Доброй памяти Архиепископа Гавриила (Стеблюченко) посвящается…


Архиепископ Гавриил (Стеблюченко)

Гавриил (Стеблюченко)
(1940 — 2016), архиепископ б. Усть-Каменогорский и Семипалатинскиий В миру Стеблюченко Юрий Григорьевич, родился 30 июня 1940 года в городе Херсоне, в Украинской ССР, в рабоче-крестьянской семье.

В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию и одновременно стал послушником Одесского Успенского мужского монастыря.

В 1959 году был пострижен в иночество с наречением имени в честь великомученика Георгия Победоносца.

В 1962 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы

«.

15 июня 1966 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь Архангела Гавриила митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), а 19 июня того же года был рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в город Выборг Ленинградской области.

В 1966 году был участником съезда «Христианской мирной молодёжной конференции», который проходил в городе Куопио, Финляндия.

С 20 января 1967 [1] по 15 августа 1968 года был секретарём Русской духовной миссии в Иерусалиме в сане архидиакона.

Иеромонах Гавриил (Стеблюченко), настоятель Преображенского собора г. Выборга, 1969 год

В 1968 году, по окончании заграничной командировки, был рукоположен во иеромонаха митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым) и назначен настоятелем Выборгского Спасо-Преображенского собора.
22 января 1972 года был переведён в Псковскую епархию и назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора в городе Пскове и одновременно ответственным представителем Псковского митрополита по встрече иностранных гостей.

7 апреля 1974 года был возведён в сан игумена.

7 апреля 1975 года назначен наместником Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры Псковской области с возведением в сан архимандрита.
«Жалоб на его деятельность было много. Монахи, возлагавшие на Гавриила ответственность за происшедшие в монастыре случаи со смертельным исходом, обратились с жалобой к Патриарху Пимену. Хотя Патриарх и отстранил архимандрита Гавриила от должности, он был в ней восстановлен заместителем председателя Совета по делам религий В. Фуровым, специально приехавшим в монастырь»
[2].

19 июля 1988 года был избран епископом Хабаровским и Владивостокским определением Священного Синода Русской Православной Церкви. Епископская хиротония состоялась 23 июля того же года.

31 января 1991 года был временно отстранён от управления епархией определением Священного Синода «в связи с многочисленными жалобами, касающимися управления епархией и морального облика»

. Была назначена синодальная комиссия для расследования. 25 марта того же года был признан виновным, определением Священного Синода,
«в нарушении архиерейской присяги, выразившемся в принятии запрещённого клирика другой епархии и предоставлении ему права священнодействовать (Ап. 16), в нарушении церковного мира и недостойном деспотическом отношении к клиру и мирянам (Ап. 27, Двукр. 9), в отсутствии заботы об устроении епархиальной и приходской жизни (Ап. 36), в превышении полномочий правящего архиерея, выразившемся в награждении своего клира патриаршими церковными наградами, в поведении, порочащем высокое звание епископа»
. Синодальным решением был уволен за штат, запрещён в священнослужении на три года и направлен для «молитвы и полного раскаяния» в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея [3].

18 июля 1991 года синодальным решением был переведён в Коневский Богородице-Рождественский мужской монастырь.

21 апреля 1994 года был назначен правящим архиереем новообразованной Благовещенской и Тындинской епархией.

Был участником зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви 2001-2002 годов [4].

25 февраля 2003 года был возведён в сан архиепископа.

5 октября 2011 года был переведён на новообразованную Усть-Каменогорскую кафедру. В Усть-Каменогорскую епархию не прибыл [5].

27 декабря 2011 года был почислен на покой по состоянию здоровья согласно поданному прошению [6].

Скончался около половины второго ночи 20 мая 2021 года в больнице города Благовещенска Амурской области на 76-м году жизни, после тяжёлой болезни, от инсульта [7]. 22 мая того же года состоялось отпевание, которое в Благовещенском кафедральном соборе города Благовещенска возглавил епископ Благовещенский Лукиан (Куценко) в сослужении многочисленного духовенства. Погребён, согласно своей воле, у алтаря того же собора [8].

День тезоименитства — 13 июля (26 июля нового стиля).

Награды

Церковные:

  • набедренник (1968)
  • наперсный крест (19 августа 1971)
  • палица (7 апреля 1974)
  • орден святых апостолов Петра и Павла, Антиохийская Православная Церковь (1974)
  • орден святого равноапостольного князя Владимира III степени (1975)
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1980)
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1990)
  • орден святителя Иннокентия III степени (2000)
  • орден прп. Серафима Саровского II степени (2005)
  • памятная медаль «1020-летие Крещения Руси» (2008)
  • медаль святого равноапостольного князя Владимира (2015)

Светские:

  • почётная медаль «Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры» (1986)
  • почётная медаль «Борцу за мир» (1988)
  • золотая медаль Советского Фонда Мира (1990)
  • государственный орден Почёта (№ 9965 от 11 августа 2000)
  • почётный знак-медаль «За жертвенное служение» от Православного общественного движения «Россия Православная» (2001)
  • нагрудный знак «За освоение космоса» (2002, № 115)
  • медаль «Алексий — человек Божий» от Союза Российских казаков (2001, №56)
  • нагрудный знак «200 лет МВД России» (2002, № 706)

Отрывок, характеризующий Гавриил (Стеблюченко)

Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева. С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем. В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги. Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом. Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму. Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления. 22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно. Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям. Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай. Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым. Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру. – Что, как твое здоровье? – спросил он. – Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу. – …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой… Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью. Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу. – И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.

Примечания[ | ]

  1. Свящ. Глеб Якунин.
    О современном положении Русской Православной Церкви и перспективах религиозного возрождения России // Вольное слово. Выпуск 35-36. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1979. — С. 12-13.
  2. Последние годы брежневщины, правление Андропова и Черненко // Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991)
  3. Завершился первый день работы зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви
  4. Священный Синод завершил первый день работы в обновленной резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре
  5. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2000 года № 1491 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (неопр.)
    . // Официальный сайт Президента России. Дата обращения: 4 августа 2021.

Публикации[ | ]

  • 40-летие патриарших общин в Финляндии // Журнал Московской Патриархии. М., 1967. — № 5. — С. 15-25. (в соавторстве)
  • Требуется повторное христианское просвещение / интервью — ответы: Гавриил, епископ Хабаровский и Владивостокский // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. — № 11. — С. 26-27.
  • Храм — прообраз идеального состояния мира и человека // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. — № 11. — С. 42-43
  • Слово на освящении храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Релочном, в городе Благовещенске // Журнал Московской Патриархии. М., 2003. — № 8. — С. 64.

Биография[ | ]

Родился 30 июня 1940 года в Херсоне. С юных лет посещал Свято-Духов собор в Херсоне, за богослужениями прислуживал в алтаре.

В 1958 году по окончании средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1966 году со степенью кандидата богословия за работу «Взаимоотношения Русской и Англиканской Церквей в свете исторической литературы».

15 июня 1966 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Ниимом (Ротовым) пострижен в монашество с наречением имени Гавриил

— в честь Архангела Гавриила, 19 июня рукоположен во иеродиакона и назначен на служение в Спасо-Преображенский собор в город Выборг.

В августе 1966 года участвовал в работе съезда христианской молодёжи в городе Лохья, Финляндия. В 1967 году входил в состав делегации на торжествах по случаю 40-летия Покровской и Никольской общин Московского патриархата в Хельсинки.

C 1967 года по август 1968 года был секретарём Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 1968 году митрополитом Ниимом рукоположен во иеромонаха, награждён набедренником и назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора в Выборге. 19 августа 1971 года награждён наперсным крестом.

22 января 1972 года назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора в Пскове. 7 апреля 1974 года возведён в сан игумена и награждён палицей.

Наместник Псково-Печерского монастыря[ | ]

7 апреля 1975 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена назначен наместником Псково-Печерского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Согласно докладу диссидента, священника Глеба Якунина, архимандрит Гавриил ещё в годы настоятельства в Пскове имел репутацию осведомителя («главстука») КГБ, а «за время наместничества вызвал широкое недовольство монахов, паломников, верующих, ибо он, став наместником, повел политику на сокращение посещаемости верующими монастыря»[1].

В 1978 году Патриарх Пимен издал приказ об отстранении архимандрита Гавриила. После этого в монастырь с ревизией выехал В. Г. Фуров — заместитель председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР, в результате чего решение было аннулировано[2].

Архиерей[ | ]

Определением Священного Синода от 19 июля 1988 года назначен епископом Хабаровским и Владивостокским. Хиротония состоялась 23 июля 1988 года.

Определением Синода от 31 января 1991 года временно отстранён от управления епархией. Определением Синода от 25 марта 1991 года уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея. В течение 3-х лет не разрешено совершать церковного служения.

21 апреля 1994 года назначен епископом Благовещенским и Тындинским.

25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.

Член Общественной Палаты Амурской области (утверждён постановлением губернатора области).

5 октября 2011 года решением Священного Синода избран архиепископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским (Казахстанский митрополичий округ)[3].

27 декабря 2011 года решением Священного Синода почислен на покой по собственному прошению.[4]

20 мая 2021 года почил в городе Благовещенске, похоронен около алтаря каферального собора города Благовещенска, Амурской области.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]