Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни (бывшее подворье Киево-Печерской лавры)


Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

Санкт-Петербург. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор Спаса-на-Сенной

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалась по Садовой улице на Сенной площади (с 1952 по 1991 гг. Площадь Мира) и была одна из самых посещаемых храмов города. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной или Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот небольшой деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. 20 июля 1753 года рядом с деревянной была заложена каменная церковь, строившаяся в основном на средства купца Саввы Яковлевича Яковлева. Строительство длилось 12 лет.

Деревянная церковь, находившаяся рядом с каменным собором, была разобрана еще до окончания его постройки, в 1761 году. В том же году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Рядом с пятикупольным каменным храмом была возведена высокая трехъярусная колокольня. 20 октября 1764 года был освящен придел прп. Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Иконостас центрального придела написал известный иконописец М.Л. Колокольников.

Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (около 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Здание храма неоднократно подвергалось перестройкам. В 1816-1817 гг. архитектор Луиджи Руска пристроил к церкви 2 придела с южной и северной стороны. Он же в эти годы перестроил портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы). В 1833-1836 гг. А.И. Мельников расширил храм, перестроил купола и своды. Перестраивались также Спасский и Михайло-Архангельский придел. Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт.

На колокольне Спасо-Сенновской церкви было 15 колоколов. На самом большом из них, кроме изображения престольных праздников, был портрет Императрицы Екатерины II с надписью: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятые Богородицы, что на Сенной, весу 542 пуда 18 фунтов 1780 года января 20 дня, лит в Москве, на заводе Ясона Струговщикова». Следующими по весу были: богородичный колокол — 1780 года, весом 274 пуда 26 фунтов; полиелейный — 140 пудов; повседневный — 78 пудов 32 фунта, древний — 1762 года, 52 пуда 25 фунтов, а также малые колокола.

В 1867-1871 гг. храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел акад. В.В. Васильев. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.

Перестройка 1867-1871 гг. была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х гг. Тогда же на месте церковного сада был выстроен четырехэтажный дом причта Спасо-Сенновской церкви (современный адрес — Садовая, дом 40).

В 1897-1898 гг. архитектором В.В. Виндельбандтом к храму были пристроены бетонные тамбуры, а купола обиты золоченой медью. В 1902-1903 гг. были удлинены боковые приделы (архитектор И.И. Яковлев), произведен ремонт и реставрация образов.

В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы, в которых были размещены приделы во имя Саввы Освященного и во имя Трех Святителей. Несмотря на неоднократные перестройки, храм сохранял очарование великолепной постройки елизаветинской эпохи в стиле высокого барокко.

Главной святыней храма был храмовый образ Успения Божией Матери, конца XVIII века, пожертвованный Саввой Яковлевым; запрестольный образ Господа Саваофа, окруженного херувимами, держащего в левой руке шар земной и скипетр, а правою рукой благословляющего; образ Христа Спасителя, замечательный тем, что устроен вологодскими гражданами в благодарение Богу за избавление Вологды от моровой язвы (чумы) в 1605 году; икона святого благоверного князя Александра Невского в память 1 марта 1881 года — дня трагической гибели Царя-Освободителя Александра II от рук «народников»; большая икона положения Господня во гроб; местные иконы в главном иконостасе — Спасителя и Божией Матери.

В приходе храма велась большая образовательная и благотворительная работа. При церкви действовало приходское духовное училище. С первых лет существования Спасо-Сенновского прихода здесь призревалось немало вдов и сирот. В 1871 году при церкви было учреждено, а через два года открыто благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам. А.Д. Водеников пожертвовал обществу участок земли за храмом, и на нем было возведено трехэтажное здание богадельни для призреваемых старушек и приют для детей. В течение 23 лет А.Д. Водеников был председателем общества и пожертвовал ему за это время более полумиллиона рублей. Первоначально в богадельне призревалось 30 старушек, позднее их число выросло до 80, приблизительно столько же детей было в приюте Спасо-Сенновской церкви.

После революции из церкви Успения дважды изымались церковные ценности. Был изъят и серебряный престол. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся кафедральным обновленческим собором. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом 1200 пудов были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 гг. передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 года храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели».

В январе 1961 года храм, с которого перед этим сорвали кровлю (позолоту и медь), взорвали, освободив место под строительство павильона станции метро «Площадь мира» (ныне — «Сенная площадь»). Кстати, перед взрывом архитектор Ю.М. Денисов сделал обмеры храма, сохранились поэтажные чертежи и разрезы здания церкви, которые можно использовать для восстановления храма.

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 году по проекту Луиджи Руска и 1836 году по проекту А.И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова 1867–1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов.

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С. Яковлева. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача.

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на теплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через пять лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году.

2 октября 1764 года настал черед правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 года — главного, холодного, освященного сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящен во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14 января 1822 года был освящен им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря — во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 года — северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после ее освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897-1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, — пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф. А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, картины Г. Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.

Успенская церковь, более известная под именем «Спаса-на-Сенной» (по названию одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. В 20-х годах XIX века при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 году при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16 декабря 1873 года. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне — облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины. Ныне в память об этой святыне рядом с вестибюлем станции метро строится небольшая часовня.

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение , но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Церковь стала островком духовной жизни в самом сердце Санкт-Петербурга. Городское месторасположение способствует ее обширной социальной и просветительской деятельности. Она проводит активную благотворительную работу.

Список приделов

Церковь Пресвятой Богородицы имеет наибольшее количество престолов в Санкт-Петербурге: всего их насчитывается семь. На нижнем этаже храма устроены три придела:

  • В южном находится престол святых Кира и Иоанна;
  • В северном: престол Покрова Пресвятой Богородицы;
  • В главном: престол Благовещения Пресвятой Богородицы.

На верхнем этаже храма расположились следующие приделы:

  • Главный: престол Воздвижения Креста Господня;
  • На хорах: престол Зачатия Иоанна Предтечи, придел находится в мансардном помещении;
  • Боковые: Ильи Пророка и Пророка Пресвятой Богородицы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]