Догмат в католической вере
Католики полностью и безоговорочно верят в то, что Христос был зачат без участия мужчины. То есть первородный грех с Богородицы был снят самим Богом. Однако к принятию этого факта католическая церковь пришла не сразу. Как догмат непорочное зачатие Пресвятой Девы было принято 8 декабря 1854 г. папой Пием Девятым. И хотя другой догмат «о безошибочности папы» был принят несколько позднее, считается, что утверждение о непорочности Богородицы попадает под условия Ex_cathedra (официальное учение папы), и поэтому догматическая безошибочность распространяться на него может.
Обосновывает католическая церковь утверждение о безгрешности Девы Марии словами из протоевангелия, обращенными к змею о «положении» вражды между его семенем и семенем святой жены, которое будет «поражать дьявола в голову», а также высказываниями многих Отцов церкви.
Безгрешность Девы Марии в православии
В православии непорочное зачатие Девы Марии как догмат не принимается. Более того, приверженцы этого направления христианства считают свободу Богородицы от греха по большей мере следствием ее соприкосновения с Божественной благодатью. Тем не менее полностью возможность безгрешного зачатия православной церковью не отрицается. На самом деле фактически ее руководство никогда по этому поводу своего мнения не высказывало. Православные христиане вообще не считают нужным придавать слишком большое значение этому вопросу.
Однако существует мнение о том, что безгрешное зачатие в том виде, в котором оно сформулировано Римско-католической церковью, отрывает Деву Марию от остальных потомков Адама, совершившего первородный грех, и ставит ее в особое положение, что недопустимо. Но при этом подчеркивается, что в том случае, если какой-нибудь православный сочтет нужным уверовать в непорочное зачатие, еретиком он считаться не будет.
Непорочное Зачатие Пресвятой девы Марии
Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии
Цитаты
БУЛЛА «INEFFABILIS DEUS» ПАПЫ ПИЯ IX (8 декабря 1854 г.) По особому дару благодати и в предвидении заслуг Христа Пресвятая Дева Мария с момента Своего зачатия была предохранена от всякой скверны первородного греха. Бог возлюбил Ее сильнее, нежели какое-либо из творений. <…> Поэтому Он дивным образом излил на Нее изобилие даров духовных, извлеченных из глубин Его Божественного естества. Он одарил Ее больше всех ангелов и святых, так что Она, всегда хранимая от всякой скверны греха, всегда совершенная и прекрасная, явилась в такой полноте чистоты и святости, какой никто, кроме Бога, не может каким-либо образом постичь, и никто, кроме Бога, не может себе представить… …Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта «сияющая и совершенно уникальная святость», которой Она «одарена с первого мига Своего зачатия», целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына». Более чем какое бы то ни было сотворенное существо, Отец благословил Ее «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1, 3). Он избрал Ее «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви». _________________ «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк 1,28). «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и, как невесту, украсил убранством» (Входной антифон [Ис 61,10]). “Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем” (кондак на Рождество Богородицы). «Приидите вси вернии, к Деве тецем: се бо раждается, яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, девства Сосуд, Ааронов прозябший Жезл от корене Иесеева, пророческое проповедание, и праведных Иоакима и Анны прозябение. Раждается убо, и мир с Нею обновляется. Раждается, и Церковь во свое благолепие украшается. Храм святый Божества приятелище, девственный Сосуд, царский Чертог: в Немже преславное неизреченнаго соединения сошедшихся во Христа естеств cовершенное содеяся таинство. Ему же покланяющеся, воспеваем Девы Всенепорочныя Рождество. (Великая вечеря) «Ангеловым проречением, плод пречист от Иоакима и Анны праведников днесь произыде Дева, небо и престол Божий, и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание. Тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость». «Ты давый Господи, от неплоднаго корене прозябнути Анны святыя пречист плод, и родити Богородицу» «Делателю мыслей наших и Насадителю душ наших, Ты неплодную землю благоплодну показавый: Ты древле сухую, родовиту, благокласну, бразду плодоносну соделал еси Анну святую, пречист плод израстити Богородицу». ( М.Скабалланович. Рождество Пресвятой Богородицы. Изд. «Пролог». Киев, 2004 г.) «Да возрадуется ныне все творение, да восклицает от радости природа. Да возвеселятся небеса, и облака да изольют праведность. Да сочатся горы сладостью меда, а долины да веселятся, ибо Господь умилостивился над людом Своим и воздвиг спасителя сильного в дому Давида, отрока Своего — сию Непорочную и Пречистую Деву, от Которой явится спасение и упование народов»… (св. Андрей Критский Первая проповедь на Рождество Пресвятой Девы Марии). Молитва Tota Pulchra es (4-й век) Tota pulchra es, Maria et macula originalis non est in te. Vestimentum tuum candidum quasi nix, et facies tua sicut sol. Tota pulchra es, Maria, et macula originalis non est in te. Tu gloria Jerusalem, tu laetitia Israel, tu honorificentia populi nostri. Tota pulchra es, Maria. (перевод) «Вся ты прекрасна, Мария, И первородного греха нет на тебе. Одежды твои белы как снег и лик твой как солнце. Вся ты прекрасна, Мария, И первородного греха нет на тебе. Ты слава Иерусалима, ты радость Израиля, ты достойна почитания народом нашим. Вся ты прекрасна, Мария». «…Поэтому ныне раждается Дева, чуждая прародительскаго тления, обручается Самому Богу, раждает милосердие Божие, и не народ Божий становится народом Божиим, непомилованный получает милость, невозлюбленный делается возлюбленным, — потому что из Нея раждается Сын Божий возлюбленный, в котором все благоволение Божие…» (Св. Иоанн Дамаскин «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы») «О, если бы я, ваш сослужитель, владел таким обильным даром слова, чтобы мог прославить те достославные дела, которые Божественный Спаситель наш, Промыслитель всей твари, показуя людям пример Своего милосердия, явил нам, когда, для искупления нашего, благоволил вселиться в чистое тело, воспринятое Им от пренепорочной Девы». (Речь императора Константина святому (I Никейскому) собору) «Посему-то со всеми родами и ублажаем Тебя, единую благословенную в женах, которую ни солнце, возбуждающее пламень похоти, не ожгло, ни благотворная сила луны нощию не повредила (Псал. 120, 6). Ибо ты не дала во смятение душевной ноги (Псал. 120, 3); но, утвердив ее на Камне, пребыла неподвижною, и Господь сохранил Тебя» (Св. Анастасий Антиохийский. «Слово на Благовещение»). «Ныне дщерь Адама, спасшись от падения праматери Евы и оставшись чистою от происходящей из сего скверны, является пред Создателем прекрасною и цветущею и устрояет человеческому роду спасение» (Фотий Константинопольский «Беседа на Благовещение Богородицы») «…Надлежало ведь, чтобы от такого корня и таким путем Божия Матерь получила духовное тело, от корня — ближайшего к Богу из всех людей, путем, который есть сила молитвы. Воспользовавшись сими подобающими зачинателями, пришла в мир Та, Которая доставила человекам Бога, разрушила вражду между ними, открыла путь молитвам на Небо, упразднила средостение разделения. Хотя бы подобное случалось и с другими, и рождение как плод молитвы не было неведомо ни жившим в древности, ни в позднейшие времена, но Она, открывшая для всех сокровищницу благодатных даров, стала причиной не только тех из них, которые были после Нее, но и бывшие в прошлые времена говорят о Ней. Все они восходят к Ней: или в силу того, что древнее относится к новому таким же образом, как тень получает от тела свой вид и форму, или потому что Она была общим украшением еще прежде прихода в мир, когда Бог издревле украсил Свою Мать почестями, которые Он назначил для человеческого рода. Отсюда понятно, что вовсе не одинаково это случилось с остальными [праведниками] и с Пречистой, не ближе сходство, чем между тенями и истиной, образами и самой вещью. Как у древних кровь была очищающей от грехов и прежде великой Жертвы [Сына Божия], но обе эти жертвы настолько в действительности различались, насколько по виду и по имени совпадали — ведь и то, и другое: кровь и жертва, и во оставление грехов, — таким же образом и здесь. Ведь Одна [Дева] воистину была и результатом святой молитвы, в которой не было ничего противного Богу, и Она же Одна была даром Божиим, который достойно подается просящим и восприемлется желающими, Ведь то, что имела Дева, сочетает руку дающего и восприемлющего. Поэтому естество не могло принести ничего сообразного рождению Девы, но Сам призываемый [супругами] Бог соделал все и, отодвинув в сторону природу, непосредственно, так сказать, создал Деву как первого человека. И прежде всего, и законнее всего первым человеком является Дева, Которая первая и единственная явила природу [человека]». «Смогла же это сделать и преславно сохранила человеческую сущность чистой от всего Ей чуждого, одна из всех уже бывших и еще грядущих людей Блаженная Дева. Ведь ни один не родится чистым от нечистого (Иов.14:4). Это и превыше всякого чуда, и повергает в трепет не только людей, но и самих ангелов, и посрамляет любое словесное преувеличение.Ведь [Дева], будучи точно таким же человеком и не имея в Себе ничего большего по сравнению с остальными людьми, все-таки Одна избежала общей болезни». (Св. Николай Кавасила. «Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы») «Всякий, кто примется исследовать [данный предмет], может найти [вышесказанному] многочисленные и явные доказательства. Во-первых, когда Бог пожелал на Нее снизойти, ничто не препятствовало Его нисхождению, а Он не мог бы снизойти, если бы между [Ним и Девой] была воздвигнута возбраняющая преграда. А это бы произошло, если бы что-нибудь близкое греху усвоилось Блаженной Деве. Сказано ведь: беззакония ваши произвели разделение между Мною и вами (ср. Ис.59:2). Не следует думать и так, что преграда существовала, а Бог Сам Своим снисхождением разрушил стену; ведь, когда Он еще не сошел, не чем было разрушить препятствие, я говорю, о крови и страстях [Христовых]. Ведь только этим надлежало разрушить грех. Ибо и у живших под законом и имевших образы благодати [было известно], без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр.9:22)…… …И как в этом мире, так и в раю, Она явила чистого и совершенного человека, каким в начале он был создан и каким должен был пребывать, и каким мог бы стать позднее, сразившись за Свое благородство. Поскольку надлежало человеческой природе встретиться с Божественной и так крепко соединиться, чтобы в двух природах стала Одна Ипостась, то следовало прежде каждой природе показать себя в незамутненной чистоте. И Бог явил Себя насколько только возможно было Ему явиться. Дева же Одна показала человека; и сим образом, будучи Богом и став человеком, показался Иисус, не прежде чем были отдельно явлены оба [естества], из которых Он. И как Бог, прежде положив в основание разум, а затем создав чувственное начало, в-третьих, творит из обоих соединение, то есть человека, так и, будучи Богом от начала, и явившись человеком едва ли к концу веков, Он стал Богочеловеком в последние сии дни…..» (св. Николай Кавасила) «… Было делом совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило в борьбу за победу и свергло с себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя от нас наше естество, чудесным образом соединившись с ним Ипостасно. Но соединение Высочайшего Естества, чистота которого непостижима для нашего разума, с греховным естеством было невозможно прежде, чем оно очистит себя. Поэтому, для зачатия и рождения Подателя чистоты необходима была Дева совершенно Непорочная и Пречистая… …Он один зачался не в беззакониях, и рождение Его было не во грехах, в противоположность тому, как о себе и о всяком другом человеке свидетельствует пророк Давид (Пс. 50, 7). Он один был совершенно чист и даже не нуждался в очищении для Себя: ради нас Он принял на Себя страдание, смерть и воскресение. Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов… …Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца,— Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении». (Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, Омилия XIV. «На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии») «Итак, когда все люди — скажу кратко —подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для воссоздания рода человеческого. Это — блаженная и преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произращает жизни. Она есть море, потому что из недр Своих износит духовную жемчужину. И так, уже явилось новое творение Непостижимого, приготовлен царский чертог Всецаря; устроено разумное жилище Невместимого. Как величествен этот мир! Как достойно удивления творение, украшенное произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага; кратко сказать—достойное того, чтобы Бог обитал между человеками… Но ничто столько не Богоприлично, как блаженная и пречудная Дева. Для удостоверения в истине этого, послушай, что говорит многострадальный Иов: небо не чисто, и звезды не беспорочны пред Богом. Но что чище Девы? Что непорочнее Ея? Ее столько возлюбил Бог, высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святого Духа существенно соединился с Нею и родился от Нее совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств.» (Св. Григорий Палама. Гомилия 58, 3). «Божественная благодать совершенно освободила Марию, совершенно, как если бы она была девственно зачата… Так как она была совершенно свободна от греховности и наказания прародителей — преимущество, которого она сподобилась единственная из людей, у (нечестивых) мыслей не было никакой возможности проникнуть в Ее душу, и она стала святилищем Божества, как по телу, так и по душе.» (Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский, цит. по «Православное христианство» прот. Иоанна Мейендрофа). ”…повелением Никона, бывшего патриарха, напечатана в царствующем твоем граде Москва новая книга, и имя ей наречено Скрижали, и та, государь, книга апостольским правилом, и святых отец вселенских соборов и девяти поместных, и всех богословцев Божественному писанию не согласуется, а окрадено в ней…, и промеж Божественного писания многие в ней напечатаны еретические и богохульные слова, и разослана та книга по церквям Божиим во вся грады и монастыри благочестивыя твоея державы, и ныне, государь, от тое книги в церквах Божиих, и во всей христоименитой вере раскол и смятение; такоже, государь, и во всех никоновых новопечатных книгах, в священнотайных службах… и в прочих чинах велие развращение и благочестию нарушение. А о том к нам… Иоанн Златоустый пишет (Мар. л.199; Кор. л.145): Священника бо дело еже обличити, а молчание вражда Богу и человеком… И я, богомолец твой, видя в той новой книге древних еретиков богохульные и отметные слова, …убояхся суда Божия, дерзнул к тебе, великому государю, христианского благочестия строителю, …о сем ведомо учинити… И паки о Пресвятой Богородице напечатано сице: …скверна прародительная бяша в Ней. И то, государь, напечатано от еретик, понеже бо Пресвятая Богородица из чрева матерьня освящена и Богу в жилище проуготованна, а Дух Пресвятый осени ю к зачатию Слова Божия, а не от скверны очисти, и о сем пространно писано… Да о Пресвятей же Богородице в той никонове книге напечатано, …совершенно вопреки Божественному писанию, еже есть сице: …Святому Духу пришедше на ню, и очистившу словом архангела Гавриила. Зане скверна прародителная бяша в ней. И то, государь, напечатано на Пречистую и Приснодевственную Богоматерь от лжетворные еретические хулы. Понеже Дух Святый на Пречистую Богородицу сниде и осени ю к зачатию Сына Божия, а не скверны очисти”. И преподобный отец наш Иоанн Дамаскин и прочие богословцы во октайном украшении свидетельствуют (1 гласа в понед. песнь 5): Витийствующие уста не возмогут рождества твоего, Отроковице, неизреченное поведати таинство… И паки: Рождество твое, Богородице, еже паче естества, удивляет ангелы, ужасает же человеки: всем бо несказанно и непостижимо. …Ни язык земнородных, ни ум безплотных не возможет рождество твое сказати (2 глас в среду песнь 3). …Зачатие неразсужденно и рождество несказанно имела еси, Чистая (в пяток песнь 7). …Чудесе рождества твоего сказати язык не может: преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения (догматик глас 7). …Неизреченного рождества твоего, Всенепорочная, образ, Дево Богоневестная, еже нас ради, кто сказати от человек может (неделя глас 7, песнь 6). … Св.Тарасий, архиепископ константинопольский…: Сия бо, яже святых святая, нескверный Слова чертог, девственное цветение, ковчег священия, гора святая, Боговместимая сень, неопалимая купина, огнеобразная колесница Божия, голубица нескверная, …Богопросвещенный облак, …Богом сохранена бысть во свое тому жилище”… Пречистое же Богородицы Марии девство бысть не точию по воздержании, якоже прочим человеком, но нашествием Святого Духа, еже есть паче человеческого естества. …О, страшно писати и глаголати о несочетанной той превеликой и страшной Царице Владычице! Но никониянские книги еретическое и растленное писание понуди мя писати о сем. …И ныне, великий государь, боимся тогоже, чтоб нам тою никониянскою книгою не прогневати премилостивыя своея и превеликия заступницы, Пресвятыя Богородицы, о нейже живем и всю надежду на ню полагаем в нынешнем и будущем веке, аминь. …И мы, государь, боимся, чтобы нам от истинной веры не отпасть и душами не погибнуть”. (Грамота старообрядческого священника Никиты Добрынина к царю Алексею Михайловичу, см. И.Н. Субботин ”Историко- и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей”, т.4, ч.1, изд-во ”Братство св.Петра Митрополита”, М., 1878г.) «Богородицу согнали со престола никонияне-еретики, воры, блядины дети. Да еще бы не горько християнину! Горько-су будет, не покручинься. У християн только и надежи она, упование, с сыном своим и Богом. А еретики с престола сбросили и обесчестили». (Аввакум Петров «Из толкований псалмов», «Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения» / Ред., вступ. ст. и коммент. Н. К. Гудзия. — [М.]: Academia, 1934). “Жених небесный к невесте своей в Песни песней глаголет сице: Вся красна еси ближняя моя, и несть порока в тебе. Сказателие же Божественнаго Писания в первых причитывают сие Пречистей Богородице. Того ради и в солнце облеченною невестою, юже Иоанн святый виде во апокалипсии, во главе 12, образована быти глаголется той же Ея чистоте и святости нецыи присмотряющееся, не усумневаются глаголати: яко ниже прародительному греху надлежаще, имже и православная церковь видится согласовати, поюща, в день Рождества Ея пресвятого сице: Поем святое Твое Рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто богозванная” (“Жезл”, часть I, лис. 40 и об., изд. 1908г. Книга утверждена Собором 1666-1667 гг.- «Аще ли кто ныне начнет прекословити о изложенных винах на соборе сем великом и в книзе Правления Жезла да будет самоосужден и наследник клятве сего собора».) «Мы все поправде говорим: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». А Ты одна только, к которой эти слова не относятся, потому что Ты не зачалась в беззакониях, и не родилась в грехе. Это ясно, что нужно было, чтобы Ты зачалась без греха, потому что Ты должна была принять Того, который должен был освободить мир от грехов и сгладить всякое беззаконие» и «Како Тя ублажим, Пресвятая Дево, мы в безакониих зачатии, Тебе, без греха зачатую». (Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский «Трубы на дни нарочитыє праздников» (1684, Киев)). «Третья большая привилегия, что ее Бог совершил Пречистой Деве, это то, что ее освободил от первородного греха, потому что Пречистая Дева без первородного греха началась и родилась…, а на Пречистой Деве не было первородного греха, но была Божья благодать, потому ангел Гавриил к ней сказал: радуйся благодатная, Господь с Тобой. С тех слов ангела можем понять чистое зачатие Пречистой Девы. Когда сосуд наполнить оливой, то нельзя к ней прибавить воду или чего другого, потому что уже нет места, так и в Пречистой Деве не имеет место не только первородный, но и всякий, грех, потому что она полна Божьей благодати». («Ключ разумения священником законным и свецким належачый, от недостойного иєромонаха Иоанникиа Галятовского, ректора и игумена монастыря братского киевского»). «Восточная Церковь признает, что Блаженная Дева была непричастна греху. Это учение укрепляется еще более тем, что его защищает сама Западная церковь. Ибо хотя Западная Церковь и гоняется за всякими новшествами, однако по отношению к этому догмату вполне сходится с Восточной Церковью». (Иннокентий Поповский, ректор Киево-Могилянской академии (1704 – 1707 гг.)). «От зачатия своего Пресвятая Дева, была неиисякаемым источником благословений для земли. Пресвятая Дева — Мать возвращенного обетования. С Ней человечеству были возвращены дары и милости общения и созерцания любви; единства с Богом, — утраченные прародителями при грехопадении». (Архиеп. Иннокентий Херсонский «Слово на Успение Божией Матери»). «Этот догмат (о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии) несомненно имеет право на свое место… Однако различие это преувеличено полемикою, если в нем видят наряду с другими основание к разобщению церквей: общению церквей западной и восточной не мешало существование на Западе этого учения с IX века… Учение о непорочном зачатии… имело целью служить возвеличению Богоматери, как милосердной предстательницы за людей и санкционировало благоговейное почитание Божией Матери среди западных христиан. Таким образом оно вытекало из хорошего источника… Католики могут спросить, каким непререкаемым церковным авторитетом или на каком вселенском соборе их учение осуждено, как ересь?” (Прот.Светлов: “Христианское вероучение в апологетическом изложении”, т. I, с.89 и след., изд. 1910г., цит. в ж. “Вера и Жизнь”, 1911г., N3, с.61). «Никониане… Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, только от воплощения Сына Божия исповедают православно, а до зачатия Христова исповедают бытии ю просту девицу и, подобно прочим женам, прародительную скверну в себе имевшу, но якобы очищена она только архангеловым благовещением: так у них напечатано в книге Скрижали. Сим отъемлют Богородицы честь и делают ю пороку причастну, да акибы Бог не в силах был сотворить себе и на земли сие одушевленное небо отнюдь никакой скверны не причастно». «…да не смущаемся, что мудрствуем в сем догмате яко же и латиняне, ибо сие есть вера православная». (Белокриницкий инок Павел «Краткое соображение, или сличение о разных религиях, т.е. верах за ереси осужденных, однако тех только, от которых действуемыя тайны – крещение и хиротония по правилам святых соборов в православную церковь к принятию есть достойны, учененное посланными по вселенной от Белокриницкаго староверческаго монастыря иноками Алимпием и Павлом, представленное же в скит Славских отцов для соборнаго разсуждения обще со всеми задунайскими обществами»). _____________ Федор Пермяков «Выписки из Священного и святоотеческаго Писания и творений святых отцов и учителей церкви. О внесении патриархом Никоном и его преемниками новизне и ложнаго учения» (Старопоморы-федосеевцы): Глава 33 О Пресвятой Богородице Новое учение. Св. Богородица до дня Благовещения имела в себе скверну прародительскую. Скрижаль, стр. 651, изд. 1656 г. Убо не роди Дева с растлением, но Святому Духу пришедшу на ню, и очистившу словом архангела Гавриила, зане скверна прародительная бяше в ней. Обличник Феофилакта, лис. 21, 2-го счета, изд. 1753 г. Иоаким, патриарх московский, буде он таковый завет написал, явно себе показал ревнителем русских деревенских мужичиих забобонов, по которым жене мужатой невозможно никому явитися непокровенною главою. И тем не доволен, захотел еще и Божию матерь тому же деревенскому мужичию закону подчинити, и писать ея образ по подобию русских бабиц (т.е., покровенною). Древнее учение. Св. Богородица не имела и до зачатия никакой скверны, была свята и чиста. Деяние 6 Вселенского собора, том 6, стр. 153. [В третьем издании «Деяний Вселенских Соборов» Казанской Духовной Семинарии это стр. 146.] Верую, святейшие, и относительно того, как Бог Слово, единородный Сын Отца, прежде веков и времен бесстрастно рожденный от самого Бога и Отца, сжалившись и умилосердившись над нашим человеческим падением, по добровольному хотению, и по воле Бога Родителя, и по Божественному соизволению Духа, не разлучившись от недр рождающаго, снизшел к нам уничиженным. Потому что Он, как одно и тоже хотение имеет с Отцем и Духом, так и существо неограниченное и естество непостижимое. Он никаким образом не может быть описуем, и не применяет места подобно нам. По естеству может производить Божестенныя действия и вошел в неискусобрачную, украшенную чистотою девства утробу святыя и преславныя, и богомудрыя, и чистыя от всякой скверны, по телу и по душе, и по мысли… И Он соделался поистине человеком со времени этого высочайшаго зачатия от Пресвятой Девы. Четь-Минея, ноября 21 дня, на Введение Пресвятыя Богородицы, лис. 71 обор. Ибо ангелы, аще не ведяху тайны силу, обаче якоже слуги повелением Господним служаху вхожению ея: и первее убо удивляхуся, видяще быти ю пречестный добродетелей сосуд, носящую знамения чистоты вечныя, и имущую таковую плоть, ейже никаже приближится греховная скверна никогда же… Гряди дщи ко иже тебе мне даровавшему. Гряди кивоте освящения к благоутробному дателю. Гряди ковчеже слова к храму Господню. Внииди в церковь Господню, мира радости и веселие. К Захарии же, яко к пророку и святителю, и к сроднику своему, со Иоакимом рече: приими, Захарие, сень нескверную, приими, священниче, непорочный ковчег, приими, пророче, кадильницу невещественнаго угля, приими, прваедниче, кадило духовное… Такожде и святый Тарасий о том же глаголет. Духа Святаго исполнився, возопи: О! Отроковице нескверная, О! Дево неблазная, О! Девице прекрасная, О! женам украшение, О! дщерем удобрение: ты благословенная в женах, ты препрославленная чистотою, ты запечатленная девством, ты адамовы клятвы разрешение… Вышше ангелов сущи, в ней же не закон, но благодать действова совершенная. Древле-письменный Торжественник, Слово святаго Тарасия, патриарха Константина града, на Введение Пресвятыя Богородицы, лист 39 об. Сия бо яже святых святая, нескверненный слово чертог, девственное цветение, ковчег священия, гора святая… Голубица несквернена. Лист 43 об. Приими, священниче, неблазненный ковчег, приими, пророче, кадильницу невещественнаго угля… Агницу словесную, очистилище Божие, сосуд несквернен. Лись 44. Духом Святым исполнися, возопи (Захарий): отроковице нескверная, О! Дево неблазненная, О! Девице прекрасная… Ты благословенная в женах, ты препрославленная чистотою. Лист 48. Дева предуставлена бывши от создания миру… и чиста и нескверна бысть. Инок Евфимий, на Введение Богородицы, лис. 50 об. Днесь трилетна сущи отроковица, в церковь законную приходит, Богу Вседержителю предаваема и яко нескверная и неблазная. Лист 58 обор. Блаженная утроба твоя, ею-же носила еси, понесшую всяческая носящаго. Гряди убо ми и ты, О! отроковице, нескверная, и дево неблазная, яже небес всех превысшая. Св. Иоанн Дамаскин, на Благовещение Богородицы, лис. 139 обор. Радуйся, обрадованная, златая во истинну кадильнице, и честное пресвятое и нескверное чистоты сокровище. Радуйся, обрадованная, нескверная агнице. Семидесятый канонник, канон на Введение Пресвятыя Богородицы, седал., гл. 4. Непорочная агница и нескверный чертог, в дом Божий Богородица Мариам с веселием вводится преславно, юже ангели Божии дароносяще, и вси вернии ублажают присно. Песнь 9. Прелетают, Богородице, чистая, чудо твое силою словес. Тело бо в тебе разумею паче слова, течения греховнаго неприятно. Преп. Максим Грек, слово 1, стр. 27 и 28. Исповедую и проповедую себе же и всякому благоверному Преблагословенную Владычицу мою Богородицу, предстательницу всем православным христианом, по всему быти Святую и Пречистую и Пренепорочную и Приснодеву, сиречь, и прежде Божественнаго и безсеменнаго рожества воплощшагося из нея и в ней единороднаго Сына Божия, и в самом рожестве и по рожестве… Никако же ни буди, никогда християнину, которому сицево что хульно мудроствовати отнюдь о Всесвятей и Пренепорочней Приснодевей, Девице честнейши херувим и славнейши безприкладно серафим. Глава 24, стр. 503. Сатанинское сие на Божию Матерь досаждение, престаните, молю, престаните, аще убо желаете избыти горьких мучений копронивых, аки с досадители и с хульники на Пречистую Божию Матерь. ________________ «Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16), подумал: «Быть может Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее. Но во время земной жизни и у Нее была некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала Его. (Лк. 2, 44—46).» (преп. Силуан Афонский). «Если бы не было Девы Марии, то не было бы и Спасения. Но и Сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына. Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии… …Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло — Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним. Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой. Он был во всем подобен нам — кроме греха. И когда говорится о воссоздании во Христе первозданной природы человека, то имеется в виду то, что Спаситель, получив от Своей Матери непомраченную грехом человеческую природу, не повторил грех Адама, но подчинив Свою человеческую волю воле Божественной, в Самом Себе осуществил первоначальный замысел Творца о человеке, уподобившись Богу, став «вторым Адамом». (Митрополит Кирилл (Гундяев) «Слово пастыря. Бог и человек. История спасения» изд-во Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г. глава «О Матери Божьей»). «Православная церковь называет Марию пресвятой, и она же называет ее «пречистой», или «непорочной» (по-гречески achrantos). Все православные согласно веруют в то, что Богоматерь свободна от фактического греха. Но свободна ли она также от первородного греха? Иными словами, согласны ли православные с католической доктриной непорочного зачатия, провозглашенной в качестве догмата папой Пием IX в 1854 г.? Догмат гласит, что Мария с момента ее зачатия матерью, св. Анной, особым действием Бога была освобождена от «всякого следа первородного греха». Фактически Православная церковь никогда не делала официальных и окончательных заявлений по данному вопросу. В прошлом отдельные православные авторы если не прямо утверждали доктрину непорочного зачатия, то, по крайней мере, были близки к ней, но после 1854 г. подавляющее большинство православных отвергло этот догмат по нескольким причинам. Православные чувствуют, что догмат не является необходимым; они также чувствуют, что в том виде, в каком он был сформулирован Римско-католической церковью, он подразумевает неверное понимание первородного греха; они с подозрением относятся к этому догмату, поскольку он отрывает Марию от прочих потомков Адама, помещает ее в какой-то совершенно иной план, нежели всех других праведных мужей и жен Ветхого Завета. Тем не менее, с православной точки зрения, вопрос относится в целом скорее к области богословских мнений, и если сегодня кто-то из православных почувствует побуждение уверовать в непорочное зачатие, его за это не сочтут еретиком». (Митрополит Диоклийский Каллист Уэр) «Церковь Божья»)
Мнение старообрядческих церквей
Интересно то, что православные старообрядцы в непорочность Пресвятой Девы верят безоговорочно. Дело в том, что изменение в официальное мнение церкви по этому поводу было внесено именно патриархом Никоном, после реформ которого православие и разделилось на старообрядческую веру и новую.
Старокатолицизм же, в отличие от официальной католической церкви, утверждение о безгрешном зачатии Девой Марией принимает, однако отвергает сам факт его догматичности. Подобное разногласие с современной религией этого направления вызвано тем, что догма о безошибочности папы была принята позже конституции 1854 года.
Смирение Богородицы
Непорочное зачатие — это то, что непостижимо человеческим разумом. И здесь нам открывается полное смирение Девы Марии. Она предает себя воле Божьей. Она — раба Божья. Не в том плане, в каком слово «рабство» известно сейчас: человек, не имеющий права выразить свое мнение. Вовсе нет, Богородица любит Бога. И отдает Себя воле Его не из-за страха и отсутствия возможности возразить. Она это делает как раз по любви.
Если уместно, приведем пример из жизни. Когда мы очень кого-то любим, то и в голову не придет ослушаться или возразить. Мы знаем, если нам сказано сделать так, значит, так и нужно. Тот, кого мы любим, нам не желает зла. Он лучше знает, как правильно сделать.
Так же и здесь. Богородица имела твердую уверенность в том, что Бог лучше знает, что для нее полезно. И она согласилась стать Избранной. Стать Матерью Спасителя.
Сей дивный цвет, се Чадо
Спасителя родит.
Из лап жестоких ада
Весь мир освободит.
Эти строчки из стихотворения монахини Марии (Мерновой), посвященного празднику Рождества Пресвятой Богородицы.
Протестантизм и непорочное зачатие
Протестантизм непорочного зачатия не признает совершенно. Объясняют его приверженцы это тем, что ни в одном Евангелии нет прямых указаний на факт безгрешности Богородицы в этом плане. Еще одной причиной неприятия протестантами непорочного зачатия является одна из основных догм этого учения. Протестанты считают, что первородный грех лежит абсолютно на всех людях, и никаких исключений попросту не может быть.
Таким образом, разные религии мира относятся к утверждению о непорочном зачатии Девы Марии по разному. Откуда же возникла эта легенда? Давайте разберемся с этим более подробно.
Приснодева
Почему Мария является Приснодевой? Ведь рождение ребенка подразумевает лишение девственной плевы. Точнее, окончательное ее разрушение. Как вошел в мир Спаситель?
Тут еще один чудесный момент. Известно, что Иисус Христос вышел из бока своей Пречистой Матери. Как так? Бог способен проходить сквозь преграды, не будем забывать сей факт.
Вот почему Богородица и величается Приснодевой. Она сохранила свое девство, несмотря на рождение Сына.
Откуда могло взяться утверждение о непорочном зачатии
На самом деле в исходном тексте пророчества Исайи есть еврейское слово «альма», которое означает «девушка» или «молодая женщина». При переводе на греческий оно ошибочно было истолковано в значении «девственница» (παρθενος). Это слово и было взято за основу христианской церковью для обоснования непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Однако споры в церкви по этому поводу не утихают до сих пор. Некоторые авторитетные христиане считают, что евреи сознательно исказили текст пророчества. Другие высказывают предположение о том, что в Евангелии от Матфея приведена неверно переведенная с библейского иврита версия стиха Исайи.
А на самом деле?
Этот миф исходит из того, что у ранних христиан были веские мотивы приписать Иисусу безмужнее рождение. Как будто они решили устроить мозговой штурм, чтобы хорошенько обдумать, как бы им получше продвинуть нового Мессию в массы. И тут им пришла в голову такая перспективная маркетинговая идея — объявить, что у Иисуса не было земного отца, и сочинить всю историю про юную еврейскую девушку, которая оказывается беременной до свадьбы, глубоко огорченный, но великодушный жених решает потихоньку расторгнуть помолвку, но тут ему является ангел…
Беда в том, что на самом деле это просто ужасная идея с точки зрения продвижения новой религии. Она очень неудобна с точки зрения взаимоотношений и с иудеями, и с язычниками.
Она воспринималась врагами и насмешниками как подарок, и они в нее с радостью вцеплялись, да и до сих пор вцепляются. Для традиционного общества это просто огромный скандал — невеста беременна до свадьбы, да еще не от жениха. Святой Иосиф показал себя человеком чрезвычайно добрым и терпеливым, отказавшись опозорить Марию и всю ее родню на весь мир.
Конечно, у людей, которым обращались апостолы, часто не было его доброты и мудрости, а главное — веры, и они встречали рассказы о Непорочном (безмужном) Зачатии Иисуса Христа* грубыми насмешками. Неверы всегда лучше знают, что было на самом деле, и христиане, рассказывая всю эту историю, страшно подставлялись.
Благовещение Пресвятой Богородице; Константинополь; XII в.; Трапезундское евангелие, 1140—1160 гг.
Непорочное Зачатие, таким образом, соответствует тому, что ученые называют «критерием неудобства». Этот критерий исходит из того, что людям свойственно говорить или писать так, чтобы представить свое дело в максимально благоприятном свете, и избегать того, что будет воспринято негативно или вызовет насмешки.
У первых христиан была только одна причина придерживаться такого неудобного рассказа, как повествование о Непорочном Зачатии Иисуса Христа, — они знали, что это произошло на самом деле и что это важно.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Если рассмотреть внимательно повествование евангелиста Матфея о рождении Господа нашего Иисуса Христа, то делается тотчас очевидным, что Евангелист употребил все тщание на то, чтоб показать с ясностию и точностию рождение Богочеловека от Девы, без мужеского семени. Для этого Евангелист объясняет, что Дева, обрученная мужу, не познав мужа, оказалась имеющею во чреве от Святого Духа; для этого Евангелист приводит свидетельство Ангела, явившегося во сне Иосифу и удостоверившего, что плод во чреве Девы от Святого Духа; для этого Евангелист приводит Пророка, предвозвестившего, что Дева зачнет и Дева родит Сына, Спасителя миру; для этого, говоря уже о самом рождестве Богочеловека, Евангелист показывает, что Мария родила Его, будучи Девою, как и зачала, будучи Девою.
Обстоятельства, касавшиеся собственно лица Богоматери и не составлявшие главного предмета, который был описываем Евангелистом, оставлены им без отчетливого объяснения. — Такой же характер имеет и повествование евангелиста Луки о рождении Христовом. Умалчивая о недоумении Иосифа, о явлении ему Ангела во сне, святой Лука поведает о пришествии Архангела Гавриила к Божией Матери с радостнейшим благовестием от Бога о зачатии и рождении Ею Сына Божия, повествует о том, что Елисавета от действия Святого Духа узнала в Марии Матерь Божию.
Елена Черкасова. Благовещение
Святой Лука так же, как и Матфей, называет Марию Девою, обрученною мужу, а рожденного Ею Богочеловека Ее Сыном — Первенцем. Подобного изложения обстоятельств, касавшихся собственно Девы, святым Лукою не сделано; только косвенным образом явствует из его поведания, как выше было сказано, безболезненность Девы при рождении Богочеловека <�…> Евангелие упоминает о братьях Богочеловека; на это обстоятельство указывают хулители Приснодевы, как на подтверждение своего мнения. Но достоверное предание Православной Церкви объясняет, что название братьев Господа носили сыновья праведного Иосифа, обручника Божией Матери, от первой жены его. Они носили название братьев Господа точно в таком же отношении, в каком Иосиф назывался Его отцом. Сама Богоматерь именовала так Иосифа.
Нашедши двенадцатилетнего Господа в храме иерусалимском, Она сказала Ему: Чадо, что сотвори нама тако; се, отец Твой и Аз боляща искахома Тебе. Современные иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа; а Божия Матерь, ученики и ближние Господа скрывали великое таинство от ожесточенных иудеев, не останавливавшихся хулить очевидные знамения.
Какой богохульный вопль подняли бы они, если б им было открыто зачатие от Духа и рождение от Девы? Это осталось для них неизвестным, и, по народному мнению, считался и назывался Иосиф отцом, следовательно, сыновья его считались и назывались братьями Господа. Они по годам были гораздо старше Богочеловека, Который, следовательно, по отношению к ним не мог быть первенцем».
Храмы и соборы Непорочного Зачатия
В России построено несколько храмов, посвященных знаменательному событию безгрешного зачатия Христа. К примеру, имеется церковь Непорочного Зачатия в Москве. Это самый большой католический храм в России. Возглавляет его митрополит Паоло Пецци. В соборе проводятся мессы на русском, польском, английском, французском и других языках. При храме действует библиотека и церковная лавка. Также здесь часто проводятся концерты органной музыки.
Есть такой храм и в Смоленске. Построен он был еще во второй половине двенадцатого века. В настоящее время количество его прихожан составляет более 400 человек различных национальностей.
Кому выгоден этот миф?
Этот миф — его можно назвать «мифом о рождении от Святого Духа» — встречается не только в популярных статьях, но и у серьезных ученых. И это понятно: Непорочное Зачатие является чудом, сверхъестественным Божиим вмешательством, и, если человек придерживается мировоззрения, в котором нет места ни Богу, ни каким-либо Его действиям в мире, он неизбежно будет отвергать любые свидетельства такого сверхъестественного вмешательства. Он будет просто вынужден искать какие угодно объяснения имеющихся свидетельств, кроме самого прямого — чуда.
В развитии мифа большую роль сыграл либеральный протестантизм: столкнувшись, в XIX–XX веках со все более скептической, материалистически настроенной культурной средой, некоторые богословы решили, что хорошей идеей будет начать приспосабливаться и как-нибудь заметать под ковер те библейские чудеса, которые — как и в древности — вызывали особенные насмешки неверующих.
«Непорочное Зачатие». Икона
Существуют разные иконы с изображением Пресвятой Богородицы, называемые «Непорочным зачатием». На некоторых из них Дева Мария представлена созерцающей лик бога. Встречается и образ Девы, попирающей ногами змея. На некоторых иконах также можно видеть ангелов. Однако в каноническом догмате сюжет иконы «Непорочное зачатие» обязательно должен включать в себя изображения солнца и луны, а также венца из 12 звезд. Поскольку каноны некоторых направлений христианства предполагают безгрешное зачатие не только Иисуса, но и самой Девы Марии, на иконах с таким названием иногда можно видеть сцену поцелуя ее родителей Иоакима и Анны у Золотых врат. Еще одним распространенным вариантом «Непорочного зачатия» является изображение Анны, держащей на руках саму Богородицу в младенческом возрасте.
Отношение Иосифа к произошедшему
Известно, что мужу Девы Марии было много лет. Он был очень стар, а Она — совсем юная. И старцу доверили Богородицу, дабы тот сохранил Ее в чистоте и невинности.
Каков же был ужас Иосифа, когда он понял, что Дева вынашивает ребенка? Страх перед тем, что его обвинят в этом. Страх из-за того, что он не сохранил Девицу в чистоте.
Но старец не стал оправдываться и не выдал Марию. Наоборот, он сказал Ей, что отпустит тайно, никому ничего не говоря. Тогда же и явился Иосифу ангел, поведав, что Мария не виновата перед мужем. Ее зачатие — воля Божья, и Младенец, которого родит Дева, Сын Бога.
Мудрый старец принял волю Божью смиренно, стал еще сильнее заботиться о Деве Марии. А что было дальше, мы знаем. Отправление на перепись населения и Рождество Спасителя.
Случаи партеногенеза у животных
Итак, о самом знаменитом случае непорочного зачатия говорит нам религия. Христианство большинства направлений считает подобное вполне возможным. Однако научного подтверждения этому факту нет. Между тем у животных подобное встречается довольно-таки часто. В качестве примера можно привести случаи «непорочного зачатия» у варанов. В 2006 г. в зоопарке Лондона самка этой большой ящерицы принесла потомство. Участие самца в процессе зачатия было исключено, поскольку отсажена она от него была за два года до этого. Сначала ученые предположили, что самка просто сохранила каким-нибудь образом сперму в своем организме. Однако в ходе исследований выяснилось, что это совершенно не так.
Это не единственный случай самооплодотворения у варанов. Похожий был зафиксирован несколько раньше в английском зоопарке Chester. Самка по имени Флора также без участия самца принесла восемь яиц, которые, к сожалению, разбились после того, как были помещены в инкубатор.
Случаи «непорочного зачатия» у змей не так уж и редки. Но не у удавов. Однако недавно появилась информация о том, что одна из змей этой разновидности произвела на свет 22 детеныша самостоятельно путем «непорочного зачатия». Для того чтобы доказать этот факт, учеными был проведен генетический анализ их возможных отцов.
Тайная доктрина
Вот уже более двух тысяч лет Великое Таинство, случившееся с целомудренной Девой Марией, родившей Иисуса Христа, считается настоящим чудом…
В Священном Писании говорится: «Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от духа Святого». Мф. 1:18. Однако это не единственный случай, описанный в Библии. Там же говорится о том, что ученики Христа были зачаты без мужского участия, во время грозы. Религия индуизма гласит, что Кришна также родился вследствие непорочного зачатия сестры царя Канзы от Мирового духа. Примерно такие же корни имеет история о зачатии Александра Македонского. Его мать, которая была жрицей, якобы, зачала своего сына от Солнца. Однако таким вот непорочным зачатием могут похвастаться не только известные религиозные деятели. На стеле Аменхотепа II, сына Тутмоса III, начертано: «Когда я был рожден, в чреве и создан в божественном яйце, было во мне семя бога». Тайну непорочного зачатия до сих пор пытаются разгадать ученые со всего мира. Особенно в этом преуспел академик Российской академии космонавтики Василий Шабетник.
Сделанное им открытие сможет объяснить с научной точки зрения эту одну из величайших библейских тайн. К своему открытию Василий Дмитриевич пришел, задавшись вопросом: сможет ли человечество возродиться в случае некоего глобального катаклизма? И через некоторое время сам же ответил на этот вопрос. Каждый человек во Вселенском, космическом масштабе — это биоэнергоинформационная единица, входящая в общую систему Вселенной. Роль посредника при энергоинформационном обмене между Космическим Разумом (Создателем) и человеком взяло на себя Солнце. Любая мысль, любая информация имеет электромагнитную природу и, стало быть, материальна. Таким образом, все физические законы тесно связаны с духовными. В настоящее время человечество поставило себя на путь вырождения, т.к. им игнорируются требования Единого закона Космоса. Каким же образом происходит зачатие от Духа, т.е. от Солнца? Вот что говорит по этому поводу академик Шабетник: «Началом Мироздания был электрический заряд. И наша, человеческая суть — электрическая. Мы, если хотите, сгустки энергии, облеченные в физическую оболочку. И по замыслу Божьему люди в раю должны были размножаться без первородного греха, без сексуальной связи». В принципе, зачатие происходит не столько от самого Солнца, сколько от его мощного электрического поля. Сопоставив напряженность вертикальной составляющей электрического поля Земли, вызванную влиянием нашего светила, и напряженность электрического поля человека между его головой и пятками, академик пришел к выводу, что этого вполне достаточно для образования процесса деления яйцеклетки. Такая форма зачатия поистине Божественна, т.к. в данном случае отсутствует негативное электромагнитное поле акушера. «Святой Дух — это именно та таинственная энергия, которая инициирует зачатие без мужского вмешательства», — считает академик.
Анук Дидье, семнадцатилетняя жительница Парижа, отличалась необычной набожностью и, естественно, ни о каких любовных связях даже не помышляла. Велико же было ее, да и не только ее, удивление, когда однажды она забеременела. Через девять месяцев Анук родила себе дочку. Ученые-медики констатировали, что яйцеклетка девушки никогда до этого не оплодотворялась, а зародыш образовался в результате самозачатия (термин «от Бога» или «от Солнца» они не применяли). Другой случай — мать пятилетней девочки из одного перуанского селения обратила внимание, что у ее дочери вдруг начал расти живот. Обеспокоенная этим женщина решила отвезти девочку в городскую поликлинику. Когда врачи сообщили мамаше о диагнозе, на ее лице отобразились и ужас, и крайнее изумление. Ее пятилетняя дочь оказалась беременной, причем девственная плева не была нарушена. Элен Биллннгс, врач из калифорнийского города Мнлл-Валли, описывает довольно удивительное явление: «Несколько моих клиенток точно знали, что они беременны, а потом вдруг оказывалось, что плод из их утробы исчезал, и никаких медицинских объяснений этому не находилось. Несколько таких случаев документально оформлены и засвидетельствованы врачами. Один из них заслуживает особого внимания. Дочь моей клиентки была на пятом месяце и уже знала, что должна родить двойню. Беременность проходила трудно, поэтому она находилась под постоянным наблюдением врачей. И вот во время очередного посещения клиники она узнала, что один из зародышей… исчез из ее чрева! И одновременно, будто по волшебству, состояние женщины значительно улучшилось. В положенное время она родила одного совершенно нормального ребенка. Но куда делся второй? Ответа на этот вопрос у врачей не было».
В супермаркете английского холдинга «Асда» за несколько месяцев забеременело 24 сотрудницы. Все они были в полном недоумении от произошедшего — одни из них на протяжении определенного времени не имели сексуальных контактов, другие регулярно предохранялись. Специалисты по аномальным явлениям, заинтересовавшиеся столь невероятным феноменом, приступили к расследованию. Оказалось, что все забеременевшие очень любили понежиться в мягком и удобном кресле, находящемся в комнате для отдыха персонала. Самое интересное — каждая из них, находясь в кресле, чувствовала между ног сладкую истому. Тогда посидеть в этом кресле вызвалась женщина, которая в течение долгого времени не могла зачать ребенка. И чудо свершилось — через месяц она забеременела, а к положенному сроку родила здорового ребенка. Вскоре загадочным креслом заинтересовались и ученые — они исследовали его с помощью новейшей аппаратуры, однако ничего «подозрительного» не обнаружили. Подумали даже на чей-то «розыгрыш», однако поместиться внутри кресла было не под силу никакому мужчине. Тайна непорочного зачатия так и осталась неразгаданной. И это не единственное место, где происходит такое непорочное зачатие. В одном из магазинов города Бирмингема в 1995 году забеременели сразу три женщины, причем практически одновременно. Они также любили понежиться в мягком старом кресле. Нечто подобное произошло и в израильском городе Ашдод. В одном из магазинов этого города приобрели новое кресло, которое поставили возле кассового аппарата. Первой забеременела племянница хозяина магазина, следом за ней последовали кассирши, а вскоре это чудо коснулось и его жены.
Кто смотрел или читал «Кошмар на улице Вязов», тот уловил главный сюжет: сон и явь — одно целое, неразрывно связанное между собой. И от кошмарного сновидения нет спасения даже наяву. Оказывается, нечто подобное может случится и с нами, причем в самой настоящей реальности. Эта история произошла в средние века. Одна молодая женщина, овдовев, унаследовала замок и земли своего умершего мужа. Однако через некоторое время она забеременела, а спустя год родила сына. Родственники ее покойного мужа тут же обвинили вдову в распутстве и подали на нее в суд: женщина, изменившая памяти супруга, недостойна быть его наследницей. На суде вдова была совершенно спокойна и сообщила, что отцом ее ребенка является никто иной, как… ее покойный супруг. Хоть в это было невозможно поверить, суд выслушал все аргументы вдовы и полностью ее оправдал. На родственников ее мужа за клевету был наложен штраф. Что же произошло, почему женщина была оправдана? Как оказалось, однажды этой женщине приснился ее муж и предложил вступить с ним в интимную связь. Истосковавшаяся женщина с радостью приняла его предложение. Результатом такого оригинального исполнения супружеского долга стал ребенок, как две капли воды похожий на своего отца.
Владимир Лотохин г. Златоуст Челябинской обл.
Партеногенез у рыб
Научно доказанными считаются также два случая партеногенеза у акул. Обе изученные самки несли всего по одному детенышу, хотя при участии самца эти рыбы производят на свет более многочисленное потомство. Тесты ДНК, проведенные с тканями одного из детенышей, показали отсутствие у него генетического материала отца.
К сожалению, исследования проводились уже с останками акуленка. Поскольку его появление на свет не планировалось, работниками океанариума не были приняты никакие меры по обеспечению его безопасности. Мать не была отсажена, и новорожденного просто растерзали другие акулы. Имеются свидетельства и еще одного такого случая. В чреве одной из умерших черноперых атлантических акул по кличке Тибет был найден почти доношенный детеныш.
Необычность набора хромосом у детенышей
Генетические анализы, проводимые в разное время с детенышами, рожденными без участия самцов, показали наличие у них необычного набора половых хромосом. К примеру, у самок удавов B. Constrictor содержатся одна Z-хромосома и одна W-хромосома. У самцов того же вида – две Z-хромосомы. У детенышей же, родившихся в результате партеногенеза, в геноме содержится две W-хромосомы. Такие змеи ранее рождались только в лабораторных условиях.
Возможно, непорочное зачатие Девы Марии – действительно результат божественного вмешательства. А может быть, это не более чем следствие ошибки переводчика. Верить или нет в полную безгрешность Богородицы – личное дело каждого.