Как трактует христианство эзотерику и самопознание

  • Эзо­те­рика и пра­во­сла­вие Алек­сей Ярасов
  • Эзо­те­рика Коэльо: сжечь книги куль­то­вого автора? cвящ. Алек­сандр Ермо­лин
  • От тьмы эзо­те­рики к свету Еван­ге­лия (сви­де­тель­ство) Олег
  • При­знаки рели­ги­оз­ных направ­ле­ний оккульт­ной, эзо­те­ри­че­ской и псев­до­на­уч­ной ори­ен­та­ции свящ. Андрей Хвыля-Олин­тер
  • Рели­гия и эзо­те­рика В. Лебе­дев
  • Эзо­те­рика диакон Андрей

***
Эзоте́рика, эзо­те­ризм (от др.-греч. ἐσωτεριχός – «внут­рен­ний») – сово­куп­ность раз­но­род­ных тайных рели­ги­оз­ных и псевдо-рели­ги­оз­ных учений, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих веру в «поту­сто­рон­ние» силы и/или некие сверхъ­есте­ствен­ные энер­гии, недо­ступ­ных в полной мере для непо­свя­щен­ных людей. Знания, полу­чен­ные в ходе эзо­те­ри­че­ских опытов, явля­ются крайне субъ­ек­тив­ными, поэтому эзо­те­ри­че­ские учения раз­нятся между собой.

***

Какова вза­и­мо­связь эзо­те­рики и науки?

Совре­мен­ная эзо­те­рика нередко высту­пает в нау­ко­об­раз­ном обли­чье и апел­ли­рует к науке, про­воз­гла­шая прин­цип един­ства науки, рели­гии и фило­со­фии. Однако в дей­стви­тель­но­сти, связь науки и эзо­те­рики не оче­видна. Науч­ная кар­тина мира кар­ди­нально отли­ча­ется от кар­тины мира эзо­те­ри­че­ской: пред­став­ле­ния эзо­те­рики по осно­во­по­ла­га­ю­щим про­бле­мам про­ис­хож­де­ния мира, жизни, чело­века, кос­мо­ло­гии, био­ло­гии, пале­он­то­ло­гии и других наук нахо­дятся в про­ти­во­ре­чии с науч­ными дан­ными. В отли­чие от науки эзо­те­ризм не ведет поиск реше­ния про­блемы, а пред­ла­гает ответы изна­чально, а метод эзо­те­ризма научно не вос­про­из­во­дим и не может быть раци­о­нально дока­зан.

Древние корни

Некоторые современные ученые[кто?

] полагают, что на ранних стадиях христианства ядро устного обучения было унаследовано от палестинского и эллинистического иудаизма, который сформировал основу тайной устной традиции, в IV веке названной
disciplina arcani
, которая, как полагают богословы, придерживающиеся господствующего мнения, содержится только в частях литургии и в некоторых других традициях, которые остаются частями некоторых ветвей основного христианского течения (например, доктрина транссубстанциации, как полагают католические теологи, была частью
disciplina arcani
).

Эзотерики уверены, что disciplina arcani

, практиковавшаяся в раннем христианстве, являлась неким тайным, эзотерическим учением, отличавшимся от явного учения.

Однако в христианском понимании термин disciplina arcani

имеет иное, довольно узкое значение. Например, согласно Православной энциклопедии:

Disciplina arcani (реже arcana; лат. — тайное учение), совр. термин, означающий правило древней Церкви не допускать присутствия некрещеных (включая оглашенных) при совершении таинств — прежде всего Крещения и Евхаристии. D. a. подразумевала запрет на разглашение чинопоследования таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению».

Действительно, процедура оглашения в первые века совершалась в обстановке тайны. Георгий Флоровский указывает, однако, что тайна относилась не к учению, а к формулам и обрядам и имела скорее педагогический смысл:

И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит «памятью начертывать в сердце», повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрийскую тeopию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий… Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам.

Тертуллиан писал о вынужденном сокрытии сведений о христианском богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников; при этом язычники все равно знали, что совершается в Церкви.

Крупный специалист по античности и христианской истории академик С. С. Аверинцев указывал на принципиально иной смысл явления disciplina arcani

в раннем христианстве по сравнению с эзотеризмом гностиков или масонов:

Вообще говоря, любое религиозное и тем более мистическое сознание принуждено создавать для себя систему сакральных знаков и символов, без которых оно не могло бы описывать своё «неизрекаемое» содержание; <�…>это так же присуще византийскому богословию, как даосской, или буддийской, или индуистской мистике.

Если иметь в виду только эту универсальность символического языка, легко проглядеть существенное различие между историческими типами и «стилями» символики. Поэтому подчеркнем, что для христианской традиции самый главный акцент лежит <�…> не на а намека на сокрываемое от непосвященных

(ср. роль символики мистериальных и гностических сообществ от Элевсина до новоевропейского масонства). Разумеется, элементы того и другого могут быть без труда выявлены в сложном составе христианской традиции (раннехристианская «disciplina arcani»<�…>), но их модальность внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть знамение, требующее веры. <�…>

Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов

. <�…> Место мистериально-гностической оппозиции
посвященные/непосвященные
заступает совсем иная оппозиция
соратники/противники
; в число последних включены «враги зримые и незримые» — люди и бесы.

Некоторые современные течения эзотерического христианства

обращаются к сочинениям Оригена (как и к другим отцам церкви и библейским толкованиям), чтобы утвердить идеи реинкарнации в качестве части христианской традиции, хотя Ориген в работе «Против Цельса» и других своих работах явно отрицает реинкарнацию.

Гово­рил ли Иисус Хри­стос что-нибудь об эзо­те­рике?

Гос­подь пре­ду­пре­ждал нас, что мы живем во вре­мена, когда «много лже­про­ро­ков появи­лось в мире (1Ин.4:1), кото­рые при­хо­дят к нам «в ове­чьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15). Наши отно­ше­ния с Богом – это отно­ше­ния с Отцом, кото­рый без­гра­нично любит своих чад. И этого не постичь эзо­те­рике, такая связь для них немыс­лима. Магия и эзо­те­рика пред­ла­гают меха­ни­че­скую схему: я совер­шаю некое дей­ство, говорю какие-то слова и авто­ма­ти­че­ски полу­чаю резуль­тат. Места Богу как Лич­но­сти здесь нет.

Новое время

В течениях средневекового западного эзотеризма, например алхимии и астрологии, были соединены христианская теология и доктрины эзотерического содержания.

В своей Апологии

Пико делла Мирандола («Apologia J. Pici Mirandolani, Concordiae comitis», опубликованная в 1489 году) утверждает, что есть два типа «магии»: теургия (божественная магия) и гоетия (демоническая магия). Эти дисциплины были названы «
Операцией Звёзд
», в то время как алхимия была «
Операцией Солнца
», а астрология — «
Операцией Луны
». Все они отнесены к активным, или «оперативным» дисциплинам, равно как и Каббала. Представители
эзотерического христианства
могут практиковать все эти течения, или традиции, и стать адептами, алхимиками, астрологами, и
герметиками-каббалистами
, но тем не менее существуют эзотерики-христиане, практикующие только пассивные, или созерцательные дисциплины, которые помогают им лучше постигать «тайные знания», получаемые от Высших Сущностей.

В XVI и XVII веках это направление было доведено до логически завершенной формы развитием теософии и розенкрейцерства. Движение бехменистов и масонство также активно развивались в это время.

Какова вза­и­мо­связь эзо­те­рики и хри­сти­ан­ства?

Несмотря на заяв­ле­ние неко­то­рых эзо­те­ри­ков о вза­и­мо­связи эзо­те­ризма с Пра­во­сла­вием, пра­во­слав­ные хри­сти­ане отри­ца­тельно отно­сятся к попыт­кам соеди­не­ния Пра­во­сла­вия и эзо­те­ри­че­ских прак­тик. В эзо­те­ризме отсут­ствует учение о нрав­ствен­ном пути и эти­че­ских цен­но­стях, из-за чего он исполь­зу­ется как инстру­мент для выжи­ва­ния одних за счет других и может являться мета­фи­зи­че­ской осно­вой для совре­мен­ных тота­ли­тар­ных режи­мов и сект для уста­нов­ле­ния духов­ного гос­под­ства. Эзо­те­рики пре­тен­дуют на обла­да­ние «скры­тым», «истин­ным» пони­ма­нием хри­сти­ан­ства, доступ­ным, по их мнению, только для узкого круга «про­све­щен­ных», «ини­ци­и­ро­ван­ных» и в высшей сте­пени обра­зо­ван­ных людей. Кроме того, псевдо­хри­сти­ан­ские эзо­те­ри­че­ские учения имеют такие общие при­знаки, как ере­ти­че­ская тео­ло­гия, исполь­зо­ва­ние не только кано­ни­че­ских Еван­ге­лий, но и апо­кри­фов, кото­рые зача­стую пред­по­чи­та­ются кано­ни­че­ским Еван­ге­лиям, а также убеж­ден­ность в том, что суще­ствует некая устная тра­ди­ция, исхо­дя­щая от две­на­дцати апо­сто­лов, кото­рая содер­жит «эзо­те­ри­че­ское учение» Иисуса Христа. В Пра­во­сла­вии, и в целом, хри­сти­ан­стве, не суще­ствует ника­кого эзо­те­ри­че­ского учения, таким обра­зом, термин «эзо­те­ри­че­ское хри­сти­ан­ство» хри­сти­а­нами не при­ем­лется и не исполь­зу­ется.

Мистическая религия

Ранние христиане использовали слово греч. μυστήριον (мистерии) для обозначения таинств христианской церкви. В Ветхом Завете слово «mysterion» эквивалентно еврейскому sôd, «тайна» (Прит. 20:19; Иудифь. 2:2; Сир. 22:27; 2 Мак. 13:21).

В Новом Завете слово таинство

обычно применяется по отношению к возвышенному откровению Евангелия (Матфея. 13:11; Колоссянам. 2:2; 1 Тимофею. 3:9; 1 Коринфянам. 15:51), воплощению и жизни Спасителя и Его проявлению в проповедях апостолов (Римлянам. 14:24; Ефесянам. 3:4; 6:19; Колоссянам. 1:26; 4:3). Теологи называют
таинством
раскрытие истин, которые превосходят естественный ум, так как, в узком понимании, таинство — истина, превосходящая тварный интеллект.

Невозможность достижения понимания таинства

рациональным путём приводит, по мнению оккультистов, к внутреннему или скрытому пути понимания христианских таинств, который получил название эзотерического в
эзотерическом христианстве
.

Эзотерики полагают, что даже будучи открытыми и при наличии веры, таинства все равно остаются неясными и сокрытыми пока длится смертная жизнь, если только понимание таинств не делается возможным при помощи эзотерики.

Как сле­дует отно­ситься к эзо­те­ри­кам?

«Мы при­зы­ваем всех членов Церкви молиться о про­све­ще­нии одер­жи­мых лож­ными уче­ни­ями и твердо хра­нить пере­дан­ное нам, «отвра­ща­ясь негод­ного пусто­сло­вия и пре­ко­сло­вии лже­имен­ного знания» (1Тим.6:20)», – гово­рится в Опре­де­ле­нии Архи­ерей­ского Собора 1994 г. «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме».

См. также: ОККУЛЬ­ТИЗМ, МАГИЯ, ЧАРО­ДЕЙ­СТВО, КОЛ­ДОВ­СТВО, ГАДА­НИЕ.

Современные формы

Многие современные течения эзотерического христианства

принимают идею перевоплощения, а также сложную энергетическую структуру человеческого существа (таких, как эфирное тело, астральное тело, ментальное тело и каузальное тело). Эти течения делают акцент на необходимости внутренней духовной работы, которая приведет к обновлению человека в Павловском смысле. Рудольф Штайнер и Макс Гендель опубликовали несколько духовных упражнений в своих трудах, чтобы помочь развитию последователей. В том же самом ключе написаны и сочинения Томмазо Паламидесси, чьей целью было развитие аскетических техник и медитаций.

Георгий Гурджиев называл своё учение «Четвёртым Путём» — путём сознания, на котором студент учился работать с отрицательными сторонами и страданиями своей обычной жизни и преобразовывать их, чтобы прийти к жизни истинной («Жизнь только тогда жизнь, когда Я Есть».) Согласно всем этим ученым-эзотерикам, совокупность этих методов (часто связываемых с такими восточными методами медитаций, как медитация чакр или визуализация) приведёт к спасению души и к полному возрождению человека. Этот процесс зачастую подразумевает существование духовного тела, склонного к воскрешению (и потому названному в христианской терминологии Телом Воскресения). Некоторые эзотерические христиане

в наши дни включают в свои верования техники традиционных магических практик, таких как каббала, теургия, гоэция, алхимия, астрология и герметизм.

В Библии колдовство осуждается

Отношения верующего с магией в Библии прямо и основательно не разбираются, но она часто упоминается вскользь в негативном ключе и со строгим запретом:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, …»

(Гал.5:19, 20)

«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.»

(Лев.19:26)

«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …»

(Втор.18:10)

«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].»

(Деян.19:19)

«Ворожеи не оставляй в живых.»

(Исх.22:18)

«исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя;»

(Мих.5:12)

«И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?»

(4Цар.9:22)


В средневековье использовались радикальные методы борьбы с колдунами, сегодня каждый отвечает за свой выбор только перед Богом

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]