- Эзотерика и православие Алексей Ярасов
- Эзотерика Коэльо: сжечь книги культового автора? cвящ. Александр Ермолин
- От тьмы эзотерики к свету Евангелия (свидетельство) Олег
- Признаки религиозных направлений оккультной, эзотерической и псевдонаучной ориентации свящ. Андрей Хвыля-Олинтер
- Религия и эзотерика В. Лебедев
- Эзотерика диакон Андрей
***
Эзоте́рика, эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτεριχός – «внутренний») – совокупность разнородных тайных религиозных и псевдо-религиозных учений, подразумевающих веру в «потусторонние» силы и/или некие сверхъестественные энергии, недоступных в полной мере для непосвященных людей. Знания, полученные в ходе эзотерических опытов, являются крайне субъективными, поэтому эзотерические учения разнятся между собой.
***
Какова взаимосвязь эзотерики и науки?
Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье и апеллирует к науке, провозглашая принцип единства науки, религии и философии. Однако в действительности, связь науки и эзотерики не очевидна. Научная картина мира кардинально отличается от картины мира эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными. В отличие от науки эзотеризм не ведет поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказан.
Древние корни
Некоторые современные ученые[кто?
] полагают, что на ранних стадиях христианства ядро устного обучения было унаследовано от палестинского и эллинистического иудаизма, который сформировал основу тайной устной традиции, в IV веке названной
disciplina arcani
, которая, как полагают богословы, придерживающиеся господствующего мнения, содержится только в частях литургии и в некоторых других традициях, которые остаются частями некоторых ветвей основного христианского течения (например, доктрина транссубстанциации, как полагают католические теологи, была частью
disciplina arcani
).
Эзотерики уверены, что disciplina arcani
, практиковавшаяся в раннем христианстве, являлась неким тайным, эзотерическим учением, отличавшимся от явного учения.
Однако в христианском понимании термин disciplina arcani
имеет иное, довольно узкое значение. Например, согласно Православной энциклопедии:
Disciplina arcani (реже arcana; лат. — тайное учение), совр. термин, означающий правило древней Церкви не допускать присутствия некрещеных (включая оглашенных) при совершении таинств — прежде всего Крещения и Евхаристии. D. a. подразумевала запрет на разглашение чинопоследования таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению».
Действительно, процедура оглашения в первые века совершалась в обстановке тайны. Георгий Флоровский указывает, однако, что тайна относилась не к учению, а к формулам и обрядам и имела скорее педагогический смысл:
И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит «памятью начертывать в сердце», повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрийскую тeopию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий… Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам.
Тертуллиан писал о вынужденном сокрытии сведений о христианском богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников; при этом язычники все равно знали, что совершается в Церкви.
Крупный специалист по античности и христианской истории академик С. С. Аверинцев указывал на принципиально иной смысл явления disciplina arcani
в раннем христианстве по сравнению с эзотеризмом гностиков или масонов:
Вообще говоря, любое религиозное и тем более мистическое сознание принуждено создавать для себя систему сакральных знаков и символов, без которых оно не могло бы описывать своё «неизрекаемое» содержание; <�…>это так же присуще византийскому богословию, как даосской, или буддийской, или индуистской мистике.
Если иметь в виду только эту универсальность символического языка, легко проглядеть существенное различие между историческими типами и «стилями» символики. Поэтому подчеркнем, что для христианской традиции самый главный акцент лежит <�…> не на а намека на сокрываемое от непосвященных
(ср. роль символики мистериальных и гностических сообществ от Элевсина до новоевропейского масонства). Разумеется, элементы того и другого могут быть без труда выявлены в сложном составе христианской традиции (раннехристианская «disciplina arcani»<�…>), но их модальность внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть знамение, требующее веры. <�…>
Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов
. <�…> Место мистериально-гностической оппозиции
посвященные/непосвященные
заступает совсем иная оппозиция
соратники/противники
; в число последних включены «враги зримые и незримые» — люди и бесы.
Некоторые современные течения эзотерического христианства
обращаются к сочинениям Оригена (как и к другим отцам церкви и библейским толкованиям), чтобы утвердить идеи реинкарнации в качестве части христианской традиции, хотя Ориген в работе «Против Цельса» и других своих работах явно отрицает реинкарнацию.
Говорил ли Иисус Христос что-нибудь об эзотерике?
Господь предупреждал нас, что мы живем во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1Ин.4:1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15). Наши отношения с Богом – это отношения с Отцом, который безгранично любит своих чад. И этого не постичь эзотерике, такая связь для них немыслима. Магия и эзотерика предлагают механическую схему: я совершаю некое действо, говорю какие-то слова и автоматически получаю результат. Места Богу как Личности здесь нет.
Новое время
В течениях средневекового западного эзотеризма, например алхимии и астрологии, были соединены христианская теология и доктрины эзотерического содержания.
В своей Апологии
Пико делла Мирандола («Apologia J. Pici Mirandolani, Concordiae comitis», опубликованная в 1489 году) утверждает, что есть два типа «магии»: теургия (божественная магия) и гоетия (демоническая магия). Эти дисциплины были названы «
Операцией Звёзд
», в то время как алхимия была «
Операцией Солнца
», а астрология — «
Операцией Луны
». Все они отнесены к активным, или «оперативным» дисциплинам, равно как и Каббала. Представители
эзотерического христианства
могут практиковать все эти течения, или традиции, и стать адептами, алхимиками, астрологами, и
герметиками-каббалистами
, но тем не менее существуют эзотерики-христиане, практикующие только пассивные, или созерцательные дисциплины, которые помогают им лучше постигать «тайные знания», получаемые от Высших Сущностей.
В XVI и XVII веках это направление было доведено до логически завершенной формы развитием теософии и розенкрейцерства. Движение бехменистов и масонство также активно развивались в это время.
Какова взаимосвязь эзотерики и христианства?
Несмотря на заявление некоторых эзотериков о взаимосвязи эзотеризма с Православием, православные христиане отрицательно относятся к попыткам соединения Православия и эзотерических практик. В эзотеризме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживания одних за счет других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господства. Эзотерики претендуют на обладание «скрытым», «истинным» пониманием христианства, доступным, по их мнению, только для узкого круга «просвещенных», «инициированных» и в высшей степени образованных людей. Кроме того, псевдохристианские эзотерические учения имеют такие общие признаки, как еретическая теология, использование не только канонических Евангелий, но и апокрифов, которые зачастую предпочитаются каноническим Евангелиям, а также убежденность в том, что существует некая устная традиция, исходящая от двенадцати апостолов, которая содержит «эзотерическое учение» Иисуса Христа. В Православии, и в целом, христианстве, не существует никакого эзотерического учения, таким образом, термин «эзотерическое христианство» христианами не приемлется и не используется.
Мистическая религия
Ранние христиане использовали слово греч. μυστήριον (мистерии) для обозначения таинств христианской церкви. В Ветхом Завете слово «mysterion» эквивалентно еврейскому sôd, «тайна» (Прит. 20:19; Иудифь. 2:2; Сир. 22:27; 2 Мак. 13:21).
В Новом Завете слово таинство
обычно применяется по отношению к возвышенному откровению Евангелия (Матфея. 13:11; Колоссянам. 2:2; 1 Тимофею. 3:9; 1 Коринфянам. 15:51), воплощению и жизни Спасителя и Его проявлению в проповедях апостолов (Римлянам. 14:24; Ефесянам. 3:4; 6:19; Колоссянам. 1:26; 4:3). Теологи называют
таинством
раскрытие истин, которые превосходят естественный ум, так как, в узком понимании, таинство — истина, превосходящая тварный интеллект.
Невозможность достижения понимания таинства
рациональным путём приводит, по мнению оккультистов, к внутреннему или скрытому пути понимания христианских таинств, который получил название эзотерического в
эзотерическом христианстве
.
Эзотерики полагают, что даже будучи открытыми и при наличии веры, таинства все равно остаются неясными и сокрытыми пока длится смертная жизнь, если только понимание таинств не делается возможным при помощи эзотерики.
Как следует относиться к эзотерикам?
«Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, «отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания» (1Тим.6:20)», – говорится в Определении Архиерейского Собора 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».
См. также: ОККУЛЬТИЗМ, МАГИЯ, ЧАРОДЕЙСТВО, КОЛДОВСТВО, ГАДАНИЕ.
Современные формы
Многие современные течения эзотерического христианства
принимают идею перевоплощения, а также сложную энергетическую структуру человеческого существа (таких, как эфирное тело, астральное тело, ментальное тело и каузальное тело). Эти течения делают акцент на необходимости внутренней духовной работы, которая приведет к обновлению человека в Павловском смысле. Рудольф Штайнер и Макс Гендель опубликовали несколько духовных упражнений в своих трудах, чтобы помочь развитию последователей. В том же самом ключе написаны и сочинения Томмазо Паламидесси, чьей целью было развитие аскетических техник и медитаций.
Георгий Гурджиев называл своё учение «Четвёртым Путём» — путём сознания, на котором студент учился работать с отрицательными сторонами и страданиями своей обычной жизни и преобразовывать их, чтобы прийти к жизни истинной («Жизнь только тогда жизнь, когда Я Есть».) Согласно всем этим ученым-эзотерикам, совокупность этих методов (часто связываемых с такими восточными методами медитаций, как медитация чакр или визуализация) приведёт к спасению души и к полному возрождению человека. Этот процесс зачастую подразумевает существование духовного тела, склонного к воскрешению (и потому названному в христианской терминологии Телом Воскресения). Некоторые эзотерические христиане
в наши дни включают в свои верования техники традиционных магических практик, таких как каббала, теургия, гоэция, алхимия, астрология и герметизм.
В Библии колдовство осуждается
Отношения верующего с магией в Библии прямо и основательно не разбираются, но она часто упоминается вскользь в негативном ключе и со строгим запретом:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, …»
(Гал.5:19, 20)
«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.»
(Лев.19:26)
«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …»
(Втор.18:10)
«А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].»
(Деян.19:19)
«Ворожеи не оставляй в живых.»
(Исх.22:18)
«исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя;»
(Мих.5:12)
«И когда увидел Иорам Ииуя, то сказал: с миром ли Ииуй? И сказал он: какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее?»
(4Цар.9:22)
В средневековье использовались радикальные методы борьбы с колдунами, сегодня каждый отвечает за свой выбор только перед Богом