были покрыты позолотой, но после революции она была смыта, а купола покрашены черным цветом. В настоящее время Собор находится в стадии возрождения, идут реставрационные работы, на купола и колокольни вновь наносится позолота.

Притвор церкви, выходящий на западную сторону, выполнен в классическом стиле по проекту Мельникова. Ранее там находились приют и богадельня.

Пьетро Трезини

В 1745 году на месте современного Владимирского собора в Санкт-Петербурге возвели деревянную церковь. Строительство каменной постройки началось спустя 15 лет. Автор проекта Владимирского собора в Санкт-Сетербурге — швейцарский архитектор Пьетро Трезини. Этот человек получил образование в Италии, несколько лет работал в Милане. В 1726 году Трезини приехал в Санкт-Петербург, а спустя 17 лет занял должность главного архитектора города. Помимо Владимирского собора, в Санкт-Петербурге по его проектам были воздвигнуты Спасо-Сенновская и Пантелеимоновская церкви.

Как Собор выглядит внутри

Отличительная черта убранства – строгость и простота. На стенах, украшенных пилястрами, рукой Брюллова изображены четыре Евангелиста. На западной стороне храма – изумительные копии картин Рафаэля и Паоло Веронезе. В верхнем здании сохранился иконостас, в котором насчитывается около 30 священных икон. Создал уникальное творение Растрелли в XVIII столетии, расположив Святые Лики по обе стороны алтаря.


mane_tanya


ludmilabtt


anastasiia_0012

Главные почитаемые Чудотворные иконы храма:

  • Владимирской Божьей Матери
  • Спас Нерукотворный – ее освятил праведный Иоанн Кронштадтский;
  • Лик Великого старца Серафима Саровского с нетленными частичками его мощей.

Справа от списка Казанской иконы находится выполненный в стиле ампир деревянный иконостас, украшенный художественной резьбой. Алтарь расписан копией композиции Святая Евхаристия работы Васнецова.

Иоанн Кириков

Этот человек был не только первым настоятелем храма, но и главным его строителем. В конце девяностых годов прошлого века вблизи алтаря было обнаружена, а затем и реконструирована могила Иоанна Кирикова. Восстановили и надпись, выбитую ещё в 1870 году.

Архитектурный ансамбль церкви, который видят современные прихожане, сложился в середине 19 века. Здесь присутствует абсолютная гармоничность пропорции, в чём можно убедиться, посетив Владимирский собор в Санкт-Петербурге.

Богослужения

На Божественную Литургию можно попасть ежедневно

В будние дни:

  • исповедь – 8:30
  • Литургия – 9:00

Воскресный день и праздники:

  • исповедь – 6:30, 9:30
  • Литургия – 7:00, 10:00

Открыт храм с 8:00, вечерние молитвы – в 18:00

Вход в храм бесплатный. Более подробно можно ознакомиться с историей Владимирского собора, посетив его в составе экскурсий, стоимость которых составляет 500-1000 рублей на человека в зависимости от продолжительности мероприятия.

Внутреннее убранство

На сводах главного купола сохранились скульптуры четырех Евангелистов. На втором этаже можно увидеть редкий по красоте резной иконостас, который попал в храм в 1808 году.

Это произведение искусства было создано российскими мастерами по рисунку знаменитого зодчего Франческо Бартоломео Растрелли для Аничкова дворца. Примечательно, что подобных памятников петровского барокко в нашей стране осталось не более десятка.

Вид на Владимирскую икону Божией Матери над входом в собор

Интересные факты

  • Собор славится детским хором, певчие которого своими ангелоподобными голосами известны далеко за пределами России.
  • При соборе открыта школа звонарей-виртуозов, их обучают сложным техникам колокольного звона.
  • История храма связана со многими знаменитыми прихожанами. Родители А. С. Пушкина жили недалеко от площади, где находится храм, и часто посещали Богослужения. Сам Александр Сергеевич нередко был в гостях у родных и на Литургию ходил во Владимирский храм.
  • Во Владимирском соборе проходило отпевание няни Пушкина и его друга Дельвига, на которых присутствовал поэт.
  • По сей день в храме совершают панихидные службы по Ф. М. Достоевскому, который жил в Кузнечном переулке и был прилежным прихожанином Владимирской церкви.

Архитектурные особенности

Старинный питерский собор представляет переход от традиций пышного екатерининского барокко к лаконичному и строгому классицизму. В плане он похож на квадрат со срезанными углами. Изящные купола покоятся на высоких цилиндрических барабанах. Фасады богато декорированы пилястрами, лепными наличниками, лучковыми арками и стройными колоннами коринфского ордера.

Вид на купола Владимирского собора

С севера от собора стоит великолепная четырехъярусная колокольня. Она имеет высоту 68 м и завершается округлым куполом и фонарем. Здание колокольни отлично смотрится с Троицкого моста.

Неподалеку, на пересечении улицы Достоевского и Кузнечного переулка находится музей-квартира и памятник писателю. В честь знаменитого прихожанина ежегодно в храме проводят памятные панихиды.

Духовенство

Настоятели собора за всю историю Даты Настоятель 1746-… священник Григорий Матвеев 1763 — 20 октября (1 ноября) 1770 священник Иоанн Кириков (…—1770) 1770—1783 священник Иаков Иванович Граевский 1783—1789 протоиерей Иаков Илларионов (…—1789) 1789—1798 священник Филипп Васильев 1790—1808 священник Иоанн Фёдорович Башилов 1808—1810 протоиерей Иоанн Никитич Голубев 1810—1825 протоиерей Павел Петрович Свиязев (…—1825) 1826—1831 протоиерей Симеон Яковлевич Платонов (…—1831) 1831 — 22 января (3 февраля) 1864 протоиерей Михаил Никитич Малеин (1788—1864) 1864—1892 протоиерей Александр Николаевич Соколов (1817—1903) 1892—1893 протоиерей Димитрий Александрович Приселков (…—1909) 1893—1895 … 1895—1902 протоиерей Николай Михайлович Вирославский 1902—1903 протоиерей Димитрий Александрович Приселков (…—1909) 1904—1917 протоиерей Александр Алексеевич Владимирский 1917 — июнь 1922 протоиерей Павел Антониевич Кедринский (1863 — после 1935) октябрь 1922 — август 1923 протоиерей Иоанн Яковлевич Соколов (… — после 1937) август 1923 — июнь 1932 протоиерей Павел Антониевич Кедринский (1863 — после 1935) 1932—1990 храм не действовал 1990 митрополит Алексий (Ридигер) 1990—1995 митрополит Иоанн (Снычев) 1996 — настоящее время митрополит Владимир (Котляров)

Святыни

Основная ценность храма — иконостас верхнего престола. Он входит в десятку уникальных творений церковного искусства. Проект иконостаса разрабатывал сам Растрелли. В жизнь его воплотили лучшие мастера елизаветинской эпохи.

Но самое главное, чем действительно гордится Владимирская церковь (Санкт- Петербург), – иконы. На первом месте сам образ Божией Матери, попавший в Россию в начале двенадцатого века из Византии. Ее автор — евангелист Лука, запечатлевший Марию с мужем и маленьким Христом за принятием трапезы.

Если смотреть на икону с обратной стороны, то можно увидеть изображение престола и орудия страстей.

Еще одна святыня собора – «Нерукотворный спас». Это икона с изображением Спасителя славится тем, что, по легенде, придает силы для преодоления трудностей, помогает побороть недуги и дает подсказки в решении проблем. Именно этой чудотворным образом славится Владимирская церковь (Санкт-Петербург).

Воскресные школы

Сегодня при Владимирском соборе функционирует детская воскресная школа. Она называется «Логос». Одной из основных целей воскресной школы является возрождение утраченных семейных традиций и приобщение детей к православной культуре. Занятия в этом центре проводятся только по субботам и воскресеньям. Обучение в школе в основном построено в форме диалога, который происходит во время беседы со служителем церкви. Здесь любой мальчик могут ощутить себя алтарником. Девочки, посещающие воскресную школу, помимо таких непременных предметов как храмоведение и изучение Нового Завета, занимаются в кружке рукоделия. При храме действует также театральная студия, проводятся занятия по рисованию. Владимирский собор выпускает собственную газету.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]