Моя жизнь во Христе
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 656 с. |
Не предпосылаю моему изданию предисловия: пусть оно говорит само за себя. Все содержащееся в нем есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы. Когда мог, я записывал благодатные мысли и чувства, и из этих записей многих годов составилась теперь книга. Содержание книги весьма разнообразно, как увидят читатели, если они будут. Пусть они судят о содержании моего издания.
Протоиерей
И.Сергеев
Вся ко благоугождению Твоему и
мудрствующе и деюще.
Молитва пред Евангелием на литургии
1. Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Чрез образование меня науками открыл Ты мне всебогатство веры и природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое — слово любви, проходящее даже до разделения
души же и духа
нашего (Евр. 4, 12); изучил законы ума человеческого и его любомудрие, строение и красоту речи; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения; знаю населенность земного шара, сведал о народах отдельных, о лицах знаменитых, о делах их, прошедших своею чередой в мире; отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе — словом, многое, многое узнал я, так что
вящшая бо разума человеческого показана
ми
суть
(Сир. 3, 23); и доселе еще многое узнаю. Много и книг у меня многоразличного содержания, читаю и перечитываю их, но все еще не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? Насытится,
внегда явитимися славе Твоей
(Пс. 16, 15). А до тех пор я не насыщусь. Пияй от воды сея (от мирских знаний),
вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный,
сказал Спаситель (Ин. 4, 13-14).
2. Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и — соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в
нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.
3. Научился ли ты предзреть Господа пред собой выну —
как Ум вездесущий, как Слово живое и действенное, как Дух животворящий? Священное Писание — вот область Ума, Слова и Духа, Бога Троицы, в нем Он проявляется ясно:
глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот, —
сказал Господь (Ин. 6, 63); писания святых отцов— вот опять выражение Мысли, Слова и Духа ипостасных, с большим уже участи ем самого человеческого духа; писания обыкновенных светских людей — вот проявление падшего человеческого духа, сего греховными привязанностями, привычками, страстями. В Слове Божием мы видим лицом к лицу Бога и — себя, каковы мы. Узнайте же в нем себя, люди, и ходите всегда в присутствии Божием.
4. Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертно го слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более — Слово Божие: оно пере живет все века и будет всегда живо и действенно.
5. Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой ипостасной Мысли и занимаются толь ко предметами вещественными, тленными, овеществляя чрез то дух свой; особенно грешны те, которые во время богослу жения или домашней молитвы совсем отклоняются своими мыслями и блуждают в разных местах вне храма. Они крайне оскорбляют Божество, в Которое должна быть вперена наша мысль.
6. К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть, из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзно вением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!..
Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетой мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? — Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бес плодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рас смотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.
7. Любящий Господь здесь: как же я могу допустить в свое сердце и тень злобы? Да умрет во мне совершенно вся кая злоба, да умастится сердце мое благоуханием незлобия. Любовь Божия да побеждает тебя, злобный сатана, нас, зло нравных, к злобе подстрекающий. Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный зло бой, да не дерзнет приступить к престолу Бога любви.
8.Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говенья? Хорошо ли слышать от Господа гневный глас: приближаются Мне людие сии усты
своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене
(Мф. 15, 8). Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди не много ценят те услуги, которые мы делаем с холодностью, по привычке. А Бог хочет именно нашего сердца.
Даждь Ми, сыне, твое сердце
(Притч. 23, 26), потому что сердце — главное в человеке, жизнь его; больше — сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем, тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души, — то же, что земля. Помните, что, предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся дух, вся разум.
9.Живут и по смерти святые Божий. Вот часто слышу в церкви, как поет Божия Матерь чудную, проходящую в сердце песнь Свою, которую Она сложила в доме тетки Своей Елисаветы после благовещения Архангела. Вот я слышу песнь Моисея, песнь Захарии — отца Предтечева, Анны — матери пророка Самуила, песнь трех отроков, песнь Мариами. А сколько новозаветных святых певцов доныне услаждают слух всей Церкви Божией! А богослужение? А Таинства? А обряды? Чей там дух движется и умиляет наши сердца? Господа Бога и святых Божиих. Вот вам доказательство бессмертия человеческой души. Как это: люди умерли — и управляют по смерти нашей жизнью; умерли — и доселе говорят, поучая, назидая и трогая нас!
10.Как дыхание необходимо для тела и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинной жизнью. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия. Дух, идеже
хощет, дышет…
(Ин. 3, 8).
11.Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония Ты
ecu
(Пс. 5, 5). А чтобы вам лучше понять это — представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (см. Иак. 1, 15 и далее), потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха.
12. Когда сердце твое уклонится в помышлении лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу, и упокоиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него — мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без Креста Господня я давно был бы жертвой самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; Крест — покой и утешение мое.
13. Мы потому и можем мыслить, что есть беспредельная мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему апостолы говорят: мы не довольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога
(2 Кор. 3, 5). Вот почему и Спаситель говорит:
не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам в тот час, что возглаголете
(Мф. 10, 19). Видишь, и мысль, и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении — все светлые мысли от Ангела Хранителя и от Духа Божия, тогда как, напротив, нечистые, темные — от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего нам. Как же нужно вести себя христианину?
Бог
Сам
есть действуяй в нас
(Флп. 2, 13). Вообще, везде в мире мы видим царство мысли: как во всем составе видимого мира, так, в частности, на земле, в обращении и жизни земного шара — в распределении стихий света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности), тогда как другие стихии разлиты во всех животных — в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке, в их мудром и целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках, в растениях, в их устройстве, в питании и проч., — словом, везде видим царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке.
14. Священники Господни! Сумейте утешением веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости, сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека человеком счастливейшим в мире, уверьте его, что вмале быв наказан, он будет великими благодетельствован (см. Прем. 3, 5) по смерти, — и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя.
15. Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погаснуть в нас вера, может как бы совсем помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и при вести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам совершенные язычники.
16.Не думайте, что вера наша не животворна для нас, пасты рей, что мы лицемерно служим Богу. Нет, мы первые больше всех пользуемся милостями Божиими и знаем по опыту, что для нас Господь с его Таинствами, что Его Матерь Пречистая и Его святые. Например, причащаясь животворящих Тайн Тела и Крови Господних, мы часто, часто испытывали на себе их животворность, небесные дары мира и радости о Духе Святом; знаем, что не веселит так милостивый царский взор последнего из подданных, как веселит благостный взор небесного Владыки нашего, как веселят Его Тайны. И мы были бы крайне неблагодарны пред Господом и ожесточенны сердцем, если бы не поведали об этой славе животворящих Тайн всем возлюбленным Божиим, если бы не прославляли Его чудес, в нашем сердце совершающихся в каждую Божественную литургию! Мы также часто испытываем на себе непобедимую, непостижимую, Божественную силу честного и животворящего Креста Господня и силой его прогоняем из сердца своего страсти, уныние, малодушие, страх и все козни бесовские. Он наш друг и благодетель. Говорим это искренно, с сознанием всей истины и силы своих слов.
17. Ты хочешь постигнуть непостижимое; но можешь ли понять, как постигают тебя внутренние убивающие душу скорби, и найти средства — вне Господа, — как их прогонять? Узнай же сердцем, как освобождаться тебе от скорбей, как соделывать покойным сердце свое, и тогда, если нужно, мудрствуй о непостижимом. Аще убо ни мала песо можете, что о
прочих пенетеся? (Як.
12,26).
18. Размышляй чаще: чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела, постоянно поддерживает его в бытии и отправлениях? Кто предписал законы твоей мысли, и она доселе следует им у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает? Боже всемогущий, премудрый и всеблагий! Рука Твоя постоянно на мне, грешном, и нет мгновения, когда бы благость Твоя покидала меня. Даруй же мне всегда живой верой лобызать десницу Твою. Зачем мне ходить далеко искать следов Твоей благости, Твоей премудрости и Твоего всемогущества? Ах, следы эти так явственно видны во мне! Я, я — чудо Божией благости, премудрости и всемогущества. Я — в малом виде — целый мир; моя душа — представительница мира невидимого, мое тело — представитель мира видимого.
19. Братья! Какая цель нашей жизни на земле? Та, чтобы по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершенствования в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге — покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Мы желаем усопшему покоя как края всех желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко Мне
ecuтруждающиися и обремененный, и Аз упокою вы, —
говорит Господь (Мф. 11, 28). Вот покойники наши, христианской кончиной уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?
20. У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни —
война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верой, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце — лукавое маловерие или неверие, уста ми как будто близок человек к Господу, а сердцем далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись да и крепись, сердце свое крепи.
КНИГУ «Моя жизнь во Христе» МОЖНО КУПИТЬ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ «СРЕТЕНИЕ»
В чем смысл жизни?
Человек должен в земной жизни учиться следовать заповедям, данным ему в качестве правил жизни от Высших Сил. Но и, кроме этого, стремиться понять свое земное предназначение, которое специально скрыто от него, как правильный ответ к задаче в учебнике математики. Если человека не интересует вопрос, зачем он живет на земле, какие задачи перед ним стоят на самом деле, чего от него хотят Высшие Силы, то это значит, что человек зря проживает жизнь. Это означает, что человек живет бездумно и не дошел до «первого класса» своего развития, он еще в «подготовительной группе». Такой человек похож на первоклассника, которого привели в школу, чтобы он начинал учиться и осваивать знания, а он уселся на заднюю парту, беззаботно играется игрушками, и ждет, когда же урок закончится, чтобы бежать играть на улицу.
Посмотрите на взрослых людей, оставленных не на второй год, как в школе, а на сороковой или шестидесятый год в подготовительной группе.
На вопрос «Какова цель вашей жизни?» эти люди начинают отвечать либо какую-то ерунду, типа вырастить детей, или того хуже, построить дом, либо вообще говорят, что это тайна, или говорят честно, что не знают, зачем живут. Странно… Прожить много лет на земле и не понять, зачем же живешь?!
Иоанн Кронштадтский как автор книги
Всю свою жизнь Иоанн Кронштадтский провел с молитвой на устах.
Биография
Осенью 1829 года в семье дьячка сельского прихода в архангельской губернии Илии Сергиева и его жены Феодоры родился сын. Младенец был очень слаб, и родители поспешили окрестить его. Назвали Иоанном в честь Иоанна Рыльского. Вскоре малыш стал поправляться. С детства родители приучали сына к молитве, он ходил с отцом в церковь, проникался любовью к богослужению.
В шесть лет отец отправляет его в Архангельское приходское училище. Не все у мальчика получалось. Тогда он обращался к Богу с просьбой помочь в постижении знаний. Однажды ночью «как будто раскрылся ум в голове» — вспомнился минувший учебный день, все стало понятно. После этого Иоанн стал хорошо учиться.
В числе лучших окончил училище, Архангельскую духовную семинарию. За казенный счет поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Во время учебы умирает отец, и Иоанн решает уйти дьяконом или псаломщиком, чтобы содержать мать. Но она настояла: сын должен получить высшее образование. Учебу он совмещал с работой канцеляриста в правлении Академии. Весь заработок отправлял матери.
Учась в Академии, Иоанн мечтал стать миссионером, нести слово Божие народам Сибири, Северной Америки. Но после одной из уединенных прогулок заснул и увидел себя в роли священника собора. Посчитал это знамением Господа.
В 1855 году кандидат богословия Иоанн Сергиев вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елизаветою. Быть женатым должно было по службе. Сразу же он предложил своей жене жить как брат и сестра, посвящая себя служению Господу.
Церковная служба
12 декабря 1855 года состоялось посвящение в священники. Когда Иоанн вошел в Кронштадтский Андреевский собор, где ни разу до этого не был, сильно удивился: именно его он представлял в отроческих видениях. Вся его дальнейшая жизнь будет связана с этим храмом. И известным он станет под именем Иоанна Кронштадтского.
Пастырская служба оказалась не менее трудной, чем представляемая им миссионерская. Кронштадт был местом ссылки разного рода неугодных. В порту разнорабочие жили бедно, процветали пьянство, болезни. Именно на них обратил внимание молодой священник. Каждый день он приходил в «посад» и беседовал с людьми, помогал.
Как чудотворец стал известен на всю Россию и дальше. Попросили молитвенной помощи заболевшему, батюшка обратился к Господу, передавая больного в Его руки. Но тут пришла старушка и настойчиво потребовала, чтобы сам батюшка молился о выздоровлении. Больной поправился, а о. Иоанн увидел в этом новое послушание — молиться за всех, кто просит. С того времени известно немало случаев чудесного исцеления больных, от которых отказалась медицина. Тысячи паломников приезжали в Кронштадт ежедневно.
День отца Иоанна начинался в 3 часа утра и заканчивался к полуночи:
- Подготовка к служению Божественной литургии.
- Утренняя служба в соборе (шел к 4 часам).
- Канон, общая исповедь. Андреевский собор всегда был полон, вмещал около пяти тысяч человек.
- С обеда направлялся в Петербург к больным.
Службы он вел с проникновенным обращением к Богу. Так искренно, что даже сомневающиеся становились в ряды верующих. Совершает батюшка поездки по России, в которых его сопровождают толпы прихожан.
В последние годы батюшка сильно болел, но терпеливо сносил все боли. Врачи предписали ему скоромную пищу для облегчения страданий. Батюшка отказался, считая, что страдания ниспосланы для спасения грешной души. 10 декабря 1908 года он еще провел Божественную литургию в Андреевском соборе. Утром 20 декабря великий праведник отошел ко Господу.
Погребен в подвальном этаже церкви-усыпальницы Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге. В день похорон и Кронштадт, и Петербург были наполнены тысячами прихожан, которые пришли проститься со своим батюшкой.
7 — 8 июня 1990 года Поместный Собор Русской Православной Церкви канонизировал святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Общественная и благотворительная деятельность
Более 25 лет отец Иоанн преподавал Закон Божий в Кронштадтском городском училище и классической гимназии. Педагог-законоучитель добрым отношением к ученикам и своему делу снискал любовь многих поколений воспитанников. Считал, что главное в образовании — дать отечеству человека и христианина.
О. Иоанн получал ежегодно немало денег на благотворительность.
На эти средства (называется сумма в миллион рублей):
- кормил нищих;
- устроил «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими, приютом — сначала в Кронштадте, потом в других городах России;
- в родном селе Сура основал женский монастырь, построил большой каменный храм;
- в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке;
- помогал молитвой и пастырским наставлением адмиралу С.О. Макарову при создании первого ледокола для Российского флота;
- благодаря усилиям о. Иоанна и С.О. Макарова в Кронштадте появился Морской Никольский собор.
Отец Иоанн беспокоился за Россию, видя революционные настроения в стране. Он благословил создание Союза Русского народа и стал членом этой организации, считая ее одной из возможностей спасения Отечества.
Дар пророчества
Обладал батюшка даром прозорливости. Он проявлялся порой в мелочах. Известно, что батюшка не взял значительную сумму денег у дамы: почувствовал, что они нажиты нечестным путем. В чем она потом и призналась.
Самые главные пророчества святого — о последствиях социальных волнений, которые охватили страну. Опасна чрезмерная свобода общества, появление новых средств массовой информации — предупреждал дальнозоркий умный пастырь.
В 1908 году он сетовал, что Россия переживает страшные времена. Этим положением воспользуются другие государства, и грядет война. За шесть лет он предупреждал о Первой мировой войне, надвигающейся революции. Причиной тяжелых испытаний станет отступление от веры в Господа, считал прозорливец. Только вернувшись к Богу, Россия станет мощной державой.