Протоиерей Сергий Щукин
Мы знаем, что в дореволюционной России имелись опытные в духовной жизни старцы, которые помогали православным людям в вопросах внутренней и даже практической жизни. Таковыми были, например, старцы Оптинской пустыни, старец Алексий в Зосимовой пустыни под Москвой, иеромонах Парфений Киевский, а также ныне причисленный к лику святых отец Иоанн Кронштадтский. Но наряду с этими, так сказать, всероссийскими «фигурами» в разных уголках России имелись и другие, менее известные старцы. Не только монашествующие, но и лица из белого духовенства. Об этих людях, к сожалению, сохранилось очень мало сведений. Поэтому я хочу указать на одного малоизвестного старца, окончившего свою жизнь уже при советской власти.
В Ростове-на-Дону — крупном торгово-промышленном центре — не было ни одного монастыря, ни даже монастырского подворья. Ближайшая крупная обитель находилась в двухстах километрах, в Харьковской губернии — Славянский мужской монастырь на реке Донце. И всё же среди пастырей приходских церквей Ростова имелся один духоносный старец. К сожалению, я не имею биографических данных протоиерея отца Иоанна Домовского, так как узнал о нём в самые последние годы его жизни.
Вспоминаю только один случай из периода «первой революции» 1905 года. Вечером под 19 декабря, когда отец Иоанн служил всенощную в память Святителя Николая Чудотворца, около Александро-Невской церкви взорвалась бомба. Погиб от неё только тот, кто нёс бомбу, рабочий местного . Бывшие в храме утверждали, что он сначала зашёл в переполненный храм, чтобы бросить бомбу, но не решился это сделать. Потом, проходя вдоль церковной ограды, он, видимо, поскользнулся и упал. Бомба разорвалась, но от этого никто другой не пострадал… Народная молва приписала такой исход помощи Святителя Николая и молитвам отца Иоанна Домовского.
Пока отец Иоанн был настоятелем Александро-Невской Церкви, он не пользовался такой известностью, как после того, как ушёл на покой незадолго до октябрьского переворота. Известно, однако, мнение об отце Иоанне другого авторитета — отца Иоанна Кронштадтского. Однажды его пригласила в Ростов богатая купчиха Леванидова, страдавшая неизлечимой болезнью. Приехав к ней, отец Иоанн Кронштадтский, между прочим, сказал ей: «Зачем вызвали меня так издалека, когда у вас здесь свой отец Иоанн имеется — протоиерей Домовский…» К этому добавляли, что лично отец Иоанн Кронштадтский с протоиереем Иоанном Домовским никогда не встречался.
Действительно, известность отца Иоанна Домовского после революции была очень велика, и к нему многие обращались за советом. К тому же Промыслом Божиим он был сохранён от преследований новой власти. Никакой внешней деятельностью он себя не проявлял, ходил только на воскресные литургии в Александро-Невскую церковь и там, в алтаре, большею частью сидел на мягком стуле. Но в остальное время отец Иоанн был доступен для посетителей, несмотря на свой весьма преклонный возраст.
Доступность отца Иоанна облегчалась тем, что после выхода за штат он жил в доме своей дочери. Муж её был известным врачом и принимал больных в том же доме. И когда кто-нибудь приходил к ним в дом, прислуга спрашивала: «Вы к доктору или к батюшке?» — и вела посетителя в соответствующую комнату.
Вполне понятно, что я не могу в полной мере описать ту духовную помощь, которую отец Иоанн оказывал обращавшимся к нему, так как многие приходили к нему тайно и о беседах с ним не рассказывали. Ходило много слухов о его мудрости и прозорливости, но я на них останавливаться не буду, напомню только, что именно его совет сыграл свою большую положительную роль в судьбе Геннадия и Марины (этот случай рассказан в 9-й главе 2 части книги: «Когда Марина пришла и изложила отцу Иоанну свою ситуацию, он на некоторое время закрыл рукой глаза, точно для молитвы или размышления, а потом сказал: «Не беспокойся и молись Богу. К Пасхе все выясниться»»).
В заключение добавлю несколько строк о кончине отца Иоанна Домовского. В 1930 или 1931 году отец Иоанн скончался в возрасте свыше 90 лет. В те годы ещё были возможны открытые похороны, а поэтому проводы тела отца Иоанна обнаружили то почитание, которым он пользовался в городе. Ко гробу его собрались тысячи православных людей. Точно сказать, сколько их провожало его на кладбище, невозможно, но очевидцы говорили, что процессия, шедшая через весь город на кладбище, остановила трамвайное движение на целых три часа. Милиция ничего не могла поделать, и все ждали, пока толпы народа не прошли. Православные люди провожали своего старца в таком количестве, какое не собиралось ни на одни похороны известных советских деятелей.
Из воспоминаний княгини Н.В. Урусовой.
(«Материнский плач Святой Руси». стр. 243-245).
Все же не одни только ужасы видела я за 25 лет. Много я написала и о чудесных милостях Божиих. Некоторых людей праведной жизни Господь хранил от насильственной смерти из рук большевиков. Величайшим счастьем и утешением бывали встречи и столкновения с ними.
Бывая в Ростове для продажи цветов, я услыхала о дивном 106-летнем старце, отце Иоанне Домовском, проживавшем в Ростове в отдельном маленьком домике. С утра до ночи приходили к нему посетители за советами и утешением. С ним было явное чудо охраны его Божьей милостью от ГПУ. Не раз приходили, собираясь его арестовать, но ГПУ с его силой и физической, и сатанинской не могло этого.
Верующие всегда дежурили и день, и ночь, мгновенно собиралась толпа у его домика. Конечно, без помощи Божьей нельзя было противостоять сатанинской силе. Старец умер у себя в келии в 1927 г. своей смертью от старости.
Я была у него два раза, и чудное благоговение исходило от этого древнего по годам, но всегда молодого духом старца. Большею частью он лежал на своей койке и принимал посетителей не вставая, одетый в подрясник. Иногда вставал и подходил с пришедшим к углу, где висела масса икон и много лампад над покрытым донизу столом, где он совершал богослужение. Он был высокого росту, совсем не согбенный, и с него, казалось, можно писать картину, изображающую Апостола. Первый раз он меня принял, беседовал, не вставая, а второй — встал и молился в священном углу. Когда он отпустил меня, благословив, и я уже вышла за дверь, он стал звать меня по имени обратно. Я вернулась, он еще стоял в углу, на нем была епитрахиль. Он положил мне руки на голову и несколько минут про себя молился, затем медленно благословил большим крестом со словами: «От наглыя смерти». Я поняла, что он снял с меня что-то страшное, грозившее мне, видимое его прозорливостью. Не раз я бывала в условиях неминуемой, казалось, гибели, и всегда помню эти его слова и благословение. Когда я была в первый раз у него, то прислуживающая монахиня впустила меня, пока он еще не отпустил другую женщину. Она не просто плакала, а рыдала, умоляя его о чем-то. Я не могла не слышать разговора, т.к. была тут же около, и он не сказал мне отойти, вероятно, нужно было, чтоб я еще более укрепилась в своем чувстве и мнении к коммунистам. «Батюшка, я люблю его, у меня от него несколько детей, ну как я уйду от него? Это же мой муж!» — говорила она. А он отвечал: «Оставь и уйди, верующая в Бога не может быть женой коммуниста». Так она и ушла в слезах под его запрещением, а он в последних словах сказал ей: Прощения за это не будет никогда».
Молитвы Иоанну Русскому в исцелении от болезни
Сохранить веру подчас бывает нелегко. Но жития святых помогают людям понять, что даже в самые тяжелые минуты нельзя отрекаться от Господа и тогда Всевышний будет к ним добр. Так, мы можем видеть на примере праведной жизни Иоанна Русского, в чем помогает молитва и как прожить жизнь со смирением, благочестием и твердостью веры.
История Иоанна Русского
Проповедник Иоанн Русский родился в Малороссии в 17 веке. Принимая участие в русско-турецкой войне, он был захвачен в плен и продан в рабство начальнику конницы.
Плененных христиан обычно обращали в мусульманство, но святой Иоанн Русский был стоек в своей вере: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры.
Я родился христианином, христианином и умру».
Вначале обращение в плену с ним было жестоким, но со временем его праведная жизнь начала вызывать у людей уважение. Хозяин предложил ему жить как свободный человек, но праведный Иоанн отказался. Он продолжал работать в конюшне, где уединенно молился по ночам, укрепляясь в вере к Богу.
Через три с половиной года после смерти его мощи были обнаружены нетленными и перенесены в церковь.
В чем помогают молитвы святому иоанну русскому?
День почитания Иоанна Русского отмечают 9 июня.
В этот день принято просить прощения у родных и у тех, кто держит на вас обиду. Это также время, чтобы посетить храм в честь Иоанна Русского и вознести ему молитвы.
Искренняя молитва Иоанну Русскому поможет вам:
- простить обиды;
- получить уверенность в повседневных делах;
- остановить межнациональные и религиозные распри;
- укрепиться в православной вере;
- избавиться от болезней.
Молитва о работе
О всеблаженный исповедниче Христов и великий чудотворче Иоанне, Эвбея скоровище, Греческия страны похвало и людей русских сродниче! Ты в пленении агарянском лютая биения и влас сожжение твердо за Христа претерпел еси, благочестием же своим, подвиги и чудесы верныя премного укрепил еси, неверныя же умягчил еси и просветил, по кончине же бесчесленными чудесы и исцеленьми просияваеши.
Вемы, угодниче Божий, яко велие дерзновение имаши ко Господу, нам же, бедствующим, сострадаеши тако тепле, яко не терпиши и зрети ны в лютых недузех или тяжких скорбех сущими, и сего ради и непризываемый скоро притекаеши, телеса и души врачуя, бесы изгоняя, заблуждшия обращая, наипаче же от малых детей всякую болезнь и горесть отгоняя.
Се бо и ныне греси мнози отяготиша ны и изнуряющими скорбьми души наша сотрошася, силы же телесныя оскудеша, и како унынию и тягостней печали противостати возможем, аще не ты сам, святче Божий, восстанеши по нас и противу врагов наших благодатне ополчишися! Испроси же, благоприятными твоими ко Господу молитвами, телесными недуги страждущим совершенное исцеление, всем же спасительное терпение и благодарение; скорби, бесовския наветы и искушения отврати; вся же, елика попустит Господь, научи во очищение понести благоразумне; нас же, во тьме неведения и забвения заповедей Божиих сущих, просвети, выну неуклонне творити волю Божию настави, бесплодия духовнаго разреши, очищение, освящение и просвещение душам нашим даруй; да с тобою вкупе выну и во веки веков прославим Всеблагаго Бога и Пречистую Богородицу, твоим всемощным заступлением. Аминь.
Молитва святому Иоанну Русскому за детей
О, святый новоявленный угодниче Божий, Иоанне Русский! Подвигом добрым подвизаяся на земли, восприял еси на небесех венец правды, еже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.
Ты же, предстояй Престолу Божию, приими моления наша, раб Божиих (имена), и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу козней диавольских, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.
Молитва Иоанну Русскому об исцелении
Одна из главных молитв, которые возносят этому святому, это молитва Иоанну Русскому об исцелении от различных болезней. История знает немало чудесных случаев, когда просьбы, обращенные к этому Святому, исполнялись, и человек быстро выздоравливал.
О великий угодниче Божий, святый праведный Иоанне Русский, просиявый в земли Ассии равноангельным житием твоим, ревностию о Господе и подвигами во исповедании веры Христовы, града Неопрокопиона и всея земли Эллады пресветлое украшение, богохранимей стране нашей, людем ея и во всем мире живущим православным христианом помоще и крепкое заступление! Благодарим Господа, дивнаго во святых Своих, в вере истинней непоколебимо тя утвердившаго, в стоянии за исповедание ея укрепившаго и доброе скончание подвига многотруднаго даровавшаго, последи же многая и великая чудеса нам явившаго чрез многоцелебную раку мощей твоих. Ныне, предстоя Небесному Царю, испроси у Него избавити вся грады и веси страны нашея и земли Эллады от глада, труса, мраза, огня, смертоносных болезней, от нашествий иноплеменных и междоусобных браней. Помози всем путешествующим, болящим, в заточении сущим, в скорбех и гонениих за святую веру Православную терпящим. Соедини всех православных людей любовию ко Христу Богу нашему и Церкви Его Святей, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех верных. Умоли Господа, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет и укрепит в борьбе со страстьми и похотьми, да дарует нам дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух ревности по Бозе и спасении ближних. Помяни и нас, грешных, молящихся тебе: страждущих и болящих исцели, скорбящих утеши, бедствующим скорую помощь подай, всем же чтущим и любящим тя испроси христианскую кончину живота безболезненну, непостыдну, мирну и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове. Буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами сподобимся в нынешнем и будущем веце прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
От земли́ плене́ния твоего́/ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием,/ Госпо́дь соблюда́ет невреди́мо и цельбоно́сно те́ло твое́,/ пра́ведне Иоа́нне,/ ты бо, в Росси́и я́тый и во Аси́ю прода́нный,/ посреде́, ага́рянскаго злоче́стия благоче́стно пожи́л еси́ во мно́зе терпе́нии/ и, се́яв зде слеза́ми,/ жне́ши та́мо неизглаго́ланною ра́достию.// Те́мже моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
От земли, где ты был в плену, воззвавший тебя к Небесным селениям Господь сохраняет невредимым и подающим исцеления тело твое, праведный Иоанн, ибо ты, взятый в России и проданный в Азию, посреди мусульманской ереси благочестиво прожил со многим терпением и, сеяв здесь со слезами, пожинаешь там с неизреченной радостью (Пс.125:5). Потому моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь, глас 4
От земли́ Призва́вший тя в Небе́сныя оби́тели/ сохраня́ет и по сме́рти нетле́нное те́ло твое́, свя́те,/ ты бо я́ко пле́нник приведе́н бысть в А́зию,/ иде́же и уподо́бися Христу́.// Сего́ ра́ди моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Призвавший тебя от земли в Небесные обители сохраняет и после смерти нетленным тело твое, святой, ибо ты как пленник приведен был в Азию, где и уподобился Христу. Потому моли Его о спасении наших душ.
Кондак, глас 8
В честне́й па́мяти твое́й, свя́те,/ весели́тся о тебе́ Росси́я,/ во благоче́стии тя воспита́вшая,/ и целе́бным моще́м твои́м ра́дуется Аси́я,/ иде́же у́зкий путь проше́д страда́льческаго пле́на и по́стнических подвиго́в,/ сосу́д че́стен яви́лся еси́ Бо́жия благода́ти,/ ея́же проси́ и нам, чти́телем твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те.
Перевод:
В день почитаемой памяти твоей, святой, радуется о тебе Россия, воспитавшая тебя в благочестии, и целебным мощам твоим радуется Азия, где ты прошел узкий путь (Мф.7:14) страдальческого плена и постнических подвигов, ты явился почтенным сосудом Божией благодати, ее же проси и нам, почитающим тебя, да взываем к тебе: «Радуйся, Иоанн, одноименный с благодатью».
«ДУША ЕГО ВО БЛАГИХ ВОДВОРИТСЯ, И СЕМЯ ЕГО НАСЛЕДИТ ЗЕМЛЮ…» Отец Иоанн Домовский
На Армянском кладбище в Ростове неподалеку от храма Святого Карапета среди забытых от времени могил выделяется одна, ухоженная осененная деревянным крестом, окрашенным свежей голубой краской, и с лампадкой у простой гробницы. На кресте эмалевая фотография старого человека с благообразной бородой, проникновенным глубоким взглядом, и надписью: «Протоиерей Иоанн Домовский. Настоятель храма Александра Невского г. Нахичевани-на-Дону».
Отца Иоанна Домовского называли «батюшка», «старец». Он проживал в Нахичевани-на-Дону по улице 2-я Георгиевская, 16 (ныне Ростов н/Д, ул. Комсомольская, 20). Семья переехала сюда из Мариуполя в 1907 году. Батюшке было в то время 65 лет, вместе с ним приехала его младшая дочь Варвара. Старшая дочь Анна осталась жить в Мариуполе (позднее в их доме разместили детский сад).
Матушка отца Иоанна (тоже — Анна), скончалась еще до переезда семьи на Дон. Отец Иоанн хотел было уйти в монастырь, но дочери отговорили.
Достоверно известно, что в 1914 году о. Иоанн Домовский служил настоятелем Александро-Невского храма в Нахичевани (храм находился на углу Второй Соборной и площади Льва Толстого).
Как записано в Епархиальной книге Екатеринославской епархии за 1914 год: «Александро-Невская церковь — каменная, устроена в 1897 году. Двухпрестольная. Второй престол освящен во имя святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы. Прихожан: 1336 мужского пола и 1346 женского пола. Церковной земли нет. Причт: 2 священника и 2 псаломщика. Настоятель: протоиерей Иоанн Алексеев Домовский — 74 года. Окончил Духовную семинарию. Священник с 1866 года. Орден Анны 2-й степени с 1910 года. Адрес храма: Нахичеван на Дону».
По воспоминаниям Е. Н. Сахаджиевой, к храму вела широкая пологая лестница. Перед храмом был фонтан, по его углам росли густые липы, издававшие во время цветения чудесный аромат. Храм позднее был взорван (уже после смерти о. Иоанна), на его месте построили пятиэтажный дом, на 1-м этаже которого был магазин «Культтовары».
Отец Иоанн Домовский до 1918 года преподавал Закон Божий в Нахичеванской женской гимназии (сейчас — школа № 13 на пл. Свободы). У него учились русские девочки, а армянкам преподавал армянский священник на армянском языке. Среди учениц батюшки были две будущие тайные монахини — Сергия и Татьяна. Обе закончили свой жизненный путь в Пюхтицком монастыре (Эстония).
Вспоминая годы учебы в Нахичеванской женской гимназии, монахиня Сергия пишет: «Я закончила с медалью Нахичеванскую женскую гимназию. Это была гимназия в Нахичевани на Дону, в которой Закон Божий преподавал прозорливый старец отец Иоанн Домовский. О нем отец Иоанн Кронштадский говорил приезжающим к нему с Юга России: «Зачем вы приезжаете ко мне — у вас свой Иван есть». Иной раз гимназистки не были готовы отвечать урок по Закону Божьему, они просили своего преподавателя рассказать Им что-нибудь из Священного Писания, и батюшка так впечатляюще пересказывал им библейские события, как будто сам был их участником».
К дому отца Иоанна на 2-й Георгиевской непрерывно шли люди, съезжались подводы, посетители шли к батюшке за духовным советом, утешением, исцелением.
По молитвам отца Иоанна неоднократно происходили случаи исцеления. Исцелял батюшка молитвою, святою водой и образом Казанской иконы Божией Матери.
В отдельных случаях известны имена исцеленных. Например, батюшкой была исцелена от нервных припадков Раиса Данилова. Припадки стали происходить у нее после 1918 года, когда на ее глазах революционная толпа разорвала на части человека (он оказался священником).
Прихожанка Свято-Александрийского храма Александра Морозова вспоминала об исцелении ее тети, Ангелины, сломавшей руку. Сломанная рука сильно болела, вспухла и покраснела. Ангелина, плача, обратилась к батюшке. Тот помолился, осенил больную руку крестным знамением и сказал: «Иди, Ангелина, твоя рука здорова». И действительно, опухоль тут же исчезла, и перелома как не бывало.
Среди исцеленных были как и совершенно незнакомые батюшке люди, так и его прямые родственники. Описанный случай относится к 1920-му году. Именно тогда в Ростове вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Пострадала и внучка отца Иоанна Маруся (ее матерью была старшая дочь батюшки Анна). В то время ей было всего 11 лет. Очень высоко поднялась температура, начался бред. Положение было критическим. «Батюшка помолился у себя в келии, взял Казанскую икону Божией Матери, которой он исцелял больных, принес ее Марусе и сказал: «Если можешь, смотри и молись». К утру температура спала и началось выздоровление» (по воспоминаниям Е. Н. Сахаджиевой).
У батюшки испрашивали духовного совета, как поступить в том или ином случае, и он отвечал с мудрой прозорливостью. Будучи ребенком, Татьяна Николаевна Береславич побывала в доме Домовских. Туда взяла ее с собой мать Клавдия Тимофеевна. Она пришла, чтобы посоветоваться по поводу операции на желчном пузыре, предстоящей мужу. «Маленький домик, в котором отец Иоанн принимал людей, находился в Нахичевани. Прямо с улицы мы попали в маленькую комнату (келию). Батюшка показался мне худеньким, беленьким и весь как бы светился. Он погладил меня по голове и сказал матери: «Не бойся. Пусть делает операцию. Все будет хорошо». И все сбылось по молитвам старца».
Причем часто батюшка предвидел грядущие события, советовал предпринять тот или иной жизненный шаг, оберегая от опасности. Так, он посоветовал своей духовной дочери Юлии увезти из Ростова своих дочерей. Юлия не послушалась его совета, и в результате произошла трагическая история. В ее младшую дочь Татьяну влюбился юноша-юнкер и добивался взаимности, но безуспешно. Это обстоятельство привело его в отчаяние, и однажды он застрелил Татьяну и застрелился сам. Юлия горько раскаивалась в непослушании, но было уже поздно.
Еще одно свидетельство прозорливости батюшки. У духовной дочери отца Иоанна Юлии было два сына. Старший в первые годы советской власти оказался на Кавказе, а младший во Франции. Он был в учебном плавании, и тут случилась революция. Капитан с учениками и командой оказались за границей. Юлия обратилась к отцу Иоанну за советом, так как долго не имела вести от сыновей. Отец Иоанн усердно помолился перед иконами и сказал: «Который на Кавказе — молись о упокоении, а который во Франции — молись о здравии». Все так и было: старший был убит на Кавказе, а младший, Михаил, долго жил во Франции и незадолго до войны вернулся в Ростов: не выдержал на чужбине, очень тосковал по Родине.
Некоторые посетители приходили к батюшке из простого любопытства. Но батюшка угадывал их тайные мысли и желания. Так, однажды пришли к нему два комсомольца — «поболтать». Отец Иоанн налил им чая в стаканы и сказал: «Болтайте, сколько вам хочется». Комсомольцы пали на колени, просили прощения.
Один из духовных детей отца Иоанна долго уговаривал своего сына-студента, неверующего человека, пойти к отцу Иоанну. Тот пошел, но по пути подумал: «Если отец Иоанн действительно прозорлив, то пусть угадает имя святого Трифона». Заходит в келию. Видит батюшку, стоящим у окна и повторяющим: «Трифон, Трифон, Трифон». Молодой человек устыдился своего неверия и вскоре начал новую жизнь. Еще один памятный эпизод произошел в доме батюшки. О нем вспоминала правнучка отца Иоанна Г. Н. Курбатова-Савицкая.
В годы гражданской войны на постой в дом к батюшке были определены два красноармейца. Зная, что это дом священника, один из них, тем не менее, все время богохульствовал. Дело дошло до того, что он позволил дерзко сказать батюшке: «Если бы был Бог, то я бы после таких слов онемел». Отец Иоанн молча взглянул на него, и у него отнялся дар речи. Он с плачем рухнул на колени и стал показывать на шею (просил крещения). После крещения заговорил вновь. Но таких посетителей было меньшинство. Кстати, посетителей выбирал и заводил к батюшке юродивый Емельян, который жил при доме. Он высматривал в толпе наиболее, по его мнению, страждущего и, поддерживая под локоть, заводил в дом. А некоторых и вовсе не пускал на порог, бросал в них камни и кричал: «А вас не пущу, косорогие!».
К концу 20-х годов наступил триумф безбожия: многие храмы Ростова и Нахичевани были закрыты. Верующие стали собираться в доме батюшки. В воскресные и праздничные дни в его келии торжественно и чинно совершались богослужения. А также служился акафист великомученице Варваре; ноты припева и аллилуария отец Иоанн написал собственноручно, как и ноты духовного песнопения «Святый Боже» (произошло это в 1929 году). Он же руководил созданным им хором. После службы батюшка произносил проповедь, а потом беседовал с каждым индивидуально, называя своего собеседника «деточка». «Келией» называлась маленькая комната, которую занимал в доме отец Иоанн. В святом углу стоял большой киот с лампадой, на столе перед иконой лежала Библия. Рядом стояла скромная кровать, покрытая темным покрывалом. Кроме кровати, в келье стояли сундук и парта внука. Комната была удлиненная, с одним окном и отдельным входом. Батюшка говорил, что в доме всегда должна гореть лампада. В годы разрухи лампадного масла не стало, и батюшка благословил, за неимением его, наливать в лампадки обычный керосин. И что удивительно, запаха керосина совершенно не ощущалось, не случалось пожаров.
Поток верующих у дома батюшки вызвал подозрение со стороны ЧК, и однажды батюшку увезли на допрос. Из воспоминаний О. Литвиновой: «Оставшись наедине со следователем, о. Иоанн сказал: «Я отсюда никуда не уйду, а вот вам сейчас надо быть дома». Следователь усмехнулся, но домой все-таки поехал и застал такую картину: жена стирала на кухне, а на балконе на примусе готовился обед. Балконная дверь была открыта, рядом в колыбели спал его сын. Ветром дверную занавеску унесло к примусу, она вспыхнула, и когда следователь вошел в комнату, пылающая занавеска приближалась к колыбели. Опоздай он на минуту, и пожар был бы неминуем. Вернувшись в кабинет, следователь сказал: «Идите домой, батюшка, вас никто больше не тронет». Вот таким чудесным образом Господь спас Своего угодника».
В доме вместе с батюшкой жила его дочь Варвара с мужем Иваном Яковлевичем Курбатовым, известным в Ростове хирургом (он работал в Мариинской больнице на 14-й линии). Иван Яковлевич Курбатов происходил из духовного сословия. Отец его, Яков Иванович, служил священником в Воронежской епархии, а сам доктор, до получения медицинского образования, учился в Воронежской духовной семинарии. У Варвары Ивановны и Ивана Яковлевича было двое сыновей: Георгий (родился 31 декабря 1907 г.) и Николай (родился в 1923 г.) Кроме них, в доме жили три послушницы: Анна Антиповна, горбатенькая Дуня и Ульяна. Частой гостьей в доме была духовная дочь батюшки Василиса Захаровна Коваленко.
Вспоминает внук Василисы Захаровны, священник Николай Балабаньян: «Когда о. Иоанн уже не смог совершать службы, бабушка попросила благословить ее и, как она говорила, «втайне надеялась получить от батюшки какую-нибудь иконочку». А он посмотрел на нее и, улыбаясь, говорит: «Благословляю, деточка, только еще не время». И вот однажды, когда бабушка пришла к о. Иоанну, он благословил ее и подарил ей свое фото с надписью: «На молитвенную память Вассе Захаровне Коваленко. Митрофорный протоиерей о. Иоанн Домовский». К сожалению, эта надпись от времени выгорела, так как была сделана чернилами, и ее можно лишь частями увидеть в лупу. И еще раз, уже перед самой смертью, о. Иоанн подарил фотографию, где он изображен сидящим за столом в своей келии. Бабушка всегда вспоминала, плакала и говорила: «Я, грешница, иконочку хотела, а дорогой батюшка знал, что нужно: необходима память и молитва».
Батюшка заранее знал о своей кончине. Он сказал: «Умру в Великий пост. И так как я Пасху не застану, то разговеюсь сейчас». И еще он добавил, что хоронить его будут дважды.
Умер отец Иоанн Домовский 9 марта 1930 года, не дожив месяц и три дня до 88 лет.
Проводить батюшку в последний путь пришло множество людей: почитатели и духовные дети, ученики. Отпевал батюшку Высокопреосвященный Владыка Серафим, Архиепископ Ростовский и Таганрогский, сосланный впоследствии на Соловки и окончивший свой путь в Ульяновске.
Батюшка был похоронен на Софиевском кладбище, в склепе Александровской часовни. Но когда кладбище закрывали (на его месте ныне находится , бывший радиаторный им. Ченцова, и стадион «Трудовые резервы»), Варвара Ивановна и Василиса Захаровна (родная дочь и духовная) долго ходили по всем инстанциям с просьбой о перезахоронении. Перезахоронить разрешили, но взяли обещание, что об этом никто не узнает.
Гроб с телом отца Иоанна перевозили ночью. Когда гроб грузили на дроги, он треснул, и стали видны нетленные руки и ноги, но открыть гроб не решились.
Вторым местом захоронения батюшки стало Армянское кладбище. Отпевали повторно. Это сделал игумен Алексий Мельников. Впоследствии он был отстранен от служения за отпевание зятя отца Иоанна хирурга Ивана Яковлевича Курбатова. Игумен Алексий ежедневно, в 16 часов, в течение многих лет приходил на могилу батюшки и совершал там свое молитвенное правило (умер он 14 декабря 1981 г.).
«Как умру, приходите ко мне на могилку, помогу вам», — говорил отец Иоанн Домовский.
Не иссякает поток людей, идущих за молитвенной помощью к месту последнего упокоения батюшки.
Протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский
Иоанн Алексеевич Домовский родился 30 марта 1840г. в селе Покровском Екатеринославской губернии и уезда (ныне Днепропетровская область) в семье диакона. Закончив Екатеринославскую духовную семинарию (15 июля 1865г.), он уже через год был рукоположен во священники и 30 августа 1866г. назначен настоятелем Никольской церкви села Васильевки Славяносербского уезда.
Спустя год его ревность была отмечена церковным начальством: «За усердие к храму Божию преподано Архипастырское благословение от Преосвященного Платона». За время службы на сельском приходе о.Иоанн сумел собрать и воспитать хороший приходской хор, так, что в 1875г. он «переведен в г. Екатеринослав к Кафедральному Преображенскому Собору… и определен регентом Архиерейского хора».
В Екатеринославе началось его служение как законоучителя, наставника православной веры, в 1-м и 2-м классах епархиального женского училища.
Впоследствии о.Иоанн занимает в епархии различные должности: член Строительного комитета при постройке общежития и больницы при Духовном училище (1875г.), член цензурного отделения (1875-89гг.), законоучитель в Городском трехклассном училище (1882г.), член Попечительства о бедных духовного звания. В Епархиальных ведомостях Екатеринославской епархии 1882-1898гг. находятся многочисленные упоминания о благотворительности прот. Иоанна Домовского.
Протоиерей Иоанн Домовский числится в списках Кирилло-Мефодиевского братства, открытого при Екатеринославской семинарии с 1883-84 года, т. е практически с самого начала его существования, а в 1893-1894 году он уже упоминается как почетный член.
Протоиерей Иоанн Домовский на протяжении многих лет был членом комитета Православного миссионерского общества. Примечательно, что этот комитет состоял примерно в равных частях из сословий: духовенство, крестьяне, мещане, небольшая часть — дворяне (в 1893 году в обществе всего было 108 человек). В пятом номере Епархиальных Ведомостей от 1 марта 1893 года прот. Иоанн упоминается как внесший один из наиболее крупных вкладов. Он и еще 10 священников пожертвовали вместе сумму 1236 руб. Сбор средств был не главным направлением деятельности братства. Обширная миссионерская работа: выпуск книг и листовок, учебных пособий, активная противосектантская деятельность, в том числе публичные диспуты – это только часть трудов, освещенная в прессе.
Не только деньгами благотворил о. Иоанн. 19 июня 1877г. был дан благотворительный духовный концерт хора архиерейских певчих, распорядителем которого были регент хора кафедрального Собора отец Иоанн, артисты Санкт-Петербургской оперы И.В. Матчинский и Е.Я. Соколова. Сбор от концерта для Красного Креста составил 274 руб. 40 коп. для попечения о больных и раненых воинах. За 12-летнюю безмездную службу в обществе попечения о бедных духовного звания священник Иоанн Домовский в 1893 году получил орден св.Анны 3-й степени.
С 1883г. ему было поручено прослушивание и отбор чтецов и певцов епархии. В 1886г. о. Иоанн назначен ключарем кафедрального собора. Здесь он проводил «внебогослужебные собеседования» с народом. В 1888 году был награжден наперсным крестом. С 1889г. заведовал подготовкой псаломщиков. В 1892г. священник Иоанн Домовский назначен законоучителем и духовником в Российское Общество Красного Креста в Екатеринославе и членом правления Семинарии, затем сверхштатным членом консистории.
В 1893г. состоялась поездка священника Иоанна Домовского вместе с правящим архиереем в Ростовский-на-Дону округ. Подробный рассказ о посещении Донского края о. Иоанн поместил в «Епархиальных Ведомостях».
15 сентября 1896г. о.Иоанн «Согласно прошению перемещен временно к Софиевской церкви г. Нахичевани-на-Дону». Два с половиной месяца спустя он назначен настоятелем только что построенной Александро-Невской церкви г. Нахичевани-на-Дону.
С апреля 1897г. о.Иоанн начал преподавать Закон Божий в Екатерининской женской гимназии и подвизался на этом поприще до 1918г.
Великою любовью пользовался он в причте, тем более в народе – за его доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепными и торжественными», — так отзывался о батюшке один из его алтарников, впоследствии диакон. «Подвиги отца Иоанна были: особое смирение, его любовь ко всем, от начальства до самых малых, служащих в храме; мир, который он вносил в духовенство».
В сан протоиерея о. Иоанн был возведен 13 июня 1899г. В 1914г. за заслуги перед Православным отечеством батюшка был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и, вскоре, — Св.Анны 2-й степени. В 1916 году о.Иоанн уходит на покой, оставаясь почетным настоятелем Александро-Невского храма (на настоящий момент храм не сохранился, территория где находился храм находится в черте г.Ростова-на-Дону) .
Стоит рассказать и о семье о. Иоанна. У него с супругой – Марией Иосифовной (1848 или 1849 года рождения) было четыре дочери: Зинаида (ок.1870 г.р.), Анна (ок.1873 г.р.), Анастасия (ок.1875 г.р.) и Варвара (ок.1886 г.р.). Анна и Анастасия были замужем за священниками, Зинаида за ветеринарным врачом, и жили они в разных городах. Однако после войны (возможно, первой мировой) Анна овдовела и с 2-мя дочерьми поселилась у отца. Варвара всегда жила в отчем доме, в 1904г. окончила Екатерининскую гимназию, потом вышла замуж за Ивана Яковлевича Курбатова, впоследствии известного хирурга Мариинской больницы.
Поселившись в пригороде г. Ростова – Нахичевани-на-Дону, 27 мая 1908г. о.Иоанн купил дом, который был расположен в 10 мин. ходьбы от храма. Согласно архивным данным, о. Иоанн овдовел между 1902 и 1912 гг. Можно предположить, что переезд в новый дом был связан именно со смертью матушки Марии и желанием сменить обстановку.
Вероятно, еще до революции в этом доме начинает складываться община в первохристианском духе. Ее ядро составляла часть родных о. Иоанна – семья Варвары Иоанновны (у нее с Иваном Яковлевичем было двое детей – Георгий и Николай), Анна Иоанновна с двумя дочками, Марией и Ольгой. Кроме этого, у батюшки было несколько приемных дочерей (или воспитанниц) – Надежда (цыганка), Шурочка, Анна (а, возможно, и другие) и послушниц – прозорливая Анна Антиповна (дата смерти 1956; она похоронена слева от могилы о. Иоанна), горбатая Дунечка, Ульяна, Матрена Гавриловна («баба Мотя»). С некоторых пор в доме проживал и Христа ради юродивый Емельян, который так же имел дар прозорливости, предвидел приближение смерти людей. Он отбирал посетителей батюшки: кого пускал, кого прогонял. Своими в доме были и ближайшие духовные чада батюшки – диакон Благовещенской греческой церкви о.Иоанн Попандопуло, Васса (Василиса) Захаровна Коваленко и другие.
История пастырского и духовного подвига о.Иоанна тесно связана с обретением иконы Божией Матери которую ростовчане назвали – «Нечаянная Радость», хотя с точки зрения иконографии это был список с Казанской иконы. По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), который в бытность свою правящим архиереем Ростовской епархии собирал свидетельства о пользовавшемся широким народным почитанием о. Иоанне Домовском, о.Иоанну принесли данную икону в дар. Через некоторое время, приводят одержимую женщину: руки у нее связаны. Она была буйная. Просят отца Иоанна отслужить молебен на принесенной в дар иконе. Он ее вытер и вынес на середину храма. И когда служили молебен, одержимая бесом билась, корчилась, кричала. По окончании молебна о.Иоанн сказал: Развяжите ей руки! Но те, кто ее привез, сказали: Батюшка! Она всех перебьет! Отец Иоанн сам стал развязывать ей руки. Женщина начала молиться, чувствуя себя совершенно здоровой. Это чудо сильно подействовало на о. Иоанна и на всех присутствующих. С того дня ежедневно приходили и приезжали из области больные и получали исцеления. Духовенство и люди замечать стали, как икона обновлялась: лик Богоматери сделался видимым, и постепенно появился лик Богомладенца. Наблюдал за этим художник Черепахин. Он сам был удивлен таким явлением. И молился перед этим образом. Вот со времени, как появилась эта икона, храм стали расширять, и он уже стал собором. Очень многие получали исцеление от иконы Божией Матери, приходили люди и благодарили за милость, полученную ими от святыни. «Часто о.Иоанна просили на дом с келейной его иконой Божией Матери – отслужить молебен, разные были скорби у людей, скажем, случилась ссора у супругов вплоть до развода, но по молитве о.Иоанна все проходило, — вспоминала воспитанница батюшки. В Екатеринославских ведомостях за 11 октября 1915 года имеется заметка священника В. Михалевича о почитании данной иконы в Александро-Невском храме. Описывается, что данная икона «помещена в особый киот с массой лампад и свеч»
По воспоминаниям митрополита Вениамина (Федченкова) (+1961) «В 1916 г. о.Иоанн ушел на покой, оставив должность настоятеля церкви, с намерением провести последние годы жизни в монастыре», «но старцы не благословили его, говорили: Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях». «И так до самой смерти о. Иоанн молился с народом в своей келье». Временами продолжал служить в церкви. Дом же его стал своеобразным «монастырем в миру», где постоянно шло духовное делание. «…молельня была святая святых дома – это была комната о. Иоанна. …. В молельне была удивительная тишина и покой, воздух всегда был чист. Самое большое впечатление на меня производили иконы. У нас в доме тоже были иконы, это было привычным для меня. Иконы о. Иоанна были удивительными. Среди икон в келье находилась Казанская икона Божией Матери, перед которой о.Иоанн исцелял недугующих. Когда я входила в молельню, на душе становилось легко и хотелось сделать что-то доброе. Моя маленькая душа переполнялась восторгом, и это чувство не утрачено. Оно со мной. Мама меня предупреждала, чтобы я вела себя в доме о.Иоанна смирно, но этого не надо было делать – так умиротворяюще действовала на меня молельня о.Иоанна».… Вот как запомнилось служение батюшки его современникам: «За советом, за молитвой, за исцелением от болезни к нему приходили, приезжали издалека, из других городов. Ранним утром у его дома собирался народ. Вся улица была заставлена телегами, дрогами, подводами. Люди садились на бордюры тротуаров, ожидая приема. Девочкой, выходя за ворота, я видела – вся улица была заставлена подводами. Приезжали к нему издалека за исцелением».
«Мы с мамой часто ходили в храм святого благоверного князя Александра Невского. Там служил о.Иоанн. Однажды, после Литургии, когда все подходили ко кресту, к о.Иоанну подошла женщина и плюнула ему в лицо. Отец Иоанн поднял крест над ее головой и стал молиться. Она оплевала ему все лицо!.. Вдруг раздался грубый мужской голос: «Уйду только через тебя на сорокоуст». Потом мы узнали о том, что батюшка сорок дней молился о женщине и изгнал из нее беса».
До конца своих дней о.Иоанн проживал в Ростове-на-Дону, постоянно принимая у себя людей нуждавшихся в пастырском совете и помощи.
«Тетя моя, Татьяна Николаевна Береславич, будучи ребенком, была со своей мамой Клавдией Тимофеевной у старца – у нее тяжело заболел отец, и врачи советовали удалить желчный пузырь. Все в доме очень боялись этой операции. «Маленький домик, — вспоминала Татьяна Николаевна, — в котором отец Иоанн принимал людей, находился в Нахичевани. Прямо с улицы мы попали в маленькую комнату (келью). Батюшка показался мне худеньким, беленьким и весь как бы светился. Он погладил меня по голове и сказал матери: «Не бойся. Пусть делает операцию. Все будет хорошо». И все сбылось по молитвам старца».
В годы послереволюционных гонений на Церковь и церковной смуты, вызванной «обновленческим» расколом, о. Иоанн Домовский был для духовенства и народа «правилом веры».
Осенью 1922г. в Ростове прошел епархиальный съезд духовенства и мирян. Вначале делегатам была предложена к принятию программа реформ Церковной жизни полностью совпадающая с обновленческой. Однако, при ее обсуждении, многие высказали несогласие по тем или иным пунктам. Священник Алексей Трефильев вообще анафематствовал съезд от имени «союза ЕССАЦ.» (т.е. т.н. апостольской Церкви, о ней говорится ниже), обвинив его в обновленчестве.
Но, в конце концов, съезд по многим, наиболее радикальным пунктам, отверг программу реформ, не вступил в общение с Живой Церковью. Отец Алексей Трефильев примирился с членами съезда. Таким образом большинство духовенства, отвергнув обновленчество, заняло выжидательную позицию, т.к. ситуация была слишком неясной и противоречивой. По требованию защитников Православия, на съезде было зачитано письмо протодиакона Димитрия Новочадова, в котором он объяснял свой отказ служить в Кафедральном Соборе, занятом обновленцами. Кроме прочего, он ссылается на о. Иоанна: «Если угодно Приходскому Совету знать истину, до благоволит он пригласить на свое заседание протоиерея о. Иоанна Домовского, всеми уважаемого пастыря и пусть он рассудит, выслушав обе стороны, кто прав… Если этого Приходской Совет не пожелает, то значит он не хочет знать правды, святой истины, а желает идти за слепыми вождями, которые приведут себя и своих последователей в яму, куда мне не по пути…».
Кроме того, о. Иоанн Домовский был духовным отцом прославленного Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. в лике священномучеников епископа Захарии (Лобова). Даже этих небольших эпизодов достаточно, чтобы представить образ о. Иоанна как вдохновителя сопротивления обновленчеству на Дону в 1922-1924 гг., т.е. с самого начала распространения его в пределах Донской и Ростовской епархий.
Когда часть Александро-Невского собора была передана обновленцам, о.Иоанн перестал его посещать, и распорядился, «чтобы по смерти его прах не проносили мимо собора, что и было исполнено». Он призывал православных «не посещать храмов, занятых обновленцами, не принимать в свои дома священников из обновленцев. Известно, что о. Иоанн несколько раз подвергался допросам со стороны ОГПУ, с одним из этих допросов связано чудо прозорливости о. Иоанна. Когда его вызвали к следователю, то священник настоятельно рекомендовал ему незамедлительно отправиться домой, т.к. он там очень нужен. Следователь поверил о .Иоанну и поехал домой, где как оказалось из-за оставленного без присмотра примуса, загорелась гардина и огонь чудом не успел перекинуться на колыбель с ребенком. После этого случая следователь вернулся к о. Иоанну и сказал: «Батюшка езжайте домой, больше вас никто не побеспокоит».
Умер о.Иоанн в 1930 году и был похоронен, при бывшем Софиевском храме; а впоследствии прах его был перенесен на «Армянское» кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, — что и исполнилось.
В книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея» о. Иоанну посвящена глава под названием «Ростовский угодник», где довольно подробно приведена биография о.Иоанна и рассказ о прижизненных и посмертных чудотворениях. Имеются и другие многочисленные свидетельства о посмертных чудотворениях о. Иоанна Домовского.
После смерти о. Иоанна, к нему на могилу постоянно шли люди, священнослужителя Ростова-на-Дону довольно регулярно служили панихиду. В частности это отражено в документе «Сведения об особо чтимых местах, чудотворных иконах и кликушах в благочиннических округах, отдельных приходах Ростовской епархии». В данном документе имеется следующая запись: «В Пролетарском районе города Ростова-на-Дону, на бывшем армянском кладбище, имеется могила умершего в 1929 году священника Домовского Иоанна, который весьма почитается верующими – «святым». Круглый год за этой могилой ведется уход, горит лампада, а в летние месяцы возле этой могилы собирается немало верующих – женщин». Здесь же отмечено, что духовенство г. Ростова-на-Дону проводит панихиды на могиле о.Иоанна.
Определенный интерес представляют записки прихожанки Свято-Вознесенского храма г. Ростова-на-Дону Ирины Николаевны Павлюк. Она подробно описала, как в 2007-2010 гг. производилась, силами прихожан ростовских храмов, горячих почитателей и почитательниц памяти протоиерея Иоанна Домовского, реконструкция надгробья его могилы и обустройство прилегающей территории. Этот рассказ повествует о том, как необыкновенно успешно, не располагая практически никакими материальными средствами, этим скромным труженикам, надеявшимся всецело лишь на милость Божию и молитвенное предстательство о. Иоанна Домовского, удалось создать мраморное надгробье, установить художественно изготовленный надмогильный крест, кованую ограду.
В 2002 году была выпущена книга посвященная протоиерею Иоанну Домовскому «В память вечную будет праведник».
В настоящее время народное почитание о. Иоанна не только не ослабла. Но еще более усилилось. Продолжается активная работа по сбору материалов о жизни и подвиге о. Иоанна Домовского, собирается материал о чудесах и исцелениях совершенных по молитвенному предстательству протоиерея Иоанна Домовского, регулярно совершаются панихиды на его могиле.