Зверинецкий монастырь, Киев: адрес, фото и история

С древних времен столица Украины славилась своими храмами и монастырями, привлекая отовсюду паломников. Многие говорят, что город, который «отмечен перстом Божьим» и буквально пронизан духом христианства, человеку приносит ощущение гармонии и спокойствия. Золотые купола киевских многочисленных церквей притягивают взоры, удивляя и завораживая туристов, а архитектурные формы многочисленных культовых сооружений дарят настоящее эстетическое наслаждение.

В истории города особое место занимают такие известные на весь мир соборы, как Киево-Печерская лавра, являющаяся первым христианским монастырем Руси, и Софийский собор. Архитектурный ансамбль первого туристов поражает своим великолепием, а во втором можно увидеть уникальные фрески, датируемые одиннадцатым веком. Оба этих собора считаются Всемирным наследием ЮНЕСКО. Киев называют также «Иерусалимом земли Русской». Ведь трудно передать те сокровенные переживания, которое испытывают православные, соприкасаясь со святыми местами этого древнего города. Но не только Киево-Печерской лаврой или Софийским собором славится столица Украины, а когда-то и Киевской Руси. Здесь есть много других не менее интересных храмов и церквей, которые обязательно должен увидеть каждый, кто сюда приезжает. И одним из них является Зверинецкий монастырь в Киеве.

Как добраться

Те, кто решит самостоятельно изучить эту достопримечательность, могут подойти к ней с улицы Мичурина – к участкам 20 и 22. Пройдя через ворота, нужно будет подняться до металлической двери. У входа в Зверинецкий монастырь следует позвонить и дождаться проводника. Добраться к нему можно и через Ботанический сад, приехав на троллейбусе № 14 или автобусах № 62 и 62К от станции метро «Печерская». Сойти нужно на остановке «Улица Болсунивского». Если ехать на метро, то нужно сойти на станции «Дружбы народов». От нее в Зверинецкий монастырь в Киеве, адрес которого: улица Мичурина 20-22, можно добраться пешком всего за пятнадцать минут.

К вниманию паломнических групп, приезжающих на автобусах: рядом с храмом проезд и разворот транспортных средств с длиной больше девяти метров сильно осложнен. Поэтому лучше припарковаться где-нибудь на улице Струтинского и, поднявшись по ул. Мичурина, пешком дойти до пещерного комплекса.

Где остановиться[править]

  • Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Дом «Лаврский паломник»

Адрес:

Киев, ул. Лаврская, 15

Телефоны:

+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 — Дом «Лаврский паломник» корпус №58 +38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 — Дом «Лаврский паломник» корпус №54 +38(093)345-01-21 — Дом «Лаврский паломник» корпус №56

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц. На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

  • Свято-Покровский Киевский женский монастырь

При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.

Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.

Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

Размещение бесплатное.

Адрес:

переулок Бехтеревский, 15.

Телефон:

(044) 486-71-68.

  • Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)

Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).

При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.

Контакты:

Гостиница: +38

Чайная монастырская: (096) 052-83-87

Церковная лавка: (098) 900-22-47

Адрес:

Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.

Общая информация

Зверинецкий монастырь в Киеве находится в одноименной исторической местности столицы Украины. Он занесен в реестр памятников археологии, имеющих для страны национальное значение. Зверинецкий пещерный монастырь имеет тысячелетнюю историю. Он был спрятан в подземельях, находящихся на правом берегу реки Днепр. О существовании этой удивительной и уникальной обители человечество узнало почти полтора столетия назад. Однако нужно сказать, что тайны, которые скрывает древний Зверинецкий монастырь в Киеве, не удалось разгадать до сих пор.

Упоминания о том, что на этой территории расположена святая обитель, ученые нашли в летописях о Красном дворе, в котором проживал сын Ярослава Мудрого Всеволод. Название «Зверинец», как считают историки, связано с той лесистой местностью, где этот князь охотился. Известно также, что в 1096–1097 годах нашего летоисчисления в результате набега кочевников именно здесь был разрушен какой-то монастырь. Если судить по найденным в подземных кельях человеческим костям, и монахи, и местные жители во время нападений монголо-татар скрывались в подземных пещерах, где их нередко нападающие обнаруживали и замуровывали живьем.

Обитель и во время Второй мировой войны служила убежищем. Об этом свидетельствует найденная археологами надпись на стене, датированная 1941 годом. В настоящее время на основе возрожденного скита одноименных пещер здесь функционирует общежитный мужской Зверинецкий монастырь. Он был основан в 2009 году. В нем проживают семь насельников: пять монахов и два послушника.

КИЕВСКИЙ ЗВЕРИНЕЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на правом берегу Днепра, недалеко от киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря. Основан 9 июля 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ. Самое раннее упоминание названия «Зверинец» относится к 1-й пол. XIII в. (надпись над жертвенником в подземной церкви пещерного кладбища: «Игоумени Звериньнсьци Левоньтия Марькьяна Михаила Ионы Мины Клименьтья Мануила»). Но в летописях название «Зверинец», как и сведения о возможном пещерном мон-ре, не встречаются (Высоцкий. 1985. С. 85).

12 окт. 1888 г. состоялось открытие Зверинецких пещер. По преданию, киевлянке Феодосии Матвиенко, проживавшей близ пещер, трижды во сне являлись монахи с просьбой накормить их. Она отнесла продукты в расположенный поблизости Ионинский Троицкий мон-рь и попросила братию отслужить панихиду. Утром 12 окт. Феодосия услышала некий гул и обнаружила свежий провал грунта.


Киевский Зверинецкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Зверинецкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Проникнув вниз со свечой, женщина и ее сосед, худож. Д. Зайченко, увидели за полузасыпанной деревянной дверью проход и человеческие останки: одни были погребены в кельях и криптах, другие лежали на поверхности. По благословению настоятеля Троицкого мон-ря прп. Ионы (Мирошниченко) в тот же день монахи спустились в пещеру и подтвердили свидетельство Матвиенко и Зайченко. Вскоре у пещер начали собираться богомольцы, любопытные посетители спускались вниз и выносили оттуда уникальные артефакты. Пещеры взяла под охрану полиция, тем более что над ними находились артиллерийские склады, а сама территория принадлежала Киевскому фортификационному инженерному управлению в составе военного ведомства.

14 окт. в газ. «Киевское слово» в разд. «Местная хроника» сообщалось, что недалеко от Троицкого мон-ря, в нижней части Зверинецкой горы, при добыче глины был открыт вход в пещеру. Длина обнаруженного подземного коридора составила 68 м. В нем насчитывалось 48 погребальных ниш, т. е. пещера являлась подземным кладбищем. Пещеры посетили профессор Киевского ун-та археолог В. Б. Антонович, уже имевший опыт исследования подземных памятников, историк проф. А. В. Прахов, директор Херсонского музея древностей В. И. Гошкевич и художник П. А. Сведомский. Были найдены серебряные крестик с цепочкой в виде тесьмы, гривна в середине к-рой был вырезан крест, неск. медных крестиков, фрагменты древнего кирпича. Остатки кожаной обуви, кожаные кресты и пояса были отправлены в Имп. археологическую комиссию в С.-Петербург, откуда находки вскоре вернулись в Киев, в Музей Церковно-археологического об-ва при КДА. Но полноценные археологические исследования в подземном памятнике на Зверинце провести не удалось.

Пещерный коридор церкви Рождества Богородицы в киевском Зверинецком во имя арх. Михаила муж. мон-ре. Фотография. 2013 г.

Пещерный коридор церкви Рождества Богородицы в киевском Зверинецком во имя арх. Михаила муж. мон-ре. Фотография. 2013 г. В 1911 г. состоялось т. н. второе открытие пещер (Серапион. 1914. С. 6-7). В Троицком монастыре стало известно об очередном провале грунта на Зверинецкой горе. Игум. Валентин (Коротенко), проживавший в Троицком мон-ре с 1874 г., хорошо помнил события 1-го открытия пещер. Игум. Валентин решил открыть древнее подземное кладбище для посещений паломниками. Эту идею поддержал чиновник особых поручений при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе, коллежский асессор кн. В. Д. Жевахов (см. Иоасаф (Жевахов), сщмч., еп. Могилёвский и Минский). 1 июня 1912 г. Жевахов подписал контракт с Киевским инженерным управлением, к-рому принадлежала территория, о передаче ему в аренду сроком на 6 лет участка земли в предместье Киева Зверинец для проведения раскопок (ИМК. Ф. 1. Д. 30-в (1908). Л. 250). Для археологических исследований был приглашен А. Д. Эртель, член Киевского об-ва охраны памятников древности и искусства и Киевского отд-ния Имп. российского военно-исторического об-ва, который имел опыт проведения археологических раскопок в Киеве и его окрестностях (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 872. Д. 123. Л. 19-20; Ф. 725. Оп. 1. Д. 40. Л. 1).

Икона всех преподобных Зверинецких. Нач. XXI в.

Икона всех преподобных Зверинецких. Нач. XXI в. 7 июня 1912 г. по благословению наместника Киево-Печерской лавры игум. Валентин переселился из мон-ря в сбитый из досок курень, установленный над Зверинецкими пещерами. Слухи о древней пещере быстро распространились среди верующих. К игум. Валентину приходили паломники, монахи и послушники из разных обителей России. Постепенно образовалась община. Игум. Валентин организовал расчистку пещер, за что платил деньги из пожертвований. Таким же образом финансировались и археологические раскопки.

Ниша игум. Климента Зверинецкого. Фотография. 2013 г.

Ниша игум. Климента Зверинецкого. Фотография. 2013 г. Открытый лист, т. е. разрешение на проведение раскопок, был выдан Имп. археологической комиссией на имя кн. Жевахова как владельца земельного участка, на котором расположен подземный памятник. Эртель получил открытый лист на раскопки на территории всего Киева и его окрестностей, а потому имел право руководить раскопками в Зверинецких пещерах. На раскопках в подземном памятнике работал С. П. Вельмин.

Исследования в пещерах на Зверинце начались в авг. 1912 г. с подготовительных работ, а с кон. сент. приступили к расчистке и раскопкам. Было открыто 2 входа: древний и прорытый до начала работ для удобства входа в одну из галерей. Всего открыто 3 подземные галереи: 2 основные и соединяющая. В том же году для удобства осмотра пещер был выкопан новый ход, который соединил подземный лабиринт в кольцо (Там же. Ф. 725. Оп. 1. Д. 3. Л. 154). В ходе исследований было обнаружено, что усыпальницы в пещерах разграблены еще до начала раскопок. Остались лишь разбросанные кости и неск. кожаных поясов, крестов и фрагментов керамики. На стенах пещерного лабиринта обнаружили неск. древних надписей. Первоначально материалы датировались XII-XIV вв. (Киевская мысль. 1913. № 11. С. 8). Раскопки посетил председатель Имп. археологической комиссии гр. А. А. Бобринский. Он взял с собой в столицу некоторые предметы и снимки надписей для «определения эпохи палеографического материала» (Киевлянин. 1912. № 324. С. 4).

Зверинецкий крест в пещерной церкви во имя арх. Михаила

Зверинецкий крест в пещерной церкви во имя арх. Михаила В кон. 1912 г. на склоне горы, над пещерами, был построен деревянный дом на каменном фундаменте с намерением освятить здесь каменную церковь (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 872. Д. 123. Л. 1-4). Одновременно кн. Жевахов хлопотал о передаче участка игум. Валентину, однако оформить это юридически оказалось невозможно. К нач. 1913 г. Зверинецкую общину, созданную игум. Валентином, стали именовать скитом. Князь встретился с наместником Ионинского Троицкого монастыря архим. Иувеналием (Онокало), к-рый не решился просить о приписке Зверинецких пещер к Троицкой обители (Там же. Л. 6). После отъезда князя было решено, что если скит будет официально создан, то уместно передать пещеры Киево-Печерской лавре, у которой достаточно средств для окончания работ, связанных с раскопками и со строительством. В решении духовной консистории записано, что «передачу означенных пещер консистория считает возможной осуществить лишь тогда, когда закончатся раскопки и когда будет должным образом разделен весь простор земли, где размещены пещеры, которые принадлежат теперь инженерному военному ведомству» (Там же. Л. 68).

Граффити в пещерной церкви во имя арх. Михаила

Граффити в пещерной церкви во имя арх. Михаила В нояб. 1913 г. митр. Флавиан (Городецкий) получил от киевского генерал-губернатора письмо с просьбой об освящении церкви на Зверинце. Под церковью подразумевался деревянный дом, построенный на склоне над пещерами. В резолюции на это письмо митрополит поручал преосвященному Никодиму «22 ноября 1913 года… осуществить освящение храма, с зачислением его и пещер к Киево-Печерской лавре, которые ей должны быть переданы (формальным порядком), хотя бы временно и на арендных правах, чтобы лавра была там полноправным и единственным хозяином» (Там же. Л. 69). 1 дек. 1913 г. еп. Чигиринский Никодим (Кротков) освятил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (Там же. Л. 71). В марте 1914 г. был освящен придел во имя свт. Иоасафа Белгородского.

Пещерная церковь во имя арх. Михаила. Фотография. 2013 г.

Пещерная церковь во имя арх. Михаила. Фотография. 2013 г. В февр. 1914 г. в письме киевскому генерал-губернатору имп. Николай II Александрович выразил благодарность всем работникам «Зверинецкого дела», наградив их иконой Спаса Вседержителя и напрестольным крестом. Царские дары были размещены в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, а 23 апр. 1914 г. перенесены в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Весной 1915 г. кн. Жевахов обратился в Киевскую духовную консисторию с просьбой разрешить именовать образ Богородицы, обнаруженный в пещере, Зверинецкой иконой Божией Матери. В июне был получен ответ: «Духовная Консистория сообщает, что указом Синода от 24 апреля за № 5333 вследствие прошения позволяет именовать изображение Божией Матери Зверинецкою иконою Божьей Матери». После полученного разрешения икону на металлической пластине украсили дорогим обрамлением и укрепили над царскими вратами иконостаса ц. Рождества Пресв. Богородицы. От иконы были зафиксированы чудеса (Там же. Д. 312. Л. 191). В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, икона исчезла.

Неопознанные мощи в Зверинецком мон-ре (т. н. Алтарная улица)

Неопознанные мощи в Зверинецком мон-ре (т. н. Алтарная улица) Весной-летом 1915 г. проводилось укрепление стен лабиринта: наиболее опасные участки (т. н. Алтарную улицу) укрепили кирпичом, менее опасные — деревом (Там же. Ф. 260. Оп. 1. Д. 74. Л. 48). Пещеры функционировали до 30-х гг. ХХ в. В 1934 г. вышло Постановление Киевского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О закрытии греко-униатского костела и Зверинецкой церкви» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1 (кн. 2). Д. 6295. С. 2). Вероятно, в кон. 30-х гг. ХХ в. был взорван храм на Зверинце. С 25 сент. 1943 г., в период оккупации Киева, район Зверинца объявили запрещенной для проживания зоной. Жители покинули свои дома; нек-рые днем прятались в пещерах, а ночью возвращались домой.

Первые описания и попытки атрибутировать и датировать подземный памятник принадлежат руководителю раскопок 1912-1913 гг. Эртелю и историку И. М. Каманину. 19 янв. 1913 г. Эртель выступил на заседании Киевского об-ва охраны памятников старины и искусств с докладом о результатах археологических исследований, проведенных с авг. 1912 по янв. 1913 г. Вскоре он опубликовал доклад в виде брошюры под названием «Древние пещеры на Зверинце в Киеве»; это было 1-е научное исследование одного из древнейших памятников Киева. Он дал краткое описание памятника и материала, полученного во время раскопок, сообщив, что в ходе исследований были открыты 2 древние пещерные улицы. На одной располагались церковь (алтарь) с древними надписями на стенах, погребальные ниши (локулы) и крипты. Улица получила название «Алтарная». Вторая подземная улица, где располагались локулы с погребениями, была названа «Улица неисследованных захоронений» (Эртель. 1913. С. 43). Первый вывод о принадлежности пещер Эртель сделал на основании анализа открытых надписей: «…то, что именуется Зверинецким монастырем, существовало в ХI, в ХII и в XVII столетиях». Описание памятника он составил за год до окончания археологических раскопок (Там же. С. 13). Каманин написал монографию спустя год, т. е. когда был получен дополнительный археологический материал. Он изучил летописные источники и археологические находки и сделал выводы, что Зверинецкие пещеры были древним пещерным мон-рем во имя арх. Михаила. По мнению Каманина, мон-рь возник в 988 г. и просуществовал самостоятельно до 1088 г. В 1096-1097 гг., при разорении Киева половцами, или в 1240 г., во время монголо-татар. нашествия, он был разрушен до основания (Каманин. 1914. С. 129-130).

Иную т. зр. высказал проф. Н. И. Петров (Петров Н. И. Ученые труды по исследованию новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер // ИОРЯС. 1918. Т. 22. Кн. 2. С. 227-255). Базируясь на исследованиях граффити, открытых на стенах пещер, а также обнаруженных на кожаных поясах тисненых изображений и надписей, ученый сделал вывод, что Зверинецкие пещеры были не мон-рем, а местом проживания отшельников, к-рое постепенно превратилось в иноческий некрополь. Пещеры, по его мнению, возникли не ранее XIV в. и просуществовали до XVIII в. (НБУВ ИР. Ф. 1. Д. 6588. Л. 21-28).

Киево-Зверинецкая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Нач. ХХ в.

Киево-Зверинецкая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Нач. ХХ в. До кон. 90-х гг. ХХ в. Зверинецкие пещеры практически не изучались. В 60-х гг. в нек-рых киевских пещерах были проведены небольшие разведки, после чего вышла брошюра П. П. Толочко (К., 1968), в к-рой автор высказал мнение о том, что пещерный комплекс на Зверинце является предшественником Выдубицкого мон-ря. Погибли эти пещеры, по предположению Толочко, во время монг. нашествия 1240 г. С. А. Высоцкий, проведя в 80-х гг. исследования надписей Зверинецкого лабиринта, отмечал, что общий характер почерка указывает на 1-ю пол. ХIII в., а не на ХI в., как ошибочно определил Каманин (Высоцкий. 1985. С. 52). Т. о., единого мнения по вопросу атрибуции и датировки подземного памятника на Зверинце в Киеве не существует.

Интерьер храма Рождества Богородицы. Фотография. 2013 г.

Интерьер храма Рождества Богородицы. Фотография. 2013 г. В 1988 г. Киевский горисполком принял решение о передаче Зверинецких пещер Музею истории Киева с целью их расчистки, исследования и музеефикации. С 1990 г. (в течение 3 сезонов) сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева проводили археологические раскопки одновременно с ремонтно-реставрационными работами. По свидетельству Е. А. Воронцовой, в начале раскопок «70% ходов были завалены грунтом. Пришлось, по сути, открывать их для науки заново». Исследователи зафиксировали в пещерах 58 погребальных ниш, 7 крипт и церковь. Среди находок, обнаруженных при раскопках,- фрагменты керамической посуды (венчики, стенки, донышки) и кожаных изделий, серебряная монета 1893 г., медные монеты кон. ХIХ — нач. ХХ в., остатки дерева, изделия из металла (материалы датируются древнерус. и позднесредневек. периодами — ХII-XV, XVII, а также ХIХ-ХХ вв.). Особое внимание уделялось настенным граффити (надписям, рисункам) как материалу, содержащему информацию, важную для определения времени существования пещерного комплекса. Было выявлено 7 надписей (3 из них ранее неизвестные), 6 изображений крестов, сложное (геральдическое) изображение и следы практически стертых надписей. Все они сконцентрированы на т. н. Алтарной улице, в районе пещерной церкви. Надписи с именем игум. Климента, опубликованные Каманиным, скорее всего датируются XII-XIV вв. (Воронцова. 2010. С. 37-38). Разнообразный археологический материал, полученный во время раскопок, был тщательно изучен, что позволило назвать пещерный комплекс на Зверинце монастырским кладбищем ХII-XVII вв., принадлежащим Зверинецкой обители. О ее существовании свидетельствуют надписи на стенах пещер, среди которых и синодик зверинецких игуменов. В состав исследовательской группы вошли студенты Национального медицинского ун-та им. А. А. Богомольца Р. Л. Новакович, С. В. Дудник, В. В. Столяров, которые работали под рук. профессора кафедры рентгенорадиологии НМУ Т. В. Топчий. Объектом исследований стали 1721 целая кость и ок. 5 тыс. плохо сохранившихся костных фрагментов. Согласно подсчетам, в пещерах было похоронено ок. 200 чел. Из них 145 взрослых (в т. ч. 5 женщин) и 53 ребенка в возрасте до 15 лет. Средний возраст похороненных 45-55 лет. Средний рост мужчин 166,3 см.

В 1997 г. насельники Ионинского Троицкого мужского мон-ря устроили Зверинецкий скит, в пещерном храме стали совершаться регулярные богослужения. 26 окт. 2001 г. благочинный Барышевского р-на Киевской обл. свящ. Михаил Макеев передал Ионинскому мон-рю оклад к утраченной Зверинецкой иконе Божией Матери (в наст. время в окладе находится список). В апр. 2009 г. была передана Киево-Зверинецкая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (нач. ХХ в.). 22 нояб. обители подарили икону Божией Матери «Cкоропослушница» из мон-ря Дохиар на Афоне. 14 апр. 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ установлено местное почитание Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких (празд. в 5-ю Неделю Великого поста).

В кон. 2007 г. над входом в Зверинецкие пещеры был заложен храм во имя Всех преподобных Зверинецких. Одновременно состоялась закладка ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. 2 авг. 2010 г. архиерейским чином было совершено освящение накупольных крестов Богородице-Рождественского храма. Работы по возведению храмов завершены к 2013 г. В куполе золотой мозаикой на синем фоне выложен крест. Купол украшают образы апостолов, вел. кн. Владимира и кнг. Ольги, князей Игоря, Андрея Боголюбского, Александра Невского и Димитрия Донского, страстотерпцев имп. Николая II и цесаревича Алексия. Группой иконописцев под рук. А. И. Микловды в традициях визант. школы ХII в. расписана ц. Всех преподобных Зверинецких. В центральной апсиде алтаря изображены Спаситель и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, в клиросе — Собор преподобных Зверинецких. Завершаются работы по росписи подземной ц. во имя свт. Иоасафа (Горленко) и сщмч. Иоасафа (Жевахова), освященной на цокольном этаже Богородице-Рождественского храма. Росписи выполняются также в традициях визант. школы Х-ХII вв.

9 июля 2009 г. наместником К. З. м. назначен архим. Кассиан (Шостак; с 20 июля 2021 г. епископ); в обители проживает неск. насельников.

Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 872. Д. 123; Ф. 128. Оп. 1 благ. Д. 3555; Оп. 2. Д. 471; Оп. 3. Д. 729; Ф. 260. Оп. 1. Д. 25, 27, 74; Ф. 725. Оп. 1. Д. 3, 23, 25, 40, 43, 76; Ф. 442. Оп. 641. Д. 161; Ин-т материальной культуры (ИМК). Ф. 1. 1888. № 20. Оп. 872. Д. 123; Д. 30-в (1908); Д. 30-г (1908); Д. 306 (1908); Д. 358 (1913); НБУВ ИР. Ф. 1. Д. 6588: [Петров Н. И. Ученые труды по исследованию новооткрытых в Киеве на Зверинце пещер]; Ф. 10. Д. 389-4390, 4393; Ф. 28. Д. 349; Науч. арх. ИАНАНУ. Ф. ВУАН. Д. 9; Ф. 12. Д. 269; Архивно-следственное дело еп. Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) // Арх. УФСБ по Курской обл. Д. 3742; Бобровский Т. А., Стрихарь М. Н. Отчет о разведочных исследованиях пещерных памятников Киева и Киевской обл. в 1990 г. // Науч. арх. ИАНАНУ. Фонд экспедиций. Д. 1990/54; Бобровский Т. А. Отчет о спелео-археол. изысканиях в Гнилецких пещерах г. Киева в 1993 г. // Там же. Д. 1999/31; Воронцова Е. А., Дьячкова Е. Б. Отчет об археол. исследованиях Музея истории Киева в 1990 г. (Зверинецкие пещеры) // Там же. Д. 1990/83; Воронцова Е. А., Бобровский Т. А. Отчет об археол. исследованиях Зверинецких пещер в Киеве в 1991 г. // Там же. Д. 1991/154.

Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1; Сборник мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874; Антонович В. Б. Археол. находки и раскопки в Киеве и в Киевской губ. в течение 1876 г. // ЧИОНЛ. 1879. Кн. 1. С. 244-261; он же. Археол. карта Киевской губ. М., 1895; Обозрение журналов и газет за 1888 г. // Киев. старина. 1888. № 12. Отд. 4. С. 28-34; Бобринский А. А. Курганы и случайные археол. находки вблизи местечка Смела. СПб., 1894. Т. 2: Дневники раскопок, 1887-1889 гг.; Петров Н. И. Указатель Церковно-археол. музея при КДА. К., 1897 2; Эртель А. Д. Древние пещеры на Зверинце в Киеве. К., 1913; Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве: (Их древность и святость). К., 1914, 2007р; Серапион, иером. Новооткрывающиеся древние пещеры в Киеве на Зверинце. К., 1914; Архангельский Н. В. Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве: (Древняя обитель св. Михаила). К., 1915; ИИАК. 1916. Вып. 63. Приб. С. 54; Толочко П. П. Таємницi киïвських пiдземель. К., 1968; Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. К., 1985; Очерки истории Киево-Печерской лавры и Заповедника. К., 1992; Мовчан I. I. Давньокиïвська околиця. К., 1993; Бобровський Т. А. Дещо про печернi житла давньо руських ченцiв // Культурно-просвiтницька дiяльнiсть в сучасних умовах: Тези наук. конф. 25-26 квiтня 1994 р. К., 1994. С. 42-44; он же. Iсторичнi пiдземелля Києва: (Спроба загальноï характеристики) // Cкелi й печери в iсторiï та культурi стародавнього населення Украïни: Зб. тез, повiдомлень та доповiдей. Львiв, 1995. С. 14-16; он же. Печернi мон-рi й печерне чернецтво в iсторiï та культурi середньовiчного Києва: Дис. К., 1995; он же. Пiдземнi споруди Києва вiд найдавнiших часiв до сер. ХIХ ст.: (Спелео-археол. нарис). К., 2007; Воронцова О. А. Iсторiя «Зверинецкоï справи» // Питання культурологiï: Мiжвiдомчий зб. К., 1994. Вип. 13. № 2. С. 44-51; она же. Дослiдження та вiдродження Звiринецького печерного комплексу у Києвi — середньовiчноï пам’ятки iсторiï та культури Украïни // Лаврський альманах. К., 2010. Вип. 23. Спецвип. 9: Дослiдження монастирських печерних комплексiв. С. 7-53; она же (Воронцова Е. А.). Киевские пещеры: [Путев.]. К., 2010; Левищенко В. Тайна подземного кладбища // Сегодня: Газ. К., 2000. № 144(645), 28 авг.; Вечерский В. Украïнськi мон-рi. К., 2008.

Е. А. Воронцова, прот. В. Коцаба

История

В 1888 году в одной из украинских газет появилось сообщение, в котором говорилось, что двенадцатого октября того же года была открыта пещера, расположенная рядом со Свято-Троицким монастырем на Зверинце. Произошло это совершенно случайно. Очевидцы, по свидетельствам летописцев, рассказывали, что раздался неожиданный грохот, а после открылся вход в пещеру. Первой посетительницей новообретенной обители стала Феодосия Матвиенко. Эта благочестивая женщина проживала недалеко от этого места. К ней многократно во сне приходило видение: движущаяся радуга одним концом упиралась именно в то место, где был образован пещерный провал.

Узнав об открытии, Феодосия первой спустилась вниз. В провале она увидела многочисленные человеческие останки. Часть из них была погребена в специальных нишах, а остальные разбросаны вдоль всего пространства пещеры, причем в самых разных положениях — видимо, так, как их застала смерть. Феодосия обратилась с просьбой к братии Свято-Троицкого храма, чтобы те отслужили панихиду по душам людей, найденных ею почившими в новооткрытой пещере. Выслушав ее рассказ, монахи по благословению настоятеля монастыря старца-архимандрита Ионы спустились, чтобы лично обследовать пещеру.

В ней, наряду с многочисленными человеческими останками, они обнаружили фрагменты монашеской одежды, кресты, параманы, кожаные пояса ряс, церковную утварь и посуду. Все эти находки указывали на то, что в провале обнаружены не случайные человеческие погребения, а одна из древних пещерных обителей, которыми издавна славился город Киев.

В монастыре побывало очень много известных святых

Во Флоровском монастыре бывала такая известная женщина, как преподобная Александра Мельгунова. Она приняла постриг в этом монастыре, но чуть позднее покинула его и основала Дивеевскую монашескую общину.


Александра Мельгунова некоторое время жила во Флоровском монастыре Киева. Фото: pbs.twimg.com

Также во Флоровском монастыре жила и княгиня Наталья Борисовна Долгорукова, жена Ивана Алексеевича Долгорукого. В монастыре она приняла схиму с именем Нектария. Также была погребена под сводами Великой Лаврской Успенской церкви.


Во Флоровском монастыре жила и княгиня Наталья Борисовна Долгорукова, она приняла монашеский постриг. Фото: upload.wikimedia.org

Удивительное открытие

Именно здесь было найдено уникальное изображение креста, получившего название «Зверинецкий». По своей форме он очень напоминает схематическое изображение тела человека, поскольку помимо привычного для нас основания из перекрещенных двух линий, он имеет еще и две… «ноги».

Длительное время, вплоть до 1912 года, Зверинецкий монастырь не удавалось исследовать. Дело в том, что тогда его территория находилась в распоряжении Артиллерийского ведомства, поэтому денег на его изучение не выделялось. Нужно было найти мецената, который бы пожелал профинансировать исследовательскую работу. И к счастью, таковой нашелся. Им оказался князь Владимир Жевахов. Он, выкупив землю над провалом, получил в городской управе разрешение на раскопки в пещерах.

В 1912 году работы начались. Ими руководил член общества охраны памятников старины Киева Александр Эртель. Сам Жевахов только наблюдал за работой и финансировал ее.

Годы советской власти

Практически сразу же пещеры стали местом для паломничества. Огромное количество людей, собираясь у входа в них, желало попасть в древний Зверинецкий монастырь. Расписание проводимых работ приходилось постоянно менять, поскольку поток паломников мешал исследователям работать. Люди приходили сюда и после окончания исследования, вплоть до тридцатых годов. Толпы паломников перестали сюда приходить только после того, как начались разгромы и преследования советской власти. В 1933 году был убит настоятель скита Архимандрит Филарет, а в 1934-м был закрыт и сам Зверинецкий монастырь, а после его здание было взорвано. Доступ к пещерам снова открылся только после девяностых годов прошлого столетия.

Возрождение обители

Когда в 1993 году специалисты исследовали мощи, найденные в пещерах, они пришли к выводу, что последние относятся к десятому-двенадцатому векам. Кроме того, было обнаружено, что все те люди, останки которых были проанализированы, страдали при жизни такими заболеваниями, которые поражают человеческий организм от долгого нахождения в условиях холода и сырости. Это было еще одним доказательством того, что здесь прятались монахи. В 1997 году здесь возродили скит Рождества Богородицы, а уже в 2009-м – на его базе был учрежден Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения. Каждый желающий совершает паломничество в пещеры и, конечно же, обязательно посещает Зверинецкий монастырь. Расписание служб можно узнать в храме или посмотреть на официальном сайте храма.

Фото[править]

  • Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
  • Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
  • Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
  • Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
  • Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь
  • Зверинецкие пещеры
  • Зверинецкие пещеры
  • Зверинецкие пещеры
  • Зверинецкие пещеры
  • Зверинецкие пещеры
  • Зверинецкие пещеры
  • Зверинецкие пещеры

Уникальные находки

Когда расчистили подземные галереи, внутри одной из келий нашли древний кипарисовый образок Божьей матери. Вполне вероятно, что эта икона принадлежала митрополиту, которого из Корсуня привез князь Владимир для крещения Руси. Ученым известно, что он был сирийцем. Митрополит Михаил крестил киевлян и вполне возможно, что именно он и основал Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото, которые были сделаны историками во время раскопок, свидетельствуют о том, что эта пещерная обитель была разорена или половцами, или татарами. Много останков было обнаружено непосредственно у входа в пещеры и в проходах. Видимо, захватчики, утратив надежду, попросту засыпали ее.

Возрождение храма началось сразу же после войны. Пещеры получили статус Памятника археологии. В конце девяностых годов прошлого столетия монахи Ионинского монастыря возобновили богослужения, проводимые в пещерном храме, коим является Зверинецкий монастырь в Киеве. Фото одноименного чудотворного образа, найденного в подземелье, было размещено в одном из изданий. Эта газета попала в руки священника одного из сел, расположенных под Киевом. С большим удивлением батюшка на ней узнал ту икону, перед которой он ежедневно произносил молитвы Богу. В 2000 году чудотворный образ вернули в Троицкий храм Ионинского монастыря.

Престольные праздники[править]

Михаил, Архистратиг

— 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

  • Рождество Пресвятой Богородицы
    — 21 сентября
  • Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
    — 6 ноября
  • Зверинецкая икона Божией Матери – 13 октября, 26 октября
  • Свщмч. Иоасаф (Жевахов) 21 ноября, 4 декабря
  • Свт. Иоасаф Белгородский 4 сентября, 30 сентября, 17 сентября, 13 октября
  • Митрополит Михаил Киевский 15 июля, 30 сентября, 28 июля, 13 октября,
  • Собор преподобных Зверинецких – Неделя 5-я Великого поста
  • Преподобномученики Зверинецкие – 20 июля, 2 августа

Зверинецкий монастырь: расписание богослужений

С тех незапамятных времен было принято считать, что место, где находятся Зверинецкие пещеры, является одной из самых святых точек для Украины и Руси. И даже несмотря на то, что с постройкой наземного Святомихайловского или Выдубицкого храма часть братии покинула свои подземные кельи, а сама подземная обитель была уничтожена татаро-монгольскими захватчиками и предана забвению почти на восемьсот лет, сегодня они продолжают манить паломников, приезжающих сюда со всех уголков нашей огромной страны. Их своей историей и таинственностью невероятно манит удивительный Зверинецкий монастырь в Киеве.

Расписание богослужений, проводимых в стенах обители, можно посмотреть на официальном сайте храма. По воскресеньям в 7.15, а в будние дни в 6.30 утра здесь проводится Полунощница. К Малому повечерью нужно приходить в 17.00. Благодарственная литургия проводится в Пещерном храме по субботам в 7.00 утра. По воскресеньям в это же время служатся Вечерня и акафист Архангелу Михаилу.

Зверинецкий (Архангело-Михайловский) мужской монастырь на сегодняшний день представляет собой огромный комплекс. На его территории функционируют пещерная церковь, освященная во имя Чуда Архангела Михаила, надвратный храм и Собор иконы Божией Матери. Богослужения проводятся и в надземных, и в подземных помещениях, которые входят в комплекс Зверинецкий монастырь. Расписание служб, а также список всех церковных праздников сегодня можно найти на его официальном сайте.

Документы, литература

  • ЦГИА Украины, ф. 260, оп. 1, д. № 74.
  • ЦГИА Украины, ф. 260, оп. 1, д. № 31.
  • Архивно-следственное дело №3742 епископа Иоасафа (Жевахова Владимира Давыдовича) из архива УФСБ по Курской области.
  • Киевское слово
    № 508, 14 октября 1888.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость)
    , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914.
  • Архангельский, Н. В.,Новооткрытыя Зверинецкия пещеры в Киеве (древняя обитель св. Михаила)
    , Киев, 1915.
  • Серапион, иером., Новооткрывающияся древния пещеры в Киеве, на Зверинце
    , Одесса, 1913.
  • Воронцова, Е. А., Становлення, розвиток та відтворення Звіринецького печерного комплексу
    (Дисертакія на здобуття наукового ступеня Кандидат історичних наук), Киев, 1996.
  • Эртель, А. Д., Древния пещеры на Звнринце в Киеве
    , Киев, 1913.
  • Толстой, История Русской церкви
    , Из-во Валаамского монастыря, 1991, 690.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ — сер. ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви
    , М., 1995, т. 2, 650-651.
  • Минея
    , Месяц Иуний, Служба в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли российстей просиявших. На литии молитва: Владыко многомилостиве… Московский Сретенский монастырь, из-во «Правило веры», 1996, 578.
  • Александров, И., «Частичный список погибшего духовенства г. Киева,» Вісник прес-служби УПЦ
    , № 11, 58.

Информация для туристов

Зверинецкие подземные пещеры образованы тремя галереями-улицами: Алтарной, Похоронной (Безымянных захоронений) и Безымянной (неисследованных погребений). Кельи, а также групповые крипты полностью обшиты досками для безопасности. Они защищают от обвалов. Стены и локулы Похоронной улицы несколько лет назад облицевали кирпичом. Над этой частью подземных ходов был в свое время фундамент храма.

Общая длина улиц составляет около ста пятидесяти метров. Они полностью безопасны для посещения туристов. На левой стороне в конце Алтарной улицы есть локула с захоронением, подписанная во имя Феодора Калеки, справа находится келья Андроника Пещерника. В храме над алтарем в камне вырезан список восьми игуменов Зверинецких: Леонтия (основателя обители), Маркиана, Михаила (впоследствии епископа Юрьевского), Софрония, Мины (впоследствии епископа Полоцкого), Климента, Мануила и Лазаря.

Туристы могут соприкоснуться и с бытом древних обитателей этого пещерного храма. Монахи спали в узких холодных забоях, а подушками для них служили глиняные выступления. Обедали жители на столах, которые являлись гладкими поверхностями пещер. Хоронили своих собратьев зверинецкие монахи очень скромно: просто клали человека в землю между двух досок, затем на тело первого опускали второго и далее – третьего. Груды уже пожелтевших от времени костей слоями вперемешку с камнями видны из-за решетки в узком туннеле подземелья. Здесь же можно заметить и керамические сосуды, из которых выглядывают человеческие черепа. В могильной нише, где похоронен игумен Климент, нашли маленькую металлическую иконку. Она была покрыта белой эмалью, которая должна защищать металл от коррозии. На иконе изображен образ Богородицы «Одигитрии». Впоследствии люди обнаружили, что она чудотворная и исцеляет от болезней. Здесь можно также увидеть мощи Михаила — митрополита, который, как уже было сказано, вдохновил князя Владимира на крещение Киевской Руси.

Святые[править]

Имена подвижников благочестия Зверинецкого монастыря:

Священномученик Иоасаф (21 ноября/ 4 декабря)

Святитель Леонтий, епископ Ростовский (23 мая/ 5 июня)

Святитель Михаил, епископ Юриевский (6 сентября/ 19 сентября)

Святитель Мина, епископ Полоцкий (20 июня/ 3 июля)

Преподобный Маркиан, игумен зверинецкий (25 октября/ 7 ноября)

Преподобный Софроний, игумен зверинецкий (11 марта/ 24 марта)

Преподобный Климент, игумен зверинецкий (25 ноября/ 8 декабря)

Преподобный Мануил, игумен зверинецкий (17 июня/ 30 июня)

Преподобный Лазарь, епископ Переяславский (6 сентября/ 19 сентября)

Преподобный Феодор Калика (17 февраля/ 2 марта)

Преподобный Иоанн зверинецкий (24 июня/ 7 июля)

Преподобный Андроник Печерник (17 мая/ 30 мая)

Священномученик Филарет, архимандрит зверинецкий (1 декабря/ 14 декабря)

Преподобномученики киево-зверинецкие, от половцев убиенные (20 июля/ 2 июня)

По установленной в Свято-Троицком Ионинском Киевском монастыре традиции празднование в честь собора всех преподобных зверинецких совершается в 5-ю Неделю Великого Поста.

Интересные факты

Рассказывают, что меценат Жевахов, на деньги которого проводились раскопки, после революции скрывался именно в Зверинецких пещерах. Правда, потом он был пойман и семь месяцев просидел в одной из киевских тюрем. Выйдя из мест заключения, Жевахов стал монахом, а в 1926 году — епископом. В 1937 году его арестовал НКВД. Спустя несколько месяцев Жевахов за противодействие режиму был расстрелян.

Немало легенд и преданий сложено вокруг подземной пещерной обители. Конечно, скептикам может показаться, что чудесное обнаружение этого места силы является всего лишь обыкновенным геофизическим явлением: якобы гул мог быть от обвала, а радуга вызвана преломлением света. Однако и паломники, и многие туристы-романтики приходят сюда именно для того, чтобы иметь возможность проникнуться той удивительной аурой, которую имеет эта святыня. Ходят разговоры, что здесь, в павильонах холмов Зверинца, могла быть спрятана и легендарная библиотека, принадлежащая Ярославу Мудрому.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]