Новый кафедральный собор
В далеком 1849 году, после переноса из Могилева резиденции главы Католической церкви, духовенством был поднят вопрос о возведении в Санкт-Петербурге храма, который получил бы статус кафедрального. Высочайшее позволение на строительство было получено в мае 1870 года.
Строительные работы велись три года, с 1870 по 1873. Изначально автором проекта постройки был известный зодчий Василий Иванович Собольщиков. Однако, преждевременная кончина не позволила ему довести строительные работы до завершения. Заканчивал строительство собора его заместитель, архитектор Евграф Сергеевич Воротилов. Чин торжественного освящения храма во имя Успения Пресвятой Богородицы состоялся 12 апреля 1873 года.
Изначально храм имел в плане форму креста. В нем были предусмотрены квартиры для служащих и певчих, помещения для помощников, канцелярия, столовая, квартира митрополита.
Католическая Церковь в Крыму
Первый католический храм в Керчи возвели в 1831 — 1840 годах, из остатка каменного кургана сцитов, находящегося неподалёку от города и датируемого на второй половиной IV в. До н. э. Святыню имени Успения Пресвятой Девы Марии освятил капеллан черноморского флота о. Фердинанд Каперский в 1840 году. Святыня возникла для керченской приходской общины, основой которого были итальянские матросы и их семьи. Многие из них были потомками жителей Генуи, которые в средневековье создали на южном побережье Крыма сильную колонию. В 1883 году, предположительно на месте прежней святыни, воздвигнут новый храм. Средства на его строительство были получены из заграничных пожертвований — по причине многонационального характера города — и что самое интересное, из дара турецкого султана, передавшего на эту цель некоторые средства. В городе никогда не было отдельного кладбища для католиков, ввиду их небольшой численности. Прихожане по сегодняшний день хоронятся на двух коммунальных кладбищах, на которых видны сохранившиеся по сей день памятники, главным образом итальянских нотаблей. После второй мировой войны местные итальянцы были переселены в Казахстан. Некоторые из них с годами вернулись в Керчь, но большинство из них не посещает храм. Так же, в своё время, значительную группу составляли поляки, хоть и не так многочисленную как итальянцы. В записях тираспольской диецезии за 1913 г. числится, что городская община насчитывала 1230 верующих, а во главе стоял о. Ян Аразов. Сразу после революции в 1917 г. у местных католиков отняли храм, все внутреннее оснащение, а сама святыня переоборудована на кинотеатр, позже на спортивный зал. Во время переоборудования был разобран музыкальный хор. Во времени использования храм был сильно разорён, хотя его первоначальное здание не было перестроено. Всё же продолжительный недостаток ремонта значительно ослабил стены постройки, которые сильно потрескались и грозили обвалом. Так же храм в течении долгого времени был не застрахован от проникновения внутрь посторонних людей, что ещё больше усилило его опустошение. В 1992 г., решением Совета Министров Автономной Республики Крым, храм вернули католической общине. Так же был отдан небольшой участок близлежащей к храму территории, однако без прежних жилых помещений священников, где сейчас проживает 4 семьи. В 1993 г. в Керчь прибыл о. прелат Казимир Томасик, ставшим первым в городе с дореволюционных времен священником. В том же году о. Томасик обратился к пшемыльскому митрополиту латинского обряда Иосифу Михалику, под юрисдикцией которого находился, будучи настоятелем прихода в Ольшанице, об освобождении его от занимаемой должности и предоставлении возможности отъезда на Украину. В Каменец-Подольской диецезии, куда направился священник, тогдашний ординарий еп. Ян Ольшанский назначил его настоятелем в Керчи. 26 июля 1993 г. О. Томасик получил от епископа документы о том, что он является пастырем на этой территории. С ними он обратился к соответствующему служащему в делах конфессий и получив согласие на священническую деятельность, начал служение. Таким образом о. Томасик стал во главе второго на Крыме организованного прихода. Первая и единственная до тех пор действовала в Ялте. Еп. Ольшанский устроил сотрудничество между этими двумя приходами. Сначала Св. Месса в Керчи отправлялась перед дверями храма, так как о был всё ещё непригоден для этих целей. Во внутрь перебрались после ремонта и установления решёток и металлических дверей, защищающих храм от вторжения в святыню вандалов. Ремонт храма был поддержан епископом Яном Ольшанским. Он прислал в Керчь ремонтную группу, состоящую из четырех человек, ответственную за ремонт крыши, которую принимали и поддерживали местные прихожане. После неё, из Каменец-Подольского приехало два каменщика-штукатура, которые укрепили стены и отштукатурили храм. В работе активно участвовали некоторые прихожане. В итоге ремонтных работ починили перекрытие, шитьё крыши, застраховали от обвала стены и укрепили конструкцию здания. Так же, под руководством местных специалистов, восстановили украшения у колонн, поддерживающих портик святыни. На сегодняшний день в храме находятся следующие иконы: Успения Пресвятой Девы Марии и Милосердного Христа, нарисованная в тот же период керченским художником Николаем Ковалёвым. Присутствующее внутреннее убранство внутренности храма, в частности панель, было выполнено по поручению о. Томасика, из материалов, частично привезенных с Каменец-Подольского. После прибытия в Керчь о. прелат Казимир Томасик поселился у католической семьи, предложившей ему одну комнату в своём доме. Со временем священник арендовал собственную квартиру, в которой проживает до сих пор. Сейчас пастырскую работу в Керчи затрудняет положение города, который располагается на протяжении 50 км. Католики рассеянны по всему городу и многим из них приходится преодолеть значительное расстояние. Это негативно влияет на посещение богослужений. Сейчас, воскресную св. Мессу посещает около 40 прихожан, по праздникам их больше, вплоть до 100 человек. По будням богослужение проводится один раз на день, как правило при участии нескольких человек. Все св. Мессы отправляются на русском языке, только иногда, при участии в Евхаристии поляков — обычно туристов, проводится на польском языке. В городе около 350 человек знающих о своём польском происхождении, хотя большинство из них считает себя не верующими или не участвует в католической жизни.
По материалам https://uspenie.co.nf
<<�Назад<<
Перестройки собора
Первая перестройка храма началась уже в 1878 — 1879 годах. Воротилов предложил расширить здание и перестроить вход в церковь, сделав его более парадным. Но было решено ограничиться только перестройкой крыши и возведением нескольких построек во дворе.
Тем временем количество прихожан стремительно росло, и к концу 90-хх годов храм уже не вмещал всех желающих. По проекту 1892 года к зданию были пристроены две боковые часовни, обустроен новых престол, произведена замена пола на мозаичный, деревянные алтари заменены на мраморные. В это же время в подвале размещены отопительные печи, проведены работы по обустройству вентиляции. За период с 1895 по 1898 годы в храме были выполнены живописные работы, заменен пришедший в негодность деревянный потолок, подведено электричество и газ.
Повторно освящение собора произошло в декабре 1897 года.
В следующий раз перестройка и расширение храма проходило в 1900-1901 годах с последующим освящение в сентябре 1902 года.
Собор Успения Пресвятой Девы Марии
* Католический собор Успения Девы Марии на территории Польского сада за зданием бывшей Могилевской римско-католической
духовной коллегией по 1-й Красноармейсой улице, 11-А. 31.03.1991. Фото Овчинников К.В.
Разрешение на строительство католического храма было дано 27 мая 1870 г.
По религиозно-идеологическим соображениям здание храм было решено разместить в глубине квартала, закрыв его зданием Консистории. Строил храм архитектор В. И. Собольщиков.
Изначально церковь имела форму латинского креста. Храм имел единственный неф, перекрытый деревянным шатром с живописью, пять высоко расположенных окон с каждой стороны и два окна в алтаре. Пространство между окнами занимали сдвоенные романские колонны. С восточной стороны к нефу примыкала сакристия, а с западной — часовня.
В подвальном этаже церкви предполагалось разместить квартиры певчих и канцелярских чиновников.
12 апреля 1873 г. здание новой церкви было торжественно освящено Главный престол (с частицей мощей священномученика Папы Пия I и Святителя Вонифатия) освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Антонием Фиалковским .
Осенью было начато проектирование двух боковых выходов в церковный двор для торжественных процессий. Работы предполагалось начать в сентябре1873 г.Архитектор В. И. Собольщиков к тому времени скончался, главным производителем работ был назначен его помощник Е. С. Воротилов.
Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви, летом того же года из Могилева прибыл архив капитула, и были распределены квартиры прелатов и каноников.
Должность архитектора зданий последовательно занимали: Е. С. Воротилов (1878-1883 гг.), Орачевский (1884-1885 гг.), А. Д. Фиалковский (1885-1897 гг.), Л. П. Шишко.
Храм позже перестраивался несколько раз.
В 1878 — 1879 гг. архитектор Воротилов перестроил крышу храма, кроме того, было сделано несколько построек во дворе дома Римско-Католической Духовной Коллегии.
В 1895 — 1898 гг. по проекту А. Д. Фиалковского появились две боковые часовни, паркет заменили мозаичные полы, в правом приделе был установлен новый престол, деревянные алтари справа и слева от главного престола заменили на мраморные с бронзовыми статуями, были расширены проходы церковных порталов. В подвале, в новой ризнице,построенной тогда же со стороны сада, и в кладовой были устроены голландские изразцовые печи, сделаны необходимые работы по устройству вентиляции и отопления, подгнивший деревянный потолок был заменен бетонным сводом по системе Монье, устроена часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы в 1897-1898 гг. выполнил М. Хрушков, декоративную роспись в «романском стиле» — Н. А. Александров. Новое освящение храма состоялось 23 декабря 1897 г. митрополитом Карлом Недзялковским.
Церковь была в очередной раз расширена в 1900 — 1901 гг. архитектором Е. С. Воротиловым и опять освящена 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским.
В 1905 — 1906 гг. ремонт свода Духовная Коллегия поручает произвести архитектору Станиславу Воловскому и гражданскому инженеру А.К. Монтагу. Кроме того был устроен дополнительный вход в подвал справа и произведены некоторые внутренние работы.
Последний ремонт перед закрытием церкви был произведен в 1928 г.
Храм был закрыт в 1930 г.После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.
В 1994 г. был вновь зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии. В сентябре 1995 г. здание храма было возвращено Церкви и была начата реставрация. 16 февраля 1997 г. возобновились богослужения. 24 мая 1998 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.
( по материалам официального сайта храма)
Рубрика: История храма
Многие московские храмы из уцелевших в советское время теперь возвращены Русской Православной Церкви, и в период 1991—1992 гг. большинство из них наполнились верующими. Возобновились регулярные богослужения. Одним из таких храмов является храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке.
Успенский Вражек — древнее московское урочище между Тверской и Никитской улицам, в летописях упоминается с XVI в. Здесь находились дворы послов — Литовский двор и «цесаревых послов двор», т.е. Римской империи. Упоминается здесь и двор Алевиза Нового — знаменитого архитектора.
1601 — первое письменное упоминание о храме.
1629 — в большом пожаре сгорела деревянная Церковь Успения.
1634 — вновь выстроена.
1647 — выстроена первая каменная церковь на средства Г.И.Горихвостова
1707 — деревянный придел Николая Чудотворца на погосте.
История храма тесно связана с владельцами соседней усадьбы Яньковыми, заботившимися о благосостоянии церкви.
1735 — Д. И. Яньков пристроил придельный храм Николая Чудотворца к самому зданию церкви Успения. Храм стал усыпальницей Яньковых.
1781 — Никольский придельный храм заново построен «за ветхостью».
1812 — церковь обгорела…
Успенский храм был летним, зимой служили в теплом придельном храме Николая Чудотворца.
В середине 50-х годов старостой храма был избран московский купец С. А. Живаго, ранее купивший для себя усадьбу Яньковых. По заказу Живаго академик архитектуры А. С. Никитин составил проект обширного трех престольного храма с колокольней, примыкавшего к Никольской церкви.
30 мая 1857 года высочайше утвержден проект храма Успения на Вражке.
1860 — завершено возведение ныне существующего здания храма. В новой церкви три престола: Успения Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского — небесного покровителя храмоздателя.
20 сентября 1860 года храм освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
Отделочные работы продолжались до 1890-х годов. Только в 1870 г. на средства старосты Иосифа Живаго (брата С. А. Живаго) храм был оштукатурен и окрашен, главы позолочены.
1910 — торжественно праздновалось 50-летие храма.
1920 — заключен договор между приходом и Московским Советом рабочих и красноармейцев о передаче в бессрочное и бесплатное пользование «богослужебных зданий».
1924 — постановлением Президиума Моссовета договор с общиной расторгнут. Храм передан Государственному историческому архиву Моск. области. В советское время утрачены главы храма и колокольни, скульптурное убранство храма, декор, не говоря о внутреннем убранстве и церковном имуществе. Разобран придельный Никольский храм при постройке Дома композиторов.
1979 — в храме открыт междугородний телефонный узел.
1992 — постановление Правительства Москвы о возвращении храма РПЦ.
1996 — общине отдан в пользование подвал. Тогда же в Фомино воскресение была свершена первая в возвращенном храме Божественная литургия.
В память утраченного придельного храма престол посвящен Николаю Чудотворцу.
1998 — возвращен верхний храм Успения Пресвятой Богородицы.
1999 — в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы освящен престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Православная Жизнь
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Успение Божией Матери, Стеариновая пластина. X в. Вена, Музей исторических искусств
Святой Иоаким, отец Пресвятой Богородицы, преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Его жена, святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от апостольских времен.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим, дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к Гробу Господню, воскуривала здесь фимиам и преклоняла колени. В одно из таких посещений перед Ней предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем. Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении.
Церковь Успения Божией Матери. Фасад здания
Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой перенес его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, завершивший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, как говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией.
Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о благостоянии всего мира.
Вход в ц. Успения Пресв. Богородицы. Литография художников Г. и Н. Чернецовых. 1842–1843 гг.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего Сына и Господа.
Внезапно заблистал неописуемый Свет Божественной славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Своды помещения как бы исчезли в лучах необъятного света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцов и пророков.
Гробница. Каменное ложе, на котором три дня покоилось тело Божией Матери
Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел на смирение Рабы Своей» – и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители вечной жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатный лик Богоматери сиял славой Божественного девства, а от тела исходило благоухание.
Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
Придел Иоакима и Анны
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам.
Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им о Христе, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, а само тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу.
Успение Божией Матери. Фреска 1294-1295 гг. Охрид, церковь Богоматери Перивлепты
Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.
Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы решились открыть пещеру и доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это обрадовало апостолов и они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам».
Храм Успения Богородицы, лестница от входа, ведущая в гробницу (соврем. фото)
С самого погребения Пресвятой Богородицы христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми было покрыто пречистое и благоухающее тело.
Сохранились свидетельства, что в конце VII в. над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол храма Воскресения Господня. Сейчас нет и следов этой церкви. В IX в. близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 г. от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 г.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморные колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На уровне 23-й ступени, на правой стороне, находится придел в честь святых богоотцов Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне – часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый – Армяно-Григорианской.
Необходимо спуститься на 46 ступенек, чтобы попасть в гробницу Богородицы
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 34 м, в ширину 5,5 м. В усыпальницу Матери Божией ведут два небольших входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.
По материалам сайта
Сестричество
Община сестер милосердия во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» диаконической направленности при храме Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском.
С чего все начиналось.
С самого начала богослужебной жизни в нашем храме велась социальная работа. Добровольцы из числа прихожан и тружеников храма трудились в СИЗО в №5 УФСИН по г. Москве и СИЗО №2 России (Лефортово), где несет послушание в качестве старшего священника настоятель нашего храма протоиерей Иоанн Чураков. Организовывались поездки к заключенным подросткам в Можайскую воспитательную колонию. Оказывалась помощь нуждающимся прихожанам – многодетным семьям, одиноким пенсионерам и прихожанам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Первым социальным работникам храма стала Елена Владимировна Исупова, которая активно участвовала и непосредственно в приходских и тюремных социальных послушаниях. Весной, с Пасхи 2017 г. по благословению благочинного Михайловского округа протоиерея Георгия Студенова нашему храму поручается окормлять пожилых людей и инвалидов, проживающих Пансионате ветеранов труда №29 расположенного рядом с храмом по адресу: ул. Нежинской д.2. 19 апреля 2021 г в среду Светлой седмицы в Никольском храме ПВТ №29 прот. Иоанном Чураковым была отслужена первая Божественная Литургия от нашего прихода. Социальный работник храма изучила опыт патронажного православного служения клириками и мирянами храма Архистратига Михаила в Тропареве, которые в течении 22 лет окормляли данное учреждение.
По благословению ответственного за социальное служение в Западном викариатстве, протоиерея Серафима Недосекина весной того же года были установлены контакты для сотрудничества с филиалом ЦССВ «Сколковский» (ул. Нежинская д.12), который также находится в нашем микрорайоне. Впоследствии и с тем и другим социальным учреждением от лица Прихода были заключены договора о сотрудничестве. Кроме того для пожилых людей округи проводятся беседы и совместные концерты с местной музыкальной школой в помещении ТЦСО « Очаково-Матвеевское».
Конечно, основой всякого церковного служения или по-гречески – «дьякони» является богослужение, совместная молитва. Добровольцы, которые, так или иначе, участвовали в социальной работе прихода стали призываться отцом настоятелем и к совместному участию в литургической жизни и совместному причащению. По четвергам стала служиться литургия, с прошениями, взятыми из требника, об умножении любви, сестры группы милосердии по возможности причащались и исповедовались на этих литургиях, а по пятницам за вечерней службой происходило совместное пение акафиста и беседы об основах христианской жизни.
24 декабря 2021 года письменное благословление на служение группе милосердия при Приходе Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском преподал управляющий викарий Преосвященный Тихон, епископ Егорьевский ( ныне Митрополит Псковский). К служению стали привлекаться все новые и новые добровольцы из числа прихожан, желающие посвятить свое свободное время служению Богу и ближним.
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, приходская группа милосердия была преобразована в общину сестер милосердия во имя иконы Божией Матери «Одигитрия». 11 мая 2021г после Всенощного бдения накануне Недели 3-й по пасхе праздника святых жен-мироносиц архиепископ Егорьевский Матфей, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами города Москвы совершил чин посвящения первых 12 сестер.
28 февраля 2021 г., в Неделю о блудном сыне, после Божественной Литургии, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриархи Московского и всея Руси, соверщил чин посвящения еще 4 сестер.
Служение.
Больничное служение.
–ГБУ ПВТ №29 г.Москвы Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы – ул.Нежинская д.2
Еженедельно по пятницам сестры милосердия посещают пансионат ветеранов труда №29. В этот день клирики нашего храма совершают богослужение в домовом храме святителя Николая Чудотворца, расположенного на 5 этаже пансионата. Сестры участвуют в пении и чтении за богослужением. За каждым из 5 этажей отделения «милосердия» пансионата закреплены определенные сестры, которые готовят проживающих к исповеди и причастию. Помогают пожилым людям и инвалидам на колясках добраться до храма на богослужение. Тех, кто не может по состоянию здоровья передвигаться, сестры готовят к исповеди и причастию в комнатах. В дни Великого Поста проводится таинство Елеоосвящения. Сестры, всем желающим, на своих этажах помогают настроить в комнатах телевизионную онлайн трансляцию богослужения. Разливают и разносят святую воду, православную литературу, календари, крестики. Выполняют другие разовые просьбы, раздают небольшие сувениры и сладости. Те, кто,несмотря на возраст, еще не просвящен Святым Крещением, готовят к Таинству, помогая войти в лоно Церкви, ее сакральную жизнь.
Наконец, просто беседуют с пожилыми людьми, даже с теми, кто пока к посещению храма не готов, но для которых так важно и необходимо простое человеческое внимание, тепло и участие. По просьбе и необходимости сестры навещают своих подопечных и в другие дни недели, когда богослужение в храме не проходит. С 2021 года по воскресеньям, ответственная за домовый Никольский храм сестра Людмила Константиновна Ненашева, приходит в Никольский храм пансионата для чтения акафиста Иисусу Сладчайшему, чтобы и сотрудники и проживающие смогли придти в храм в воскресный день, поставить свечи, написать записки, помолиться.
-ГКУ ЦССВ «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы структурное подразделение на ул. Нежинской д.12
Воспитанники центра – дети с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Клирики храма регулярно приходят в детское учреждение для причащения детей и сестры милосердия помогают им в совершении этого таинства Для причащения приходится обходить все группы и этажи, т.к. многие дети не могут самостоятельно передвигаться. . Во всех группах были созданы красные уголки с иконами. Сестры помогают священнику в таинстве Крещения младенцев, которые не были своевременно крещены родителями. Приходят на освящение помещений в праздник Богоявления. Регулярно производится сбор детского питания, приносимого прихожанами, которое потом доставляется детям. По необходимости проходит сбор гигиенических средств, памперсов, игрушек, бытовых приборов, блендеров, фенов и т.д. Оказывается помощь по уборке групп после ремонта. На праздники, вместе с приходской молодежной группой наши добровольцы приходят к детям с концертами. В свои визиты сестры стараются отвечать и на вопросы о христианской жизни, которые задают им и сотрудники этого учреждения.
Тюремное служение.
-СИЗО в №5 УФСИН по г. Москве и СИЗО №2 России (Лефортово), ФКУ Можайская ВК УФСИН России по МО.
Добровольцы и сестры милосердия трудятся в качестве дежурных по храму в СИЗО №5 и СИЗО №2. Консультируют заключенных в вопросах церковной жизни при посещении храма, сопровождают тюремных священников и участвуют в службах в качестве чтеца при совершении треб. Проводят беседы с отбывающими наказание в хозотрядах этих учреждений. Сестричество принимает участие в ежегодном сборе подарков заключенным к Рождеству, Пасхе и зимнему празднику свт. Николая Чудотворца. Сестры совершают поездки с настоятелем храма в Можайскую воспитательную колонию, где отбывают наказание ребята, отсидевшие под следствием в московском СИЗО №5, привозят ребятам подарки, проводят концерты, беседуют, участвуют в совместном богослужении. Основное послушание одной из добровольцев общины сестер милосердия попечение о подростках этого учреждения.
- подарки
- в тесном кругу
Приходское служение.
Не остаются без внимания и наши прихожане. Помощники общины и сестры оказывают помощь многодетным семьям прихода в уходе за детьми, выполняют разовые просьбы пожилых и одиноких людей. В дни больших праздников, принимают участие в уборке храма, раздаче листовок, воды, сборе пожертвований, несут дежурство по храму и в церковной лавке. Следят за организацией порядка и помогают катехизатору храма в миссионерской работе.
Наша жизнь.
Богослужения.
Духовником сестричества является настоятель храма протоиерей Иоанн Чураков. Еженедельно по четвергам в нашем храме служится Божественная Литургия с прошениями о умножении любви и единстве прихода. В этот день сестры собираются на совместное богослужение, приступают к таинствам исповеди и причастия. Участвуют в богослужении в качестве чтецов и певцов, несут дежурство по храму. Затем всех ждет общая трапеза, после которой обсуждаются насущные проблемы и планы. По понедельникам, средам и пятницам сестры читают в храме Повечерие – одну из служб суточного круга. По пятницам община сестер милосердия принимает участие в вечернем богослужении и чтении акафиста, после которого настоятель протоиерей Иоанн Чураков, проводит беседу с сестрами милосердия и со всеми прихожанами, разбирая, в свете святоотеческого толкования, богодухновенную книгу – Псалтырь. Почти все сестры общины и помощники ежедневно читают псалтирь в приходской двадцатке.
Обучение.
Для того, чтобы осуществлять свое служение на необходимом качественном уровне сестры проходят специализированное обучение. В 2018 г. одна из сестер – Татьяна Кривова закончила курсы «Помощника больничного священника» организованные комиссией по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы. Еще одна сестра богословские курсы «Основы православного богословия и культуры» и «Богослужебный Устав и гимнография» на факультете доп.образования ПСТГУ. Некоторые из сестер обучаются на курсах иконописной школы и золотного шитья Духовно-просветительского , действующего при нашем храме.
Послушания и отдых.
Большинство сестер милосердия трудится на нашем приходе неся также послушание в трапезной, церковной лавке, воскресной школе, редакции приходского сайта, семейном клубе. Сестры вместе ездят в паломнические поездки, на праздничные концерты, участвуют в ключевых богослужебных, социальных и иных мероприятиях, проводимых Московской епархией и Западным викариатством. Вместе отмечают именины и дни рождения. Стараются поддерживать и оказывать помощь друг другу в трудных ситуациях.
Как вступить в общину сестричества и как стать добровольцем приходского проекта милосердия.
Мы ждем Вас в нашей общине сестер милосердия и готовы подробнее рассказать Вам о наших послушаниях и совместных проектах.
В настоящее время в сестричестве 12 посвященных сестер и около 14 их помощников. Сначала будущие сестры подают прошение на вступление в общину и несут послушания в качестве помощников. Затем, если сестра чувствует готовность принести обеты сестричества, по благословению настоятеля протоиерея Иоанна Чуракова она проходит чин посвящения. Помощниками сестричества могут стать лица женского и мужского пола. Вступить в общину только женщины не моложе 18 лет.
В апреле 2021 г по благословению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и при содействии Московской православной службы “Милосердие” у нас открыт также проект приходской службы добровольцев. Нам очень нужны единомышленники, помощники и добровольцы. Принять посильное участие в делах милосердия может каждый человек, независимо от возраста, специальности и физических возможностей. Присоединиться к проекту можно заполнив анкету “Добровольца”
Если Вы хотите приобщиться к делам христианского милосердия, деятельному служению Богу, свяжитесь со старшей сестрой общины Еленой Москаленко по тел. 8-905-525-34-41. Для назначения на послушания помощники и добровольцы проходят беседу с духовником сестричества – настоятелем храма протоиереем Иоанном Чураковым.
Будем помнить: помогая другим – мы помогаем и самим себе, учимся любить Бога и своих ближних.