Иоанн Кронштадтский — Неизданный дневник
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Неизданный дневник
Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском
Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского. Поступив в Духовную Академию, я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил мое желание. Мой товарищ Илия Аббуррусс, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви, захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю чувство признательности к отцу Игнатию и всем тем, кто способствовал потом моему сближению с отцом Иоанном. Таковыми, между прочим, были Александр Семенович и Елена Михайловна Мироновы и особенно Вера Ивановна Перцова.
По переходе из Академии в Москву я уже довольно часто виделся и служил с батюшкой. О каждом его приезде мне сообщали благожелатели. Так, я имел утешение совершать с ним Божественную литургию в общинах «Утоли моя печали» [1], Иверской [2], в Боевской богадельне [3] и на Антиохийском подворье.
Припоминаю порядок и особенности служения отца Иоанна. Он приезжал прямо в храм, боковыми дверями входил в алтарь, опускался на колени перед престолом и, возложив на него руки, находился в таком положении иногда довольно долго. Батюшка каялся в это время во всех грехах, содеянных им за прошедшие сутки, и вставал, когда чувствовал, что Господь прощает его. Обновленный и бодрый духом, он затем приветливо здоровался со всеми присутствующими, надевал епитрахиль, благословлял начало утрени и выходил на солею читать канон и дневные стихиры но книгам, которые приготовлял обыкновенно протоиерей храма Нечаянной Радости в Кремле Николай Лебедев — друг и постоянный спутник отца Иоанна в Москве. Читал батюшка порывисто, делая на некоторых местах ударения, часто повторяя слона, а то и целые выражения. Видимо, он употреблял старание, чтобы все самому уразуметь и для присутствующих быть понятным. По той же причине он интересовался впечатлением, полученным от его чтения. После краткой утрени и входных молитв отец Иоанн начинал проскомидию, а иногда предоставлял совершать ее одному из иереев. Служил батюшка сосредоточенно, на глазах у него, особенно в важнейшие моменты, показывались слезы. Тогда ощущалась сила его молитвы и близость к Господу. После литургии батюшка обыкновенно заходил к настоятелю храма или к начальствующим учреждений, где священнодействовал; здесь он выпивал чашку чая и подкреплялся трапезой.
При каждом свидании с ним приходилось убеждаться, что настроение отца Иоанна всегда и везде оставалось ровным, возвышенным, духовным, производившим на присутствующих нравственно-отрезвляющее действие. Там, где только появлялся он, атмосфера сейчас же становилась святой. Недопустимы были при нем веселые разговоры, шутки, курение табака и тому подобное. Может быть, вам случалось встречать чудотворный образ, когда собравшиеся благоговейно ведут себя; то же наблюдалось и в присутствии батюшки: низменные, мелкие интересы отходили на задний план, а душу наполняло одно только высокое, небесное; все объединялись в этом светлом настроении духа, и получалась могучая волна религиозного чувства.
В 1906 году 24 июля отец Иоанн неожиданно посетил Чудов монастырь и прежде всего зашел в мое наместническое помещение. Сидя в кабинете на кресле у письменного стола, батюшка беседовал со мной, причем я давал ему читать его письмо от 1899 года, в котором он советовал мне принять монашество. Выразив удовольствие качанием головы, великий пастырь поднялся и стал уходить. Я просил благословить меня. Проходя по покоям, он рекомендовал мне чаще пользоваться свежим воздухом и не бояться открывать форточки.
Осматривая монастырь, батюшка заинтересовался ризницей, где обратил внимание на Евангелие, писанное митрополитом Алексием. Долго держа его в руках, он прикладывал святыню к голове, лобызал ее и восторженно говорил: «Какое мне сегодня счастье — вижу и целую собственную рукопись великого святителя».Затем, приложившись к честным мощам угодника, ласково простился со всеми и уехал. Это посещение было для нас, как чудный сон.
На другой день, 25 июля, я служил с отцом Иоанном в церкви при общине «Утоли моя печали». После литургии меня в числе других пригласили в квартиру начальницы, где за столом батюшка много уделял мне еды со своей тарелки и был весьма приветлив. Отсюда он направился к Мироновым, туда поспешили и мы с отцом Игнатием. Все близкие почитатели Кронштадтского пастыря обыкновенно всюду сопровождали его в Москве. У Мироновых мне пришлось быть свидетелем необыкновенной сосредоточенности батюшки в домашней обстановке. Попив со всеми чаю, во время которого к нему подводили детей, показывали больных и спрашивали советов, он во всеуслышание объявил: «А теперь я почитаю святое Евангелие и немного отдохну». С этой целью батюшка перешел в другую комнату, сел на диван и углубился в чтение, несмотря на то, что взоры присутствующих были устремлены на него. Тут же положив под голову подушку, он задремал. При прощании отец Иоанн подарил мне свой дневник «Горе сердца!» с собственноручной подписью и теплый подрясник на гагачьем пуху, покрытый шелковой розовой материей с цветами, а я, в свою очередь, поднес ему иконку святителя Алексия. Батюшка поцеловал ее и положил в боковой карман со словами: «Глубоко тронут».
Вспоминаю далее мое пребывание у отца Иоанна в Ауловском скиту Ярославской губернии. Здесь мне отвели место в гостинице, но я в ней только ночевал, а остальное время проводил в домике батюшки. Молитвенно благодарю настоятельницу Петроградского Ивановского монастыря и вышеуказанного скита игумению Ангелину, оказавшую мне большое гостеприимство и содействие в сближении с отцом Иоанном.
В Аулове батюшка ежедневно служил, говорил поучения и причащал народ, во множестве наполнявший храм. Накануне очередными иереями отправлялась для богомольцев всенощная и предлагалась исповедь. По милости Божией в совершении литургии с великим пастырем каждый раз принимал участие и я. Помню, отец Иоанн сам подбирал мне митру, а однажды, запивая вместе со мной теплоту у жертвенника, спросил: «У вас в Чудове хорошее вино подают для служения? «Я ответил: «Среднее». «Я же, — сказал отец Иоанн, — стараюсь для такого великого Таинства покупать самое лучшее». Когда батюшка выходил с Чашей, в храме происходило большое смятение: все стремились к солее; он, однако, строго относился к присутствующим. Часто слышался его голос: «Ты вчера причащалась, сегодня не допущу, так как ленишься, мало работаешь» — или: «Ты исповедовалась? Нужно перед Таинством всегда очищать свою совесть». Бывало и так: видя натиск, а может быть и недостойных, он уходил в алтарь, объявляя, что больше не будет причащать. Стоявшие по сторонам две монахини дерзали иногда опровергать замечания батюшки; охотно соглашаясь с ними, отец Иоанн говорил: «Ну, тогда другое дело» — и с любовью преподавал Святые Тайны желающим.
На одной из литургий здесь же, в Аулове, у запертых входных дверей поднялся страшный шум и вопль. Кричали: «Батюшка, вели пустить — причасти ты нас!» Это ломились так называемые «иоанниты», которых пришедшая из Ярославля охрана решила не допускать в храм.
Нужно сказать, отец Иоанн от своих неразумных почитателей принял много огорчений и нравственных страданий; последние приобретали особую остроту и силу оттого, что непризванные радетели его чести и якобы заступники Церкви Христовой [4] нередко в сгущенных красках передавали о злоупотреблениях его именем.
При мне был такой случай. Мы находились на террасе домика. Батюшка, сидя в кресле, отдыхал. Вдруг доложили о прибытии из Ярославля представителей православного русского народа, пожелавших видеть отца Иоанна. Последний разрешил им войти. Пришедшие стали говорить о злонамеренных действиях иоаннитов, указывая, что те собирают для батюшки деньги, отбирают дома, а главное, проповедуют, что в нем воплотилась Святая Троица, Сам Бог. С великим прискорбием выслушал отец Иоанн это заявление. «А кто особенно распускает такую ересь?» — допрашивал он. «М.П., находящийся сейчас в Аулове». — » Позовите его ко мне». Скоро на террасу вошел М.П. С поникшей головой он стал на колени перед батюшкой. Отец Иоанн, помню, говорил ему так: «Скажи, пожалуйста, когда ты приносил мне даяния, не спрашивал ли я всегда тебя, доброхотные ли они, не вымогаете ли их у кого? Ты мне отвечал: «Нет, батюшка, для Вас все рады жертвовать». «Да, правда», — подтвердил М.П. — «А теперь посмотри, какие идут разговоры: вы моим именем обираете людей, целые дома заставляете отписывать, да еще ужасную ересь проповедуете, будто я — Бог. Только безумцы могут так говорить: ведь это богохульство. Покайтесь, в противном случае проклятие Божие падет на вас». Здесь же составлен был акт обличения, его подписали присутствующие и сам отец Иоанн. Видно было, как во все время разговора он нравственно страдал.
«Моя жизнь во Христе»
Эту книгу по праву называют лучшим богословским произведением 19-го века.
История написания
Среди духовного наследия о. Иоанна выделяется книга «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», которая вышла в свет в 1894 году.
Отец Иоанн всю жизнь вел дневник, куда записывал свои мысли, рассуждения, беседы со своим «я», фрагменты проповедей. Итогом и стала публикация книги, которая быстро стала популярной, была переведена на иностранные языки.
Идея и суть
«Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства», — признался о. Иоанн в предисловии к прижизненному изданию. Он указывает, что содержание весьма разнообразно.
Публикует свои поиски разума человеческого — дневниковые записи — с целью показать «школу духовной жизни», благотворность которой обязательно скажется. Причем, делает он это не назидательно, просто рассказывая о своем опыте богопознания, ссылаясь на ощущения.
Основная мысль произведения — истинная вера в Бога необходима, ведь спасением в борьбе со страстями может быть только преданность Церкви Православной.
С Христом в сердце мы всем довольны бываем, подчеркивает батюшка, «и неудобство для нас как лучшее удобство, и горькое как сладкое, и голод как сытость, и скорбь как радость».
В тексте много вопросов, на которые автор ищет ответ. Много сравнений: «Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы?.. Пусть вы переселены на солнце и — соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле… Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся».
Не перестает повторять о необходимости молитвы. «Когда покроет тебя тьма окаянного — сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице».
Жанр произведения
Чаще книгу называют дневником. Но с жанром дневника «Мою жизнь во Христе» роднит лишь принцип фрагментарности. В нем нет дат, определенной хронологии, описания событий.
В книге много художественных сравнений, образов природы. О. Иоанн ценил все творения Господа, не уставал любоваться ими. Отразил он это и на страницах своих дневников.
Структура текста
Книга делится на два тома. Внутри каждого — объединенные в сотни пронумерованные фрагменты. Всего их 1822.
Первый том открывается предисловием автора. Заканчивает его 814 фрагмент. Второй том начинается с молитвы, после которой следует 815 фрагмент.
Часто фрагменты начинаются с цитаты из Евангелия, над которой размышляет автор. Нельзя говорить о самостоятельности абзацев. Каждый последующий дополняет или поясняет предыдущий, за счет этого и образуется единое по смыслу произведение.
Благотворительность в особо крупных размерах
Кронштадт. Мужская гимназия, где 25 лет законоучительствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский. Фото с сайта hamburg-hram.de
Скоро вся верующая Россия потекла к великому чудотворцу. Наступил второй период его жизни. Вначале о. Иоанн сам шел к народу, а теперь вся Россия шла к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о. Иоанна и получить от него помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он:
кронштадтская почта для переписки о. Иоанна должна была открыть особое отделение.
Вместе с письмами и телеграммами приходили к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, потому что, получая деньги, о. Иоанн тотчас все раздавал.
По самому минимальному подсчету через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная)!
На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Достигнув высокой степени бесстрастия о. Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему почитателями, и облачался в них. Это ему нужно было для скрытия своих подвигов.
Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки.
Так, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» «Его счастье», — спокойно ответил о. Иоанн.
Личная карета Иоанна Кронштадтского, подаренная батюшке его поклонниками. Кронштадт, 1898 год. Фото с сайта: mir.zavantag.com
Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвование. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 тыс. рублей. В этом случае проявилась прозорливость о. Иоанна, ибо эта дама получила деньги не чистым путем, в чем и покаялась.
К общему сожалению жителей Кронштадта, во второй период своей жизни о. Иоанн должен был оставить преподавание Закона Божия в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии, где он преподавал свыше 25 лет.
Преподавателем о. Иоанн был также чудесным: никогда не прибегал ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных.
У о. Иоанна мерами поощрения служили не отметки, мерами устрашения — не наказания. Успехи рождало теплое, доброе отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у о.Иоанна не было «неспособных». На его уроках все без исключения вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Это была живая беседа, захватывающий внимание рассказ.
Нередко бывали случаи, когда о. Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырастал добрый человек. Особенное значение о. Иоанн придавал чтению житий святых — реальных, живых свидетельств веры и подвига.
И этот труд учительства о. Иоанн должен был оставить для всероссийского душепопечения.