Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (Москва)

Мiръ

Россия Москва Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (Москва) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.75849720000000075970092439092695713043212890625,»lon»:37.60992780000000124118741950951516628265380859375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%92%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BA%D0%B5_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0412\u0440\u0430\u0436\u043a\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0412\u0440\u0430\u0436\u043a\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u041f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434 \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0412\u0440\u0430\u0436\u043a\u0435 \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u0435\u043d \u0441 XVI \u0432\u0435\u043a\u0430. C\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0434\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0442\u0440\u0435\u0445\u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0445\u0440\u0430\u043c\u0430 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u043e \u0432 1860 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u0410\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440 \u0410.\u0421. \u041d\u0438\u043a\u0438\u0442\u0438\u043d.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0438\u044f \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b \u043d\u0430 \u0423\u0441\u043f\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u043c \u0412\u0440\u0430\u0436\u043a\u0435 (\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430)»,»link»:»»,»lat»:55.75849720000000075970092439092695713043212890625,»lon»:37.60992780000000124118741950951516628265380859375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.758549; 37.609847

Россия, Москва, Газетный переулок, 15

Москва

Россия

Телефоны

: (495) 692-05-63, 692-05-64

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке

— православный храм, принадлежащий к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Приход храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке известен с XVI века. Cовременное здание трехпрестольного храма построено в 1860 году. Архитектор А.С. Никитин.

История[править]

Считается, что название «Успенский вражек» происходит от деревянной Успенской церкви стоявшей на берегу оврага (вражека), который проходил между улицами Никитской и Тверской. Считается, что церковь существовало еще до 1531 года, поскольку название «Успенский вражек» упоминается в Никоновской летописи.

Однако первое документальное упоминание однопрестольной деревянной церкви относится только к 1625 году. В 1647 году Григорием Горихвостовым на месте разобранной деревянной церкви была построена новая каменная с двумя приделами, во имя Николая Чудотворца и во имя Иоанна Предтечи.

В 1775 году Никольский придел был разобран, а вместо него построили отдельную каменную церковь с тем же именем. В 1857-1860 годах храм был перестроен на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго, а его престолы были освящены свт. Филаретом, митрополитом Московским.

В 1924 году храм был закрыт, а в его здании размещен Московский областной исторический архив. В 1979 году здание ремонтируют и размещают в нём междугороднюю телефонную станцию, в алтарной части размещают кассу, а на месте Царских врат располагают её окошко.

В 1992 году было издано Постановление Правительства Москвы о возвращении храма Русской Православной Церкви. В 1996 году общине был отдан в пользование нижний крипт храма, который был освящен во имя Николая Чудотворца, где в Фомино воскресение была свершена первая литургия. В 1999 году был передан верхний храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. С самого начала настоятелю храма отцу Владимиру Лапшину и его прихожанам помогали прихожане двух других храмов: свв. бессребр. Косьмы и Дамиана в Шубине и Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.

Здание эклектичной архитектуры венчает небольшая глава, над крыльцом храма высится шатровая колокольня. Приделы верхнего храма: во имя прп. Сергия Радонежского и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

При храме существует детская воскресная школа, проводятся евангельские чтения и семинары «Христианство и литература». Приходская группа «Милосердие» организует горячее питание для бездомных и неимущих. Группа помощи детям-сиротам опекает больных в интернатах.

Церковь Успения Богородицы на Успенском вражке


В старину между современными улицами Тверской и Большой Никитской проходил глубокий овраг, по которому вода стекала в реку Неглинную. Возле оврага с первой половины XVI века находилась церковь Успения Божией Матери. По ней вся местность получила наименование Успенский Вражек. Москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «Большая территория между двумя этими улицами рассечена хитро переплетенной сетью переулков. Один из них следовал направлению притока реки Неглинной и назывался так же, как и он, – Успенский вражек. Эта небольшая речка и сейчас проходит под старым зданием университета, под аркой в центре его».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке в своем роде уникальная. История этого храма неразрывно связана с местностью, в которой она находится. Топонимическое уточнение «на Успенском вражке» сохранилось в названии еще одного московского храма – Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. А более двухсот лет назад церквей на Успенском вражке было как минимум в два раза больше: известны храмы Леонтия епископа Ростовского на территории Московского университета и пророка Елисея в том же Брюсовом переулке. Первый упразднили в конце XVIII столетия, а второй – на несколько десятилетий позже.

Точное время появления здесь первых поселений определить достаточно трудно, но доподлинно известно, что в XIV веке от Кремля были проложены две дороги в Великий Новгород. Одна шла через Тверь и называлась Тверской, а другая – через Волоколамск и носила название Волоцкой. Отрезки этих дорог, установившиеся на рубеже XV и XVI веков, превратились соответственно в Тверскую и Большую Никитскую улицы. Вдоль этих важных московских трасс возникли первые дворы и слободки, а потом стала заселяться и территория между Тверской и Волоцкой дорогами. Район Успенского вражка упоминается в Воскресенской летописи под 1531 годом:

«И в той же пяток, на семом часу дни, загореся внезапу зелие пушечное на Москве, на Успленском враге, на Алевизовском дворе; делаша бо его на том дворе градские дюди и згореша делателей тех от зелия того в един час боле двою сот человек; а ко двору тому и к иным двором Божиим хранением не прикоснуся огнь». В XVI веке здесь был устроен пороховой завод. Взрыв в 1531 году оказался настолько мощным, что даже попал в летопись. Летописец сообщает, что пожар произошел «на Алевизовском дворе». Есть версия, что архитектору Алевизу Фрязину царь пожаловал двор, на котором после смерти зодчего стали производить «зелие пушечное» – порох.

Упоминания об Успенском вражке встречаются и во многих документах Посольского приказа – правительственного учреждения в Москве, ведавшего сношениями с иностранными государствами. В записях 1536, 1555 и 1556 годов говорится, что «за Неглимною, на Успленском враге» на посольском дворе останавливались литовские послы. Согласно этим документам, еще раньше на месте Литовского двора был «цесаревых послов двор», где жили послы императора Священной Римской империи. К середине XVI века район Успенского вражка был плотно заселен, а после сооружения мощной стены вокруг Москвы, Успенский вражек вошел в черту Белого города.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы появилась как центр одного из древних поселений. Московский краевед В.Б. Муравьев о.

В 1647 году на месте сгоревшего храма построили новую каменную Успенскую церковь. Храмоздателем выступил знатный московский дворянин Григорий Горихвостов. Основателем этого известного рода является владимирский боярин Федор Васильевич Горихвостов, прозванный Голова. Род Горихвостовых внесен в родословные книги Московской и Санкт-Петербургской губерний. Григорий Иванович решил устроить в храме паперть и два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский. В церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке находилась родовая усыпальница Горихвостовых: в так называемой «колокольной палатке» – специальном помещении под колокольней.

В 1728 году соседнее с Успенской церковью владение приобретает Даниил Иванович Яньков. Его отец Иван Васильевич Яньковский бежал из Македонии из-за притеснений турок и был вынужден поселиться в Польше. Вскоре он перебрался в Россию и поступил на военную службу. Даниил Иванович Яньковский (он стал называть себя Яньков) пошел по стопам отца и при дворе императрицы Анны Иоанновны дослужился до помощника гоф-интенданта – чиновника, который заведовал всем дворцовым хозяйством. После участия в строительстве Анненгофского дворца в Кремле ему был пожалован чин майора, а через некоторое время Даниил Иванович стал гоф-интендантом.

В 1730-х годах в глубине двора своей усадьбы Яньков выстроил двухэтажный особняк, богато украшенный пилястрами, белокаменными капителями и узорными наличниками. Ближе к красной линии переулка были построены два флигеля. Церковь Успения на Успенском вражке оказалась окруженной с двух сторон усадебными корпусами. На собственные средства Даниил Иванович построил придел Николая Чудотворца. По долгу службы Яньков постоянно находился в столице и в своей московской усадьбе бывал редко. Умер он в Петербурге в 1738 году и был похоронен в Александро-Невской лавре. Усадьбу унаследовал сын Даниила Ивановича Александр Даниилович Яньков.

Мемуаристка Е.П. Янькова – дальняя родственница московских Яньковых – в книге воспоминаний пишет: «Александр Даниилович прекрасно говорил по-французски и по-немецки, изучал разные науки: историю, математику и астрономию. Он был очень красив собою, умен, да к тому же еще и состояние получил после отца большое, и по всему был принят в лучшем кругу… Он женился в 1745 году. Свадьба была в Москве, в приходе Успения на Овражке, в Газетном переулке, где у них был свой дом. Он жил очень хорошо и открыто; когда он женился, у него была золотая карета, обитая внутри красным рытым бархатом, и вороной цуг лошадей в шорах с перьями».

Яньковы оставались владельцами усадьбы до конца XVIII века. Все это время они были главными жертвователями церкви Успения Божией Матери на Успенском вражке. В 1760-х годах Александр Данилович вместо придела Николая Чудотворца на церковной земле построил отдельную Никольскую церковь. В 1766 году Яньков скончался и был погребен в Никольском храме рядом со своими детьми, умершими в малолетнем возрасте. В 1790 году церковь Успения обновлялась последний раз на средства семьи Яньковых. В 1802 году владельцем усадьбы становится премьер-майор Яков Михайлович Маслов, который был восприемником П.В. Нащокина – близкого приятеля А.С. Пушкина.

После московского пожара 1812 года восстановленная усадьба сменила несколько хозяев, а в 1832 году ее приобрел богатый купец Сергей Афанасьевич Живаго. Сергей Афанасьевич – представитель древнего рязанского купеческого рода, известного в деловых и общественных кругах с XVIII века. Он был крупным предпринимателем, членом московской городской думы, неоднократно избирался на различные должности в органы городского управления. В начале 1860-х годов Живаго выступил инициатором создания Московского кредитного общества. Живаго пожертвовал двадцать тысяч рублей на создание Рязанского городского общественного банка.

Сергей Афанасьевич разработал систему благотворительной деятельности банка, чтобы «поднять в массе бедного класса людей уровень образования, повысить нравственность, спасти от нищеты и погибели детей бесприютных и услужить здоровью тех, которые по уставу монастырскому изнуряют в физическом и духовном труде силы телесные». До конца своей жизни Живаго оставался старостой церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. По заказу Сергея Афанасьевича академик архитектуры, будущий строитель Теплых торговых рядов на Ильинке, А.С. Никитин разработал проект перестройки храма. В 1860 году возведение новой церкви было завершено.

Успенский храм с колокольней практически вплотную примыкал к Никольской церкви. В новом храме устроили три престола: Успения Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского – небесного покровителя храмоздателя. Односветная зала церкви была разделена на три нефа рядами столбиков. Никитин выстроил приземистую одноярусную колокольню, в которой звонило шесть колоколов. Внутри церковь представляла собой квадратную палату с каменным полом и была отделана белым, черным и голубым мрамором. Над западным входом были устроены хоры, пройдя под которыми, прихожане попадали в просторное помещение храма.

Выходящий на улицу южный фасад украсили рельефными изображениями. Скульптурное убранство главного фасада является уникальным для Москвы, хотя довольно часто встречается на церквях Петербурга. В то же самое время в Первопрестольной столице возводился храм Христа Спасителя. Новаторские приемы той грандиозной стройки были применены и в скромной церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке. Скульптуры выполнил знаменитый скульптор Н.А. Рамазанов, который украшал храм Христа Спасителя и сделал посмертную маску Н.В. Гоголя. В скульптурах Успенской церкви впервые был применен английский портланд-цемент.

Освящал храм в 1860 году митрополит Филарет, который о церкви и сказал, что она «принадлежит к числу лучших и наиболее посещаемых молящимися церквей Москвы». Митрополит выразил благодарность Сергею Афанасьевичу за все, что он сделал для храма. Священник и прихожане просили о представлении его к заслуженной награде, но Живаго от высокой награды отказался. Вместо него золотую медаль получил его брат Иосиф Афанасьевич, который на протяжении многих лет также являлся жертвователем храма. После смерти Сергея Афанасьевича Иосиф Афанасьевич стал старостой церкви.

После Октябрьской революции 1917 года богослужения в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке продолжались только до 1924 года. После закрытия в здании храма располагался Государственный исторический архив Московской области. Некоторое время первый этаж Успенской церкви занимали мастерские метростроя и жилая квартира. В 1955 году был полностью разрушен придельный храм Николая Чудотворца, на месте которого так ничего и не построили. В 1960-х годах на первом этаже Успенской церкви находилась московская фабрика швейных изделий, а на втором – Исторический архив архивного управления Министерства внутренних дел.

В книге П.Г. Паламарчука «Сорок сороков» сообщается: «С 1979 года исторический архив из здания был выселен, внутри проведен ремонт и открыта телефонная станция для международных переговоров. В царских вратах размещено окошко для размена монет. Главы храма и колокольни с крестами сломаны, сбит кокошник с барельефами, помещавшийся над южным фасадом, окна звона колокольни заложены». В 1992 году церковь Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке была возвращена верующим. Однако общине во главе с настоятелем отцом Владимиром Лапшиным пришлось долго бороться за свой храм. Только в 1996 году прихожанам отдали первый подвальный этаж.

В этом помещении с крысами и тараканами никогда до этого момента не было освященной церкви, а до революции там располагались дровяные склады и всевозможные подсобные помещения. Отец Владимир освятил новую церковь в честь святителя Николая – в память о разрушенном в советские годы придельном храме. Через два года общине возвратили верхнюю Успенскую церковь, а в 1999 году в праздник Отдания Успения Пресвятой Богородицы был освящен главный престол. Сегодня при храме работает приходская группа «Милосердие», которая оказывает духовную и материальную помощь бездомным, неимущим, больным и сиротам.

Церковь Успения сохранила для нас память об уникальной древней местности. Трудно поверить, что несколько столетий назад во время весенних паводков добраться с Тверской на Никитскую можно было только на лодке: вода в Успенском овраге поднималась очень высоко. За годы советской власти церковь утратила свой первоначальный облик. К счастью, на сегодняшний день храм восстановлен и вновь радует глаз. Кстати говоря, над воссозданием скульптурного убранства трудился скульптор А.П. Семынин, который работал также и над восстановлением храма Христа Спасителя. Мистическим образом наш современник повторил судьбу своего предшественника Н.А. Рамазанова.
Денис Дроздов

Храмы моего города

Поделиться

Адрес храма Успения Пресвятой Богородицы:

Г. Москва, Газетный переулок, 15

Схема проезда:

Контакты:

Москва, Россия, 101999 Газетный переулок, 15; Телефоны, 692-05-64, [email protected]

Адрес сайта: https://uspenie.ru/

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке – сама по себе церковь старинная, известная, видимо, как минимум с начала 16 века. А вот нынешнее здание насчитывает немногим поле полутора столетий.


Да и само название Успенского оврага – Успенского вражка – происходит как раз от названия той церкви. Успенский Вражек это древнее урочище между Тверской и Никитской улицами. Здесь в те далекие времена находились дворы послов – Литовского, и двор посла Священной Римской империи. К слову, забавная деталь. Честно скажем, к истории церкви не имеет никакого отношения. Но как часть истории нашей страны, может оказаться очень интересной. Известно даже по временам СССР, что общение москвичей с иностранцами, скажем так, не приветствовалось. И вот цитата из царского наказа царским приставам при иностранных послах 1556 года: «чтоб к послом на двор, опричь приставов, не ходил никто никаким делом, и не говорил бы с ними никто ни о чем, а на Успленском враге держати сторожа, чтоб мимо послов двор не ездил же никто». Вроде, с чего бы это? Да все просто. Если учесть, что в обязанности послов входил еще и сбор разведданных. Ничего не напоминает из современности? Впрочем, мы отвлеклись. Первое документальное упоминание однопрестольной деревянной Успенской церкви относится к 1625 году. В 1647 году на этом месте построили новую, каменную с двумя приделами во имя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. В 1775 году Никольский придел разобрали, а вместо него построили отдельную каменную церковь того же имени. Позже этот храм разобрали при постройке Дома композиторов. Нынешнее – эклектичное — здание храма построено в 1857-1860 годах на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго. Вообще, эклектика – это смешение разнородных стилей, которое, как правило, на выходе дает нечто несуразное. Но не в нашем случае. В этом легко убедиться, лишь взглянув на храм. На мой взгляд небольшая шатровая колокольня и небольшая традиционная глава странным образом сочетаются с общим объемом здания, которое в полной мере выражает тенденции архитектуры 19 века. Ну, напоследок еще цитата. Отзыв о храме на одном из сайтов. «Там очень красиво, хоть церковь и небольшая, но как-то тепло там, уютно… Или вот еще: «…сказочное место, одновременно небольшой по размерам, но сказочной красоты. В храме можно послушать церковный хор, который своим исполнением просто затрагивает душу…» Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке. Газетный переулок, дом 15.

Успенский храм в Газетном переулке — почему он особенный?

Эта церковь ломает стереотипы. Точнее, развенчивает одно из самых главных заблуждений: что Церковь настолько консервативна, что не терпит какой-либо инакости. Проще говоря, даже не пытается быть понятной современному человеку.

Храм в Газетном переулке. Вы увидите приход, в котором женщины свободно ходят без платков. Где внутреннее устроение храма аскетично — нет золота, нет живописных иконостасов: все очень просто.

Этот храм — едва ли не единственное место в Москве (или, по крайней мере, одно из очень немногих), где службы проходят на современном русском языке. Не полностью, но выборочно отдельные фразы в молитвах произносятся не на церковнославянском, а на языке понятном широкой публике (по моему, вместо «…и весь живот наш Христу Богу предадим» священник возглашает «…и всю нашу жизнь Христу Богу воздадим»).

Есть и другие отличия от устоявшихся традиций. Например, мне запомнилось, что часть молитв, которые в «обычных» храмах поет хор, здесь — поют всем храмом.

Служба на русском и другие «новшества» — как к этому относиться?

В этом храме в Газетном переулке присутствует попытка воссоздать дух ранних христианских служб, когда Литургия часто была не торжественным, — полным, казалось бы, церемониала, — действом, а действом живым — общинным, где все — вместе во Христе, истинные братья и сестры. Где нет иконостасов, отделяющих Таинство от людей. Где есть — сугубая, разделяемая каждым и неделимая во всех радость от Причастия и Литургии.

Еще одна цель настоятеля этого храма: поиск «языка», который будет понятен современному человеку: молодежи, людям постарше — всем тем, кто является частью этого Нового мира, который становится шире, свободнее, масштабнее и более вездесущий. Интернет, гаджеты, синхронизации, свобода личности, право самовыражения, любой страх перед закостенелым консерватизмом и т.д.

Но откуда тогда, лично у меня, ощущение противоречия от этого храма (первый раз даже возникла мысль, что это не православная церковь)? Почему, заходя туда, не ощущаю ничего и сразу спешу в соседний храм — в Брюсовом переулке, где все «традиционно» и «консервативно»? Почему мне роднее ладан и позолота?

Может быть, потому что те раннехристианские общины, по духу и форме которых мы иногда тоскуем, были рождены трепетом ко Христу, Дыханием Духа Святого и общей Сокровенной Любовью, а не — «духом времени» и стремлением «быть понятным»?

Храм Успения Пресвятой Богородицы, 2006 год, вид с Газетного переулка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]